Указ Президиума Верховного Совета СССР.
06 учреждении ордена Богдана Хелельниикого 1, и ИИ степени

Для награждения командиров и бойцов Краоной Армии и
Военно-Морского Флота, руководителей партизанских отрядов и
партизан, 0000 отличимишихся вобоях за освобождение совет-
Президиум Верховного

кой земли от немецких захватчиков,
Совета. СОСР постановляет:

Москва, Кремль. Ю октября 1943  .

СТАТУТ ОРДЕНА БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО.

1. Орденом Богдана, Хмельницкого на-
траждаются командиры и бойцы Красной
Армии и Военно-Морского Флота, руково-
Ддители партизанских отрядов и партизаны,
нроявившие особую решительность и уме-
ние в операциях по разгрому врага, высо-
кий, патриотизм,
женность в борьбе за освобождение совет-
ской земли от немецких захватчиков.

2. Награждение орденом Богдана Хмель-
ницкою производится Указом Президиу-
ма Верховного Совета СССР.

8. Орден Ботдана Хмельницкого состоит
из трех степеней:

ордена Богдана Хмельницкого — 1 сте-
пени,

ордена Ботдана Хмельницкого — IT cre-
пени,

ордена
степени.

Высшей степенью ордена является пер-
вая степень. :

4. Орденом Богдана Хмельницкого 1-Н
степени натразждаются командующие фрон-
`тами, флотами, армиями, флотилиями, их
заместители, начальники итабов, началь-
ники оперативных управлений, отделов и
начальники родов войск фронтов, флотов,
армий и флотилий, командиры  соедине-
ний партизанских отрядов;

За успешную, проведенную с примене-
нием умелого маневра операцию, в резуль-
тате которой освобождены от врага — рай-

Богдана ° Хмельницкого — Ш

ОПИСАНИЕ ОРДЕНА БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО 1-4 СТЕПЕНИ

Знак ордена Богдана Хмельницкого 1-й
степени изготовляется из золота и пред-
ставляет собой изображение выпуклой пя-
тиконечной звезды, поверхность которой

выполнена в виде расходящихся лучей.

Середина звезды представляет собой 39-

лотой круг. окаймленный серебряным фи-

турным ободком. В центре круга золотое
рельефное погрудное изображение Богдана
Хмельницкого с булавой в правой руке. В
верхней части круга по краю надпись на

украинском языке «Богдан Хмельницкий»,
Промежутки между концами золотой

звезды покрыты пятью пучками серебря-

ОПИСАНИЕ ОРДЕНА БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО П-й СТЕПЕНИ

Знак ордена Богдана Жмельницкого П-й
съепени изготовляется из’ серебра ‘и пред-
тиконечной звезлы, поверхность которой
выполнена в виде расходящихся лучей,

Середина звезды представляет собой з0-
лотой круг. окаймлённый серебряным фи-
рельефное потрудное изображение  Богда-

ОПИСАНИЕ ОРДЕНА БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО Ш-й СТЕПЕНИ

Знак ордена Богдана Хмельницкого
Ш-й степени серебряный, представляет
собой изображение выпуклой пятиконеч-

ной звезды с полированными гранями. Се-
редина звезды представляет ©обой круг,

окаймленный ободком. В центре круга —
рельефное погрудное изображение Богда-
на Хмельницкого с булавой в правой руке.

полукругом
надпись на украинском языке

В верхней части ободка
«Богдан
Хмельницкий». На нижней части- ободка
фигурный орнамент.

Промежутки между концами звезды по-

БОГДАН ХМЕЛЬНИЦКИЙ

Торячий степной ветер в ту ночь люто
гудел у неприступных стен  Кодацкой
крепости на Днепре. В густых зарослях
камынта выли волки, и разбушевавигие-
ся днепровокие волны силились сорвать
© причалов казацкие байдаки. Веоадник
на взмыленном коне ‘остановилея у во-
рот Кодажа и рукояткой сабли постучал
в смотровое окно. Чаюовые с пищалями
з руках выбежали из ворот, но два ело-
Ba, произнесённые” всадником, полейст-
зовали на них магически и они в ту
же секунду раскрыли ему ворота.
` До рассвета в избе кошевого атамана,
войска запорожского горел свет, и из
избы т0’и дело выбегали Казаки, лихо
вокакивали на коней и скрывались во
тьме. А на рассвете ударили . барабаны.
Войско. запорожеское скликал кошевой
на раду. Рядом © ним стоял всадник,
прискакавший ночью. Многие из`казаков
узнали его, и по густым рядам лихих
воинов побежал шопот: «Хмельницкий...
Боглан Хмельницкий...>.

