xy

0*

i

OT

Ла
Ta

Bea BE

я

99 сентября 1943 г., № 40 (168}.

ВВОД В СТРОЙ.
— ШТУРМОВИКОВ

(вже суворовское правило  гласпф:
fuse? B ученьи — легко в бою». Это
ити правию мы кладем в основу всей
мы ¢ юлодыми летчиками,

(и пестго к сложнояу — вот наш
youl IPE при вводе молодбжи в
д. Никакой спешки и разбросажности
уе — наш второй принцип. И, нако-

я, — строгий учет индивидуальных
эивностей, заинтересованности и сю
„витей каждого отдельного — пилота,
ja LTR, например, быстро усватва-
нов т ЖФ время и быстро забывает.
{уий усваиоает мепленно, но вато его
зы 1 Навыши прочно закрепляются.
и первого необходимы более частая
qeuneexd и повторение пройденного,
к торого-—— более длительная отработка,
nie влементов полёта и тактиче-
в вопросов. :

Многие очитают, что молодой лётчик
пище» пли «дозреет» в воздухе, в про-
не боевых вылетов. Это опасная

приводящая к ненужным потерям
уидих и материальной части.

‚ № молодёжи в строй должен троге-
из плаиомерно, без излишней тороплизо-
п т риска, начинаясь с подтотовки на
уме, Наземная подготовка складывается
р; тцаельвюго изучения материальной
зыти самолёта, ‘мотора, вооружения и ра-
рооборутования, из ‘усвоения тактики
пенения отгурмовика и тактики. веде-
а водуитного боя; из штурманской под-
иювки: изучения по картам района по-
soos в радиусе 300 километров, выработ-
и пения производить расчеты, усвоения
давил общей и детальной ориентировюя
11. К $

[учение материальной части проходит
те на учебном «Ильюшин-2», который
эзпавливается на специальные козелки.
[тики Ha земле имеют возможность тре-
пуваться в пюд’бме и выпуске шасси,
минть порядок осмотра материалыной ча-
1%, отработать пользование приборами,
этролирующими работу мотора. Пробуя
yop, лётчик имеет возможность посмот-
ука работают тенератор. У молодых
simon бывалот случаи, когда они пута-
вытуск и под’ём шасси, выпуск птасси
‹ выпуском закрылков, забывают открыть
NEE краник, оставляют закрытыми
уевью шторки у водяного и масляного
имторов, вследствие чето выводят из
мм мотор. Поэтому мы обращаем особое
миузние на эти элементы, не упуская
m ой  ‹ыелочи» в  оксплоатацдии
 утожальной части и добивалеь ‘автома-
ива в пользовании приборами и ручкой
правления.
  еде изучения приборов, контролиру-
 ущих работу` мотора, приступаем к освое-
т рации. Лётчик учится настраивать
цивуниь, устанавливать его на разные
ханы, запоминает знаки. Попутно он
пучет размещение фралиооборудования,
лихя работать при помощи РПК.

атом лётчики на земле тренируются в
meubte из пушек и пулемётов по под-
FRM и моподвижнымх целям.

Только после отличного усвоения мате-
Manno части и тщательной подготовки
№ хиле лётчик допускается к трениро-
WM полбтам с лётчиком-инструктором
— хомандиром эскадрильи или команди-
Им звена.

} первых полбтах молодой лётчик отра-
иызает элементы техники  пилотирова-
и: координацию в пользовании  лрибо-
№; постоянство в скоростях, особенно
IM посадке, взлёт в плоскости ветра И
№8 ого, в условиях ограниченной поса-
мой площадки, Если тренировка про-
митея на большом аэродроме, то уста-

имизаются искусственные ограничители
(TOY, чтобы ширима посадочной площад-

i

} авиационных частях Красной Армии

видится лучшая, отборная часть совет-
в0Й молодёжи. Подавляющее большияст-
н& — члены ВЛКСМ. В своей повсе-
иезной боевой работе, в борьбе с немеп-
Ин захватчиками комеомольпы показы-
8  образцы стойкости и отваги.

В соединении, которым командует тов,
Тюкин, сражаются сотни комсомольцев.
lone из них в воздушных боях с не-
иуиуи фалиистами проявили высокую
Алесть и беспримерный героизм. Такие
иехра огия и маневра, как тт. Баранов,
Campos, Ефремов, Каштитонов, Мартынов,
‘тетов, Соломатин и другие, удостоены
Bina Героя Советского Союза. Сотни ком»
Уильев паграждены орденами. Beé это
ту”ольствует о передовой роли чле-

‘в РВОМ в авиационных частях.

