Пе А ЗЕ ЛЕТИ УК ЗФ,

ЗВ eS ee 6,

Swans wo =

or
ии,

(ar
ae
Vv

sie

a

‚ тАВНЫй

- 11 мая 1943 г. № 50 (148)

СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ

Ee ~
—=

Смелость, точность, внезапность атаки — основа успеха штурмовика

ито ie

„ИЛ-2“ В РАЗВЕДКЕ

Г Ъ тииии Фронта двигалась колонна ав-
томашин противника. Командование пору-
чило летчикам-штурмовикам разведать ee
движение, На разведку вылетела пара
«ИТов». Лётчики Марков и Кудрявцев. не-
ресекли линию фронта в лесистой местно-
сти, затем пошли, прижимаясь к земле. В
тот момент, когда им нужно было проемо-
треть дорогу, они делали горку, набирая
высоту в 100—150 м., и затем снова пе-
реходили на бреющий.
Колонна была обнаружена в движения.
Марков и Пудрявцев напесли бомбо-штур-
Mono удар по голове колонны и застоно-
рили движение машин. Лётчики рассчита-
ли, что они успеют вернуться на аэродром
и пригти сюда же с группой «Иов», что-
бы добить остатки колонны. Расчёт ока-
зался правильным. Когда иигурмовики приз
летели вновь, вражеская колонна маходи-

wach, всё на том же месте.

Это лишь один пример из боевой прах-
чики лётчиков нашего подразделения, на-
копивших большой опыт разведки перед-
Hero края и ближайнеих тылов врага на
«И1-2». Практика показала, что весе опа-
сения в возможноети ведения разведки на
«Й-2» (учитывая, что у него мал обзор,
что ок «елеповат») неосповательны. ‘To,
что штурмовику-разведчику He удаётся
уточнить визуально, он фиксирует фотоал-
паратом, установленным на «ИТе».

Чему учит боевой опыт иетурмовиков-
фазведчиков нашего гвардейского подразде-
ления? Основной тактической единицей
для разведки является пара «ИЛ ‘ов». 0т-
правляя лётчиков из разведку, мы требуем
от них: не увлекаться штурмовкой цели и
помнить, что главная задача —— деталью
разведать, своевременно донести. Это но
значит, однако, что птурмовик ведёт раз-
ведку без боя. Ветретил зенитку — пода-
ви еб. Увидел коломну машин — застопо-
ри её движение. Поэтому разведчик дол-
жен брать е собой до 250 кг. бомб (мел-
кого калибра).

Весь маршрут разведки я, как и мои
товарищи, обычно прохожу, чередуя. брею-
щий полёт с горками. Малмирут полёта веб
время должен быть ломаным, чтобы по-
сты ВИОС не могли засечь самолёт. Очень
важно, чтобы с точки зрения внезапного

выхода на разведываемую цель незаметно

для вражеских постов ВНОС пересечь. ли-
вю фронта. Обычно паши разведчики пе-
‘уесекают её на бреющем полёте над боло-
тистым или лесистым местом,

Метоты разведки зависят от характера
цели, Здесь очень опасен шаблон. Когда
не поручают разведать движение желез-
нодорожных эшелонов (или какой-либо
другой 0б’ект, являющийся линейным ори-
ентиром), то я стараюсь не ходить вдоль
хороги, хормпою защищённой зенитками, &

НАЛЕТЫ НА

Наш тварлейский полк совершил не-
сколько успенных налётов на аэродромы
противника. Как были осутцествлены эти па-
ты? Обычно мы действовали на рассве-
те, в сумерках и ночью с бреющего пюлё-
тан с высот 1.000—1.200 метров, про-
язводя атаку с пикирования.

На одном аэродроме противник cocpello-
точил 50 лвухмоторных и 5 четырёхмо-
TOPHBEX бомбардировщиков. — Пользуясь
зэрэфотоенимками, мы имели возможность
перед полётом детально  офнакомиться ©
расположением стоянок и построением зе-
китноЙй обороны. Бымю репено произвести
удар в бч 40 м.

