Воздушные бои северо-восточнее Новороссийска

27 мая северо-восточнее Новороссийска
происходили бои наших воздушных сил с
немецкой авиацией, пытавшейся бомбить
наши войска и военные об’екты. Налти
зоздупные силы успешно отразили налё-
ты вражеской авиации и подвергли силь-
ной бомбардировке войска и военные 06’-
екты противника,

Две победы в

Восемь наших истребителей прикрыва-
ли свои войска на высоте 1.500—2.000
метров. Боевой порядок состоял из двух
четвёрок, эшелонированных по высоте на
дистанции 500 метров и в глубину —
600—800 метров. Ведущий группы гвар-
Inn капитан Покрышкин возглавлял ниж-
нюю четвёрку. Верхнюю четвёрку в03-
тлавлял гвардии младиий лейтенант Нау-
менко.

Нижняя группа была атакована шестью
«Ме-109» с дистанции 1.000 метров на
встречных курсах. Истребители смело при-
няти лобовую атаку противника. Одно-
временно гвардии капитан Покрьникин по
ралио дал команду верхней  четвёрке:
«Атаковать противника  сверху!». «Mec-
сершмитты», не выдержав упорства на-
ших истребителей, уклонились от трассы
и пошли с принижением,

В ею же время четыре «Ме-109» пы-
тались внезапно, из-за облачности aTaKo-
вать четвёрку Покрышкина. Своевременно
заметив противника и зная, что его при-
крывает сверху группа Науменко, По-
крышкин 00 своими подчинёнными устре-
милея за шестью  уходившими Вниз
«Ме-109», Наетигнув и атаковав mpo-
тивника. гвардии капитан Покрышкин и
гвардии старший лейтенант Рычкалов
сбили по олному «Ме-109».

Групна гвардии младшего лейтенанта
Науменко в этот момент на встречно-пере-
свкающемея курсе перехватила четырёх
«Мг-109», выскочивших из облаков. В
результате смелой атаки гвардии сержант
Савин сбил «М-109», а гвардии лейте-
near Сутырин подбил другую вражескую

маптину, которая, дымя, © резким ониже-
ниеу пошла к земле. Остальные «Мес-
серимитты»х поспенно ВЫШЛИ ИЗ боя.

Собрав всю группу, гвардии капитан
Покрышкин продолжал патрулирование.
Заметив на горизонте воздушный 66, он
немедленно пошёл на помощь.

На высоте 1.200—1.400 метров четыре
наших истребителя вели Oo с восемью
«Ме-109». Групиа гварлии капатана По-
крышкина сверху внезапно атаковала
. противника. В результате первой же ата-
ки были сбиты два «Ме-109», из кото-
рых одного» сбил гвардии капитан По-
крышкин, а другого — гвардии младший
лейтенант Науменко. Оеломлённые вне-
запной и стремительной атакой наших
лётчиков, лемцы растерялись. Боевой по-
рялок их был нарушен, и бой co cTopo-

В течение` лня в воэдушных боях сбя-
то 48 немецких самолётов. Кроме того,

огнём нашей зенитной артиллерии сбито
16 немецких самолётов. Всего, таким 90-
разом, за лень уничтожено 64 самолёта
противника. С боевого задания не верну-
лись 13 наших самолётов.

одном вылете

ны противтика принял неорганизованный
характер. Гвардии капитан Покрышкин
сбил ещё олин «Ме-109». Потеряв ини-
цлативу, фашистские лётчики стали 06с-
порядочно выходить из боя. В этот мо-
мент гвардии лейтенант Сутырин дитнал
omoro «Me-109> uc дистанции 100—
150 метров сбил его.

Tax, в результате двух воздушных
-боёв, проведенных в одном вычете, лёет-
чики группы гвардии капитана Покрыш-
кина’ сбили семь «Ме-109» и отного пол-
били, не понеся своих потерь. Те четыре
наших истребителя, к которым  групиа
своевременно пришла на помощь, также
потерь но имели. Гвардии капитан По-
крышкин обеспечил чёткое и умелое ‘руко-
водство боем и сам сбил трёх «Ме-109»,
личным примером показав своим подчи-
нённым, как нахо уничтожать врага.