№жво привести много положительных
Метв о деятельности комсомольских ©р-
Наций этого соединения. Но вместе ©
TM есь имеют место серьёзные  нело-
‘аки, тламным образом во внутрисоюз-
ий к воспитательной работе. Прежде
 о в ряде комсомольских организаций
Южение структуры, провелённое в ию-
№ № привело ещё к оживлению и ко
Иолу улучшению всей’ внутрисоюзно
1 вкпитательной работы, а самая пере-
(mika проведена формально. Особенно
10 иносится к организации ВЛКСМ, где
Мщником начальника политотдела по
омолу старший лейтенант  Сивотел,
10s даже важнейшие указания о пере-
Чуйко не ловелены ло созначия  Ккомсо-
Утьцев. И не случайно комсорг первич-
№ комсомольской организатии  стартиий
Мжант Горщевский до августа не знал

WARARAPPPAPEPP PLL ALL LLLP LLL AL APA ALANA

Юмвершить перестрой

ки не превышала 100 р . Вее

ченные ошибки а acl intorece:
‚ В дальнейших полётах отрабатываются
строй и слётанность пары. Ведущий по-
мотает своему зведюмому (молодому лётчи-
ку) приобретать навыки в использовании
радиосвязи, оволюциями сасголёта показы-
вают ему различные сигналы, учит изне-
врировать выкотой m скоростью.  Веду-
щий, как правило, хохит в первых полё-
тах с превышением на 50 метров, чтобы
ведомый  хорото видел, ках нужно дейст-
вовать з воздухе.

После отработки строя пары тренировка

продолжается в строю четвёрок, шеетёрок и
девяток.

Всего на тренировку лётчикюа-пттурмови-
ка на земле мы отводии 40—50 нь
отработку элементов техники пилотирова-
ния, воздушного строя и проведение учеб-
ных воздушных 608в даётся на каждого
лётчика от 8 ж 15 полётов, в зависимости
от ето способностей и подготовки.

Большое внимание уделяется тактике и
ведению активного воздушного боя птгурмо-
вика с истребителями и бомбардировщика.
ми противника. Лётный состав отрабатыва-
ет взаимодействие внутри группы при по-
строении в круг, эмейкой и ножница-
ми. Сначала «воздушные бои» проводят-
ся на земле при помощи деревянных моде-
лей самолётов, затем — при тренировоч-
ных полётах.

В первом боевом вылете молодой штур-
мовик летит в составе группы в паре с
опытным зедущим. Его место в строю —
лучше всего справа, чтобы он хорошо ви-
дел своего ведущего, который идёт с не-
большим превышением. Нельзя ставить мо-
лодого лётчика в хвосте‘ грутиты. У нович-
кз рассеивается внимание, и он не может
хорошо выполнить весь сложный комплекс
задач штурмовика над целью:  противозе-
нитный маневр, соблюдение строя, сбракы-
вание бомб и ведение пулемётно-пушечного
огня. Поэтому в первом вылете мы реко-
мендуем молодому лётчику выполнять всё
это, строго ориентируясь по ведущему. В
последующие вылеты лётчик, овладев всем
компЛексом действий над целью, чувствует
себя более уверенно. При первых полётах
молодого лётчика в составе группы летят
командир эскадрильи или его заместитель
с задачей наблюдать за действиями нович-
ка и своевременно вскрыть ето недостатки.
Контролирующий командир летит в сторэ-
не от группы и имеет фотоаппарат для
с ’6мки результатов её действий.

На послеполётном разборе первым. вы-.
ступает с докладом ведущий группы, его
лополняют заместитель и опытные лётчики.
В заключение. высказывается контролиру-
ющий, который отмечает достижения и не-
достатки молодых лётчиков и ча примерах
только что проведенного вылета рассказы:
вает © деталях боевой работы. Такие раз-
боры приносят неоценимую пользу моло-
дым штурмовикам, совершенствуя их бое-
вую выучку.

