° Газета Военно-Воздушных
№ 34 (332)   —

Se SE eae

сил Красной, Армии

Войска 1-го УКРАИНСКОГО фронта и
союзные нам англо-американские войска
ударом с востока и запада рассекли фронт
немецких войск и 25 апреля, в’ 13 часов 30
минут соединились в центре Германии, в
районе города ТОРГАУ. Тем самым немец-
кие войска, находящиеся в Северной Гер-
мании, отрезаны от немецких войск в
южных районах Германии.

В ознаменование одержанной победы и

Верховный Главнокомандующий .
Маршал Советсколо

27 апреля 1945 года. № 346.

Обращение Верховного Главиокомандующего
Маршала Советского Союза И. В. СТАЛИНА

к Красной Армии и

От имени Советского Правительства я обращаюсь к
вам, командиры и бойцы Красной Армии и армий на-
ших союзников.

Победоносные армии союзных’ держав, ведущих
освободительную войну в Европе, разгромили герман-

ские войска и соединились на территории Германии. .
‚ Наша задача и наш долг добить врага, принудить

Обращение Премьер-министра Великобритании
У. ЧЕРЧИЛЛЯ

После долгих походов, тяжких трудов и побед на
суше и на морях, пройдя через многие поля сражений,
армии Беликих Союзников пересекли Германию и
обменялись рукопожатиями. Теперь их задачей будет
уничтожение всех остатков германского военного со-
противления, искоренение нацистской власти и подчи-

Обращение Президента Соединенных Штатов Америки

ы &
Англо-Американские Армии под командованием ге-.
нерала Эйзенхауэра встретились с советскими войска-

ми там, где они предполагали встретиться — в сердце.

Нацистской Германии. Силы врага разрезаны на. две ча-
сти. Это не есть еще час окончательной победы в
Европе, но этот час, час, для наступления которого так
долго трудились и озчем молились весь Американский
народ, все Британские народы и весь Советский народ,
приближается. Союз нашего оружия в сердие Герма-.
нии имеет для всего мира значение,

оставит незамеченным. Он означает, во-первых, что
последняя слабая, отчаянная надежда Гитлера и его
разбойничьего правительства уничтожена. Общий
фронт и общее дело держав, являющтихся союзниками
в этой войне против тирании и бесчеловечности, были
продемонстрированы в их делах, как задолго до этого
они были продемонстрированы в их решимости. Ничто
не может разделить или’ ослабить общего стремления
нащих закаленных армий довести победоносное реше-
ние их задачи до окончательного триумфа союзников
в Германии Во-вторых, соединение наших сил в этот
момент показывает нам самим и всему миру, что

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

Оперативная сводна за. 27 апреля

“западнее города ПИЛЛАУ войска 3-го БЕЛОРУССКОГО
в ФРИШ НЕРУНГ; продвинулись вперед до
26 апреля в этом районе войска фронта взяли в плен

В течение 27 апреля юго
фронта, продолжая наступление на кос
10 километров. В боях 3a
force 3.000 немецких солдат и офицеров.

й ‚ развивая Наступление, 27 апреля ‘osna-
Войска 2-го БЕЛОРУССКОГО фронта Е о ити:

й ПЕЛИТЦ и крулные на-
о BEE а АММЕР, ШТОЛЬЦЕНБУРГ, АМНОВ, МЕВЕГЕН,
БРЮССОВ, ФАРЕНВАЛЬДЕ,: HAOKOB, БЕРТИНОВ,

ЕРМЮНДЕ
дели городами ПРЕНЦЛАУ, АНГ д а них
селенные пункты ЯСЕНИТЦ,_
БООН, ЛЕКНИТЦ, БЕРГХОЛЬЦ,
ГРАМЦОВ, ПАССОВ, ХОЭН ЛАНДИН.
Войска 1-го БЕЛОРУССКОГО фронта,

