и

Е
д
cA
0p

Dy

If
‚18
pth
ДК
of

rm
of

qe*
nt

Я

Rate

№ 32 (160)

Е ЕЕ

вы

ПРИКАЗ.
Верховного Главнокомандующего

Генерал-полковнику Попову
Генерал-полковнику Соколовскому >
Генералу армии Рокоссовскому
Генералу армии Ватутину
Генерал-полковнику Коневу —

Сегодня, 2 августа войска Брянского фронта при содействии с
флангов войск Западного и Центрального
сточенных боев овладели городом Орел.

Сегодня же войска Степного и Воронежского фронтов сломили
сопротивление противника и овладели городом Белгород.

Месяц тому назад, 5 июля немцы начали свое летнее наступление
из районов Орла и Белгорода, чтобы окружить и уничтожить наши
войска, находящиеся в Курском выступе, и занять Курск.

Отразив все попытки противника прорваться к Курску со стороны
Орла и Белгорода, наши войска сами перешли в наступление и 5
августа, ровно через месяц после начала июльского наступления немцев,

Смерть немецким оккупантам;

ТАМА COKOA

Газета Военно-воздушных сил Красной Армии (Орган Народного Комиссариата Обороны СССР)
р

БЕ ee

заняли Орел и Белгород. .

Пятница, 6 августа 1943 г.

фронтов в результате оже-

город.

\

ВЫХОДИТ ОДИН

Москва салютует
доблестным войскам,
Оосвободившим Орел и Белгород

Согласно приказу Верховного Главно-
командующего Маршала Советского Союза
товарища Сталина, вчера, 5 августа, сто-
лица нашей Родины — Мюсква салютова-
ла доблестных войскам Брянского фронта,
освободивииим при содействии с флангов
войск Западном ‘и Центрального фронтов
город Орел, и войскам Отепного и Веро-
нежского фронтов, освободившим город
Белгород.

из 120 орудий. Всего было дано 12 зал-
пов, производившихея через каждые 30
секунд в течение шести ь

(ТАСС).

СТОЛИЦА
В ЭТУ НОЧЬ

Сколько. сердец учащённо заби-

лось, когда знакомый голос дик-
тора сообщил, что сегодня будет
‘передано важное сообщение, Лю-
ди ждали, ждали радостного из-
вестия, потому что в это лето весь
советский народ ждет радостных
сообщений. Ещё и ещё раз дик-
тор предупреждает о предстоящей
передаче. И нарастает нетерпение.
И вот, наконец, вся страна услы-
шала слова приказа Верховного
Главнокомандующего: взят Орёл,
взят Белгород.

Ровно в 24 часа был дан первый залп.

5 августа в результате ожесточенных боев
наши войска овладели городами Орел и Бел-

* > * $

Слава доблестным воинам Красной Армии!
Слава их полководцам!

Е ee Е Е Е Е СЕ ВИН

ОТ (ОВЕТСКОГО НИФОРМЫЮРО
ОПЕРАТИВНАЯ СВОДКА ЗА 5 АВГУСТА

5 августа наши войсна, после ожесточённых уличных боёв, овладели городом
и железнодерожным узлом — ОРЕЛ. Северо-западнее, южнее’ и юго-западнее Орла
наши войска за день боёв заняли свыше 30 населённых пунктсв.

Того же 5 августа наши наступающие войска пооле упорных б0ёв овладели
городом БЕЛГОРОД.
В беях за освобождение Орла и Белгорода отличились войска renepan-

лейтенанта БАГРАМЯНА, генэрал-лейтенанта БЕЛОВА, генерал-лейтенанта ГОРБАТО-
ВА, генерал-лейтенанта КОЛПАКЧИ, генерал-лейтенанта РОМАНЕННО, . генграл-лейте-
нанта ПУХСВА, генерал-лейтенанта ГАЛАНИНА, генерал-лейтенанта РЫБАЛКО,
генерал-лейтенанта ЧИСТЯКОВА, генерал-лейтенанта ЖАДСОВА, генерал-майора
МАНАГАРОВА, генерал-лейтенанта КРЮЧЕНКИНА, генерал-лейтенанта ШУМИЛОЗА,
генерал-лейтенанта танковых войск КАТУКОВА, генерал-лейтенанта танновых войсч
РОТМИСТРОВА, генерал-лейтенанта танкозых войск БОГДАНОВА, авиачионные
соединения маршала авиации ГОЛОВАНОВА, генерал-лейтенанта авиации НАУМЕН-
КО, генерал-лейтенанта авиации РУЛЕНКО, генерал-лейтенанта авиации НРАССС-

