СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ

Речь г-на Э. Осубка-Моравского

‚ Источником и базой этого исторического для Hae
договора является совместная ‘оборона‘наших народов;
которым уже неоднократно в истории угрожало вар-
варство немецких орд, а также общая наша заинтере-
сованность в сохранении и укреплении мира в Европе
и счастливого сотрудничества между народами.

Мы глубоко уверены в том, что, подписывая этот
договор, мы вносим свой вклад в дело единства Об”
единенных Наций и общей безопасности, _

Если до сих пор в истории немецкий народ нарушал
мир в Европе и варварекими войнами наносил неисчи-:
слимый ущерб всем народам, а особенно народам сла-
вянским, то рождающийся теперь постоянный союз
этих славянских народов раз навсегда противопоставит-
ся немецкой агрессии и явится основой мира в Европе.

Польский народ, прошедший ад немецкой оккупации,
понес такие страшные жертвы в этой войне, а с другой

Г-н Председатель Президиума Верховного Совета!
Господин Председатель Совета Народных Комиссаров!
Господа!

Подписание сегодня договора о дружбе, взаимной
помощи и послевоенном сотрудничестве между СССР
и Польшей является закреплением непреклонной воли
и стремления польского народа к укреплению дружбы,
взаимной помощи и сотрудничества, которое. родилось
в общей борьбе наших народов против, немецких за-.
хватчиков.

Эти желания и чаяния дружбы и сотрудничество бы-
ли и являются исторической необходимостью, реализа-
ция которых стала возможной только теперь, когда в
нашей стране народ получил голос.

В течение сотен лет развивалась здоровая политиче-
ская идея — идея дружбы между нашими славянскими
народами, однако только перед лицом опасности со
стороны немецких оккупантов, в борьбе за наше суще-

1. Наступает

3+

Когда Центральная группа наших войск
начала фазведывательную операцию, Wer
решедшую затем в наступательные 60H,
перед авиацией была поставлена задача —
разрушить оборонительные <ооружения
врага на переднем крае и обеспечить пе-
реправы наземных частей через реки Одер
и Нейсе. Вроме того, с первых же часов
сражения авиация стала вести эффектив-
ную борьбу с подходящими немецкими ре-
зервами, парализуя вражеские коммуни-
кации.

‚ Тяжелые бомбардировщики первыми Ha-
несли удары по укреплениям противника
близ переднего края. Взрывы и многочис-
ленные очати пожаров свидетельетвовали
о точном попадании бомб. Удары тяжелых

стороны испытал и постоянно испытывает проявления! бомбардировщиков были  приумножены
государства и народа, она стала мощ- ‚  бом ли  приу
м ин Е дения а демократии   дружбы и помощи со стороны Великого Советского! летчиками-ночниками экипажей  «Поли-
pee ‘ народа, примет этот договор, как великое политическое  Кафпов-2».

польского народа.

Эта здоровая политическая идея будет отныне по-
стоянно руководить нашей зарубежной политикой, так
как она продиктована нашей государственной мудро-
стью, так как она является выражением совместных
горячих стремлений и желаний наших народов и выте-
кает из постоянной общности наших интересов.

Днем над позициями врага действовали
штурмовики и бомбардировщики «Петля-
ков-2» и «Бостон». Больше часа, длился
массированный удар нашей авиации.

‹В то время как наверху завязывалась
карусель возлушных G0eB, штурмовики
отыскивали немецкие батареи и бомбо-
 выми ударами уничтожали их. Успех
  продвижения наземных войск, вернее, за-
1 лог этого успеха, авиационное командова-
1 ние вилело прежде всего в том, насколько
будет поражена артиллерийско-минометная
система противника, составляющая основу
1его обороны.
  Рельеф местноети — леса, болота, воз-
вышенности — <оздавал естественные ус-
ловия для организации мощной обороны.
Немцы на этом Участке соередоточили ог-
ромное количество огневых средств и жи-
вой силы, стянув сюда вее резервы, но
это не могло преградить путь нашим на-
ступающим частям. Им хорошо помогала <
 воздуха авиация, а на земле — артилле-

достижение, как гарантию постоянного мира и безо-
пасности, как гарантию своей свободы и независи-
мости.
Да здравствует Великий Советский Союз! ‘
Да здравствует независимая демократическая Поль-
ша!