Эта победа советских лётчиков — pe-

зультат их боевой зрелости и высокого
лётного мастерства.  Командар группы
гварлии капитан Покрышкин — опыт-

ный воин, настоящий советский асс, уча-
стник 60 воздушных боёв, имеющий за
своими плечами 363 боевых вылета и 20
сбитых самолётов противника, из коих
14 самолётов он сбил лично и б — в
группе. На-днях этому отважному и ис-
кусному лётчику присвоено звание Героя
Советского Союза.

Летчики ero группы, ‘одержавшие в
этом `бою победу, равняются по своему
командиру: твардии старшяй лейтенант
Рычкалов — участник 40 возлумных
боёв, совершил 180 боевых вылетов и
сбил 13 самолётов противника, из них 11

se ae

YLADBHBIE OROIHRYENHR.
AWA ИСПРЕВЯТЕЛИ

-ИСТРЕБИТЕЛИ ПРОЛРИРИННЯ

$ ПОдБИТЫН
ИСРРЕБИЛЕПЬ
OPLQHEHIEA

—-

& сбитый
E ACMPEBHMEND
ДАВТИВИНАЯ

лично и 2 в труппе; гвафдия лойтенант
Сутырин участвовал в 21 воздушном
бою, имеет 120 боевых вылетов и 9 сби-
THX самолётов противника, из них 6 лич-
но и 3 в группе,

Самый молодой участник воздушного
боя — гвардии сержант Савяя’ — совер-
шил всего 19 боевых вылетов, но уже
дрался в 13 воздушных боях и лично
сбил 4 самолёта противлика.

Успех этих двух воздушных боёв оП-
ределилея правильным, эшелонировапным
построением боевого’ порядка, чёткими дей-
ствиями пар, хорошей осмотритель зостью,
‘умелым руководетвом со огороны коман-
пира группы гвардии капитана Покрыши-
кина и смелыми действиями его летчиков.

Майор Г. ПШЕНЯНИК

СТАЛИНСК

Крылатые
‚ следопыты

Боевые будни разведчиков подразделе-
ния тов. Миронова полны самоотвержен-
ности и героизма. В любую погоду, днем,
& иногда и ночью они неожиданно появ-
ляются над территорией противника, вни-
мательно следят за его поведением, наблю-
дают за передвижениями, коммуникащия-
МИ. ;

Подразделение гордится своим  отваж-
ным разведчиком старшим ‹ лейтенантом
Кулик, отдыхающим сейчас после тяжёло-
Ро ранения.

...Это было в дни зимнего наступления
наних войск. Командование поручило эки-
пажу тов. Вулика найти надии танки, про-
рвавшиеся в глубокий тыл врага, и уста-
HOBETL C НИМИ ОВЯЗЬ.

Тиахельно изучив обстановку, экипаж
вылетел в район. разведки. С высоты 5
тысяч метров разведчики заметили танки.
В тот момент, когда Кулик стал спускаль-
ся ниже, чтобы опознать, наши ли 9%
танки, его самолёт атаковали три «Mec-
сершмитта».

Пользуясь облачностью, Кулик ловким
манбврюм ускользнул от вражеских истре-
бителей. Выждав некоторое время в обла-
ках, он снова повёл свой самолёт в район
разведки. Его вторично атаковали истре-
бители. Развелчик вынужден был уйти на
свою территорию. Когда немцы ушли,

лётчик вновь повёл свою машину на 34-

пад.

Придя на то же место и онизившиеь до’

бреющего полёта, экинаж, наконец, yera-
новил, что танки действительно советские.
Едва стрелок-радист Королев успел с000-
щить 06 этом по радио на командный
пункт, как разведчиков трегий раз ата-
ковали немецкие ‘истребители.

Разгорелея  ожесточённый — воздушный
бой одного самолёта-разведжика с четырьмя
вражескими истребителями. Ham экипаж
искусно отражал’ многочисленные атаки.
Beta меткий огонь, пгурмая капитан @мо-
лин и стрелок-радист Королёв подожгли
два «Мессершмитта». Олнако з первом бою
был ранен птгурман, а вскоре вопьыхнул и
самолёт, Горели правая плоскость и цент-
ребак.

