=

ут мт га а

о

>

on Fm ©

Be Ss EE

емттутыы га

ens Ta tae Ss Se swe rT Ss ae tT Fr FF

aS. ea,

> FF =

De a a ЗУ» >

en eee

eS

_

SO ene 95 tent Ts

We 2 ля 2-8 м м В 2 ee

10 пришли в район

moe

>

торые нашьи лётчики относятся к

ббдтибря 1943-г..-Х: 42 (70. ^

Патрулирование

Заметки © тактике наших.
истребителей
*

ь

Одна четвёрка всту-

зад полем боя— ответ-
ствонвая задача иетре- Полковник В. УХОВ пила в 60й о истреби-
бителя. Однако неко- * телами, & вторая не

этому де-
пользуется
дойти до

1 несерьёзно, чем, конечно,
враг. Не успеет такой лётчик
места патрулирования, как’ истребители
противника встречают ero и сковывалот
‘ем. Бызает и так: напьи истребители ещё
и патрулирования, а о

m полёте уже известно вражеским бом-
бапдировщикам.
Могут возразить, что в воздухе из-за уг-
1з шо ударишь. Здесь балок и перелесков
но, спрятаться, дескать, негде. Так ли
мо, однако? Балок и перелесков в воздухе
действительно чет, но зато немало дру-
гих опособов маскировки, которыми пре-
небрегать нельзя. Надо умело использовать
солнце п облачность, обходный маневр и
цирытность подхода к району патрулиро-
вания. Интересвю в этом отношении › со-

‹ поставить действия двух групп.

Двз ведущих, майор Лисица и Гвардии
подполковник Иванов, получили одну и
ту же задачу — прикрывать. наземные
зйска па поле боя, однако разрешили её
по-разному.

Узйор Лисица — лётчик с хорошей тех-
низой пилотирования, но’с небольшим б0е-
вВыи опытом-—достал карту, проложил пря-
ую линию от аэродром» до назначенного
места и в срок вылетел. Над районом пат-
рулирования была кучевая облачность с
мзрывами, которую истребители обычно

< взывают «предательской». Выюота ‘еб. до-

тала 500 метров. Солице находилось на
западло и слепило глаза, Майору перед вы-
ми доложили о погоде, но никакого вы-
м из этого он не сделал.

Чо же получилось в результале? Не ус-
пел ещё лётчик подойти к месту патрули-
рования, как сверху из облаков на него
навалялась группа истребителей противни-
ка. Имея преимущество в высоте, она, на-
BBW ему воздушный бой. В итоге Лиси-
ца вернулся на аэродром. один; а его груп-
1з возвращалаеь четвёрками, парами. Про-
пШло это ПОТОМУ, что вражеские истре-
бители знали вероятный путь подхода на-
ших самолётов и, спрятавитись под ниж-
HWW кромку облаков, ожидали их. Майор
Чисица, пренебрегигий методами скрытого
подхода к месту патрулирования, попался
на эту удочку. :

Гвардии подполковник Иванов — гра-
илчый и опытный истребитель, прошед-
ший двухлетнюю школу войны. Хорошо
зная тахмику противника, он поступил ина.
ч. Выяснив метеообстановку ‘и учтя опыт
приллых вылетов, OH ме пюшёхл по прямой,
& совершил обходный маневр. Набрав зна-
чительную высоту, истребитель подошёл к
заданному пункту со стороны, откуда враг
16 ожидал его. Иванов принял правильное
решение и добился преимущества над про-
тивником. Солнце не только ‘пе мешало ему,
— оно скрыло его от взора врага. Благо-
даря этому противник не заметил Ивано-
ва, & наш лётчик видел его xoponto. ObHa-
ружив бомбардировщиков ещё до того, как

` они подошли к цели, лётчики группы Ива

нова неожиданно обрушились на немпев.
ти заставили врага уйти с поля боя.

Нужно учесть, что истребителей, барра-
хирующих над, полем боя, видит и назем-
Hii противник. Он предупреждает своих
мбардировщиков, вызывает ‘истребителей,
Поумму налии истребители должны избрать
12500 место для патрулирования, откуда
быю бы хорошо видно противника, а ему
трудно заметить наши патрули. Это 0бес-
печивает возможность в любую минуту, как
только враг появится над полем боя, не-
«тданно напасть на чего.