Обед у Председателя Совета Народных Комиссаров СССР И. В. Сталина в честь
Президента Крайовой Рады Народовой Польской Республики г-на Б. Берута
и Премьер-Министра и Министра Иностранных Дел Временного Правительства

Польской Республики г-на Э. Осубка-Моравского

21 апреля Председатель Совета Народ-  Посол Польской Республики в СССР г-н бедев, адмирал флота Н.Г. Кузненов, А. И.
ных Комиссаров СССР И. В. Сталин дал 3. Модзелевекий, Член Президиума Крайо- Шахурин, В. А. Малышев, Б. 1. Ванни-
обед в Кремле в честь Президента Край-  вой Рады Народовой г-н В. Ковальский, ков, Д. Ф. Устинов, Г. А. Митерев, A. Г.
овой Рады Народовой Польской Республи-  Председалель Союза Польских Патриотов   Зверев, А. Я. Вышинекий, В. Г. Декано-.
ки г-на В. Берута и Премьер-Министра и  в СССР В. Л. Василевская, Заместитель   зов, А. Ф. Горкин, генерал армии А. И.
Министра Иностранных Дел Временного   Министра Иностранных Дел г-н Я. Бер-  Антонов, главный маршал артиллерии
Правительства Польской Республики г-на  ман, Заместитель Тлавнокомандующего   Н. Н. Воронов. А. Д. Крутиков, маршал
9. Осубка-Моравского. Польским Войском генерал-майор М. Спы-  бронетанковых войск Я. Н. Федоренко,

На обеде присутствовали г-н Б. Берут,   хальский и др. тенерал армии А. В. Хрулев, генерал-пол- рия. Мы были свидетелями ратного труда
г-н 9. Осубка-Моравекий, Заместитель С советской стороны  присутствовали  ковник Ф. И. Голиков, Г. М. Попов, На- артиллеристов, которыми командуют офи-
. : М. И Калинин, А. И. Микоян, Л. П. рюдный Комиссар Иностранных Дел Бело-  перы Герои Советского Союза Берестовой

Премьер-Министра г-н В. Гомулка, Глав-
нокоманлующий Польским Войском rene-
рал-пюлковник М. Роля-Жимерский, Mu-
нистр Промышленности г-н Г. Мини,

К пребыванию в Москве Президента Крайовой Рады Народовой

Польской Республики г-на Б. Берута и Премьер-Министра т-на Э. Осубка-Моравского

Находящиеся в Москве Президент Край-  вчера, 21 апреля, посетили один из 0б0-  Г-н Берут в беседе © руководителями
овой Рады Народовой Польской республи-  ронных заводов. „ завода отметил образцовую организацию
ки г-н В Берут, Премьер-Министр и Ми-  Гости ознакомились ‹ производственной производственного процесса и хорошо по-

Чи Чиянов. Они прошли < победными боя-
‘MH весь путь от Волги до Одера. «Бить
немцев по-сталинградеки» — эту наднись
можно видеть на зарядных ящиках, на’
‘стенах землянок и в боевых листках.
Сталинградцы у Одера не уронили своей
славы. : ; ‘

` Артиллеристам помогали самолеты-кор-
ректировщики. Так, например, наши opy-
‘дийные расчеты, направляемые © воздуха
итурманом гвардии старшим лейтенантом

Берия, Г. М. Маленков. 1. М. Каганович,
Н М Швеник, H. С. Хрущев. ВН. А.
Вознесенский А. Н. Косыгин, Н. А.
Булганин, Посол СОСР. в Польше В. 3. Ле-

русской ССР К. Б. Киселев и др.

0бед прошел в теплой дружественной.
обстановке.

ъ

нистр Иностранных дел г-н 9. Осубка-  деятельностью завода и подготовкой новых   ставленное бытовое обслуживание рабочих:   Усенко, несколькими залпами подавили
Моравский и сопровождающие их лица’ кадров в учебном комбинате. oe (ТАСС).  активно действовавшую вражескую Фата-

Dew. : =.
` Скупой весенний рассвет еще боролся с
‘  нависшей над Одером ночной мглой, когда
героические русские пехотинцы услыша-

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБ

ОПЕРАТИВНАЯ СВОДКА ЗА 21 АПРЕЛЯ

В течение 21 апреля Центральная группа наших войск продолжала вести
наступательные бои западнее реки СДЕР и реки НЕЙбЕ.

