ооо ИНН

о СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

по делу о зверствах неменко-фашистских захватчиков и их пособников на те

стхлинский COKON

16 июля’ 1943 г. № 29 (157).

гор. Краснодара и Краснодарского края’ в период их временной оккупации

`14 июля 6. г. в гор: Н. ‘на Северном:

Кавказе в Вознном Трибунале ‘пол пред-
седательством полковника, ‚ЮСТИЦИЙ
т. Майорова Н. Я. и пра госуларствен-
HOM обвинителе генерал-майоре ° юсти-
nua т. Яченине Л, И, началось слуша-
нием дело п зверствах немецко-фалрист-
ских захватчиков и их пособпиков па
территории гор. ПКраснолара и. Врасно-
дарского края в период их временной ок-
купания.
г. По настоящему делу преданьг сужу по
обвинению. в преступлениях, прелусмот-
ренных ст. ст. 58-1«а» и 53-1 «6»
Уголовного Колекса РСФСР (измена  ро-
хине): Нлалов И., Котомцев И., Ласто-
вина М., Мисан Г., Напцон Ю., Павлов В.,
Парамонов И., Пушкарев Н., Речкалов И.,
Тищенко В. и Тучков Г.

Обвиняемых зашишают по назначению
от суда алвокаты Назаревский А. И., Яку-
ненко В. И., Назначеев С. К.

В вечернем заседаний

бунала было оглашено  Обвинительное
Заключение, te :
  Обвинительное заключение подробно

воспроизволит жуткую картину массовых

убийств на в чем неповинных советских.

люлей, которые были тысячами уничто-
жены немецко-фадпистскими  захватчика-
ми. временно оккунировавшими  Ёраено-
дарский край.

! Даннымв предварительного следствия
установлено, что все эти убийства, звер-
ства. насилия и грабежи проводились ча-
стями и карательными органами 17-0й не-
мепкой армии под командованием генерал-
полковника Руоф.

`° Непосредственное руководство и осуще-
ствлепие всех этих зверств было возложено
на Красподарское гестапо, во главе с ше-
hom гестапо немецким полковником Нрист-
ман.

В состав гестапо входила особая кара-
тельная  команла тайной полиции, под
наименованлем «Зонлеркоманла CC-10-a»,
которая непосрелственно и осуществляла
ве эти злодеяния.

‘. Следствием установлены факты: изде-
`вательств над арестованными и сожжения
заключенных, содержавииихся в подвалах
Краснодарского гестало; массовых убийств
больных  Красноларской горолекой боль-

няцы, Березанской лечебной колонии, a
` также детской краевой больницы,  par-
положенной на хуторе «3-ья речка Коче-
ты» Усть-Лабинского района.

Нзконеп, следствием установлены фах-
ты улущения окисью углерола в спецши-
ально оборудованных автомашинах  «ду-
шегубках» многих тысяч советских лю-

«Зондеркоманла СС-10-а»  представля-
ла собой каралельную команду recTailo,
насчитывавшую около 200 чел. Началь-
ником указанной «зондеркоманды» являл-
ся шеф гестало — немецкий полковник
Нристман, 8 его непосредственными по-
мощниками в деле истребления советских
люлей были немецкие офицеры:  Раббе,
Босе, Сарго. Сальге, Ган, Эрих. Мейер,
Пашен, Вини, Гане Мюнстер, немецкие
военные врачи тюрьмы и гестало —
Гери и Шустер, а также сотрудники ге-
стало — переводчики Якоб Эйке и Шер-
Терлан.

Кроме того гестапо были завербованы
и принимали участие во всех зверствах,
привлеченные в качестве, обвиняемых по
настоящему лелу. предатели — Тищен-

`ко В., Тучкоз Г., Рачкалов И., Ластовина M.,
Пушкарев Н., Мисан Г,, Напцов Ю., Па-
‘рамонов И.,  Котомцев И., Павлов В.,
Кладов И. 1

Произвеленным расследованием устано-
влены следующие конкретные факты 3л0-
деяний, ебвершенных в Краснодарском
крае немепко-фалпистскими захватчиказги.