Боглан Хмельницкий стоял fa возвы-
шеозии, положив руку на эфес сабли, и
пристально воматривался в лица каза-
ков. Крылатый днепровский ветер раз-
вевап малиновые контуши и шевелил
на древках тяжёлые, шитые золотом ка-
вацкие знамена. Тысячи казаков запол-
нили площадь. Весеннее солнце играло
на острых никах, и веселый говор пере-
катывалея по рядам:

В то утро Сечь  Запорожекая узнала,
что, по приказу польского короля Яна-
Казимира, тридцатитысячное войско под,
хомандованием сына ‘коронного гетмана
‚ Потоцкого двинулось на Колак с целью
врасплох захватить крепость и  разгро-
мить Сечь Запорожекую. чтобы окоича-
тельно покорить Украину. Вместе с ко-
ролевскими войсками шли. полки не-
мецких рейтаров, двитались сотни, пушек.
в 06038 графа Потоцкого везли даже
цепи и ехали кузнецы, чтобы заковать
в них Хмельницкого. Кривоноса,  ”Боту-
Ha... Захватчики жгли сёла и горола,
угоняли в плен мирное население, гра-
били и убивали. От Нежина ло Чернито-
2а тянулся лес колов, на которых му-

1. Учредить орден Богдана Хмельницкого Г, П и Ш степени.
2. Утвердить статут и описание ордена Богдана Хмельниц-
кого 1, П а степени.

3. Предобтавить право награждения от имени Президиума,
Верховного Совета CCCP орденом  Ботдана Хмельницкого
Ш степени командующим фронтами м флотами.

Председатель Президиума Верховного Совета CCCP М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.

é

мужество ий самоотвер-

он, город, имеющий особое значение насе-
ленный пункт, при чем врагу было на-
несено серьезное поражение в живой си-
пе и технике.

З& проведенную соединением партизан-

ских отрядов операцию, в результате ко-

торой был разгромлен штаб войек против-
ника, захвачена его военная база, унич-
тожены крупные транюпорты с живой си-
люй и техникой противника, а также ва
Уумелую, проведенную совместно с частя-
ми Краоной Армии, боевую операцию,
следствием которой явилось освобождение
значительной части советской территории
от врага.

5. Орденом Ботдама Хмельницкого П-й
степени награждаются командиры корпу-
сов, дивизий, бригад и полков, их заме-
Ктители, начальники штабов, командиры
соединений партизанских отрядов, их за-
местители и начальники штабов, коман-
диры партизанских отрядов:

За прорыв укрепленной полосы Bpara,
успешную операцию по форсированию вод-
ного рубежа, за глубокий рейд в тыл про-
тивника, в результате которото серьезно
нарушены коммуникации врага и нанесен
серьезный ущерб его тыловым снабжаю-
щим базам.

За умело организованную и успешно
проведенную партизанским отрядом опера-
цию, в результале которой был разгром-
лен опорный пункт противника, истреблен

e

вражеский гарнизон, освобождены утоняе-
мые на немецкую каторгу советские граж-

дане, нарушены коммуникации и линии
связи, уничтожены  транопорты против-
ника.

6. Орденом Богдана Хмельницком Ш-й
степени награждаются рядовой, cepmant-
ский, старшинокий и офицерский состав
до командира батальона и ему  собтвет-
ствующих включительно, командиры пар-
тизанских отрядов, командиры подразде-
лений партизанских отрядов и партизаны:

За смелую инициативу и решитель-
ность, проявленные командиром подразде-
ления в проведении боевой операции, обес-
печившей нанесение врагу поражения, за-
хват населенного пункта или важного ру-
бежа:

За омелоеть и нахолчивоеть, проявлен-
ные командиром партизанского отряда,
обеспечившие успешное проведение боевой:
операции, нанесение противнику тяжбло-
го урона и срыв его военных мероприя-
THH.

За личную инициаливу, мужество и
упорство, проявленные при выполнении
боевого задания, что способствовало успе-
ху проводимой ‘подразделением или пар-
тизаноким отрядом операции.