СКСГО, генерал-лейтенанта авиации ГОРЮНОВА. ~

В Донбассе, в районе
бои местного значения.
На ЛЕНИНГРАДСКОМ фронте, в районах севернее и восточнее Мга — усилен-
ные поиски разведчиков,
В течение 4 августа наши войсна на всех
98 немецких таннов. В воздушных Geax u
168 самолётов противника.
о. о

ЮГО-ЗАПАДНЕЕ  ВОРОШИЛСВГРАДА, продолжались

фронтах подбили и уничтожили
огнем зенитной артиллерии сбито

Советские войска, в результате ожесто-   железнодорожные эшелоны, танковые и
чённых уличных боёв, овладели гооодэм  пехотные колонны противника. В резуль-
Орёл. Немцы построили укрепления на тате бомбардировки разбито несколько же-
улицах города, минировали и взрывали ла-   лезнодорожных составов. уничтожено и
ма, посадили автоматчиков В погреба, а  поврежлено большое число танков и 10
также на чердаки каменных зданий и ока-  150 автомашин противника.
зывали отчаянное сопротивление. Hamu a
бойцы, действуя штурмювыми группами.
квартал за кварталом очищали город от
противника. Сегодня немпы отброшеяы яз

Южнее Изюма немпы подтянули резер-
вы и в течение двух дней пытались вер-
нуть потерянные ими позиции. Наши ча-

Тем самым разоблачена легенда немцев о том, что будто бы совет-
ские войска не в состоянии вести летом успешное наступление.

В ознаменование одержанной победы 5, 129, 380 стрелковым диви-
звям, ворвавшимся первыми в город Орел и освободившим его, присво-
ить наименование „Орловских“ и впредь их именовать: 5 Орловская

. стрелковая дивизия, 129 Орловская стрелковая дивизия, 380 Орлов-
ская стрелковая дивизия.

89 Гвардейской и 305 стрелковым дивизиям, ворвавшимся пер-

- выми в город Белгород и освободившим его, присвоить наименование

‚Белгородских“ и впредь их именовать: 89 Гвардейская Белгородская
‚ стрелковая дивизия, 305 Белгородская стрелковая дивизия.

Сегодня, 5 августа в 24 часа столица нашей Родины-—Москва будет
салютовать нашим доблестным войскам, освободившим Орел и Белго-
род, двенадцатью артиллерийскими залпами из 120 орудий.

За отличные наступательные действия об‘являю благодарность
всем руководимым Вами войскам, участвовавшим в операциях по 0с-
вобождению Орла и Белгорода.

Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу нашей Родины.
Смерть немецким оккупантам!

Верховный Главнокомандующий

Ровно месяц прошел со дня, ко-
гда началось крупнейшее сражение
немецких войск с Красной Арми-
ей, когда на Орловско-Курском и
Белгородском направлениях гит-
леровцы пытались устроить на-
шим войскам немецкий Сталин-
град. Не вышло! Доблестная Крас-
ная Армия стойко отразила все
удары гитлеровцев, а затем сама
перешла в контрнаступление и
отбросила врага на десятки кило-
метров. Орёл и Белгород — снова
советские города.

12 часов ночи. Тёмное небо над
Москвой, озарённой лишь мерца-
нием звезд, вдруг осветилось яр-
кой вспышкой. Раздался’ громо-
вой залп. Это Москва привет-
ствует победителей артиллерий-
ским салютом. 12 залпов из 120
орудий. Эхо этого салюта отозва-
лось в миллионах сердец на фрон-
те и в тылу, у всех тех, в ком
бьётся горячее сердце, в ком те-
чёт горячая кровь советского
патриота. т

Радостно было в эти минуты в
столице. Здесь можно было на-
блюдать совсем необычное явле-
ние: из окон домов, на улицах
москвичи горячо аплодировали и
от всего сердца выкрикивали: «Да
здравствует Красная Армия’,
«Ура!». 4

Шумные приветствия советских

всех районов, и Орёл полностью освоож-
дён от немецко-фалпистских оккупантов.
Захвачены большие трофеи и много плеч-
НЫХ.

