РОЛЬ КОМАНДИРА
В ВОЗЛУШНОМ БОЮ

Поеледнио операции,  проведевные   на
нашем участке фровта, ешё раз показа-
ли, насколько выросла роль командира

истребительного ‘нодразделепия в воздуш-
ном бою.

Лётчик, находящийся в бою, должен всё
время чувствовать волю своего комамлира,
всегла знать. чего от мего требует ‘веду-
щий в условиях быстро меняющейся в03-
душиой обстановки, Широкое применение
радиосвязи в полёте облегчает руководство
боем. Ралносвязь помогает командиру не
только осуществить ранее задуманный ма-
невр, HO и выйти победителем из. сложной
обстановки, приняв тактически грамотное
решение и тут же ловля его до своих под-
чинёяных.

Современный ‘воздушный бой требует or}

командира  истребительмого подразделения
не только личной храбрости, но и умения
непрерывно руковолить  боем, ‘т. е. трезво
оценивать обстановку и немедленно  06у-
ществлять принятое решение, Личный при-
Мер команлира вдохмовляет лётчиков в
бою, Но это пе значит, что командир дол-
жен бросаться из стороны в сторону, пое-
вращаться в рядового бойца. Оби несёт от-
 ветствениость 34 всё подразделение.  Но-
Этому ‘такое большое значение имеет во-
прое о месте командира в воздутном бою’
#

и ем роли в успехе подразделения в це-
10M.

Rak пример умелого руководства можно
привести бой, который провел командир
эскадрильи капитан Батычко. Во главе
труппы «Яковлев-1» он патрулирвал У
линии Фронта. В это время эшелонирован-
HO в глубину и пол прикрытнем шести
«Ме-109» к боевым порядкам наших на-
земных войск шли две группы , «Ю-8».
Капитан Батычко по ралие приказал че-
тырёи «ЯЁ’ам» связать боем. вражеские
истребители, а сам с остальными самоле-
тами атаковал бомбардировщики. «Мессер-
шмитты». связанные «ЯЖ’ами», не смогли
поддержать своих бомбардировщиков. С
первой же атаки капитану удалось бить
один «Ю-87»>. Успех командира воодущевил
ведомых лётчиков, Пользуясь отрывом вра-
‚ жеских истребителей, они за короткое вре-
мя сбили ещё четыре «Ю-87», & осталь-
ных разогнали, не понеся потерь. Быстрая
и точйая одевка обстановел, верное релте-
ние. принятве командиром. и умелое руко-
водетво боем обеспечили успех, несмотря
на болыное численное превосхолетво про-
ТИВНИКА. р

Два поучительных возлУшных, боя про-
вел нелавно старший лейтенант Бастриков.

Этот лень был особенно напряженным,
Неупы пытались силами своей  авиапии
остановить наши наступающие войска. Це-
ред советеклмхи лётчиками стояла задача—
не топустить немецкие самолёты на поле
боя. Бастриков привёл группу в составе
шести самолётов в район патрулиро-
вания на высоте 3.000 метров. Через не-
сколько минут летчики заметили 20
«Ю-87. под прикрытием шести «Ме-109».
Вастриков но радио приказал летчикам
Скоронудову и Самойлову связать боем
истребителей, а сам во главе четвёрки
алаковал немецких пикировщиков. После
мощного огня наших истребителей «10-87»
рассыпались и начали беспорялочно сбра-

сывать бомбы вне пели,  Прицельным
огнём Бастриков сразу же сбил один
«Ю-87», Немепкие истребители поняли

манёвр наших лётчиков я. прекратив бой
© парой самолётов. бросились к бом-
барлировщикам. Но было уже поздно. `В
коротком бою Бастриков сбил одного
«Ме-109». а лейтенант Самойлов — ещё
одного «Ю-87». Остальные фашистские
летчики укзонились от продолжения боя и
ушли.

В тот же лень старший лейтенант Баст-
риков вторично повёл свою шестёрку Е
линии фронта. Три пары наших еамолё-
тов шли эшелонированно по высоте. и в
глубину. Командир группы са своим вело-
мым шёл в третьем ярусе. В районе дн-
тересующей пеупев пели истребители за-
метили двух «Ме-109». Бастриков рептил,
что немцы не зря «охотятея» „близ линии

Взаимодействие авиации с танками

В современных операциях следует раз-
личать лве группы танков, выполняющих
разные задачи. Первая группа совместно ¢
пехотой и артиллерией взламывает перед-
ний край вражеской обороны, создавая
брешь в укреплённой линии противника.
Это тах называемые танки прорыва. Вто-
рая группа обычно не участвует в прорыве
переднего края, а устремляется в 0бразо-
вавшиеся «ворота» и продолжает самосто-
ятельные действия в глубине оборонитель-
ной полосы противника, выходя’ нз его
коммуникации. Условно  вазовём` танкя
этой группы танками дальнего действия.