Иванов тах и поступил. Он отошёл в
сторону, где расположена наземная стан-
ция наведения. Это, было удобное место.
сюда он смог быстро выйти навстречу
Врагу и внезапно атаковать его.

Ведущий Иванов разделил свою труппу
на четвёрки и, этелонироваз их по выюо-
т, поставил каждой конкретную задачу.
гла к полю боя подошли одновременно
вражеские ‘истребители и бомбардировщики,

Фи во всеоружии встретил и тех и других.
с С

’Эксплоатация и хранение деревянных

‚конструкций

Несмотря на огромные достижения в
области производства высококачественных
тонструкционных материалов в авиации,

` дерево остаётся` одним из основных ма-

териалов, идущих на изготовление крыль-
ев, фюзеляжа, винтов и т. д. самых но-
вейпгих типов самолбтов. Дрёвесина, 0б-
чадая рядом ценных качеств, нашла ши-
окое применение в самолётостроении.

„Вместе с тем деревянные детали само-
летов подвержены гниению и при HeyMe-
Лой экоплоатации быстро выходят из
строя.

Гигроскопичность дерева является 06-
ховным его недостатком, умаляющим хо-
юшие и ценные качества этого конструк-
Цвонного материала. ;

В процессе службы деталей древесина
\0жет легко менять свою влажность, что
приводит к изменению веса конструкции,
разбуханию, усыханию, короблению, т. е.
к изменению форм и размеров готовых
Деталей, нарушая их взаимозаменяемость.
Еще хуже то обстоятельство, что увлаж-
некная древесина легко подвергается за-
ракению грибком.

Е нормальных условиях эксплоатации
успновлено, что деревянные детали Ca-
Моетов мотут иметь влажность от 10 до
18 троп. Однако обнаружено, что влаж-
Hoch даже олних и Тех же элементов
дезлей но везде одинакова. В местах,
ТДе скапливается влага в капельножидком
сосюянии, влажность резво возрастает,

Взилу относительно небольшой влажно-
сти материалов, применяемых в самолето-

стрении (хлопчатобумажные ткани
6,5-8,5 проц, льняные ткани 8,5—10
прог), изменение е6 в пределах
5—0 проп. происходит достаточ-

но быстро от впитывания влати из ок
рулаютиего‘ воздуха всей поверхностью
мабриала. Кроме того, споры грибков, на-
хоясь в воздухе, могут оседать на всех
прдметах, встречающихся ‘на их пути,
леко проникают в самые ничтожные ще-
ли и мелкие трещины на самолетах.
ри появлених благоприятных условий
наинается их прорастание и бурное раз-

подпустила к району
нь вражеских бомбардировщи-
Наптим самолётам пора было уходить:
вончилось горючее. В это время командир
заметил, что на земле противник начал ме-

BATh позиции самохолных пушек и пехо- i

ты.

И атаку! — скомандовал по радио

Последовал. стремительный удар наших
истребителей по врагу. Они поливали or-
нём гитлеровцев. .

Группа Иванова вернулась с поля боя
блестящей победой.

Истребитель должен воспитываться в
духе разумной — инициативы. Воз-
душная обстановка изменчива. Воего- na
земле ве учтёшь и 060 всём не’ предутре-
дишь лётчика. Командир обязан поставить
задачу, & кав лучше выполнить ее, истре-
бители должны подумать и решить сами в
зависимости от создавшихея условий.

Весьма ответственная роль принадлежит
ведущему группы. Он холжен быть ини-
циативным, волевым  комамлиром, ‘уметь
быстро ориентироваться в молниеносно ме-
няющейся обстановке воздушного боя ико-
ординировать действия всей труппы. Одна-
ко наши ведущие часто имеют тенденцию
первыми броситься в бой, забывая при
этом, что фактически они оставляют груп-
ny без управления. Такая тактика непра-
вильна. Ведущий — мозг группы. Он ру-
ководит боем и лолжен находиться там, от-
куда ему удобнее комзидовать. Точное ме-
сто его нахождения указать нельзя -—— оно
диктуется воздушной обстановкой. Но опыт
подсказывает, что командир обычно должен
быть выше ведомых. Находясь выше, он
может в любое время занять выгодное п-
ложение и успешно управлять боем. Его
пара является как бы резервом в бою.