Ha залание пошла mecrépra «Иов».
Маршрут проходил над лесисто-болотистой
местностью в стороне от железной дороги
и населённых пунктов. Штурмовики вне-
запно выскочили на аэродром и сбросили
бомбы с взрывателями мгновенного дейет-
вия. Атака была настолько неожиданной,
что зенитная артиллерия открыла огонь
только тогда, когла самолёты уже сороси-
ли бомбовой груз. Через полчаса пали раз-
ведчик произвёл  фотос’вёику.  Оказалоеь,
ч% в результате бомбометания уничтоже-
по 22 лвухмоторных и 2 четырёх мютор-
ных самолёта. a

Недавно мы Hakeem ещё один эффек-
ул» по вражескому азройрому
большой группой пигурмовиков. На зада-
ние поднялись 13 «ИЛ’ов». Первые две
четвёрки шли в строю пар на дистанции
300—400 метров друг от друга. За ними
следовала группа, состоявшая ‘из двух
пятёрок, эшелонированных в глубину. 3а-
дача послелних пар в строю четвёрок за-
ключалась в подавлении огня зениток, 0с-
новной же удар должна была нанести
труппа, слелующая в кильзатере.

Появившись нат аэролромом противни-
ка на высоте 1.200 метров и спикировав
№ 400 метров, штурмовики  сбросиля
первые бомбы. № этому моменту болынин-
ство зенитных спететв иротивника было
уже подавлено «ИЛТ`ами», пришедигими на
аэродром раныше ударной группы, Даль-
нейшая атака производилась парами, 3е-
Нитчики не могли вести огонь пб атакую-
щим самолётам, так как в момент их вы-
хода из пике в пикирование входила сле-
Дующая пара, прикрываемая в свою оче-
рель сзади идушими. В результате был
уничтожено 10 13 самолётов противтшика и
подавлен огонь лвух зенитных батарей.

Вражеские истребители, вылетевшие с
Футого зэродрома, чтэбы перехватить
«ИТы», опоздали, и бой с пими завязал-
ся уже на обратном курее. Сбив в этом
бою 3 немецких машины, штурмовики без
потерь вернулись на свой азродром.

Какие выводы мы сделалк из опыта
птурмовых ударов по ‘аародромам против-
Ника?

Для лалётов луче всего использовать
группу до 6 самолбтов, так как больипе
их число затрудняет управление и ма-
Hépp, Хорошие результаты дают дейетвия
четвепкой и даже одиночными самолета-
ми. Наибольший эффект приносят ночные
Удары.

В военном деле шаблон вообше вреден.
Особенно он нелопустим при Налётах на
аэролромы противника. В каждом случае
HAIO по-разному подходить к выбору гоул-
TH, строя, высоты полёта, маршрута,
временя операпии и т. х. Нет тажой «мв-
лочи» в попотовне налёта, которой уож-
HO пренебречь.

‘рассчитывать на зоркость разведчика.

т раза пересекаю дорогу под углом в
—20°. Разведка железной дороги облег-
чается тем, что дымок паровоза далеко
просматривается. Заметив такой дымок,
приближаюсь к цели, на небольшой высо-
те (100 м,)} пересекаю эшелон и подечи-
тывзаю, сколько в ибм вагомов. Если в
эшелоне открытые платформы, то надо ус-
тановить, чем они нагружены. Для этого
пересекаю платформу пох углом 30-—40°.
Иной метод мы применяем при развед-
ке  площадного 00’6кта — населённого
пункта или крупной железнодорожной
станции. В этом случае пара расходится
по сторонам и, пролетая над станцией в
обход, › обследует всю площадь.  Лётчики
вновь соединяются, уже миновав цель.
Разведку аэродромов я веду па бреющем
полёте, на максимальной скорости. Дая
маскировки использую рельеф местности и
солнце. Нужно учесть, что на бреющем
полёте фотографирование © «Иа» не даст
должного эффекта. Поэтому здесь нужно

Труднее обнаружить противника, когда
он маскируется в лесу, где-нибудь близ ло-
роги. Однажды я в паре е лётчиком Ба-
луевым наблюдал за дорогой. Обнаружив
езды с ней в лес, я понял, что где-то
здесь, в лесном массиве, затаился против-
ник. Как его найти? Балуев умьниленно
несколько отстал от меня, а я начал 0б-
стреливать лес и сбросил бомбу. Немцы
сразу затевелились и выдали себя. Вот
тогда-то мой ведомый и произвёл разведку.

