1.200 ПИСЕМ.
ГЕРОЮ

Это уже стало прекрасной традицией
советских людей: славу терою воздаёт
весь народ, и имя его передают из уст в
уста. Герой Советокото Союза капитан
Иван Плеханов — крылатый защитник
Ленинграда. Здесь росла его слава, здесь
зрело его мастерство лётчика-истребителя.
Два брата Плеханова — Александр и Ни-
колай — сражаются 3а родину где-то да-
леко от Ленинграда, на Южном участке
фронта. Лётчик обратился к ним по ра-
дио в письмом. :

«Дорогие братья Саша и Коля! — пи-
сал Плеханов. — Что же вы не дабте о
себе знать? Ведь мы уговаривались де-
литься успехами так, как делали это вее-
гла. Помните наши встречи в родном се-
ле, куда мы собирались с разных концов
навестить стариков? Помните, как отец
ходил радостный и всё не мог наглядеть-
ся на нас? Где-то он теперь, наш род-
ной?.. ,

Дорогие братья! С первых же дней на
мою долю выпала честь защищать вели-
кий город Ленина © воздуха». :

Плеханов рассказал братьям! © своих
боевых подвигах, о том, как в группе 10
истребителей он вместе с друзьями разо-
гнал 56 бомбардировщиков, шедигих под
прикрытием 12 истребителей, о том, как
было сбито в этом бою 13 немецких са-
молётов. Рассказал и о своём последнем
воздушном бое. Последнем потому, что в
этом бою он потерял правую руку.

Плеханов шёл в паре с Кудрявцевым,
которого атаковали «Мессершмитты». Он
поспешил на помощь другу. Немец был
сбит е первой же очереди. Но когда
Плеханов выходил из атаки, на него со
стороны солнца налетели два «Мессер;
шмитта». В то же мгновение он почувст-
вовал резкую боль в правом плече — ему,
как бритвой, срезало руку.

«Очнувшись от боли, — писал Плеха-
HOB, — я увилел, что машина резко па-
дает вниз. Подо мной была вражеская
территория. Собрав последние силы, 4
сказал: «Вели умирать, то только на CBO-
ей земле». Стиснув ‘вубы, схватил штур-

. вал левой рукой и, теряя сознание от не-
выносимой боли, повёл самолёт вперёд...
Я всё-таки дотянул до своей территории...
Уже потом узнал, что в этом моём по-
слелнем бою Hama четвёрка сбила 9 не-
мецких самолётов, из которых три сбил я.
Сейчас на новой работе другими сред-
ствами я продолжаю мстить кровавым па-
лачам и детоубийцам».

Советские люди в разных концах стра-
ны, услышав письмо Плеханова, пожелали
послать ему слова горячего привета, и бла-
толарности за то, что он жизни своей не
жалел, защищая Ленинград. У Ивана
Плеханова неожиданно появились сотни
друзей различных профессий, возрастов и
национальностей. Он получал в день по
70 писем, и каждое из них нельзя было
читать без волнения. :

Среди 1.200 писем, полученных. Плеха-
новым в ответ на послание к братьям,
0с0б0 „много писем ленинтрадцев, эвакуи-
рованных на восток. Патриоты родной
страны и родного города, они благодарят
Плеханова за то, что он защищал их лю-
бимый Ленинград.

Ивану Плехансву пишут из Башкирии
и Узбекистана, пишут грузины и украин-
цы.

Та крылатая слава Плеханова, словно
типа, облетела всю страну. Народ славит
своего тероя, выражает ему свои лучшие
чувства. Тысяча двести писем Ивану Пле-

ханону — это 1.200 писем советских пат-
риотов, благодарных воздушному воину.
Л. NEPOB.
—_9o——_

БРИГАДА МАЛОГО ТЕАТРА
В АВИАЧАСТЯХ

КАЛИНИНСКИЙ ФРОНТ. «От наш, спец.
корр.). С большим успехом проходят в
Н-ской авиадивизии концерты, которые
даёт бригада актёров Государственного
Акалемического Малого театра. Приезд
этой бригады на прифронтовые аэродро-
мы штурмовиков и истребителей явился
событием в культурной жизни частей.

Бригала выступает в самых разнообраз-
ных условиях: в сарае — импровизиро-
BAHHOM клубе. в столовой, на зелёной лу-
жайке у лётного поля. В составе бригады
актеры Кабатченков, Шорников, Костроми-
на и другие. В концертной программе
бригады — декламация, чтение отрывков
из классических русских пьес и нафод-
ных сказок, скетчи и т. д.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЯКене Рудневой

Бывшая студентка астрономического

факультета 1-го МГУ Е. Руднева,

ныне доброволеи Красной Армии,

мужественно сражается Ha боевом

самолете с фашистскими захватчи-
ками.

se dnequouegeusauenensencrrsnsesauey

#

Читая Галилея и Ньютона, —
Училась ты в кругу друзей своих.
Тебе светили звезды с небосклона,
Ты видела, ты постигала их.

В безлонные просторы небосвода

Тебя влекли мечтания твои

В веселые студенческие годы,

С воинственной студенческой
скамьи.

