17 марта. 1945 г., № 22 (399

fe 3 : _ СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ )

a НАЦИОНАЛЬНО-ДЕМОНРАТИЧЕСКОГО ФРОНТА И. В, СТАЛИН

БАКУ, 16 марта. (ТАСС). Сегодня в

И А ae   ПРИБЫТИЕ Д-РА Э.БЕНЕША ‚= ПРИВЕТСТВИЕ ЖЕНСНОЙ КОМИССИИ РУМЫНСНОО —
пеждународный обзор

‘ $ Румынии, заверяем Вас, нто ©
fas 3 . nae АРЕСТ, 16 марта. (ТАСС). Вчера  женщины гу ве ys
Более полувека назад немцы  хваста- бессмысленным, — заявляет Аллан Белл, ниетрации в Трансильвании, были зало- и жа oT... ея не а а следую- дем крепить чувства нашей ‘искренни

дружбы и уважения к великому и велик,
душному советскому народу. Мы буд
всеми’ своими силами бороться за то, чу,
бы стереть позорное пятно прошлого, ;)
то, чтобы наша страна не превратила
вновь в плацдарм фашистских орд, jy,
правленный против. свободолюбивых нар
дов, а наши братья, мужья и сыновья в

как орудие в py.

— 0 таков план нациетов. Так же бес-
‚смысленен был и их замысел захватить
весь мир и навязать ему свою волю».

Может быть, стоемлением защитить
этот последний «национальный редут»
об’ясняется и попытка немцев контрата-
ковать сейчас наши войска на южном уча-
отке советско-германского фронта. Но это
попытка безумцев.

Соглаюно сообщениям из Швейцарии, в.
городах и селениях Юго-Западной Fepma--
нии вследствие наличия огромного количе-

лись, будто «враги не могут проникнуть
в Германию так же, как палец не может
войти в поверхность мраморного стола,
сколько бы ни давить им». В наше время
титлеровцы не раз заявляли 9 том, (что
они будут воевать только на чужой зем-
ле. Прилавив своим сапогом почти всю
Европу, они готовились поработить весь
мир. Однако история жестоко посмеялась
над фашистскими «завоевателями мира».

Военная буря бушует ныне на. земле
немцев. Достаточно лоемотреть на каргу,
проследить за продвижением Красной Ap-

жены еще осенью эирошлого года, когда
Красная Армия, преследуя ` гитлеровекие
  войска, вышла к государственной границе
между СССР и Румынией, Советское пра-
вительство дважды — в апрелеи в авгу-
сте 1944 года — заявило, что оно. не
намерено захватить румынокую террито-
фию или ущемить каким-либо образом не-
зависимость Румынии. Вступление совет-
ских войек на румынскую землю диктова-
Лось исключительно военной  необходи-
МоСТЬЮ..

Трансильвания, оттортнутая  гитлеров-

шую телеграмму женской комиссии На-
ционально-демократического фронта Мар-

шалу И. В. Сталину:
Президента сопровождают члены ч6х0-  «В момент беспредельной радости, пере:

словацкого правительства -—— премьер-МИ-   киваемой румынским народом в связи с
нистр Ян Шрамек, Министр Иностранных возвращением Северной Трансильвании, на-
Дел Ян Масарик, Миниетр Юстиции Ярос-  ша первая мысль, полная глубокой призна-
лав Отранский, Министр Земледелия Ян тельности, направляется к Вам, великий. и

4 В Армии
Тихнер, Министр Социального Обеспечения гениальный руководитель Красной }
2 Dae подписавший как глава Совета Народных

Комиссаров’ этот исторический акт. Мы,

Речь Паасикиви

направляющийся из Лондона в Чехосло-
Я:

использовались больше
Ян Бецко, Министр Хозяйственной’ Рекон- ках убийц».
струкции Ванлав Майер, Посол Чехоелова-
кии в ОССР д. Фирлинтер, & также чле-
ны Государственного Совета, чиновники

мии на Восточном фронте и войск союз-
ников на Западном фронте, чтобы убе-
ДитЬьсяЯ во катастрофическом положении
гитлеровской Германии.
На Одерв пала под натиском ооветеких
Войск неприступная, шо мнению немцев,
крашость Фистжинь (Еюстрин), которую
гитлеровцы считали внешними воротами