Иногда с первого захода не удайтся за-
ставить противника выдать свое присут-
ствие. В этом случае приходитея делать
два, а иногда и три захода.

Чтобы разведка на «ИЛ’е» была эффек-
тивной, нужио за каждым  пгрурмовикохм
закрепить определёиный участок нереднего
края обороны противника, Это даст воз-
можность разведчику постоянно и систе-
матически следить за ним. Я знал, что па
одном из участков закреплённого за мпой
района имеется голое поле, Й вот однаж-
ды я заметил на этом учаетке копны. 0т-
куда оми появились?

Между тем я змал, по данным наземно-
FO командования, что немцы перебросили в
этот район танковую группу. Я стал при-
стально следить за подозрительными кон-
нами. Обетрелял их. Проба удалась. He-
мецкие танкисты выдали себя, ответив ог-
HOM.

Из опыта нашей работы мы можем сде-
лать вывод, что «ИЛ-2» вполне оправды-
вает себя как разведчик переднем края
обороны противника и его ближайшего ты-
ла.

Гвардии капитан

И. МУСИЕННО.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. ‚

АЭРОДРОМЫ

Мартирут лю цели по возможности дол-
жен проклальваться через мало населён-
Hy местность, вдали от коммуникаций
противника, чтобы обойти вражеские по-
сты ВНОС и использовать фактор внезап-
ности. Обратный маршрут желателен по
другой трассе. .

При сильшом огне ЗА и ЭП лучше пи-
кировать с высоты 1.000-—1.200 метров,
делая не более двух заходов. При. Этом
1ве пары пегурмовиков выделяются сиё-
циальшю для подавления ЗА. При атаке и
в момент ухода от зородрома атя нары
должны следовать сзади, по сторонам ос-
новной группы, на удалении 300—500
метров.

Наилучитим боевым порядком является
строй ‚пеленга пар. Атака клином не оп-
равдала себя. Этот строй можно исполь-
зовать только при полётах в тылу.

При атаке аэродромов надо увелити-
вать интервалу между штурмующими са-
молётами, чтобы иметь возможность на-
крыть залпом весь об’ект и создать 089-
болу манавра внутри строя,

После итгурмовки следует уходить таб-
же пеленгом. Это обеспечивает лучаний
обзор залей полусферы и даёт возмож-
ность, в случае нападения истребителей,
быстро принять строй круга ‘или змейки.
Кроме того, в строю пеленга ведущему
легче управлять труппой.

Мы стараемся не упустить ни одной
мелочи в предполётной подготовке, всяче-
еки поотряем инищиативу и находчивость
и каждый слелующий удар организуем с
учётом уже имеющегося боевого опыта.

Гвардии подполковник С. ВАСИЛЬЕВ.

арии капитан К. Ефременко совершил около 200 боевых вылетов на
«ИЛ-2». На Кубани он пользуется славой мастера штурмовых ударов по
вражеским переправам и немецким транспортникам, идущим на Тамань.

Недавно, зайдя неожиданно с тыйа,

никирования точио попал в переправу, когда

войска,

Свободный полет

Нолёты в ближние тылы противника
наши нипурмогики-«охотники»  пражтико-
вали и раныше, не особевно игироко стали
применять их в дви активных операций
наземтьых войск. «Охотники» —— наиболее
опытные и подтотовленные  лёттики, от-
личи владеющие техникой слепого полё-
та, действуют парами, реже четвёрками, &
зачастую оплиночными околпамхалми, Оши на-
несли немцам немалый урон. Для овобол-
ного полёта Ha поиск цели «охотники»
иопользуют неблатоприятную метеорологи-
ческую обстановюу и ночное врэмя.

Однажды пам ‘удалось обнаружить пере-
праму противника через крупный водный
рубеж. Немцы производили злееь ‘уеилен-
ную переброску своих войск и, естеетвен-
но, прикрывали её ис возлуха и 3е-

нитными хредетвами. Эта цель сразу же
была атакована, парой «ИЛ-2». Но, оюлав

один налёт, «охотники» He юстазили еб

063 виматия, ‘Через песколько часов пем-
цы восстановили переправу,
вновь разбили её. Так
сколько дней.