,

Оружие взяла ты в дни возмездья
И мстителей пополнила ряды,
И среди всех известных нам’

созвездий

Нам ближе многих свет твоей q

звезды,

Сергей МИХАЛКОВ.
Фото Б. Цейтлина.

НЫ

‚анинаааявяаоцчи зоо чиван зации чия во поонч вании яи ани ну чахавани чин ви зона чачу вов увт оч ва зизовтьочиа аа,

ПО СТРАНИЦАМ
КРАСНОАРМЕЙСКИХ
ГАЗЕТ”

*ж Благодарность и денежную награду
от Народного Комиссара Обороны получи-
ли старигий техник-лейтенант Либер и ин-
женер-капитан Ширяев — изобретатели
новой печи для подогрева авиамоторов,
работающей на дровах. Печь прошла ис-
пытания в научно-исследовательском ин-
ституте ВВС Красной Армии и дала от-
личные результалы, Г i
(«Сталинский пилот»),

\ Пять лет на одной мапгине работает
водитель Янушкевич. За это время он
проехал более 100.000 километров без ка-
питального ремонта машины. За отличное
выполнение заданий тов. Янушкевич на-
граждён медалью «Ва отвагу».

(«Крылья победы»).

\ Смотр стенных газет проведен в
Н-ской части. После тщательного разбора
комиссия признала лучшими стенгазеты
«За родину», которую редактирует тов.
Новоселов, и «Стальные крылья», где ре-
дактором тов. Софоновокий.

(«Чкаловец»).

\ Мастерские, где начальником тов.
Иванов, подготовили для выставки в Мо-
скве в ЦДКА стенды с экспонатами, по-
казывающими работу рационализаторов.
Здесь показана работа старших техников-
лейтенантов тт. Сивохина, Плешивого и
красноармейпа Балабанова, предложив-
ших усовершенствованный процесс отлив-

ки поршней к авиационным моторам. Их

рационализаторское предложение ускоря-
ет технологический процесс отливки порш-
ней в 10 раз. Один из стендов показыва-
ет работу рационализаторов мастерской, ,
предложивитих заменить на ряде деталей
алюминий деревом и ч@рным металлом.

СТАЛИНСКИЙ

сокол

В СТОРОНЕ _
ОТ БОЕВЫХ ЗАДАЧ

Батальсн арродромного обслуживания
имел немало времени, чтобы привести в
порядок все свои средетва, расставить
людей и подготовиться к ‘обеспечению
боевой работы летной’ части. Но когда на
азродрэм прибыл гвардейокий истреби-
тельный полк, оказалось неподготовлен-
ным даже летное поле воронки и
рытвины оставались  незаделамными,
не были оборудованы землянки для
служб, помещения для летного и техни-
‘ческого состава. Такая встреча произвела
на лбтчиков самое неблагоприятное впе-
затление. -

Начались боевые полеты, и © первых

же дней в полку почувствовали неорга-
низованность BAO, которым командует
майор Долгаленко. Как видно, здешних
работников не особенно беспокоит боевая
служба истребителей, их нужды и запро-
сы.
Для самолбтов нехватало сжатом воз-
‘духа. В батальоне получили ем один
компрессор, но агрегат не работает, пото-
му что нет спепиалиста. Между тем. крас-
ноармеец Федоров, знающий это дело,
работает в санитарной части. То же. нэ-
лучилось и с ПАРМ’ом: в мастерской, нет
столяра, а мастер — младший сержант
Беккер — несет караульную службу.

Но особенно неблагополучно положение
¢ питанием летчиков и техников. Нродот-
дел имеет достаточно продуктов и’ высо-
кого качества, но из них готовится 0ез-
вкусная пища. Начальник  продовольст-
венного отдела капитан Синаюк считает
себя временным работником и поэтому на
свои обязанности смотрит сквозь пальцы.
Ни он, ни вавелующий столовой ни разу
не побывали на аэродроме, куда приво-
BAT обеды для абётчиков и техников. А
не мешало бы им поинтересоваться -
принять соответствующие меры. :

Обеды развозят в простых железных
баках, в которых пища быстро остывает.
Зачастую!” нехватает хлеба, а иной pas и
самих обедов. Пока за ними ‘едут ‘вторич-
но,. тратится мйого времени. a

БАО совершенно не заботится © быто-
вых нуждах людей, об их культурных
запросэх. Где можно побриться, почил
нить сатоги — об этом в BAO ue заду-
мываются. Вот уже несколько месяцев
стоит б6з дела кинопередвижка, пустует
клубное помещение, а начальник клуба
младший лейтенант Егоров, как и, его
предшественник Синаюк, выполняет дру-
гие обязанности. 3

Позволительно спросить после этого:
чем же занимается партийная организация,
как она реализует указания товарища
Сталина, данные в первомайском пПри-
Kase, Много было проведено различных
совещаний и собраний, обсуждались ‘и
принимались ‘резолюции и практические
мероприятия, HO вое это оставалось на
бумате,

Партийная ортанизация, как и руково-
лители БАО, стоит в стороне от боевых
задач и работает на холостом ходу.