ства беженцев создалось чрезвычайно кри-
тическое положение. Ошущаетея острый
недостаток продовольствия, сильно развит.
саботаж. Иностранные рабочие, пользуясь
заметтательством германской алминиетра-
ции, покидают работу и белут к линий
фронта. союзников или переходят. швей-

цами от Румынии в 1940 тоду и передан-
ная Венгрии, была освобождена Красной
Армией от ‘немецких захватчиков. Олнако
появивитиеея там фалтиетекию банты до-
бровольцев. Юлиу Маниу создавали серь-
езную угрозу для тыла советеких войск.
Военное командование Красной Армии вы-

канцелярии Президента и министеретв. .
На аэродроме г-на Бенеша и сопровож-

Председателя
А. М. Азизбеков, Зам. Народного Комиеса-

‚ Иностранных Дел Азербайджанской! ские условия,
OCP A. C Али a oe ae Baxnn-   8402 B сентябре прошлого года,

ХЕЛЬСИНКИ, 16 марта. (ТАСС). Вчера ды

правительства Азербайджанской ССР Зам. радно с речью, в которой, касаясь пред-
Совнаркома Азербайджана  стоящих 17 и 18 марта выборов в Фин-
ский’ сейм, отметил, что «новые политиче-
в которых оказалась Фин-

требуют,

германской столицы, «Кюстрин взят и

туть на Берлин открыт», —так оценивает

иностранная ‘печать эту ‘победу войск
маршала укова. На Западе  союзни-
ки захватили крупнейший немецкий
тород Кельн,  перешатнулти через Рейн
и создали предмостное укрепление, ° до-
статочное для тото, чтобы накапливать
здесь новые силы и расширять прорыв
по фронту. «Никогда еще противник не
переступал Рейна с тех пор, кз Терма-
ния стала единой», — заявляет лондон-
екая газета «Тайме». Теперь, выполняя
вафиксированную в решениях  Ёрымекой
конференции волю юсвободолюбивых нао-
дов, воины Красной Армии и союзных
войек ю неумолимой последовательноетью
продолжают победоносное тиествие к серд-
цу фашистской Германии. ;

Обезумевигие от страха гитлеровцы в
последнее время окончательно запутались

В своей пропатанде. Они, например. заяв-
ляют, что выход Врасной Армии в побе-
режью Балтийского моря «не имеет стра-
тегически репталотнего значения». В то же
зремя Дитмар признает, что «события
последнего времени особенно ясно обнару-
жили трудности и опасности, коренящие-
ся в географическом положении Tepma-
нии». Немцы до сих пор отрицают паде-

столицы, утверждает, что
раено подготовили город к наземным 60-
создали классическую местность. для Be-
ит как нельзя лучше. Правда, этот пей-
заж, повидимому, мало радует Геббельса,

И он зловеше заявляет, что время вести

Way.
Сумаюттедигие бандиты могут

царскую границу. Французское радио пе-
редает, что в Берлине за последние дни
бросило работу более 100. тысяч рабочих.
`Волнения происходят и в ряже лругих го-
родов. В Мюнхене, например, дело gown
до уличных боев. Железнодорожная, поч
товая и телетрафная связь е городом прер-

Берлин уже слышит раскаты: грома ар-.
тиллерийских орудий в востока. Он уже
не раз испытал силу ударов воздушных
кораблей. Теперь английская авиация при-
Бяла на вооружение новую бомбу весом
в 10 тонн! Немецкое атентетво Трансоце-.
ан, призывая население к защите своей
«воздушные
бомбардировки Берлина союзниками прек-

ям. Веронки ют б0мб. и. развалины домов

дения уличных боев». Словом, вое обето-

войну соглаено рыцарским правилам про-

в свой

нуждено было провести ряд мероприятий
по ликвидации и изгнанию этих банд.
Теперь условия для введения там румын-
©кой администрации ютали более блато-
приятными, Но воле румынского народа к
влаети пришло демократическое  прави-
тельство; Оно обязалось сохранять поря-
док и спокойетвие в тылу Красной Аф-
‚мии, а также обеспечить нормальные.
отношения между национальностями, жи-
вущими в Трансильвании, и уважать их
права. :
Советское правительство согласилось на
установление в Трансильвании админи-
трапии румынского — демократического:
правительства и тем самым еше раз про-
‘демонстрировало ‘свое стремление к укре-
плению добрососедских отношений между
народами Румынии и СОР. = _
И. ГЛОТОВ.