Положение было критическое. Команцяр
корабля приказал экипажу прыгать. В
этот момент самолёт находился уже над
налней территорией. Стрелок-радиет выюро-
силея © парашлотом. Д6ттик вкаочил ава-
рийный кран, но колпак кабины почему-
10 не открылея. Он пытался разбить ero,
но из этого также ничего не вышло.

Тогда Юулик ловёл горящую машину на
посадку. Он приземлился недалеко ог ли-
нии фронта. Находившиеся поблизости
бойцы вытащили из пылажющего самолёта
летчика и штурмана, Полтора месяца тов.
Кулик не приходил в сознание после тя-
желого ушиба и ожогов. 1

За тёронческий подвиг, настойчивость
и мужество, проявленные при выполнении
задания пе разведке, Военный Совет ва-
градил лётчика Кулика орденом Ленина,
штурману Смолину был вручён орден
Александра, Невского.

Много раз летали на разведку экипажи
калитана Старченко и старшего лейтенан-
ta Староверова, Как-то, незадолго ло Ha-
ступления темноты, экипажу Староверова
было поручено срочно найти отряд наших
войск, действующих в тылу противника.
Вместе со игпурманом Карасевым и стрел-
ком-радистом Рыбниковым Староверов or-
правилея на захание.

Несмотря на сумерки и ниэкую облач-
ность, Староверов разыскал наш отряд и
установил с ним связь. За образцовое вые
полнение задания всему экипажу развед-
чиков в тот же вечер были вручены орде-
на Отечественной войны 2-й степени.

Так работают налги славные возхушные
следопыты. Ни непогода, ни огонь зеви-
ток, ки наскоки вражеских истребителей
не в сплах помешать разведчикам. Они
всегда точно и в срок доставляют” в штаб
командования необходимые данные о про-

тивнике.
Капитан Н. МАКЕЕВ.

Деблокировка аэродрома

Немцы, стараясь приковать налиу авиа-
цию к земле, применяют метод блоки-
ровки аэротромов. За последнее  вре-
МЯ ЭТОТ мотод в той или иной форме враг
пытался использовать на различных утча-
стках фронта. «.. и

Каким путбм обычно немцы блокиру-
т нами азродромы? Чалце всего эта 0ло-
кала  сводихя к ‘тому, что трупа
«Мессершминттов»,  маскируясь солнцем,
на приглушенных моторах подходит к на-
шему аэродрому и, разбивигись на пары,
опоясывает его, Враг рассчитывает
на то, что при этом ни один самолёт He
сможет безнаказатно полляться в воздух.
Периотически сменяя блокирующие груп-
пы истребителей, противник пытается па
длительное время (иногда песколько лней)
парализовать работу аородрома. Это. —
наиболее часто применяемый ‘немцами ме-
Тод блокировки.

Иногда враг блокирует аэродром со сите-
циальной задачей; приковать к земле на-
Шу авиацию в связи с пожотавливаемым
бомботигурмовым  уларом по аэродрому,
и велел за блокирующей. группой тогда
появляется группа штурмующая или бом-
бардировщики.

Порой эта блокировка вызвана тем, чт
противпик предпринимает  масовровавный
налёт бомбардировщиков по нашему, пе-
редиему краю. Желая предупрелить  в03-
можность вызова истребителей для отра-
жения атаки бомбарлировщиков, немцы
иногда прибегают к блокировке аэродрома
базирования истребительной авиации.

Нашим авиационным командирам хоро-
о знакомы эти метолы врага. И многие
из них паучилиеь с успехом бороться
в попытками немцев блокировать совет-
ские аэродромы. В последнее время
выработалея ряд проверенных на практи-
Re METOIOR деблокировки аэродромов.

Это было нелавно. Нал одним из наших
зородромов появились сперва TPH, 4

TOTOM OMG. два немецких ‘истребителя,
То была вразкеская блокирующая группа
«Мессерпимиттов». Оши шли па высоте
двух тысяч мегров и стали’ барражиро-
вать над самым аородромом, разбивитись
на пару и звено. Шли они с интервалом
в 150 м. и дистанцией 50 м., эшелониру-
явь по высоте.

