a

ee ee

Obi

=

Ш
д

=

OY
Oi

НЫ
ИК
th

=

УЗ
ills
т

Bo
He
[ЕТ

Wy

It

it

= =

ay
fi

iat
ii
ph

{8

` полка на пи фронт совпал с началом ап-

ee ee he nee eee

/ историческом значении Ленинграда, его ге-

\,

б августа 1943 г.. № 32 (160).

Опыт работы
майора Семенина

Праход Н-ском истребительного авла-

рить о своих ошибках, имевших место
первых боях.

Вло не знает на Леняиградеком фронта
Героев Советского Союза Пилютова, Пок-
рышевз и Литаврина, славных советских
асов? Опи сражаются на том же участке,
что и лётчики Н-екого полка. Их боевой
опыт — серьёзное подспорье для молодых.
Используя перерывы междуе боями, майор
Сембнин организовал ряд бесед на тему
0 мастерстве. ленинградских асов. Попутно
были проведены обстоятельные занятия на
темы: «Боевой путь лётчиков Ленинград-
ского фронта» и «Воздушная обстановка
пох Ленинградом».

Полк получил новую серьёзную задачу:
прикрывать действия штурмовиков. Это
был совершенно новый вид боевой работы
для летчиков-истребителей. Майор Семё-
HU посоветовалел с командиром полка, и
было решено провести встречу 60. штурмо-
виками. Встреча эта много даль лётчикам.
Штурмовики рассказали истребителям, ка-
кие трудности всеречаются при сопровож-
девии, и обратили внимание на тактиче-
ские приёмы и уловыи немецких истреби-
телей и зенитчиков в борьбе с самолётами
«Ильюшин-2», }

Одно ‘из понтральных мест в партийно-
политической работе полка занимает вос-
питание наступательного духа и офицер-
ской чести. Здесь огромное значение имеет
личный прямер командования. 9т0 пре.
красно понимает майор Семёнин. Он летает
на задания и показывает‘ образен отлично-
го выполнения боевого приказа. Таж, на.
давно, во время сопровождения штурмови-
ков, Сембёнин сбил «М-109». Такой же
боевой работы он требует и от лартийных
руководителей эскалрилий, от всех лётчя-
ков. Нарторг эскадрильи Тупюев, проявляя
в бою дерзость и мастерство, за, несколько
дней сбил лва вражеских бомбардирювщика

Летчик Матвиенко, охваченный боевым
азартом, стал отрываться от «Ильющиных»
и штурмовать попутные цели. При отраже-
нии атак немепких истребителей Матвиен-
ко увлекался боем и забывал об основяой
задаче — прикрытии  пггурмовиков. Это
было чревало серьёзными последствиями.
Тогда Сембнин лично занялся лётчиком
Матвиенко. Под влиянием политработника и
нри его помощи Матвиенко в последую-
щих полётах держал своё место в боевом
порядке, тактически грамотно вёл бой 6
противеиком.

В первых боях имели место случаи, ког-
да пекоторые ведомые отрывались от своях
ведущих, нарушали строй пар — основу
боевого порядка. — Партийно-полилический
аппарат немедленно реагировал на это. Не
ограничиваясь разборами, проводимыми по
плановой таблине, Сембнин организовал в
эскахрильях ряд бесед на темы: «Роль ве-
домого в групповом воздуптном 60ю», «Зна-
чение выручки в воздушном 60ю», «Ведо-
мый —- «щит» героя».

Нацелив партийную организацию на
борьбу с этими недостатками, Семёнин по-
мог командиру полка добиться повышения

з
тивных боевых действий, что накладывало
а работников партийно-политического al-
парата особую ответствеаиость.

9т правильно учёл заместитель коман-
пра полка по политической части майор
(емёнин. Прежде всего. он постазил вопрос:
’ так будут вести себя в 6010 молодые лёт-
Чики, ещё пи разу пе ветречавинеся с
врогох? Милоты Репкин, Резвый, Горбунов
п Веселов известны в`полку только по
учебных полётам. Правла, они показали
лезауряжные успехи в лётной подготовЕб.
Но сейчас предстояли дела более серьёз-
ные, чем обычпый полёт. Каждый лётчик
должен был ратчыми делами хоказать свою
верность воинскому долгу» присяге, по-
меять 38 честь полка.