При подготовке молодёжи к бою надо жо-
биваться, чтобы не было у новичка расте-
рянности. & с другой стороны — ненуж-
ного лихачества, которое приводит к 1п9-
ломке машины или выводит из строя лёт-
чика. Кропотливая, планомерная и инди-
видуальная работа с каждым лётчиком.
внушение ему уверенности в мопки боевой
техники, своевременное обнаружение и из-
житие недостатков, борьба с зазнайством и
нелисциплинированностью приносят нуж-
ные плоды. За последнее время мы ввели
в строй много молодых лётчиков, которые
уже отличились в боях. Некоторые из них
— младшие лейтенанты Петров, Дубинин,
Манушин, братья Смирновы и др. —
награждены орденами. _

Гвардии капитан И. БАВЫКИН.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

о них, а комсомольская организация ©

июля вообще бездействовала.

Многие комсомольские организации про-
должают ещё работать по-старинке. Бюро,
KOMCOPTH да и помощники начальников
политотлелов по комсомолу рьяно состав-
ляют всевозможные сведения, заводят HO-
вые книги для протоколов, книги боевых
дел комсомольцев, HO че занимаются
тлавным — воспитанием членов ВЛКСМ.
Бюро первичных комсомольских организа
ций продолжают попрежнему рассматри-
вать на своих заседаниях лишь текущие
вопросы: рекомендацию в партию, прив
в комсомол, разбор персональных дел.
нередко в таких частях отлично прояз-
ляют себя отдельные комсомольпы, & коу-
сомольская организация как пелое не яв-
ляется ведущей силой. Характерен в этом
отношении пример комсорга полка лейте-
нанта Чупшева. Он не сумел сколотить
крепкий актив и через него главным PV-
разом организовать политическое востеи-
тание комсомольцев и молодежи. Нельзя
сказать, что тов. Чупшев не работает. Он
много времени проволит в  эскалрильях,
эсюту старается попасть, всё сделать сам.
Но члены бюро и актив беолействуют, и
поэтому комсомюльокое бюро не является
отганом коллективного руковолетва.

Существенным  нелостзтком является
елооценка роли комсомольского собрания
кап важнейшей школы воспитания членов
BIRCM. B комсомольских организациях,
тле комкоргами сталиший сержант Прова-
линский и сержант Булников, собраний
не было три месяца, т. ©. CO ANA выборов
нозюго состава бюро.

Комсодоль‘кие себрэния часто mpoxo-
дят без подготовки, недостаточно активно.

ки номеомольеной

Кубань. Экипаж бомбардировщика, потопивший 21 вражеское судно. Лётчики этого ` экипажа

СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ

особенно отличились в

боях за Новороссийск. Слева направо: младший лейтенант В. Гапенко, лейтенант М. Багров, командир экипажа капитан
Р. Ильюшкин, старший сержант М. Гончаров.

Фото Б. Цейтлина.

РАЗВЕДКА ВОДНОЙ ПЕРЕПРАВЫ

Разведку водной переправы противника
лучше всего производить экипажем оли-
ночного самолёта. При этом важно уста-
новить не только место переправы, но и
определить расположение зенитных средств,
её прикрывающих, чтобы соответственно
строить свои заходы. Совсем не обяза-
тельно в такой разведывалельный полёт
включать фотографирование: опытный pas-
ведчик, даже проходя стороной, может ви-
зуально проследить не только за тем, где
переправляются немцы, но и установать,
что они переправляют.

В разведывалельный полёт на водную
переправу надо посылать лучший, подго-
товленный эюяпаж. Ещё на земле он лол-
жен хорошо изучить наземную обетанов-
ку, отлично знать район разведки, чтобы
иметь возможность предположить, где нем-
пы могут наводить свои переправы. Сжо-
рость, высота и время полёта должны
быть отработаны со всей тщательностью.
Разведчику только ставится запача) то
есть Указывается район разведки; марш-
рут и высота полёта — дело самого рав-
велчика.

Из практиюи я могу сделать вывод, что
благоприятным условием для разведки -пе-
реправы является облачность высотой
1.000—2.090 метров. Если облаков нет,
TO Halo использовать высоту, учитывая,
что переправы хоропю просматриваются. и
фотографируются даже с 3.000—5.000
метров.

