СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ

О
КИЕВОКОЕ 1
НАПРАВЛЕНИЕ i

еек очно!

Летчики громят

отступающего противника

‚ Наши части, действующие на Киевском
направлении, продолжают  пролвигаться
вперёд, отвобвывая у врага сотни новых
населённых пунктов. Велед за Шрилука-
ми, Пирятиным, Лубнами советские части
овладели городами Борисполь, Бровары.

Большую помощь наступающей пехоте
м танкам оказывают бомбардировщики и
штурмовики. Их боевая работа на этом
участке фронта характеризуется прежде
всего тесным вззимодействием с наземны-
ми войсками. Представители азиационно-
то командования всё время присутствуют
на командных пунктах наземных коман-
диров и по их требованию тотчас же вы-
зывают в воэтух эскадрильи. штурмови-
ков, бомбардировщиков и истребителей.
Своими Ухарами наши лётчики успептно
расчищают путь наступающей пехоте.

В районе олного населённого пункта
противник сосредоточил крупные силы
для нанесения контрудара по советеким
наступающим частям. Тотчас же по заяв-
хе наземного командования в воздух под-
нялась группа «Ильюшин-2», возглавля-
вмая старшим  лейтенантои  Барановым.
Совершив четыре захода на цель, лётчики
уничтожили до десяти автомашин,  He-
сколько лесятков солдат и офицеров, по-
давили огонь двух зенитных орудий. На
смену группе Баранова пришли игтурмо-
вики, веломые капитаном  Рассмотровым.
Полдлержанные с воэдуха, пехотинцы pe-
шительной атакой выбили противника ©
укреплённых позиций и продвинулись
вперёд.

Танковая часть наступала Ha сильно
укреплённый пункт немцев. Фашисты co-
крелоточили эдесь много  мотомехвойск,
артиллерии и танков. Район был вынолен
йля обороны, так как © него хорошо про-
слатривались все подходы к населённому
пункту. Наступление наших танкистов
было встречено сильным огнём врага. Тог-
да на помощь им пришли бомбартировщи-
ки. После второго захода «Петляковых»
немецкие огневые точки умолкли. В этот
момент наши танкисты стремительно ри-
нулись вперёл и ворвались в населённый
пункт. Ими были, захвачены большие тро-
феи, в том числе свыше двухсот лоша-
дей.

Особенно отличились в разгроме узлов
сопротивления на промежуточных  рубе-
жах штурмовики подразделения тов. Вит-
рука. На одном участке враг подготовил
оборонительный рубеж.  Разгролить о его
было поручено группе штурмовиков Dog
командованием опытного-лётчика, капитана,
Дубкевича. Встав в круг, штурмовики В
течение 15 минут били по огневым точ-
кам противника. В этом вылете труппа
Дубкевича подавила две батареи ‘шести-
ствольных миномётов и несколько артил-
дерийских орудий. Противник не удер-
жалея на пролежуточном рубеже и 0971-
ступил. И

Это не единичный случай высокой
оценки действий наших лётчиков. Благо-
дарность наземнюго командования за  от-
личную помощь наступающим частям
получили также лётчики подразделений
майора Плескевича, майора. Василяка, ка-
питана Войтекайтеса и других. -

Сейчас боевые действия наших войск
происходят в районе, изобилующем  вод-
ными рубежами. Перед летчиками встала
задача — помешать отетупающему врагу
переправиться через реки. Ударами по
переправам и скоплениям войск и техни-
ки на берегах рек наши лётчики днём и
ночью обескровливают немцев, наносят
им большой урон.