и «ИТы»
продолжалось не-
Пугурмовики появлялись
пал целью  знезашию, паносили удар и,
несмотря на ожесточённый огонь, уходили
К себе. Экипажи «охотников» разбили
вражескую переправу.

Действуя в заданном районе, мы бьбм
по разным целям: атакуем и сжигаем ав-
тохангины на дорогах, артиллерийские 6a-
тареи на огневых позициях, самолёты ша
аэродромах и т, -п. Наши «охотники» при-
держиваютоя одного правила: pas пашел
цель, нужню уничтожить еб. \
° Датчики, вылетая на «охоту», попутно
ведут раззелку об’ектов нротивника, ‹000-
Щая 19 радио о веём замеченнюм. Нередко
нам случалось нахотить довольно круплеые
пели, уничтожить которые было пе пох
силу одному эюитажу или паре «ИТов»;
TOA на разгром протпивнита  подходити
другие прупиыу,

«охотников» ночью. В светлую почь 6
высоты 300 и даже 500 метров нетрудно
обнаружить отдельные автоматиины на ло-
рогах, мщё легче найти орумия или бата-
реи. Однако экипажи «охотников» могут
выполнять и более сложные запачи. Так,
налеример, SRM aA наших штурмовиков
успешно блокировали аэродром противни-
ка, rie базировались главным - образом
транспортные самолёты. Сорвав работу на
аоротроме, «охотники» в то же время вы-
вели из строя ивоколько «Юнкерсов»,
Раскрыть этот аэродром удаль по
выложенных световым сигналам на лётном
поле. Атаковав обнаруженную цель, «охот-

Это была седьмая, лично им уничтоженная переправа.

ник» донес о замеченном на свою базу.

TS ‘успевали приземтиться,

Не менее эффективна боевая работа

чьи чьи чья

капитан Ефременко бомбовым ударом с
на ней находились вражеские

Рис. В. ВЫСОЦКОГО.

Толчае же вылетели другие «ИЛы». Пал-
рулируя в стороне от лётного поля на вы-
core 500—600 метров, они терпеливо вы-
жицали полхола немецких самолётов, и етва
как следовали
атаки. Немцы пошли на хитрость: они ета-
ли указызать посадку скрещёнными на
земле лутами. Ho и в этом случае «охот-
ники» быстро находили вражеский само-
лет на месте его приземления.

Недавно наши  итурмовики  успенено
прикрывали вочью один из об’ектов. Ког-
да появился гражеский самолёт, «ИТы»
вынудили сто быстро повернуть обратно.
Этот опыт показал нам. чт экипажи
«охотникоз» могут нести совместно с ис-
требителями службу патрулирования, при-
крызая 2б’екты © воолуха.

Свободный полёт «охотника» имеет свои
особенности. Прежие всего’ пипурморих дол-
тен ERP нилотировать маигину в лю-
бых ‘условиях, отлично знать стой район
действий и обетановку на фролте.

Маритрут полёта мы обычно выбираем
так, чтобы летчик мог  контролифовать
себя по характерным  ориентирам. Это но
эпачит, копочню, чаю нужно держаться их.
но проклальвать Kype Han таких 09-
разом, чтобы «охотник» в любом месте
мог быстро уточнить местонахождение, са-
молёта и безошибочно тпритти к. себе Ha
базу. Так наши экипаяяи, блокируя вра-
жеский аэродром, прокладызали обратный
маршрут невдалеке от ‘магистрали, време-
нами даже просматривали её. На дороге
мы обнаружили. атаковали и зажгли круп-
ую вражестую
полотли другие «охотники» и, сделав по
нескольку заходов, разгромили противни-
ка. В то же время пгпурмовики, несмотря
па почной. полёт, омогли быютро сориенти-
роваться при помощи доропи и притте жа
свой зоролром. `