Задача авиапия заключается в том, 9т0-
бы обеспечить работу обеих этих групп. На
одном из участков фронта ‘авиалия прекра-
сно справилась со своей залачей в момент,
когда танки взламывали вражескую ofopo-
ну. Танкистам было обеспечено надёжное
прикрытие с воздуха, штурмовики отлично
полавили противотанковые огневые точки
немпев. Но вот наши танки, используя
«ворота», образовавшиеся, на переднем
крае вражеской обороны, вышли в опера-
тивную глубину. ИН в этот момент над
ними не оказалось авиации, Это, конечно,
отразилось на успехе всей операции. При
разборе её командование справедливо укА-
зало. что напти войска достигли бы значя-
тельно лучших результатов, если бы вза-
имохействие авиации и танков осущест-
влялось вепрерывно. Таким образом. у0-
пех взаимодействия ‘во мнотом зависит. от
непрерывности  авиациовпого сапровожде-
НИЯ ТАНКОВ.

Весь процесс взаимодействия авиапии и
тангов можно разбить ча три периола:

1. Подготовительный период. Танки в
это время находятся в районах  60средо-
точения на исхолных позициях. Авиа-
пия велёт ттательнутю развелку  обопони-
тельной полосы. глубины обороны,  ком-
муникаций и ааротромов противника, В
TO же время истребители непперывно при-
крывают танковые части. Для ббеспече-
ния успеха операции важно уже в этом,

‚ЯВИЛСЯ

фронта, - Они, очёвидно, пришли очистать
воздух от наших самолётов. Значит, нуж-
но скоро ждать вражеских бомбардировщи-
ков. Е

”Так как комамдир вместе со своими ве-
ломыми занимал выгодное положение по
отношению к паре немецких истребителей,
TO OH примял реление немедленно” их
атаковать, Передав по радио своей групие:
«Продолжать патрулирование, немцев свя-
my боем сам», Бастриков, вместе 0
свонм ‘напарником Лосевым, внезапио 1®-
шел в атаку. Короткой очередью оп зажёг
один «Ме-109», второго сбил Лосев. Раз-
лелавшиеь с «охотниками», командир с ве-
домым пристроился в своей группе и про-
должал ‘патрулирование.

Через 10 минут показалась большая
группа итальянских бомбардировщиков
«Еапрони». Они шли несколькими эшело-
пами. Но успел ещё первый эшелон .раз-
вернуться для бомбометанил, как Bacr-
риков повёл свою шестёрку в бой. Мощ-
вым огнём лётчики
сбили несколько бомбардировщиков. Это
вызвало смятение в стане врагов. Они на-

warn сбрасывать бомбы куда попало и
уходить назад.
В результате этого боя было сбито 8

«Капрони» и 2 «Ме-109», Таким образом,
за один день, в течение лвух вылетов,
группа Бастрикова, не имея потерь, унич-
тожила 13 вражеских самолётов, из кото-
рых 6 сбил лично командер. Этот  уснех
следствием умелой организации
боя. В первом случае тов. Бастриков вы-
делил одну пару самолётов для ско-
вывания истребителей противника, основ-
ное же внимание сосредоточил на бомбар-
дировщиках врага, лично возглавив атаку.
Во втором случае он показал образец” стре-
мительной атаки, сбид со своим ведомым
двух «Ме-109» и тем самым заблаговре-
менно обеспечил своей группе свободу
действий при встрече с подавляющим чи-
селом бомбардировщиков противника.

