= =

=? eee ee

Смерть немецким оккупантам!

AU COK

Газета Военно-Воздушных сил Красной Армии (Орган Народного Комиссариата Обороны ССР)

Ct

№ 44 (172)

м

ЗОМБОМЕТАНИЕ
С ПИКИРОВАНИЯ -

При бомбометамии с пикирования достигается более высокая
TOTHOCTL поражения целей, особенно узких и точечиьх, как
жсты, плотины, артиллерия на огневых позициях, отлельные
пооружения промышленных предприятий,  железнодорожныю
отелоты, командные пункты, узлы связи и т. д. Этот способ
бомбометания более экономичен, Часто он требует в два-три
раза меньше самолётов для выполнения той‘ же задачи, чем
бомбометание с горизонтального полёта. :

Отечественная авиапрюмышленность лала мам замечалельную
машину «Петляков-2». Эта отличная конструкция специально
создана для бомбометания с пикирования. На «Пе:2» имеются.
новейшие приборы для производства расчётов на бомбометание с
пикирования. Самолёт оборудован особым приспособлением
воздушного торможения. Имеется специальный автомат для вы-
вода малпины из пикирования.

Но we Bee лётчики умеют в полной мере использовать вы-
дающиеся хачества самолёта’ «Петляков-2». На пикирующем
бомбардировщике мекоторые воздушные бойцы часто бомбят ©
торизонтального полёта. Недооценка бомбометания с пякирова-
ния наблюдается и в тех частях, которые прошли ‚специать-
ную подготовку, имеют в <воём составе вполне подготовленные
для пикирования не только одиночные экипажи, но и звенья,
эокадрильи. Это особенно касается части тов. Добыша. Здесь
некоторые ‘лётчики в 0806 время овладели методом пикирова-
ния. Но им не ставят постоянной задачи — бомбить
с пикирования. Не имея боевой практики в этом деле, лётчики
могут постепенно потерять свои навыки, и в результате труд,
затраченный на подготовку экипажей, пойдет насмарку. Кое-где
даже стали снимать с «Це-2» приспособления (тормозные pe-
шёгки, автомат), жеобходимыюе для бомбометания с пикирования.

Олов нет, бомбометание с пикирования сложнее обычного.
Ono связано © быстрым перемещением самолётов в воздухе и
требует от лётного состава мастерства в технике пилотирования,
отваги, самообладания и выносливости. Лётчик-пикировщик,
должен ‘уметь быстро’ принять решение в трудных условиях
полёта, Организоваль боевой вылет пикирующих бомбардиров-
миков значительно сложнее, нежели выслать группу самолётов
для поражения цели © горизонтального полёта. Зато и эффект
получается совершенно иной. Стало быть, пренебрежение к это-
уг эффективному методу бомбометания недопустимо. Надо пре-
сокать косность в этом деле, привычку работать по-старинке. .
Большие и малые авиационные командиры обязаны вникать в

- требовалия современной войны,

Несколько эффективен этот способ, показывает боевая прак-
тика лётчиков части тов. Чучева, о чем подробно  расоказы-
вается сегодня на странипах нашей газеты. Систематически и
настойчиво тренируясь, экипажи здесь научились отлично вла-
деть машиной, добились точности прицеливания и меткости
бомбометания. Бомбометание с пикирования в этой части при-
меняется во всех боевых вылетах, если позволяет метеообета-
новка. Тикиробание звеном здесь стало повседневным прибмюм.

Действуя с пикирования по войскам на поле боя, железнодо-
южным узлам и аэродромам противника, часть Чучева нанес-
18 исключительно тяжёлый урон  немпам. ‘Замечательный
опыт летчиков тов. Чучева должен служить примером для всех
бомбардировотных частей и соединений военно-воздушных сил
Красной Армии.

В ходе боевых лействий оправдали себя следующие элементы
бомбометания с пикирования: высота ввода в пикирование —
2.500—3.000 метров, высота вывода в режим горизонтального
полёта — 1.000—1.200 метров, угол пикирования — 60°.
Боевой порядок полхола к цели в зависимости от её размеров и
характера ПВО следует применять в пеленте звеньев или B
колонне звеньев. Пикировать на цель звеньями с последующим
<бором в девятки.