ными опорными пунктами обороны нем
войска №ронта продолжали уличные бои в
НЕЙНЕЛЛЬН, ТЕМПЕЛЬХОФ
лине войсна фронта взяли в плен
ватили следующие трофеи: самол
Войска 1-го УКРАИНСКОГО фронта
и с востона и запада рассекл
( минут соединились в. центре и
ии войска, находящиеся в северной Германии, отрезаны
в южных районах Германии.
27 апреля войсна фронта   а
опорным пунктом обороны немцев на рене
в юго-западной части БЕРЛИНА, где ме ae
ГЕНДОРФ. В боях за 26 апреля войска
них солдат и офицеров и захватили 85 самолетов противника.
На территории Чехословакии войска 2-го
родами УГЕРСНИ БРОЕ
CYXA Л03. ХАВРЖИЦЕ, ВЛЧНОВ,
На пругих участнах фронта — сущее
За 26 апреля на всех фронтах подбито и У
самоходных орудий. В воздушных боях и огнем

молета противника. хжх

Налеты нашей авиации на Свинемюнд

В ночь на 27 апреля наши тяжелые
бомбардировщики нанесли удары по воен-
ных обектам немцев в портах Свинемюнде
и Грайфсвальде.

В результате
номюнде на территории )
верфи и в порту возвисло 00

ГЛУК и БЛАТНИЦЕ.
твенных изменении

причалов,
бомбардировки В Сви-
сулостройтельной   _
у ice 20 п0- большие пожары.
у !

ххх

Войска 2-го Велорусекого фронта pas
вивали наступление. Противник подтянул
свежие силы. в том числе части морской
пехоты. и пытался задержать COBETCE ARE
войска на урочище Рандов-Брух, Нехпы

упорное сопротивле
реправил ись через

(Орган Народного Комиссариата обороны 6062)
Суббота, 28 апреля 1945 г.

прикл
Верховно1о Главнокомандующетзо
войскам Лействующей Армии

‘решимости выполнить свой долг до конца,

` НОЙ И` победоносной дружбе и с непокблебимой реши-

‚нии, величайшей из всей военной истории. Народы,
‚которые могут вместе. разрабатывать планы и- вместе
‘сражаться плечом к плечу, перед лицом таких пре-

которое мир не

‘лина Рузвельта, какой является этот великий триумф
союзного оружия и союзной стратегии, и. этот триумф

продолжая Наступление, 27 апреля osna-

М — важными узлами дорог и мощ-
ий nln peta ША a С Германии. Одновременно
БЕРЛИНЕ и заняли городение районы
и азропорт ТЕМПЕЛЬХОФ. В боях за 26 апреля в Бер-
более 8.500 немецких солдат и офицеров и зах-
стов—26, таннов—200, полевых орудий — 290.
и союзные нам англо-америнанские войска
и фронт немецних войсн и 925 апреля а 13 часов

айоне города ТОРГАУ. Тем самым
ний и от немецких войск

с боем овладели городом ВИТТЕНБЕРГ — важным
и продолжали вести

районы ШТЕГЛИЦ и ШМАР-
взяли в плен свыше 3.000 немец-

УКРАИНСКОГО фронта овладели го-
и УГЕРСКИ ОСТРОГ, а _танже заняли населенные NYHHTbI

He было.
ничтожено 110 немециих танков и
зенитной артиллерии сбито 33_са-

е и Грайфсевальд ©
Kapow, сопровождавитихся сильными взры-
Вами. Отмечены прямые попадания 60мб в
два немецких транспорта,

В Грайфсвальде бомбардяровкой вызваны

взорвали все переправы через болота уро-
чища и, опираясь и ee полготовлен-

я оборонительный рубеж,
fens т ‚ние. Наши Части 0е-
Рандов-Брух и сломи-

/   т 1. Да здравствует 1-е Мая — день смотра боевых

на сил трудящихся! Трудящиеся всех стран, соединяй-
тесь для борьбы за полный разгром гитлеровской
Германии!

2. Да здравствует великий советский народ, его
Красная Армия и Военно-Морской Флот, с честью от-
стоявшие Отечество от немецко-фашистских импери:
алистов!

3. Да здравствует могучий Советский Союз, отсто-
явший цивилизацию Европы ‘от фашистских погром-
  щиков!