Таких примеров моло привести много.
Й все они свидетельствуют 0 TOM, что
победа легче всего достигается там, где
командир правильно понимает и осущест-
вляет свою организующую роль в бою,

Истребители группы, которую ` обычно
возглавляет лётчик Щукин. хорошо отзы-
ваются о своём ведущем. Ол провёл немз-
ло боёв, улачно руководя группой в воз-
духе. Но однажды ведущий увлёкся боем и
оказался выше своего ведомого, В этот
момент противник пошёл в атаку. Тишен-
НЫЙ помоши ведомого, Шукин был полбит
и выведен из строя. Этот пример показы-
вает, к чему приводит чрезмерное увле-
чение командира личпым боем в ущерб
выполнению своих основных руководящих
и оргавизующих обязанностей,

Подытоживая опыт проведенных  воз-
душных 60ёв, надо сделать вывод, что
роль командира в воздушном бою резко по-
высилась. Правильное и смелое решение
командира, примятбе в ‘розлухе и пемед-
ленно осуществлённое, приносит победу.
По искусство умелого руководства не пря-
ходит само, Оно приобретается путём по-
стоянной подготовки, ` путём изучения
имеющегося опыта, ттательвого разбора и
критики всех допущенных ошибок. Только
систематическая работа пад собой может
помочь командиру правильно определить
св06 место. в групповом бою, успешно ор-
танизовать и провести его. Когда же ве-
дущий че руководит боем, а только де-
рётся сам, как рядовой лбтчик, вместо
тактической группы в воздухе получается
свалка. В таких случаях неизбежны по-
тели.

Задача каждого командира группы ©у-
меть найти такое положение в бою, кото-
poe B любой момент обеспечивало бы ему
возможность чётко руководить сражением,
выбрать решающий момент для нанесения
сокрушительного удара по врагу.

Полковник Д. АНАНЬЕВ.
Капитан JIYCHATOB.

«хх
Полковник М. СМИРНОВ
eR *

подготовительном периоде завоевать гое-

подство в воздухе на газвном  направле-
нии удара.
2. Период” прорыва. Тяжёлые танки

прорыва. после артиллерийской подготов-
KH взламывают оборону переднего края.
Танки дальнего действия пока находятся
на исходных позициях Авиация помогает
танкистам длительной обработкой  перед-
вего края оборолы противиика, его ар-
тиллерийских и противотанковых  позя-
ций, В то ate время штурмовики и б0м-
бардировщики упичтожают вражеские опе-
ратизные резервы (главным образом, мо-
томеханизированные войска). В этот  пе-
риод одна из главных задач авиация. за-
ключаетея в том, ‘чтобы изолировать рай-
OH, B котором
прорыв ‘вражеской обороны, от pesepBos
протявняка
3. Период развития успеха боя и всей
операции, Танки дальнего действия уст-
ремляютеля в образовавшуюся брешь, рас-
ширяют 26 и BEXOIAT в оперативную
глубилу. Авиация в это время ведёт He-
прерывную разведку поля bon w  onbpa-
THBULIX тылов противника па всю глуби:
ну действия танковых = войск. №8 залача
заключается в том, чтобы обеспечить свое-
временную и исчерпывающую  информз-
unio о группировках и действиях врага,
которые в той или ицой мере могут по-
метать танкам,
то же время часть авиации подавля-
ет противотанковые узлы сопротивления
на поле боя и в глубине вражеской 0обо-
роны. Штурмовики сопровожлают танки
своим огнём! и атакуют цели, которые ме-
шают продвижению’ наших мотомеханизи-
PORAHABIX войск,
По мере продвижения танков в оперд-
тивную. глубину авиация переносит свой

е . первой же атаки

наши танки осуществляют,

СТАЛИНСКИЙ С

окол

Капитан Микитянский на моделях самолётов показывает, в каком ноложении
ему пришлось вести воздушный ` бой. Слева направо: лейтенант Н. Лавицкий,
командир подразделения, майор Сайфутдинов, майор С. Рыжов.

ee : ‘ - Фото Б. Цейтлина,

В течение двух дней — 5 и 8 июня —
немцы предпринимали массированные на-
лёты на наши военные об’екты. 5-го чис-
ла они бросили до 80 «Юнкерсов-88» и

«Хейнкелей-111» с сильным  истребитель-.

ным прикрытием, шедших к цели не-
сколькими эшелонами. 8 июня шли двое
труппы бомбардировщиков и истребителей
общей численностью до 30 машин, 5
Массированные налёты противника бы-
ли успешно отражены, причём в резуль-
тате разгоревшихея воздушных боев нем-
цы. потеряли свыше 40 бомбардировщиков
и истребителей.
‚ Наши истребители перехватывали само-
лёты противника до цели, навязывали бои
сопровождающим истребителям,  сковыва-
ли их, в результате чего они” не в состоя-

