ое

а АЕ en

Смерть немецким оккупантам!

ПАЛАС

ВЫХОДИТ ДВА РАЗА
В НЕДЕЛЮ

Сегодня исполняется 75 лет со дня рождения Владимира
Ильича Ленина-нашего вождя и учителя, основателя 60/5-

шевизма и первого в_мире социалистического государства.

Под знаменем Ленина, под руководством
Сталина— вперед, к окончательному разгрому
немецко-фашистских захватчиков!

ора о лружбе, взаимной помощи и послевоенном

сотрудничестве между Советским Союзом и Польской Республикой

В течение последних дней, во время пребывания в Москве
Президента Крайовой Рады Народовой Польской Республики
г-на Б. Берута и Премьер-Министра и Министра Иностранных
Дел Польши г-на 9. Осубка-Моравского происходили переговоры
между Советским Правительством и Временным Польским Нра-
вительством © заключении. Договора о дружбе, м по-
мощи и послевоенном сотрудничестве,

Эти переговоры; протекание в атмосфере сердечности и
взаимного понимания. подтвердили решимость обеих стран 9су-
°ществить вместе с другими 0б’единенными Нациями скорейший
и окончательный разгром гитлеровской Германии, а также 32-
крепить и Ha послевоенный период достигнутый перелом в
отношениях между CCCP и Польшей в сторону упрочения и
дальнейцего развития сотрудничества, сложившегося в ходе
совместной борьбы советского и польского народов против гер-
манских захватчиков, 5

Переговоры закончились подписанием 21 апреля Поговора о
дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве меж-
ду СССР и Польшей.

Договор подписан в Кремле Председателем Совета Народных
Комиссаров СССР И. В. Сталиным и ПШремьер-Министрои и
Министром Иностранных Дел Временного Правительства Поль-
ской Республики 9. Осубка-Моравоким.

При поднисании Договора присутствовали Председатель Пре-’

Moro
о дружбе, взаимной помощи ин послевоенном сотрудничестве.

между Союзом Советских Социалистических Республик
и Польской Республикой

Президиум Верховного Совета Союза: Советских Со-
циалистических Республик и Президент Крайовой Ра-
ды Народовой Польской Республики,

исполненные решимости совместно довести войну
против немецких захватчиков до полной и окончатель-
ной победы; Е

желая закрепить коренной перелом в истории совет-
ско-польских отношений в сторону дружественного,
союзного сотрудничества, сложившегося между СССР
и Польшей в ходе совместной борьбы против герман-
ского империализма; :

уверенные в том, что дальнейшее укрепление отно-
шений доброго соседства и дружбы между Советским
Союзом и граничащей с ним Польшей отвечает жиз-
ненным интересам советского и польского народов; -

убежденные в том, что поддержание дружбы и тес-
ного сотрудничества между советским и польским на-
родами будет служить делу успешного экономического
развития обеих стран как в военное время, так и после
войны;

стремясь всемерно поддерживать после войны дело
мира и безопасности народов;

решили заключить с этой целью настоящий Дюговор
и назначили в качестве своих Уполномоченных:

Президиум Верховного Совета Союза Советских Со-
циалистических Республик — Иосифа Виссарионовича
Сталина, Председателя Совета Народных Комиссаров
Союза ССР; eu ie   а

Президент Крайовой Рады Народовой Польской Рее-
публики — Эдварда Осубка-Моравского, Председате-
ля Совета Министров и Министра Иностранных Дел
Польской Республики,

которые после обмена своими полномочиями, найден-
ными в должной форме и в полном порядке, согласи-
лись о нижеследующем:

Статья 1.   о
Высокие Договаривающиеся Стороны будут продол-

жать вместе со всеми Об’единенными Нациями борьбу.
против Германии до окончательной победы. В этой

борьбе Высокие Договаривающиеся Стороны обязуют- !

ПОЛПИСАНИЕ ДОГОВОРА О ДРУЖБЕ,

м. и. Калянии, Н. А. Буяганин, А. я.

‚всеми имеющимися в их распоряжении средствами.

Терманией непосредственно или в какой-либо иной

Рышинский, В. 3. Лебедев, г-н Б. Берут, г-н 9.

зидиума Верховного Совета СССР М. И. Калинин и Президент
Крайовой Рады Народовой Польской Республики г. Берут.

Кроме того присутствовали <о стороны Советекого Союза —
Председатель Совнаркома УССР. Нл С. Хрущев, Заместитель
Народного Комиссара 0бороны СССР Н. А. Булганин, Замести-
тель Народного Комиссара Иностранных Лел ССОРА. Я. Вы-
шинский, Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в Поль-
ню В. 3. Лебедев, Заведующий ГУ Европейским: Отделом НЕЙД
СССР А. А. Лаврищев, Начальник Советской Военной Миссии
в Нольше генерал-лейтенант С. ©. Шатилов. С. Т. Базаров,
М. Г. Грибанов.

