Натая РЫБАК bE С

1 Мы не знаем его имени и не знаем
его в лицо. Он, верно, был молод и
силён... Да, был. Потому что теперь
его нет. Тело раскачивается на висели-
це посреди Софийской площади ногами
вверх и кровоточащей шеей. к камням
мостовой. Голову ему отсекли и на гру-
ди выжгли звезду.

И когда на киевские улицы опускает-
ся ночь когда её тревожные тени
жмутся к пустым окнам и разворочен-
ным бомбами стенам, он, замученный и
трижды расстрелянный, шагает но горо-
ду, и пятки его, набитые гвоздями, зло-
веще стучат о камни, выбивают трево-
гу. И шаги его громко звучат, далеко от
Софийской площади — у здания’ Ака-
демии наук на бульваре Шевченко, у
сломанных танками тополей, на Кре-
щатике и на горе у Арсенала. И эхо
этих шагов летиг далеко, отдаётся в По-
лесье, в чигириноких ярах и на Кахов-
ской равнине сверканьем топора и вы-
стрелом винтовки.

Проходят отряды тестаповцев, ведут на
расстрел толпу беззащитных — велед
раздаются чёткие шаги, Солдаты тре-
вожно прислушиваются, но быстро ус-
покаиваются:. они убеждены — это сре-
ди ночи слышна их солдатская поступь.

Чем бы ‘дурни ни тешились... Пусть те-
шатся. Мы хорошо знаем: это его шаги.

Агенты гестапо’ рыщут в домах, суют
грязные руки в ящики столов, нагло на-

бивают карманы всем, чем попало, и
неожиданно  вздрагивают: они слышат
железный гул шатов. Минута замеша-

тельства... И тотчас же усмешка pac-
плывается по звериным лицам: грабите-
ли уверены — это шали патрульных.
Пусть думают так. Но мы хорошо зна-
ем: это его Wark. . \

Пятки, наполненные железом, гремят
по мостовой, по лестницам . многоэтаж-
ных зданий, грохочут в пустых залах
дворцов и театров, звенят в разбитой
снарядами опере, отдаются  металличе-
ским гулом в темных переулках, плы-
вут вслед тысячам киевлян, которых
ведут на казнь и в рабство.

Палачи прислушиваются. Они что-то
чувствуют своим звериным сердцем ди-
карей, и исполненные страха трусы
стреляют в людей, в стены, в ночь..

Но он ведёт счёт всем их преступле-
НИЯМ.

Он знает всё. Его тело, лишбённое теп-
ла, раскачивается на ветру. Звенят про-
вода на столбах вдоль площади. Брон-
зовый гетман Хмельницкий сдерживает
могучего коня и указывает булавой до-
рогу на восток. На востоке встает солн-
це. А тут сменяются караулы: -у ви-
селицы, у домов, на улицах. Солдаты.
Солдаты. Солдаты. И больше никого.

Плывут над Киевом тучи. Тяжелые
тучи. Над Глубочицей дождь. Серые до-
ждевые полосы связали землю и небо.
Мёртвый город окружён дождевой сет-
кой. А он раскачивается на виселице
посреди Софийской площади, окружён-
ный многочисленным караулом, даж в
смейти своей страшный Bpary.

Люди прохолят мимо, они таят в сер-
дцах боль за него и ненависть к врату.
Люди знают, что сделал юноша. И они
берегут память о нём в мыслях, в серд-
це, в слов. 4

Это он, молодой и смелый, в памятное
недавнее утро прицелился в звериное
сердие немца и убил. Было в то утро
солние и скулил ветер в пролётах paspy-
шенных кварталов и обдавал пылью

P

Накануне первой мировой войны выс-
шее командование русской армии, а так-
же многие видные деятели западноевро-
пейской авнации считали, что в грядущих
боях самолёту будет принадлажать только
роль разведчика.