По этому вопросу майор Семёнии спепи-
ально собрал парторгов эскалрилий и вме-
ore. ¢ пими наметил мероприятия, которые
олжны были помочь выполнению боевых
Balad, стоящих перед полком,

— Каждый nam лётчик и техник дол-
ден гордиться выпавшей на его долю че-
стью — защищать в воздуха великий’ го.
pox Ленина! i
Эюй мыслью была пронизана вся поли-
тяческая работа. Это стало лозунгом дня.

В полк был приглашен лектор. Оч pac-
сказал возлушным бойцам о всемиряо-

роических традициях, роли, которая’ при-
надлежит городу Ленина в великой отече-
ствонной войне.

Затем группз лучитих агитаторов полка
атиравилась в Город, осмотрела исторяче-
RHO места, увидела разрушения, которые
причинили Ленинграду немцы, Поездка 24-
Ja атитаторам чрезвычайно много зл000-
дневного фактического материала. 000 всём
BRIGHHOM они просто и горячо рассказали
летчикам и техникам,

Механики Громов и Нешпанов оказались
уроженцами Ленинграда. По  задатию
хомандования, оти провели беседы с лётчи-
ками и техниками о своём родном городе.

Но к на этом майор Семёнин не успоко-
ллея. Каждый лётчик, техник должен знать
терсх, который будет запитать, не только
To рассказам агитаторов. И Сембнил opra-
низует для лётчиков и техников экскуреяю
в Допинграл. Молодые воздушные бойцы
сволуи глазами увидели город, за который
ли предстояло итти в бой,

Провелениая згитадионио-пропагандист-
ская работа должна была укрепить насту-
пательный порыв. Судя по итогам первого
воушного боя, цель была достигнута:
личики полка за олин день сбили 12 ве-
мецких самолётов. В этом бою отлячились
летчики Тальков, Дворник, Репкин; Беж-
KO H Ip.

_ Как только, стали известны noxpobocra
боя, проведенного на высоте 7 тысят мет-
pos, Cement решил довести 0б этом до
сведения всех лётчиков. В эскадрильях вы-
шля боевые листки, подробно рассказываз-

шие 0 том, как герои полк» в жестоком
бою выполнили свой воинский долг, как
высоко держали они честь советоких офя-
repos. Материалы боевых листков прЯзы-
вали сражаться за Ленинград так, ках те-
рон-лётчики Ташлыков, Дворник, Репкин и
Benno, Яёгчики коммунисты,  ‘участвики
это бол, по задамию парторгов вокадри-
лий, рассказали всем лбтчивам 0 том, как
оня добились победы.

Ко командир полка и е% заместитель
; № политической части отчётливо понима-
ЛИ, ЧТО Этот успех ещб не является свиде-
тельством боевой зрелости лётчиков. Иу
Надо неутомимо совершенствовать 6808 о!-
Неве и лётно-тактическое мастерство, лэ-
луче, поглубже изучать опыт ods.

Прошли ` первыю yea дня боевой
работы,  созвали совещание лётчиков.
Татльков, Дворник, Penman высту-

пили ‹ детальным анализом  проведон-
ных ими 606в, рассказали 0 тактических
приёмах, которые принесли им успех. Вме-
16 с том лётчики не постыдились гово-

Налю подралделение, действовавтее на
овом из участков Белгородского направле-
вия, налиная в 5 июля, ежедневно на-
носило удары исключительно по танкам
врага. 3% это время накоплен  значитель-
вый опыт, дающий основание для некото-
рых выводов.
< Опыт последних бобв показал, что э4-
фехтивность ударов авиации по танкам во
MAOTOM SABHCHT от правильного взаимодей-
ствия истребителей и штурмовиков.  Oco-
бенно велико было значение такого взаи-
модействия злесь, на Белгородском направ-
чении, где приходилось работать в чрез-
вычайно трудных условиях. Не было тако-
о вылета штурмовиков, Korda они пе
встретили бы яростных атак истребителей
% momo завесы огня ЗА, танков и
прупивотанковых орудий,

№6 создавая спепиального авиационного
прикрытия, прикованного только к танкам,

немны запищали их с возлухь методом
свободной «охоты». Усиленные патрули
истребителей группами до 20 самолётов

барражировали нал полем боя. Как только
показывались «Ильюшина»,
истребили немедленно по - сбответетвую-
Щему сигналу появлялись в угрожаюмом
Районе. Часто этот сигнал по радио пере-
зал спедиальный офицер, нахолившяйся
Hal полем боя на «Фокке-Вульф-189» иля
«Хентело-126».