Капитан Н. МАКЕЕВ.
—©е_—- м

СЛУЧАЙ В ВОЗДУХЕ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. (От   наш,
спец. корр. по телеграфу). Четвбрка нз-
ших. истребителей перелетела на новый
арродром. В кабинах двух «Яковлев-7»;
креме лётчиков, младших лейтенантов
Чистякова и Отроева, находились механи-
ки — старший сержант Хайлин и сержант
Сюткин. Летчики взяли их для обслужи-
вания своих машин.

Котля самолёты проходили мимо одной
железнодорожной станции, советские лёт-
чики заметили вражеские бомбардиров-
щики. Их прикрывал сильный наряд
истребителей.

Но немцы успели заметить налких ист-
ребителей и навязали им бой. Чистяков и
Строев вынуждены были принять его. За-
вязалась торячая схватка, в результате
которой нашим лётчикам удалось отсечь
немецких истребителей. Тотда летчик
Строев решительно атаковал «Хе-111», &@
Чистяков прикрывал хвост самолета свое-
то ведущего, В результате двух удачных
атак «Хейнкель» загорелся и свалился на
землю. Вскоре эту участь разделил‘ второй
вражеский бомбардировщик.

Советские истребители

продолжали

ский конвой повёл
овой путь, Вскоре они благополучно при-,

11 июня 1943 г. № 24 (152)

выеыиги РУССКИЙ ПАССАЖИР

По знаку старшего захтенного коман-
дирь коротконогий, толотый боцман, лег-
ко, как птица, сорвавшись с места, взял Из
рук пассажира чемодан. Ом шагал виере-
ди Орлова, широко расставляя ноги, © тем
особым шиком. котофый отличает бывало-

то морокото волка от желторотом  мо-
рячка.
Могучий корпус корабля  вибрировал,

‚когда паюсажир вытнел из отведенной ему
офицерской каюты на палубу. Командир
лидера английской военной, флотилии ви-
це-адмирал сэр Арчибальд Дж, Честерс,
стоя на мостике, отдавал короткие прика-
зания. «Отарик», Как называли его матро-
сы, был явно в плохом наютроении. При-
чиной этого был приказ, полученный из
морского министерства накануне отплытия
и предписывавший взять на борт судна
пассажира, то-есть частное лицо. А пребы-

вание на палубе тяжёлого крейсера вся-

кото, кто не имеет прямого отношения к
военно-морской службе, Арчибальд_ Дж.
Честерс считал предосудительным. Кроме
то, он, как и многие моряки, был cye-
верным. Рейс меж тем предстоял серьез-
ный, Ее

Моросил дождь. Отоя на палубе, Орлов
рассматривал в бинокль берега острова, на
котором провёл последние два месяца.
Свежий ветер трепал полы его’ непромо-
‘каемого плаща. Орлов. возвращалея на ро-
“WHY из заграничной команлировки. Ему
предетояло совершить морское путепест-
вие. Флотилия английских военных кораб-
лей у берегов Исландии должна была
встретить транопорт судов, следующих из
Америки в один из северных портов С0-
ветского Союза. В условлениом месте ан-
тлийский военный конвой должен был
сменить американцев.

В кают-компании гостю отвели место
против вице-адмирала. Выходя к обеду,
Арчибальд Дж. Честерс вежливо здоро-

‚вался с русским. Ему нравились умные

тлаза и открытое лицо пассажира. Пасса-
жир держал себя безукоризненно. Он He
приставал ни к нему, ни к другим офице-
‘рам с вопросами. Это его выгодно отлича-
ло от други® известных Честерсу частных
лиц, которые, едва ступив на борт военно-
то судна, начинают своим любопытством
выматывать душу из капитана и коман-
ды. :

Русокий даже сумел задеть за живое
сэра Арчибальда. Вице-адмирал вот уже
20 лет с педантической точностью ровно
в 7 часов утра появлялея на лесенке, ве-
дущей к мостику. В течение первой неде-
ли плавания, подходя к мостику, оц вся-

кий раз обнаруживал на палубе русското.

Чисто выбритый, подтянутый, Орлов обыч-
но стоял Ha палубе, задумчиво тлядя
вдаль, с
‘Ha восьмой день, в холодное ветреное
утро, вице-адмирал послал одного из вах-
тенных офицеров пригласить пассажира
на мостик. «Отарик» оказывал подобную
честь не всякому.

Орлов с наслаждением подотавил лицо
навстречу вору, вдыхая свежий соленый

воздух океана. _ .

— Простите, сэр, — проивнес, поковив-
шись Честере. — Вы страдаете бессонни-
цей?

— Отнюдь нет, — живо ответил. Орлов,

— я просто люблю природу. А на рассвете
она особенно хороша, — застенчиво улыю-
нулся он. и ;

Когда Орлов улыбался, его открытое му-
жественное лицо. становилось мальчише-
ски юным.