‘нии были защищать своих  бомбарлиров-

щиков. На аэродромах’ в боевой готовно-
сти находились сильные группы советских
истребителей. Они по сигналу поднима-
лись в воздух и патрулировали в зонах
вероятного маршрута немецких самолётов.
В обоих случаях патрули были своевре-
менно нацелены по радио и расередото-
чились по высотам, завязав бой до подхо-
да бомбардировщиков к цели, moe
этих сражениях 060бого ‘успеха ‘ до-
бились лётчики Н-ской части. 5 июня ше-
стёрка истребителей, которую вбл Герой
Советского Союза капитан Литаврин, унич-
тожила семь «Хейнкелей» и один «Фокке-
Вульф».
8 июня шёстёрка, возглавляемая капита-
ном Древятниковым, в составе Плякнна.
Сысоева, Кулакова, Макуха и Переверзева,
провела чрезвычайно ожесточённый и
трудный бой. 40 минут наши лётчики
сражались на высоте свыше 6.000 метров,
В этом бою группе Древятникова приш-

их бить. :

Замысел врага сорван

лось не только бить бомбардировщики,
но и отражать яростные атаки «Фокке-
Вульфов». ‘i

Древятников заметил 12 «Юнкероов»,
шедших плотным строем в сопровождении
10 «Фокке-Фульф-190». Так как у наших
нотребителей было преимущество в высо-
те, Древятников решил нанести удар по
бомбардировщикам противника сверху ив
лоб. Немцы заметили наши самолёты и
стали отворачивать , вправо,   чтобы
подставить под сильный огонь стрелков
наши экипажи. За это время два ‹Фокбе-
Вульфа» вырвались вперёд и, зайдя co
стороны солнца, пытались нанести удар
группе Древятникова.

Злесь-то и проявилось уменье ведущего:
Рассчитав, что немпам для упреждения
атаки потребуется некоторое время, он ре-
игительно повёл своих ведомых на GOM-
бардировщики, Древятников открыл отонь
по ведущему второго звена «Ю-88» с ди-
станции 200 метров с тем, чтобы нарушить
строй бомбардировщиков. Но так как он
находился с правой стороны, то и под-
вергся атаке двух «Фокке-Вульфов», пики-
ровавших co стороны солнца. Капитан
принял. бой. Первый удар вражеских ист-
ребителей ни к чему не привёл. Они уш-
ли в сторону, чтобы набрать высоту. Тем
временем группа советских истребителей
врезалась в строй «Юнкерсов» и начала

В результате ожесточённого боя  ше-
сторка Древятникова, He допустив вра-
меские. бомбардировщики бомбить наш
об’ект, сбила пять «Юнкерсов» и два
«Фокке-Вульф-190». Все наши лбтчики
вернулись на свой аэродром.

Майор Г. СОЖИН.

ДЕЙСТВУЮПТАЯ АРМИЯ.

Пе,  ЗАМЕНА

В РАИОНЕ КУРСКА

` Дважды предпринимая попытку масси-
реванного налёта на тород’ Курск, немпы

ставили перед собой задачу: вывести. из.

строя на длительный срок. курский желез-
нодорожный узел и таким образом. нару-
шить снабжение наших войск па этом
участке фронта, Потерлев полную неудачу
и потеряв 8a два налёта более 200 само-
лётов, врат, как видно, решил отказаться
от. своей прежней тактики. Вместо масси-
рованных налётов на Курск немцы теперь
пытаются действовать небольшими груп-
пами бомбардировщиков по нашим ближ-
ним тылам. i

Но и здесь вражеская авиация не до-
стигает эффекта. Напги истребители,
ляясь подлинными хозяевами воздуха, по-
воеместно отражают вражеские атаки, Ha-
нося немцам чувствительные потери.

Характерно, что все налёты противпик
совершает рано утром или поздно  вече-
ром, надеясь застать нас врасплох. Ho
враг жестоко оптибается. И рано утром и

поздно вечером он получает рептительный г

отпор. Благодаря хорошо организованной
службе ВНОС советские истребители, как
правило, поднимаются в воздух задолго
до появления Немецких самолётов над
целью, расстраивают их боевые порядки,
завязывают воздушные бои, чем сводят
на-нет эффективность бомбометания.
Чувствительные потери, _ нанесенные на-
шей авиацией вражеским истребителям в
воздушных боях и на аэролромах, вынуж-
дают немцев иногда посылать группы

удары нз узлы шоссейных
дорог, на крупные населённые пункты,
занятые  противнийом. To населённым
пунктам авиация начинает действовать за

и железных

2—3 часа до подхода танков. Эти дейст-

вия не прекращаются ни на один › Час,
Опыт показал, что достаточно дать про-
тивнику хотл бы 2—3 Часа передьики
и наступление танков может «захлебнуть-
ся». т

Основным видом авиации, осуществляю-
щим взацмодействие с танками, является
штурмовая авиация.