Отуечено и такое новшество: над перед-
НЕМ краем барражировала пара «Ме-109»;
за\етив приближение «НА’ов», она выих-
бала цветные ракеты, предупреждая этим
06 опасности танкистов и в 10 же время
ВыЗывал новые грутины истребителей. Ввя-
ду того, что бои развёртыталиеь па узком
Учаетко фота, противник, применяя та-
ВОЙ метод, имел возможность экономить си-
лы, высылая на рероятные курсы выхода
«АТов» всего лить 2—3 пары истреби:
телей, которые затем по ралио быстро вы-
зывали поткоепление в любой пункт.

Для борьбы го штуруовиками и прякры-
BONEN их истребителями немцы высы-
аали, как правило, комбивированные груп-
пы, которые состояли на 25 mpm. m3. ca-
Колю в типа «ФВ-190» и ва 75 проп. —
8 «е-1095. Это ne случайная комбинз-
lua. «©В-190», как известно, не обладает

вражеские  .

эффективности боевой работы. Только 33
три недели летчики полка уничтожили 50
вражеских самолётов, потеряв при этом
лишь 5 своих. Большая часть побед одер-
жана лётчикамн кохмуниотами,  которыю
играмот в боях подлинно авантардную роль.
Tar, лётчик коммунист Костиков сбил
в воздушных боях 6 немецких самолётов.
Матвиенко — 5, Ташлыков — $, Двор-
ник — 3, Тушев — 3.

В системе партийно-политической рабо-
ты тепюрь значительно, повысились роль и
ответственность парторга полка и эскад-
рильи. Стало быть, заместитель командира
по политчасти обязан уделять больше вня-
мания молодых партийным › работникам,
нелавно пришедитям 5 руководству. Именно
так поступают Семёнин.

Разумеется, у Семёнина еще не всё
идет гладко, но первые шаги пе тшути ожи-
вления партийно-политической работы вер-
ны. Партийная организация полка стано-
вится подлинным помощником комаялира.

Полновник Д. ШАНШАШВИЛИ.

особой  маневренноетью, но располагают
больпюй скоростью и мощным вооружени-
ем. Эти качества и использовали немцы
для нападения на «Ильюшин-2». Скрыт-
но заняв позицию со стороны солнца, «ФВ»
на малой высоте выжидали момент выхила
«ИЛ’ов» из атаки, когда рассыпается их
строй. Вот тогда-то и появлялся «ФВ».
Проскочив на большой скорости, он откры-
вал огонь из пушек, стремясь с первой же
атаки поразить штурмовика снизу. В то же
время «Мессершмитты»,  пользуявь своей
маневренностью, ввязывались в бой с на-
ими истребителями Ha высоте.

Bee эти ‘новые особенности  тактикя
противлика, & также воалушной я назем-
ной обстановки мы учитывали при органи-
зации взаимодействия пгтурмовиков и ис-
требителей.

Как известно, танки — цель подвижная,

тшательно маскируемая. Вот почему боевой
деть штурмовой авиации мы начанали с
разведки, которая затем продолжалась и
велакь в течение всего дня в процессе
боегых действий.
В первые дни наступления немцев MBI
действовали по танкам мелкими группамя
в течение нескольких час08. HO BoKODEe
убедились, что это неэффективное распыле-
ние сил. Удары по крупным танковым
группам должны быть  массированными.
Ориюзременный налёт большого Числа са-
молётов выгоден ещё и потому, что при
этом легче подавить всю систему ПВО про-
тивника. Злесь имеется ряд опробованных
метолов взаимодействия.

Учитывая, что
танки общим авиационным патрулём нат
полем боя, действующим по принцицу сво-
болной «охоты», можно пользовалься мето-
лом предварительного очищения неба от
барражирующих истребителей врага eile Jo
появления штурмовиков над танками. По-
скольку &ИЛТы» атакуют танки волнамя,
истребитеди остаются в районе term 4a
разных высотах до Тех пор, пока титуруо-
вики не закончат работу. Rpome Toro, ame-

се 60  штурмовиками идёт небольшая
группа истребителей  непосредственного
прикрытия. На случай преследованля нем-

пами возврапающихся «ИТов» назначают-
ся специальный рубеж отоочения.