Северо-западнее Орл» советские чаетя
отбивали контратаки противника. B oae-
сточённых боях Н-ское соединение истре-
било свыше 1.000 гитлеровцев, уничть-
жило 16 немецких танков, 22 орудия и 8
транепортеров. Продвигаясь вперед, наши
бойцы захватили 6 складов боеприпасов.

Южнее и юго-западнее Орла наши всй-
ска продвинулись вперёд и заняли езыше
30 населённых пунктов. В боях за эти
населённые пункты уничтожено 809 ня-
мецких солдат и офицеров. Захвачены у
противника 12 танков, 19 орудий и склад
с горючим.

Наша ‘авиация бомбила и штурмовала
отступающие немецкие войска. Противпи-
ку нанесены тяжёлые потери в живой си-
л6 и технике. Дороги, подвергнутые удз-
рам Hale авиации, загромождены горя-
щими и разбитыми автомашинами, оруди-
ями и другой военной техникой  против-
ника.

В воздушных боях наши лётчики сбили
72 немецких самолёта.

%%+
*

’ Наши войска, после упорных боёв, ов-
ладети городом Белгород. В бою за город
уничтожено свыше 3.000 солдат и офи-
церов противника. Захвачены склады бое-
припасов и другие трофеи. На другом уча-
стке Н-ское танковое соединение перере-
зало важную коммуникацию противника.
Контратаки, предпринятые гитлеровцами,
быми отражены с болышими для них по-
терями. Но неполным данным, уничтожено
40 немецких танков и 5 самоходных ору-
дтй. Захвачены трофеи, в числе которых

сти отбили драдпать три контратаки тае-
ков и пехоты противника. В этих боях
истреблено не. менее полка немецкой
пехоты,  нодбито и уничтожено  боль-
‘пе число танков и орудий противника.
Советские лётчики взорвали 2 склада с
горючим и несколько склалов боеприпасов.
В воздушных боях сбито 11 немецких с4-
молётов. №

На Ленинградском фронте налти афтил-
леристы и миномётчики обстреливали ий -
ронительные сооружения и ближние тылы
противника. Артиллерийско-миномётным
огнём разрушено“ 29 немецких дзотов,
наблюдательных пункта, взорвано 2 ожла-
xa боеприпасов и подавлен огонь несколь-
ких артиллерийских батарей противняка.
Наши ‘лётчики в воздушных боях сбили
12 немецких самолётов.

#

Партизанский отряд, действующий в
одном из районов Ровенской области, 2$
июля внезапно атаковал гарнизон против-
ника, расположенный в крупном населён-
ном пункте. В завязавшемея бою боль-
шая часть неменкого гарнизона была
уничтожена. (ставиииеся в живых ` гитае-
ровцы разбежались. Убито 130 немецких
солдат и офицеров, бургомистр и Aa-
чальник жандармерии. Партизаны 062099-
min из тюрьмы 80 советских  граждая.
Захвачены трофеи: 3 пулемёта, 28 авто-
матов, более 100 винтовок, 13 рапио-
приемников, склад продовольствия,  эклад
обмундирования и обуви. Несколько wap-
тизанских отрядов, действующих В
Черниговской области, 26 июля вступи-
ли в бой с карательной экспелицией про-
тивника. В ожесточённой схватке парти-
заны уничтожили 106 венгерских солдат
и офицеров. Взяты пленные. Захвачено
5 пулемётов, 70 винтовок и автоматов,

5 августа 1943 г.

АВИАЦИЯ В БОЯХ ЗА ОРЕЛ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, Б августа.
(По телеграфу от наш. спец. корр.). Сегодня
мйска Красной Армии заняли город Opes.