Работа штурмовиков начинается пепо-
средетвенно после артиллерийской  полго-
товки, перед тем как тяжёлые танки
прорыва ринутся на передний край 000-
роны противника. Для непосрелетвенного
сопровождения танков с исходной позипии
к переднему краю создаются  тфуппы
итурмовиков по 6—8 «Ильющин-2». Они
могут эшелонироваться как в глубину, тзк
и по фронту, в зависимости от размеров
участка, на котором будут действовать
танки, и от боевого порядка  мотомехани-
зированных войск. ,

К полю боя «Ильющин-2» идут пелен-
том пар, змейкой Map или клином. пар.
Шаблона здесь быть не может, Выбор
строя зависит от наземной и воздушной
обстановки. у у

Когла «ИТы» подходят к боевым - по-
ряхкам танков, они сразу же должны пе-

рестроиться в замкнутый круг. Опыт
показал, что это паиболее эффективный
боевой порядок. Летчики самостоятельно,

каждый в отдельпости, с пикирования

атакуют обнаруженные ими цели, меша-

ющие продвижению танков. В тот момент,
когда олий «ИЛ» выходит из атави, сле-
дующий 31 ним сзади штурмовик перехэ-
хит в пике. Так  хостигается непрерыв-
ность огневого воздействия одной  груп-
пой. Но этого мало. Важно обеспечить не-
прерывный обстрел целей. несколькими
группами. Для этого организуется смена
их в воздухе над полем боя. 38 5—10

ЯВ--

‘ходят сменяющие её «ИЛы».

бомбардировщиков без прикрытия. Наши
истребители в таких случаях ведут бои
на полное уничтожение бомбардировщи-
пов противника. На-днях 4 «Ю-88» и 3
«Me-110> нытались бомбить один ными
об’ект. Взлетевшие истребители  заста-
рили немцев беспорядочно сбросить бом-
бы, Завязав бой, наши. истребители укич-
тожили все бомбардировщики противника,
не понеся‘ потерь. Вскоре нашими истре-
бителями был повторен подобный прибм.
На этот раз уничтожена полностью груп-
па бомбардировщиков, состоящая из 9 са-
молбтов.

Многим лбтчикам довелось в эти дни
одержать не. одну блестящую победу.
Старший лейтенант Найденов в одном 60ю
сбил два и подбил два самолёта. Млал-
пгий ‘лейтенант: Колесниченко в’ одном бою
сбил 3 самолёта противника,

Смелость, решительность, большое’ ма-
стерство напгих истребителей неблагопри-
ятно сказываются’ на моральном состоя-
нии немецких лётчиков. Ва послелнее
время наблюдалось несколько случаев; ко-
тла  хваленые ^‹Фокхе-Вульф-190», при-
крывающие бомбардировщиков, ие, всту-
пают в 60й с нашими истребителями. На-
ходясь на большой высоте, они являются
лишь безучастными свидетелями уничто-
жения своих бомбардировщиков советски-

‘ми. истребителями.

‚ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ,
‚ © наш. спец. корр.),

минут XO окончания расчётного  временя
работы первой группы в район боя при-
Они зани-
мают исходное положение — выше дей-
ствующей группы. И постепенно, по ме-
Те ухода штурмовиков, только что закон-
чивших работу, прилетевшие «Ильющин-3»
занимают их место.

Боевые порядки штурмовиков, находя-
‘щихся над мотомеханизированными  вой-
 CRAMH, BCC время должны перемещаться в
‘соответствии с продвижением танков. Это
‘перемещение пронсходиг в виле элинсо-
‘образного круга’ — по. оси главного Ha-
правления! движения танков,

Некоторые командиры хопускают боль-
шую ошибку, отвлекаясь атаками, пехо-
‚ты, автомашин ‘и других об’ектов, не иг-
рающих существенной роли в противотан-
ковой обороне противника, - Надо пом-
нить, 940, сопровождая танки, штурмовики
обязаны в первую очередь подавлять вра-
`жеские противотанковые срелетва и. все
виды артиллерии противника, _

Успех взаимодействия авнации и тап-
ков решается, прежде всего. правильной
‚организапией управления обоими родами
‚войск. Так, например, на одном участке
Южного `фоонта, на командном пункте тан-
кового команлира находилея авиационный
‘начальник, Он руководн действиями авил-
ции с помощью радио. При нем Находи-

1 лись 2—3 штабных офицера.