Отличным ведущим группы является Ге-
рой Советского Союза твардии майор Федо-
тов. Придя в месту патрулирования, on
сразу же связывается с`-наземной. станци-
ой наведения, умело опенивает воздушную
обстановку, быстро находит врага и бьёт
его наверняка. Йогда восьмёрка «Лавоч-
кин-5» встретилась с сорока вражескими
бомбардировщиками, шедшими в сопровож-
дении истребителей, Федотов приказал чет-
вёрке Березуцкого связать боем «Фокке-
Вульфов», & сам во главе своей четвёрки
врезался в строй бомбардировщиков, две
машины сбил, а остальные разогнал, не
дав бомбить свои войска. :

Если мы выше подчеркнули  зналение
ведущего группы, то сейчас следует ска-
зать о ведущем пары. Но обособленно о нём
говорить нельзя, Он воюет вместе с ведо-
мым. Сила пары — в слаженности, в
умелом взаимодействии. Ведущий обычно
идёт в атаку, ведомый поддерживает его.

‘Korma нужно, ведущий может всё внимание

сосредоточить на противнике, ведомый его
надёжно прикроет. = i

Ударной силой в паре является  веду-
щий, Исхоля из.этого, некоторые считают,
что ведомый — пассивная фигура. Это не
только неправильная, это вредная мысль.
Обеспечивая свободу действий своего веду-
щего, ведомый и сам должен быть напада-
ющим бойцом. Разница между ведущим и
ведомым состоит в том, что ведомый ana-
кует тогда, когда надо залтитить командира
и когда последний приказывает ему атако-
вать врага. г

Орловско-брянская операция показала,
что У нас выросли замечательные пары я
смелые водители групп. Мы с гордостью на-
зываем имена героев Брянска и Орла —
Холодова, Детова, Числова, Лупкого, Гара-
ма, Максименко, Упына,  Березупкого,
Шульженко, Суханова и многих других. Но
нам нельзя успокаиваться на достигнутом.
Необходимо постоянно воспитывать коман-
диров и лётчиков, укреплять группу и
пару, вооружать их всем многообразием
тактических приёмов, подсказанных бога-
тым опытом отечественной войны.

В эскадрилье Героя Советского Союза гвардии капитана Найденова (второй слева) офицерский состав с большим интересом
изучает ‘книту товарища Сталина «О великой отечественной

стаАЛИЯский

сокол

войне Советского

гвардии лейтенант В. Горбань проводит зитку документов сталинской книги.

ии те сени учи они очи ня чении,
ровен аук тчичнкя

и бесстрашие — первейшие качества ком
муниста. И когда говорят о передовой роли
хоммуниста на поле боя, то имеют в виду
прежие всего его личный пример, его от-
Bary. KH его искусство бить врага, уменье
уваечь за ©0б0й всю массу воинов.

Товарищ Калинин указывал:

«Коммунист никогда не отстраняется OT
боя с врагами. Он, конечно, ищет лучшей
тактической обстановки, он стремится з8-
нять лучшие тактические позиции, но
когда началась драка, коммунист дерется
упорно, бесстрашно, дерется до ‘последней
возможности»,

И далее тов. Калинин говорил:

«...В лице коммунистов-воинов народ,
армия, прасноармейские массы должны}
видеть, прежде всем, эти лучшие черты:
нашей партии, бесстрашие и стойкость в
борьбе, т. е. понимание, что идейность—
вып’ всего, что раз я коммунист, то для
меня идеи большевизма, интересы народа
— выше моей жизни».

Отсюда ясна одна из важнейших залач
партийно-политической работы — пропа-
танда отваги и мужества, воспитание ком-
мунистов — передовых воинов.