: В результате этих боев наши войсна на ДРЕЗДЕНСКОМ — направлении заняли
города НАЛАУ, ЛЮККАУ, НОЙ-ВЕЛЬЦОВ, ЗЕНФТЕНЬБЕРГ, ЛАУТАВЕРН, КАМЕНЦ,
БАУЦЕН и вели бой за НЕНИГСБРЮК.

Западнее ОДЕРА наши войска заняли города БЕРНАУ, ВЕРНОЙХЕН, ШТРАУС-
БЕРГ, АЛЬТ-ЛАНДОБЕРГ, БУКОВ, МЮНХЕБЕРГ, ХЕРЦФЕЛЬДЕ, ЭРКНЕР и завязали
бои в пригородах БЕРЛИНА.

На территории АВСТРИИ, севернее ВЕНЫ, войска 2-го УКРАИНСКОГО фронта,
продолжая наступление, с боями заняли населенные пункты РАЙНТАЛЬ, КАТ-
ЦЕЛЬСДОРФ, ШРАТТЕНБЕРГ, ХЕРРНБАУМГАРТЭН, ВИЛЬГЕЛЬМСДОРФ, ФАЛЬБАХ,
МИХЛЬШТЕТТЕН, КЛЕМЕНТ, ЭРНСТЬРУНН, ОБЕР ГЕНЗЕРНДОРФ и мелезнодорож-
ные станции ГРОФСНРУТ, ВЕЛЬТЕРСКИРХЕН, НАГЛЕРН. Одневременно на терри-
тории ЧЕХОСЛОВАКИИ, юго-западнее ГОДОНИНА, войска фронта заняли город
ВАЛТИЦЕ.

На других участках фронта — бои местного значения и поиски разведчиков.

За 20 апреля на всех фронтах подбито и уничтожено 120 немецких танков
и самоходных орудий. В воздушных боях и огнем зенитной артиллерии сбито
103 самолета противника.

городах Берлина. Противник несет отром-

ные потери. Места. боев завалены тысяча.  .

ми трупов немецких солдат и офицеров.

Захвачено много трофеев и пленных.
& eo 5

= За окранной полевого аэродрома  тя-
`нется прямая, как стрела, и блестящая,
‚как зеркало, асфальтированная магистраль.
Это — дорога на Берлин. —

Сейчас, котда за  Одером земля сотря-
сается от гула орудий и в небе сменяют
одна другую группы краснозвездных ‹4-
‘молетов, здесь, на аэродроме, где базиру-
ютея крылатые  следопыты, е гордостью
вспоминают свои первые полеты над Бер-
лином. На этом участке фронта тотда бы-
10 тихо, и в еводках Информбюро лако-
нично указывалось:  «Ноиски разведчи-

Советские летчики активно поддержива-
ли боевые действия пентральной группы
Hamux Bolick. Hamm бомбардировщики и
штурмовики массированными ударами по-
давляли узлы сопротивления и огневые
средства противника, уничтожали его жи-
вую силу и технику. В воздушных боях.
за день наши летчики сбили 62 немецких
самолета.  Летчик-истребитель гвардии
капитан Найленов в одном воздушном бою
уничтожил три немецких истребителя ee
; «Фокке-Вульф-190». Группа штурмовиков’

- - В один из тавих дней к столице Гер-
АИ майора Смирнова атаковала зр- мании вылетел Анатолий Крупенко, моло-
тиллерийские позиции противника, унич-

тожила 4 полевых и 3 зенитных орудия.
Четыре наших истребителя во главе ¢o
старшим лейтенантом Марииным встретили
в воздухе шесть немецких истребителей.

уже третий полет и лететь-то было уже
совсем недалеко, в полку разведчиков ца-
рило заметное оживление. За всю войну,
за весь путь полка (от лесов Карелии!),
пожалуй, не было у летчиков такой опас-
Советские летчики атаковали врага и В ной трассы полета и вместе с тем такой
ожесточенном бою сбили три неменких ‹а-   жажды итти в Soil.