ОБНАРУЖЕНИЕ В ФИНЛЯНДИИ.
СКЛАДА ОРУЖИЯ ШЮНКОРОВЦЕВ

жен склад оружия,

винтовка,
диски, запасные стволы, патроны,

шюцкоровцами оружия.

=

OT БРАНДЕНБУРГСКИХ ВОРОТ... ПОВОРОТ!

Геббельс в своей ‘речи в Берлине вынужден был признать: «Враг
стоит у самых городских ворот». (Из газет).

кого гарнизона генерал-лейтенант Н. В.
Марков и другие, а также прибывшие из
Москвы для ветречи предетавители На-
одного ФКомиссариата Иностранных Дел   больших
СОСР Ф. Ф. Молочюв и А. Н. Абрамов.

ХЕЛЬСИНКИ, 16 марта. (ТАСС). Газета
«Вапаа сана» сообщила 14 марта о том,
что в носелке Рапаккойоки был обнару-
спрятанный бывшим  В0М ЭТОГО.
местным начальником нюнкоровской моло-
дежи Францем Кауханеном. Во время обы-
ска были найдены автоматы, германская
292 мелкокалиберные винтовки,
сумки,
армейское белье, фуфайки, варежки и проч.
В связи с этим «Вапаа’ сана» ставит во-
прос, какова позиция полиции в отноше-
нии припрятанного некоторыми бывшими

работе сейма».

Отметив, что нужно разрешить

внутриполитических

нашего  внешнеполитического .

значение именно с

ние.

ней политики.

как конец войны.

чтобы новые течения как можно скорее тив Советского Союза, и мы должны
получили возможность принять участие в дить нашего восточного соседа в непок.

проблем,
Паасикиви сказал: «Всё же самым важным   нает во всем быть. вполне единодушны,
для нас является выяснение и ‘упрочение
положения.   воевала против Советского Союза ‘вме
От этого зависит как разрешение внутрен-
них проблем, так и вся ‘наша жизнь. Ста-
рая истина говорит, что внешняя политика   что, хотя чувства Советского Союза во
идет впереди внутренней политики. Наша   отношению к нам не совсем такие, какк.
судьба является конкретным доказательст-

точки зрения. По-моему, именно в этом OT-
вошении выборы имеют особенное значе-

Положение нашей страны сильно изме-
HHJIOCh вследствие заключения перемирия,
которым закончилась наша печальная вой-  вь
на. Необходимо создать новую базу для водителей. В этом мы имели возможность
нашей внешней политики. Решающим фак-
тором для будущего нашей страны явяя-
ются наши отношения с Советским Сою-
зом. Это. — основной вопросе нашей внеш- я
Государственные органы и   ческих сил.
народ Финляндии в целом должны ном-
нить это. Они должны ближе ознакомить-
ся с нашим великим соседом и действо-
вать таким образом, чтобы он получил ©   лицо».
нас правильное представление. Народ Фин-
ляндии одобрил заключенное перемирие,
Все единодушно схо-

и независимости с согласия нашего
вать таким образом, чтобы дружественные
отношения между свободной Финляндии
и Советским Союзом постоянно укрепля.
лись. В будущем наша: внешняя политика
никогда не должна быть направлена

лебимости нашей позиции, Слова «кровны

ряд   враг» следует забыть раз и навсегда, Сль.

дует полагать, что народ Финляндии начи,
«Финляндия, — продолжал Паасикиви, —

факт невозможно
вполне

с
опровергнуть.

давших его лиц вотречали представители   премьер-министр Паасикиви выступил по  великого соседа, и мы должны дейстк.

i

Германией — этот

Ноэтому понятно,

ствием к установлению хороших отноше
ний с нашим великим соседом.
Политику проводят люди.

вых людей и новых политических рук.
убедиться за носледнее время. Война по:

требовала`от нае массу жертв. Но послет,
ние годы и проводившаяся за это вреня

силы для осуществления новых задач»,
«Сейму, — указал Паасикиви, — следо.