На командном пункте было принято ре-
шение прорвать блокаду, вызвав истреби-
телей с соседнего аэродрома. По радио бы-

ло сообщено на КИ Н-ского соединения,
Vi cpasy же с  соселнего  зородрома
попиялась четвёрка, а затем ещё вось-

мёрка истребителей. Протившию также вы-
звал по радио подмогу, вилимо, репив не
спимать блокаль. Вотда 12 naire истре-
бителей появились пам  блокированным
аэродромом, то здесь они встретили ужо
не 5, а 12 «Мессертимитгов», Завязалея
воэдутный бой, Воспользовавтись тем,
YM вся группа немцев оказалась скован-
ной боем, с аэродрома, подвергшегося бло-
каде, полнялась пара наших истребителей,
Она без труда заняла позицию выше «Мес-
сершииттов» и атаками сверху помогла
решить исход боя. Потеряв 4 «№-109»
(все они упали в районе аэродрома), нем-
цы вынуждены были снять блокаду и

убраться во-свояси,

Мы привели отин из наиболее эффек-
тивных методов леблокировки своего аэ-
родрома —= вызов истребителей с с06ед-
него аэродрома. Здесь успех деблокиров-
ки во многом зависит от чёткой работы
связи и постов оповещения. В описамтюм
пами случае истребители прилетели 10-
сле того, как ‘их вызвали через RIL coe-
линепия. А вель могло случиться так,
что блокировка алродрома была связана ©
готовившимея  штурмовым налётом. ВБ
этом случае дорога каждая минута. И 380-
нить на КП соединения уже поздно. Взж-
но, чтобы тогда истребители вылетели сра-
зу же по условному радиосигналу, не до-
вилаясь вызова через А соединения,

Какой тактики придерживается группа
истребителей, вызванная с соседнего’ а9-
родрема лля срыва блокады? Основная за-
дача этой группь-—притрти na место бя,
имея преимущество в высоте. Не нужно
приходить _ сразу всей группой, Две пары
идут вперед, & лве пары приходят не-
сколько позже, ещё на большей высоте,
Они вынлллот, Во-первых, может прит-
ти подмога немцам, Это часто бывает.
Враг наралцивает силы. Tora верхняя
группа отсекает пришелшие на’ помощь са-
молёты противника. Во-вторых, если co
стороны не появилась вражеская подмо-
ra, Тода прикрыважщая группа истре-

-бителей выхлуидает момент, когда ей ул0б-

пее всего ввязаться в бой. Опа должна
вступить в бой таб м с такой позиции,
чтобы молниеносным упаром решить судь-
бу врага.

Иной pas обстановка складывается
Tak, что нельзя вызвать истребителей с
соседнего аэродрома. Иногла немцы пы-
таются блокировать не олин аоролром, a
целый район, большой аародромный узел,
В этом случае у команлира истребительно-
го полразделения остаётся только один вы-
ход— невзирая на висящие над полем «Мес-
сершимитть», поднять в воздух хотя бы 01+
ну-две пары самолётов. Это трудная, но
при умелой организации дела осуществи-
мая задача. Злось некоторые лётчики до-
пускают характерную оптибку, За которую
WHOM дорого расплачиваются. Порой лёт-
чики, взлетев с блокированиого аэродрома,
стремятся сразу же, буквально нах летным
полем, набрать высоту и замять исходное
положение для атаки, И вот получается,
чо в тот момент, когда самолёты на ма-
лой скорости набирают высоту, их /0ез 060
бого трула сбивают атакой сверху,

Опытные лётчики никогла не полезут
прямо «в л0б» на блокирующие самолё-
ты. На олном из аэрохромов шестёрка ис-
требителей готовилась взлететь, чтобы
WITH на сопровождению штурмовиков. Уже

‚тем, майор Астапов чувствует

ий сокол

:

ПОЧЕМУ ЛЕТЧИК

В Н-ской части на фюзоляжах многих
самолётов аккуратно выведелы звездочки.
У лётчиков-истребителей стало уже Tpa-
твцией украшать свои малины почетны-
ми знаками, количество которых равно
числу сбитых самолётов противника.
Один самолёт имеет наиболышее количест-
во звёздочек — 24, С любовью и уваже-
нием смотрят лётчики и техники из эту
мапеину. Все знают, что на ‘пей отважный
воздушный воин старитий. лейтенант Cep-
тей Бурнозян сбил 24 фапвистеких само-
ета. ;