(Со стороны Польской Республики при подписании Договора.
присутствовали Заместитель Премьер-Министра г-н В. Гомулка,
Тлавнокомандующий Польским  Войском  генерал-полковние
М. Роля-Жимерский, Министр Промышленности т-н Munn,
Цосол Польской Республики в СССР г-н 3. Модзелевский, Член
Президиума Ирайовой Рады Народовой г-н В. Ковальский,
Заместитель Министра Иностранных Дел г-н Я. Берман, Пред

седалель Главного Правления Союза Польских Патриотов В. Ва-

силевская. Заместитель Главнокомандующего Польским Вой-
ском генерал-майор М. Спыхальский, 1-й Секретарь Посоль-
ства Польской Республики г-н Ольшевекий.

При подписании Договора И. В. Сталин и 9. Осубка-Морав-
ский обменялись речами,

Ниже привохитея текст Договора.

OP

ся оказывать друг ‘другу военную и другую помошь

Статья 2.

° Высокие Договаривающиеся Стороны, уверенные в
том, что интересы безопасности и процветания совет-
ского и польского народов требуют сохранения и уси-
ления в период и после окончания войны прочной и по-
стоянной дружбы, будут укреплять дружеское сотруд-
ничество между обеими странами в соответствии с
принципами взаимного уважения к их независимости и

суверенитету, а также невмешательства во внутренние.

дела другого государства.

Статья 3. :
Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются. и

по окончании настоящей войны с Германией предпри-

нимать совместно все меры, находящиеся в их распо-
ряжении, для устранения любой угрозы повторения аг-
рессии со ‘стороны Германии или какого-либо другого
государства, которое об’единилось бы с Германией не-
посредственно или в какой-либо иной форме.

Для достижения этой цели Высокие Договариваю-
щиеся Стороны будут участвовать в духе самого иск-
реннего сотрудничества во всех международных дей-
ствиях, направленных к тому, чтобы обеспечить мир и

безопасность народов и будут полностью вносить свой

вклад в дело осуществления этих высоких целей.
Осуществление настоящего Договора Высокими До-

говаривающимися Сторонами будет сообразоваться ©

международными принципами, в принятих которых уча-
ствовали обе Договаривающиеся Стороны.

2 4. _ Е

В случае, если одна из Высоких Договаривающихся
Сторон в послевоенный период окажется вовлеченной
в военные действия с Германией, которая возобновила
бы свою агрессивную политику, или с каким-либо
другим государством, которое об’единилось бы с

форме в такой войне, другая Высокая Договариваю-
щаяся Сторона немедленно окажет Договаривающей-
ся Стороне, вовлеченной в военные действия, воен-
ную и другую помощь и поддержку всеми средства-
ми, находящимися в ее распоряжении. т

ВЗАИМНОЙ. ПОМОЩИ И ПОСЛЕВОЕННОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ СОВЕТСКИМ
Осубка-Моравский, гснерал-полковник М. Роля-Жимерский, г-н a Модзелев ский, В. Василевская и другие.

; Статья 5.
Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются не
заключать ‘без взаимного согласия перемирия или
мирного договора ни с гитлеровским правительством,

ющей или которая посягала бы на независимость, тер-
риториальную целостность или безопасность каждой
из Высоких Договаривающихся Сторон.

Статья 6.

зуется. не заключать какого-либо союза и не прини-
мать участия в какой-либо коалиции, направленных
против другой Высокой Договаривающейся Стороны.

Статья 7.

Высокие Договаривающиеся Стороны’ будут и после
окончания настоящей войны сотрудничать в духе
дружбы в целях дальнейшего развития и укрепления
экономических и культурных связей между обеими
странами и помогать друг другу в восстановления
хозяйства обеих стран. т

Господин Президент, господин Премьер-Министр,
господа!
` Я думаю, что Договор о дружбе, взаимопомощи и
послевоенном сотрудничестве между Советским Со-
юзом и Польшей, который мы только что подписали,
имеет большое историческое значение.

Значение этого Договора заключается, прежде всего,
в Том, что он знаменует собой коренной поворот в
отношениях между Советским Союзом и Польшей в
сторону союза и дружбы, который сложился в ходе
нынешней освободительной борьбы против Германии
и который получает теперь формальное закрепление
в этом договоре. — ao

Отношения между нашими странами в течение нпо-
следних пяти веков, как известно, изобиловали эле-
ментами взаимной отчужденности, недружелюбия и
нередко открытых военных конфликтов. Такие отно-
шения ослабляли обе наши страны и усиливали He-
мецкий империализм. о
` Значение настоящего Договора заключается в том,
что он кладет конец и заколачивает в гроб эти ста-
рые отношения между нашими странами и создает ре:
альную базу для замены старых недружелюбных от-

ским Союзом и Польшей.