Практика показала, что при бомбометании < пикирования
следует ‘вилоизменять тактические приёмы  истребительных
трупп прикрытия. Наилучшим методом прикрытия пикировщи-
ков считается, когда одна группа истребителей находится выше
боевого порядка пикировшиков, а другая пикирует на дистанции
400—600 метров с. углом 25—30° совместно © бомбарди-
рювшиками. у ~

При ударе нескольких групп по одной цели (4—6 левяток)
необхолимо практиковать обман ПВО противника чередованием
бомбометания трупи- с пикирования и горизонтального полёта.
Кроме того, чтобы избежать потерь от истребителей противника,
необходимо 0собое внимание обратить на то, чтобы звенья перед
пикироранием и при выхоле держали заданные дистанции и
HO растягивались.

«Петляков-?» — незаменимая машина для пикирования, осо-
бенно в тех случаях, когда требуется поразить узкие и точеч-
ные цели. Необходимо сделать всё, чтобы этот самолёт исполь-
зовался в полной мере как пикировщик. Нал решительно пре-
сокаль недооценку  бомбометания © пикирования.. Лётчикам
следует привить любовь к этому вилу боевой работы, организуя
в широком масштабе тренировку. Этому надо ещё более
настойчиво учить молодых лётчиков также в школах.

Всем авиационным  комамдирам и летчикам нужно всегда
помнить, что бомбометание с пикирования — наиболее эффек-
тТивНый 0©1060б поражения и уничтожения небольших по раз-
мерам, но важных, целей.

БЛЕСТЯЩАЯ ПОБЕДА

Этот памятный воздушный бой состоялся 8 ок-
тября. Утром капитан Нестеренко повёл восьмерку
штурмовиков. Низко над землей шли «Илью-
шин-2».

Зорко наблюдая за воздухом, ведущий заметил
на встречном курсе группу’ вражеских бомбарди-
ровщиков «Ю-87». Их было двадцать. Нестеренко
быстро оценил обстановку и решил’ навязать нем-
цам воздушный бой. Он был твёрдо уверен, что
мощь пулемётно-пушечного огня штурмовиков поз-
волит вести такой бой успешно. р.

Командир тотчас же отдал приказ ведомым и
всей восьмёркой смело врезался в строй вражеских
самолётов. Атака была стремительной, а огонь ис“
ключительно точным. Расстроив боевой порядок
«Юнкерсов-87», штурмовики меткими пулемётно-пу-
шечными очередями сбили восемь вражеских ма-
шин. Два немецких бомбардировщика расстрелял в
воздухе капитан Нестеренко. 7

Группа «Ильюшин-2», одержав блестящую побе-
ду, без потерь возвратилась из помета.

Среда, 13 октября 1943 г.

зуется большой активностью

г

ВЫХОДИТ ДВА
РАЗА В НЕДЕЛЮ

1-я СТРАНИЦА
/   Хмельницкий.
2-я СТРАНИЦА

и. Ш-й степени.

ОПЕРАТИВНАЯ СВОДКА ЗА 12 ОКТЯБРЯ

В полосе среднего течения ДНЕПРА наши войска продолжали вести бои по
расширению плацдармов на правом берегу реки в прежних районах и на отдельных

участках добились серьёзных успехов.

На)ВИТЕБСКОМ направлении наши войска продолжали наступление и заняли

несколько населённых пунктов.
На остальных участках
миномётная перестрелка. -

фронта — усиленная разведка и

артиллерийсно-

В течение 11 октября наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили

50 н
72 самолета противника.