Не на всех самолётах есть звёздочки.
Их wer, например, на машине. иладртего
лейтенанта Алексея Долгова. Может быть
лётчик Домов относитея в тем, кто не-
давно прибыл на фронт и ‘еб ве успел
открыть свой боевой счёт? Дело, оказы-
вается, но в этом. Алексей Долгов полгода
находится на фронте, Ero товарищи 10
школе ужё имеют 10 нескольку лично
сбитых вражеских самолётов. Почему же

‚  Долгов 35 6 Месяцев не сбил ни одного

немецкого пирата? Этот вопрос в равной
степени ` уместно’ задать алётчику-инстреби-
телю; так же как и бойцузенайперу или
пулемётчику, которого спрашивают: «А
сколько ты убил немцев?». ^.

Лётзик-истребитель потому и посит своб
почётное звание, что он призван истреб-
лять фашистов в воздухе, очищать совет-
ское вебо от немецких разбойников.

‚ Долгов откровенно призналея, что во-
проб о его личном счёте мучает его.
Товарищи Долгова сбили: Петр Xy-
дов — 8 самолётов, Николай Варфоломе-
ев — 7. Свои победы они отмечалт 3в8з-
дочками па фюзеляже. Командование на-
прадило их орденами. Родные и друзья
поздравляют их в письмах с победами.

Алексей Долгов не такой уж молодой
лётчик. Он летает с 1940 года. Рабо-
тая слесарем на одном из заводов, он за-
кончил без отрыва от производства  лёт-
вую школу при Горьковском  аэроклубе.
Затем учился в Черниговской штоле
военных лётчиков. В Армавирской школе
переучивалея на «ЯК’ах». Имел как будто
бы неплохие результаты в ‘учёбе. На фронте
находится с декабря 1942 тода. Здесь on
имеет более 60 часов налёта и более 15
боевых вылетов.

Правда, первое время пребывания На
фронте сложилось ве совсем удачно для
Долгова. Он с сожалением вопоминает, что
в тот период на боевые задания его не
посылали, хотя во время нашего зимнего
наступления бои в воздухе быти ©собен-
HO жаркие.
` Допустим, Долгова не посылали на б9е-
выю задания 13-за отоутетвия у него до-
статочной опьности, но ведь личного вре-
чени для совершенствования было вполне
достаточно. Между тем, командование эс-
кадрильи (команиир ‘капитан  Вертилец-

Аэродром спрятан в лесу, ма берету ре-
ки. Здесь давно уже базируется истреби-
тальная” часть, которая несёт oxpany
‘крупной прифронтовой железнодорожной
магистрали. Замечательные мастера в03-
душного боя майор Петров, майор Аста-
пов, капитан Гаркуша и старший лей-
тенан? ` Афанасьев выросли в этой части.
Славная четвёрка уничтожила 40 враже-
ских самолётов-разведчиков. у

На высоте семи-восьми тысяч метров. у
лётчика стеоняет движение кислородная
Маска, труднее вести наблюдение. Между
себя там
превосходно и настойчиво ищет Bpal...

Котла разведчик обнаружен,  истреби-
тель заходит с выгодной стороны, не то-
ропится открывать огонь и выжимает ско-
рость. Здесь необходимо большое самооб-
лалание. Уже можно различить окантовку
чёрного, ненавистною креста. Тогда бук-
вально с первых выстрелов Астапов но
давляет огонь® верхнего стрелка, садится
Ha «хвост», фашгиста. Разведчик начинает
метаться, но советский асс крепко держит
его, поджигает моторы и втоняет в землю.