Русский лётчик штабс-капитан П. Н.
Нестеров был одним из немногих нередо-
вых пилотов того времени, правильно
оценивших самолёт как средство воздуш-
ного боя. Он считал, что в бою может
победить только тот, кто в совершенстве
владеет самолётом, кто может придать ему
«возлушную подвижность ястреба». Эту
‘задачу можно было разрешить, только
овладев фигурным” летанием, освоив, в
частности, технику мёртвой петли. 26 ав-
густа 1913 г. Нестеров впервые в истории
авиации совершил мёртвую петлю, став
основоположником высшего пилотажа и
создав школу новых методов обучения по-
лётам. Он произвёл подлинный переворот
в существовавигих тогда взглядах на унп-
равляемость и устойчивость самолётов,
блестяще доказав, что правильно спроек-
тированный самолёт может в полбте вы-
ходить из всяких положений.

Война застала авиацию пеподготовлен-
ной к возлушным боям. В России на во-
оружении состояли тихоходные машины:
«Фарман» типа 7 и 16, «Ньюпоры» типа 4,
«Моран-Сольнье» типа Ж, «Депердюссен»
и в самом начале войны несколько «Вуа-
зенов», прибывших из-за границы. Эти
машины имели скорость полёта от 75
до 115 км/час. Все эти машины не имели
специального вооружения. Поэтому при
встрече в воздухе противники могли толь-
ко грозить друг другу кулаками или стре-
лять из карабинов и пистолетов.

Нестеров, команловавший в то время
11-м корпусным авиационным отрядом, об-
думывал способы борьбы с вражескими
самолётами. К задней конечности фюзеля-
жа он приспособил нож для разрезания
крыльев самолёта противника и грузик,
выпускавшийся на длинном  стальном
тросе. Опутывая этим тросом винт враже:
ской машины или соверитая над ней кон-
центрические круги, Нестеров рассчитывал

‚: прижимать её к земле, заставляя призем-
литься в расположении русских войск.
Кроме того, они высказывал мысль о воз-
можности воздушного тарана, считая, что
эта операция при осторожном и умелом
выполнении не связана с большим рис-
ком. «Вели же аппарат и сломится, то это
еп\6 ничего не значит, так как всб равно
когда-нибудь разбиваться придётся, a
жертвовать с0б0й есть долг каждого,
воина». = : prea у
т, Нестеров два раза

26 августа 1914

113338.

CMEP TUE

раздавленные танками тополя на бу льва-
ре Шевченко, а потом внезапио польи-
мался над мостовой, шёл вверх и всю
свою степную силу отдавал знамени на
маленькой башне над зданием на углу
Крешатика и улицы Ленина,

фашисты.

Внизу, на мостовой, были
Они сеяли смерть и разоряли город, а
над башней в небе пламенело `зовущее
батряное знамя хвободы.

Прижатые к земле, гады ‘не глядели в
пебо. Они боялись высоты и, копошась к
пыли, не поднимали глаз к синеве. По
когда к ним дошёл грозный рокот со-
ветского самолёта, они приподняли змен-
ные головы и зашипели от злобы, удивле-
ния и страха.

Высоко над улицей, над городом пыла-
ло красное знамя, и это было в июльский
день тревожно-зловетцего лета.

Фьшисты под’ехали на машинах к до-
му, появились пожарные и ‘автоматчики.
Чёрная лестница поползла с пожарного
автомобиля вверх. По лестнице быстро
стал подниматься солдат, держа в руках
развёрнутый флат, на котором  извива-
лась черная свастика.

Вот солдат уже прошёл по карнизу,
взмахнул топором, и, в последний раз
сверкиув отнем, заалело багряное знамя,
радуя сердца измученных киевлян. Сол-
дат склонился над баптней. Снизу, с ули-
цы, сотнанные сюда немцами, с ненаёи-
стью смотрели на него киевляне. Офицер,
поблбскивая очками, самодовольно улы-
бался. Оркестр ждал его команды. И вот
солдат у башни выпрямился и развернул
свой флаг. Ветер рванул полотнище с эм-
блемою смерти и разбоя, но в ту же ми-
нуту солдат зашатался, и зашатался флаг
Г в его руках, и оба рухнули вниз на MO-
стовую, в ад, в смерть.

Железными клещами охватили фаптисты
квартал за кварталом и рыскали по до-
мам. И юношу нашли. Ему сказали;

— Ты сознаешься, или иначе мы pac-
стреляем вместе с тобой две тысячи ра-
бов, живущих в этих домах.

Офицер побелел от злобы.