В списках кандидатов различных
партий имеется достаточно лиц, за кото

этом речь не идет о каком-нибудь внут.

дятся на том, что соглашение о перемирии   реннем экономическом или общественном

рых избиратели могут голосовать, При

про
Убе.

Германии, всё же упомянутый факт бо.
Предстоящие выборы имеют  сает свою тень и на нас. Подозрение и
внешнеполитической   недоверие, а также чувство горечи по от
ношению к нам продолжают быть препят:

Новая поли;
тика, как доказывает история, требует xo.

политика также исчерпали массу полити.
Теперь же требуются новые

вало бы, как говорят, приобрести «нове

ние ВАюстрина, настолько ошеломляющим mpexe » ws : 2

является для  них этот удар. о SS ay необходимо BLITIONHATS TouHO. Ho uMeloTca mepesopore. Hez, речь идет не об этом а
Bench oh ae ву еще много зла. Но они не спасут гит- АЕ $ р, и такие, которые думают, что одним вы- о том, что состав сейма должен быть та.
о. а ты BS SD re = полнением соглашения о перемирии будет  ким, чтобы при его содействии можно бы.

формбюро Макс Ёруль, пытаясь успокоить
немцев, заявляет, что и на Западе ничего
особенно страпгного не произошло. «Or
устья Рейна» до Бонна между обоими
фронтами проходит река. Неприятный хам
по cede прорыв американцев через Рейн
у Ремагена сейчас уже не представляется
нам особенно опасным», — заявляет этот
«стратег». Немцы были за Рейном, а те-
перь. между обоими фронтами проходит
река. ‘Только и всего. Но немцы © такой
поспешностью удирали с фейнского моста
у Рематена, что даже не успели ззорвать
ето, хотя для этого вее было приготовле-
хо. «Ничего особенно опасного», — заяв-
ляет ЕКруль. Однако «сам» Гитлер в своем
последнем обращении к армий вынужден
признать, что «судьба теперь,. тювидимо-
MY, против немцев». =

Геббельс за последние дни развил беше-

леровской Германии от разгрома.
лишь умножат число жертв немецкого на-
рода, i

Стокгольмская. газета  «Афтонбладет»,
ссылаясь Ha «свободное неменкое пресс-
бюро», сообщает о секретном заседании
фаптистоких вожажов, на котором Гитлер
заявил: «Мы ответим на решения Крым-
ской конференции тем, чо союзники
найдут в Германии только развалины,
рые, голод и мертв». В этой програм-
ме людоеда нет ничего нового. Ho ona
лилиний раз свидетельствует о неизбеж-
Ности близкого краха нацистской Герма-
# + *

Новое румынекое правительство, в ко-

Они.

- большюй

вать.
Однако дело обстоит ‘иначе,

статочно. Требуется еще многое другое.

Советского Союза. Мы достигли и свобо-

о ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

- ЛОНДОН, 16 марта. (ТАСС). В сообще-
нии штаба верховного командования  эк-
спедиционных сил союзников говорится,
что в районе предмостного укрепления на
Рейне у Ремагена войска союзников  на-
ходятся всего лишь в 1,6 километра ‘от
автострады Кельн-—Франкфурт.
Преодолев ожесточенное сопротивление
противника, войска союзников’ увеличили

сделано всё, что от нас, смогут потребо-   ло бы проводить политику,

буквального выполнения соглашения недо-

которая заслу-
жила бы доверие Советского Союза п

Одного Гдругих Об’единенных наций, Это требова:

ние диктуется интересами г осударственной
независимости Финляндин и ее правом на

Требуется улучшение отношений и вообще   самоопределение».
изменение нашей ориентации в сторону

В заключение Паасикиви призвал изб.
рателей к активному участию в выборах,

НАЛЕТЫ АВИАЦИИ
СОЮЗНИКОВ. НА ГЕРМАНИЮ

_ ЛОНДОН, 15 марта. (ТАСС), Пи
Ямериканских стратегических  военно-воз-

душных сил в Европе сообщает, что 15

марта около 1.350 «Либерейторов» и ‹Ле.
тающих крепостей» из состава 8-го. амер:
канского авиационного корпуса в compo
вождении свыше 750 истребителей «Му:
танг» и «Сандерболт» совершили налет в
об’екты возле Берлина. Среди об’ектов

ную активность. Он и его подручные me-  POM представлены вое демократические это предмостное укрепление примерно до  подвергшихся бомбардировке, были кри’
таются доказать, что война еще ве про- “И1Ы страны, обратилось © письмом -на 10 км. в глубину и 18 км. по фронту.  ные железнодорожные депо в Орание:
имя товарища Сталина. Премьер-министр Расширяя свое предмостное укрепление   бурге в 20 милях к северу от Берлина.

играна. Гитлеровцы призывают народ к
отчаянному сопротивлению, угрожают
смертью тем, кто не хочет продолжать
войну, а между тем для еебя они гото-
BAT на всякий случай последнее убежи-
ще. Среди гор Баварии и Австрии, как
утверждает лондонский обозреватель Аллан
Белл, гитлеровцы сосредоточили большое
количество вооружения, организовали
склады военных материалов и другие за-
пасы. Здесь проведены дороги и даже co3-
даны подземные госпитали, аэродромы и
заводы © соответствующим количеством
квалифицированных  фабочих. Фапкисты
предполагают засесть в этом районе, вы-
держать бесконечную осаду и вести отсюда
шри помощи мошных радиоустановок евою
пропаганду. В любой день они могут по-
кинуть поле б0я и укрытьея в горах.
«Вее это может показаться невероятным и

Гроза и министр иностранных zea Tara-
реску просили советское правительство о

границах Румынии,  обязавшиев после
установления там администрации румын-
ского правительства поддерживать пол-
ный порядок и обеспечить правильное
функционирование всех учреждений, об-
служивающих нужды фронта. Правитель-
ство Советского Союза, как известно из
опубликованного ответа товарища Сталина,
`удовлетворило ходатайство румынекого
правительства. Весть 0б этом  историче-
ском для Румынии событии вызвала ог-
‘ромную радость румынекого ` народа. По
вёей стране об’явлен праздник.

Основы этого праздника, как отметил
‘товарищ Вышинекий в своем заявлении
по поводу установления румынекой адми-

a

VETCH русекой азвишащиш

воссоединении Северной Трансильвании в.

ПТ

Г
ll

AX AS 0

Рис, А. Васина.

удлиненной формы,
тельным движением». Эта работа Жуков-  Совета Народных Комиссаров от 3 декаб-

у реки Мозель юго-западнее Кобленца,
войска союзников, преодолев незначитель-
ное сопротивление противника, заняли
много городов и деревень. Это предмост-
ное укрепление союзников достигает сей-
час примерно 14 км. по фронту и около
10 км. в глубину.

Юго-восточнее Трира другие части союз-
ников, наступающие на удерживаемый
немцами треугольник, образуемый реками
Рейн, Мозель и Саар, продвинулись на
4 км.

АМЕРИКАНСКИЕ ВОЙСКА
ФОРСИРОВАЛИ РЕКУ `МОЗЕЛЬ
НЬЮ-ЙОРК, 16 марта. (ТАСС). - Кор-
респондент агентства Ассошиэйтед Пресс,

сообщает, что части этой армии форсиро-
вали реку Мозель к югу от Кобленца,
уничтожив последние очаги сопротивления
немцев к северу от реки Мозель

обладающих -враща-  Лениным. В епециальном постановлении

находящийся с американской 3-й армией,

ЛОНДОН, 15 марта. (ТАСС). Как пе:
редает агентство Рейтер, во второй поло-
вине дня .15 марта английские бомбарли
ровщики «Ланкастер» в сопровождении
истребителей совершили налет на желез
нодорожный виадук в Арнебурге.

ЛОНДОН, 15 марта, (ТАСС). Как ne-
редает агентство Рейтер, на железнодо:
рожные депо в Ораниенбурге было сбро-
шено около 3.500 тыс. фунтов бомб, в
которых многие были весом по 2 тысяи
`фунтов.

Во время налета 15 марта «Летающие
крепости» и «Либерейторы» подвергли
бомбардировке генеральный штаб герман-
ской армии в Зоссене в 20 милях К югу
от Берлина. В налете на этот об’ект уча-
ствовала половина всех американских боч:
бардировщиков, занятых в операциях 15

марта.

Co дня его смерти нрошло 24 Tora, 8a
это время мы добились колоссальных ус

- ыы

кого получила большую известность за ря 1920 года говорилось: пехов в развитии авиация. — Уве:

Beaunoro русского ученого. Николая : > не машет крыльями. В этой работе Жу-   праницей. .   «В ознаменование пятидесятилетия   ЧЕТась мощность самолетов, чрезвычай:
Егоровича Жуковского т родона- Полковник В. ГРИШИН ковский дает решение задачи © окольже-  В 1912 тоду появилась чрезвычайно   нзучной деятельности профессора Н. Е.   ®0 возросла их скорость. Огромные дом
чальником русской авиации. Он открыл : oe нии птиц в сокойном воздухе, показы-  важная книта Николая Егоровича «Вихре- Жуковского и огромных заслуг его, как   Жения имеются в области конетрукции 64

ряд основных законов, управляющих под--
держивающей силой крыла, -—— силой,
ранее неизведанной, но в наше время по-
коренной человечеством, силой, поднимаю-
шей ввыеь сотни тысяч самолетов. 5

Николай Егорович Жуковекий родилея.
17 января 1847 года в хемье инженера
путей сообщения. Получив домашнее об=
разование, он в 1357 roxy постутил в
гимназию и окончил ее с серебряной ме-
дальюв 1564 году, ав 1868 году окончил
университет и получил степень канлида=
та математических наук. :

Гигант русекой научной мысли, мастер:
научного анализа, Николай Егорович 3a
50 лег непрерывной ученой деятельности
созтал 180 работ, касающихея еамых разз
нообразных вопросов. Еще в семидесятых
голах \Х века, когда никто не верил в:
возможность воздухоплавания, Жуковекий
предеказал приближение победы
в воздухе. ‘ ;

В 1898 г. на c’esze естествоиспьетате-
лей и врачей в Киеве профессор Н. Е.
ЗКуковский произнес глубоко взволнован-
ную: речь. Он роворил:

— Глядя на летающие вокруг нас жи-
вые существа: на стрижей и ласточек,
которые со своим ничтожным запасом
Внергии носятея в продолжение несколь-

человека Е

я думаю, что он полетит, опираясь не на.
силу своих мускулов, а на силу своего
разума... Мапгина, более тяжелая, чем воз-
дух, даст нам, по моему мнению, ередет-
во для быстрого полета одного или двух
человек в любом направлении и заставит
нас перестать завидовать птице.

Обладая поистине исполинским  разма-
хом мысли, Николай Егорович интересо-
валея всеми вопросами естествознания. Но
он изучал также и снежные  заносы, и
бомбометание ¢ аэропланов, и
скорости поезда на напряжение в рельсах,
й прочность велосипедного колеса, и ает-
‚рономию, и движение воды на поворотах
реки, и морское дело — качку кораблей,
наивыгоднейшие формы судов.

В то же время были такие области
знаний, над развитием которых Николай
горович, начиная с первых шатов своей
ученой деятельности и до послелнего дня
жизни, трудилея не покладая рук, и бла-
годаря ето трудам они получили блеетя-
щее развитие. Такими областями знаний
являются гидродинамика и аэродинамика.

В 1889 году Николай Егорович при-
ступил № опытам по аэродинамике. On
старательно собирал летающие модели ге-

влияние.

вая теория гребного винта», В оезуль-
тате иестедований улалось наметить не-
Которую рациональную форму винта, &
затем.
эти’ названы именем Николая. Егоровича
Жуковского — -«НЕЖ». Они в свое время
успешно применялись на  аэропланах.
Этой работой Николай Егорович дал реше-
He ` задачи, не похлававшейся иселедова-
нию целое столетие. № моменту выхода в
свет 4-й части этого труда иностранные
ученые еще только спорили о постановке
этой задачи.

Своими замечательными теоретическими
исследованиями, далеко  опередившими
иноетранных ученых, Николай Егорович
ЧКуковсвий завоевал одно из первых мест
среди современных ему ученых. Но из-
вестно, что от теоретических исследова-
НИЙ до их практических приложений —
дистанции огромных размеров. Нередко
глубокие научные мыюли забываются и
не осуществляются на пражтике. Выдаю-
щейся заслугой Николая  Егоровича яв-

зает, какое влияние на это скольжение
оказывает движение воздуха, как теку-
щего горизонтально, так и имеющего вос-
ходяньее движение. Именно в этой работе
Николай Егорович прелоказал возможность
выполнения мертвой петли, которую в
1913 году осуществил над Киевом легент
дарный руеекий летчик П. Н. Нестеров.
Исключительные математические ©по-
собности и колоссальное инженерное чутье.
совершенным ‘образом сочеталиеь в Жу-
ковском. Он товорил: «В математике есть
тоже своя кракота, как в живопиеи ив
поэзии. Эта красота проявляется: иногда
в отчетливых, ярко очертанных идеях, где
на ‘виду воякая деталь. умозаключений, а
иногда поражает она нас в широких за-
мыслах, окрывающих в ‘себе кое-что не-
досказанное, но многообещающее».
Занимаясь научным анализом явлений,
он параллельно с этим вел глубокие эк-
спериментальные исследования. Уже в
1902 году Жуковский построил в Мос
KOBCKOM универеитете . аэродинамичеекую
трубу, одну из первых в Европе; он про-
вел в ней много исследований — по изу-
чению поддерживающей силы крыльев, по
геликоптерным и гребных винтам, по рас-
пределению давлений и исследованию поз
тока вблизи и вдали от винта и др.

ным» ученым, .
претворял в жизнь, :

построить такой винт. Винты 1

«отца русской авиации», Совет Народных
Вюмиссаров постановляет:
Освободить профессора Н. Е. Жуковско-
от обязательного чтения лекций, пре-
доставив ему право об’являть куреы б0-
лее важного научного содержания.
Назначить ему ежемесячный  оклах
содержания в размере ста тысяч рублей
$ распространением на этот оклад всех
последующих повышений тарифных ста-
Установить тодичную премию Н. Е.
Жуковского за наилучшие труды по ма-
тематике и механике с учреждением жю-
ри в составе профессора Н. Е. Жуковско-
го, а также представителей по одному от
Государетвенного ученого совета, от Роб:
сийской Академии Наук, от физико-мате-
матичеекого факультета Московского го-
сударственного университета и от Мос-
ковского математического общества. i

Издать труды Н. Е. Жуковекого».
Полное и свободное применение своих

ляется и 10, что он не отрывал теорию  трудов и открытий Жуковский нашел по-
от практики, не был только  «кабинет- еле Октябрьской революции, когда наука
& свои научные wien  tTala подлинно народной. Н. Е. Жуковский

был одним из первых ученых. отдавших

Ностройка, приборов и машин в то вре- свои знания и опыт народу. В тяжелые
мя. вызывала много затруднений. Главным   Годы гражданской

войны, когда наша

ких часов в воздухе с быстротой, дости-  ЛИконтеров, бабочек, птиц, сосрелоточивая
гающей 50 метров, и могут преодолевать  ИхХ для изучения в механическом кабине-
пелье моря; на орлов и ястребов, кото-   Те Московекого университета. В 1890 го-
рые описывают в синем небе свои крази- дУ вышла первая печатная работа ЖМу-
вые круги х неподвижно распростертыми   MOBCKOTO по’ аэродинамике под названием
крыльями; на неуклюжую летучую мышь, «В теории летания». Эта работа Николая
которая, не стесняяеь ветром,  беспгумно Еторовича была опубликована тогда В
переносится во всевозможных  нанравле-   журнале Русского физико-химического ‘0б-

`В 1905 году Николай. Егорович законе

труд. «0 присоединенных вихрях». В нем
Жуковский определил реакцию тела, дви
жущегося в жидкости в завиеимоети от
циркуляции скорости... Он. доказал етав-
шую всемирно известной теорему, на 0с-

чил, а в 1906 году издал замечательный.

средетв; “Чтобы   страна переживала голод и разруху. Жу=
достать нужные ‹уммы, Николай Eropo- ROBCKHH основал Центральный аэро-гил-
вич Жувовекий читал платные лекции, а   родинамический институт (ЦАГИ). В
его студенты ‘устраивали платные выстав-   1919 г. Жуковский стал одним из oc-
ки по воздухоплаванию, добывали пожерт-   нователей Московского авиатехникума, из
вования от частных лиц: недостающие   которого выросла впоследствии Военно-
средетва Николай Егорович часто покры- зоздушная академия РЕКА, носящая, как
вал из своего жалования, причем делал и ЦАГИ, ero имя, Н.Е Жуковский

йз них было отеутетвие

молетов, методов их проектирования 1
расчета. И все же, несмотря на вое эт
успехи, коренным образом изменивиие а-
ши взгляды на сущность физических A
механических процессов, протекающих в
воздухе вблизи летящего. самолета. нау
ные идеи Жуковского, его методы иселедо-
вания, его научные открытия являются }
будут основой всей прикладной аэромеха:
НИКИ. :

B истории мировой науки имя Жуков
ского будет жить вечно вместе е имена-
уи великих людей русской науки Ломо-
носова, Менделеева, Сеченова и Навлова.

Советский (Союз волею товарища
Сталина превратился в могучую авиапион-
ную державу. И когда на долю нашего
народа в войне © . сильным и коварных
врагом — немецко-фашистекими захват-
чиками выпали тяжелые испытания, с0-

ветская авиация успешно выполнила свой

долг перел Ролиной. Она оказалась лостой-
ным помощником героической Красной
Армии и вместе с ней победоноено гро-
NUT гитлеровскую армию на территории
Германии. ;

B воздушных битвах с врагом воины
советской авиации показали беспример-
ный героизм и высокое боевое мастерство,
& © командиры-— замечательное умение в
руководстве воздушными операциями. Ce-
годня наша боевая авиация имеет полное
господство в воздухе нал авиацией про-
тивника. Фундамент мошного BOSAYIMHOTO
Флота нашей Родины закладывал Николай
Еторович Жуковский, Ныне мир. обязан
русским авиаторам не только тем, что они

ниях, — мы ‘невольно задаемея вопросом:   щества. В ней исслеховалея вопрос о воз-   нове которой в Ресени была создана стро-   это тайно от студентов. ‚зоспитал много ученых из народа. Его    ло двигали вперед лело развития науч-
неужели для нас нет возможноети подра-   Чикновении силы тяги у тела, переме- го обоснованная теория поддерживающей   В краткой статье нет  возможноети  иселедования  оплодотворили творческую   0 авиационной мысли, но и тем. что
жать ЭТИМ существам? Правда, челове не ающегося. внутри жидкости, олагодаря   силы крыла аэроплана, Теорема А: рассказать. о веех научных трулах Нико- мысль наших авизконструкторов. Великий русские авиаторы вместе с Краеной Ap-

ского позволила впоеледетвии создать мел
оды расчета аэроплана как машины.
Вслед за этим появилась в свет науч-
ная . работа Николая Егоровича пол наз-
ванием «0 падении в воздухе легких тел

имеет. крыльев, и WO отношению веса   ВНУтренним силам.

своето тела к весу мускулов он в 92 ра- В 1892 году появляется новый весьма
ва слабее птицы, правда, он почти в  интересный труд Николая Егоровича «0
800 раз тяжелее воздуха, тогда как пти-  парении птиц». В нем теоретически иселе-
па тяжелее воздуха только в 200 раз. Но дуетея полет птицы в момент, когда она

Ш 804119.

Лая Еторовича. Значение его непрерыв-   русский ученый видел будущее советской
ной 50-летней деятельности, направлен- эвиапии. понимал ее значение для оборо-
ной к покорению воздушных просторов, к  ны Родины, которую безгранично любил.
росту и укреплению моли авиации нашей Гениальный ученый Николай Егорович
Ротины, было по заслугам опенено В. И. Жуковский умер 17 марта 1921 года.

Апрес редакции: Потапевский пер., д. 3. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: сенретариат и нач, издательства Е 5-52-99, отв. секретарь реданции К 5-60-10 и Н 0-15-80 доб. 29.

`мней спасли цивилизацию Европы от фа-
Шистекого варварства.

с
Ответственный редантор

В. П. МОСКОВСКИЙ.