Вскоре после занятия Краснодара, в ре-
зультате систематических облав и массо-

вых арестов мирпых жителей, подвалы
Краснодарского гестапо были  доотказа
переполнены заключенными. — Шикакого

«елелетвия» по делам этих сотен и тысяч
ни В чём пеповинных людей не произво-
дилось. Арестованные подвергались самым
изошрённым пыткам и избиениям, пря-
чем судьбу их лично решал своей властью
шеф гестапо полковник Кристман, кото-
рый и давал приказы о физическом уцич-
тожении арестованных.

Начиная с осени 1942 года, немцы
начали применять лля уничтожения ¢-
ветских людей специально оборудованные
автомашины, ‹ которые получили извест-
ность среди населения под ваименованием
‹дутегубки».

«Душегубки» представляли собой кры-
тые 5—7-тонные грузовики серого цвета
с дизель-мотором. Эти машипы были оби-
ты внутри оцинкованным железом и
снабжены в залней‘ части кузова лвух-
створчатой, герметически закрывающейся
дверью. В полу кузова находилась ре-

У О С te I ВЫ

Злодеяняя немецко-фатистских захватчиков в г. Красноларе, Трупы советскях граждан, умерщелённых немецко-фашистскимя захватчиками окисью углерода, вырытые для судебн

‚трубой мотора.

Военного Три-  противотанковому

1ётка, под которой проходила труба’ ¢
‘отверстиями, соелинявшаяся с выхлопной
Отработанные газы ди-
зельмотора, содержащие окись углерода
высокой концентрации, поступали в ку-
зов машины, вызывая быстрое отравление
п смерть от удушения помещённых вмут-
ри людей,

По нескольку раз в неделю, а в янва-
ре месяце, перел отступлением немцев из
Краснодара. по 2—3 раза в лень «луше-
губки» загружались  арестованными из
NOIBAIOB злания‘ Гестало, помешавшегося
по улице Орлжоникилзе, 61.  Погрузкой
обычно руководил заместитель шефа ге-
стапо, он же наЧальник  гестаповекой
тюрьмы, капитан Раббе. Перед этим а0е-
стованные раздевались, а затем по 60—
80 человек загружались в «душегубку»,
дверь которой герметически закрывалась,
и машина, простояв несколько минут со
вкмочённым ° мотором, направлялась к
рву, расположенному
за заводом измерительных приборов. «Ду-

шегубку» обычно  сопровожлал конвой
полицейских из «Зондеркомавлы CC-
10-а». В противотанковом рву  произво-

пилась выгрузка и беспорялочное зака-
пывание ° людей, которые были уже
умершвлены газами в пути  слеловалия
машины. В машину обычно загружались
мужчины, женщины и дети совместно.

Несмотря на   то, что вемцы пытались
законспирировать этот’ чудовищный метод
истребления советских людей, е течением
времени жители, проживавшие по сосед-

ству с гестапо, д через них ‘и местное
население, узнали 09 назначении этих
машин.

Узнали также о «лушегубках» и 2)е-
стованные, которые при посадке в маши-
ну пачали оказывать сопротивление, ог-
лашая двор гестапо криками и воплями,
в связи с чем их вталкивали в машину
посредством насилия. Крики несчастных.
вскоре после того, как включался мотор,
постепенно стихали, и находившиеся там
люди погибали.

Свидетельница Jamun Евдокия Федо-
ровна, наблюдавшая однажды картину
насильственной посадки ‘в машину «ду-
шегубку» одной арестованиой женщины
с пятилетней девочкой, показала:

«В этот «автобую» гесотаповцы силой
вталкивали женщину в возрасте, при-
мерно, около 30 лет. Женщина в ма-
шину не шла, сопротивлялась и всё
время рвалась в стоявшей сзади девоч-
ке 4—5 лет, которая кричала: «ма-
мочка, мамочка, я поеду с тобой». Не
сумев осилить арестованную, гестапо-

« BO схватил девочку и смазал ей
ким-то чёрным полужидким веществом
губы и нос. Реббнок моментально унал
‘в бессознательном состоянии и был
брошен гестаповпами в кузов машины,
Увидев все происшедшее, мать подняла
истерический крик и бросилась на ге-
стаповца. После нескольких секунд
борьбы гестаповцу удалось обесеилев-
шую женщину втащить в машину».

В ‹душегубках» истреблялись не толь-
во арестованные, но и лица, случайно
схваченные на улицах при массовых об-
лавах. .

При раскопке противотанкового pea
срели жертв фашистских мерзавцев были
обнаружены трупы с корзинками и дру-
гими предметами, с которыми погибщие
направлялись в город, на базар ит. п.
При раскопках противотанкового рва в
районе совхоза № 1 было обнгружено
уножество трупов, впоследствии опознан-
ных родными.