Юноша стоял у стены, в разорванной
рубахе. С виска бежала тёмная струйка.
У него было широкое, ясное лицо. Нето-
ропливым взглядом всматривался он B
толпу, в знакомые лица киевлян, в Ффи-
туру офицера, в разбитое тело немца на
мостовой и в фашистское знамя, залитое
поганой кровью.

Солнце прорвалось сквозь тучи, и юно-
ша поднял руку, понимая, что в послед-
ний раз приветствует его.

— Я стрелял, — гордо сказал юноша.
— Слава тебе, Украина!

Это были его последние слова. Потом
его повесили. На грузовом автомобиле
возили виселицу по городу с улицы на
улицу, останавливались на каждом утлу,
сгоняли людей, чтобы киевляне видели. и
запоминали. А модернизированная висе-
лица с его телом ползла дальше, вверх
по улице МЛенина, налево по улице
Короленко, мимо памятника великому
Тарасу Шевченко. Вниз по улице
Саксаганского, налево на Красноармей-
скую и опять на Крещатик. Ворчал
мотор грузовика,  покачивалась — висе-
лица. Шесть палачей с автоматами в ру-
ках охраняли мёртвого юношу.

Так входил он в бессмертие, юноша, чьё
имя мы пока не знаем, но чья стойкость
знакома нам, стойкость советского патри-
[ ота.

xz ® *
Доцент П. ДУЗЬ.
ххх
безуспенгно пытался догнать большой
австрийский самолет типа «Альбатрос»,

особенно досаждавший ‘русским войскам.
Когда этот самолёт появился в третий раз,
он, по словам очевидцев, так спешил, что.
садясь на свой двухместный аппарат типа
«Моран-Сольнье», даже не привязалея к
сиденью. На слова поручика Кованько: «Что
же ты будешь делать, возьми хоть брау-
пинг»—Последовал ответ: «Ничего; я как-
нибудь обойдусь». «Моран-Сольнье» быст-
ро взлетел, набрал высоту и ринулся свер-
ху на неприятельский самолбт. Удар был
нанесён винтом между двумя несущими
новерхностями бимоноилана, который рух-
нул на землю, похоронив под собою трёх
австрийских лётчиков. Русский аппараг
некоторое время снижалея по спирали, : &
затем при одном из резких движений
Нестеров выпал из него и разбился на
смерть. В истории авиации это был нер-
вый воздушный бой.

Нестеров до конца выполнил перед оте-
чеством свой долг русского офицера. Он
грудью встретил врага в смертельном бою.
Его благородная смерть не вызвала
чувства страха среди соратников.
Наоборот, его подвиг усилил  чуветво
ненависти к германской армии и по-
служил примером для боевых товарищей.
Героический поступок отважного лётчика
вселил страх в среде немецких пилотов
перед русской непревзойденной смелостью.
Нестеров был посмертно награждён выс-
шим русским боевым орденом. Гибель
замечательного русского лётчика острой
болью отозвалась по всей стране. Героя

СТАЛИНСКИЙ COKON
ee _

Гитлер наградил коменданта’ г. Гамбурга генерала Вале орденом желез-
ного креста за успешную борьбу с налётами англо-американской авиации,

La

6 августа 1943 г., Ne 32 (160),

оо Я:

Рис. Бор. ЕФИМОВА, ;

‹ Торжественное вручение награды,

«Ребёнок спит. Колышет ветер шторы.
Я у окна сажусь писать письмо.

Оно пусть будет нашим разговором,
Оно сегодня пишется само.

Я слышу рядом теплое дыханье,
‚Передо мной твои черты лица — -
Наш мальчик спит, Весёлое созданье,
Смешной малыш; не видевший отца.
Он стоил мне томительных, бессонных,
Разрывами наполненных ночей

В товарных, наспех собранных вагонах
Среди разбитых бомбами путей.

Он стоил мне и слёз, и сил, и воли —
Упорная, она нашлась во мне,

Поэтому люблю его до боли,

А без тебя — люблю его вдвойне,

За окнами проходит третье лето,

И третий снег уже недалеко.

Одними письмами твоими лишь согрета,
Ты можешь верить, как мне нелегко.