— Какая же тут природа? — спросил
сэр Арчибальд, недоуменно озирая разбу-
шевавшиеся свинцовые волны. — Berep

норд-вест. Шторм 8 баллов. Килевая

качка...
Путешествие проходило без особых про-

исшествий. Бывалый военный моряк

командир флотилии умело вёл корабли.
Часто меняя куре, он обманывал_ подвод-
ные лодки противника, Прекрасно постав-
ленная служба оповещения ежечасно ин-
формировала его 06 обстановке в том или
WHOM секторе океана. Самолёты-разведчи-.
KH, взлетариие с авианоеца, держали Под

непрерывным” наблюдением и воздух и
оксанские воды.
о Встреча с транспортом состоялаюь на

десятый день. Союзные военные корабли
обменялись приветствиями и ролями.
Американцы, сдав англичанам суда, гру-
‚ жённые. танками, орудиями и продоволь-
СТвием, легли на обратный курс.‘ Англий-
транопорт дальше.
Нельзя было. сказать, что Орлов идеаль:

землились на своём аэродроме. Вместе с  но владеет английским языком. Но запас

лётчиками неврелимымия из кабин истре-

(«Сокол родины»).   битедей вышли механики.

O23 oO.P

БАНКРОТСТВО ФАШИСТСКОЙ ИТАЛИИ

3 тода назад.— 10 июня. 1940 года —
фалпистская Италия, рассчитывая на лег-
кую и быструю победу, вступила в войну.
Муссолини делал ставку на «молниенос-
ную» войну. Он напал на Францию в са
мый критический период её истории. Но
итальянская «хвалёная» армия не омогла
продвинуться даже на 50 километров OT
итало-французокой границы, хотя  оонов-
ные силы французов в это время были
уже разбиты немцами.

Не оправдались надежды Рима и Бер-
лина на заключённое перемирие с Фран-
цией. Гитлер хвастливо визжал: «Война
на западе. окончена!». Муссолини пытался
выторговать в Берлине для себя кое-что
на Балканах и на Ближнем Востоке. Од-
нажо радость держав оси была преждевре-
менной. Капитуляция французских пре-
дателей не дала Германии и Италии окон-
чательной победы, на, которую они pac-
считывали. А к затяжной войне Италия,
разорённая предыдущими воэнными аван-
тюрами, совершенно не была подготовле-
на. Итальянские войска несли поражения
в войне с маленькой Грецией Муссолини
уже тогда требовал срочной помощи от
немцев, в связи с чем иностранная печать
приводила выдержку из доклада немецко-
го генерала Кейтеля Гитлеру, присланною
ему зимой 1939 гола: «Если итальянцы
выступят против нас, то понадобится не
более четырбхсот тысяч штыков, чтобы
покончить с этой угрозой. Но если Италия
выступит на ‘нашей стороне, то нам по-
требуется не менее полумиллиона солдат,
чтобы защищать еб от врагов»,

3 года’ войны —- сплошная цепь пора-
жений и потерь войск фашистской Италии.
Еб били все и везле. Уверения Муссолини
о моши фашистского оружия оказались
сплошным блефом. Незадачливый дуче в
нынешней войне нелолго распиналея 06
успехах итальянском оружия. Он мог хва-
статься лишь «победой» в Греции, на ко-
торую вероломно нашала гитлеровская Гер-
малия. «Когда тигр рычит, шакал ему под-
вывает», — так британский премьер Уин-
стон Черчилль весной 1941 года охаражте-
ризовал Муссолини, за которым   кличка
«шажал» укоронилась повсеместно.

Г113324

Положение фаптистской Италии особен-
но резко ухудшилось с момента е@
вступления в разбойничью войну против
Советского Союза. Итальянская армия в
составе 9 дивизий и одной бригады, пос-
ланная на советско-германский фронт, бы-
ла полностью разгромлена Красной Арми-
‘ей. Итальянские армии в Восточной и
Северной АфВике на-голову равбиты на-
ими союзниками. В общей сложности
Италия за три гола войны лишилась око-
ло 70 дивизий. Она потеряла почти по-
ловину свое военно-морского флота.

‚ В результале войны Италия лишилась
всех своих африканских колониальных
владений. От итальянской империи оста-
лась лишь продырявленная бомбами вы-
веска,

Слабый ° ‘народнохозяйственный  орга-
низм Италии вконец разваливается. Стра-
на совершенно не имеет важнейших ви-
дов военню-стратегического сырья — неф-
ти, угля, каучука, хлопка. А импорт их
извне неосуществим. Германия, обязавшая-
ся поставлять своему итальянскому союз-
нику ежемесячно один миллион тонн уг-
ля, никогда не выполняла полностью сво-.
их обязательств. После бомбардировки со-
юзной авиацией двух водонапорных лло-
тин в Руре немцы совершенно прекратили
отгрузку угЯя. Это ставит втупик италь-
янокую военную промышетенность

В стране очень мало  проловольствия,
голод принимает огромные масштабы.
Итальянцы посажены на одну из самых

тололных продовольственных норм в мире.
Их хлебный пабк даже теоретически ©0-
ставляет лишь 150 граммов в день.
Затянувиаяся война и вызванные @ю
колоссальные потери и бедствия сильно»
оказываются на моральном состоянии
итальянского народа. Неверие в победу
держав оси охватило все слои населения.
Тибельные последствия” военного осбюза с
гитлеровской Германией становятся ome-
видными буквально для всех. Угроза втор-
жения союзных армий ча европейский
континент и беспрерывные воздушные бом-
барлировки индустриальных центров на
Аппениноком полуострове етщё более уси-
ливают деморализацию итальянцев.