é

PRL ODP AL DP,

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ И ШТУРМОВИКОВ В БОРЬБЕ С ТАНКАМИ

противник прикрывает

С

тАЛИНСКИЙ СОКОЛ

«Гибель немецкого аса» -— картина художника А. Дейнека.

(0 выставки живописных
итейся в залах Третьяковской

МАСТЕРА СКОРОСТНОГО РЕМОНТА.

Это было в дни напряжённых воздуш-
вых бо6в на Белгородском направлении.
На горизонте показалась труппа наших
истребителей, возвращавитихся с задания.
И с земли сразу заметили: машина, на’
которой виден номер 92, подбита. Все зна*
ли, что это машина Героя Советского Сою-
за Китаева. Люди, стоявшие на земле,
затаив дыхание, следили за его посадкой.

Самолёт номер 92 был изуродован вра-
жескими снарядами, и едва Китаев ето
посадил, к нему бросилась группа людей.
Это была бригада техников, механиков и
столяров ПАРМ, где начальником инже-
нер-капитан Гаврилов. \

ПАРМ находится за десятки‘ километров
от линии фронта. Но одна из ее бригад
во главе с Сорокиным с рассвета до тем-
на дежурит на передовом полевом аэро-
дроме. Она первой встречает самолёты
твардейцев-истребителей, вернувшиеся из
боя, Вот и сейчас Сорокин быстро прики-
дывает в уме об’ем работы. Машина силь-
но искалечена. Разбито обтекание центро-

плана, пробиты плоскости и бемзобаки.
Мастера скоростного ремонта  немното-
словны:

— Будет сделано. Не отойдем от само-
лёта, пока не отремонтируем:

На руках Вкатили машину в капонир
и сейчас же начали работать. 52 часа 063
перерыва, He смыкая глаз, не отходя от
самолёта, восстанавливала машину брига-
ла Сорокина.  Сюда, к самолёту, им прино-
сили еду. По ночам, когда в тбмном небе
над аэродромом мужжали немецкие caMo-
лёты, Сорокин и его товарищи подводили
машину под брезентовую палатку и про-
должали работу ‚при свете фонарей. И:
когда на третьи сутки машину испытал
ближайший друг Китаева — Герой Совет-
ского Союза Новиков, он дал высокую
оценку работе бригады Сорокина.

Отнако этот метод очищения в налтих
конкретных условиях не дал ожидаемых
результатов. Истребители, высылаемые для
«охоты», не чувствовали ответственности
перед штурмовиками в такой мере, в Ka-
кой чувствуют лётчики-истребители непо-
средственного сопровождения. Были слу-
чаи, когда истребители «выметали» немцев
на там, где концентрировались главные их
палрули, в результате чего «Ильющин-2»,
пояривиРись над танками, несмотря на
претварительное очищение неба, BCE Ae
встречали большие группы вражеских ис-
требителей.

Вот почему мы целиком перешли на мё-
тох усиленного непосредственного прикры-
тия. Более того, если в первые дни оие-
рании мы, посылая эшелон  штурмовикоз,
х примеру, из пяти трупп, идущих ‘На ди-
станции зрительной связи, давали им: одно
общее прикрытие, надеясь, что первую
группу «ИТов» булет защищать вторая,
вторую —— третья и т. д., 1 впослед-
ствии мы и от этого отказались. Чем это
было вызвано? Дело в том, что любая из
этих групи, заметив скопление танков или
уклоняясь от неожиданно выросшей перед
ней завесой зенитного огня, могла OTBCD-
нуть в сторону и оказаться беззапитной.
Поэтому мы решили ввести, кроме общего
прикрытия «ИЛ’ов» («шапка» спереди и
ещё более усиленная -— сзади), непосред-
ственное сопрозождение Kamo группы.
Пусть это будут одна-две пары, но тажая
непосредственная  зацита обязательна.

Исходя из особенностей немецкой запи-
ты танков в воздуха (комбинированные
действия «ФВ-190» внизу и «№-109>
наверху), мы разработали свой контруз-
невр: орна-две пары истребителей, невзи-
рая На огонь 3А, вместе со иттурмовиками
спускались до бреющего, чтобы отсечь
«ФВ», Некоторые, наиболее опытные пет»
чики спускались лаже ниже «LT oa,
чтобы Ha фоне неба лучше были видаы
«Фокке-Вульфы». Это опасный маневр,
HO его пришлось применить, Tak Kak
«ФВ» = активно атаковали  «ИТов»
снизу, особенно при низкой облачности.