Так, житель гор. Краснодара Коломий-
цез Николай Кузьмич опознал труп своей
жены Коломийцевой Раисы Ивановны,
арестованиой гестапо 2.1.1943 г. Pa-
бочий завода «Краснолит» Петренко Ba-
силий Николаевич опознал трупы своей
жены Веры Зиновьевны, сына Юрия 7%
лет и дочери Ины 3-х лет, Жена Пет-
ренко была арестована вместе с детьми
также 2.1.43 г. Священник Георгиевской
церкви гор. Краснодара Ильяшов лично
опознал известных ему жителей г. Крас-

нолара — Луганского Кирилла,  Голова-
того Владимира и др.
В августе 1942 г. в Краснодарскую

горолскую больницу приехал врач геста-
по немец Герц, который собрал сведения о
численности й составе больных. Вскоре
после этого Герц приехал в эту больницу
с несколькими неменкими офицерами, ко-
торые осмотрели больницу‘ и уехали.

22 августа Гелц явилея к главному
врачу больницы доктору Башлаеву и об’
явил ему и другим врачам, что, согласро

установке, полученной OT немецкого
командования, больные должны быть
«убраны» из больницы, Векоре во двор
больницы прибыла «лушегубка», куда

начали насильно загонять больных.

SSS
WARS ASS
ARERR

ка-  .

В первый рейс было погружено около
80 человек, машина ушла и вскоре вер-
нулась, В течение последующих лвух-ча-
сов машйна слелала 4 рейса, забрав свы:
me 300 больных, которые все о были
умерщвлены указанным выше   способом,
з трупы их были выброшены” в протяво-
танковый ров у завода ‘измерительных
приборов. .

` Эти факты установлены показаниями
очевилцев: Макарова, Кантонистова, Мох-
но и др. :

Так, свидетель Мохно показывает:

«Сделав несколько рейсов, эта же ма-
шина подошла’ и к корпусу, тае были
больные мужчины. От чемецкого офи-
цера поступило распоряжение — всех
мужчин, могущих как-либо  передви-
гаться, раздеть и Выводить их к ма-
шине, Здесь опять поднялся шум, CTO-
ны и крики больных, но немцы звер-
ствовали, они хватали их и вталкива-
ли в машину, & тяжело больных на
носилках выносили, и немцы тоже
бросали в машину»,

Отзажды в момент погрузки больных в
машину на территорию больницы явился
33 справкой задолго до того выписавыпийз
ся из больницы житель г. Краснодара
Иван Иванович Нотов. Один из немецких
офицеров, наблюдавших за погрузкой, уви-
дев Котова, схватил его и втоакнул в
«душегубку». В дальнейшем, когда лверь
машины. захлоннулась и машипа двину-
лась, то Котов, почувотвовав улуитье, по-
рвал сорочву и, смочив её собствезной мо-
чей, закрыл себе рот и нос. Через некото
рое время он впал в бессознательное  с0-
стояние и очнулся уже в противотанковом
рву, где он лежал среди беспорядочно сва-
ленных трупюв. Выбравшись из рва, Котов
возвратилея домой.

На слодствии Котов показал:

‹...Немеп, стоявший у машины, ©
непонятными мне выкриками бросился
На меня, схватил сзади за воротник
пиджакз и втолквул меня в’ машину.
Когда я был брошен в машину, там
уже нахолилось много людей. Сколько
их было, ие могу сказать. Эдесь была
мужчины и женщины. В машине было
очень тесно. Люди стояли, прижавитиеь
друг к другу. В машине стояли стоны,
крик, плач, люди совершенно обезуме-
ли, видимо  предчуветвуя, что немеп-
“кие варвары готовят нам кошмарные
пытки и смерть. 3a мной в маанину бы-
ли брошены ещё человек пять, после
чего дверь машины захлопнулась, и че-`
рез несколько минут машина лвинулась
с места. Во время движения я почув»

рвал с себя рубашку, емочил её мочой
и закрыл ею рот и нос, после этом я
сразу почувствовал облегчение».

После истребления бользых Праснолар-
ской больницы в ней было оставлено лишь
20 коек, на которые принимались  вовые
больные. Однако фактичееки это отделение
больницы явилось ловушкой, так как врач
гестапо Герц дважды приезжал за новыми
больными, поступавиими в это отдедение,
В также увозил их в «лушегубке».