7. Орден Богдана Хмельницкого носит-
ся награжденным на правой стороне гру-
ди и размещается после ордена Кутузова,
соответствующей степени.

На правый берег Днепра переправились
на самодельном плоту гвардии рядовые
Шумко, Редько, Марченко, Севастьянов,
Дедунов и Попов из подразделения rpap-
дин лейтенанта Кондакова. Путь указы-
вал им старик-рыбак Федор Шевченко.

Старший лейтенант Алексей Иванов без
выстрела переправился вместе с радио-
станцией и радировал:

— Переплыл Днепр, переплыл Днепр.
Занял окопы, не занятые противником.
Жду ‘вас с нетерпением. Какие будут при-
казания?

Это была первая радиограмма с правого

ных лучей, выходящих из-под фигурного
ободка.

Размер ордена между концом золотой
звезды и противолежащим ему концом.
пучка серебряных лучей — 55 мм.

Знак ордена имеет на оборотной сторо-

не нарезной штифт с тайкой для при-

берега Днепра от рации «Сосна первая».
He стоит сохранить для будущего. музея
великой отечественной войны.

Некоторым подразделениям приходилось
переправляться с боем, как, например, ро-
те твардии лейтенанта Мелика Магарамо-
ва. Преодолев Днепр под жестоким огнём
пулеметов и минометов противника, она
отвоевала кусок Правобережной Украины
штыками. Вся рота награждена орденами

на Хмельницкого © булавой в правой ру-
ке. В верхней части круга по краю над-
пись на украинском языке «Богдан Хмель-
ницкий».

&рыты пятью пучками серебряных лучей,
выходящих из-под фигурного ободка.

Размер ордена между концами звезды и
противолежащим ему концом. нучка cepe-
бряных лучей — ‘55 мм.

>
Натан РЫБАК
>
чились старики, женщины, дети... Де:

сятки тысяч людей бежали в степь, на
Хортицу, чтобы присоединиться к каза-
кам,

И в то утро Запорожокая Сечь выбра-
ла гетманом Украины Боглана Хмельниц-
кого, решив подняться Ha священную
борьбу против панской Польши и or-
стоять независимость и свободу родной
Украины.

Имя Хмельницкого было широко из-
вестню среди казаков и крестьян. В на-
роде. он слыл как верный и отважный
поборник свободы авоей родины, как
смелый полководец, прославившийся во
многих походах. Польские матнаты по-
нимали, что из всей казацкой старшины
самый страшный враг для них — Bor-
дан Хмельницкий, и потому стремились

любой ценой захватить ero и   прило-
Con ‘b все усилия, чтобы разгромить
ечь.

Идея восстания против панокой Поль-
ши и освобождения Украины давно ва-

нимала ум Хмельницкого. Долгие годы
вынашивал он эту мысль, связывалея с
казацкими полковниками, собирал  вер-
ных людей, расставлял силы и, когда
чата терпения народа  переполнилась,

подал сигнал к восстанию. В то утро,
когда ето’ избрали  тетманом, он сказал
войску запорожекому:

— Много лет прожил я, у старых лю-

дей спрашивал, но и они не помнят,
чтобы Днепр разлилея так, как в эту
зесну. `Поомотрите, берегов не видно,

точно море. А откуда вода эта прибыла?
То’ не снег растаял и не льды, а ручьи
и реки слез народных потекли в Днепр,
ибо земля украинская не принимает
больше крови и слез замученных детей,
отцов, делов и праледов наших. А шлях-
Ta Ha сеймах в. Варшаве хвалится. как
огиём и мечом `уничтожает нас Bee
народы защищают свою честь и свободу.
Мученики из могил вопиют о мщении.

него цвета ос продольной полоской белого

и медалями. Командир  пулеметчиков
старший лейтенант Антонов награжд@н
орденом Алексанлра Невского.

Были части, которым помогли форсиро-
вать реку партизаны отрядов «За роди-
ну», «Имени Чапаева» и другие.