х танков. В воздушных боях и

огнём зенитной артиллерии сбито

И ae

На правом берегу Днепра в одном рай-
оне части Н-ского соединения вели оже-
сточённые бои. Немцы любой ценой хоте-
ли потеснить наши части, HO
контратаки были отбиты. На поле
осталось до 700 вражеских трупов. В
другом районе весь день шла упорная
борьба за высоту, господствующую над
окружающей местностью. Бои неоднократ-
но переходили в рукопалщные схватки. &
исходу лня наши войска выбили немцев
с этой высоты и продвинулись вперёд. За,
лень боёв уничтожено до 1.500 немецких
солдат и офицеров, ` подбитю и сожжено
23 танка и 2 бронемашины. На соседнем
участке противник силами пехоты и тан-
ков предпринял -контралаку. В разгаре боя
11 немецких танков прорвались через на-
ши боевые порядки. Артиллеристы, дейст-
вовавишие в боевых порядках пехоты, не-
медленно повернули свои орудия и откры-
ли огонь по прорвавшимся танкам  про-
тивника. В течение получаса все 11 не-
мецких танков были подбиты и уничто-
жены. Оставшиеся в живых экинажи тан-
ков взяты в плен.

боя

° Ната авиалия активно поддерживала
действия наземных войск. В воздушных
боях в течение gua cour 41 немецкий

самолёт.
ee
1 %

На Витебском направлении части Н-ско-
го соединения, преодолевая сопротивление
противника, овладели несколькими насе-
лёнными пунктами... Уничтожено до ба-

тальона немецкой пехоты. Захвачено две.
артиллерийских батареи, 3 шестистволь-
ных миномёта и склад боеприпасов. ` На

Сильнее удары по вражеским   В последние дни

все их.

другом участке. противник
контратаку, пытаясь. вернуть
вчера опорные пункты. Миномётным к
ружейно-пулемётным огнём гитлеровцы
были рассеяны и частью уничтожены, не
устев дойти до нашего оборонительного
рубежа. <

Наша штурмовая и бомбархировочная
авиапия уничтожила 8 немецких танков,
40 автомашин, 3 автоцистерны © горю-
чим, ‘взорвала склал боеприпасов и 19-
давила огонь 8 артиллерийских батарей
противника. В воздушных боях и огнём
зенитной артиллерии сбито 12 немецких
самолётев.

прелиринял
утерянные

**

Авиацией Черноморского флота в одном
из портов потоплены танкер противника,
водоизмещением в 3 тысячи тонн, две де-
сантных баржи, два ‘° самоходных  понто-
на и две сухогрузных, баржи.

яж

Украинский партизанский отряд имени
Александра Невского 20 сентября взор-
вал большой мост на важном участке же-
лезной дороги. Немпы срочно’ выслали ре-
монтный поезд для восстановления моста.
Не дойдя до места назначения, поезд по-
дорвался на поставленных партизанами
минах и полетел под откос. Усилив oxpa-
ну пути и спешно перебросив сапёрно -ин-
женерные роты, немцы навели временный
мост и восстановили разрушеннюе полот-
но. Но возобновить движение поездов
противнику не удалось. Партизаны отряда
имени Дзержинокого взорвали на ‘этом же
участке второй железнодорожный мост.

ee, г

Пленный ефрейтор” 3 ‘роты 4 немецкого
егерекого батальона Фридрих Лиска рас-
сказал: «В германских военных сводках

бомбардировщикам!

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12 октября.
(От наш, спец, корр.). Воздушная обстанов-`
‘Ka на нашем“ участке фронта характери-
вражеской
бомбардировочной авиации. Противник
старается бомбовыми ударами ослабить
наступательный порыв наших войск. На
аэродромах, расположенных близ враже-
ского оборонительного рубежа, противник
сконцентрировал большое количество ави-
ации, тлавным образом  бомбардировщи-
ков, среди которых большинство «Хейн-
келей». Борьба с вражескими бомбарди-
ровщиками на земле и в воздухе сейчас
одна из главных задач авиации на этом
участке фронта.