Здесь заблаговременно ‘разработали. пла-
НорРую таблицу взаимодействия ‘авиации и
танков на различных эталах бя. Табли-
‘Uy изучили -все командиры полков (как
‚авиационных, так и  Утанковых). В
‘были указаны время, место ‘лействия
ориентировочные ‘пели,

Вызьвал` авиацию танковый командир
‚Через присутствовавиего на командном
‘пункте авиационного начальтиха, Вызов
осуществлялеля с помощью радио. Кроме
того, радио отлично использовалось, как
‘средство указания целей и корредтировки
заранее составленного плана (а корректя-
‘ровать приходилось очень часто),

Командир группы самолётов,

И

HaNOLA-

ней

— полнительных

11 июня 1943 г. № 24 (152)

H. Reads   «ПИТ ГЕРОЯ»

В разгар боевого дня на аэродроме при-
землились ‘два самолёта с белыми носами.
Таких мышин не было в соседних полках,
и дежурный подумал; 9то лётчики ‚ибо
заблудились, либо сели на вынужденную.
Но он ошибся. Неожиданные гости  Подо-
шли неторопливо,   откозыряли начальнику
штаба и спросили:

— Ето у вас в одиночку летал в рай-
ои К. ровно чае назад?

Начальник штаба нахмурился,

Час назад в полку произошёл неприят-
ный, прямо” сказать, позорный для тва)-
дейского полка случай. Сегодня им будет
заниматься суд чести. Зачем же прилетели
эти лётчики неизвестного полка? Почему
их интересует, кто вылетал час назад?

И нехотя начальиик пгтаба отвегил, TM
зылетал гвардии старший лейтенант Кан-
kommen.

— Мы желаем его видеть, — заявили
лётчики, — он спас палиего товарища
лейтенанта Калугина, самолет которого
был подбит. Его преследовали четыре

«Мессершмитта», и в самый критический
момент появился одинокий «Яковлев». Он
ударил в высоты, одного немца  подбил,
остальных разогнал. Мы привезли вашему
лётчику горячее спасибо всего полка и
хотим пожать ему руку.

Мачальник штаба вызвал Каикошева.

Как и 10з начальники штабов, майор
был патриотом своего полка, гордился
славой его лётчиков.

Пришел Канкоптев. Гости крепко пожа-
ли ему руку — побольлую, сухощавую,
но гибкую и крепкую, как сталь.

Ахмет выслушал благодарность и в 0т-
вет резко спросил:

— А тде был ето ведомый? Потему on
бросил ведущего? Надо не меня  благода-
рить, а ведомого судить. Я спас вашего
лётчика случайно.

—- Веломый был занят боем... продол-
жал выполнять задание, — ответили не-
сколько смушённые летчики.

— Неправильно это... Должен. был 0ото-
рваться, выйти из боя и прикрывать ве-
дущего.

— У нео не былю такого задания от
командира трупиьь.

У меня тоже не было задания лезть
на четырех «Месеершмиттов», чтобы де-
лать работу за вашего pexomoro! — разго-
рячилея ещё больше Канкошев, —— Без
всякого задания ведомый должен помнить,
что он — «щит героя». Он левая рука
его, которая прикрывает сердце, в TO
время как правая разит врага. Без при-
крытия ведомого любой герой наполовину
безоружен и открыт для ударов сзади.
нас в Кабарде матери вешали щиты своих
сыновей нз почётное место, девушки уби-
рали их цветами, Ведь они возвращали
иу с войны дорогих и любимых...

Канкошев умолк, `как бы вспоминая

“р старинные заветы своей вониственной ро-

Дины, ‘8 затем добавил:

— Если мы не будем обращать внима-
ния на «щиты героев», паши полки
‘растеряют ‘своих асов. Знаменитый у нас
на фронте «борола», сбивавииий в одном
бою 10 TPH самолёта, погиб ^ из-за того,
чм ето потерял ведомый... Самый молодой
866 налмего фронта, сбивший лишь за вре-
мя 606в на Кубами 12 самолетов, не вер-
нулся в полк из-за того, что его во время
атаки не прикрыл ведомый... Я лично
дважды ‘уничтожал  фаптистов, которые
подкрадывались сзади к нашему  аосу
гвардии старшему. лейтенанту Горбунову.
Асс, прикрытый надёжным «щитом», He-
уязвим.

И после этих слов кабардинем, не про-
щаясь, ушел к своему самолёту. Ему
прелстоял новый боевой вылет.