На помощь фрицам спешил пароход о
баржой. Его обстреляли и вынудили при-
сталь к береу. Бойцы тварлдии лейтенан-
та Кондакова перебили команду и захва-
тили` пароход прямо под парами. При его.
помощи переправился ряд подразделений
с пушками и танками,

Когда были наведены пловучие мосты и
заработали многочисленные паромы, нем-
цы бросили в атаку бронекатера. Момент
был опасный. У реки и на переправах

крепления ордена к одежде.
Лента к ордену Богдана Хмельницкого
1-й степени шелковая муаровая светлоси-

цвета посередине. Ширина ленты 24. мм,,

*

ширина полоски 5 мм,

Знак ордена имеет на оборотной еторб- т
не нарезной штифт с гайкой для прикр

пления ордена к одежде. °

` Лента к ордену Богдана Хмельницкого
П-й степени шелковая муафровая светло-

синего цвета с двумя белыми продольны-   СКопилиеь множество машин с 606-
ми полосками по краям. Ширина ленты   припасами, тыловые части. — Катера
24 мм. ширина полосок — 3 мм. каждая.   Шли полным ходом, прижимаясь к
. крутому правому  берту. И вдруг
по ним ударили наши  противотан-

ковые пушки, скрытые в кустах. Залны
прямой наводкой с дистанции 40—50 мет-
ров были неожиданны и губительны. Не-
сколько катеров успело ретироваться, a

врыты пятью пучками лучей, выходящих
из-под ‘ободка,

а
остальные и сейчас лежат, приткнувшись
К берегу. Пара из них уже отремонтирова-
на и перевозит наши войска и боеприпа-
сы.

Появилась немецкая авиация, но пере-
правы продояжали действовать под пои-
крытием  истребительных патрулей. На
разных высотах над ‚рекой гудели, как
пчелы в погожий день, наши «Яковлевы»
и «Лавочкины». Разыгрались воздушные
бои. И поблизости от остовов бронекатеров
валяются теперь скелеты «Юнкерсов» и
«Фокке-Вульфов».

Немцы организовали серьёзные контрата-
ки, с танками, при поддержке самоходных
пушек типа «Фердинанд». Однако наши

Размер ордена между концами звезды
и противолежащим ему концом пучка лу-
чей — 45 мм.

Знак ордена имеет на оборотной стороне
нарезной штифт с гайкой для прикрепле-
ния ордена к одежде.

Лента к ордену Богдана Жмельницкого
Ш-Й степени шелковая муаровая светло-
синего цвета с тремя — одной посереди-
не и двумя по краям продольными белы-
ми полосками. Ширина ленты 24 мм., ши-
рина полосок ® мм. каждая.

ходными  маневрами © флангов под
Ж6лтыми Водами co своими шестью
тысячами каваков разгромил трилцати-
тысячную армию Потоцкого, взял в плен
вс6 командование и несколько тысяч не-
мецких рейтаров.

Битва под Жблтыми Водами была же-
стокой и кровавой. Она началась на

Выбирайте, рыцари, будем ли мы ждать
смерти позорной или пойдем на бой ва
родину, за свободу, честь и веру народа

нашего. рассвете и закончилась тлубокой ночью

В. ответ на слова гетмана раздались   при свете  смоляных факелов. Всеми
могучие возгласы селоусых рыцарей Sa- операциями Хмельницкий руководил
порожья, требовавших от него немедлен-   лично. Дороюй ’ ценой была куплена

но повести казаков в бой.

Став во тлаве войска запорожского,
Богдан Хмельницкий развернул  огром-
ную деятельность. Во вое концы’ Украи-
ны полетели его гонцы с универсалами,
призывавшими нерод ‘к восстанию. На

победа, но она открыла новую эпоху в
‘истории Украины. Весть о победе под
Жблтыми Водами, словно на крыльях,
разнеслась по Украине.

Войско Хмельницкого неожиданно по-
явилось под стенами  Корсуни, и кре-

призыв Хмельницкого откликнулась вся   пость была взята штурмом в ту же
Украина. Вспыхнули тысячи восстаний.   ночь. ]
Народ поднялся на борьбу за свою свобо- Словно вода,  прорвавшая плотину,

ду. В латерь Хмельницкого стекались ты-
сячи воинов. Но нехватало пороха, не бы-
ло пищалей, сабель, мечей, пик и пушек.
Крестьяне перековывали косы на сабли,
к деревянным палицам прибивали серпы,
садились на неосбдланных коней и ска-
кали в степь навстречу войску  Хмель-