Очень часто немцы хитрят и маскиру-
ют свои перепразочные средства, опуская

их под воду на 30—40 сантиметров. Ёро-
ме того, с берега убирается всё то, что мо-
жет привлечь внимание разведчика. В та-
ких случаях нало обращать внимание на
наезженнюсть дорог и скопление техники
поблизости от реки. Мне прихолилось наб-
людать, как тщательно немцы проклальва,-
ют дороги к местам своих фальшивых пе-
реправ. Неопытный разведчик может при-
нять за чистую монету какой-нибудь фа-
нерный мост, тем более, если к нему будут
вести дороги. Чтобы окончательно ввести в
заблуждение разведчика, Противник  Ja-
же прикрывает ложные переправы огнём

Поэтому ‘надо просмотреть район попги-
ре и обратить внимание, откуда идут до-
ги к переправе, есть ли поблизости
скопления людей и техники. Однажды, по-
дойдя в реке, я сразу заметил мост и ве-
душую к чему большую наезженную ло-
рогу. Кругом было пустынно, мертво. Не
иначе. как это была ложная переправа.
Пройдя влоль реки, я километрах в пят-
надцати от этой «переправы» увидел на
берегу скопление танков и автоматиин. Но
моста никакого не было. Отойдя в сторону,
‚я начал наблюдать за этим местом. Вскоре
увидел, как с берега прямо в реку дви-
нулась колонна танков. Река в этом месте
была глубокой, но танки шли, словно по
поверхности. Не было никакого сомнения
в том, что у противника здесь построен
подволный мост. Вскоре бомбарлировтщики
подтвердили правильность моего вывода.
` Противних прибегают и к другим приб-

а —.—о—
Е,

мам, стремясь обмануть бдительность pas-
ведчика.  Переправы н& день разводятся
мли им прилаётся вил разрушенных. В та-
ких случаях надо внимательно просматри-
вать берег реки вверх и вниз по тече-
нию. Понтоны немцы всегда уводят вверх
по реке, & на ночь стягивают к месту пе-
реправы. По фотоснимку депиифровикик мо-
жет установить стопень годности моста
или переправы.

Лневную разведку переправ лучше mpo-
изводить со стороны солнла, а при облач-
ности просматривать в «окна». Если най
переправой патрулируют вражеские ист-
ребители, надо отойти в сторону,  про-
смотреть тем временем реку в другом, ме-
сте, а потом снова вернуться на старое
место. От преследования противника’ мы
Ha 6в0ём типе самолёта легко уходим <
наборох высоты. Ча «Петляков-2»  не-
которые разведчики предпочитают скры-
ваться от преслелователей пикированием с
последующим переходом на бреющий. Знесь
всё зависит от качества машин и ‘мастер
ства лётчика,

В настоящей статье я не` говорю 0 тз-
ких элементарных вещах, как ориенти-
ровка на маршруте, умение быстро пере-
дать по ратио’ замеченное и т. д.

Сзмо собой разумеется, что на разведку
переправ целесообразно направлять эки-
пажи, уже имеющие навыки в этой обла-

ети.
Лейтенант ©. ЧЕРНЫШЕВ.

Вручение наград, героям

Тордо развевается на ветру гвардейское`

знамя бомбардировочного ‘полка. В строю
стоят офицеры и сержанты, участники
легендарных боёв под СОталингралом, ге-
рои нынешнего наступления Красной Ар-
мии. Их лица ралостно светятся в этот
торжественный час. От имени Президиу-
ма Верховного Совета CCCP полковник
Федоренко вручает правительственные на-
грады.

Герою. Советского Союза гвардии. капи-.

тану Смирнову вручается орден_Алексан-
дра Невокого, четвёртый по счёту орден
доблести и славы. Орденом Красного Зна-
мени награждается кавалер ордена Оте-
чественной войны 1-й степе тварлии
майор Субботин. Храбрые. ие офи-
церы, они водят девятки своих самолё-
тов сквозь разрывы зенитных снарядов,
нанося врагу огромный ущерб.

Орден Отечественной войны 1-Й oreme-
‚ни получает мастер. бомбовых ударов
твардии капитан Василий Мельник. Ор-
дена вручаются также гвардейцам — ка-
питану Качавову, млалшему лейтенанту
Сибирко и другим.

Вручение празительственных наград то-
варищам, отличившимся в наступатель-
ных боях, ещё выше полняло боевой лух
славного коллектива твардейского авиа-
полка. Последовавший за вручением op-
денов боевой вылет принёс новую славу
тварлейцам. Отвечая на’ натраду, они
уничтожили десятки вражеских  автома-
шин с трузами и пехотой.

Гвардии старший техник-лейтенант
Я. ЛОЙНО.
ДЕЙСТБУЮЩАЯ АРМИЯ.