Существует немало проверенных средств
и форм политической агитации, помогаю-
щих правдиво и просто довести до лич-
ного состава факты геройского поведения
лучших воинов, их военного мастерства,
их уменья презирать смерть во имя побе-
ды. Таковы, к примеру, митинги, полит-
информации, слёты передовых воинов, Ha-
глядная агитация, партийные собрания,
«Боевые листки» и др. В части, которой
командует подполковник Артемов, все эти
формы используют для пропатанды геро-
изма. Часть богата орденоносцами; здесь
ведут свою славную историю; книга бое-
вых подвигов части пополняется новыми
именами лётчиков и отисанием их `добле-
стных дел. ic

В этой части особенно умело   исполь-
зуют партийные собрания kak одну HB
форм воспитания стойкости и храбрости.
Недавно здесь было проведено весьма ин-
тересное мероприятие. Ha повестку’ дня
партийного собрания части поставили во-

ЛЕТЧИКИ УВЕРЕНЫ В СВОИХ МАШИНАХ

пытами, Самолёт

Пропаганда отваги п вомиеного ‘утенья

Коммунист — вожак бойцов. Стойкость]

прос: «Боевые подвиги коммунистов Семе-
нова, Соколова, Гуляева». С доклалом на
эту тему выступил ларторг гвардии ka-
питан Гагин. Ему нашлось что рассказать
0, ратных делах трёх воздушных воинов
коммунистов.

Летчик старщий лейтенант Семенов и
штурман лейтенант Соколов летают в од-
ном‘ экипаже на тяжёлом ночном бомбар-
дировщике. Их называют ночными следо-
этих  храбрецов почти
изо’ дня в день появляется то пад аэро-
дромом противника, то над железнодорж-
ной станцией, то над местом расположе-

ия вражеского штаба. Аэрофотодокумен-

ты,’ привезенные этими разведчиками,
всегда дают ценный материал о  против-
нике, рассказывают о делах самих развед-
ЧикоВ,

На опушке леса стоят восемь «Юнчкер-
сов», готовых взлететь. Семенов и Соко-
лов, обнаружив  Фацуистские самолёты,
фотографируют их и тут же обрушивают
на них бомбы. Второй снимок повествует
© том, что эти «Юнкерсы» больше никог-
Да не: взлетят.

_В. подразделении помнят и другой по-
лет своих следопытов. С одного немецкого
аэродрома повадилиь 5 — НАМ ХОДИТЬ
«Хейнкели». Разыскать этот аэродром по-
ручили Семенову и Соколову. Напги раз-
ведчики так рассчитали свой полёт, что
прибыли к гнезду «Хейнкелей» в момент
посадки пюследних. СОбросив две освети-
тельные бомбы, разведчики увидели на
фон6 земли, как на экране, ходивитих по
кругу до двадцати вражеских самолётов.
Немцы запретили посздку своим «Хейн-
келям», и те пошли Ha другой аэродром.
Советские разведчики тлялели Bp ofa и
последовали за «Хейнкелями» на новый
аэродром. Здесь наши разведчики обросили
эщё пару осветительных бомб и снова.
помешали посадке врата. В ту мочь Ce-
менов и Соколов не только отлично раз-\
ведали ряд лействующих аэродромов нем-
цев, но и сорвали врагу боевую работу.

О героизме лётчика  катитана Гуляева
на партийном собрании рассказали такой
aTTH90X. Однажды в районе пели на само-

Союза». На

брания вручить лично Семенову, Соколову

снимке: лётчик-истребитель
Фото А, Дмитриева,

лёте, пилотируемом коммунистом Гуляе-
вым, отказал один мотор. Однако лётчик
не дротнул. Как опытный мастер своего
дела, упорный и настойчивый, он вывел
самолёт на цель, выждал, пока пегурман
точно положил бомбы, развернулся, потя-
нул на свою территорию и привёл само-
лёт на аэродром.

Боевой путь коммуниста Гуляева — от
рядового пилота до командира эскадрильи
— был нелёгким. Ме раз ватитан смотрел
смерти в лицо, смело шёл навстречу опах-
ностям и побеждал смерть. Гуляев стал
опытным воином в результате ‘серьёзной
учёбы, постоянной работы мал собой. Зре-
лый мастер продолжает совершенствовать
своё уменьо и теперь, извлекает уроки из
каждого полёта; В этом его сила и сила
его боевых друзей.

Три коммуниста — Семенов, Соколов,
Гуляев — вписали в историю части не-
мало ярких страниц. На их опыте, на
тероизме этих воинов учатся си будут
учиться многие лётчики.

В прениях подробно говорили о передовой
роли этих товарищей в бою, © том, что
партийная организация вправе гордиться
боевыми подвигами своих коммунистов.