Не менее интересен опыт  воздушиых
боёв майора Петрова. Дерзкий, отважный,

приближалось время взлёта, ветречи с
«Hama». И вдруг над аоротромом  по-
явилась блокирующая трупиа «Meccep-
шмиттов», Они, разбившись Ha парыь
(OOM аэродром, не давая возможности
подняться в воздух, Тогда командир под-
фазделения принял решение — потлять
в воздух одну пару, которая должна бы-
ла. прорвать блокаду и дать возможность
взлететь остальной четвбрке. Валёт этой
пары был осуществавн таким образом, что

«Мессериемитты» оказались  совертенно
дезориентированными, ‘’Лётчики искусно
учли место и момент взлёта. Учитывая,

что аэродром пыльтый, они взлетали но-*
чти с места, чтобы не выдать себя стол-
бо% пыли. Моторы были заведены. Лётчи-
ки — в машинах. И в то короткое мгно-
вение, когда аэролром оказался. в задней
полусфере немешких истребителей, пара
советских самолётов полнялась в воздух.
Чтобы расередоточить внимание  против-
ника, лётчики взлетали с разных палтра-
влений.

Так был осуществлён взлёт, Ведущий
лётчик Нагорный н ео вемый не ста-
Im набирать высоту над аоротромом. Ма-
скируясь местностью,  маневоируя, они
ушли в сторону, скрывииеь из поля 316-
‚ ция блокирующих истребителей, Й уже в
стороне, набрав высоту, запяли исходное
положение для атаки сверху. Пара на-
ииих истребителей связала б06м четырёх
«Ме-109». В этот момент взлетели на-
холивииеся в полной тотовности осталь-
пыю 4 истребителя. Оли оказались. выише
немцев. Олной-лвух атак сверху опазалогь
достаточно, чтобы . заставить «М-109»
снять блокаду и уйти во-свояся. Всё это
произонило так быстро, что нами истреби-
тели успели встретиться со штурмовяка-
ми и пойти на выполнение основном 34~
дания,

Это характерный пример леблокировки,
когда истребители не прибегают к помо-
щи соседей, а сами прорывают блокаду,
Чаще всего при такой деблокировке взлёт
первой пары напвих истребителей полдер-
живается зенитчиками, которые не лают
немцам возуюжности ходить в крупу: нал

НИ ОДНОГО ВРАЖЕСКОГО САМОЛЕТА?

‚стро и прочно занял место в соколиной

и POLS OL ALLA ered >

‘чиков. Очень важио, ятобы ведунтий па-

28 мая 1943 г. № 22 (150)

ДОЛГОВ НЕ СБИЛ

стать полноценным воздушным бойцом.
Долгов много летал над своим аэродромом,
как будто имел налёг часов немалый. Но
настоящей-то боевой выучки у мего все
же не было. Долгов водил самолет только
по прямой и в зону, пилотажем He зани-
мался. Провёл всего два учебных во3-
душных боя — © калтитаном Вертилец-
ким и младшим лейтенантом Фудовым. За
веб время пребызания на фронте тов. Дол-
гов ни разу не стрелял в воздухе по
конусу. “ nyt

do об’яспить такие пробелы в у чёбе?,
Тем, что командование подразделения, ори-
ентируясь тлавным образом на опытных
дётчиков, забываю ©. Молодых, MAIO
помогало им в боевой выучке. Руководи-
тели не учли, что уровень развития и
способности у кажлого человека разные.
Таким образом упрёк Долгову в том, что
он ло сих пор пе открыл счёта сбитых
самолётов противника, является в т0 же
время и упрёком командованию пюдразде-
ления. bod

Сейчас Долгов летает в паре с калита-
ном Вертилецким, се младиими лейтенанта-
ми Худовым и Заикиным. Ему прихохи-
лось встречаться с вражескими самолета-
ми и вести с ними воздушные бои в трун-
не. Каждый вылет приносит ему много
нового, обогащает его личный боевой опыт,
Однако прежние недостатки ‘учёбы сказы-
валотся и сейчас. Так, во время одного
воздушного боя из-за недостаточного вла-
дения техникой пилотирования Долгов с0-
рвалея в штопор.