молета. Четыре истребителя во главе ©  В ожидании возвращения crapmero лей-
майором Ренцем заметили 80 вражеских  Тенанта Npynenko мы беседовали © под-
`  самолетов, направляющихея к расположе-   Олковником Гаврильченко, командиром
нию наших войск. Отважные летчики   РАЗВЕДЧИКОВ. Он рассказывал интерееней-

z ty биотрафию своей части. Но, вепоми-
врезались в строй самолетов противника.

: ная суровый север или обращаяеь к пе-
Майор Ренц сбил два немецких истреби- риоду славных боев за Варшаву и Поз-
теля, лейтенант Виноградов и младшие

нань, Гаврильченко т и дело «переклю-
лейтенанты Петренко и Герасимов — но

‚Чался» на события последних дней.
одному. Остальные самолеты противника

В руках y Hero был фотопланшет
потеряли строй и были рассеяны. Берлина и ето окрестностей. _
#+*

° — Еще перед стремительным броском

На территории Австрии, севернее Вены,  :0Т Вислы, — рассказывал нам Тавриль-
ченко, —   fi anu

войска 2-ю Украинского фронта с боями   КО» мы летали в район Познани,
пролвигались вперед и заняли несколько

Фюстрина, вплоть до рубежа реки Одера.
„Стояли сплошные туманы, были cHerona-

населенных пунктов. Советские артилле-

ристы и танкисты, отражая вражеские

`ды и нулевая горизонтальная видимость.
атаки, подбили и сожгли 18 немецких

Командир тогда не приказывал летать, a
обратился © призывом к нашим летчикам.
танков и уничтожили до батальона гитле-
ровцев.

Он говорил: «Найдите таких смельчаков,
которые, невмотря ни на что, смогут вы-
полнить задачу». Й они нашлись. Майор
В Чехословакии, юго-западнее торода Великий, капитан  Стебельков, капитан
Годонин, немцы, ‘пытаясь вернуть поте- Чибисов, старший лейтенант  Крупенко,
рянные накануне позиции, несколько раз  Старигийи леитенант Гризаев летали в те-
переходили в контратаки. Советекие части! Чение четырех дней при исключающих
успенгно отбили вражеские контратаки.
Затем наши подразделения стремительно
атаковали противника и, продвинувшиеь

хжх

Массированный удар нашей авиации по Берлину

В ночь на 21 апреля наши тяжелые  трезультале этого удары возникло более
бомбардировщики нанесли массированный  50 больших пожаров, сопровождавшихея
улар по военным об’ектам в Берлине. В еильными взрывами.

ek *ж*

контратак. Наши подвижные подразделе-
ния и пехота измотали противника, а за-
тем нанесли ему мощный удар. Бои пере-
местились на улицы города. Сегодня со-
ветские бойцы подавили сопротивление
немецкото гарнизона и полностью овла-
дели городом Бауцен — узлом четырех
железных и многих шоссейных дорог. №
исходу дня наши войска вели бои за г-
род Венигебрюк, находящийся в 24 кило-
метрах от Дрездена. z
х * *

Запалнее Одера наши войска,  преодо-
левая упорное сопротивление противника,
© боями продвигались вперед. Немцы пы-
талиеь любой ценой не допустить выхода
наших войск к Берлину. Они сняли ©
других участков фронта ряд дивизий и
ввели в Oo все запасные части. Гитле-
ровцы построили огромное количестве дол-
говременных сооружений, а также широко
разветвленные полевые укрепления. Наши
войска мощными ударами сломили ожесто-
ченное сопротивление противника. Запад-
нее города Врицен советские пехотинцы и
танкисты, поддержанные авиацией и ap-

Центральная группа каллих войск про-
холжала вести наступательные бои.

На Дрезденском направлении советекие
части, форсировав реку Шпрее, стреми-
тельно продвигаются вперед. Немцы спеш-
но подтянули в этот район крупные под-
крепления и с хода бросают их в 60й.
Олнако все ‘попытки гитлеровцев контр-
атаками остановить наши наступающие
части успеха не имели. Под ударами на-
ших войск противник оставляет одну по-
зинию за другой. Советские пехотинцы и
танкисты, действующие в сложных усло-
виях лесисто-болотистой местности, е 6б0я-
ми продвинулись вперед на 30—40 киле-
метров и штурмом овладели городом Люк-
кау. Другие наши части в результате
ожесточенных уличных боев заняли горо-
да Ной-Вельцов и Зенфтенберг. В этом
районе советские летчики подвергли бом-
баплировке и пушечно-пулеметному обет-
релу колонны немепких войск. Гитлеров-

полеты метесрологических условиях. Они
дали ценнейшие данные ‘06 обороне про-
‚тивника от Вислы до Одера.