Известно, что немецкие истребители, з4-
щищая таней от советских штурмовиков, В

и скульптурных работ 6 художников, недавно открыв-
галереи).

д

Хх

В напряжённые дни боёв на Белтороя-
ском направлении много таких самолетов,
как машина Китаева, ПАРМ` вернула к
жизни. Успех дела решала хорошая орга-
низация работы.

Впервые в этой ПАРМ решили пост-
роить всю работу по своеобразной конвей-
ерной системе. Каждая бригада имеет за-
креплбнные аа ней самолёты, которые ре-
монтируются по конвейеру. Заранее пла-
Hupyetcn o6 6M работы бригады, подбира-
ются необходимые запасные части. Как
только бригада приступает к ремонту, она
сразу же получает нужный ей комплект
запчастей. { `

Гордость ПАРМ — отделение, тде вы-
правляют погнутые металлические винты.
Бывший московский токарь ефрейтор Гла-
пышев демонстрировал нам сделанный
руками бойцов и командиров двухчервяч-
ный пресс. Он даёт возможность править
винты даже лучше, чем в стационарных
мастерских. Работающие у пресса Гла-
дышев. и Рублев быстро. освоили новую
технику. Сейчас они выправляют винт за
30—82 часа, вместо 60 по норме. Весть об
этом дошла до соседних мастерских; В
начальнику ПАРМ инженер-капитану Газв-
рилову обратились за помощью.

Несколько дней Гладышев обучал
красноармейца Кужеля из соседней ПАРМ
искусству правки винтов. Сейчас с этой
работой справляются и соседи.

„Почти каждый день из ПАРМ на
фронт уходит возврашенный к боевой
жизни самолёт. Так небольшой коллектив
механиков, слесарей, столяров вкладывает
свою лепту в борьбу гвардейцев-истреби-
телей против ненавистного врага,

БЕЛГОРОДСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
(Ст нат. с0б. корр.).

первую очередь стремятся сковаль прикры-
тие. Заранее предусматривая это, мы вы-
деляли пару «ИЛ’ов», которая шла с пре-
вышением над основной группой и, в слу-
Чав сковывания наших истребителей, бра-
ла прикрытие всей группы на себя, RelA
активный бой. Естественно, что такую за-
дачу мы поручали лишь отличным штур-
мовикам.

В связи с чрезвычайно сильной заттятой
немецких танков зенитками мы для их
полавления вылеляли снециальные группы
«Hos». Жак правило, это сзади идущие
машины, которым удобнее всех наблюдать
за огнём 3A. Если нал пелью нет враже-
ской авиалий, To «ИЛ’ам» помогают иет-
ребители. В отдельных случаях для подав-
ления ЗА целесообразно высылать вперёд
пару-четвёрку истребителей.

Советским штурмовикам, действовавшим
в эти дни по танкам, довелось выдержать
десятки малых и больших воздушных 00-
вв, успех которых во многом зависел от
правильного взаимодействия истребителей
и штурмовлков, от умения , истребителей
искусным  маневром пар сковать наиболь-
шие силы противника OT компактностя
строя самих «ИТов». Отлично показали се-
бя воздупгные стрелки, сбивиие за две не-
дели до №5 вражеских самолётов. Много
новых приёмов борьбы в воздухе вырабо-
тали летчики. Вот’ олян из них: вели
«Фокке-Вульф-190» нападает спереди, то
«ИЛ» обстреливает его пушками е неболь-
шими ловоротами; если me напацение про-

` изводитея сзали, то штурмовик уклонлетея

от трассы огня на 10—15°, а когла немец
проскакивает вперёд, открывает огонь из
пушек и пулемётов. Именно этим приёмом
советский летчик Лебелкин сбил немецкого
26а, взятого нами в плен.