Старания одних командиров будут бес-
плодными, если сам лётчик не приложит
всех своих сил, упорства и настойчивости
в ele, IOS возможно скорее стать
квалифицированным воздушным бойцом.
Если бы сам Долгов был более энергичен
и инипиативен, многие недостатки в ero
личной подготовке давно были бы устра-
нены, тем более что Долгов ежедневно
вращается в кругт лётчиков, многие из
которых стали подлинными мастерамнхсво-
его дела: *

— Со мной нивто не беседовал, —бес-
помощно опраздывается Долгов. ,

На это можно только ответить: xX0-
чешь Учиться и. стать настоящуим лётчи-
ком, не стесняйся, смело спрашивай со-
вета у опытных товарищей, они всегда
помогут. В этом вет ничего зазорного,
Долгову есть с кого брать пример, есть
у кого учиться. Эти люди рядом с ним —
Сивцов, Хулов, Варфоломеев. ire

Кроме Долгова есть ещё и TART
лётчики, как тт, ЧФугурин, Жазарьян, №-
новалев, которые так же, как п он,
нуждаются в большой помопщи,

Истребитель, не сбивший ни оного ие-
мецкого самолёта, в большом долгу перед
родиной. Настоящий лётчик будет считать
для себя потерянным тот лень, когда он

Действующая армия, Стрелок.

радист Н-ской авначасти старший
сержант Н. м. Страхолет перед вы-
летом ва боевое задание,

Фото Ник. Соловьева,

НОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НАШЕЙ
_ АВИАЦИИ НА TOME

В упорных боях, происхолящих сейчае’
в низовьях Кубани, активную помощь на-
земным войскам оказывает наша ночная
бомбардировочная авиация,

Большую роль сыграли советокие WO,
ные бомбардировщики в подавлении ак“
тивности вражеской авиации, которая дер-
жала под ударом наши наземные войска
и олновременно производила палбты па
прифронтовые коммуникации,

уий) тоже ке ‘использовало этой ‘возмож-  не причинил никакого ущерба врагу, Точню установив места базирования
ности, чтобы помочь молодому  лётчиют Гвардии капитан А. ВОРОБЬЕВ. немецких бомбардировщиков и истреби-
+ телей, ночные экипажи ‘начали активно
© ; воздействовать на вражеские яэродромы.

СЛАВНАЯ ЧЕТВЕРКА Каждый палбёт ‘планировался таким об-

; ; разом, чтобы цель обрабатывалась HA

протяжении всей ночи. Это давало вов-
можность, наряду © уничтожением мате
риальной Части, блокировать работу тех
вражеских аэродромов, которые действо-
вали ночью.

Особенно успепгно действовали mo am
родромам лётчики подразделения, кото
PHM командует тов. Лебедев. Интенсивно
му воздействию © воздуха подвергся
одии аэродром. За шесть вылетов на этот
аэродром былоь оброшено 130 тонн бомб.
Как показали впоследствии пленные фэ-
пгистские лётчики, немецкое авиационков
командование ввиду непрекралцающихся
налётов советской авиации, было вынуж-
дено перебазировать свою авнацию н&

он водил девятку на штурмовку крупного
аэродромното узла. В паре дрался против
тридцати двух бомбардировщиков против-
ника, шедитих в наш тыл под прикрыти-
ем истребителей. Уничтожал разведчиков
на больших высотах и вбл © ними бой
ма бреющем, Так однажды немецкий бом-
бардиоовщик прижался к земле, орезая
плоскостями верхушки сосен, и атим
манбвром хотел спастись Не удалось! Ис-
требитель смертельно «жалил» врага, по-
ка не доконал ero.

От боя к 6om poc mM мужал летчик
Афанасьев. В нём раскрылось ценное ка-
чество — уменье найти противника в
любую погоду. В большинстве случаев он
сбивает разведчиков в одиночном бою.
Олнажды он так мастерски преследовал

врага, что «Юнкерс», «придавленный»
смелым истребителем, врезался в лес. Со MOR ODEN
Гаркуша — человек с юношески-оду- О том, насколько чувствительными окал

хотворбнным лицом и задумчивыми гла-
зами. Он готовил себя к мирной профес-
сии учителя. Но началась война, и он бы-

зались наши удары для вражеской ввизи
ции, говорит такой факт. После шести но
чей интенсивной работы namux бомбарди-
ровщиков общее ‘количество самолёто-

стае. Его умение бить врата не уступает   вылетов противника сократилось вдвое
мастерству трех ето товарищей.   Одновременно с действиями по при
Лейтенант Ю. КОРШ.   фронтовым аэродромам противника наша

ночная бомбардировочная ‘авиация Bola
каждую ночь разведку © попутным 60м-
бометанием дальних немецких аэродро-
мов, мещая противцику накапливать там
силы.