5 сентября 1942 г, этот же гесталовед
Герц явился в Березанскую лечебную ко-
лонию и об’явил главврачу этой колонии.
Кирееву, в присутствии врача Шаповало-
вой, что 7 сентября прибудет машина 3a
больными, которых также нужво  истре-
бять. Киреев попросил Герца не забирать
хотя бы выолоравливаютщих, занятых на
сельскохозяйственных работах. Герц ua
это согласился и дал распоряжение вызло-.
равливающих вывести в отдельное поме-
щение. Утрох 7 сентября «лушегубка»
прибыла в колонию и в нее пачали гру-
зить больных женщин, предварительно раз-
левая их донага. Многие из больных. пы-
Талиеь сопротивляться, но их силой затал-
кивали в «душегубву».

В общей сложности из Березанской ко-
лонии было таким образом вывезено и ис-.
треблено 320 больных, трупы которых бы-
ли засыпаны в противотанковом рву, pac-,
положензом в 5 KAM. OT колонии.

Через несколько дней после этого в ко-
лонию прибыла группа немцев, во ‘тлаве
с офицером из тёстапо Гансом Мюнстером,
Эта группа разграбила все материальные
ценности и продукты, принадлежащие
БОлОНИИ.

В октябре 1942 г. в колонию было до-
ставлено из Ёраснодара 17 больных, кото-
рые впоследствии также были истреблены
в «лушегубке», Что же касается вызло-
равливающих больных, которые были
оставлены по разрешению Герца, то 20
октября 1942 г. их по приказу Ганса
`Мюнстера погрузили в количестве 60 чел.
в Грузовик и вывезли к противотанковому
рву, где они и были расстреляны. Перед
этим одна из больных, по имени Маруся,

главиого

ствовал, чо начинаю’ захыхалься. Я со-  :

‘окиси углерода безусловно
‘место при поступлении отработанных га-

в исступлении закричала: «Прилут наши
и отомстят за нас». Мюнстер избил эту
больную прикладом винтовки, ло Брови
искалечив ef. anno и голову. Больной
Добунцов пыталея бежать, мо был убит
выстрелом из винтовки, ‘

В сентябре 1942 г. немцы таким же
образом организовали истребление боль-
ных детей, находившихся в детской крае-
вой больнице, помешающейся ва хуторе
«3-ba речка  Кочеты», Усть-Лабинского
района, Краснодарского края. В указанной
больнице поселились офицер гестапо
Эрих Мейер и переводчик Якоб Эйкс.

21 сентября 1942 г, к больнице под’
охала одна «лушегубка» и одна легковая
машина, в которой ‘прибыл врач Герц ои
с ним’ ешё несколько немцев. В «душе-
губку» были в одних трусиках и майках
помещены 42 больных ребёнка, которые
были истреблены указанным выше  сло-
собом. Трупики детей были сбюшены в
специальную большую яму, вырытую ещё
за несколько дней до этого в районе хуто-
ра «Чернышевка» местными жителями, по
приказанию. Мейера и Эйкса, якобы, дая
установки зенитного орудия.

В процессе предварительного следствия
по настоящему делу в 13 пунктах были
разрыты ямы ‘с закопанными в них тру-
пами жертв немецко-фащистских палачей
и, была произведева _ сулебно-медицинская
экспертиза. Из огромного количества 06-
наруженных в этих местах трупов были
подвергнуты судебно-медипинскому исзле-
дованию 623 трупа, из них 65 трупов

‚ детей, 256 трупов женщин и 282 трупа

мужчин, в том числе 198 трупов старя-
КОВ. 1

На оснований всесторонних судебно-ме-
дхицинских,  судебно-химических и спек-
троскопических исследований, экспертная
комисеня, в составе Главного судебно-ме-
лицинского экоперта Наркомэтрава СССР
д-ра Прозоровского В. И., гласного судеб-
н0-медицинского эксперта Наркомздрава
РСФСР — донента Смольянинова В. М.,
судебво-медицинского ‘эксперта
Красной Армии д-ра мелчцинских наук
профессора Авдеева М. И., консультанта
московской городской судебно-медицинской
экспертизы д-ра Семеновского П. С. и су-
хебного химика Сонолова С, М.,— пришла.
к заключению, что прачиной смерти в
523 исследованных случаях было отравле-
ние окисью углерода, & в ста случаях
смерть наступила в результате огнестрель-
ных пулевых ранений, нанесбиных в по-
лавляющем большинстве случаев в  голо-
ву,

‚ В своём заключения комиссия экспер-
тов указывает, что смертельное действие
могло иметь

зов OT дизельмотора
une.

Комиссия констатировала:

«Если, источник поступления окиси
углерода! (в том числе и выхлопные
газы) находится в закрытом помещении,
то концентрация окиси углерода в этом
помещении нарастает чрезвычайно бы-
стро, что может привести к наступле-
нию смерти даже в течение нескольких
‘минут (до 5— 10)».

Таким образом, материалы судебно-ме-
дицинокой экепертизы полностью подтвер-
дили полученные предварительным след-
ствием дайные о массовом эверском унич-
тожении органами гестано ‘советоких граж-
дан, содержавшихся пох стражей в Врас-
нодарском гестано, а также и других мир-
ных жителей, больных, как взрослых,
так и детей, находившихся на излечении
в Краснодарской больнице, Березанской
лечебной колонии и Краевой детской боль-
Вице.

Общее количество “Советских граждан,
удушенных пути применения  машин-
«душегубок», достигает 7.000 человек.

Обвинительное заключение также B3-
лагает установленные обстоятельства мас-
совых арестов и истязаний советских гра-
жлан в Ираснодарском гестапо. <

`В подвалах гестапо ежедневно произво-
дились избиения заключённых. Гестапов-
цы ‚зверски избивали. их пюмполами, нал-
ками и ногами, загоняля им под ногти
булавки и т, п. Мосле этих пыток аресто-
‘ванные сбрасывались в подвалы B beccos-
нательном состоянии и обезображенные до
неузнаваемости.

Особенно изошрялея в отношении истя-
заний арестованных шеф Краснодарского
гестапо полковник Криетман и врач гес-
тапо Герц. Свидетельница  Мирошникова,
солержавшаяся некоторое время в гестапо,
показала:

«За время моего пребывания в каме-
ре 1—1 Праснодарекого гестапо я была

в закрытое помеще-

противотанкового рва на территории совхоза № 1 в окрестностях г. Краснодара. Справа —~ извлечённые из ямы для судебно-медицинской экспертизы трупы детей,

‘вались перед самыми гнуспыми

умерщвлённых немцами окнсью углерода.

очевилпем, когда © допроса в камер?
стльно избитыми возвращались Брен-
нии Вера, Яценко Ирина, Григорьева

Груня в целый ряд других советских
девушек и женщин. По их рассвазам,
офицеры гестапо избивали их плетьми,
ногами, предварительно  раздев догола.
Некоторые из них при хопросе были
изнасилованы. Возвращаясь в камеру,
девушки были покрыты сплошными
кровоподтёками и струцпьями запекшен-
ся крови, некоторых из них в таком
состояний бросали в одиночки, где ли-
шали воды или выдавали сильно соле-
HYIO. BOLY>.

По показаниях  свидетельницы Гажим,
рз полвалов, где. содержались заключен-
ные, систематически доносились вопли ©
помощи. Нередко приходилось слышать,

как заключённые кричали: «Дайте гаоток_

воды или хотя бы кусочек хлеба. Умира-
ют дети!» ,

Перед своим. бегством из гор. Красно-
дара, вызванном наступлением Красной
Армин. гестаповцы осуществили новое чу-
довищное злодеяние.

10.1.1943 тг. зизние recramo было
подожжено отрядом «Зондеркоманды  ©С-
10-2», под руководством офицера Гана.
Быстро распространившееся пламя j 5
взрывы предварительно заложенных Мин
сделали невозможным спасение заживо то-
рящих заключённых. Из пламени улалось
ВЫбкочиТь только одному заключенному,
фамилия ^ которо осталась неизвестной,
так как он вскоре скончался в результате
перенесенных пыток и полученных при
пожаре ожогов. что подтверждаетея пока-
заниями свидетелей Рожновой, Добровой,
Гажик и обвиняемого Пушкарева,

В общей сложности, количество аре-
стованных советских граждан, погибших
мучительной смертью при поджоге ion
гестапо, достигает 300 человек. ° Некото-
рые из числа обгоревших трупов, .обнару-
женных потом в подвалах гестапо, носили
на себе следы чудовищных пыток и изде-
вательств. Так, например, среди этих тру-
пов был обнаружен труп неизвестного
мужчлны средних лет с отрубленными ру-
ками,

В своём зверском стремлении истребить
как можно больше советских граждан не-
мецко-фашистские бандиты не’ останавли-
провока-
циями. Tar, например, однажды населе-
нию города было об’явлено, что на Новом
базаре будут продаваться мясные отходы.
(требуха). Новерив в это об`явление, ^ го-
лодныю жители собрались в указанном
месте. Вместо мясных отходов туда прибы-
ла крытая машина с полицейскими и не-
мецкими солдатами, доставившая пеизвест:
ного краснофлотца, которого Тут же в
присутствии собравшихся повесили HA
столбе. В последний момент краспофлотен,
обратившись к плачущей толпе, закричал:

«Не плачьте! Палачи народа ответят
тысячами свойх жизней. Скоро наши
придут и за всё отомстят».

В другом случае населению города бы-
ло об’явлено немепким командованием, что
несколько тысяч пленных бойцов Kpac-
ной Армии, якобы, булут проведены через
город и что населению разрешено оказать
им помощь продовольствием. В связи. с
этим большое количество жителей гор.
Краснодара вышло навстречу, захватив с
собой подарки и продукты, но вместо .со-
ветеких военнопленных им навстречу быз
ли пущены автомашины с немецкими ра-
неными солдатами, причём тут же была
произведена фото- и кипос’бмка, которая,
по замыслу немецких провокаторов, дол-
жна была иллюстрировать «встречу», яко-
бы, устроенную советекими гражданами
немецким солдатам.

Подводя итоги ‘чудовищным злодеяниям..
установленным произведенным  расследо-
ванием, обвинительное заключение указы-
вает, что вею полноту ответственности за
зверства и злодеяния, учинбнные в пери-
од оккупации гор. Краснодара и Ираено-
Дарекого края, за пытки и излевательства,
за массовые расстрелы и истребление изу-
верскими методами путём удушения газа-

и в специально приспособленных маши-
ах, за сожжение и др. вилы умершвле-
ния ни в 96мм  неповинных — советеких
граждан, в том числе стариков, женщин
‚и детей, — несут руководители  разбой-
ничьего фашистского правительства Герма-
нии и немецкого командования, а в част-
ности, командующий 17 армией  генерад-
полковник Руоф, 3 также пепосредствен-
ные исполнители этих злодеяний:

Кристман —— ‘полковник, шеф Kpacno-
дафекоге гестапо

PaéGe — капитан, заместитель
гесташо и

Сальге — офицер гестапо ,
Сарго — офицер гестапо

mexpa

O-MCAUMHHCKOH экспертизы из

Фото Ф. Белослудцева (ТАСС), 5

Пашен — офипер гестапо
Босс — офипер гестапо

Винц — следователь гестапо
Ган — офицер гестапо
`Мюнстер Ганс — офицер гестапо
Мейер Эрих — офицер гестапо
«Герц’ — врач гестапо

Шустер — врач гестапо ae

Зйкс Якоб — сотрудник гестатю
Шертерлан — сотрудник гестапо.

Наряду © ними, обвиняются BO вх
этих зверствах ‘и заоденнилх привлечён
пые в качестве обвиняемых по настояще
му делу: Тищенко. В., Тучнов Г., Речка.
лов И., Ластовина М., Пушнарев Н., Ми,
сан Г., Напцон Ю,, Парамонов
томцев И., Павлов В., Иладов И.

Все они на предварительном следствит
признали себя виновными в прех’явлез
ных им обвинениях ий лали подробные по
казания о своей предательской деятельно
сти и соучаегии в зверствах немецко-фам
шистских оккупантов.

Всем обвиняемым пред’явлены обвине
ния по ст. 58- «а» и ст. 58-146»

рритории

Ум <.
ловпого Кодекса РСФСР, Дело caymanney у

продолжится несколько дней. 4
}

ГОРОД Н., 14 июля. Сегодня перед от
дом Военного Трибунала  Северо-Кавкал.
ского фронта предстала эжруппа измена
ков Родине, пособников врага, “активяыт
участников злодеяний  пемецко-фашист-
ских оккупантов на территории гор. Ёуа-
снодара и Краснодарского края.