3 т > > Bik iB 5 $ а & ©: Е ны у
пы, бросив более 500 автомашин и мно- Тиллерией, преодолели лесной массив и, aes  ee ipod ae Ве oa С Seago on a oie О ани ааа
№ вооружения, разбежались по ‘лесам.  ТВОМЯ на ¢Boem MYTH (Bab BpAMeCKOrO CO-   no yep ee rer ab ОДЕН AY TYE BE PSUR ky: п
, противления, в полдень ворвались в го. И СИЛЬНО укрепленный опорный пункт 09- (жал командир, — & сейчас векрываем

роны немпев. В боях в этом районе уни-
чтожено свыше 800 вражеских солдат и
офицеров.

Налта авиация наносила удары по бое-

оборону врата не только за Одером, но и
в пригородах Берлина.

Как бы в подтверждение слов Гавриль-
ченко, чуть ли не через каждые пять ми-
вым порядкам и подходящим резервам не- НУут командиры экипажей докладывали о
мецких войск. Уничтожено до 100 авто-  возвращении из полетов.
машин, разбито 15 вагонов и взорван: Крупенко, а следом за ним штурмаи и
склад противника © боеприпасами. 1етрелок-радист ¢ возбужденными лицами

1 подошли в командиру. Тот увидел возвра-
ПОБЕЛА

тивлтийся экипаж и радостно воскликнул:
Новую блестящую победу одержал от-

’ — Прилетели! Ну как?
Крупенко подробно рассказал © своем
важный ‹оветский летчик дважды Герой ‚пюлете.
Советского Союза гвардии майор Кожедуб.
Вылетев в паре с майором Титаренко, Ко-

‚ — Высота облачности 150 метров.
п Иришлюсь итти низко. Подошли к аэрод-

жЖедуб в районе одной из переправ вступил

в бой < большой группой «ФВ-190». Ис-

Советские и польские части окружили го-
DOI Каменц и ворвались на его улицы.
Вражеский гарнизон’ оказывал упорное
сопротивление, но быт разгромлен. Оже-
сточенные бои произошли в в районе го-
рожа Бауцен. Сосредоточив здесь много
танков и пехоты, немцы предприняли ряд

62-я

Bow пб расширению плацдарма, которые
ведет Центральная группировка наших
войск западнее реки Одер и реки Нейсе,
сопровождаются ожесточенными воздушны-
ми сражениями.

“Авиация противника стремится всеми

род Бернау. Завязались. уличные бои.
Советские бойцы штурмом брали баррика-
ды и дома, превращенные немцами в доты.
В исходу лня наши войска овладели горо-
дом Бернау. Другие наши чаети, сломив
вражеское сопротивление, заняли города
Штраусберг, Альт-Ландеберт,  Мюнхеберг,
Херпфельле, Эркнер и завязали бои в при-

В результате воздушного боя, который
длился несколько минут, твардий майор
Кожедуб сбил два самолета противника:
Теперь на счету этого замечательного ма-

й ‚  рому километрах в 30 от центра Берли-
стера воздушных боев 62 уничтоженных

на. Зенитки били неистово. Просмотрели

силами задержать продвижение  Красной  пользуя 6806 преимущество в высоте,   самолета врага. В этом же воздушном бою ‘аэродром и, пробив. облачность, набрали
Арыни. Однако, неся огромные потери, Кожелуб и Титаренко с хода’ врезались в майор Титаренко сбил один «ФоккегВЫЮоту. Направилиеь к Берлину. Сфото-
немцы не добиваются успеха. Советские] строй «Фокке-Вульфов». Внезапность на- прафировали всё, что нужно, и, маневри-

Вульф-190».
Действующая армия.
(От наш. с0б. корр. по телеграфу).

летаики. воюя в небе Германии, показыва-  падения вызвала панику среди немцев.
ют образцы мужества, геройства и высо-[Они заметались по небу, сбрасывая бомбы
кого летного мастерства.  на свои войска.