АЦРЕС РЕДАКЦИИ: Потаповский пер., A 3. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: секретариат К 5-52-99, ors, сенретарь реданции К 5-60-10, нач. издательства К 5-98-02,

Политическая атмосфера в Италич нро-
должает всё более накаляться, пораженче-
ские настроения проникли и в правящую
фашистокую среду. `Растерявшийся Myc-
солини не знает, на кого опереться.   Не
так давно был омещён начальник италь-
янского генерального штаба» маршал Ка-
валлеро. Затем последовало. увольнение

15 миниетров и их заместителей. Муссоли-!

ни сместил генерального секретаря фапги-
стской партии Видуссони.
чальника полиции. Фашиотские  вожаки`
вынуждены открыто признавать недоволь=
ство в стране, На страницах итальянской
печати. появился новый термин «внутрен-

ний фронт». Газета «Пополо д’Италиа» от-,

крыто писала: «Опасность кризиса вызы-
вается скорее внутренним недовольством,
чем внешней угрозой». МРТ

Фэшистокой пропаганде о неприступно-
сти воздвитнутых укреплений никто не
верит. Итальянцы не без оснований опа-
саются, что в самый критический момент
гитлеровцы бросят их на произвол судь-
бы. А военные силы самой Италии резко
уменьшились и к тому же они раопыле-
ны. Крупные итальянские воинские части
находятся в Греции, Югославии, где
несут огромные потери от действий
партизан. Муссолини, вступая в войну,
мечтал о господстве на Средиземном мо-
ре, о превращении ег в итальлиское.
внутреннее озеро. И св результате пора-
жений держав оси Средиземное море сей-

час находится под контролем союзников..
~ *

Ci
Газета «Дейли уоркер» пишет, что бом-
бардировка островов — Сицилии, Сарди-
нии и Пантеллерии — достигла такой ста-

дии, которая равносильна прорыву италь-’

янской обороны. Лишь за последние три
недели на Пантеллерию,   расположенную
в 24 милях от мыса Бон, было прюизведе-
но 118 воздушных налётов, что составляет
в среднем 6 налётов в день. В обстрелах
этого острова ‘принимают участие также
корабли английского флота.
союзников сбрасывали над Пантеллерией
листовки с требованием капитуляции
тарнизона острова.

В коммюнике, опубликованном в Алжи-
ре, указывается, что вооружённые силы
союзников будут подвергать Пантеллерию
артиллерийскому обстрелу, воздушным
бомбардировкам и блокаде до тех пор,
пока гарнизон не пойдёт она безоговороч-
ную капитуляцию.

слов,

отстранил на-’

Самолёты

имеющихся в его“ распоряжении, и
неплохое произношение позволяли ему бе-
:

PPLE LL ee PLL LLL LOL GOLA AB AB LOOP re WLIO OL LOL AL ALLO ofl AL

Союзная авиация с прежней силой во-

должает атаки важнейших военно-морских
баз 4 промышленных центров Италии. На-
леты были совершены на Неаполь и на
‘аэродром Гротталье, вблизи Таранто, . на
который сбросили 112,5 тонны бомб. Осо-
бенно ожесточенному воздушному напа-
‚дению подверглась Специя в северо-запад-
ной Италии. В налёте участвовало около
200 «Летающих крепостей». Бомбардиров-
ка продолжалась всего лишь 6 минут, но
за это время было сброшено большее ко-
личество 60м0, чем на какой-либо из
итальянских городов. В порту находились
три крупнейших итальяноких линкора —
«Литторио»., «Имперо» и ‹«Рома>. Амери-
канские лётчики сбросили в район нахо-
ждения кораблей 2 тысячи тонн бомб. Га-
вета.«Нью-Йорк таймс» сообщает, что бом-
бардировкой повреждены два линкора:
«Рема». погрузившийся носом в воду, и
«Литторио», а также другие корабли.
  Слабое противодействие итальянцев воз-
душным налбтам союзников ` отмечается
всей мировой печатью. Английская прес-
са в связи с этим помещает статьи 0б
итальянской авиационной промышленно-
сти. Лондонские тазеты отмечают. что
итальянское самолётостроение находится в
состоянии крайнего упалка, Накануне вой-
ны Италия располагала самолётами самого
устарелого типа. Военно-воздутный флот
Италии был равбит на 5 эскадрилий, из
которых ‘две в настоящее время полно-
стью. уничтожены, а трём нанесены очень
` серьезные. потери.
‚‹ Иностранные обозреватели сходятся на
том, что Италия свонми силами не может
организовать противовоздушную оборону
и в этом отношении она целиком зависит
от Германии. Но основные воздушные си-
лы Гитлера находятся на советоко-герман-
оком’ фронте, iy

Мировая пресса пгироко обсуждает роль
эвиации в ныненией войне. Газета «Нью-
Иорк пост» считает, что одна авнация не
может добиться решающих результатов.
Опыт войны убедил союзников в значении
воздушной мощи. Однако он также по-
казал, что войну нельзя въигпрать только
путём действий с воздуха. Этой же томе
посвятил свое выступление маршал. анг-
лийской авиации Тренчард, находящийся
сейчао на Мальте. Он заявил, что ни одна
авиация не может выиграть войну, но она
может «размятчать» сопротивление врага

С. БЕЛИНКОВ.