4. Слава советским войскам, водрузившим знамя
победы над Берлином!

5. Слава советским воинам, освободившим Вену от
немецких захватчиков и изгоняющим немецко-фа-
чшистские войска из Австрии! ^ Z

6. Да здравствует победа англо-советско-американ-
‘ского. боевого союза над немецко-фашистскими за-
хватчиками!  Завершим разгром германского империа-
лизма! Обеспечим прочный мир между народами всего
мира!

7. Привет доблестным войскам Великобритании,
Соединенных Штатов Америки и Франции, наступаю-
щим на немцев с Запада!

-. Привет. храбрым морякам союзников, сражающимся
против немецко-фашистских. пиратов!

8. Слава войскам Красной Армии и войскам наших
союзников, соединившимся на Эльбе, в центре фа-
шистской Германии!

9. Привет братскому польскому народу, освобож-
денному от ига немецких захватчиков! Да злравству-
ет храброе Польское войско,
Красной Армией за свободу и независимость своей
Родины! . si
  Да здравствует союз и дружба между СССР и

‚Польской Республикой!

10. Привет братскому югославскому народу! Да
здравствует героическая армия Югославии, завершаю-
щая вместе с Красной Армией ‘освобождение своей
Родины от немецких поработителей! —

Да здравствует союз и дружба
Югославией!

1. Привет братскому чехословацкому народу, бо-
рюшемуся против фашистских извергов! Да здрав-
ствуют солдаты и офицеры `Чехослованких войск,
  сражающиеся вместе с Красной Армией за полное
изгнание неменких угнетателей из пределов своей
1 Родины!

jen

выходит ДВА РАЗА
В НЕДЕЛЮ

в честь этого исторического события сего-
дня, 27 апреля, в 19 часов столина нашей
Родины МОСКВА от имени Родины салю-
тует доблестным войскам 1-го УКРАИН-
СКОГО. фронта и союзным нам. англо-аме-
риканским войскам, — двадцатью четырь-
мя артиллерийскими залпами ‘из трехсот
двадцати четырех орудий.

Да здравствует победа свободолюбивых
народов над Германией!

Союза И. СТАЛИН.

войскам союзников

его сложить оружие и безоговорочно капитулировать.
Эту задачу и этот долг перед нашим народом и перед
всеми свободолюбивыми народами Красная Армия вы-
полнит до конца.

Приветствую доблестные войска наших союз-
ников, стоящие теперь на территории Германии пле-
чом к плечу с советскими войсками и преисполненные

межлу СССР и

хословацкой Республикой!

12. Братья славяне! Все силы на окончательный
разгром немецких захватчиков — смертельных врагов
славянства! Да здравствует боевой союз славянских
народов!

13. Привет народу Франции и ее войскам, борю-
  щимся против гитлеровской Германии на Западе!

Слава доблестным летчикам «Нормандия», совмест-
но с
шистских варваров! a ;
>. 14, Привет народам Европы, борющимся против
немецкого империализма!

15. Воины Красной Армии!

нение гитлеровского государства. Для этой цели име-
ются достаточные силы, и мы встретились в предан-

мостью выполнить нашу задачу и наш долг. Вперед,
на врага,

сотрудничество наших народов в деле мира и свобо- Вызволим из фашист-
ды является эффективным сотрудничеством, могущим
успешно преодолевать величайшие трудности  кампа-  щих на немецкой каторге! >

16. Покараем  немецко-фашистских извергов 3a
разграбление и разрушение наших городов и сёл, за
насилия над женщинами и детьми, за убийство и увод
в немецкое рабство советских людей!

17. Воины Красной Армии! Наносите немецко-фа-
шистским захватчикам уничтожающие удары! Доби-
вайте фашистского зверя в его логове!

18. Пехотинны Красной Армин! Смело и реши-
телько преодолевайте оборону врага, полдавляйте со-
противление фашистских войск, бейте немецких  за-
хватчиков до полного их разгрома! -

Да здравствуют советские пехотинцы!