Совертенствуя матолы  вааимолействия
истребительной и штурмовой авизпии, мы
лобъёмся того, что налзии удары по танкам
врага станут 218 более эффективными, &
наши потери —— минлмальными,

Герой Советсного Союза полновник

А. ВИТРУК.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

KE

Выхол в свет третьего издания книги
товарища Сталина «О Великой  отече-
ственной войне Советского Союза» —
крупнейшее событие в идейно-политиче-
ской жизни нашей страны. Этё книга
даёт нам научно обоснованную теорию
современной войны и ясную боевую про-
грамму действий советского народа и
Красной Армии на весь период борьбы с
гитлеровскими оккупантами, Книга встре-
чена офицерами и бойцами Красной Ар-
мии с огромным интересом. Она стала
настольным пособием каждого офицера,
партийного и комсомольского работника,
уаждого агитатора,

Книга товарища Сталина разослана в
части нашего соединения в достаточном
количестве. С её появлением  идейно-по-
литическая работа приобрела у нае 60-
лее глубокое содержание. Для того что-
бы офицеры и бойцы могли эффективно
использовать богатейший материал книги
для расширения своего военно-политиче-
ского кругозора и повседневного руковод-
ства в боевой работе, мы стараемся,
чтобы OHM систематически, в историче-
ской последовательности, углублённо изу-
чали все документы, еобранные в ста-
линском труде.

Политорганы и партийные организаций
частей нашего соединения проводят кон-

сультации, организуют коллективные
читки, беседы и лекции 10 отдельным
документам, вошедшим в кигу «

Великой отечественной войне Совелского

(ююза». Учёба  проволится в основном
двумя . методами: индивидуально и в
грутитах.

В тварлейском  истребителыьном полку
вопр 00 изучении KEM товарищь
Сталина  обсуждалея на партийном
собрании, Товарищи етинодущно заяви-
ли, что эта книга должна быть положе-
на в основу вой воспитательной, агита-
ционной и пропагандистской работы. Соб-
рание наметило практические меры, ко-
торые уже реализуются. Организованы
коллективные читки и беседы по отдель-
ным документам, помещённым в книге
торарища Сталина. Сейчас готовится т90-
варитщеское собеседованио по речи товарища
Сталина от 3 июля 1941 года.

Офяцеры-гвардейцы изучают книгу с4-
мостоятельно. Особую активность прояв-
ляют лётчики тт. Белоусов, Даубе, Жу-
равлев. Работая нал книтой, они состав-
ляют конопекты. Партийное бюро выде-
лило консультантов в помощь  товари-

Земля `дрожала от гула орудий. Где-то
недалеко полыхало зарево и над зелёным
лутом подымался столб дыма. На околицу
высыпало всё сёло. Женщины, подняв Го-
ловы кверху, с волнением следили, как
пара советских мстребителей врезалась в
строй немецких бомбарлировщиков: Исну-
сно маневрируя, истребители сверху кле-
вали свои жертвы. Радостный крик раз-
нёсся над полем, когла близ села упали
наземь два немецких самолёта.

Колхозницы не видели лица лётчика,
сбившего два «Юнкерса». И всё же каким-
то непостижимым образом — то ли по ли-
хому маневру, то ли по тому, как легко
бросал из стороны в сторону свою миии-
HY человек В поднебесье, — с земли
угадывали безошибочно: Новиков сбил.

Вечером, когда лётчики вернулись с я2-
ролрома в деревню, они узнали, что состо-
яался сельский сход и колхозники в честь
победы тероя внесли 50 тысяч рублей в
фонд обороны отраны. i

По соколиной удали в воздухе Новико-
ва узнают многие. Его узнают не только
бывалые лётчики, но и пехотинцы, рядо-
вые и офицеры переднего края. Он их ох-
раняет © воздуха, и они’ по-особому испы-
тывают чувство безопасности, когда узна-
ют, что над ними Новиков. Мы слышали,
как бойцы противотанковых расчётов, наб-
людая за возлушным боем, говорили: «С
этим немцу не сладить. Кишка тонка! Н-
виков, брат, спуску, не даст». Бойцы Ba-
‚дели, как легко, почти отвесно, взмывал
ввысь «Лавочкин`5», чтобы через секувлу
ловким переворотом перейти в пике, MOA
ниеносно ‘атаковать «Мессершмитта» и
снова оказаться выше его.

Новикова знают и любят наши бойцы.
Его знают и ненавидят наши враги: вотре-
чаясь с ним в воздухе, они мгновенно оп-
ределяют повадку асё и спешно ретируют-
ся. Его нельзя не узнать — настолько Бы-
разительна его манера боя, настолько хь
рактерен его авиационный «почерк».

О нём говорят; у Новикова душа истре-
бителя. Действительно, он принадлежит к
числу лётчиков, которых трудно предета-
вить вне воздушного боя. Мечта о поле-
тах на истребителе владела им еще в дст-
ские годы. Быть может, здесь сказалась
привитая с детства любовь к острым сщу-
щениям — Новиков был когда-то воздуш-
ным цирковым акробатом.