оная роль в борьбе за эту твердыню
ненецкой обороны принадлежит нашим
‘давным лётчикам. В тяжёлыю дни 0борэ-
ВЫ, & ТаКЖО В дни нашего наступления с0-
Затская авиация на этом участке фроата

‚ безраздельно удерживала за собой господ-

0 в воздухе. Лётчики истребительной.
Штурмовой и бомбарлировочной авиации
ен в эти дни исключительную храб-

OClh, мужество и незаурядное  лётное
Узстерство. ee

Истребители пох руководством капитала
Мозолчина прикрывали наступающие вой-
(№. В это время к полю боя направлялась
тытая группа немецких бомбардировщи-
№ в сопровождении «ФВ-190». —Совет-
(ие лётчики, несмотря на то, что числен-
10 превосходство было на стороне против-
Вика, смело атаковали вражеские самолб-
ты. В завязавшемся воздупном сражении
они сбили 11 машин. Остальные немцы,
Потеряв надежду пробраться к нашим ия-
Зициям, ушли на свою территорию. В этим
бою лётчики Григорьев, Санченко и Ашеу-
108 сбили по два фашистских самолёта.

Плохая погода, не снижала боевой актив-
Н0ти советской авиации.  Истребителя,
Штурмовики, бомбардировщики всё так же
Успешно помогали нашим танкам и пехоте
Гротвигаться вперед.

В этот день шёл дождь. Видимость была
№ лее 2—3 киломегров при высоте об-
Зачности 400—600 метров. И. всё же над
Полем боя почти непрерывно находились
наши истребители. Маскируясь в облаках,
Оливочные вражеские бомбардировщики то
Я дело пытались пробиться к напким 00е-
ВЫМ порялкам, Советские истребители рз-
или не допустить их. Со своей задачей
вии справились успешно. Особенно отля-
ЧИЛись в тот день лётчики оскадрильй, ко
Topo командует тов. Драко. Он лично око-
10 чада находился нал полем боя. Отличяо
Митринимая по радио Romany © земли,
Танки наводил своих ведомых Н& Враже-
‘ие бомбардировщики,

Маршал Советского Союза И. СТАЛИН

В лни, когда борьба шла уже на под-
ступах к городу, особенно активно дейст-
вовали титурмовики. Громя с воздуха вра-
жескую технику и живую силу, они помо-
тали наземным войскам выбивать немцев
с промежуточных оборонительных рубежей.
Девятка штурмовиков Н-ской авиачасти в
один вылет уничтожила, 6 талков, 30 ав-
томашин и 75 всадников с лошадьми. Пря-
мым попаданием снарядов в машине каси-
тана Полухина отбило правый элерон, иро-
било маслобаж. вся правая плоскость была
изрешечена. И несмотря Ha ATO, Полухин
не ушёл с ноля боя до тех пор, пока не
расстрелял все боеприпасы.

Ройскам, наступавишим ма Орел с tora,
большую помошь оказали  Штурмовики
Ц-ской тварлейской части. При крайне не-
благоприятных метеорологических услови-
ях гвардейцы действовали массированно по
переднему краю Фамистеких войск.

Восьмёрка «Ильюшин-2», ведомая гвар-
дии старшим лейтенантом Михайленковым,
встретила на пути сплошные дождевые 05-
лака. На высоте. 100—150 метров, перед-
ко снижалсь до бреющего полёта, штур-
мовики пробились к заданной цели и, поя-
ризшись внезапно над противником, с900-
сили бомбы. Не ограличиваясь этим,  Ми-
хайленков сделал ещё две атаки, оостреляв
из пушек и пулемётов войска противника,
державигие оборону в овраге около дерев-
ни. Вслед за Михайленковым эту же цель
бомбили другие прупиы.

Шестёрки, ведомые Волчиным и Черезо-
вым, слелали восемь атак по колоннам нем-
пев. скопивитимся около переправы. Свъице
20 костров залылало на земле. Гореля
танки, автомаяшины, взрывались повозки с

припасами. .
ON anes итурмовиков в борьбе за Орёл
говорит письмо, полученное на-днях Н-ской
пиурмовой авиачастью. Письмо aro 0ы40
адресовано лётчикам подразделении Бомаро-
ва и Кружкова. Вот что писали пехотинцы

мовикам:
pal) Pr вам с передовой боевой привет
я желаем успеха в работе. Примите вахту
большую благодарность лётчикам-штурмо-

людей своей армии в сочетании с
орудийными залпами звучали, как
мощная симфония торжества и
победы.

Слава нашим солдатам и офице-
рам, одержавшим новую блестя-
цую победу! Слава Верховному
Главнокомандующему и советским
генералам!

