Тактические приемы
немепких истребителей

‚В воздушных боях на нашем участке
Фронта немцы прибегают к самым разно-
образным тактическим приёмам.

Шестёрка наших истребителей под
номандованием капитана Лойко, барражи-
руя над полем боя, встретилажь с шестёр-
кой немецких истребителей. Немцы не
пошли сразу всей группой в атаку, а
применили иную тактику. Четыре «Фокке-
Вульфа» завязали бой, а третья пара уш-
ла вверх и заняла там выгодную  пози-
цию. Эта верхняя немецкая пара внима-
тельно следила за возтушным боем, ждала,
не оторвётся ли’ кто-нибудь из советских
летчиков. И стоило только нашему истре-
бителю  отколоться, потерять  огневое
взаимодействие с напарником, как стере-
гущие  «Фокке-Вульры» сваливались
сверху и атаковали его. i

В другом воздушном бою co стороны
немцев участвовали восемь немецких ист-
ребитедей, с нашей — шесть. Однако не-
посредственно дрались только четыре нём-
ца: третья пара ходила выше «на подхва-
те», а четвбртая—ещё выше. В последней,
так сказать, «контрольной паре» находил-
ся немецкий офицер, который командовал
по рахио всей восьмёркой. В ходе боя один
на лётчик оторвался от группы. Его не-
медленно атаковала пара немцев, дежурив-
шая «на полхвате». Советский «яетребок»,
Умело защищаясь и сам атакуя,  отвлёк
эту пару. Тогла немепкий офицер сверху
скомандовал (команла была принята на-
шей наземной станцией), чтобы одна па-
ра из четвёрки, которая вела бой, заняла
высотную позицию и стала Ha место
ушелшей, находившейся посерелине пары.

Давно было известно, что немпы уде-
ляют большое внимание слётанности пар,
— теперь они также стремятся к слётан-
ности группы. В чём сущность этой слб-
танности? В том, чтобы не только  дер-
жать строй, но, имея запас заранее раву-
ченных комбинаций боя, применять их В
зависимости от обстановки.

Замечено, что в последнее время про-
тивник стал чаше применять так называе-

мую «растянутую дистанцию». На-днях
лейтенант Латышев прикрывал группу
бомбардировщиков и встретил  «Фокке-

Вульф-190». Немец, укрытый двухрялным
эвезлообразным мотором, пошёл в лобовую
атаку. Наш лётчик, развернувшись на
180°, принял вызов немца и, проскочив
ero, стал заходить в хвост противнику.

Но оказалось, что сзади нз растянутой до
2—3 километров. дистанции шла ещё 0д-
на пара, которая в свою очередь атако-
вала нашего истребителя в хвост. Лейте-
нант Латышев развернулся, атаковал за-
мыкающую немецкую пару и тем самым
избежал огневых «клещей».

Нередко приём «растягивания дистан-
ций» применяется целой группой ‹немец-
ких истребителей. Взять к примеру чет-
вёрку, велущую бой на виражах. Как мо-
жет сложиться такой бой? Радиус виража
у немецкого истребителя больше, слелова-
тельно, наши лётчики, оказавигиеся внут-
ри круга, легко заходят в хвост первой
немецкой паре. Межлу тем вторая немеп-
кая пара умышленно делает ещё больший
радиус, пропускает пару, потом сама бьёт
в хвост. ;

В этих комбинациях одновременно за-
ключены сила и слабость нашего возтуш-
ного противника. Комбинащии его сильны,
когда с нашей стороны противостоит. не-
елётанная группа и ведущий её не обла-
дает тактическими навыками. Слабость
немцев в том, что их тактика шаблонна.
Как только наши лётчики  разгалывают
этот немецкий шаблон и оказывают про-
тивниюу умелое тактическое противолей-
ствие, немцы становятся беспомощными.
В недавнем бою нашей восьмёрке при-
ивлось встретиться с восьмёркой «Фокке-
Вульфов». Ведущий групны майор Мате-
DUH приказал по радио олной паре выйти
из боя и занять выголную позицию для
атаки. Это сразу усложнило обстановку
для немцев и поставило их втупик. Они
немедленно всей грунпой вышли из 60x.