19. Артиллеристы и минометчики Красной Армии!
Мощными и меткими огневыми ударами сокрушайте

пятствий расстояния, языка и затруднений связи, ка-
кие преодолели мы, могут вместе жить и вместе рабо-
тать в общем деле организации мира для мирного
времени. :
Наконец, никакими словами нельзя было бы воздать
такую дань уважения мужеству и решимости Франк-

мог быть достигнут только благодаря настойчивости
и мужеству сражающихся солдат и моряков союзных
стран. Но до тех пор, пока наши враги окончательно
не разбиты в Европе и на Тихом океане, не должно
быть ослабления усилий в тылу, направленных на под-
держание наших героических солдат и моряков, так
как мы все знаем, что не будет перелышки на боевых

фронтах. в ee

вую технику врага!

Да здравствует советская артиллерия!

20. Танкисты Красной Армии!
`зуйте высокие боевые качества наших танков, -кру-
шите и неотступно преслелуйте врага!

Да здравствуют советские танкисты!

_ 21. Советские летчики — соколы нашей Родины!
Мощными ударами с воздуха ‘громите войска и бое-
вую технику противника, разрушайте его коммуни-
кации, расчищайте путь нашим наступающим войскам!

Да здравствуют советские летчики!

22. Кавалеристы Красной Армии! Стремительно
преслелуйте вражеские войска, решительно врубай-
тесь в ряды противника, охватывайте его фланги, ок-
‘ружайте и уничтожайте немецко-фашистских гадов!

Да здравствуют советские конники! т

23. Краснофлотцы и офицеры Военно-Морского
Флота! Топите корабли:и транспорты ‘противника,
счищайте морские просторы от фашистской нечисти!

Да здравствуют советские моряки! ee

24. Связисты Красной Армии! Помните, что связь
— это нервная система Красной Армии, важнейшее
‘условие управления боем и взаимодействия всех ро-
‘дов’ войск! Всемерно улучшайте дело. связи!

Да здравствуют советские связисты!

25. Разведчики. Красной Армии! Помните, что раз-
‘ведка — есть глаза и уши армии! Своевременно
вскрывайте намерения и замыслы противника! Помо-
гайте нашим ‘наступающим войскам бить врага на-
верняка!

Да здравствуют советские разведчики!

26. Славные советские пограничники! Зорко охра-
няйте священные границы нашей державы! = 5

Да здравствуют советские пограничники! a

27. Бойцы и ‘офицеры инженерных войск! Помо-
гайте нашим войскам успешно штурмовать Bpaxe-
ские укрепления, уничтожать ‘его опорные пункты,
‘форсировать реки, преодолевать минные поля, разви-
вать успехи наступления! a , aia

Да здравствуют наши славные саперы, минеры и
понтонеры! о.

28. Медицинские работники Красной Армии! Само-
отверженно боритесь за спасение жизни и возвраще-
ние в строй раненых советских воинов!

ли вражеское сопротивление. Советские
подвижные соединения с боями продвину-
лись вперед на 20: километров и штурмом
заняли город Пренцяау — важный узел
железных и шоссейных дорог. Другие на-
ши части овладели городом Ангермюнде—
сильно укрепленным опорным пунктом
обороны немцев. № Ангермюнде сходятся.
‘пять железных и несколько шоссейных
дорог. Нашими войсками захвачены 57
орудий и другие трофеи. Взято в плен
более 600 немецких, солдат и офицеров.

Войска 1-го Белоруеского фронта про-
должали наступление. Наши части, про-
двигаясь вперед, ворвались на улипы го-
рола Ратенов, расположенного в 60 кило-
метрах западнее Берлина. Укрепивииеся
в каменных зданиях немны упорно сонро-
тивлялись. Советские кавалеристы обошли
Ратенов с юга и в результате стремитель-
ного удара овладели городом. Наши вой-
ока, наступающие на Берлин © запада, ©
боями вступили в тород Шпандау и при-
жали немцев к реке Хавель. Олновременно
воветекие артиллериеты из северо-запад-
ных районов Берлина нанесли огневой
удар противнику © фланга и тыла. После
непрололжительного, но ожесточенного боя
найти войска разгромили вражеский тар-
низон и овлалели городом Шпандау. Зах-
вачено 200 орулий и много других тро-
феев. Ожесточенные бои произошли за
Потсдам. Закрепившиеь у канала и в
полосе озер, прикрывающих горел с еевё-
ра, противник оказывал отчаянное сопро-
  тивление. Советские танкисты и пехотин-
цы переправились Через канал ив ре-
зульгате уличных боев ‘овладели горолом
Потелам. Потелам `— бывшая резиденция
королей Пруссии.