Ему ещё не было 18 лет, я он уже
стучался в дверь аэроклуба. Вскоре пэсле
окончания аэроклуба его приняли в шко-
лу инструкторов. Но он рвался в военную
школу истребителей. Неожиданно возпик-
ло препятствие: слабое здоровье. Новиков
уехал в деревню с одной лишь целью —
поправить здоровье, чтобы ‘добиться от
врачей долтожланного ответа: годен! Кпь-
ша уже был близок к цели. Его фамялия
аначилась среди первых кандидатов в во-
енную школу ‘истребительной авиация. 0л-
нако в послелний момент подвело ухарст-
во. В аэроклубе он как-то поспорил 6 ра
бятами. Они утвержлали, что на «У-2» на
высоте 100 метров никак нельзя сделать
петлю. Новиков доказал, что можно. Люли,
стоявшие на поле, ахнули от ужаса, кот-
да над их головами «У-2»  прочертил в
воздухе петлю. К посалочной  площалке
уже мчалась санитарная машина, а легчик
на малой высоте всё еще продолжал ле-
монстрировать фигуры высшего пилотажа.
В тот же дель ето отчислили из ш&слы
инструкторов аэроклуба. д в школе истре-
бителей сказали, что примут его уже ие
в первую, а в третью очередь,

И всё же упорное желание исполнилось
— Новиков пришел в семью лётчиков-ис-
требителей, Он принеб с собой неукроти-
мую удаль воздушного бойца н врожлеч-
ный талант лётчика:

Но в первые же дни войны (она aacra-
ла его на запалной гразипе) Новиков по-
HAN, ITO OHO улалью врага неё побелиить.
Можно сколько угодно  лелать петля Ha
высоте 100 метров, можно крутиться в
поднебесье. как под куполом пирка, но,
чтобы победить врата, нужно ещё уметь
драться.

Новикову боевая грамота далась доро-
той ценой. Ок прошёл испытания июля

том

Москву».

Офицеры и. бойцы изучают
товарища Сталина

mam, работающим
гой. ’

Групповые и индивидуальные конеульч
тации организованы в полку, ме партор-
капитан Алейников. Здесь pat
командиров взялся 3& самостоятельное
изучение книги «0 Великой отечествен-
ной войне Советского Союза». В полку
практикуются лекции высококвалифици-
рованных пропагандистов 10 отдельным
документам книги. }

Недавно профессор Васютинский про-
читал лекцию Ha тему «Битва 34
Анализируя причины  разг-
ром» немцев под Москвой зимой
1941 roma, лектор широко привлёк
материалы докладов товарища Сталина
от 6 ноября 1941 года и 6 ноября 1942
ода, его приказ за № 55 or 23 февра-
ля 1942 года.

Книга товарища Сталина стала основ-
ным руководящим пособием. для агитато-
ров и групповодов политических заня-
тий. В БАО, где заместителем командира
по политчасти тов. Фастов, над книгой
углублённо работает агитатор лейтенант
тов. Оглоюлин. Оп имеет специальную тет-
pam в подробно разработанными кон-
спектами по отдельным вопросам, поетав-
ленным товарищем Сталиным в ‘его ло-
клапах и приказах за время отечествен-
ной войны.

Недавно тов. Оглодин проводил беселу
о причинах провала летнего наступления
немцев в текущем голу. Готовясь к 0т-
ветственному выступлению, агитатор вни-
мательно перечитал и продумал рял ис-
торических приказов Верховного Главно-
командующего.  Солержательная беседа, .
построенная на материале книги товарища
Сталина, прошл» с большим успехом.

Парторг истребительного авиаполка ва-
питал Красноперов провёл на-лнях в 9%
кадрильях инструктивные семинары ру-
ководителей политзанятий. On подробно
рассказал © методах самостоятельной ра-
боты над книгой товарища Сталина.

Тщательное изучение книги товарища
Сталина повышает илейный уровень па-

нах сталинской кнйч

`пгих. кадров, закаляет их, даёт им силу

ориентировки в происходящих событиях,
вооружает ясной перспективой вашей
освоболительной борьбы, укрепляет веру
в победу нашего правого дела.

Подполновнин В. БАХАЛБЬАШЬЯН.