Боевая практика, таким образом, выдви-
нула вопрос 0: слётанности не одной пары,
а целой группью Причём слётанности, 9с-
нованной не только на единстве строя, но
и на огневом взаимодействии, умении
противопоставлять немецкой тактике свои
тактические приёмы. В связи с этим мы

‚должны, уделяя внимание слетанности па-

ры, одновременно тренироваться в слажен-
ности действий группы. Возлушные ком-
бинации необхотимо разыгрывать сначала
на земле, способом «nem по-лётному»,
на моделях, затем применять в процессе
предполётной полготовки и, наконец, уме-
ло применять в бою. .

Полковник Г. ИВАНОВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Bee ee A a

РАЗГАДАННЫЕ УЛОВКИ ВРАГА

178 боевых вылетов сделал капитан
Вашуркин, из них 173 — ночных. Тяже-
лый корабль, ведомый Вашуркиным, не-
однократно появлялся над городами и про-
мыименными  0б’ектами во  вражеском
тылу. Штурман налетал более 500 часов
и славится как мастер своего дела.

Ему не раз доводилось разгадывать
уловки врага, обнаруживать аэродромы,
танковые колонны и вражеские заводы,
как бы их ви маскировали немцы. .

В олном из городов, расположенных в
глубоком немецком тылу, Вашуркин раз-
рушил военный завод.

Полёт этот протекал так. Штурманские
расчёты оказались. правильными, и в 34-
ранее предусмотренное время перел эки-
пажем открылась панорама  освещенного
огнями города. Нацьих здесь не ждали. Без
©с0бого трула штурман отыскал военный
завод и, пересекая цель с юга на север,
сбросил первую серию бомб. Разлались
взрывы. Свет в городе сразу погас. Бом-
барлировщик сделал второй заход, на этот
раз уже с запала на восток. Город был
окутан темнотой, и освещёнными остава-
лись только злания, по ‘контурам похожие
на завод.

«Странно», — полумал  Вашуркин
посмотрел на план города. Оказалось, что
освещён лагерь политзаключенных, очер-
тания которого сверху были подлеланы
од завод. А впереди, правее лагеря, к
небу поднимались языки пламени. Это

горели действительные корпуса завода.
Сюда Вашгуркин сбросил и вторую серию
бомб.

Недавно налпи ночные бомбарлировтики
получили задание — бомбить на одной из
дорог колонну пехоты и автомашин. Цель
— узкая. Ночью её трулно вайти, oco-
бенно когда она в движений.

Немпь, желая замаскировать колонну,
прибегли к одной из своих уловок. Впе-
ред, за несколько километров от головы
колонны в направлении движения мапгин,
они расставили на дороге фонари. Когла
смотришь вниз с самолёта, то кажется,
что это двигаются машины с зажженными
фарами.

Первый экипаж попался на уловку Фа-
пеистев. Он отбомбился по фонарям. Ва-
шуркина же, немцам не удалось обмануть.
Он увилел, что фонари погасли только В
том месте, где разорвались бомбы. В дей-
ствительности, когда бомбить колонну ма-
шин, так не бывает. Обычно при налёте
немцы гасят свет во всей колонне. Ва-
шуркин понял, что немец хитрит. Он про-
шел дальше и нашел подлинную колонну,
которая двигалась без света. Самолёт за-
шел. по отношению к дофоге пот малым
утлом и с малой высоты перекрыл цель
бомбами. На земле начались взрывы.

И эта уловка врага была разгадана.
Капитан В. ШАШКИН.

и. вовше (7 00 ре мление

Так жизнь скучна, когда боренья нет.
М. Лермонтов.