Жак днем,
«охотников»: наиболее  улобной является
высота 500—600 метров. Атаку цели на-
ши «охотники» объчню произзодят © 500
метров. а пуломётно-пултечный огонь вё-
дут с высоты 100—150 метров. Способы
атаки в каждом отдельном случае лётчик
избирает сам. Но было бы неверно указы-
вать лётчику только район действий, не
контролируя его полготовеу. Необходим
ипогда подеказать экипажу наиболее вы-
годный марпрут полёта, способы поиска Yt
уничтожения целей, не ущемляя при этом
его инициативы,

Гвардии капитан Г. КОПАЕВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ,

Взаимодействие с истреби

В организации пттурмового удара отгроч-
ное значение имеет правильное  огневое
вааимолействие пезурмовиков и истребите-
лей. В недавнем прошлом в нашей боевой
практике было немало случаев несогласо-
ванных действий «ИЛ’ов» и приврывав-
ших их истребителей. Однажды я повел
группу «ИЛ-2» на уничтожение крупных
склалов боеприпасов противника. Цель
имела сильную ПВО, в том числе истреби-
тельную авиацию. Сразу же после взлета
прикрывавнеие нас истребители потеряли
штурмовиков, и нам пришлось действовать
без прикрытия. Только благоларя хоротей
слётанности и большому опыту  воздун-
вых боёв наши <«ИЛы» потеоь не имели.

В чём была главная оитибка? После по-
лучения задачи ие было личного общения
штурмовиков с истребителями. Каждой
группе задача ставилась отдельно.

Для того, чтобы устранить эти недо-
статки, мы стали каждый совместный пе-
лёг прорабатывать с ведущими Ovex
груни. Ведущие договаривались между с9-
бой о порядке огневого взаммодействия.
Если штурмовики и истребители базирова-
лись на разных аэродромах, то мы устрая-
вали встречу ведущих. Иногда после вы-
полнения боевых заданий мы проводили
свовобразные  конферепции, па которых
обменивались опытом, договаривались 0
порядке действия групи и экипажей в раз-
личных условиях сложившейся обстанов-
ки. При встречах © истребителями уста-
‚навливались Место сборё, высота, сигнал
и порядок сопровождения до пели, во вре-

мя работы вад целью ‘при противодейет-

вии зенитного огня или же истребителей.

противника и при возвращении на обрат-
ном маршруте. 0с0бое внимапие  улеляли
радиосвязи ведущих и диспиплине радио-
обмена. Такая практика сразу дала поло-
жительные результаты.

При базировании на различных aaporpo-
мах встреча происходит над  аэротромом
истребителей. Штурмовики о 6в0ём вылете
предупрежхалт истребителей  сопровожле-
ния по телефону или тю радио, подходя к
аэродрому на условленной высоте, с услов-
ным разворотом. i

В пути истребители занимают выгодные
позиции для охраны менее защищённых

секторов «ИД-2», обращая главное внима--

ние на фланги, а также прикрывая сзади
и снизу. Соответственно с этим и раснре-
делялись задачи между истребителями.
Группа непосредетвенного прикрытяя име-
ла приказ не отрываться от пиурмовиков,
не увлекаться воздушных боем. А ударная
групиа наоборот — сковывала противника
боем, обеспечивала вьюлнение боевой за-
jain штурмовиков. Ведущие групп yera-
навливали между собой радиосвязь и под-
держивати её во время всего полёта, при
любых обстоятельствах.

„Межлу экипажами, особенно стрелками,
в группе распределялись секторы наблюлто-
ния. Стрелки знали количество и место
самолётов в труппе. Как появится в в03-
тухв противник. стрелки сигналахи Еряс-
вых пакет прелупрежлали команлиров ARM-
пажей и истребителей о появленви = mpo-

тивника. Кроме того, они сразу же посы-
лали в направлении появившегося против-
ника трассы из пулемётов. Одновременно
ведущий или первый заметивший воздуш-
ного противпика немедленно сигнализиро-
вал об’опаспости по радио.

Помимо истребителей прикрытия штур-
мовики выдечяли из своего состава при-
крывающую носледнюю пару для отраже-
ния атаки воздушного противника и 1по-
тавления огня зенитной артиллерии. Лёт-
чики этой замыкающей пары обладали,
как правило, отличной техникой пилотиро-
вания и обязательно имели. рахчопередат-
чик. Действуя по принципу свободного ма-
нёвра, эта пара в нужный момент зани-
мала выголную позицию для атаки, Если
штурмовики ваносили удар по переднему
краю с пикирования, то истребители со-
провождения следовали на цель вместе со
штурмовиками.