В ‘течение последних 25—30 лет, т. е. в течение
двух последних мировых войн, немцам удалось ис-
пользовать территорию Польши, как корридор для на
шествия на восток и как трамплин для нападения
на Советский Союз. Это могло произойти, потому что
между нашими странами не было тогда дружествен-
ных, союзных отношений. Старые правители Польши
не хотели иметь союзных отношений с Советским
Союзом. Они предпочитали вести политику игры меж-
ду Германией и Советским Союзом. И, конечно, до-
‘игрались... Польша была оккупирована, ее независи-
мость — аннулирована, при этом немецкие войска
получили возможность, в результате всей этой пагуб-
ной политики, оказаться у ворот Москвы.

Значение настоящего Договора состоит в _ том,
что он ликвидирует старую и пагубную политику

роткий срок.
ни с какой-либо другой властью в Германии, посяга-

Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон обя:.

По уполномочию

Президиума Верховного Совета
Союза ССР.

И. СТАЛИН.

ношений отношениями союза и дружбы между Совет-.

игры между Германией и Советским Союзом и заме .

союзом И ПОЛЬСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ, Подписывает

Статья 8.

Настоящий Договор вступает в силу с момента его
подписания и подлежит ратификации в возможно ко-
Обмен ратификационными грамотами
будет иметь место в Варшаве как можно скорее.

Настоящий Договор останется в силе в течение 20
лет с момента его подписания. Если одна из Высоких
Договаривающихся Сторон в конце этого 20-летнего
периода не сделает за двенадцать месяцев до срока
заявления о своем желании отказаться от Договора,
он будет оставаться в силе на следующие пять лет
и так каждый раз до тех пор, пока одна из Высоких
Договаривающихся Сторон не сделает за двенадцать
месяцев до’ окончания текущего пятилетия письмен-
ного предупреждения о своем намерении отказаться
от Договора.

В удостоверение чего Уполномоченные подписали
настоящий Договор и приложили к нему свои пе-
чати, :

Составлен в Москве 21 anpena 1945 rona, B двух

‘экземплярах каждый на русском и польском языках,

причем оба текста имеют одинаковую силу.

По уполномочию

Нрезидента Крайовой Рады
Народовой Польской Республики
ОСУБКА-МОРАВСКИЙ.

MAAUHA

няет ее политикой союза и дружбы между Польшей
и ее восточным соседом.

Таково историческое значение только что подписан-
ного нами Договора между Польшей и Советским
Союзом о дружбе, взаимопомощи и послевоенном со-
трудничестве. ;
_ Неудивительно поэтому, что народы наших стран в
нетерпением ожидают подписания этого Договора.
Они чувствуют, что этот: Договор является залогом
независимости новой демократической Полыши, зало=
гом ее могущества, ее процветания. `

Но этим не исчерпывается дело. Настоящий Дого-
вор имеет еще болышое международное значение. Го-
ка не было союза между нашими странами, Германия
имела возможность использовать отсутствие единого

`фронта между нами, могла противопоставлять Польшу

Советскому. Союзу и наоборот и тем‘ бить их по-
одиночке, Дело изменилось в корне после того, как
сложился союз между нашими’ странами. Теперь уже
нельзя противопоставлять наши’ страны друг другу:
Теперь имеется единый фронт между нашими страна-
ми от Балтики до Карпат против общего врага, против
немецкого империализма. Теперь можно с уверенно-
стью сказать, что немецкая агрессия осаждена с во-
стока. Несомненно, что если этот барьер с востока

`будет дополнен барьером с запада, то-есть союзом

наших стран с нашими союзниками на западе, то
можно смело сказать, что немецкая агрессия будет

_обуздана и ей нелегко будет разгуляться.

„Неудивительно поэтому, что свободолюбивые нации
и прежде всего славянские нации с нетерпением ожи-
дают заключения этого Договора, ибо они видят, что
этот Договор означает укрепление единого фронта
Об’единенных Наций против общего врага в Европе.

Поэтому я не сомневаюсь, что наши союзники на
западе будут приветствовать этот Договор.

‚ Пусть живет и здравствует свободная, независимая,
демократическая Польша!

Пусть живет и здравствует ее восточный сосед —
наш Советский Союз!

Да здравствует союз и дружба между нашими стра-
нами!

Речь г. Осубка-Моравского при подписании Договора — на 2-й стр.

договор И, В. Сталин, На снимке:

Фото Н, Петрова,