Но что бы ни было, каких бы
испытаний

Ни стоило, поверь, любой ценой

Я заплачу за трепет ожиданий, _

За третий год, что нет тебя со. мной.

Ложусь ли спать, встаю ли на рассвете,
Иду ли в ясли, на завод иду —

Всё думаю 0 том, что есть на свете
Тот человек, которого я жду.

А если вдруг тревожное сомненье
Летучей мышью мне шепнёт на миг,
Что всё это — моё воображенье,

И на войне ты от меня отвык,

И есть уже какая-то другая,

С которой вместе делишь ты войну,
Которой говоришь ты: «Дорогая!»,
На время забывая про жену,

Тогда я вспоминаю Приднепровье

И вечера на тихом берегу — e

усские асы в первой мировой войне

похоронили на `Аскольдовой
Киеве. Тысячи людей провожали его прах.
*« Последователем Нестерова был знаме-
нитый русский ас Казаков. Для борьбы
с воздушным противником он на одном
конне стометрового стального троса под-
весил кошку с болыним количеством ла-
пок, а на другом — гирю весом в 20 фун-
тов. В момент зацепления кошкой самолб-
та противника специально приспособлен-
ный нож должен был перерезать прово-
локу, удерживающую трос с гирей, а послед-
ний, опутав самолёт противника, унич-
тожить его. Вскоре Казакову удалось на
практике испытать своё приспособление,
Нагнав немецкий самолёт, он выбросил
кошку и зацепил ненриятельскую манги
ну за крыло. Но, против ожидания, трое
не оборвался, самолёты сцепились и оба
полетели вниз, Только у самой земли им
удалось расцепиться, но немец, в. силу

полученных повреждений, вынужден, был.
приземлиться на нашей территорни и был.
благополучие

взят в плен Казаковым,
опустивитимея рядом. :

В следующем полёте отважный лётчик
решил ударить пропедлером по хвоетово-

му оперению или концу крыла вражеской.

машины. Однако при» попытке” тарана.
русский самолёт только проехался ‘по
крылу немецкой машины, которая, ‘полу-
чив повреждения, веб же ‘сумела уйти на
свою территорию. После этото случая Ка-
заков пришёл к мысли вооружить свой
самолбт пулемётом.

Над этой задачей русские лётчики рабо-
тали уже давно. Поручик Поплавский
ещё в 1913 г. установил на своём «Фар-
Manes пулемёт «Виккерс» и \ успешно

испытал его в воздухе. В начале войны в
России были вооружены пулемётами толъ-
ко тяжелые четырбхмоторные

самолёты

Состоявший на вооружении

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Потаповский пер., д. 3. ТЕЛЕФОНЬ! РЕДАНЦИИ: сенретариат Н 5-52-99,

русской авиации самолёт «Вуазен».

могиле в

Сергей МИХАЛКОВ _

мо на фронт

Всё то, что с нашей связано любовью
_И что я свято в сердце берегу.

И первый кубик на твоих петлицах,
И первый орден на твоей груди...
Всё то, что в памяти моей живым
хранится
И мне сейчас подсказывает: «Жди»

И на душе моей опять спокойно —
Любовь со мной, она крепка во мне.
Она `переживёт любые войны,

Она тебе поможет на войне.

Но я хочу, чтоб ты живым остался,
Не просто сохранившим жизнь свою,
Не тем, который смерти испугался,

Не избежавшим встречи с ней в бою,

Не спасшимся хочу тебя увидеть
И выжившим за счёт своих друзей,

А воином, умевшим ненавидеть

Всем существом, своим и силой всей.

Хочу тебя увидеть’ победившим,

Не отступившиму с гордою душой,
За Приднепровье наше отомстившим
И за разлуки нашей срок большой.

За тех из нас, оставшихся в разлуке»
Которым ждать’ уже не суждено,

За их тоску, за горе их, за муки,

За сердие их, что болью сожжено.

Я верю в то, что ты ко мне вернёшься,
Придёшь ‘таким, каким во мне живёшь,
И по-отцовски к мальчику нагниёшься,
И до утра со мною не уснёшь.

Идут часы, и где-то есть минута,
Которая тебя ко мне вернёт,

Она твоим владеет параниотом,
Противника сжигает самолёт.