Нередко бывало, когда наши истребите-
ли вотречали имурмовиков, пользуясь на-
ведением наземной радиостанции. В то же
время эта станния всё время информирует
водунтих групт о воздушной обстановке.

За последнее время на нашем участке
порысилась активность вражеской  авиа-
ции. Редкий вылет проходит без
воздупщного боя. Грубую ошибку допуска-
ют велушие тех групп, которые хотят ве-
сти бой самостоятельно, нарушая тем са-
мым огневое’ взаимодействие между птур-
мовиками и истребителями.

Последние возлушные бои внесли в так-
ТАБУ огневого взаимодействия PAL HOB-

что самолёт «ИЛ-2»,
MBICAY
практически способен
различные
нашей части на самолётах «ИЛ-2» прове-
ли около 100 воздушных 6088.

бой штурмовика с вражескими истребите-
лями, как правило, носил оборонительный
характер.
«ИТы» или уходили в одиночку с неко-
торым манёвром, или, в лучшем случае,
становились в оборонительный круг. Вна-
чале круг как метод обороны «ИТов» оп-
равдывал себя, но в дальнейших встречах
штурмовиков с истребителями выявились
некоторые недостатки этого метода.
малом количестве «ИТов» в группе круг
трудно замкнуть. В строю «круг» затруд-
няется манёвр, эшелонирование по высо-
Te, оковывается инициатива
наконец, самое главное это то, что круг
по своей идее —строй чисто оборонитель-
ный. Практика же показала, что «ИЛ-2»
вполне может вести успешный бой,
он хорэшо организован и.еели все лётчи-
ки твёрдо сохраняют свои места в боевом
порядке.

который позволил бы «ИЛ’ам» активно и
организованно сражаться
Улачную инициативу

штурмовики Северо-Западного фронта. Ilo-
сле

шего фронта пришли к выводу, что най-
более выгодным тактическим приёмом при
встрече с воздушным противником являет-
ся крутая змейка.

встрече © воздушным противником
щий группы, сохраняя направление нолё-
та на свою территорию,
стараясь всё время нацеливаться на вра-
жеские истребители.
ведущим идут также змейкой с приниже-
нием или превышением
друг в другу на 25—40 метров и на ди-
станций 300—400 метров. Замыкающий
в змейке должен итти на высоте не ниже
200 метров. Ведущий обязан всё
сохранять скорость 260—270  километ-
ров в час и следить за замыкающим. Ес-
ли велущий увеличит скорость,
затруднит манёвр всей группы и на раз-
воротах при этом может произойти‘ раз-
рыв.

крутой змейки, всё время встречаются с
лобовым огнём одного или двух лётчиков.
и огнём двух-трёх воздушных
Крутая змейка является не только  х0ро-
игим противонстребительным манёвром, но
также ‘и противозенитным. Благодаря не-

автоколопну. На пожар.

так и в ночных  полётах

иж ох

ВОЗДУШНЫЙ БОЙ

Опыт отечественной войны показал,
созданный по 33-
как штурмовик,
выполнять самые

6тчики-штурмовикаи

конструктора

задачи.

В первый период войны воздушный

Встретив  «Мессершмиттов»,

При

‘лётчика. И,

если

Лётчики задумались над таким методом,

с противником.
проявили = здесь

уногочиеленных воздушных 6068
«ИТов» с истребителями штурмовики на-

Пря
веду-

В чём сущность этого приёма?

уходит змейкой,

Ведомые вслед 3%

по отношению

время

TO это

Истребители противника, старающиеся
атаковать штурмовиков, идущих в строю

стрелков.

престанному маневрированию по горизон-
тали и эшелонированию по высоте «И1-2»
ускользают от огня зениток.

Однажды я вёл восьмерку «ИЛ’ов» на
щтурмовку аэродрома. Шли мы без сопро-
вождения истребителей. Ha обратном
марируте встретили шесть «Ме-109ф».
Истребители противника сразу разбились
попарно и попытались взять нашу груп-
пу в клещи. При этом, как веегда, нем-
цы атаковали штуруовиков сверху сзади,
Как только появилея противник и стал
заходить в атаку, мы из строя «клин»
перестроились в крутую змейку. .