ринулись казацкие полки. Ничто больше
не могло их остановить. Прошло нёмного
времени, и войска Хмельницкого  всту-
пили в пределы Польши. Начались вос-
стания польских крестьян. Перепуганные
паны стали требовать от короля заклю-
чения мира с Хмельницким и в то же

никого. время вели новые рекрутские наборы,
Так началось великое народное вос-   лихорадочно закупали оружие за грани-
crane 1648 года, возглавленное Богла-   цей и нанимали на службу немецкие и
ном Хмельницким. .   щведокие войска.
Сохранившиеся летописи тех времён В те годы. на заре освободительной
овидетельствуют 0 том, насколько про-   войны украинского народа, гетман
зорливо подошёл Хмельницкий к ра2-   Хмельницкий отлично понимал, что

вернувшимея событиям. Он учёл опыт   спасение госуларственности украинского

всех предыдущих казацких войн ©   народа возможно только при создании
польской шляхтой, которые в большин-   тесного союза с братским русским наро-
стве случаев кончались не совсем удазч-   дом. He ослабляя натиска на панскую
но. Шляхта выитрывала не в бою, & Польшу, угрожая её целостности и жиз-
оплетала целую сеть интриг, натравли-  ненным интересам, Богдан Хмельниц-
вала HA казадкие тылы татар и при- кий стал проводить болыпую работу по

нужлала казаков к миру. Богдан Хмель-
нипкий с присущим ему  государствен-

закреплению своих побед и налажива-
нию связей с русским государством.

ным талантом учёл все эти превратнос- Свято чтит украинский народ имя
ти. Он заключил мир с татарским ханом   своего великого сына — Богдана Хмель-
Ислам-Гиреем и подписал 6 ним воен-   ницкото. В думах и преданиях воспето
ный с0юз. Перекопский мурза Тугай-бей   оно. Сражения, проведенные под ето
выступил Ha помощь Богдану  Хмель-   водительством, вошли в историю воен-
пицкому со своей конницей. Этот союз в   ното искусства как образцы стратеги-
конечном итоге имел не столь практи-   ческой мудрости п мастерства. Сам он
ческое, сколь моральное ‘и политическое   отличался отромной храбростью и отва-
значение. той. Во многих боях, как это было под

Умело разведав численность и воору:   Жёлтыми Водами или в Зборажекой
жение наступающего войска Потоцкото,   битве, он лично вёл казаков в атаку,

Богдан Хмельницкий классическими об-   своим мужеством вдохновляя войска,

сталинский сокол и
eee tenner —[—-—/А Se TT TT

Правый берег Днепра (севернее Киева). На

а правом берегу

13 октября 1943 г., № 44 (172).

ee wn
(ihe тои трио. ото .

ay
снимке: гвардейцы Н-ской части ведут бои за расширение плацдарма.

Фото Д. Чернова (ТАСС).

непра —

картошку. Молотят пшеницу и просо;
Кроют на зиму крыши свежей соломой.
Снаряды уже не долетают сюда, и под ве-
yep на главной улице гуляют девушки,
поют песни. А старики и ребятишки нале-
ребой рассказывают нам недавние были
про немецкое нашествие, ставшее уже
прошлым.

Мы долго сидим на завалинках у изби
слушаем один рассказ за другим. Как
немцы ловили людей, словно зверей. Как
коменданты. воскресили крепостное празо,
заставляя прясть и ткать на себя цель
округи. Один отправлял в Германию ра
бов, другой — лен и пеньку, третий —
MO и холстины.

Но всё это кончилось,
сон,

Плацдарм за Днепром закреплён. В же
стоких боях изматывают нали гвардейцы
немецкие свежие части, отражая по’ две:
надцати контратак за день. То там, т
здесь значительно расширяется этот кусо-
чек отвобванной Правобережной Украины,
И день переправы уже ушбл в историю

В этой операции всб было точно раюсчи-
тано и спланировано командованием со-
ветских войск.