руя в зоне сильного зенитного огня, ухо-
дя от атак гнавшихся истребителей, до-
брались домой.

зависящее, чтобы

2. Реша.

дой воздушный разведчик. И хотя это был ,

Центрельнея

своих командиров долгожданное
заветное слово; «Вперед!» (Особенно тя-
желая задача выпала на долю тех частей,
которым довелось действовать н& RIOCTPHH-
ском плацдарме. т

дарма, кратчайший путь к Берлину. Вот
почему гитлеровцы” так упорно отстаивали
его и прилагали огромные: усилия, чтобы
сорвать наши переправы через Одер.

С этого плацдарма и нач
под прикрытием артиллерии и
пехотинцы офицеров Героя’ Советского
Союза Дмитриева, Есипенко,  Терехина,
Тюсина. Почти у каждого из них на тру-
ди медаль «За оборону Сталинграда».
пехотинцы оказались достойными . гордого
наименования сталинградцев, Они сумели
зацепиться за все, даже за самые незна-
чительные. бреши, проложенные артилле-
рийским огнем. Уже самый прыжок с плац-
дарма вперед — ато акт высокой доблести
и героизма, ибо на кюстринский  плап-
дарм направлен был основной огневой
Удар немцев. Но этот прыжок был осуще-
ствлен точно по плану командования.
Значительную долю успеха следует отне-
сти на счет твардейцев-минеров, помотших
пехотинцам преодолеть первые заслоны
глубоко эшелонированной вражеской 090-
роны. Е

Нашим наступающим частям приходится
вести ожесточенную борьбу буквально за
каждую пядь вражеских линий обороны.
Чем дальше продвигаются наши войска,
тем труднее эта борьба. Это можно ви-
деть на примере боев за овладение важ-
ным опорным узлом сопротивления и ком-
муникаций противника — городом Зеелов.
Вражеские автоматчики держались здесь
так упорно, что их приходилось уничто-
жать буквально по одиночке.

Автоматчик Василий Стегнев в одной
схватке уничтожил одиннадцать гитлеров-
цев. Он сумел захватить несколько хва-’
леных ‹«фауст-гранат», на которые Tak
уповали немцы. Вак раз в этот момент
осколок вражеского снаряда ранил отваж-
ного автоматчика, начавшего свой слав-
ный ратный путь еще под Москвой. Но
Стегнев дал себя перевязать только после
того, как © успехом обратил все захвачен-
ные «фауст-гранаты» против гитлеровцев.
` Вавлуженную славу принесли эти дни и
летчикам. Улары © воздуха были направ-
лены на разрушение опорных пунктов
перед фронтом наступающих частей в
районах Bpunen, Бездорф, Людередорф,
превращенных вратом в крупные узлы <0-
противления. Летчики делают все от них
помочь наступающим
частям продвинуться вперед.

Четверка «ИЛ-2» старшего лейтенанта
Нестеровича была нацелена на опорный

ли от

’ авиации

Гаврильченко похвалил экипаж. Радост-
но ‘было смотреть на этих трех русских
тоношей, только что. бороздивших небо
Берлина, а сейчас находившихся в кругу
своих друзей, которые засыпали их во-
просами.

...Разведчики — глаза и уши пехотин-
цев. Сейчае они летают в глубину Bpa-
жеского тыла, проникают за Берлин. На-
днях в авиационные и наземные штабы,
в дивизии, полки, батальоны ушли фото-
планшеты, вскрывшие все детали обороны
ppara вдоль западного берега реки Одера,
всю оборону немцев под Берлином. Это бы-
ло началом подготовки в новому удару.

Наконец, пришел день, когда наши вой-
ска перешли в решающее наступление.

Оборона противника западнее Кюстрина
характерна самыми усовершенствованны-
уи инженерными ©ооружениями. Опорные
пункты связаны круговой обороной. На
основных дорогах — противотанковые на-
долбы и рвы, минные поля и проволоч-
ные ‘заграждения.

№ этому следует добавить еще одну
важную деталь, характеризующую всю
сложность наступления частей Красной
Армии на подступах к Берлину: чем бли-
же к центру Германии, тем чаще встре-
чаются населенные пункты, деревни и
хутора с большим количеством каменных
построек. Каждую из них враг превратил
в долговременную точку с ‘круговой отне-
вой обороной. Даже после бомбардировки в
воздуха, когда все кругом превращается
в развалины, такой дом-дот не прекра-
щает огня.

Воздушные разведчики не только до-
ставили снимки сооружений немцев за Оде-
ром. Они вскрыли и сосредоточение вра-
жеских резервов, в ‘Частности танковой
труппировки, которую противник нодтянул
к линии фронта, Многодневные наблюде-
ния за зородромным узлом врага. дали
возможность установить большое скопле-
ние авиации, преимущественно истреби-
тельной. Достаточно сказать, что здесь, на
узком участке фронта, противник cocpe-
доточих свыше 1.200 самолетов.

Наступление началось мощной артилле-
рийской подготовкой, велед за которой в
атаку пошли летчики тяжелой бомбарди-
ровочной авиации, «Петляковы», штурмо-
вики и истребители, наносившие удары

по основным опорным пунктам противни-
ка.

LS

В первый день наступления мы были
на аэродроме, с которого действовали тя-
желые бомбардировщики «Ту-2». Отеюда
летчики наносили массированные удары
по немецкой обороне за Одером,

Навсегда, ‘останется в памяти метчиков
этот первый день штурма терманекой
твердыни. В торжественной тишине, стоя
в строю, водители воздушных кораблей
слушали обращение Военного совета
фронта:

— На Берлин!

Из штаба вынесли боевое знамя с ор-
денами Красного Знамени и Кутузова.
Олин 38 другим подходят к нему герои
многих дитв на пути к Берлину. Говорит
твардии майор Кожевников. Держит речь
капитан Беговой. Их речи, как клятва
коротки и волнующи.

Знамя выносят на старт. И
воздух наполнилея гулом мото
ных кораблей. Их
Они первыми подняли
аэродромом в строгом
девятки` «Ту-2».

вот уже
ров РСоЗдуш-
путь — за Onxep!
сь в воздух. Над
строю прошли три

Отсюда, в этого плап-.

али свой путь.

22 апреля 1945 r., № 32 (330).

НА ПОДСТУПАХ К БЕРЛИНУ

mG BOMCK

пункт Шульцендорф. Летчики обнаружили
здесь 3 артиллерийские батареи, С’ четы.
рех заходов под сильным зенитиым ‘огнем
‹ земли они атаковали позиции против-
ника. Бомбы накрыли вражеские орудия,
Последовал взрыв большой силы. На воз
дух был поднят немецкий склад 6 ‘боепри-
пасами. ;

Трудно передать маслитабы воздушных
боев, происходящих над Пйонами сраже-
ний. Стремясь задержать продвижение на-
гих войск, немцы пытаются воздейство-
вать на них с воздуха. Для этой цели они
используют преимущественно «PB-190»,

груп

И Нонаши истребители надежно прикрывают

боевые порядки наземных войск и Wepe-
правы через реки Одет, Нейсе и Шире,

Гвардии капитан Найденов, cpamases
со стаей фашистских истребителей, в од-
ном бою сбил 3 «Фокке-Вульф-190»,
Группа, ведомая гвардии старигим лейте-
нантом Решетиловым, встретила 8 «Фок-
ке-Вульф-190». В завязавшемея воздуш-
ном 6010 твардии старший лейтенант
Тулько сбил «ФВ-190».

Группа налних истребителей под коман-

дованием майора Ренца на высоте 1.200
метров на встречных куреах обнаружила
80 «Фокке-Вульф-190». Численное пре
восходотво было на стороне противника,
Несмотря на это, командир группы повел
летчиков в атаку. С первых же минут
наити истребители внесли панику в боевой
порядок противника. Майор Рени сб
два «ФВ-190». По одному фашистекому
истребителю уничтожили летчики [epa-
симов, Виноградов, Петренко.
  ‘He менее успешный воздушный Goll
провела группа истребителей во главе с
капитаном ` Четвериковым.  Сопровождая
итурмовиков, наши летчики встретили 30
«Фокке-Вульф-190» с бомбовой натрузкой
под прикрытием 20 «Мессершмитт-109»,
На высоте 2.000 метров завязался воз-
душный бой. Первым  зврезалея в строй
немцев лейтенант Броцкий.”В ходе боя он
сбил 2 самолета противника. Вомандир
труппы капитан Четвериков также унич-
ожил 2 истребителя противника. Пятая
победа была одержана летчиком Пиеате-
вым. Наша группа потерь не имела.

3a последние дни немцы потеряли в
воздушных боях несколько сот самолетов,

В результате ожесточенных боев запад
нее Одера напти’ войгха заняли торода
Бернах, Bepmoitxen, Штраусберг, Альт
Ландеберг, Буков, Мюнхеберг, Херцфельде,
Эркнер и завязали бои в пригородах Бер-

Лина.
‚ Майор Ц. СОЛОДАРЬ.
‚ Старший лейтенант В. СМОЛИН.,
Действующая армия.
(От соб. корр. по телеграфу).

щий удар

Мы слышали доклады первых экипажей,
вернувшихея с. боевого задания. Расека
зывает Ботовой: ”

— Видимость была 2 километра. Цель
отыскать очень трудно. Ориентируясь 1
Одеру, мы вышли Ha заданный опорный
пункт. Открыли бомболюки. Фотограф за-
фикеировал ‘точное перекрытие цели. 0
нами шли молодые — Ярусов, Чернышев,
Стекольщиков, Беспалов. Экзамен выде:
жали. Молодцы! Плотно в етрою летели,

Улары тяжелых бомбардиров  зафикеи:
ровал на пленку лейтенант Четвергов,

В первые же часы наступления april
леристы вместе с летчиками уничтожили
и подавили большинетво немецких огневых
средств, истребили большое количество
живой силы. Передний край немецкой 0б0-
роны был взломан. Авиапия продолжала
содействовать развитию успеха, расчищая
путь танкам и двигавшимея 3a отневых
валом пехотинцам.

Противник упорно оборонял кажлый на-
селенный пункт.  Летчики-штурмовики
Фили вражескую артиллерию с пеболь-
ших высот, . делая по 66—10 заходов.

Мы уже указывали, что немецкое
командование стянуло в район западнее
Кюстрина большое количество истребите-
лей. Еще до начала нашего наступления
на, этом участке фронта разыгрались оже-
сточенные воздушные бои. Немцы всеми
силами старались противодействовать 00-
вой работе наших пигурмовиков и. бо\бар-
дировщиков. Вроме того, группы «ФВ-190»,
используемые в качестве штурмовиков,
старались пробиться к нашим наземных
войскам.

Несмотря на, большое количество враже-
ской авиации, на то, что на воздушной
арене действовали группы” отборных  He-
мецких эскадр «Гинденбург», «Vaart»,
«Германия», несмотря на то, что в х0
оыли пущены силы берлинской зоны ПВО,
господствовала в воздухе наша авиация,

В отдельные моменты воздушная обста-
новка складывалась 060бенно напряженно.
Был день, когда произошло 55 возлушных
ооев, в результате которых враг потерял
54 самолета.

Враг действовал ‘как мелкими группаи
— 4—5 самолетов, — та!

$ и большими,
посылая одновременно в район поля oa
по З0зи более «Фокке-Вульфов».
Как правило, воздушные бои происхо-
; ay i
дили в 20—30 км. от линии bocnoro co-

прикосновения наземных войск, в глубине
вражеской

3 территории, на подотупах в
Берлину. Советские истребители перехва-
тывали немцев на пути к’ перелнему краю.
3 3a TPH ANA истребители- «охотники»
сбили около 30 вражеских самолетов.
Эти воздушные бон, разыгравииеся He
задолго до начаза наступления наших
войск, еще долее упрочили гоеподетво Ha-
шей авиации. Шрлиюелем ралиоперехват ха-
рактерного разговора немецкой станции
наведения с летчиками, находившимися 8

воздухе.
Земля: «Внимание! Внимание! В в034у-
хе русские истребители. Атакуйте!»,
Воздух: «Туда не пойдем, Там много
истребителей. Высылайте подкрелление!».
Как. трусливо звучиг эта реплика №
фоне боевого азарта советских летчиков!
..Ожесточение битвы за Олером napa
стает с каждым днем.
Майор Г. СОЖИН.
Старший лейтенант Л. ЛЕРОВ.
(От соб. корр. по телеграфу).