Вечная память нашим героям,
павшим на поле боя в борьбе. за
честь о и независимость нашей
родины! i

викам, действующим к югу от Орла. Дело
былю так: наше подразделение наступало,
бойцы по пятам преследовали гитлеровцев.
Чтобы спаети положение, ‘фашисты броеи-
ли в контратаку 18 танков. Но здесь
появились наши  соколы-штгурмовики. И
задали же они Ффрицам жару! 8 танков
подожгли, а остальных обратили в бегст-
во. Контралаза врага была сорвана.
На завтра наши лётчики снова целый
день бомбили боевыю порядия немпев. Мы
ети всё это своими глазами. Прекрасно
али пгурмовики. Большое спасибо
вам, товарищи лётчики, за помощь с воз-
духа, & мы с земли будем крушить. нем-
фуру. С боевым приветом

Вчера опубликовано сообщение Чрезвы-
чайной Государственной Комиссии o 310-
деяниях немецко-фашистевких оккупантов в
Отавропольском крае.

Только стиснув зубы и сдерживая ды-
хание, можно найти в себе силу прочи-

Старший сержант Елочкин, сержант
С тать до конца этот вопиющий о мести до-
А. красноармейцы Запорожец, кумент, изобличающий н бе В.

действа немецких палачей,

Есть ли предел подлости и разбою нем-
цев на захваченной ими советской зем-
ле? Есть ли мера наказания за вопию-
щие злодеяния проклятых палачей?

Мы читаем о могилах в Отавропольском
крае и знаем, что это лишь частица
тэго не виданного в истории человечества
зла, которое чинят немцы.

В сердцах у нас немеркнущим  пламе-
нем горит священный призыв к мести за
сотни тысяч юных немцами совет-
ских людей. Нет успокоения чам, пока
‘сапог немецкого изверга топчет родную
землю, пока не отомшены зверски загуб-
ленные жертвы пемецко-фапистских раз-
‘бойников.
  Красная Армия в жестеких и славных
боях уничтожает немецкие полчища, 0с-
‘зобождает советекую землю, очящает её
т неменко-фашистской погани.

` Ралостная весть о занятаи нашими
войсками Орла и Белгорода воодушевляет
миллионы налтих воинов, трудящихся в
тылу, мужестиенных партизан на новые
TIOURETH во имя победы родиты. Эта весть
‘вселяет уверенность в измученных совет-
ских людей, томящихся в немецкой нево-
ле, в скором избавлении от немецкого’ ига.
В битво за Орёл, в жарких июльских и ав-

Ночью на, смену штурмовикам приходили
легкомоторные бомбардировщики «У-2». В
течение короткой летней ночи «малыши»,
Kak WX ласково называют напги пехотинцы,
успевали сделать по пяти боевых вылетов.
Пожалуй, трудно подыскать более эффек-
тивное средство ночного изматывания про-
тизника, чем методическое воздействие мел-
кими бомбами на ого войска.

Отрадно, что немецкая авиация, не хо-
бившись Успеха в первые дни нашего на-
ступления, заметно снизила с80ю актив-
ность. Некоторое время назад немцы пы-
тались действовать ночью. Но вот уже не-
сколько суток  фашпистекие самолёты не
появляются в нашем ближнем тылу даже в
ночные часы. Оказывается здесь и плохая
погода. Но глазная причина — 910 невос-
полнимые потери, которые советокая авид-
ция нанесла немцам в последнее время.
Иленные лётчики показывают, что
зородромы, расположенные вблизи Орла,
в отдельные ини не возвращалось € зада-
ния по 40—60 самолётов.

Окрылённые устехами, сталинские с0-
колы на всех участках нашего фронта
наращивают свои удары по врагу. Удержи-
вая за `с0бой господство в воздухе, они и
в дальнейшем ‘будут оказывать надёжную

поддержку. нашим наступающим войскам. густовоких боях славно и героически сра-”} Мы твёрдо верим в свои силы, в свою

17 танков и 4 самоходных орудия. Наши
части захватили также всю материаль-
ную часть двух артиллерийских полков
противника.

В воздутных боях в течение дня сбито
66 мемецких самолётов.