Я со своим напарником развернулея в
сторону. откуда следовало ожидать первой
атаки немцев, и ринулся в лобовую. 06-
тальные попарно пошли велед за мной в
том же направлении. Когда я отбил пер-
вую атаку й сразу же развернулся в 0б-

— оборону на виражах. Маневрируя
горизонтали то вправо, то влево,
делая полный
уходил на свою территорию. Попытки нем-
‚цев атаковать Бубликова не прошли
даром: штурмовик сбил
Вульф-190».

ратную сторону, мой стрелок сбил «Ме-
109$». В это время моё место в строю

заняла следующая пара, которая привры-
вала меня и моего ведомого. Так попар-
но, прикрывая друг друга крутой змейкой,
мы уходили на свою территорию.

В этом бою противник потерял два
«Ме-109$». № наши самолёты  верну-

лись на свою базу.

Конечно, необязательно во всех случа-

ях придерживаться описанного нами строя.
В некоторых случаях, так же как на OT-
дельных этапах боя, нужно от
переходить к кругу или полукругу. Так,
например, в одном из воздушных боёв, в
связи с тем, что замыкающая пара
много отстала, я вынужден был
нуться полукругом и пойти в

атаку на вражеского истребителя,
тем самым защитить отставших. Но

змейки

He-
развер-
лобовую
чтобы

kak
только атака была отбита, я снова в0с-

становил строй крутой змейки.

В нашей практике были случаи, когда

HITYPMOBZRH вели воздушный бой с вра-
жескими истребителями не только в груп-
пе, но и в олиночку,

Лётчик Бубликов пошёл на разведку и
фотографирование переднего края обороны

противника. Нал самой целью его атаковали
четыре истребителя. Он принял неравный
бой с двумя «Фокке-Вульф-190» и двумя

«Ме-109». Бубликов избрал верный путь
иногда
вираж, он со снижением
ИМ
одного «Фокке-

Боевой опыт показал, что наиболее

подготовленные штурмовики, отлично вла-
деющие техникой пилотирования,
выполнить в буквальном смысле
слова роль истребителя, вести воздушный
бой с немецкими бомбардировщиками, сры-
вать их работу. В истории нашего соеди-
нения запечатлен
возлушный бой, когда четыре «ИЛ-2», вы-
полняя роль истребителей, дрались с

могут
этого

совершенно необычный

Oe
«Ю-88» и 16 «Ме-109».

Эту четвёрку смельчаков Ber гвардии

подполковник Савченко. На высоте 2.200
метров он заметил 27 вражеских бомбар-
дировщиков. направлявшихся к
войскам пох прикрытием

нашим
16 «Ме-109».
Савченко принял лерзкое решение — го-
рвать вражеский налёт на наши войска.
По команде ведущего четвёрка  штурмо-
виков врезалась в строй «Юнкерсов».

В результате пятнадцатиминутного в0з-
душного боя четыре штурмовика,  лоав-
шиеся 627 «Ю-38» и 16 «Ме-109»,
сбили один бомбарлировщик и двух истре-
бителей. Олин истребитель был  подбит.
Наптн лётчики потерь не имели.

Таким образом следует слелать вывот,
что на «И1-2» можно вести возлушный
бой, даже когда встречаешься в возлухе
с комбинированной группой противника.
Чтобы выйти побелитёлем из такой вотре-
чи, необходимо: иметь хорошо сработав-
шиеся пары, которые могут свободно от-
ражать и атаковать истребителей против-
ника, ни на минуту не забывая при этом
© защите товариша, иметь крепко сколо-
чвнные группы, лётчики которой умзют
менять боевой порялок, не нарушая огне-
вого взаимолействия.

Vi одно из главных условий — нам
непрестанно совершенствовать у лётчиков-
штурмовиков технику пилотирования, ибо
это очень часто решает исход встречи
штурмовиков с вражескими истребителями
ий бомбардировщиками.

Гвардии капитан И. ГЕРМАН.