На земле немецкие бомбардировщики
несут серьёзные потери от пикировщиков
подразделений Чучева, которые сами ве-
дут разведку новых вражеских аэродро-
мов и сами же по следам своей разведки
наносят удары по этим аэродромам. Один
из таких ударов несколько дней назад на-
несла труппа «Пе-2> из подразделения Бе-
лого. Как показал аэрофотоснимок, летчи-
кам удалось уничтожить и повредить до
15 самолётов. ;

Напряжённые бои в последние дни ра-
зыгрались над полем боя. Противник дей-
ствует массированными группами по 40—
60 бомбардировщиков. Желая как-нибудь
обойти наши истребительные патрули,
немцы эшелонируют свои. бомбардировщи-
ки по высоте. Советские истребители соот-
ветственно строят свою тактику патрули-
рования по методу «этажерки>. Восьмёр-
ка разбивается на пары, которые ходят
как бы по этажам, на высотах 6, 4, 2, 1
тысяча метров. /Таким образом удается
встретить противника на самых различ-
ных высотах.

Недавно шестёрка знаменитого аса Амет-
Хана по этому способу  барражировала,
над войсками. Летчики, находившиеся в
нижних этажах, перехватили 18 бомбарди-
ровщиков, шедиих на высоте 800 мет-
ров. Амет-Хан По радио приказал четвбр-
ке атаковать бомбардировщиков, а сам со
своим ведомым остался аверху при-
крывать товарищей от возможных атак
истребителей врага. Получив возможность
спокойно бить бомбардировщиков, четвбр-
ка истребителей врезалась в строй «Юн-
керсов». Атакой сверху сзади младший
лейтенант Борисов:® сбил одного «Ю-87>.
Остальные немцы в беспорядке сбросили
бомбы и повернули на запад.

Успешно борются с бомбардировщиками
противника и другие лётчики прославлен-
ного на фронте подразделения, где коман-
диром тов. Морозов. Замечательно органи-
зует бой с бомбардировщиками такой ве-
дущий, как Герой Советского Союза гвар-
дии калитан Алелюхин. Почти ежедневно

‘ручка в 60ю.

6то группа ведёт над линией фронта бои ©
‘бомбардировщиками противника. Харак-
терная особенность этих бобв—умелая ор-
ганизация взаимодействия пар в групиь,
дисциплина среди ведомых, взаимная вы-

В группе Алелюхина всегда имеется
пара, четверка, тосполствующие по вы-
соте. Именно так был организован один
из последних воздушных боёв, Korda,
прикрывая войска, десятка Алелюхина
встретилась с шестью группами «Хе-111»
по 8—9 самолётов в каждой группе. Бом-
бардировщики ‘противника были встрече-
ны на высоте 4.000 метров. Алелюхин по
радио направил четвёрку Карасева в ата-
ку на первую труппу «Хейнкелей», а 0с-
тальные истребители заняли господствую-
шее положение наверху. Бомбардировщи-
ки He были допущены к цели и потеряли
в бою 4 машины. В эти дни Алелюхин
удостоился ещё одной правительственной
натрады — ордена Суворова 3-й степени.

В борьбе с бомбардировщиками на поле
боя большую роль играют штурмовики
подразделения Токарева. Пехотинцы доно-
сят, что едва «Юнкерсы» увидят «ИЛ-2»,
как сразу поворачивают вспять.

«ИЛ-2», используя свою броню и мощ-
ное` вооружение, смело врезаются в
строй бомбардировщиков, расстреливая
их из пушек. Ha счету  летчиков-
штурмовиков полразделения Токаре-
ва сейчас 51 <Ю-87» и 6 <«Хе-111,
сбитых в воздухе за последнее время.
Здесь имеются ‘уже свои отличные масте-
ра воздушного боя «ИЛ-2» против бомбар-
лировщиков, — Смильский, Прудников,
Кондаков и другие.