Партийное собрание приняло следующее
решение по докладу парторга:

«Коммунисты Семенов, Соколов и Гу-
ляев своей героической борьбой против
немецких захватчиков в честью оправды-
вают высокое звание большевиков.

Все члены и кандидаты партии в с80-
ей боевой работе должны брать пример ©
коммунистов Семенова, Соколова и Гуля-
ева.

Выпиоку из протокола настоящего ©о-

и Гуляеву и занести её в книгу боевых
пюдвигов части.

Родителям Семенова, Соколова и Гуля-
ева послать похвальные письма с описз-
нием подвигов героев».
`’Партийное собрание послужило
шим’ средством‘ пропаганды
ШКОЛОЙ ВоиНоКоГО‘ воспитания:

Майор П. ПРОНИН,
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

хоро-
` тероизма,

Когда часть получает боевую задачу, ‘излуторг тов. Фомичев и
члены партбюро идут в гущу лётного и технического состава,
чтобы довести до каждого лётчика, штурмана, ` механика, зада-
нию, поставленное команииром, Начинается тщательная подго-
товка материальной части к боевой работе ночью. Опытные
мастера технической службы, члены партийного бюро — инже-
нер-вапитан Васильев, старший техник-лейтенант Акинфиев,

‘парторги Киселев, Гладышев — ‘активно. помогают  коммуни-

стам и всему личному составу личным ‘показом, советом, как
лучше подготовить материальную часть к вылетам и добиться
безотказной работы самолётов в воздухе. °
За пропедльйй период активных боевых действий me был
ни одного случая отказа матчасти. Однажиы только авиамеха-
ник Емураптин поторопился и допустил халатность-—не закрымл
пробки бензобака и выпустил Tax самолёт на’ боевое залание.
Лётчик заметил эту оплопноеть и прекратил взлёт, самолёт
опоздал с вылетом на 5—7 мин. Этот позорный случай немед-

ленно стал известен всем лётчикам и техникам. Партийно-
вомсомольский актив, апитаторы тут же раз’яонили всему лич-
сному составу, в чему могла привести халатность. Емуратина.
Сам тов. Емураштин сильно переживал свою оппибыу и в даль-
нейшем работал отлично. Случай с Емурапиным, оперативно
использованный в нашей агитации, стюсобствоваж ещё более
продуктивной работе личного состава. . Материальная часть
действовала безотказно, & это создало уверенность ‘у лётного
состава.

Летчики Михайлов, дважды орденоносец Блимченко и лру-
тие заявили:

— Мы уверены, что материальная часть нас не подведёт, и
надеемся на наш технический состав: он отличню готовит

машины к бою,
Гвардии майор А. ВИНОГРАДОВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Налеты нашей авмация
на. железнодорожный узел
Жлобин, станции Рогачев,
Васильевка и Мелитополь

В ночь на 5 октября наша авяащия бом=
бардировала немецкие воинские эпелоны
и военные склады противник» на Желозч
нодорожном узле Жлобин, станциях Рога
yes, Васильевка и Мелитополь. Прямыми
попаданиями бомб взорваны 6 железнодо-
тожных составов. Возникли десятки пожа-
ров, горели затоны, цистерны и военные
склады противника. Пожары сопровожда“
лись сильными взрывами. ‘

В ту же ночь наша авиация произвела
налёт на болышюй абролром противника.
Разрывы бомб наблюдались в местах сто
янки немецких самолётов, на лётном поле
и в районе складов, прилегающих к аэро-
дрому. Произошло несколько взрывов, и
возник большой пожар складов горючего;

OxgH Ham самолёт не вернулся на 0в0ю
базу.

ЛЕТЧИКИ ИЗУЧАЮТ
СТАЛИНСКИЙ ТРУД

На-днях в Н-ской авиачасти состоялось
партийное собрание. Оно было посвящено
одному вопросу «Как коммунисты изучают
книгу товарища Сталина «О великой отё-
чественной войне. Советского Союза»; B
результате доклада и прений выяснилось,
что члены и кандидаты партии проявляют
большой интерес к документам сталинской
книги. Член ВКП(б) tor. Василенко и
кандидат партии тов. Афа \сьев много ра-
ботают ‘над изучением стаз.. ческого труда,
изучают и копопектируют мещённые в
книге документы в хронологическом поз
рядке. Работая вдумчиво и самостоятельно
над книмй товарища Оталина, коммуни-

сты Василенко и Афанасьев одновременто

руководят группами политзанятий.