И я скажу в минуты нашей встречи:
«Всё вынести я, кажется, могла,

Чтоб руки положить тебе на плечи

И рассказать, как я тебя ждала»,

типа «Илья Муромец» Сикорского. Немеп-
этих

кие лбтчики смертельно боялись
русских машин. Начальник штаба 1-й ар-

Вачальнику штаба
Северо-Западного

сил 25 марта 1915 г.
тглавнокомандующего

Яблоне установлено дежурство одного из
аппаратов «Илья Муромец», германские
‚аэропланы не смеют появляться в районе
аэродрома». ^

Одновременно с вооружением «Ильи Му-
-ромца» были сделаны попытки установить
пулемёты и на самолётах тина «Фарман».

В дальнейшем были получены специаль-
ные быстроходные одноместные истребите-
ли типа «Hbionop 10, 11, 12, 17, 21, 23,
24», «Моран-Монокок», «Спад» и др.,
‘имеющие. пулёмбтные установки для
‘“трельбы впербд через випт. Однако рус-
ские лбтчики ещё до’ получения этих но-
`винок. установили на своих старых маши-
‚нах пулемёт для, стрельбы поверх випта
`и одержали, несмотря. на примитивность
‘установок, целый ряд блестящих побед.
 Русский ас Казаков па. самолёте, воору-
ибниом пулембтом, выработал свой собет-
веть приём воздушного боя. Оп обыч:
о смело мел на таран, от которо про-
‘тивник старался уклониться, В ‘этот мо-
‚мент с ‘расстояния 15—20 м. он.в упор
‘расстреливал. врага. Таким прибмом ему
удалось сбить. 22 ‘исмецкие машины. Уже
тогда ‚выработалась тактика, при которой
ас ходил парой с прикрывающим его ве-
домым. Часто вылетали и звеном. В этом
случае третья машина служила приман-
кой, ‘Летая над вражеским аэродромом,
бна имела целью привлечь на себя про-
‘тивника. Нели это удавалось и вражеский
‘самолёт поднимался в воздух, то на нем-
ца. неожиданно обрушивалсея Казаков со
‘своим ведомым, решая исход боя в свою
` пользу. Вскоре Казаков был назначен
‘командиром 1-й истребительной труппы
русской авиации.

Слава -о руеском асе прокатилась по
всей Германии. Немецкие лётчики боялись
одного его имени. На борьбу с ним по-
сылались лучшие нилоты. Однажды Каза-
ков, ранив в бою одного из них, заста-
вил его’ приземлиться, опустился рядом и
стал допрашивать. Немец сообщил, что
’нмеет специальное задание сбить русско-
19 лётчика. Казакова, и был очень удив-
лён, узнав от своего победителя, что он
и есть лётчик Казаков. Немцам так и не
‚удалось бить русского аса, который по-
тиб из-за летной небрежности.

Другой русский ас,
Нестерова — также являлся грозой для
немецких лётчиков. Выдающийся виртуол,
он `В совершенстве владел своим самоле-

тголова--русского витязя. По его- инициати-
ве были созданы специальные истреби-

> МИИ генерал-лейтенаит Одишелидзе доно-

фронта: «С тех пор, как на аэродроме в,

Крутень,—ученик”

том, на борту которого была нарисована)

отв.  сенретарь редакции К 5-98-02, нач. издательства К- 5-60-16,

Эта девушка проделала с БАО (alpen
ный, тяжёлый путь — OT горящего
ска на восток, а потом .по дороге насту-
пления к месту нынешнего базирования.
И поэтому к ней привыкли, как к неот ем-
лемой части, как к непременному спутни-
ку в горестях отступления и в радостях

ед,
a эти долгие месяцы“ батальон пере
менил множество аэродромов, оболужил
десятки полков. Менялись люди, Матери-
альная часть, раненые летчики уезжаля в
тыл и возвращались, а она, эта девушка,
была бессменной. И, приезжая из госепи-
талей, выздоровевшие летчики с радостью
встречали ее, молодую, золотоволосую, спе-
тащую с дымящейся тарелкой борща. на
подносе.

je звали Лёля. Самое это имя, простое
и одновременно исполненное легкости и
изящества, как-то совладало с ее внеш-
ностью, — ничем не выдающейся, но вме-
сте с тем обладающей притягательной си-
лой. Широко открытые серые ^ глаза, ©

удивленной девичьей наивностью глялдя-
щие на мир, иногда загорались озорной
смешинкой, Расплавленное золото волос

катилось из-под берета по крутым силь-
ным плечам. И даже веснушки на слегка
вздернутом носу придавали ей какую-то
особую, живую прелесть.

За обедом, в перерыве, между трудны-
ми, далбкими полётами, когда летчики,
штурманы и стрелки вваливались в столо-
вую в тяжелых унтах и с болтающимися
косичками шлемофонов, каждый Из
них стремился подольше задержать Лелю
У своего стола, обмениваясь с ней как бы
незначащими, но пронизанными внутрен-
ним нежным смыслом, репликами. р,

— Ну, как слетали? — спрашивала Л8-
ля. Е

= Сходили неплохо, — отвечали лбтчи-
ки, усталые после дал@кого бомбардиро-
вочного рейса.

— Ночью опять пойдете?

— Да. Придётся, Лёлечка, побомбить за
твоб здоровье... 3

— Туда же, куда диём?

— Ore ж, малютка...

А по вечерам, когда назойливая «мура»
не давала летать, приковывая самолеты
к земле, и в просторной землянке столо-
вой отодвигали столы, штурман Ствпа
Подгайный растягивал мехи своего баяна,
наигрывая фокстроты и вальсы, около
Лёели образовывалась очередь желающих
танцовать с ней. И она с хохотом и ве-
сёлыми шутками записывала партнёров
на десятый танец.

Склоннв толову к плечу своего кава-
лера, она плыла в танце, смеясь и бол-
тая под рокот баяна о разных мелочах
летной жизни,

— Как новая матчасть, Вася? Как мо-
тор? Говорят, Серёжа женится на Вале...
Куда полетите завтра? На склад привезли
зубной порошок... Верно ли, что на наш
аэродром прилетает полк истребителей?

В последнее время Лёля иногда yeama-
ла на попутном грузовике БАО в сосед-
ний городок, где проживала ее т@тка, эга-
куированная из Минска. Возвращаясь от-
туда, Леля рассказываля о её детях —
трехлетней Вале и пятилетнем Сереже-—и
удивительно забавно копировала их смеш-
ную детскую болтовню.

На аэродроме вот уже долгое время ба-
зировался. бомбардировочный полк, летав-
ший. в тлубокиё немецкие тылы. И с
этим полком Лёля как-то особенно свык-
лась и подружилась вероятно, из-за
длительного его пребывания на этой базе.
Когда лётчики получали письма от своих
семей, они обычно читали их Лёле, пока-
зывали ей фотографии своих жён и ребяти-
шек, — украдкой, как это делают муже-
ственные и сильные люди, немного смуща-
ющиеся проявления свонх чувств.

Однажды на аэродром налетели враже-
ские бомбардировщики. Зайдя со стороны
солнца, два десятка «Юнкерсов», прикры-
ваемые «Мессерами», сбросили бомбы на
летное поле. Лёля не растерялась во вре-
мя налёта и с решительностью, удивитель-
ной в этой девушке, отказалась даже ной:
ти в укрытие, а наблюдала бомбёжку

тельные группы, одной из которых он
командовал. Лично сбив свыше 15 немец-
ких самолётов, Крутень также выработал
свой приём воздушного боя. Создавая себе
преимущество в высоте, он шбл в атаку
со стороны солнца. Проскочив метров на
50—100 ниже врага, он круто взлетал
вверх под самое «брюхо» самолбта и с
расстояния 10—15 метров прфшивал ero
пулеметной очередью. Однажды Крутень
сбил немецкого лётчика, взял ‘е® в плен
и начал расспрашивать. Вдруг иослышал-
ся гул мотора. Крутень быстро взлетел
и сбил вторую немецкую машину. Это был
командир немецкой, эскадрильи, прилетев-
ший на розыски пропавшего лётчика.
Таким образом в течение одного дня рус-
ский ас одержал две победы.

В другой раз, находясь на высоте 3.000
метров и израсходовав весь бензин, Кру-
тень начая уже планировать на свой
азродром, но встретил немецкий самолёт.
Не раздумывая, Крутень атаковал и сбил
его, хотя не имел в баках пи капли бен-
Зина. Г

Погиб он в результате неосторожности
при посадке без горючего, Его самолет
потерял скорость, упал и разбился, похо-
ронив под обломками русского аса,

Нестерсв, Казаков и Крутень воспитали
целую илеялу русских асов. Среди них
выделялся лётчик Смирнов. За неповорот-
ливость его в быту звали «топором». Од-
нако на фронте этот «топор» оказался
прекрасным истребителем. Овладев HCRYC-
ством высшего пилотажа, он сумел сбить
свыше двух десятков немецких машин.

Из других русских асов можно назвать
таких выдающихся лётчиков, как Орлов,
Янченко, Какорин, Зиновьев, Сук и дру-
гие. Наряду с асами, имевшими

свыше
пяти побед, в Россини немало было истре-
бителей, насчитывавших по нескольку

воздушных побед. К их числу относятся
летчики Свешников, Сапожников, Шиу-
ков, Ширинкин, Земблевич, Шебалин и
другие. В прошлом это были люди самых
различных профессий и общественных
слоев, но всех их об’единяло священное
чувство ненависти к врагам. Многие из
них сложили свои головы в борьбе за
родину, но ни один не отступил в воз-
душном 00ю.

Заслуги русских асов тем, значительнее,
что условия их воздушной борьбы были
неизмеримо тяжелее, нежели у немецких
летчиков. Если немецкие - асы зачастую
летали на’ специально построенных для
них машинах, имевших повышенные еко-
рости н усиленное вооружение, ‘то .патим
летчикам приходилось летать на устарев-
ших,  тихоходных машинах. В июле
1915 г. заведующий организацией авиа-
ционного. дела, :.в... действующей. . армии
докладывал верховному главнокомандую-

презрительным спокойствием, стоя у ay
гара. Было нечто нео лкновенное в эм
пренебрежении опасностью, и летчик
как подлинные знатоки мужества yy
справедливости оценили ее храбрость yy
коничной репликой:

— Ну и геройская баба!

Когла тонимые нашими «ястребхлить
«Юнкерсы» скрылись за горизонтом, cepes,
ристо поблескивая на огромной высоте, Л.
ля в неулбгшейся еще пыли разрывов 1,
могала переносить вескольких раненых 1
оказывать им первую помощь.

— Вот мёзилы.. — иронически тов,

а она 0 немецких лётчиках,-—только дв
Г поле повредили. Вот наши бомдят —
это да!

После этого случая репутация храбро
девушки прочпо утвердилась за офиц.
анткой из летной столовой. Это еще боль
ше’ расположило к ней сердца,

...Й вот в одно свежее детнее утро прь
ехала с термосом другая официантка ~
Тоня. Когда л@тчики с оттенком обидыт
разочарования спросили, где Леля, Tong
стветила, что ночью Л@лю арестовали,

А еще через некоторое время летчики я
техники полка сидели в зале деревенской
школы, где военный трибунал судил oe
мецкую шпионку Елену С.

Оказалось, что...

0, это почти традиционное «оказалось
В этой шаблонной формуле заключена т
неожиданность, с какой люди, предста»
шие перед нами в мирном и привыу
ном обличии, внезапно разоблачаются ках
преступники и негодян. Но быть Mone,
если бы мы были более внимательны у
нашим случайным знакомым и спутниках,
это стандартное «оказалось» не BAKA
ло бы в себе подчас такой удивляюще
нас неожиданности...

Одним словом, оказалось, что Лёля —
опытная немецкая шпионка, так сказать
питионка по крови, по наследству. (м
ве Леопольд Б., обрусевший немец, бы
арестован еще царской разведкой в п»
вую мировую войну /.как германский ту
он при попытке выкрасть планы кре
сти Ивангород.

Когда пемцы в 1941 г. вотупили в №
ленькое местечко под Минском, где ain
Лёля, еб сразу же вызвал к себе началь
ник гестапо.

— В нашей картотеке, — сказал он-
среди имен наших бывших сотруднику
значится имя вашего покойного oma,
славно послужившего на пользу Герм
нии. В ваших жилах, девушка, течет п
ловина немецкой крови. Вы будете пе
должать дело вашего папаши...

И Лёля начала продолжать отцовскую
«работу». г

Конечно, тбтя, якобы проживавшая 1
соседнем тородке, куда ЛВля частенью
наведывалась на попутных машинах, пи
проверке оказалась не тетей; а «дяд-
резидентом пемецкой разведки. Получая о
своих «друзей»-летчиков новости 0
направлении и характере подтотовляемыт
операций, о качестве и свойствах ном
материальной части и прочих интерехю »
щих ее вещах, Лёля систематически отв.
зила свой «товар» резиденту, владевшему
радиопередатчиком и сообщавшему под
ченные новости своим хозяевам,

060 всём этом подробно „рассказал м
допросе арестованный и разоблаченный
резидент.

Летчики и техники, делившиеся o Je
лей «невиниыми» сведениями, встречая м
время полбта на пути к пели неожилае
ную засаду вражеских истребителей им
же усиленный огонь зениток, не подо
вали, 3570 это результат их дружески
«бесед» с официанткой столовой.

Техники, лётчики, штурманы, стрмм
сидели в зале суда гневные и в 10 м
время красные. от стыда. От стыда и
самих себя. От стыда за собственное пре
стодушие, за собственную откровенность
за собственную доверчивость, От позор,

:

легшего на их войнскую совесть.

Ибо нет большего позора для советеко
го человека, чем быть одураченным шп (
ном и стать невольным пособником его т 1

сГвратительных преступлений. !

мл ик ,

щему: «Аппараты заграничные, поступа»
щие до сего времени в армию, — это
жившие типы «Фарман» № 20, не ще т
меняемые уже «Ньюпоры» и устаревшие  :
типы «Вуазена», т. е. всб то, что затранну
ной авиационной техникой, идущей 5
Уровпе с указаниями опыта войны, ух’
оставлено», Если учесть, что на русски
истребителях были одноствольные пулемв и
ты, а на немецких — спаренные и дж I
счетверенные, то ясно, что и преимущет и
во огневой мощи было на стороне нем
ких истребителей.

Несмотря на всб это, русские абтчики
своей смелостью и героизмом сумели ви}.
ить немцам страх перед русским в
душным флотом. Немцы вынуждены был
публично признать, что вследствие дейст
вий русских истребителей им прильюеь
отказаться от полётов разведчиков я №
менить их боевыми самолётами, которы
вскоре стали ходить только парами, &!
конце концов «даже целыми отрядами,
нормально из пяти самолетов, чтобы до

биться разведки при всяких обетоятель
ствах».

h

В своб время в Англии вышла ки
полковника Рустем-Бек «Россия в воду
хе>. В этой книге приведен очень HHTe
ресный ириказ кайзера Вильгельма свом
войскам, в котором он вынужден был пр!
знать превосходство русских лётчиков
Вильгельм писал: «Я в полной мере To)
жусь моими пехотой, кавалерией и артит
лерией и буду счастлив то же самое ©
зать о моем воздухоплавательном корпус
Я желаю, чтобы мои авиаторы стояли
на такой же высоте проявления свом
искусства, как это, делают русские»,

2 т

Нынешняя отечественная война про  .
немецких захватчиков выдвинула новых ‘““
вооруженных первоклассными машинах!
русских, асов, которые, продолжая сла”
ные традиции своих предшественнию»
стали грозой для немецкой авиации. Т№
ран Петра Нестерова ерекликается ©.
бессмертными подвигами капитана Гастел
710 и штурмана Виктора Рогальского, Нм:   Ray
на. советских асов Покрышкина, Сафо
Ba, Холодова, Вострухина, Неуструева,
Хлобыстова, Цилютова, Литаврина, Ел
щова, Лавриненко, Гнидо, братьев Глинка,   м
Горобец, Котлова, Катрича и многих д  .
тих произносятся у нас с чувством 10  №
дости и уважения. .

Подвиги советских асов войдут в п  №

oe ‚и никогда не будут забыты. потомки

Ответственный редахтор

Ns

В, П. МОСКОВСНИЙ.  ь,

Издатель — НАРОДНЫЙ
КОМИССАРИАТ ОБОРОНЫ CCCP, = by
Ye