Некоторое время тости и начальник

штаба стояли молча. Нарушил паузу
aS Вы не обижайтесь на  Канкошеза,
он выразил то, что наболело на Ceprne,
От был у нас в полку самым лучшим ве.
домым, беззаветным до ^^ самопожертвота-
ния. чутким, эорким, внимательным, П.
стоящий «щит repos». On прикрывал яз
пиего замочательного асса Ивана Topbyno.
ва. победителя «Мессершииттгов» Ha Bey
тикалях, Он летал с ним больше полуго.
да и не раз спасал ему жизнь, Можно
прямо сказать: смелость

искусные бои и рискованиыю опыты: с бод:
ми на вертикалях, обогативитие наяту тах-
тику; — всё 9TO подкреплялось  тАкну
«шитом», как Канкошев.

Но вот настало время дать и OMY Mo
больше проетора. Многому паучился он,
летая с Горбуновым. Мы стали посылать
сго ведущим. сразу Ахмет повёл себя
блестяще. Только за последние дни он бил
четырёх немцев лично. А, пожалуй, п
больше, потому что шестерых ол записал
за своими ведомыми. У Ахмета пе быю
напарника, и он выбирал себе «щит» 1
молодёжи, Остановился на одном. Sammon
пару мемпев на групповой enor © к
вкупе, может быть желая, по завету прёу»
ков, украсить свой «щит» прзетами..,

Но опгибся Ахмет... Час назад ведомый:

самопольно вернулся из боя, бросив свое
ведущего...

Оставшись один, Камкопюв продолжал
выполнять свою задачу и спас вапюто то.
варища лейтеналта Калугина.

Теперь вы понимаете, почему он возмт.
шён валшим ведомым, понимаете всю го
речь ero обиды, всю боль его блаторолном
сердца. Настоящий вожи ничто так не п
реживает, как измену друга!

— Но это уже лирика, — спохватилы
начальник штаба, — а вообще речь изб
вот. о чём: у нас ещё нет тверхото празн-
ла, что потеря, а тем более самовольви
оставление ведомым своего командира —
позор, преступление! Умри, но защих
командира. Да что там говорить, —
прилетайте вечером на сух чести. Мы 6%
дем судить товарища, который покину
Канкешева. Ваш полк молодой, только ч®
прибыл на войну, и вам будет интереско
знать, как эти вопросы разрешают гвз]-
дейцы....

Начальник Штаба проводил гостей 4,
оставшись один, записал в свой блокнот:
«Ведомый — это «щит героя». Что може
быть почётней этой роли?’ Мы укра
его цветами за хорошую затциту, но, если
о окажется трухлявым, мы  пригвозту
его к позорному столбу».

Майор готовил тезисы к своему выстут-
лению ма суде чести. Е

А боевой день шёл евоим  чередок, ©
пункта управления сообщили п  pasno,
что братья Глинки сбили снова по JR
самолёта; снова отличился не отстающий
от них асс лейтенант Лавицкий, сбив 0че.
редного немца; своего тридцать первого
отправил к праютцам Герой Советском
Союза калтитан Покрыштюин...

Начальник ‘штаба слушал эти. сообте-
ния и думал: у

— А кто прикрывает ТГлинок? Каковы
ведомые у мих и у Покрышкина? Вёл
у них благополучно со «щитами геровв?
Надь из их полков пригласить представи-
телей на нали суд чести...

И, отдавая 06 этом распоряжение, of
записал в свой блокнот ещё один тезис:
«За гиболь каждого асса отвечает и TOT,
кто снабдил его негодным «щитом».

К исходу дня у нео было  достаточю
материала для выступления MO этому т
рейтему вопросу.

РАЙОН КУБАНИ.

ее
НА ВЫСОТЕ 8.000 МЕТРОВ

Высотомер показывал 7 тысяч метров.
Вражеского самолёта не было видно. Но
тут лбтчик заметил у ‘себя над толовой
белую пелосу — след инверсии:

Поднявигиеь ещб выше, Лаухин пошбл
‘на оближение с «Юнкерсом». Он зашёл со
стороны солнца и, подойдя на листанцию
эффективного отня, дал первую пулембт-
ную очередь, Это было на высоте 8.000
метров,