На собрании приводили в пример лёт-
чиков Мусатова» и Орлова, которые внима-

тельно и настойчиво изучают книгу. Oba
они хорошо усвоили и законспектировали
документы книги, относящиеся к 1941 г.

Член партии Семенов изучил книгу сам

и охотно делится своими знаниями с дру-
гими. Он умело организует теоретические

собеседования по документам книги среди

техников-радистов.

Собрание отметило, что сейчас назрела
необходимость организовать систематиче-
ские лекции в помощь товарищам, само-
стоятельно изучающим книгу «О великой
отечественной войне. Советского Союза».

М. МАРКОВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ,

КОММУНИСТ ОСТАПЕНКО —
` ПЕРЕДОВОЙ ВОИН ^^

В Н-ском гвардейском полку хорото
знают гвардии старшего сержанта Ocra-
пенко как отважного лётчика, неутомимого
бембардира. Выступая на комсомольском
собрании, Остапенко’ заявил:

— Я поставил своей целью — побольше
сделать боевых вылетов, бомбить только
по заданной цели.

Это обещание лётчик выполняет на де-
ле. Тов. Остапенко сделал в полку больше
всех> боевых вылетов, а за отличное вы-
полнение боевых заданий он награжден
орденом Отечественной войны 2-й 0т6-
` пени.

Недавно молодой лётчик Остапенко по-
дал заявление в партийную организацию,
в котором писал: 3

«Прошу партийную организацию  при-
нять меня в кандидаты ВКП(б), хочу итти
в бой коммунистом. Это высокое звание
оправдаю с честью».

Тов. Остапенко как передовой. воин, про-
явивший отвагу и мужество в борьбе с
врагом, единодушно принят в ряды
BHI(6).

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

(От соб. корр.).

самолетов осенью и зимой
; *

Инженер-полковник
И. МАЙЗЕНБЕРГ
x

витие. Споры трибков могутбыть занесены
на деревянные детали самолётов через
олёжду экипажа, маскировочный матери-
ал, инструмент и т. д. Наиболее  блато-
приятным временем тода для заражения
деревянных деталей самолета, грибком яв-
ляются весна и осень.

Из проведенных исследований установ-
лено, что при хранении самолетов под
открытым небом или в палатках имеет
место конденсация водяных паров внут-
pH деталей — из заключенного в них
06’5ма воздуха, а также на наружных
поверхностях — из воздуха, окружающе-
го самолбт. Причем конденсация внутри
деталей происходит чаще, чем снаружи.
При хранении самолётов в ангарах кон-
денсация внутри деталей почти не имеет
места, а снаружи ‘бывает в меньшей
степени, чем при хранении под открытым
небом. В отсеках, гле имеются большие
металлические поверхности (баки, оружие),
конденсация имеет место чаще и более
обильная.

Лучшими условиями хранения деревян-
ных конструкций надо считать хорошо
вентилируемые ангары, худшими — хра-
нение в палатках,

Хранение деревянных конструкций в
палатках, предохраняя их от непосредет-
венното влияния солнечных лучей, очень
невыгодно из-за повышения влажности
внутри конструкций. Это надо отнести и
5 хранению самолетов под открытым не-
60M в инпивидуальных чехлах, в 060-
бенности при эксплоатации в осенний
и весенний периоды, характерные часты-
ми осадками. Чехлы не всегда своевремен-
но снимают, а высыхание их На самых
деталях так же вредно, как высушить про-
мокшую одежлу на теле человека.

Если нет возможности обеспечить хра-
нение в хороших ангарах, то самолеты

целесообразнее хранить на открытом воз:
духе под тентами из легкой Ткани, зач
крепляемыми на складывающихся легких
каркасах. Тенты co складывающимися
каркасами должны иметь вео максимум
7—8 Rr. и при перебазированиях перево-
зиться в самолете. В пелях маскировыи
можно одну сторону ткани покрасить под
летний комуфляж, а другую сторону оста-
вить белой — под зимний комуфляж.
Установлено, что зимой грибки приоста-.
навливают своё развитие из-за отсутствия

необходимых условий. Весна, лето и 000-,

бенно осень являются благоприятными
периодами для развития епор грибков. По-
этому следует установить 5 контрольных

осмотров в течение года (два — весной’

два — осенью и один — летом) для’ са-
молбтов, хранящихся под открытым не-

бом и в палатках. Для самолётов, стоящих!

в ангарах, достаточно 3 осмотров — вес-
ной, летом и осенью. При осмотре необхо-
лимо вскрывать обшивку в контрольных

местах, тде имеются большие металличе-.

ские ловерхности и отсутствует‘ вентиля-
ЦИЯ. fi

Если поражение грибком не обнаружено
и ремонт не требуется, но замечена уве-
личенная влажность древесины и ткани,
вскрытое место сначала надо просушить
на воздухе, затем снять лаковое покрытие
с древесины и пропитать её обильно ан-
тисептиком, после чего снова хорошо про-
сушить и нанести новый лаковый слой.
Производить эти работы следует только в
сухую погоду.

Небрежное отнощение техсостава к точ-
ному выполнению всех установленных
инструкций ‘по экоплоатации деревянных
деталей служит основной причиной преж-
девременного выхода их из строя и при-
водит паже к тяжёлым лётным происше-
ствиям. Часто эта небрежность происхо-
дит от недостаточного знания инженерно-
техническим составом свойств материалов
и технологических условий, которые необ-
ходимо соблюдать при ремонте. В мастер-
ских полевого ремонта, в ПАРМ-1 и
ПАРМ-3 от инженерно-технического зюста-

ва часто требуется изобретательность для
создания условий, обеспечивающих BEICO-

`. кокачественный ремонт.

`Каждый человек, причастный к обелу-
живанию и ремонту самолётов, ‘должен
всегла помнить, что целью любого’ ремон-
таг является 100-процентное  восетановле-
ние прочности и летных качёетв самолё-
та Выпуск самолёта из ремонта © пони-
женной прочностью и с нарушением его
летных качеств надо считать престунле-
нием,

Наши самолёты достаточно прочны и
обладают такими л@тными данными, ко-
торые не раз давали возможность лётчи-
кам возвращаться на свои аэродромы ©
крупными повреждениями самлетов, по-
лученными в воздушных боях, Если осла-

восстановить прочность и лбтные качест-
ва машины, мы вольно или невольно CHH-
жаем боеспособность наших самолетов и
ставим под утрозу самое ценное в нашей
авиации — пбтчиков, штурманов, стрел-
ков,

К великому сожалению, такие явления
ещё имеют место. Подчаю их стараются
оправдаль ‘неправильными толкования-
ми: «Самолёт в условиях войны живбт
недолто», «Важно поскорее ввести само-
лёт в строй а не заниматься мелочами»
й т. д. Конечно, нам необходимо максия-
мально увеличить темпы восстановления
поврежденных самолётов, но преступно
это делать 6a счёт онижения лх качест-
ва. Технология ремонта’ деревянных ксн-
струкций требует определенного мини-
мального времени для обеспечения нор-
мального процесса, чтобы добиться высо-
кого качества ремонта, &а работники ре-
монтной сети иногда пренебрегают этим.

Так, в ремонтных органах, которыми
руководят тт. Шепелев и Волков, началь-

никам ПАРМ-3 Kaparanuny и ’Шагиеву
разрешено было выпустить из ремонта
самолёт «ЯК-1» (№ 43109), на котором

предотавитель авиационной части тов. Осал-
чето тов. Ооклаков обнаружил до’ 68 раз-
личных дефектов. Такое отношение к ре-
монту, конечно, совершенно недопустимо.

Нет налобности повторять имеющиеся
инструкции и указания по эксплоатации
и ремонту деревянных конструкций. Мы
хотим лишь обратить внимание на те ус-

бить конструкцию при ремонте или He)

ловия, которые надо и вполне возможно
выполнить при полевом ремонте даже на
передовых аэродромах.