‚молча ждали, когда заговорит. гость,

Флотилия и транспорт подверглись звезд

Ok y wWoMy налбту иемецких «Ю-88» 1
«Хе-111>. i

PACCKAS Первые бомбы рвали грудь океана, валы,

ххх мая водяные столбы. Один из транспорту

пострадал, но его воманла быстро потадя,
ла огонь, вопыхнувший на носу сулна

На борту авианосца меж тем произеилу
следующее. Русский летчик. взяв 1101 ry
зырёк, сказал что-то авнационному комаз
диру-англичанину. Тот отдал  приказаню
одному из офицеров. И черед мипуту
борта авианосца с рбвом рванулся в воз.
лух ещё один «Спитфайр»

`Орлов взлетел как был
мундире подполковника советской авиа.
ции. Оторвавигись от борта. судна. он сть
мительно пронесся на бреющем над самой
водой. }

Орлов набрал мажсимальпую скорость х
резко вамыл вверх, }
дающая прекрасной скоронод @мностьу
малнина в одно мгновение вынесла ‘в
вверх под кромку облаков. Русский лёт.
тик на какую-то лолю секунды завис м
ловой. Наблюдавший за ним с борта к.
рабля английский авиационный командир
с лёгкой досадой шевельнул плечом, Рус.
ский, очевидно, шёл на «реверсман», вм
время как по положению бомбарлировщи.
ков он должен был вывести свою машину
в лоб немцам другим манбвром. Но вдру
русский лётчик положил мапгину нА Kp
ло о большим креном. «Иммельман, =
подумая англичанин, — Тоже не вы
голно...>, /

Орлов и на этот раз обманул его onm
дания. Он не сделал «иммельмана». Обрат.
ным молниеноеным креном лбтчик вывел
свой «Спитфайр» строго в лоб группе бо.
бардировщиков. Смертоносной
очерелью с короткой дистанции он разнёо
в щепы кабину ведущего группы.
кере-88»,
в океам.

Дерзкая и стремительная атака олино-
кого «Спитфайра» ошеломила  немецкит
бомбардировщиков. Потеряв - ведущем,
труппа стала рассыпаться. Орлов, развер.
нувшись, догнал одного из «Юнкерсов» я
сбоку ударил из пушек по правому мото-
ру. Немец залымил и позаёл на одном мо-
торе в надежде спастись.

— Не дойдёт! — с удовлетворением ом
метил Орлов. ;

Новая группа немецких бомбардировти,
ков приближалась к каравану. Это были
«Хейнкели-111>. Их заметили также и ая.
тличане, дравигиеся © — «Мессершмитта»
ми-110>. Воздушный бой истребителей пе
ренесся ближе к Орлову. C  annanocm
поднялась ещё одна четвёрка «Спитфай:
ров».

Повернув свою машину навстрету
«Хейнкелям», Орлов; стремительно mods
на сближение, держась под самой крон
кой облаков. Сбоку неожиданно вывёли
лись два «Мессершмитта-110». Зная, mW
лобовая схватка с этим типом самы
-л@тов не сулит ему ‚ничего — добром,
Орлов резким движением бросил овсю; ма
шину под немцев вправо. Пушечно-пуле
метная очередь прошла над самой ето №
ловой.

Чтобы достать его огнём, немцы стали
делать левый разворот. Но, выйдя из 40
ны огня резким разворотом, Орлов улария
одного из немцев снизу слева пол жи
вот». «Мессеримитт» шарахнулея в стор
ну. теряя управление.

На авианосце с нескрываемым восхииея

седовать о англичанами. Разговоры завя-
зывались обычно после обеда. Курящие
переходили из кают-компании В неболь-
шой салон. Орлов шел туда же.

Из деликатности антличаме He pacompar
шивали гостя о его профессии, а русский
о себе ничею не рассказывал. Разговор
шёл главным образом о сражениях, Paa-
вернувшихся на степных просторах Bo-
круг Сталинграда. Как раз в эти дни ча-
сти Красной Армин зажали в клещи вой-
ска фельдмаршала Паулюса. И вместе с
победами славных собетеких корпусов и
дивизий там, в приволжеких степях,
здесь. на палубе корабля, росло уважение
английских офицеров, к русскому.