Командир” полка сетовал на погоду: —

— Ну, и ноченька! Хоть бы одно т@м-
ное пятнышко на’ небе, а видимость —
Ноль. ТОЛЬКО — в зените. :

Но-весеннему яркие звёзды были щед-
ро рассыпаны на чистом мартовском небе,
озарённом вспышками ракет. Ho из-за гу-
стой дымки земля совершенно не про-
сматривалахсь, словно Кто-то заключил её
в непроницаемый колпак.

В ту ночь мы наступали. Врат, преда-
вая всё живое огню. торопился отвести
технику в глубину обороны. Множество
железнолорожных эшелонов он сосредото-
чил на Н-ском крупном узле. Дальним
бомбарлировщикам было приказано, не
считаясь с тяжёлой метеорологической об-
становкой. разгромить узел.

Запасных аэродромов, гарантирующих
безопасность посалки на маршруте, не бы-
ло. В эту ночь приземляться вынужденно
вне аэродрома лётчики вряд ли рискнули
бы. Команлир полка дал экипажам задание,
в случае нужды выбрасываться на парз-
пеютах. ~

Нал пелью, CHABHO прикрытой крупно-
Калиберными батареями,  леелтками про-
жекторов и аэростатами. висела та же гу-
стая лымка. Бомбить прицельно с боль-
пюй высоты было неразумно. Экипажам
предстояю снижаться для прицельного
бомбометания при жестоком противолейст-
вии врага. .

Тяжёлая ночь вылалась для лётчиков!
Казалось, их физические силы, воля были
на пределе. Но сознание воинского долга
превозмогало усталость. Возвращавшиеся
экипажи TYT же, на команлном пункте,
наспех ужинали, снова салились в маши-
ны и улетали в серебристый мрак, поверх
которого где-то в нелосягаемой вышине
попрежнему сияли крупные весенние звез-

Kol. ME
‚ Я помню, каким воэбужденным возвра-

21113312.  -

тился © задания лётчик Алеханович. Он
едва не врезался в немецкий аэростат и
как вещественное доказательство привёз
на консоли крыла лоскут оболочки. Дет-
чик Шатров, один из опытнейших в пол-
ку, имевший 240 вылетов, испытывал та-
кое сильное напряжение в длительном п9-
лёте, что посалил машину поперёк старта.
В промокшем насквозь от испарины мехо-
вом комбинезоне он вошёл в лётную ком-
‘нату и тяжело опустился на скамью, при-
говаривая:

— Yopr её знает, что за ночь! Поверх
головы — благодать: звезды, луна. А 10
‘сторонам и вниз — хоть глаза выколи!

В эту ночь готовился усовершить свой
сотый боевой вылет командир эскадрильи
майор Семен Арсентьевич Степченко, или,
как ласково звали его в полку, «Степчв-
нок». Сотый вылет... Это расценивалось,
как некоторое событие для части. Но бы-
ло и другое событие, ешё более
чительное? одна из эскаприлий полка се-
голня удачным бомбометанием по  фалтист-
скому узлу завершила тысячный вылет и
открывала счёт второй тысяче. Степченко
командовал не этой эскадрильей, но в Н3-
чале войны он первым открыл боевой счёт
всего полка.

Экипажи по традиции собирались отме-
тить эти два немаловажных события т9-
варищееким ужином на рассвете. Они уже
предвкущали дружескую застольную бесе-
ду. лва-три тоста за юбиляров, может
быть, тур вальса в тот час, когда потух-
нут звезлы, a HOTOM —— con, хороший,
глубокий, до полудня... Молодость!

Семен Степченко не считал себя м0-
лолым. Многое ему пришлось пережить.
Его мужественное лицо © умными, широко
расставленными глазами носило еле при-
метные слелы катастрофы. когда сбитый
«Мессершииттом» он едва не сгорел, Это
случилось давно, многие летали забылись.
Степченко при первом знакомстве не Убт
пел удовлетворить моей любознательности;

‹ АДРЕС РЕДАКЦИИ: Потаповсний пер.лА. 3. ТЕЛЕФОНЫ „РЕДАКЦИИ: сенретариат К 5-52-

зна-,

$

СТАЛИНСКИЙ CO

кол.’

Хорошая работа

Немецкий генерал, что проиграл сраженье, Но где добыть пять тысяч сто крестов?

Такое дал распоряженье:

«Убитых русскими немецких всех солдат
Похоронить немедленно и в ряд

На площади — могила близ могилы,
Чтоб это симметрично было -

И чтобы тот, кто пал на поле бранном,
Спал под крестом. добротным, деревянным;
Для проведенья погребенья }
Пригнать на площадь населенье...».

Разбили кладбище, в нём было сто рядов,
Могилы вырыли для вечного покоя,

ея, зле
Забота о летчике и

На аэродроме, где начальником гарня-
зона полковник Воронец, хоропю постав-
лено бытовое обелуживание/ лётно-техни-
ческого. состава. Здесь после боевого лня
или напряжённой ночи комавдиры, летчи-
ки, техники, красноармейцы имеют воз-
можность сытно поесть в столовой и от-
дохнуть в тёплом, чистом общежитии.
Ежедневно действует баня. Для прибыва-
ющих открыта гостиница с уютными, тбп-
лыми номерами. Работает клуб, где регу-
лярно устраиваются  киносеансы и ко-
церты.

Умело ‘организовано питание лётного я
технического состава, В столовых всегда
обеспечено разнообразие меню, персонал
вежлив, приветлив, работает быстро.

Отличное впечатление оставляет Kpac-
ноармейская столовая. Заведующий стар-
ина Петр Павлович Кастрыкин — ©та-
рый опытный повар. Он положил много
трудов, чтобы наладить образцевый поря-
ДоЕ и чистоту в столовой, рационально
эргачизовать приготовление пищи.

Большую заботу о командирах, лётчи-
ках проявляет персонал столовой № 1.
Заведующая тов. Шабаритина,  етарптий
повар Мельников ежедневно обеспечивают

я

Лётный день окончен.

ето мысли были поглощены сотым выле-
TOM,

И он вылетел радостный, переполиен-
ный желанием померяться силами с про-
тивником и стихией в тяжблую звбэлную

ночь, вылетел без пгума, как привык де-.

лать это 99 рав, шепнув
мым отлетом:

— В борьбе — смысл бытия! Иначе я
ощущаю скуку жизни, теряю её вёли-
чие... :

Ht cpasy после этого шутливо добавил:

— На столе у связиста я коробку с
«гвоздями» забъм. Курите, пока летаю, а
не понравятся «гвоэди», в коробке най-
дете «болты» — те потолще, покрепче...

‘Последние слова Степченко потонули во
BCE возрастающем гуле моторов.

— Он у нас весельчак, золотой чело-
век! — заметил командир полка. — Вот

мне перед са-

увилите, из кожи вылезет, а боевой при-

каз- выполнит. На зорьке
вать его...

Но майор Семен Степченко но вернул-
ся. В 3 ч. 10 м. ночи он выполнил за-
дачу: в Зч 55 м., пройдя обратным
маршрутом линию фронта,  радировал:
«Отказал левый. мотор. Жлу распоряже-
ния», Команлир, полка немедленно пере-
дал: «Салитесь на ближайший аэролром,
по возможности итите на свой. Не уласт-,
ся — выбрасывайтесь». С этой минуты
связь прекратилась. Тревога за судьбу
экипажа стала возрастать. Наступал рас-
свет, а © Стеиченко ни слуху, ни духу...
Товарищебкий ужин был отменён.

будем чество-

гатках. Я курил’ «болты» Степченко, за-

холил в его комнату, где помещался он CO;

своим экипажем; украдкой смотрел на ат-

ласные цветы, прикреплевиые к изголовью,
его кровати и подаренные ему «маркизой»

(без образного словечка майор никак He
мог обойтись). Товарищи крепко любили
своего командира эскадрильи, рассказыва-
ли © нбм охотно.

— «ТБ-3» он называл «баржой», а
«ДБ» — «трамваем», — старался разве:
селить нас команлир полка.—Ла что вы,
ей богу. еилите такие скучные? Вернёт-

лётчиков, И это даёт хорошие плолья.

Легко сказать, — количество какое!

Трёх плотников нашли.

Сказали те: «Не прочь

Мы вашей армии помочь!

Любой из нас`готов

Почаще бы такую брать работу.
Трудиться будем до седьмого пота
И десять тысяч сделаем крестов».

Сергей МИХАЛКОВ

технике

лтриготовление разнообразного ассортимен-
та вкусных блюд.
Следует отметить

также шеф-повара

столовой № 2 Алексея Ивановича Талаки-,

па и повара Надежду Новикову, которые
стараются, чтобы лётчик получал всегда
вкусную пишу, и добиваются этого.

— Нам пищевой блок, —— рассказыва-
ет начпрод старший лейтенант Бабухин,
— располагает своим подсобным хозяйст-
вом, что даёт возможность нам удовлетво-
рять часть своих нужд из собственных
ресурсов.

Гарнизон имеет пекарню, молочную
ферму, свинарник и болышое пригородное
хозяйство. Пищевой блок гарнизона 00ес-
печивается собственными ранними и 1п03д-
ними овощами.

В гарнизоне работает ночной санаторий,
где отлыхают лётчики после ранений, б0-

лезней. Злесь ани получают усиленное
питание и необходимое  мелицииское 9б-
служивание. :

Начальник гарнизона тов, Воронеп из-

ряду с обеспечением боевой работы не
выпускает из поля своего зрения вопросы
‘культурного и бытового обслуживания

* Майор М. МИКОЛАЕВ. .

Фотоэтюд С. Кафафьяи,

ся... Опять бужет
«рычагами».
Тяжело было сознавать, что полк поте-

размахивать своими

го всегда’ первым на разведку погоды и
цели. Ато, как не Степченко, мог верно
оценить метворологическую обет ановку,

остальным успешно выполнить боевой
приказ? Ато болыше всех из эскадрильи,
кроме Героя Советского Союза Рубцова,
бомбил вражеские танковые колонны, же-
лезнодорожные узлы и другие об’екты в

ководя  эскадрильей, по праву мог бы
меныше летать. Нахолясь в возлухе, Степ-
ченко обладал способностью понимать бук-
вальНо с лвух слов переданный по коду
приказ командования 0 перенацеливании.
А какой это был «мостовик»! И какая это
отчаянная профессия быть мостовиком!
Вражеский мост, обычно сильно защищён-
ный огнём, нужно бомбить с ничтожно
малой высоты. Степченко всегда искусно
справлялся с этой залачей. Словом, коман-
дир эскадрильи был прирождённым бом-
барлиром.

`. Но Степченко отличался не только вы-
сокими качествами _ бомбарлира. Он был
прежле всего’ человеком неистребимой не-
цавиети к врагу, судьёй, карателем немеп-

воевал на своём  бомбардировщике, или,
как он выражался, «честно трулилея на

своем трамвае».
Два лня мы прожили в печальных 20- ‘

Часто его умные, дабрые глаза налива-
лись гневом, когла он вспоминал о местах,
где ротился, вырое. И если был бы/он
поэтом, то писал бы про свою родину сти-

старушка. две сестры. А, быть может,
никого из них уже нет на свете...

Мы вспоминали боевые дни пропавшего
команлира эскадрильи, как вдруг за дверью
услышали голос `Степченко.

— Отеняёнок, родной nam!

— Ой, как похудел!

Степченко устало улыбнулся и произ-
нёе тихо, гляля в землю:

pad лётчика высокого класса, выдетавше-

быстро найти цель, поджечь её и помочь

глубоком тылу? Степченко. А ведь он, ру-

ких убийц. И во имя суда, который on
творил ежепощно ‘по два раза, он честно

хи. Там жили теперь в певоле его мать-

ГЛАЗА“ РАЗВЕДЧИКА

снятые пРтурмовиками мосты, переправы,

Фотографирование и развела Их «дру-
жба» заротилась ещё в середине пропилого
века. Почти сразу же после изобретения
фотографии появилась мысль 00 66. ис-
пользовании пля разведки. А уже в 1904
тоду, во время русско-японской войны,
разведчики анимали укрепления фотоална-
ратом, установленным на аэростате.

Фотоаппарат — «глаза» воздушного
слелопыта — навсегла вошел В арсенал
вооружения армии. И, конечно, наиболь-
ший, доселе невиланный размах аэрофото-
служба получила в нынешнюю войну. 06
этом размахе даёт прекрасное прелставле-
ние нелавно открывшаяся в Москве вы-
ставка по аэрофоторазвенке (выставка ор-
танизована птабом BBC WA).

В длинном ряту выстроились отечест-
венпые аврофотовипараты —— АФА 33/20,
АФА-3С, АФА-ИМ.. По аппаратам этим
легко прослелить, как совершенствовалась
в лни войны техника аэрофоторазведки.

Одна тенденция характерна пля совер-
шенствования аппаратуры и метолов (po-
тографирования— максимально увеличить
ширину той полосы, которую фиксирует
знпарат с самолёта. Перед нами одна из
последних новинок — качающаяся фото-
установка, К ней изобретатели пришли
полгим путем поисков способа увеличить
ирину полосы, охватываемой аппаратом.
В одном из полков пытались добиться ето-
го бесхитростным ©1060б0м — IIpH фото-
графировании самолёт как бы раскачи-
валея. Но это потребовалю большого титур-
манского искусства. Тогла решили, проше
раскачивать аппарат. Таж появилась Кд-
чающаяся фотоустановка.

Рялом с отечественными аэрофотоуста-
новками стоят английские, американские.
Здесь же — трофейная немецкая аппара-

тура.

На стениах песятки фотосхем —— ‘это
работа воздушных разведчиков, вооружен-
ных фотоаппаратом. Здесь оборонительная
полоса Сычёвюи и Воронежа. «Глаза» раз-
вехчика зафиксировали всё JO `‘мельчай-
ших деталей, всё, что нужно наземному
командиру, что важно знать Питабам.

Фотосхемы — ‘свидетельство роста ма-

стерства,  изобретательности  воздупитых
разведчиков. Вот фотосхема района Tepe-
ка. Злесь есть прооветы — «белые пят-

на». Фотографирование велось одним ап-
паратом в несколько заходов. Отсюда и
«белые пятна». Рядом друтая схема раи-
она Новой Калитвы-—Филоново — сплош-
ная, ровная картина. И над этим palto-
ном развелчик делал три захода. Но на его
самолёте была оборудована сдвоенная фо-
тоустановка, Это решило успех;

Аерофоторазвелку теперь уже выпол-
няют не только стециальные самолёты, но
и истребители и штурмовики. Отдельный
стенд ‘показыватт их работу. Штурмовик
фотографирует с небольшой высоты.
даёт и перспективный снимок, на котором
HLL видим все предметы такими, какими
мы их привыкли вилеть в натуре. Ha
выставке демонстрируются отлично 34-

По сведениям английской авизционной
печати, в настоящее время в США на-
ходятся в серийном производстве два но-
вых четырёхмоторных бомбардировщика:
«Боинг В-29» и «Консолидейтед В-33».

Германской  самолёт- и моторострои-
тельной фирмой Юнкерс разработана коп-
струкция специального кока с антиобле-
денителем для винтов изменяемого шага,
который предотвращает возможность за-
мерзания смазочного масла во втулке и
образования на втулке льда,

Кок, в который   заключается втулка,
имеет двойные стенки и прикреплен к
сплошной стенке, находящейся за втул-
кой. у ;

Тёплый возлух, забираемый в кзмюте

—- Трамвай мой сгорел. Rar блин...

И, переминаясь, добавил ещё тише, ука-
зывая на ногу: :

—- Правый костыль устал, трое суток
шагал. Да... Трамвай сгорел... Тяжело ма-
шину бросать, душу ведь свою выбрасы-
ваешь. Сгорел ‘трамвай...

На глазах его навернулись слёзы.

— Й молодец! Правильно поступил! —
подбодряюще перебил командир цолка тов.
Чемоданов. — Му вот, теперь `отдыхай;
мойся... Или нет, подожди... рассказывай.

— Чо рассказывать-то? Мапвину вот
жалко. Красавица была. Моторы аж’ пе-
л®.. По цели, как было приказано, кре-
станул так, что немцы, кто жив остался,

надолго залюмнят мои гастроли. Подлетаю.

обратно к линии фронта: немцы весь огонь
на меня. Море огня! Смотрю, правый м0-
тор не трудится.. Прямое попадание. `Ма-
шину влево, влево разворачивает. А 0с-
колки снарядов стучат, словно кто сучья
в кабине ломает. Говорю штурману: «Пе
‘могу вести один. Помогай». Лобачев -по-
ставил обе ноги на пелаль. Самолёт, ко-
нечно. продолжает терять высоту. Чувст-
вую, выход один — выбрасываться. При-
казываю приготовиться! Выпрыгнули все,
я один остался. Вклютил фару, чтобы 0с-
мотреть местность Ночь светлая, а ничего
не видно. Я стал вылезать из кабины...

Далее мы услышали рассказ о том, как
могучей струёй положило Сленченко na
спину, на фюзеляж, как он боролся co
стихией, боясь, что струя сорвёт его во
внешнюю сторону и он Ударится о стаби-
лизатор; как он всё же переборол воздуш-
ный поток.

Я oo

— Силы в эти мгновенья — море
Словом, я рванул за кольцо в метрах ста
от земли, Очутился на ней, когда пара-
шют ещё не успел полностью раскрыться.
Встал, как смог, на свои костыли. Вижу,
метрах в пятидесяти горит моя машина.
Пулемётные ленты, ракеты рвутся... И
такая тяжесть легла мне на серлие...

— И ешё ‚ раз повторяю, правильно
сделал, Степчёнок! — заключил командир
полка. — А маптина...

мы сеголня четыре
HOBBIX с завода перегоняем. Отдыхай, ку-

99, отв. секретарь редакции К. 5-60-10, нач. издательства К 5-98-02,

\
\

железные дороги. р

Аарофоторавведка ведётся лиём и потью,
На стенде —— образцы снимков, слелатных
ночью авиацией дальнего действия,

Один из Наиболее интересных разхело»
выставки — 979 показ того, как истюль-
зуются’ результаты аэрофоторазведки,. Мы
видим огромную, Е рН
ную осхему района лиссельбург—
Ва Дубровка-—Синявитю. 9%
плоды больших трудов лепингралеких воз-
душных разведчиков. Они зафиксироватя
на пленку все оборонительные сооружения”
и огневые. средства  пемпев на Невском
направлении. Когла снимки были детшиф-
рированы, в штабе на обычной топограз
фической карте отметили десятки, сотки
огневых точек, двотов, блиндажей — вов
то, что не могло ускользнуть от фото—«тла-
за» разведчика. Каргу эту мы видим эдесь;
на выставке. дна испепрена сотнями точех,
обозначающих укрепления и огневые сред-
ства немцев. Карта эта сыграла He пос-
лелиюю роль в разработке плана проры-
ва блокады Ленинграда.

В этом же отделе показана карта ух
реплений и опневых средств противтика в
окружённой сталингралекой группировке.
Она составлена по данным фюоторазвелчиа
ков. Это
ства, это труд людей, оумевитих, несмоть
ря на яростный огонь зениток, на десят-

хи попыток немецких истребителей пере-

хватить наапих разведчиков,  зафиксиро-

вать мельчайшие детали вражеской об
роны. Когда смотришь на оту карту, ря-

бит в глазах от бесчиоленного количества

точек. Но слабое звено было найлено, И

в поисках этого ‘уязвимого места, казалось,
неприступной обороны немцев неоценимую
услуту комантовмтию оказала
разведка.