При ремонте деревянных конструкций,
будь то механическое или боевое повреж-
дение детали, а также поражение её гриб-
ком; основное — ‘это сушка. Даже прежде,
чем определить об’ём ремонта, необходимо
вскрыть повреждённое место и дать воз-
можность ему просохнуть. Надо помнить,
что после высыхания древесина восстана-
вливает свою форму и даже цвет, и ес-
ли в увлажн@нном состоянии могло ка-
заться, что деталь неё подлежит ремонту
и требует замены, то после сушки ремонт
становится вполне целесообразным.

Сушка и соблюдение правильного атмо-
сферного режима во время ремонта — ос-
нова его высокого качества. Как бы сроч-
но ни требовалось закончить ремонт, ме-
стную сушку не следует производить сра-
зу при помощи высокой температуры от
какого-либо ‘источника тепла. Это может
привести к ослаблению конструкции, ко-
роблению и даже трещинам. В таких
случаях лучше произвести ремонт без до-
полнительной сушки, но в боевой полёт
такой самолёт выпускать нельзя. Лишь в
крайнем случае можно допустить перелёт
на небольшое расстояние при необходи-
мости срочного‘ перебазирования. В поле-
вых условиях сушку местным подогревом
лучше всего осуществить источниками,
медленно ‘аккумулирующимии отдающими
тепло. Ими могут служить небольшие пе-
редвижные кирпичные печки-плиты. Ha-
трев этих’ печей производится в стороне
от места ремонта. Во время нагрева дё-
таль должна быть накрыта теплоизоля-
ционной крышкой  (фанерная ` коробка,
внутри обитая асбестом). Если такую плиту
ввести под брезент или палатку, ona
обеспечит равномерную температуру и
влажность, необходимые для нормальной
работы, :

Для ремонта деревянных деталей мож-
но применять только вполне кондицион-
ные материалы. Древесина, полотно, клей,
зараженные грибками, немедленно пере-
несут их на здоровые материалы самолб-
ra, Поэтому при получении этих мате-
рвалов из складов следует обратить oco-
бое внимание на качество их. При хране-

нии в мастерской или походном складе

надо оберегать их от поражения грибка-
ми. Особенно это относится к козеиново-
му клею. Перед применением его надо
убедиться, что порошок не имеет гнилост-
ного запаха, следов плесени, комков, не
распадающихся при легком  растирании
пальцами. Перед употреблением клеевого
порошка надо тщательно перемешать его.
ПНриготовляя клей, следует пользоваться
чистой питьевой водой, температура кото
рой колеблется от 12 до 2550.
Козеиновый клей можно применять при.
ремонте тех деревянных деталей, при
изготовлении которых был использован
как ковеиновый, так и смоляные клеи —
ВИАМ-Б-3 и КР-4. Однако эти смоляные
клеи ВИАМ-Б-3 и КР-4 нельзя применять
для ремонта деталей, склеенных при изго-
товлении козеиновым клеем, так как они
имеют небольшую кислотную реакцию и
при нанесении их на поверхности, про-
питанные щелочным козеиновым клеем,
дают нейтральную реакцию и смоляные
клеи теряют свои клеящие свойства. Гвоз-
ди и шурупы без склейки не обеспечи-
вают необходимую прочность. В процессе
эксплоатации, вследствие неоднократного
изменения влажности, твоади и шурупы
самопроизвольно выскакивают.

Обязательным условием является  соб-
людение весовых соотношений при соста-
влении клея, рекомендуемых инструкция-
ми. Также важно выдержать определенное
время при склеивании деталей до полного
присоединения их одна к друтой.

При ремонте обязательно пропитывать
ремонтируемые поверхности древесины
антисептиком (25—20-процентный раствор
формалина в спирту или 10-процентный
раствор нитрофенола в уксусном анило-
вом эфире). Перед нанесением антисепти-
ка надо счистить лаковое покрытие, 34-
тем после хорошей просушки нанести его
ВНОВЬ.

Умелая эксплоатация, точное соблюде-
ние инструкций и бережное отношение &
самолёту, несомненно, проллят. его жизнь,
в каких бы атмосферных условиях он ня
находился. Залача нашего технического
состава — в процессе работы повседнев-
но повышать свои знания, ещё лучше
изучить как положительные, так и отри-
цательные свойства древесины, чтобы ‚ до-
биться культурной эксплоатации дорого-
стоящей авиационной техники.