Борьба «ИЛ-2» с бомбардировщиками
стала настолько эффективной, что выделе-
но специальное подразделение «ИЛ-2»
для прикрытия наших войск. Над войска-
ми теперь патрулируют смешанные груп-
пы «ИЛ-2» и «ЯКов». Успех обеспечи-
вается их хорошим — взаимодействием.
Штурмовики барражируют над войсками
на высоте 3.500—4.000 метров, истребители
непосредственного сопровождения ходят
по флангам на той же высоте, ударная
труппа — выше на 300—400 метров. Как
только на подступах к пели появляются
труппы бомбардировщиков, «ИЛ’ы» стре-
мительно рассекают их строй и начинают
бить олиночек. В то же время с высоты
обрушивается ударная группа, «ЯК’ов».
Одна из последних атак такото смешанно-
го возлупвного патруля закончилась тем,
что противник потерял 6 самолётов (4
«Ю-88» сбили штурмовики, а два «Хе-111»
— истребители). Попытка немцев бомбить
наши войска сорвалась.

Старший пейтенант Л. ЛЕРОВ.

э——

Награждение орденами работников Народного
Комиссариата Вооружения СССР

За образцовое выполнение заданий Пра-
вительства по оказанию помощи воинским
частям в освоении новых видов авиаци-
онного вооружения Указом Президиума
Верховного Совета” ОССР награждены:

Орденом Ленина — И. И. Лабутин,
И. А. Широбоков;
Орденом Красного Знамени — 3 чело-
века;
° Орденом Красной Звезды — 13 человек.
(ТАСС).

Указ Президиума
переименовании города Переяслав в г. Переяслав-

Постановление Президиума
УССР, Совнаркома Украины и ЦК КП(б)у.
От Советского Информбюро. :

Указ Президиума Верховного Совета
учреждении ордена Богдана Хмельницкого 1-й, П-й

ЗН Вы ЕО

„  ным пунктом — тора Цымбал, — пытался

Верховного Совета СССР Э

Верховного ‹ Совета

СССР: 96

говорится, что немецкая армия не отету-
‹‘пает, а «совершает планомерный отход».
Такое ‘надувательство вызывает огромное
возмущение. №то-кто, & солдаты на фронте
точно знают, что немепкие войска, отсту-
пают потому, что не в силах держаться.
Очень часто нынешнее отступление пе-
реходит в паническое бегство. Отетупаю-
щие части бросают вооружение, военное
имущество и даже не подбирают своих ра-
неных. За несколько дней 3 рота потеря-
ла 130 человек’ В ней уцелело всего-на-
всего два десятка. солдат. В одном бою,
который продолжалея полдня, нали баталь-
он из 9 противотанковых орулий потерял
8. Вее пулемёты выбыли из строя. Что бы
там ни говорило командование, но любой
солдат понимает, что такие потери не-
мецкая армия вынести долг не сможет».

ae
*

Ниже публикуется акт о зверствах не-
мецко-фантистоких мерзавцев в селе Гу-
биниха,  Лнепропетровской области’ «С
первого же дня прихода немцев для нас
настала невыносимая жизнь. Начались ди-
кие издевательства и массовые расетрелы.
Немцы разграбили всё имущество жите-
лей. Особенно глумилсея над населением и
свирепствовал комендант обер-фельдфебель
Кроль. В колхозе «15 лет Октября» фа-
шистекие изверги расстреляли 99 колхоз-
ников. В колхозе имени Шевченко немец-
кие палачи убили 140 человек, в том чи-
сле семью Федора Корниенко, семью Пелз-
геи Тараненко и других. Свыше 2 тысяч
жителей немцы насильно утнали Ha Ka-
торгу в Германию. Фашистские варвары
сожгли 605 жилых домов со всеми на-
дворными постройками, 28 колхозных по-
строек, взорвали паровую мельницу, ико-
лу, клуб и детокие ясли.  Гитлеровские
звери разгромили и уничтожили больницу.
Они выволокли на двор находившихся на
излечении больных мужчин, женщин и
детей и 75-летнего фельдшер» Андрея
Позлевича и расстреляли их из автомалов.
После кровавой расправы над больными
немпы взорвали аптеку и сожгли главный
корпус, инфекционный корпус и два жи-
лых дома сотрудников больницы».

Акт полписали жители села: П. Куче-
рявенко, М. Гонзафь, Х. Голубь, С. Мар-
тыненко, К. Корниенко,
Семенчинкю, М. Сорока, Е. Мезинцева, Е.
Сименко.