300 гранат, 25 тысяч патронов и другие
трофеи. 2%

В связи с большими потерями полвод-
ного флота протявника экипажи немецких
подводных лодок. базирующихся в Норве-
ek гии, всячески уклоняются от выполнения
+ боевых заданий. Некоторые экипажи

В Донбассе, в районе юго-запалнее Ро-  умышленно ломают приборы, материаль-
рошилювграда, наши войска вели бои ме- ную часть и выводят лолки из строя. В
стного значения. Утром, после сильной ар-  Тронхейме одной подволной лодке прячи-в
тиллерийской подготовки, части Н-ского   нены настолько серьёзные повреждения,
соединения атаковали позипии противни-   что она затонула. Близ Ставангера коман-
ка и заняли первую линию немецких тран-   да одной подводной лодки отказалась
шей. Уничтожено 6 немецких танков и до  выйти в море. Экипаж вместе с команли-
400 гитлеровцев. Наши лётчики бомбили   гом арестованы.

_МСТИ ФАШИСТСКИМ ПАЛАЧАМ!

победу. Мы идём в ней сквозь огонь и
смерть, и сообщение о немецких зверствах
в городах Ставропольщины, в  городах-
здравницах советской страны, превралиен-
ных немцами в клайбиша, наполнит налги
сердца стремлением к ещё более суровой
мести поллым палачам.

Славные сталинские соколы с глубокой

жалась ваша авиащия. Окрылённая месть
грозой низвергается на змеиные гнёзда
гитлеровских бандитов.

Нет! Никакими злодеяниями, как бы
лики и страшны они ни были, не поко-
рить и ше запугать гитлеровцам советских
людей. Стойкость наших патриотов поис-
тине непоколебима, & поплые обер-бантяты

и зондерпалачи не уйдут от карающей   ненавистью к врагу, в ответ на злодеяния
рукн возмездия. и бесчинства гитлеровских головорезов
Недавно советский народ судил п0с0б-  умножат силу смертельных  уларов и

ников гитлеровцев, шайку предателей в
Краснодаре, но нелалёк день, когла на
скамью подеудимых сядут сам главный
влохновитель обер-палачей — берлинский
маниак ефрейтор Гитлер и его высокопо-

своими боевыми делами ускорят час окон-
чательного разгрома гихлеровской Германии.

Настанет час, когда на скамьях позора
в мрачной галерее палачей и убийц, вы-
пестеванных Гитлером, мы увидим перед

ставленные заплечных дел мастера. лицом судей влохнюзителей ставрополь-
Покз не пришёл этот день, пока CY-  ской трагедии, бандитов-генералов Макен-
ществуют ещё наскреббнные — тотальной   зона и Шлубенрауха, дипломированного

мобилизацией дивизии, гитлеровская свора
палачей и убийц с пресловутой немецкой
последовательностью ухищряется в звер-
ских с1юсобах умерщвления и уничтоже-
ния советских людей. На-днях «Правда»
опубликовала чудовищный по своему со-
держанию докуменг, повергший все пи-
вилизованное человечество в глубочайшее
негодование. — Это приказ немецкого
командования о клейменли советских воен-
нопленных. С немецкой точностью изла-
тается сп0с0б клеймения. Гитлеровские
палачи возродили дикие обычаи и нравы
мрачной рабовладельческой эпохи. ГРаска-
ленным железом клеймя людей, someppas-
бойники пытаются унизить достоинство
советского человека. Такое варварство не
имеет примера в ‘истории войн за послед-
ние столетия. oe }

головореза зондерфюрера Витте и лругих
их сподвижников, повинных в злодейском
умершвлении тысяч советских людей. в
тородах Ставрополе, Кисловодске, Eccen-
туках, Георгиевске, Минеральных Водах и
других городах Ставропольского края.

Настанет чае, когда человечество с ©о-
хроганием будет рассматривать выстав-
ленную как вешественное доказательство
в зале суща страшную гитлеровекую «ду-
шогубку», изготовленную в логове фати-
стских бандитов —— в Берлине.

День возмездия близок! Взятие Орла и
Белгорода является преллворием к нему.
Полный разгром гитлеровской Герма-
нии положит конец  разбойничьим делам
гитлеровцев на захваченных ими землях.

Месть и смерть гитлеровским палачам!