На столах —— десятки альбомов, лаз
нично повествующих © бюльших делах
зэрофотослужбы. Альбомы ленинградтев:
фотонаблюление за адродромами.  Альбои
фотонаблюдений за железнодорожными пе
релюзками противтика. Злесь своя ‘систе
ма, послеловательность, десятки снимков,
Альбом сталингралцев, — по их
снимкам можню проследить всё этатьг вв
ликой битвы на Волге.

На выставке есть отдел трофейных фо

тодокументов. Это фотосхемы наптих TOPO

дов, выполненные вражескими разведчти-

плод их бесстрапгия и маетер-

ками, Среди атих документов есть такта,
что представляют ‘интерес не только TAA
военпых, но и для историков.

Coram командиров уже побывали №
этой поучительной выстаэке. Оюла пы

холят не только авиапионные командиры,
ню и пехотинты, слушатели академий.

Выставка многому учит, и в первую 0че-
редь тому, что нужно всё пгире и ши

развивать налиу зэфофотослулбу.

Л. ЛЕРОВ,

” НОВЫЕ АМЕРИКАНСКИЕ

БОМБАРДИРОВЩИКИ

На самолётах установлены звездообраз-
ные моторы воздушного охлаждения залёть
ной мощностью в 2.500 л. ©; полётный

вес бомбархировщиков равен примерм 40
тоннам.

КОК ВИНТА С АНТИОБЛЕДЕНИТЕЛЕМ

мотора, ‘поступает сначала в полость ме-
жду втулкой и внутренней стенкой кока,

а оттуда через отверстие в носке внутрен
ней стенки-—в` полость межиу стенками

Выхохит воздух через отверстия во внеш+
ней стенке, расположенные в задлей_ ча

сти кока:

Таким образом втулка, защищенная
двумя слоями тёплото возлуха, предохрз-
няетсл от обледенения, и смазочное мас“
210 в системе ‘управлезия винтом не 34
мерзает.

SOP LOLOL

ри. Небось, в портевгаре ни одного «бое
та» не осталось?

— 90 точно... — усмехнулся Степчен-
ко. /

Он жадно затянулся. Мы сидели вокри
нео и некоторое время молчали,

— Мы ‘товаришескую встречу готов
ли, майор Слепченко, в честь валиего сто
го, — нарушил молчание командир пол“
ка, переходя на официальный тон. —
Но сейчас  некогла... Трудиться, как вы
справедливо выражаелесь, надо. — Вмесм
встречи позвольте вас скромно поодравять
с сотым, от дули расщеловать. Превосхох

‘HO громили врага. Могу фотоснимки пока“
зать.

И командир кропко поцеловал Стетизонк,

Через два дня Степченко, наотрез оч
казавтиеь от отдыха, уже облётывал но“
выю машины. Стустя ещё сутюи тотоввла
ся к боевому вылету. Я покилал полк #
заглянул в его комнату, чтобы простить
CH, по не застал его. Слепченко был #8
старте. Сквозь щель шторы брызнул 7?
кий солнечный луч и осветил лежавиий
на подуптке раскрытый томик Лермолтова.

Несколько строк были обведены каран“
Далпюм, а на полях почерком  Стенченю
наллисаны два слова: «Как хорошо!» Я
прочёл обведенные карапланюм строки:

Мпе нужно действовать, я каждый,

денъ

Бессмертным сделать бы желал, как
тень

Великого тероя, и помять

Я не могу, что значит отдыхать...

Я понял, почему эти слова поэта 78%
поправились Отепченко. Горячее, несла“
бевалотее стремление к борьбе — с8м8я,
пожалуй, характерная черта этого страсть
ного лётчика.

Н-ОКИЙй АЭРОДРСМ.

и от отн ль жд ори ноннаний
Ответственный редантор
В. П. МОСКОВСКИЙ.

Издатель — НАРОДНЫЙ
КОМИССАРИАТ ОБОРОНЫ СССР,

в

и

ру г