боев за Тамань

Последние дни 60ёв за Таманский по-
луостров были особенно напряжёнными
для советских лётчиков. После освобожле-
ния г. Тамани и юго-западной части по-
луострова противник, используя выгодный
сборонительный рубеж с основным опор-

задержать дальнейшее продвижение на-
ших войск. Всеми средствами он стре-
мился обеспечить эвакуацию окопившихся
в северо-западной части полуострова,
войск и техники. Но. стремительным на-
ступлением Hallux ‘войск, фронтальным
ударом прорвавигих. ‘оборону немцев этот
замысел был сорван. Наземные части вы-
били врага с послелнего рубежа.
Уопешному прорыву обороны против-
ника содействовали наши штурмовики,
которые нанесли ряд мощных ударов по
его огневым позициям, артиллерии и пе-

хоте, сосредоточенным в районе горы
Цымбал. Е
С зыходом наших войск на северо-

полуострова
между

западную часть Таманского
противник оказался  зажатым
Азовским морем и Таманским заливом.
Нуть для отступления остался один.
Злесь отмечались скопления в 100—200
и более автомашин. К отдельным портам
подходило одновременно до 20—30 барж
и катеров.

Чтобы прикрыть погрузку Bock B
портах, противник бросил сюда истреби-
тельную авиацию. Почти каждый вылет
на бомбометание и штурмовку пловучих
средств В портах в последние лва дня
боёв сопровождался встречами с «Ме-109»,
патрулировавшими группами от 2 до 6
самолётов. Олнако воздушные бои, сво»
дившиеся со стороны противника к 2—8
атакам с больших дистанций, заканчива-
лись для советских истребителей, сопро-
вождавших штурмовиков ‘и бомбардиров-

пгиков, неизменным успехом. Наши‘ лёт-.

чики сами переходили в смелые атаки и
сбивали немцев- над их портами.

Противник до предела насытил зенит-
ными средствами порты, установил зе-
нитную артиллерию Ha баржах, судах,
пытаясь создаль непреодолимую завесу
отня. Но и это не останавливало  совет-
оких летчиков. Так, две пят@рки «Илью-
шин-2» во главе с катитаном Карловым и
старшим лейтенантом Самохваловым на-
несли внезапный улар по скопивигимся в
порту 30 баржам и катерам. Ураганный
венитный огонь не остановил летчиков.
Произведя три захода, они прямыми по-
паданиями бомб потопили 6 барж о ©
войсками противника,

Наши штурмовики, действуя труппами
по 4—6 самолётов, в течение дня шли
непрерывным потоком © небольшим ин-
тервалом, наносили удары по портам и
скоплениям автотранспорта и войск про-
ТИВНИКА.

Только за последние три дня решаю-
mux боёв лётчиками соединения генерал-
лейтенанта авиации Вершинина потопле-
но 15 барж и 2 сулна с войсками и
грузами противника, сожжены 2 баржи,
уничтожено свыше 100 автомаптин © раз-
ным грузом и пехотой. В воздушных боях
сбито 16 вражеских истребителей.

Подполковник Г. ПШЕНЯНИК.

РВ р ЕЕ Е р

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

тосударственного деятеля
Хмельницкого город Переяслав впредь именовать городом Пе-

М. 0Оберемок, Ф.

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ.

Натан Рыбак. — Богдан Хмельницкий

Ник. Богданов. — На правом берегу Дисирз.
3-я СТРАНИЦА

Герой Советского Союза подполковник Д. Вален-
тик. — Техника пилотирования и бомбометания.

Полковник Г. Чучев. — Самый эффективный ме-
тод.

Подполковник Ф. Белый. — Пикирование звеном.
4-я СТРАНИЦА

Ник. Бобров. — Жить!

Майор Г. Залупкий. — Расход авиационного го-
рючего под строгий b.