Когда гооподотво в воздухе было проч:
#0 завоевано советской авиацией, ночные
бомбардировщики переключились на
обработку переднего края вражеской 0бо-
роны. Действуя над полем боя, бомбардич
ровочная авиация успешно справляется о

\

ародромом и заставляют их держаться
большой высоты,

Бак видно из опасанносо нами приме-
ра, успех деблокировки  эдесь решается
чёткой организацией взлёта первой пары,
строгой дисциплиной и мастерством лёт-

ры, поднявшейся навстречу  блокирую-   возложенными на неё задьЬчами,
им самолетам,  поллержив еттре- parr
pene  радмосаяаь ы с а M ме tain ian
р РОМ,   многодневные бои,  развернувииеся Ha

оставшимся на земле. ч
подступах к олному населённому цент-

ру, презращённому немцами в мощный
оборонительный узел. Располагая хорошо
развитой системой огия, противник на
давал возможности налией пехоте сосредо-
точиться и выйти на походные позиция
для наносения решительного удара. То-
гда было решето нанести комбинирован-
ный удар по немецкой обороне с вемлк
и о воздуха. В массироватном налёте ка
этот пункт приняло участие большое ко
личество ночных бомбардировщиков. B pe
зультате длительной и ожесточённой 6б0м-
бардировки © воздуха, поддержанной о
земли мощным огнём артиллерии, нашей
пехоте удалось ворваться на восточную
окраину населбяного пункта. Немедленно
вслед за этим бомбардировщики  обру“
шились на западную окраину пункта,
нанеся бомбовые удары по отступающему
противнику. К исходу ночи налии войска

прочно овладели этим населённым пунк“
том.

Если командование установило, что
противник в течение ряха дней послело-
вательно пытается блокировать ‘Hal ad-
родром или целый район авиалиюнного ба-
зирования, то часто прибегалот к такому
метолу: зарамео высылается патруль из
олной-лвух-трех пар истребителей (в за-
висимости от обстановки). Этот патруль
NOT Wa высоте 2-—9,5. тысячи мегров со
стороны солнца, так как здесь ‘вероятнее
всего появление противника. Если есть
облачиюсть, тю патруль ходит под кромкой
облако. При появлении блокируюжщцей
групны наш латруль сразу же вотупаег в
бой и по радио вызывает на помощь до-
полнительную грунпу.

Конечно, вести такое патрулирование
непрерывно нецелесообразно. Это будет
папрасной тратой горючего и моторе-
сурсов. Здесь важпо знать тактику про-
тивника, изучить, в какие часы оп чалце
всего высылает свои блокирующие груп
пы, Обычно пали патрули предохраняют
аэродромы от блокировки в то время, Ko-
Ma должны вернуться с’ задания истре-
битоли или штурмовики (чате всего имен-
Но в этот момент над аэродромом появля-
ются блокирующие труппы противника).
Совершенно . необходим такой патруль,
ROMA истребители, например, Toman на
запание столь далеко, что у них хватит
горючего только, чтобы сесть на аэрол-
ром. Вести воздупный бой опи уже не
смогут.

Авиация незамедлительно была ‘пере-
нацелена на обработку второй линни ук*
реплений протизника. Сейчас все оонов-
ные, ключевые узлы обороны противника
находятся под неослабным отневым воз-
действием с воздуха. Отделькые экипажи
успевают совершать за ночь по $ и ла
же {4 боевых вылета. Об’ектами втак но-
чных бомбардировщиков являются экоен-
ления противника, сгопления войск и
нии, склады боеприпасов и горючего.

Успешные действия ночных бомбарди-
ровщиков об’ясняются во многом тем, что
сни работают в тесном взаимодействия ©

наземными войсками,
А. ВАСИЛЬЕВ.

Таковы основные методы деблокировки
аэродромов.

Майор М. ПРАВДИН.