работы
Ярким подтверждением этого является ор-
танизапия, гле комсоргом старшина Фили-
пов. Здесь на двух собраниях никто не
выступал в прениях, и собрания, по ©у-
ществу, превратились в очеретную полит-

информацию. Отсутствие большевистской
критики и самокритики на комсомольских

собраниях снижает остроту постановки
вопроса.
Решения на собраниях принимаются

неконкретные, ни к чему не обязывающие
комсомольцев. На олном из собраний ор-
танизации, ‘где комсоргом. старитий сер-
жант Янченко, было принято ‘даже такое
решение: «Bee Te Недостатки,  кото-
рые были допущены в нарушения
лиспипливы и в выполнении боевой ра-
боты комеомольцами, лолжны быть учте-
ны и выполнены».

Такая, с пофволения сказать, резолюция
— общая и бе3зубая — по’существу яв-
ляется бюрократической отпяской.

Комсомольские организации слабо ра-
ботают над идейной. закалкой членов
ВЛКСМ. Не. уделяется внимания таким
важным вопросам, как воспитание у ком-
сомольцев чувства капиональной ^ торло-
сти, ‘воспитатие их на боевых тралициях
части, на боевых тралядиях ленинско-ста-
дичского комсомола,

Инцивидуальная работа emé ве стала
соеновным ‘летот воспитания комсомоль-
пез. Комсомольские поручения не ис-
пользуются как олна из фору привлече-
ния молодёжи. к активной впутрисеюзной
работе. В орглнизапии ВЛАСМ, гле ком-
coprom тов. Дубовик, из 18 комсомоль-
пев только 4 имеют поручения.

Инотла комгодги вылумывают поруче-
ния, чгобы только «загрузить» всех ком-

а же,

Командир эскадрильи капитан В. Ду-
о жий уточняет маршрут полета. На
снимке: капитан Дужий (слева), штур-
ман старший ‘лейтенант Головачев и
стрелок-радист Зеленин.
Г Фото С. Кафафьян.

вомольцев < работой. Надо осудить такую
практику, когда в погоне за цифрой об-
его охвата стараются дать поручения
всем комсомольцам и забывают при этом
о самом главном — о качеетве и ценно-
сти поручений, способности человека их
выполнить. Нантример,  комсорг Аухадеев
следующим 9бразом «раздаёт» поручения:
одному комсомольцу вменяется в обязан-
ность. провести беседу, а другому — про-
верить, как первый комсомолец эту бесе-
ay провёл. Нетрудно понять, что подоб-
ный метот может только  дискредитиро-
валь самую илею комсомольского поруче-
НИЯ.

В отлельных = ортанизайиях широко
распространена практика проверки слу-
жебной деятельности командиров-комсо-
мольцев путем заслушивания их отчётов
нд собраниях и на заседаниях бюро. Кро-
Ме того, практикуется ‚ проверка KOMCO-
мольцами подготовки самолётов к боевым
вылетам, несения караульной службы,
хранения личного оружия,  противогазов
ит. л. Всё это является грубейшим нару-
шением принципов единоначалия, а самая
форма работы не помогает команлиру, a,
наоборот, потрывает его авторитет.

Бюро первичной организатии BIRCM,
где комсоргом тов. Булников,  заслушалю
на своём заседании отчёт оружейников
Черноок и Терейно «О состоянии Boopy-
жения в звеньях и подготовке его к 659-
вым вылетам». В решении ‘записали:
«Оружейники матчасть обвоили хорошо.
Сейчас работают с полнюй отлачей, одна-
ко в работе имеются трудности».

Такое заминястрирование ничего, кро-
ме вреда, не приносит, Комсомольская ор-
ганизащия, разумеется, может и должна
знать, ках выполняют свой воинский лолг,
свои служебные обязанности комсомоль-
па, Отчако не дело комсомольской орга-
низации брать на себя функпии  коман-

_ батальон работает Отлично

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. ° (Or cos.
корр. по телеграфу). Когда мы узнаем из
оперативных сводов о победах наших
лётчиков, мало кто задумывается над
тем, что часть успеха в воздухе завоева-
на также скромными частями  лётното
тыла, батальонами аэродромного  обслу-
живания. Об одном таком батальоне, май-
ора Семена Михеева, стоит рассказать. Его
задачи весьма многообразны: обеспечивать
летные части аэродромами, строить валёт-

но-посадочные полосы в непосрелственной

близости от фронта, разминировать и вос-
станавливать аэродромы, захваченные на-
ми у противника. :

Люди Михеева успешно справляются со
всем этим. Аэродромы у него всегда
строго соответствуют необходимым разме-
рам, как требуют того действия новейших
типов самолётов, отвечают микрорельефу.
Майор обращает большое внимание на

[грунт места, выбираемого под аэродром,

чтобы во время распутицы почва не рас-
кисала. Все аэродромы Михеева наиболее
тщательно маскируются.