В Берлине напги’ танки и пехота пере-
правились через каналы Ланлвер и Тель-
тов и ворвались на улицы  городекого
района Нейкелльн. Немцы оборонялись у
железнодорожной станции, превращенной в
узел сопротивления. Советские бойпьы. на-
ступающие с востока, продвинулись в
район клалбища Св. Фомы и ударом ©
тыла опрокинули противника. Преодолевая
огневое сопротивление и отбивая вражес-
кие контратаки. маши’ войска очистили

(Окончание на 2-й стр.),

уличные бои

Армии!
29. Работники войскового тыла! Автомобилисты и

дорожники Красной Армии! Своевременно доставляй-
те Красной Армии боевую технику, боеприпасы, сна-
 ряжение и продовольствие!

Да здравствуют работники войскового тыла! Да

стоявших У

оказывали

‘здравствуют

сражающееся вместе ©.

Да здравствует союз и дружба между СССР и Че.

советскими летчиками громящим немецко-фа-

ской неволи всех наших братьев и сестер, изнываю-.

оборону противника, уничтожайте живую силу и бое-

Полностью исполь-

‘ства!

Да здравствуют медицинские работники Красной

автомобилисты и дорожники Красной
Армии!

30. Слава Героям Советского Союза и Героям Со-
циалистического Труда — лучшим сынам нашей

`Родины!.

31. Трудящиеся Советского Союза! Забота о семьях
воинов Красной Армии является священным долгом
всех советских патриотов! Окружим всеобщим вни-
манием и заботой семьи освободителей нашей Ро-
Дины!

32. Привет рабочим, работнинам, колхозникам и
колхозницам — победителям-во Всесоюзном социали-
стическом соревновании! Выше знамя социалистиче-
ского соревнования! :

33. Рабочие и работницы, инженеры и техники
предприятий, изготовляющих вооружение и боепри-
пасы! Своевременно обеспечивайте Красную Армию
орудиями, минометами, пулеметами, автоматами, сна-
рядами, боеприпасами! Улучшайте качество воору-
жения!

34. Рабочие и работницы, инженеры и: техники
танковых заводов! Давайте Красной Армия больше

танков! Успешно осваивайте новые типы боевых
машин!

‚95. Рабочие и работницы, инженеры и техники
авиационных заводов!. Неустанно совершенствуйте

советские самолеты! Давайте Красной Армии больше
истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков!

36. Рабочие и работницы, инженеры и техники
нефтяной промышленности!  Увеличивайте добычу

‘нефти! Дадим фронту и стране больше горючего!

87. Рабочие и работницы, инженеры и техники
угольной промышленности! Увеличивайте добычу уг-
ля, обеспечивайте топливом все потребности фронта
и тыла!

38. Рабочие и работницы, инженеры и техники чер-
ной и цветной металлургии! Больше металла для тан-
ков, самолетов, орудий, пулеметов, снарядов! Больше
металла для нужд народного хозяйства страны!

-39. Рабочие и работницы, инженеры и техники мо-
торостроительной промышленности! Увеличивайте про-
изводство моторов для самолетов, танков, кораблей!

40. Рабочие и работницы, инженеры и техники ма-
шиностроения! Увеличивайте выпуск машин для про-
мышленности, транспорта и сельского хозяйства!