В переполленном зале при
сотни трудящихся -— рабочие и служая
щие предприятий и учреждений горол  .
представители интеллигенини, = колхозние
ки, приехамние на процессе из станиц,
Миогие “из них лвляются живыми све
теллии кровавого шестимесячного хозяй-
ничанья немецко-фашистских извергов в
городах и станицах Кубави. У мном
из них гитлеровские оккупанты убили х
замучили родных и близких, разграбил
нажитое многолетним трудом имуществ,

лишили крова. ’.

Дело слушаетел в открытом судебном
заседании. Председательствует полковняк
юстиции тов. Н. Я. Майоров, члены Тр.
бунала — полковник юстиции тов. Г. К,
Захарьянц и майор юстиции тов. Н. WL
Костров, при секретаре  майоре юстиция
тов, Л. А. Гореве, Государственное обви-
нение поддерживает военный проку
генерал-майор юстиции тов, 4. И, Яче

‚нин. Samar по назначению суда а

вокаты т. т А: И, Наззревоний. В. Ц. Я5т-
пенко и С. №. Казпачеев. № yuactmo »
судебном следствии привлечена экоперти“ }
34 в составе главного  сулебно-медицин-
ского эксперта Наркомздрава” ООСР д-ра
В, И. Прозоровского, главного сулебие-
медицинского эксперта Наркомздрава POOCP
доцента В. М. Смольянинова, главного
судебио-медицинского эксперта Кран
Армии проф. М. И. Авдеева, консультан»
та московской  судебно-мелипинской ar
епертизы д-ра П. ©. Семеновскего х 61

дебного химика (С. М. Соколова, у

После краткого опроса подеухимых, у=
танавливлотщего их личиость, и убтанов“
ления свидетелей, явившихся в сулебно
заседание, председательствующий полков“
ник юстиции т. Майоров оглашает обвичи»
телькое заключение.

С напряженным вниманием слушают
присутствующие обвинительлое Bande
ние, вскрываючнее чудовищную картину
злодеяний мемецко-фаистских захвате
вов и их пособников — изменников Родяя
ны; Пытки, избиения и расстрелы в пода
валах гестапо, массовые отравления 6
ветских людей окисью углерода пря 14
мощи специально оборуловаяных авт
шии-«душегубок». Немецкие  извергя me
щадили никого, среди мпогих THOR
их жертв — мужчины и женщины, ст“
рики’ и подростки, грудные детя и бе
мощные больпые. Советский народ зна.
главных виновников этих  злолояний —-
обвинительное заключение называет м
фамилии. Это -— преступное . гитлеровек
правительство, командующий вемнахпатй:
немецкой армли генерал-полковник Pyoh
начальник красмоларского гестапо полков“.
ник Кристиан, неменкие офицеры Patties
Босс, (арго, Сальге, Ган, Эрих Мейер, Па
шен, Вини, Ганс Мюистер, тюремные apa
Герц и Шустер, переводчика тестато Якоб
Эйке и Шертерлам. Придет время, эти #3
верги предстанут перед судом и пол
мерой ответят за свои преступления, кам
сегодня несут ответ их пособники — omni
налцать презренных ^ изменитиков Родим
Вместе с немецкими палачами эти вые.
ки истязали и ‘мучили советских лю
вталкивали их в «лущегубки» — чу
ви ое порождение немецкого изуверству
сопровожхали машивы, в которых лю.
отравляли окисью. углерода, выбрасывали
их трупы из машин, зарывали в противо“
тапковый ров, участвовали в облавах №
карательных экопедициях,

В обвинитёльном заключении  фитуие
рует следующий  знаменательлый $25
когда на базарной площади Краснодара и
моцкие палачи вешали неизвестного кра
нофлотца, люди, которых гитлеровцы Owe
ном заманили смотреть на ary расправу
не выдержали и мачали плажать, — №.
плачьте! — успел крикнуть им краслофа
тец,-——<коро наши придут и за все отом

Сбылись эти слова! Справедливая жест
настигнет всех виновников злодеяний BO
иецко-фатистеких захватчиков, как 798.
настигла она тех, кто сеголня слит №
скамье подсудимых, не смел полиять г?
перед сотнями взоров, полных ненависти ®
презрения.

Tlocae. orxamomns обвинительного эмо
чения всё обвиняемые на вопрос пфедседа
теля суда заявили, что полиостью пры
знают, себя виновными,

{ТАСС

a ый’