В уютном куритеЛьном салоне имелея
отличпый   радиоприемник. Орлов прилви-
гал к нему кресло и настраивал на нуж-
ную ему волну. В этот час Москва пере-
давала «Последние известия». Орлов вслу-
нгивался в голос диктора, казавшийся ему
особенно родным, — словно близкий. чело-
век разтоварнвая с ним издалека, расска-
зывая о том, что случилось за день дома,
на любимой ролине,

Англичане, дымя трубками и сигарами.
Ан-
тлийские радиопередачн достаточно полно
освещали военные. события в Росспи. Но
получить новости абсолютно свежими пря-
мо из Москвы через русского паосажифа,
могущего ответить на интересующие во-
просы, было особенно приятно,

этот день команда авианосца. следо-
вавшего в составе флотилии, собиралась
отметить юбилей своего корабля. Вице-
адмирал передал некоторым офицерам
крейсера приглашение на банкет. устраи-
ваемый на авианосце. В числе приглашен-
ных был также Орлов.

— Форма одежды парадная, — оказал
вице-адмирал.

На авначосец предстояло ехать на кате-
ре через час после обеда. Оставалось Bpe-
мя покурить, поговорить о военных ново-
стях из России.

Орлов привычным движением включил
Москву, Послышалсея знакомый голос дик-
тора. Новости были хорошие: немецких
крыс выкуривали из последних нор в
приволжеком городе-герое.

Офицеры, . собравшиеся в  курительном
салоне, ждали от Орлова обычной инфор-
мгии. Но вдруг, услышав что-то, гость
приподнялся, сжимая ручки кресла. И
вслед за тем его тело, сухое, мускулистое
тело спортсмена, как-то сразу обмякло и
руки бессильно соскользнули на колени...

Растерянно оглянувигись, Орлов увидел,
что взгляды всех, кто был в салоне, ус-
тремлены на него. Усилием воли взяв
себя в руки, он поднялся. Подошёл к
круглому полированному столику. Маши-
нально достал из коробки сигару. Эажёт
спичку. Несколько мтновений он невиля-
щими глазами смотрел на голубой омнёк
догораютщей спички, Перевёл взтлядо на
этикетку сигары и медленным движением
опустил еб в пепельницу, так и не заку-
рив. . ,
Старший в чине капитан ‘1-ro «ранга
Реджинальд Стренг первым нарушил мол-
чание: {3:0 зон 83

— Нлохие. известия, сэр? — спросил он:
© сердечным сочувствием.

— Они. расетреляли мою мать ‘в колхо-
36... — глухо произнёс Орлов.

Повёл плечами и вышел из салона.

Ровно через 20 минут, как было указа-
но, Орлов появился на палубе. Англий-
ские офицеры с ‘удивлением отметили пе-
ремену во внешнем облике. русском. Они

са. Весть о том, что на «Спитфайре». ебива
шем «Юнкерс» и полбившем ещб лва не
мецких самолета, дербтея русский лётчик,

Английские офицеры и матросы  исгали
глазами его самолёт, который то с рёх

привы@и видеть своего’ пассажира в  Воизалоя в небо, исчезая в облаках, 19
штатском. Чёткий и подтянутый, Орлов   Выскакивал из них, обрупгиваясь па Ae
шёл к ним’в парадном мундире офицера   Мецких, . воздушных пиратов, как крыла

тый мс®итель.

Волнение достигло своего amores, Kori,
выводя маппину из виража, русский лём
чик с непостижимым мастерством при
строился к одному из‘«Мессернемиттов». 0
точностью ювелира, чертящего тончайший
узор резцом, Орлов подвёл свой «Спи
файр» в мертвую зону. На этой очерчен:
ной невидимой гранью воздушной пл
щади мот поместиться только истребитель,
И Орлов вступил сюда, как хозяин, точно
и уверенно. ‘

него кончились боеприпасы, и оншёл
на таран, знаменитый таран, присущий
руоским лётчикам.
‚ —Я в этом слабо разбираюсь, ^ сэр. Но
это, повидимому, дьявольбжи чистая рабо.
та, — произнес капитан 1-го ранга Ред
жинальд Стренг, указывая вице-алмяралу
на сбитый тараном Орлова _ «Мессер:
IIMHTT>, исчезающий в волнах,

военно-возлушных сил Красной Армии. На
груди русского сияла золотая пятиконеч-
ная звезла Гороя Советского. Союза.

Подойдя. к вице-адмиралу, Орлов” взял
под козырёк и чётко, по-военному пронз-
Hee: i

— Господин вице-адмирал, гвардии лод-
полковник Герой Советского Союза Орлов
явилея для принятия участия в торжестве
на авианосце.   :

— Прошу вас, сэр, — с особой теплотой
в голосе произнёс «старик». И они пошли
к трапу. :

Прибыв. на  авиайосец, приглалиенные
расселись в обширной кают-компании. Она
была праздийчно украшена. Только нали-
ли первые бокалы, как вдруг на палубе
завыла сирена воздушной тревоги` и в
различных помещениях корабля вопыхну-
ли световые сигналы. Голос по радио пе-
редал в кают-компанию:

— Четыре «Ме-110» курсом Ha авиано-
сец.