вс6 время подлерживать радиосвязь

вающейсл в воздухе и из земле, о рубе-
жах,^на которые вышли передовые тан-
ки. Оп сптнализирует о возможности ох-
вата и обхода напгих танков, о подброске
резервов противника. На Южном фронте
такая радиоинформация с воздуха в один
из моментов боя оказала танкистам боль-
шую услугу. По сигналу лётчиков
обошли
лерии,
‚ Нужно учесть, однако, что практиче-
ски, в динамике бол, по мере продвиЖе-
ния танков вперёт, трудности взаимодей-
ствил авиации и мотомеханизированных
войск веб возрастают. Поэтому — такую
важную роль играют чёткая овязь, зара-
нее- составленные радносигнальные табли-
цы, кодированные карты ит, п. Bea
этого авиация может очень быстро. отот-
ваться от танков, потерять ту нить, ко-
торая свлаывает воедино огонь с воздуха
и с земли.

они
сосредоточение вражеской артил-

Е >

B третий. перяод,” когда танки дальне-
го действия устремляются в глубину вра-
жесвого расположения,  тлавная задача
итурмовиков остаётся той же — пепре-
рывное огневое и тактическое взаимодей-
ствие с тацками па пути расширения и
углубления прорыва. Но здесь «ip»
действуют тлавным образом Мелкими груп-
пами, ‘которые, однако, поддерживают на-
прорывную связь со CROTME аэродромами,
чтобы в случае пужды вызвать на подмогу
основные Силы.

На этом завершающем этапе операция
значительно уситиваетея воздушная  раз-
велка «на себя». Разведывательные лан-
ные по радио передаются на командный
пункт ‹танковому и авиапионному
чальнику для вызова дежурных - групп.
Рольшую роль играют тахже авиацион-
ные офицеры связи, находтциеся  непос-
редственно ‘на танках. С помощью специ-
Яльной рации они передают вызовы

Ha-

до-
Групи длЯ

неожиданно

штурмовиков

подавления BCTNCTHBITHX CA

щих в воздухе над полем боя,  должеи  препятствий на пути танков. Так, в: ча-

с
командирами танковых Групп. Абтчик co-
общает танкистам об обстановке, склады-

После первой атаки «Юнкерс-88» per
вернулся вправо. Лаухин оказался у HON
в хвосте с правой стороны. Истребитель

дал ещё несколько очередей. У «lOnnep
са» задымил правый мотор.
Через некоторое время разведчик

упал на небольшой поляне в нашем лесу.
Это была восьмая победа гвардии лей“
тенанта Лаухина. /

(Or wam. корр.).

CTHOCTH, успешно взаимодействоваля
штурмовики и танки на одном из участ
ков Сталинтрадекого фронта,

Но мере продвижения мотомеханизиро-
ванных войск
также для наведения, танков
которые могут помешать
движению вперёд.

на обекты,
о дальнейшеху
Лётчики с воздуха №
дут разведку и указывают по раю
(пользуясь кодом) позиции артиллерии,
обстреливающей боевые порядки наших
танков. Очень важно разведать и указать
вражеспие танковые группы, которые м0
гут неожиданно выйти во фланг наших
мотомеханизированиых войск. Лётчик наю-
AMT танкя на цель не только © помощью
радио, пикирования или обстрела, но
пользулеь дымовыми завесами (он дыму
«провепгивает» направление на пель).
Наведение осуществляется лишь после 10-
о, как ‚летчик подал предупреждающий
условный сигнал: «Иду па цель».

На последнем этапе операции — следует
учесть, что как штурмовикам, так и-ист
редителям может нехватить горючего Mf
полета далеко в глубь расположения про
тивника и они вынуждены будут сокр
тить время пребывания над. полями,

Горбунова, вм

штурмовики используюти

вы

связи с этим нужно позаботиться о 60348-

НИИ посадочных илощалок, расположив 15

элиже к району лействия танков. Наибе

лее целесообразно высылать. с танками
передовые команды аэродромного обслуж
вания, комендатуры ВАО. так же как 1
машины с боеприпасами и горючим
самолетов. Передовые команды сразу #8
долям тотовить посадочные“. плотадкй

используя и аэродромы, на которых baal
ровалея противник.

Мы рассказали лишь о некоторых №
тодах и. общих принципах организация
взаимодействия -авиации и танков.
aah еще нельзя считать истерпывая-
ими. Они педсказаны имеющимся опые
том совмсстной работы лётчиков и TANK
стов. = Надо надеяться, что наши aBHa
ионные командиры сумеют
этот опыт своей боевой ‘практикой, сту
ют добиться более совершенной организа
QU взаимодействия авиации и танков,

— oa

ys

ИХ,

обогатить

м
\ №
+