Недавно подразделение старшего лей-
тенанта Борисова, строя азролром невда-
леке от передовой попало под  ожесто-
чённую б0мбёжку. Несмотря на это, под-
разделение досрочно закончило задание.

Работы в части всегда едаютея с оцен-
кой «отлично». Недаром часть на лучшем
счету в Н-ском соединении. Не напрасно
13 человек награждены правительственны-
ми наградами и майор Михеев с гордо-
стью носит орден Красной Звезды.

дования. Комоорг обязан, конечно, стро-
ить свою работу в тесной связи с зала-
чами, которые стоят перед частью, но
ни в коем случае не подменять команди-
ра, & действовать по его указаниям, ак-
тивно поиогать ему в боевой и воспита-
тельной — работе. i
Многие нелоетатки в работе комсомоль-
юких организаций имеют место потому,
что политорганы и партийные ‘организа-
ции неудовлетворительно руководят ими.
Эта важнейшая отрасль партийно-потити-
ческой работы нередко отдаётся на откуп
комсомольских работникам, значительная
часть которых не имеет. достаточного
опыта в деле воспитания молодёжи. На-
пример, заместитель  команлира части
Дергунов комсомольской работой  совер-
шенно не занимается, ни одного раза He

выступал с докладами перел комсомольцами.

и даже не присутствовал на  организа-
дионных комсомольских собраниях. He-
смотря на неоднократные указания вы-
шестоящих политорганов, полковник Дер-
тунов за 3 месяца ни одного раза Pe
собрал вновь назначенных комсоргов на
созещание или семинар.

Некоторые помощники начальников по-
литотделов по комсомолу не сделали вы-
водов из указаний вссармейского совеща-
ния комсомольских работников и пролол-
жают работать, туковолить ортанизация-
ми ВЛКСМ по-старому. Они большую
часть времови заняты составлением pa3-
личных сволок и отчётов, в организапи-
ях бывают редко и не учат  комеомйль-
ских работников показом ма ‘месте, Так,
старитий лейтенант Соколов в августе за-
тратил 18 лией на работу в политотделе,

В части, где заместителем командира
является тов. Мураткин, ни одна  парт-
согенизация за посдедние 4 месяца не
обсужаата вотросов, связанных с прак-
тической рабоюй комсомольских оргапи:

Инипиатива
в воздушном

бою
Группа истребителей BO главе 6

гвардии подполковзиком Зайцевым, при-
крывая наземные войска, заметила в в03-
духе три «Фокке-Вульф-189». Командир
труппы решил тотчае атаковать их, и В
первой же схватке все три «рамы» были
уничтожены. Через лесколько минут поя-
вились две группы «Ю-87» под прикры-
тием восьми «Ме-109». Советские истре-
бители смело вступили в бой. Связав ча-
стыю своих сил «Мессерпемиттов», другой
группой они обрушились на «Юнкерсов»
и восемь из них сбили, а одного подби-
ли.
Улпех этих молниеносных боёв 06’яс-
няется тем, что командир стремительно и
внезатно атаковал противника, вырвав У
него инициативу.

Изипиатива в бою решает многое. Во-
время проявить её — значит подчас
определить исход боя. Но для этого не-
обходим ряд обеспечивающих моментов,
таких, например, как слетанность, OCMOT~
рительность, стойкость, умение выжать из
своей маттины всё, что она может дать,
быстрота ориентировки и решительность.
Ето обладает этими боевыми качествами и
способен во-время проявить разумную
инициативу, тот имеет все шанвы ВЫЙТИ
победителем из самой трудной схватки.

0 том, как важчо захватить инициати-
ву в воздушном бою, говорит следующий
пример. Однажды я повел группу в 60-
ставе шести самолётов «Лавочкин-5» Ha
прикрытие наземных войск. Ведущий 0д-
ной из пар — лётчик  Остапчук заметал
шестерку «Ю-88», летевшую в сторону
наших войск. Сообщив 06 этом мне, омельй
лётчик CO сзоим ведомым резко отвалил
вправо и вихрем налетел на вражеских
бомбардировщиков сверху спереди. С пер-
вой же атаки один «Юнкерс» был  под-
бит и повернул обратно. За ним последо-
вали остальные. Небольшая группа’ вра-
жескях истребителей также че решилась
вступить в бой. Так и не удалось «Юн-
керсам» бомбить наших войска.