Стоя на палубе, Орлов © интересом.
наблюдал за поведением экипажа авиа-
носца в момент воздушной “тревоги. Без

зал сор Арчибальд, следя за тем, как рус
ский ведёт свою машину на посадку.

устах «отарика» это звучало, как нат
высшая похвала,

суеты каждый матрос и офицер заняли Орлов вылез иа «Спитфайра» и вытер
свои боевые места. Зенитные  расчёты  Пот. со лба. Оправив мундир и надев фт:
лружно открыли заградительный огонь.  Ражку, он натравился к группе англий

Четвёрка дежурных — «Спитфайров-С-5»
взлетела в воздух. ye
„Орлов был отлично знаком с этой моде-
лью самолёта. Он испытывал её во время
пребывания в Англии. Вскинув тлова к
небу, русский лётчик определил метеоро-
Яогическую обстановку: разорванная 06-
Лачность на высоте 1.000 метров. И тот-
зас же с профессиональной быстротой он
зафиксировал ошибку второй пары ан-
глийских истребителей: они с моста полез-
ли вверх, и один из них напоролсея на
длинную пушечную очередь немца.
Облачность позволила “Мессерлимит м»
применить их обычную, хорошо известную
Орлову тактику. Он не сомневался, что
выше первой четверки «Ме-110», явивших-
ся па высоте 800 метров, в. кромке обла-
ков прячется еще одна группа,
Лбтчиками авпаносца командовал опыт-
ный офицер. Предугадывая события, on
вслед за первой группой поднял в воздух
вторую четзёрку «Спитфайров» И как
раз во-время!

Из сблаков показалась новая

ских офицеров.
— Немного трудно было драться, -
сказал Орлов, улыбаясь. — Я привы»
что подю мной земля, я тут...
И он смущенно оглядел’
океанские проеторы.
0-0-0!..
аи ‘командир-антличалтин и, #9
аходи слов, епко пожал К
fe Е ском
му собрату. ine мы
Го mn
о Фицеры BOT Tame с вице-адмиралом кан
равлялись обрайно в кают-компанию, ком
a дня Орловым вырос аплиамеханик 3
р моинезоле. Это был американеп, отб
ви службу на энглийском корабле.
sine ane тосподин подполковник,
знес механик, вытяги и 19
швам. — М я
ней винт, и через два часа она

быть в вашем распоряжении.
Спустя чес

безбрежные

—

может

за банкетным

да Дж. Честерса,
«Стапик» был взволновам. Он

группа :
i говорил,
«Ме-110» в составе шести самолётов. Ве- — Я пью за coma великой осей т
дущий, пронесясь над авианосцем, обдал  Великобритании ¢ особым  уловольствием

пулемётным огнём зенитки у кормы, тя-
жЖело ратив одного артиллериста и боцма-
па, который перебегал к шлюпкам. спу-
скаемым на воду для спасения лётчика, со
сбитого «Спитфойра».

Английские лётчики действовали смело
и репгительно. Несмотря на численное пре-
BOCXOACTBO вражеских самолётов и поне-
‘сенную потерю, OHM He дали немцам
штурмовать корабль. Но, как и предпола-
тал Орлов, главпой своей задачей против-
ник ставил иное: «Мессершмитты» должны
были сковать боем английских истребите-
лей и оттянуть их в сторопу. И это им
удалось. Умело уклоняясь от зенитного
оппя и ударов апгличат с воздуха, немцы
тянули «СОпитфайры» за собой, к ‘западу:

У Орлова было хорошее зрение, и он

ещо и потому, что за н
сутствует офицер
MATT cop Орлов. К
чести знать
Убили нажисты.
нае всех принять
нование. Сэр Орлов только
главах ` раесчитался
дорогого
пер Фуотилии,
ние его русским 6
вом. Я вхожу с

личеству 0 Harpa
Русской гвардии

военным орденом.

© немцами

ходатайством к ето
экдении

Ответственный редактор

одним :
одним м ИЕ заметил вдали В, П. MOCHOBCHHA.
аа ое ne Излатель — НАРОДНЫЙ
рваной облачности. КОМИССАРИА 50F
Т ОБОРОНЫ CCCP.

— Он был бы неплохой моряк, — Chas

колько минут все были уж
столом. Офицеры, стоя, слу“
шали тост вице-адмирала сэра’ Арчибалы

алиим столом при
доблестной русской ар
сожалению, я не име
ero ПОКОЙНОЙ матери, которую
Но я прошу его от amma
самое горячее Соболев.
что Ha натих
за смерть

и

в парадном

сделав свечку, Обл. .

пушечной  !

«Юз. +
разваливаясь в воздухе, рухни )
f

Герой Советекото Союза, облетела корабли

произнёс _ восхищенный }

ашина в порядке. Я сменю #4

высказываю наше восхище
есстрацгием и мастере
Bet
полполковника
сэра Орлова антлийским \

ий

Ы——ы=—»———

¥

и

(i
!

qe
о

Wl

нием следили за поведением русскою ам  ’,

I

wi

(

any

Ty

}
№

It,

ty
человека. И я, как старший фе   >