———-

‚ 24 ПОБЕДЫ АСА

1941 и 1942 тодов, чтобы в июле 1945 по8-

Hath эту грамоту. Следы тяжёлого ранения

еще и сейчас сохранились на его лице. Но

зато теперь он хозяин боя, и все законы

этого боя им изведаны. Теперь в поединке,
с немцем ош мастерски добивается прея-,
мущества в высоте. В те критические св-\
кунды; когда два самолёта устремляются!
ввысь, советский ас умеет взять от свозй
машины всё, что она может дать. И атя

мгновения доставляют лётчику высшее на-,
слаждение. Он любит подраться © против-

ником равной ему силы. Он узнает его так

же легко, как немеп узнабт в лейтенанте.
Новикове русского аса. Впрочем. летчик
любит иной раз пустить в ход свой изля-б-
ленный приём — изобразить новичка.

Как-то в паре с Сиговым, Новиков‘ вотре-
хился с двумя немецкими асами. К хвосту
машины лейтенанта словно присосалея
один из «Мессершмиттов». Тогда Новиков
представил собой начинающего. пилота.
Он слелал переворот и перешёл в отзез-
ное пике. Немец — за ним. Вражеская пу-
лемётная очерель прошлась по правой лло-
скости. `Вот уже лвалиать метров отделя-
ют два самолёта. Немец открыл огонь, но
в это самое мгновенье русский ас испол-
нил. свой’ коронный ‘номер. Как выражает-
ся Новиков, он «дал энергично ноги на
скорость», машина перед глазами emia
резко отвернула влево, и «Мессершиитт»
на большой скорости проскочил вперёя.
Теперь противники обменялись ролями.
Новиков сверху пиакировал на немца.
Огонь © короткой дистаниии, — и «Мес-
сершмитт» врезался в землю. На груди
убитого лётчика были найлены три желеа-
ных креста и улостоверение об окончании
высшей берлийской школы асов.

В этом поединке — весь Новиков, сэ
всеми присущими ему, советскому асу,
чертами: дерзостью и хитростью, горячим
темпераментом храбреца и трезвым, хо-
лодным расчётом мастера воздуптного боя.

Новиков—мастер и в поелинкеи в груп-
повом бою. Его пара свсегла служит при-
мером искусного взаимолействия в групне.
Ему часто отводят место наверху. над
всей группой: в минуту, когда напряж»-
Hue боя достигает своего апотея, Новидсв
сверху молнией обрушивается на зрага.
Так он действовал в дни самых жарких
воздушных боёв на Белгородском направ-
лении. И каждая ето атака сверху была
атакой наверняка.

— Победа за тем, кто выше. Это же-
лезный закон. Случайностей здесь быть
не может.

Это не фраза. Кто-то подсчитал, что у
Новикова на каждые два воздушных боя
в среднем приходится один сбитый немец-
кий самолёт (60 воздушных боёв и 24 ©и-.
тых о самолбта — 19 лично и 5 в труп-
ие). Когда слушаешь историю этих. 24
побед, то кажется, что перед тобой прел-
ставитель точной науки. Всё рассчитано,
обосновано, построено на сочетании при- `
цельного огня и искусного манбвра. И ла-
же, котда Новиков таранил «раму» ва Ce-
верном Кавказе (она корректировала отэнь
немцев по нашим войскам), он остался ве-
рен своей холодной расчётливости. Она его
не подвела.

..B дни прошлогодних суровых боёв на
Кавказе Новикова принимали кандидатом
в члены партии. Получая кандидатскую
карточку, он сказал: «Я слелаю всё для
того, чтобы партийный билет получить Ге-
роем Советского Союза».

Прошёл год. Настал июль 1943 тола.’ В
памятный  лётчикам-гвардейцам первый
день немецкого наступления на Белгород-
ском направлении нал передним краем ©
рассвета ла темна шли воздушные бои.
Ховяевами неба остались советские истре-
бители. Вечером герою этого лня лейтеяан-
ту Новикову вручали партийный билет.
Лейтенант вспомнил. о своем прошло”од-
нем обязательстве Ол выполнил. его. Няр-
тийный билет получал Герой Советсклго
Союза гвардии лейтенант Новиков. На фэ-
зеляже его самолбта, украшенното 19
звёздами, в лучах солниа переливается 80-
лотистая авезла, увенчанная Лавровой
ветвью. Это эмблема славы, символ воен-
ной зрелости и мастерства аса Новикова.

Л. ЛЕРОВ.

БЕЛГОРОДОКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.