Разветка донесла, что в одном районе
противник отводит свои войска за реку.
Два экипажа ночных лёгких бомбархиров-
Щиков пол командой лётчиков Сухих и
Герасимова получили задачу — уничто-
жить переправу через реку. Штурман са-
молёта, пилотируемого Сухих, Miami
лейтенант Волков сбросил светящуюся
бомбу. Лётчик на полном газу отвалил в
сторону. Немцы открыли по самолету
огонь из всех зенитных средств. Этим BO-
спользовалея шедпкий велел лётчик Гера-
симов. Заглущив мотор, он бестшуино за-
шёл на цель. Его штурман  Москвичехк
сбросил бомбовый груз и попал прямо в
мост. У немцев началась паника. В этот
момент экипаж Сухих так же бесшумно
вновь появился над пелью и сбросил бом-
бы на скопившиеся у переправы  немец-
хие войска. Капитан И. ШИПИЛОВ.

Старший лейтенант М. РЕЗНИНОВ.

—_—е2——

ты

ГОМЕЛЬСКОЕ }

i ‚НАПРАВЛЕНИЕ
Овладев городом Унеча.. войска Брян-
ского фронта успешно развивают на-
ступление. За последние лни освобождены
сотни населенных  пувктов, в TOM чиеле
горола Клинцы, Новозыбков, Злынка. Кфас-
ная Аруия встутила в пределы Белорус-
ской республики. Вчера наши войска 33-
naam районный центр Гомельской области
и железноторожную станцию Тероховка.

В боях за Клинцы и Новозыбков снова
отличились лётчики Н-ской части и 009-
‘бенно штурмовики подразделений  Горла-
ченко. Данилова, Обухова. Группы «Илью-
ин-2», ведомые опытными и смелыми
лётчиками Ермолаевым, Чубуком, Попо-
вым, Трояном и другими, нанесли мощные
улары по отходящим колоннам врага, уни-
чтожив сотни автомашин, десятки желез-
нодорожзных вагонов и истребив свыше ба-
тальона пехоты.

Опираясь на заранее подготовленные ру-
бежи. немпы пытаются задержать наши
наступающие части, бросая в контратаку
танки и автоматчиков. Упорное сопротив-
ление оказал противник на подступах к
городу Влинпы. Вак всегла в этих  слу-
чаях, на помощь пехоте пришли лётчики.
Штурмовики майора Вололина. несмотря
на низкую облачность и дымку, с малых
высот ударили по опорному пункту и при-
легающим к нему железнодорожной стзн-
цин и шоссейной дороге. Лётчики уничто-
жили и полавили несколько огневых то-
чек, сожгли эпелон с боеприпасами и го-
рючим, лишив тем самым немецкие танки
горючего и сналядов. На перегоне лётчики
заметили второй эшелон, шелишй к той же
станции. Штурмовики атаковали его. В pe-
зультате было повреждено полотно дороги,
эшелон загорелся. Через несколько минут
эту же пель подвергли штурмовке ещё две
группы «Ильюшин-2», веломые лётчиками
Савченко и Брызгаловым.

ДЕИСТВИЯ НА

`Вак на западе в 1939—40 гг., так и
сейчас немцы применяют испытанный ими
тип мостовых парков, так называемый
тип «В». парком  перепразочных
средств оснащены не только специальные
мостовые колонны, но и корпусные, ар-
мей-кию батальоны. Парк тина «В» даёт
возможность противнику  наволить Мост
под грузы в 4, 8 и 16 тонн. Широко ис-
пользуют немцы французские и чехосло--
вацкие парки переправочных средств. На
вооружении сапёрных батальонов появи-

ЗЕМЛЯ РОЛНОЙ БЕПОРУССИИ

Илечом к плечу, со питурмовиками дей-
ствуют истребители. На-лиях четвёрка
«Яковлев-7», прикрывая  груниу «Илью-
шин-2», вотретила 8 немецких истребите-
лей. Двукратное превосходство врага не
истутало твардейцев. Они смело ринулись
в бой и вышли из него победителями, не
хопустив вражеских истребителей к штур-
мовикам. В ‘горячей схватке истребители-
гвардейцы Ветров и Павлов сбили три не-
мецких самолёта. Высокое. лётное мастер-
ство, смелость и отвага напких соколов ре-
шили исход боя. }