Лётчик Осташчук в Этом случае проя-
вил разумную инициативу. Упусти он мМо-
мент атаки, и немцы получили бы воз-
молоность сбросить бомбы на боевые поряд-
ки наших войск.

ибочно было бы думать, что инищиа-
тива может быть проявлена только в на-
чале боя, но и в процессе его быстро
принятое правильное решение имеет ог-
ромное значение,

Однажды восьмерка «Ме-109ф» обош-
ла наши три машины и стала в круг. Мы
обратили этот прием врага в свою поль-
зу, включившись в их Еруг и вотав в
хвост заднего немецкого самолёта. Полу-
чилось так, что они гоняются за наи, &
мы за ними. Это была сплошная  кару-
сель. Каждый стремился взять инициати-
ву в свои руки. Решали дело секунды.
Зорко охраняя друг друга, мы сумели
вместе с там натупать” елабые места вра-
га. Летчик Журин, выбрав момент, чуть
‘отвернул из общего круга и сбил «Мес-
сершмитта». Велед за ним таким же 00-
разом сбил и я одного немецкого истре-
бителя. Остальные фаптисты, видя гибель
своих, вышли ив боя.

Насколько быстрота и решительность в
действиях благоприятно отражаются на
исхоле воздушного боя, настолько же гу-
бительным может оказаться малейшее ко-
лебание. Враг сразу же поймет, что по-
ред ним слабый, нестойкий лётчик,

Воэврашаясь с патрулирования, лбтчи-
хи Мухамедов и Яланов встретили
группу немецких истребителей. Ведущий
Мухамелов, считая, что у него чехватит
горючего, не репгился вступить в бой, &
начал обороняться, отхоля Ha свою  тер-
риторию. Это сразу же прелопределило
результат боя. Немцы настойчиво наседа-
ли, пока не сбили Мухамедова.

Лётчики-гвардейпы нашей части обла-
дают теперь большим опытом. Дюли вы-
ресли на войне и закалилиеь, потеря
инициативы стала рельим случаем. 10-
зунг советских истребителей — постоян-
но искать встречи с противником и вести
только наступательный бой.

4 Герой Советского Союза
гвардии капитан И. ЛАВЕЙКИН.

заций, с улучшением её содержания. Мо-.
жно ли ожидать, что деятельность 56ем-
сомюльских организаций — этой части
будет протекать на высоком организзие-
онном и илейном уровне, если партийныю
юрганизации не контролируют и не d-
правляют комсомольскую фаботу?

Успех перестройки’ комсомольских OD-
танизапий, улучшение содержания их
работы BO многом будут зависеть от т0-
то. насколько комсорги и бюро  органи-
заций ВЛКСМ сулеют сколотить крепкий
актив и обеспечить большевистское вли=
яние на всю несоюзную мололбжь части.
Вместе с тем политорганы, заместители
командиров по политчасти и парторгани-
заций обязаны улучшить руководетво ор-
танизапиями ВЛЕСМ. Они лолжны повсе-
тневно помогать им и направлять их де-
ятельность, считая этот участок соетав-
ной частью партийно-политической рабо-
ты. Нало добиться, чтобы все комсомольцы
были не только сами высоколиспиплини-
рованныхи воинами, в совершенстве“ вла-
деющими вверенным им оружием, ни
личным примером возлействовали ва 06-
тальных 6%®йпов, увлекая их на полвиги
BO имя ролины. и являлись активными
помощниками  парторганизаций и коман-
диров в воспитании личного состава.

Залача политорганов — всей системой
политработы = ловести ло кониа пере-
стройку комсомольских организаций He
формально, а по существу. как требуют
директивы вышестоящих — политорганов.
Приближается  энаменательная дата —
четверть века сушествавания ленинско-
сталинского комсомола. Дело чести ком-
соуольских оргализаций авиачастей— pa-
портовать  ролине, партии. товарищу
(Сталину новыми славными боевыми дела-
MH, новыми потвигали в борьбе против
титлеровеких захватчиков,

Майор Н. КИРИЧЕНКО.