Долгое время наши крылатые разведчи-
ки с больших высот фотографировали уча-
стки будущих переправ. Летчики подол
ковника Дмитрия Шерстюка засняли весь
берет Днепра севернее Киева, несмотря на
жестокое сопротивление немецких истреби-
телей. Один ЛИШЬ экипаж лейтенанта
Алянова и штурмана лейтенанта Васильева
шесть раз прошёл над этим районом, каж:
дой фотографией фиксируя состояние 06о-

тпвардейцы твердо закрепились на право-
бережье. Сержант  Егельский me своей
бронебойки подбил три танка ‘и оказал:

— На правом берегу я их набью боль-
ше, чем на левом. ‘

За Днепр переправились бойцы, зака-
лбнные в боях. У каждото на груди орде-
на и медали, у многих медали «За обо-
рону Сталинграда».

Теперь сталинградцы, переплывшие сту-
дбной осенью Волгу, переплыли Днепр.
Река здесь поуже и вода потеплей.

На лицах пленных растерянность. Ветре-
ченный нами унтер-офицер Графф со сби-
того «ФВ-199» заявил:

— Солдаты бежали мимо нашего аэро-
дрома, словно за ними гнались сами дья-
волы, и кричали: «Спасайтесь, за Днепром
сталинградские черти!». Многие наши ме-
ханики разбежались, и нам пришлось вале-
тать без их помощи. Я в этот день сильно
нервничал, и вот меня сбили вапги истре-
бители.

Налюр немцев на ICH на же-
лезную стойкость советской гвардии. Отаи
наших штурмовиков и пикировщиков еще
на подходе встретили эти части и нанесли
им потери.

Бойцы-бронебойщики, поглядывая на
догорающие немецкие танки, едят горячую
кашу, сваренную по-украински, с гарбу-
зом, и, делясь ‘< партизанскими жонками
солью, без которой иострадались в этих
местах, говорят, им:

— Будьте надбжны! Куда  твардеец.
пришбл, там больше немца не будет.

И у жителей полная уверенность, что с
немцами здесь покончено. Свыпают в ямы

как  страпеный

ИЕН митииииминии   роны врата на правом берету:
a Получив прекрасные фотоснимки, коман-
Штурмовики разогнали  лование безошибочно выбрало лучшие

районы для форсирования Днепра. Коман:
диры точно знали, слабые участки в 0бо-
роне немцев. Разведчики и партизаны
указали места, где немцы нарыли окопы
и настроили блиндажи, но не успели HX
занять.

По разработанному плану патрулирова-
ния являлись наши истребители на защи-
ту переправ, и их наводили на врата комах-
диры, прибывшие со своими рациями 10:
но, по расписанию, на полевые командные
пункты. Не случайно прилетели истребл-
тели, ‘ведомые бесстрашным  капитанох
Иваном Подгорным. В жестоком бою ont
обили пятерых вражеских бомбардировщи:
ков, не дав им громить наши переправы,

И булущий военный историк, изучая пе.
реправу наших войск через Днепр, при
дет в восторг не только от удалъства гвар-
дейцев, ринувшихся в бесстрашном порн:
ве на правый берег. Он отметит и мастер:
ство советских командиров, осуществив:
ших форсирование этого рубежа, за кото-
рым — многострадальное празобережье и
необозримые дали той земли, с которой
не раз поспешно бежали враги под уда-
рами великого русского войска,

Николай БОГДАНОВ.

бомбардировщиков

Выполнив боевую задачу, четвёрка «Иль-
юшин-2» возвращалась на свой аэродром.
В это время две шестбрки «Юнкерсов» в
сопровождении истребителей заходили на
наши наступающие войска. Это заметил
ведущий группы лейтенант Осипов.

— В атаку! — понеслись в эфир его
слова...

Группа стремительно ринулась на вра-
та. Осипов и Баранов смело атаковали
велущих «Юнкерсов» и первыми же оче-
редями сбили их. Два вражеских бомбар-
дировщика рухнули на землю. -

Звено «Юнкерсов» настиг младший лей-
тенант Ситников. Врезавшись в строй, он
обратил бомбардировщиков в бегство ‘и
подбил один вражеский самолёт, Второго
«Юнкерса» подбил лётчик Ввлащук.

В результале короткой схватки лбтчики-
штурмовики -разогнали немецких бомбар-
дировщиков, не лав им бомбить наши 60-
евые порядки.”

Капитан Г. АРИСТОВ.

О еж,

Успехи казацкого войска были вели-
ки. Но Боглан Хмельницкий тревожился
06 одном: как бы закрепить эти успехи,
как бы не удалось Польше вновь овла-
деть украинской землей. Польские эмис-
сары и дипломаты плели сеть заговоров
и интриг в Бахчисарае — резиденции
крымского хана. Тылы Хмельницкого
находились под угрозой, у него не было
уверенности, что татары He изменят
ему. Будучи в те времена  могуществён-
ным государством, Польша поставила
BCG Ha ноги, дабы разгромить Хмель-
ницкого:

Польские паны шли на всё, тах как
понимали, что Богдан Хмельницкий, ис-
кусный полководец и умный дипломат,
возглавивший украинское государство,
никогда не уступит Польше, и, пока он
стоит во главе войска, у них нет ника-
кой надежды на победу. По-иному стали
разговаривать польские паны с Хмель-

торые хотят уничтожить нас, чтобы имя

pycokoe не упоминалось на нашей зем:
ле.

Гетман оказал раде о своём выборе.
И вся рада одобрила ето. Историческое
решение Богдана Хмельницкого одобрил
весь украинский народ. Мудрое решение
© воссоединении с Россией, принятое в
тот день, обеспечило украинскому наро-
ду национальную и государственную не-
зависимость.

Через большие испытания
народы-братья святую дружбу и coxpar
нили е6, неомотря Ha произвол ненази“
стного царизма. На полях жестоких битв
за свободу ‘родины Ha протяжении C10
летий украинцы стояли плечом к плечу
с русскими. Радость и гоое лелили они
вместе. И имя. великого Богдана Хмель
ницкого чтится нами как светлый сих

пронесли

BOT с .
пижмы: Король сл К нему И ЯИ боевой дружбы народов
Приезжали посольства и миссии. Хмель- $
ницкий на все запросы отвечал уклон- Указ Президиума Верховного Совета
чиво, оттятивал время, чтобы’ продлить   СССР 06 учреждении ордена Богдана

перемирие и накопить силы для новых   Хмельницкого первой, второй и третьей

сражений, степени вся страна ‘встречает с чувет

Страстно и самоотверженно ‘боролся  В0М радости и удовлетворения. Слава
Хмельницкий 3a свободу Украины, Всю Хмельницкого гремит и поныне на про
свою жизнь он посвятил этой борьбе.   СТОРах украинской земли. Легенлы онби
На своём энамени он пронёс ‘как гор-   ХРАНЯТ и великий Днепр и многие лрез-
Abii клич свои слова: «Я решился   НИ горола. Три столетия назал в этих

метить не за свою только обиду. но. за   МеСТах сражались полки  Хмельнипкою

попрание всего народа русского». Этим   ВОЛЮ своей отчизны. Они покрыли
словам он полчинил свою мудрую тосу-   бя  неувялаемой славой, и народе
дарственную деятельность, всеми исто.   благоговением вспоминает об этих великих
рическими военными победами своими   ОИТВах. Тогда, на помощь сестре — Ук
подготовив знаменательное историческое   РАйНе пришла братская Россия. И теперь
воссоединение украинского народа с  3А ©80боду Украины. за её счастье cpa
русаким. жаются русские и всё содружество брат

8 ливаря 1654 года в Переяблаве со-   СКИх народов нашей славной родины.

отоялась большая казацкая рала, на ко- Освобождаются советские о земли OT
торой присутствовали ‚ представители всех   немецких захватчиков Гром наших ба-
лолков казацких и тородов Украины.   тарей и побелный лязг PAHKOR как Be
Многотысячная толпа заполнила пло.   щий благовест свободы, any sar па пра
щадь. Гетман Хмельницкий вышел К   BOM берегу родного Днепра. Ha грули у
народу вместе с послами от русского г } gine

героических освобо ‘еле
царя. В воцарившейся тишине прозву-   дителей

чал над плошалью мотучий голосе люби-
мото ‘тетмана. Он повелал старшине, ка-
закам и народу о том, что настал час
выбирать себе порогу. С кем быть?
‚ Шесть amet; — сказал готмаз,
живем мы в беспрестанных войнах и
хровопролитиях с врагами нашими, ко-

нашей земли,
освободителей измученного, но нелокореи“
ного. нароза Украины будет ‘снять it
утасимым светом Kak ‘знак воинской
доблести И . ОТВаАГи. как символ вечной
нерупгимой сталинской дружбы oper
ских народов орден Богдана Хмельнид

(Перевод с украинского),

q