На весь фронт гремит слава истребите-
лей-развелчиков украинца Гамалия, mary-
ша Оздоева и армянина Давельяна. Они
служат в одной части и героически бьются
за родину, за освобождение своих братьев-
белоруссов. =

Вапитаи Гамалий в паре с младшим
лейтенантом Булгаковым, выполняя зада-
ние по разведке, заметил вражескую авто-
колонну. Он тотчас же атаковал её и сжёг
несколько автомашин. На друтой день эта
пара настигла эшелон © боеприпасами. В
результате стремительной атаки был вз0-
рван паровоз и сгорели вагоны © горючим.
На обратном маршруте_ Гамалий встретил
«Хеншель-126». В короткой схватке ка-
питак сбил фашистского разведчика.

Истребители Озлоев и Дазедьян, разве-
дав тылы противника, возвращались 10-
мой. Приблизивитись к линии фронта, они
увидели сигналы с земли, указывающие на,
автоколонну противника. Летчики с брею-
щего полёта обстреляли автомашины из
пушек. На месте штурмовки осталось пять
сгоревших машин.

Воодущевлённые успехами стремитель-
ного наступления напших войск, лётчики
беспощадно громят немецких захватчиков,
оказывая надежную поддержку наземным

частям.
Капитан Г.. АРИСТОВ.

казали, что самолёт `«ИЛ-2» является
грозным оружием в борьбе с переправами

Ы— EEE

р —фдЩ—————————————————————————— ND

ШТУРМОВИН ЗИНЧЕНКО

Когда на одном из участков нашего
фронта немцы, сосредоточив большое ко-
личество техники, попытались боем раз-
ведать наш передний край, наземные
войска вызвали авиацию. Группу самолб-
тов «Ильюшин-2» повёл
мастер штурмовых атак капитан Зин-
ченко. Предстояло»нанести удар по скоп-
лению живой силы и техники врага. По-
явление советских штурмовиков было
полной неожиданностью для фашистов.
Двадцать минут находились «ИЛ ы» над
целью, двадцать минут крылатые брони-
рованные машины, как смерч;  проноси-
лись над Толовами фашистских разбой-
ников. поливая их пушечно-пулемётным
огнём.

В этом вылете было уничтожено не-
сколько дзотов, подавлены зенитные ба-
тареи, истреблено немало вражеских сол-
дат и офицеров. Немцы, ошеломлённые,
стремительными — действиями = советеких
летчиков, не сумели оказать сопротивле-
ния нашим наземным частям, перешед-
шим в атаку, ‘и вынуждены ‘были оста-
вить CBOH позиции.

— Когда мы, зашли на цель, — pac-
сказывал потом Зинченко, — то в первую
очередь уничтожили зенитную батарею,
мешавшую нам работать. Затем с бреюще-
о обрушились на живую силу противни-
ка. Боеприпасы кончались, а тут, отку-
да ни возьмись, открыла стрельбу, зе-
нитка. Я пошел на хитрость: засек вра-
жескую батарею и стал имитировать ата-
ку. Фашисты, увидев, что я пикирую на
них, покинули позиции. Стрельба прекра-
тилась, а к этому времени подоспела оче-
редная группа наших штурмовиков, Они
продолжили нашу работу.

Для Зинченко не существует нелбтной
погоды. В ясный день и непогоцу он под-
нимает в воздух свою, стальную птицу. С
берегов древней русской реки он устрем-
ляется туда, где под стенами великого
торода окопался враг. Свыше 80 раз ка-
питан Зинченко появлялся над головами
немецких захватчиков. Сквозь сплошную
завесу зенитного отня пробивался он к
цели, уничтожая фаптистских извергов.

В боях о немецко-фапистскими захват-
чиками капитан Зинченко с честью вы:
держал тяжелые испытания, слал экзамен
на зрелость первоклассного мерные а

De

прославленный

Есть два способа контроля  бомбомета-
ния, которыми мы пользуемся. Первый —
фотографировамие цели в момент сбрасы-

тельных б0ёв он сбил

друзья поздравляют героя с новой победой. 2. Штурмовики,

Киевское направление. 1. Искусный мастер воздушных боёв командир
эскадрильй старший лейтенант Н. Бутома (второй справа). За период
10 немецких самолётов

наступа-
лично и Б в группе, Боевые
ведомые гвардии

старшим лейтенантом Волжиным, атакуют вражеские позиции. 3. Герой Совет-
ского Союза гвардии капитан Николай Найденов. На его боевом счету — 18 сби-

¢

тых немецких самолётов.

уд

фото А. Дмитриева.

Контроль бомбометания

вания 60мб, и второй — полёт в составе
группы специального контролера, визуаль-
HO наблюдающего за действиями бомбарди-
ровщиков. Таким образом работ» штурма-
нов звеньев и экипажей  олновременно
контролируется фотоаппаратом и вышесто-
ящим штурманом.

Чтобы получить хоропгий снимок с гори-
зонтального полёта, фотоаппарат устанав-
ливается на 15 градусов назад, при пики-
ровании — на 30 грамусов назал. Такая
установка даёт возможность при фотогра-
фировании охватить все разрывы  6б0м0.
Включение аппарата производится в м0-
мент сбрасывания, & выключение-——через
20-—30. секунд, в зависимости от высоты
бомбометания. Когда бомбы сброшены и
эппарат включён, самолёт идет по прямой
без разворотов. При фотографировании раз-
рывов лётчик увеличивает или  уменыша-
эт скорость на 60-——100 километров и ма-
неврирует по высоте в пределах 100 мет-
ров.

При еоблюдении описанных приёмов фо-
гограрирования снимок. как правило. по-
лучается доброкачественным и даёт люлное
представление 0 работе штурмана.

Современное поле боя усвяно воронка-

ми. Чтобы не принять старые воронки от
‘yeux б0м0 за свои, свежие, мы обычно

мовых атак Правительство высоко оон рактикуем минимальный интервал между

ло мужество и отвагу Алексея Зинченко,
присвоив ему недавно звание Героя Со:
ветского Союза. ‘
Капитан Зинченко готов к новым ре-
тающим схваткам с ненавистным врагом.
В сердце героя горит неутолимая жажда
мести гитлеровским захватчикам. т
‘Старший лейтенант А. РЫЖКОВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. _ а

а

Разведчик сбил «Ме-109»

Два фалпистеких истребителя «Ме-109»
атаковали одиночный советевий самолёт-
разведчик. В воздухе непрерывно трещали
пулемётные очереди. Бой принял озжесто-
чённый характер. i

Стрелок-радиет старший сержант (0б0-
лев, улучив удачный момент, меткой пу-
лемётной очередью пропил одного фати-
стокого хищника, «Мессершмитт» загорел-
ся и факелом полетел вниз. Второй «Ме-
109», боясь, что и его постигнет такая
же участь, поспешил уйти,

Воолупювлённые победой, разведчики
младшие лейтенанты Бессарабский, Крас-
нов и старший сержант Соболев  продол-
жали выполнять боевое задание.

Старший лейтенант П. НАУМЧИК. _

ВВОДНЫХ РУБЕЖАХ

должны были прикрывать переправы,
Нечцы организовали непрерывное  патру-

противника и что действия его исключи-
тельно эффективны.

Как были организованы эти удары. в
Застности по переправам на Днепре, на
участке Днепропетровск—бапорожье? На-
ми была предпринята так называемая.
разведка на себя. Прежде всего нужно
былое найти наведенные немцами времен-

лирование ва средних высотах, учитывая,
что по переправам будут бить штумови-
ЖИ.

Всё эм и предопределило организацию
действий «Ильюшин-2». Их удары по пе-
реправам пришлось сочетать со штурмо-
выми налётами на вражеские аэродромы,
ибо успех действий штурмовлков зависел
от того, сумеем ли мы завоевать господ-

ные переправы через Днепу. Задача, эта ока-

лись лёгкие мосты длиною в 45 метров и
грузопод’емностью в 18 тонн, а для транс-
порта на гусеничном ходу — 10 30 тонн.
Известно, что немцы для переправ при-
меняют и тяжёлый мост на судах, ваи-
большая длина которого—272 м., & шири-
на — Бы. У противника широко разви-
тд механизация восстановительных работ.
Понятно. что срыв движения немцев че-
рез переправы на водных рубежах — де-
ло сложное.

Отнако в последние месяпы наши лёт-
чики с большим успехом нанесли ряд мас-
сированных Ударов по вражеским  пере-
правам. Несмотря нз все ухишрения не-
мецких вобстановительных команл, пере-
броска войск противника Ha этих волных
рубежах была залруднена; и они понесли
большие потери.

В течение лета 1943 г. нашим лётчи-
хам пришлось дважды активно  действо-
вать по вражеским переправам. В первый
раз — в июле, когда чемцы прелприняли
наступление на Белгородском направлении
и в связи с этих форсировали Северный
Донец, и во второй раз — теперь, когда
противник, отступая, переправлял свои
войска с левобережья Лнепра на правый
берег. В обоих случаях штурмовики по-

залась нелёгкой, если. учесть все маекиро-
вочные ухищрения немцев. В частности,
противник широко использовал дымовые
завесы. Самые переправы были‘ погруже-
ны в воду. Если в момент появления раз-
ведчика над рекой нет переброэки войск,
то обнаружить переправу очень трулно.
Мы выслали на разведку истребителей,
вооружённых фотоаппаратом. Разведчики
появлялись над Днепром несколько раз В
течение дня. С помощью аэрофотоснимков
вам всё же удалось установить места, где
немцы ‘соорудили переправы.

Опыт борьбы с переброской немецких
войск через Северный Донен и Днепр по-
казал, что противник прилагает болытие
усилия для защиты переправ. Он прикры-
вает их большим количеством ЗА. На Се-
верном Донце, например, одну переправу
прикрывали 6 батарей ЗА среднего  кд-
либра и большое количество МЗА. Кроме
того, над переправами былое организовано
непрерывное патрулирование истребителей.
Немпы в районе лнепровских переправ
держали мощную группу истребителей.
частности, в одном из районов базирова-
лось более 100 истребителей, которые

тво в воздухе. Штурмовики; уничтожив-
шие в эти дни ло 30 самолётов против-
ника на аэродромах, значительно облег-
чили работу групп «ИЛТ’ов», действовавших
непосредственно по переправам. Олнако
мы ‘не могли надеяться на то, что удара-
ми по аэродромам полностью парализуем
противодействие воажеских истребителей
нат рекой. И действительно, противник
всё время, правда небольшими группами,
в 6—8 самолётов, но всё же прикрывал
свои переправы.

Не было, кажется, вылета штурмовиков,
который не сопровождался бы воздушным
боем. В эти дни напти лётчики, елелав по
70 самолёто-вылетов на переправы, про-
вели десятки воздушных боёв, в которых
противник потерял до 15 самолётов. Столь
активное противолействие  немпев в BO3-
духе нами было заранее предусмотрено.
Мы уже имели опыт таких ожесточённых
воздушных боёв при налётах на перепра-
вы через Северный Донец. Поэтому, посы-
лая «ИТы» группами в 8—1 самолётов,
мы обеспечивали им надежное прикрытие
«la-59,  Cpean истребителей имелась
группа подавления средств ПВО против-
ника. Другая труппа имела специальную

снимками, фотографируя цель до её пора-

жения и в момент разрывов бомб.

< Для лучшего определения результатов
бомбометания монтирование снимков на
фотопланшет производится: «в блочку» 6
обязательным учётом снимков стопроцент-
ного перекрытия. Ни в коем случае ие
рекомендуется наклеивать снимок один на
другой резаным или рваным способом. Не-
брежный, наскоро склеенный фотопланшет
никогда правильно не покажет  хойстви-
тельных результатов бомбометания.

По фотоснимку не только можно узнать,
где упали бомбы, но и проследить пра-
вильность серийного бомбометания  ведо-
мыми экипажами с учётом рефлекса запаз-
лывания. На каждом разборе полётов фото-
снимок у нас является основным и един-
ственным документом, позволяющим оце-
нивать работу штурмана и лётчика,

Нелавно экипаж капитана Лабина
(штурман Давиденко) в составе девятки
бомбил с высоты 2.000 метров танки про-
тивника. Лабин шёл ведущим, поэтому на
ответственности его штурмана были. все
расчёты за групну. Иривезенные  фото-
снимки показали отличный результат бом-
бометания. Отчётливо были видны прямые
попадания в девять немецких танков. По
танку на самолёт!

f
задачу — отсекать истребители  против-
ника? преследующие наших штурмовиков.

Впервые при ударах по переправам мы.

пошли на такой смелый шаг, как увели-
чение бомбовой нагрузки «ИЛ’а». Дело в
TOM, 4TO штурмовики действовали но
только по временным  переправам, но и
п постоянным  железобетонным мостам,
В своби боевом порялке «ИЛы» имели
специальную ударную группу, шедшую ¢
бомбами более крупного калибра, и груп-
пу подавления зенитных средств прогив-
ника, вооружённую бомбами более мелко-
го калибра. Такое распределение сил себя
вполне оправтало. Ударной группе «Иов»

Однако фотоснимок в состоянии зафик-
спровать только то, что произопыю с об’ек-
TOM, a Hac He менее интересует, каж дей-
ствовал в полёте ведущий группы, отюуда
он совершал заходы, в чём. выразилась
его инициатива, как вели себя ведомые.
Вот почему за последнее время мы стали
посылать на боевые задания специальных
контролеров, которые наблюдают за дей-
ствиями экипажей, начиная © момента
взлёта. : }

Недавно я летел контролирующим в
труппе капитана Горького. Внешне всё
было правильно. Экипажи нашли цель,
выдержали режим полёта, с высоты 1.800
метров` по сигналу ведупих сбросили бом-
бы и компактно, плотным строем пришли
домой. Doroannapar зафиксировал попада-
ние в два танка и в колонну автомашин,
Десять машин горели и до пятнадцати,
по всей видимости, были повреждены.

Несмотря на это, во время разбора по-
лётов я вынужден был высказать  недо-
вольство действиями Горького. Почему?
Оттибка ведущего заключалась в том, что
си «запопился» за указанный район и ве
проявил никакой инициативы. А стоило
чуть довернуть вправо, где в овраге сто-
sao go 60 танков и автомашин, плотно
прижатых друг к другу, и эффект бомбо-
метания был бы горазло выше. Кроме того,
один ведомый из этой жегруппы увидел
впереди автомашину, не выдержал и сбро-
сил на пеё бомбы. Когла же группа при-
шла на свою основную цель, ему нечем
было” бомбить

Характерной  ‘оттибкой  большинетва
молодых экипажей является то, что они не
выдерживают режима полёта, когда цель
прикрыта сильным зенитным огнём, В ито-
re бомбы падают в стороне от цели или с
перелётом. Некоторые экипажи  сбрасы-

вают бомбы с одновременным открытием

люка, и они, естественно, не долеталот до
цели.

Вее эти ошибки замечают наши конт-
ролирующие пгтурманы и на разборе полё-
тов указывают на них.

Имеются у нас и другие строгие и бес-
пристрастные контролёры. Речь идёт 0
сопровождающих группу истребителях.
Они видят действия каждого бомбардиров-
щика и быстро улавливают ошибки. 0быч-
но при возвращении с маршрута я подса-
живаюсь на аэродром истребителей и тут
же, что называется по свежим следам, вы-

ясняю их мнение. Таким образом после

каждого полёта у меня составляется пол-
ная и довольно точная картина работы
всех групп.