Cito

ES

Штурман гвардии лейтенант Е. Горелик на-днях совер-
шил 210-й боевой вылет в глубокий тыл противника. На
снимке; гвардии лейтенант Горелик в штурманской ка-

бине самолёта `.
Фото П. Дебабова,

annem een а ркння НВ ВЯ Ир Ви нии Ирины ни рев нив ни зримым вии ну зи я но зови зн нить жения

Указ Президиума Верховного Совета СССР

0 переименовании города Переяслава
в город Переяслав-Хмельницкий

В ознаменование памяти великого сына украинского народа,
и полководца Украины Богдана

реяславом-Хмельницюим.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР

И : А. ГОРКИН.
Москва, Кремль. 12 октября 1943 г.

переименовании города Переяслава
B Город Переяслав-Хмельницкий

Постановление Президиума Верховного Совета
УССР, Совнаркома Украины и ЦК КП(б)У.

8 января 1654 гола в городе Переяславе великий гетман
Украины Богдан Хмельницкий созвал раду представителей укра-
инокого народа, которая вошла в историю как славная  Пере-
яславская рада.

_ Это происходило в тяжелое для Украины время, когла ино-
земные захватчики — польская шляхта пыталась поработить
украинский народ, лишить ето права на государственное суще-
ствование, на родной язык, культуру, национальные обычаи,
веру. Мудрый государственный. деятель и славный полководец
Ботдан Хмельницкий видел единственный правильный путь,
иля по которому Украина могла освободиться от иноземиого
нашествия, сберечь свою самобытность, избежать  разру-
шения и уничтожения. . Переяславокая рада пою предложению
гетуана, Хмельницкого единодушно, согласно воле всего украин-
ского народа, навеки утверлила нерушимый союз лвух братских
единокровных народов — великого украинского народа с вели-
ким наролом русским. С того дня 290 лет совместной жизни и
борьбы русского иукраинского народов  подтверхили всю муд-
рость и прозорливость великого гетмана. Общими усилиями
русского и улраинекого народов были отражены все. попытки
иноземных захватчиков поработить и раз’единить эти народы.
Общими усилиями.были разгромлены войска Карла ХИ, прус-
ские полки Фридриха П, армия Наполеона, полчиша кайзера
Вильгельма. Общими усилиями был свержен паризм и создаю
великое сопиалистическое государство свободных  советэких
наролов — СССР. В братском союзе с русевим народом раецве-
ла свободная Советская Украина во всем своем могущеотве,
красоте и богатстве. Только в союзе с русским народом, под
руководством Сталина была осуществлена  вековечная мечта
украинского народа — воссоехинены все украииские земли в
едином украинском советском государстве.

В лни великой отечественной войны мы снова вспоминаем
славную Переяславскую раду, на которой был утвержден неруе
шимый союз лвух наших братских народов, Мы чтим гозудар-
ственную прозорливость и мулрость Богдана Хмельницкого —
основоположника этого союза. Без помощи великого ‹ русского
народа Украина была бы раздавлена немецкими захвалчиками,
ее народ. был бы порабощен, ее тозударство, язык, культура
были бы уничтожены. В боевом conse с русским народом и
другими советскими народами Украина освобождается от немеп-
кого нашествия. Близок уже час нашей окончательной побелы
над смертельным вратом советских, народов — над гитлеровской
Германией. Непобедимый союз русского и украинского ‘народов,
озаретный тением Сталина, закаленный в огне отечественной
войны, есть залог счастливого грядущего Украины.

В ознаменование памяти великого сына украинското’ народа,
мулрого государственного деятеля и полководца, ` основополож-
ника союза русского и украинского народов — Богдана Хмель-
ницкого, Президиум Верховного Совета УССР постановил горох
Переяслав, где родился Богдан Хмельницкий, где была созвана
Переяславская рада, переименовать в тород Переяслаз-Хмель-

Председатель Президиума Верховного Совета УССР
М. ГРЕЧУХА.
Председатель Совнаркома УССР
Л. НОРНИЕЦ.
Сенретарь ЦК КП(б)У
Н. ХРУЩЕВ.
11 октября 1943 г.