Вражеский транспортер взорван

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ (по телеграфу).
Гвардии младшему лейтенанту Тимофею
Поздиякову в паре с младшим лейтенантом
Кизенковым приказали уничтожить жЖе-
лезнодорожный транспорт  мемцев, об-
стреливавиий из дальнобойных орудий го-
род.

Транспортёр был неуловим. Он курси-
ровал на разных дорогах, выбрасывая сот-
ни снарядов, разрушал жилые дома, уби-
вал и калочил мирных людей. Трудно бы-
лю найти с воздуха такую цель, а тем

телями

знеств. Появились «Фокке-Вульф-190», ко-
торые стали взаимодействовать с «Ме-109».
Если «Мессершмитты» производили атаки
сзали, сбоку, сверху и с горизонталя ип
ухолйти вверх, то «Фокке-Вульфы» атаку-
ют спизу, сзади и сбоку и ухолят вниз.
«Ме-109» на виражах в бой с «ИЛамн»
не вступают и никогда не идут в лобовые
атаки, а «Фокке-Вульфы» охотно ведут
бой на вираже и даже пытаются схолнть-
ся на лобовых. Правда, во всех этих слу-
Чаях немцы сбивались мощным огнём на-
шего штурмовика.

Как показывает опыт, целесообразнее и
правильнее в тактическом отношении Be-
сти бой общей группой. Для этого нужно
пе растягиваться, а, наоборот,  прибли-
жаться друг к другу. чтобы противник ис-
пытал всю силу огневого взаимолействия
штурмовиков и истребителей. — Известно
много примеров, когла в воздушном бою с
численно превосходящим противником на-
ши истребитвли одерживали побелу. пото-
му что действовали совместно со штурмо-
виками. становились в общую змейку сза-
ли или находились ввутри нев. Нам изве-
стны также факты. когла раненый или
полбитый истребитель становился пол за-
щиту «ИЛ’а», проходя впереди или внутри
строя. 1

Опыт боёв показал, Что там, гле пра-!
ВИЛЬНО Организовано огневое взаимолейст-
вив «ИТов» и истребителей,  эффектиз-
ность бомб штурмового улара вамного по-
вышается. Й наша авиапия бьёт против-
ника без, потёрь.

у Гвардии майор А. СЕВАСТЬЯНОВ,

болев  разбить её. Врохотная коробочка
передвигалась по, железнохорожной паути-
не пригородов; скрывалась в тупиках, нз
раз’езлах. :

— Не будет стрелять транспортёр, —
сказал Поздняков, получив боевое  зала-
ние.

«ИЛ’ы» нагрянули ва артиллерийскую
платформу, когда яемецкие пушки Вели
обстрел. На железной дороге непрерывно
сверкаля вспышки выстрелов. Не обращая
внимания на сильный — загралительный
огонь фашистских зенитчиков, Поздняков
пошёл в атаку. Круто спикировал его 63-
молёт. Гварлии млалитий лейтенант уже
различал лула орулий, Korda прямым по-
паланием снаряда пробило его самолёт и
заклинило рули управления. Но штурмо-
BUR продолжал нестись на врага,  стре-
ляя из пушек и пулемётов, и над самой
платформой сбросил бомбы.

Следовавший за Поздняковым младший
лейтенант Кизенков вилел. как взорвался
немецкий транспортер, полбросив высоко в

небо облако чёрного дыма. Воздушная
волна помогла  Позднякову выхватить
«ИЛ» из пикирования. Вблизи  находи-

лась линия фронта. Напрягая все силы,

гвардеен Тимофей Позлняков привёл изра-

ненную машину на свою территорию.
Капитан А. ГРОМОВ.

На-лнях в Управлении ВВС Краз-

ной Армия состоялось совещание
лётчиков-штурмовиков по обмену
опытом боевой работы. На совешща-
нии с докладом выступил генерал-
лейтенант Кондратюк. Затем ряд
лётчиков поделился накопленным
опытом боевых действий на штур-
  MOBERKaX.

После совещания на Тушинском

аэродроме состоялись учебно-пока-
зательные полбты на самолётах
«ИЛ-2».

Выше публикуются статьи участ-
ников совещания штурмовиков.

и нныины