‚ Подполковник А. СИМАН.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

шёл с запада, углубившись на 10 кило-

метров из территорию противника. Линию
фронта нала ‘группа пересекла на высоте

чтобы

2.350 м. Это было необходимо,
иметь запа? высоты для противозенитного
маневра. К цели мы подходили в строю
левого пеленга пар. При подходе к пели
я подал но ратио команду перестроиться в

‘Бильвалер пар и пикировать на цель. Пе-

реправу прикрывало много батарей BA x

ЗА, HO Y Hac благодаря большой высоте
была возможность маневра, и мы не за-
медлили воспользоваться этим. При зыхо-
де из атаки Ha Hac напали 6 «Ме-109»,

`в XBOCT  маптины

PP BPP PPOLP PLP PLP eet

ВОЗДУШНАЯ СХВАТКИ
НАД ЦЕЛЬЮ

Двенайцать «Лавочкин-5» двумя группа»
ми вылетели на сопровождение «Илью-
шин-2», которые имели задачу иггурмовать
отходящие войска противника. «ИЛ»
шли в строю правого пеленга на высоте
1.000 метров. В группе непосредственног
прикрытия было шесть «48-5»: пара
справа с превышением над «ИЛ-2» 200
метров, вторая пара левее < превышением
100—150 метров. Сзади и выше «ИТов»
находились 2 «Лавочкин-5».

При подходе к пели на высоте 1.500
метров впереди появились 2 четвёрки
«ФВ-190». Немецкие истребители пока
выжидлали. Но как только штурмовика
приступили к работе, на них со стороны
солнца, набросилась первая пара, «ФВ-190».
Однако немцам пришлось столкнуться е
нашими истребителями, которые немедлен-
но завязали бой, отсекая противника от
«ИЛ’ов» короткими очередями,

Пара — лейтенант Токорев и младигий
лейтенант Сухоруков — развернулаеь в
сторону нападавших ‘немпев и атаковала
их снизу © дистатции 100—150 метров.
Сухоруков длинной очередью сбил одного
немца. Второй «ФВ-190» попытался зайти
лейтенанта Токорева.
Лётчик своевреметно заметил этот маневр
и резким разворотом влево ‘ушёл от огня.
В этот момент другая парах «ФВ-190» ва-
бросилась на Токоревь сверху сзади, но ве-
ломый младший лейтенант Сухоруков п
ставил перед немцами сплошную траюсу’ 38
традительного огня. ни

Водущий левой пары — лейтенант Во-
жакин, заметив внизу четырёх «ФВ»
атаковал замыкающего четвёрки сверху
сзади © дистанции 50 метров. После дв
длинных очередей горящий немец свалился
на крыло. Но в это же время Вожавин
сам попал под огонь пары «ФВ-190». Один
немец наседал сзади, второй бил пушечным
огнём слева сверху. Вожакин выскочил иЗ-
под огня правым виражем и сам защел
в хвост. «Фокке-Вульфу».

Тем временем на помощь Вожажину спе“
шила пара Токорев-—Сухоруков. Пикируя
но пемца, паходивитегося сзади Вожаки“
на, Токорев с дистанции 200 метров ot
крыл огонь, но сам, имея большую ско“
рость, проскочил мимо врага и попал п
огонь «Фокке-Вульфа», ходившего до этого
в стороне и выше. Это, повидимому, бы
самолёт немецкого командира, руководив-
пего воздушным боем. Он сразу попыталея
зайти в хвост нашей машине.  Токорев
увернулся левым разворотом, набрал выюо-
ту и < большим креном пошёл в лобовую
атаку. «ФВ-190» не отворазивал. С ди
станции 400 метров Токорев дал длинную
очередь и сделал резкий левый разворот
с набором высоты. Оглянувльись, он увие
дел: противник, дымя, идёт к земле.

Пара «ФВ-190» сверху сзади наседала
на самолёт ведущего группы лейтенанта
Стручкова. Его ведомый лейтенант Гордеев
умело отбивал все атаки, не подпуская
немцев на близкую дистанцию.

Видя надёжное прикрытие, штурмовик
второй раз пошли на цель. И вдруг слева
снизу вынырнуло ещё 3 «ФВ-190». Одия
из них на вираже атаковал ведомого пары
Новикова и пыталея было зайти ему }
хвост. Лейтеналт Соловьев, поставив «Ла
зчкин-5» в крутой вираж, о©близилея
вплотную © немцем и тремя очередями сб
его. Один «ФВ-190» атаковал сверху с38
ди лейтенанта Бокова, но не рассчитал и
проскочил. Тогда он попытался уйти pas
воротом вправо с набором высоты. Бок
понял, что хотел сделать немец. «Лавот
кин-5» встал в правый вирак, и лётчие
с дистанции 100’ метров открыл огонь п
противнику. 0б’ятый огнём, «ФВ-190» ге
шёл к земле.

Окончив штурмовку, «ИРы» вытяну’
лись в эллипс и полетели на свою терр
торию. Наши истребители заняли свой ме
ста в боевом порядке сопровождения. Hex
цы не преследовали группы. Рассеянные
по небу, они уходили поодиночке,

Капитан П. БЕЛОЗУБ.

HO прикрывавшие «12-5» быстро отсекли

«Мессершиитть», ебив один самолёт.

Полковник Матюшин, организуя удаты
по днепровским  переправам, хорошо из-
пользовал. вой личный опыт штурмовки
немецких переправ на Северном Донце.
Его опыт учит тому, чо целесообразнее
веего заходить на переправу под утлом
10—15 градусов с тем, чтобы лучше про-
смотреть мост. Ввод в пикирование и при-
целивание надо вести по всей длине мо-
ста. При этом точку прицеливания елелу-
т выбирать ближайшую к самолёту. Бом-
ам сериино с интервалом

Пот ударами таких замечательных пгтур-
мовиков, как Салкин, Еллышев, Матюшин
н лоугие. много немпев. их машин. ооу-
дий, миномётов оказалось на дне Днепра.

Впереди большое поле деятельности лля
штурмовиков—«охотников» за вражески-
ми переправами, Враг, отетупая, принима-
ет все меры, чтобы вывести свою технику и
живую силу из-пот удара советских войск.
Наши лётчики сделают Bee, OT них завися-
ее, чтобы воты советских рек стали мо-

ГЕлой для тысяч немецких солдат ий 5фи-
церов.

были созданы все условия для того, чтобы
точно поразить цель бомбами более круп-
Horo калибра. Именно эти ударные грутнты
и разруптили один, из больших железното-
рожных- мостов, по которому противник
перебрасывал на правобережье Днепра свои
главные силы. Такой же ударной группе
«ИТов» в составе восьмёрки (ведущий
Салкин) улалось взорвать главную из пе-
реправз, наведённых немцами на Днепре, в
OLHOM из районов,

Учитывая, что в течение нескольких
часов переправа может быть восстановле-
на, мы организовали работу штурмовиков
таким образом, что они появлялись нал
олними и теми же переправами через ка-
жлые 3—4 часа.

При действиях по переправам большое
значение имеют правильный заход на
цель и точное прицеливание. Вот, напри-
мер, что рассказывает один из лучших
наших мастеров штурмовых  уларов по
точечным и узким целям полковник Ма-
тюшин 0 том, как он разбомбил пере-
праву на ‚Северном Донце:

— Я вёл шестёрку «ИЛ’ов» пол при-

Полновник К, БУРАН,
крытием 6 «Ла-5». На переправу я за-

ДНЕПРОЦЕТРОВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

А

Гомельское направление,
Лучшая оружейнина, доброволец млад-
ший сержант Вера Иванова тотовит
боекомплект для самолётной пушки.

Фото И. Бессарабова,

a