41. Рабочие и работницы, инженеры и техники стан-
костроительных заводов! Станкостроение — важней-
шая база технического вооружения страны! Непрерыв-
но увеличивайте выпуск станков!
`42, Рабочие и работницы, инженеры и техники-
строители! Быстрее стройте домны, мартены, шахты,
электростанции и заводы! Восстанавливайте разрушен-
ные немецкими захватчиками города, предприятия и
жилища! : +

43. Рабочие и работницы, инженеры и техники элек-
тростанций! Обеспечивайте бесперебойную работу про-
мышленности! Восстанавливайте электростанции, раз-
рушенные немецко-фашистскими варварами! Быстрее
варащивайте энергетические мощности!

`44. Рабочие и работницы, инженеры и техники тек-
стильной и легкой промышленности! Увеличивайте

производство обмундирования для Красной Армии и

товаров широкого потребления для населения!

45. Рабочие и работницы, инженеры -и. техники пи-
щевой промышленности! Увеличивайте производство
продуктов питания для Красной Армии и населения!

46. Рабочие и работницы, инженеры и техники мест-
ной промышленности! Больше инициативы в использо-
вании местных ресурсов! Увеличивайте выпуск и улуч-
шайте качество продукции для населения и Красной
Армии! _

47, Работники советской торговли и общественного
питания! Боритесь за лучшее обслуживание советско-
го потребителя, за культурную советскую торговлю в
городе и деревне!

48. Советские железнодорожники! Бойны и офице-
ры железнодорожных войск! Самоотверженной и чет-

“KOH работой обеспечивайте успехи Красной Армии!

Быстрее восстанавливайте разрушенные немпами же-
лезнодорожные пути и сооружения!

49. Работники морского и речного флота! Беспере-
бойно доставляйте грузы фронту и тылу! Быстрее вос-
станавливайте морской и речной флот, порты и при-
стани в бассейнах, освобожденных от немецкой окку-
пации!

50. Колхозники и колхознинцы, агрономы, рабочие и
работницы МТС и совхозов! Образцово проведем ве-
сенний сев! Добьемся высокого урожая! Далим фрон-
ту и стване больше продовольствия и сырья!

51. Трактористы, комбайнеры, механики МТС и сов-
хозов! Улучшайте работу тракторного и машинвоге
парка МТС и совхозов! Повышайте качество обработ-

ки полей!

52. Колхозники и колхознины, рабочие и работницы
совхозов, зоотехники и ветеринары! Добьемся  даль-
нейшего прироста поголовья скота, повысим продук-
тивность животноводства! Увеличим снабжение Крас-.

‚вой Армии и страны продуктами животноводства!

53. Советская интеллигенция! Инженеры и техники,
агрономы, учителя, врачи, работники науки, искусства
и литературы! Служащие советских предприятий и уч-
реждений! Помогайте рабочим и колхозникам в даль-
нейшем пол’еме нашего народного хозяйства! Двигай-
те вперед советскую науку, технику, культуру!.

54. Советские. женщины! Овлалевайте производ-
ственными специальностями, повышайте. произволи-
тельность труда! Все силы на разгром. немецких за-
хватчиков, на дальнейший пол’ем ‘вародного  хозяй-
` Да здравствуют советские женщины!

55. Совегские юноши ий левушки! Самоотверженно
трудитесь на помощь фронту, овладевайте техникой
производства, показывайте образны Труловой дисви-
планы! Неустанно изучайте военное лело!

Да злравствует советская. мололежь!

‚56. Коммунисты и комсомольцы! Будьте в первых
рядах борцов против немецко-фашистских. захватчи»
ков!

‚ 57, Да.здравствует могучий Советский Союз — на-
‚дежный оплот счастья и славы наролов нашей Ро-
WH! ‘

Да здравствует наша Советская Отчизна!

58. Да здравствует нерушимая дружба народов иа-
шей страны! _

59. Да’ здравствует Всесоюзная Коммунистическая
Партия большевиков, партия Ленина—Сталина—влох-
новитель и организатор борьбы за побелу над. немец-
ко-фашистскими захватчиками!

60. Под знаменем Ленина, под  водительством
Сталина — вперел за окончательный разгром гитле-
ровской Германии, за лальнейшее укрепление военно-
экономической мощи нашей Родины!

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ВСЕСОЮЗНОЙ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков)