13 оятября 1943 г., № 44 (172).

ФР Meee

Техника пилотирования

‚У пас уже накопилоя значительный
итыт в технике пилотирования пикиров-
щика и в технике бомбометания с пики-
ризития. В этих заметках я хочу поде-
литьсл своим опьмом, — даль ряд советов
летчикам, и

Как и перед всяким полётом, при бом-
биуотании © пикирования требуются тша-
тельная подготовка, полная договорённость
межлу экипажами. Но если при действии
девятки «Пе-2» с горизонтального ‘полёта,
нужна договорённость Meaty всеми 9 эви-
пажами, 10 здесь в первую очередь она
необходима между экипажами звена. (Слб-
танность этих трёх экипажей, полное по-
вимание друг друга решают успех вылета.

Есть лва строя, применяемые пикиров-
щиками при заходе на цель, —— пеленг и
колонна, звеньев. Опыт показал, что вай
лучшие результаты даёт пеленг. В колонне
фтрой наших бомбардировщиков обычно
растягивалея над целью, и мы испытывали

\ ри трутностей: замедлялея сбор после бом-
бометания,  усложнялось ›, иостребительное
прикрытие и т. д. Вот почему в последнее
время мы отдабм ‘предпочтение строю пе-
Jenr.

При подходе к цели, за 15—20 км. до
nee, если отсутствуют истребители против-
ника, ведущий, пользуясь радио, должен
перестроить девятку из строя клин звеньев
в. пеленг звеньев. Были случаи,  когд»
«Пе-2» порестраивались пе за 15—20, а
а 10—12 км. В результате грунпа не
успевала принять боевой порядок и одно.
звено налезалю на другое,

В какой пеленг долажюна, строиться груп-
па? Выбор зависит от того, с каким разво-
том самолёты подходят и уходят‘ от це-
› щ. Если с левым разворотом, то перед за-

ходом на, цель звенья перестраиваются в
правый пеленг. И наоборот. Такой выбор
пепга даёт возможность легко выдержать
заданную дистанцию между звеньями, 0б-
Iervaer маневр.

Лачалю боевом пути (НБИ) мы исчи-
_ бляем в 4—5 км. (от цели), стремясь при
‚ Мом сделать доворот в обратную сторону
‚ пеленга. Делается это Для той же свободы
узневра звеньев. Интервал между звенья-
‚ ми выдерживаем в 30—50 м. при дистая-
_ ции в 200—300 м.

Успех удара во многом зависит от пра-
вильного распределения целей’ межлу зве-

’‚ Вьями, Возьмём, к примеру, железнодорож-
° НЫЙ узел. Чао получается, если звенья
бомбят, не распределив между собой участ-
‚ №? В центр бьёт первое звено. Дым за-
‚ стилает вою станцию. Ведомые звенья уже
He могут бомбить прищелыьно. ‘Узел пора-

‚ жаетея лишь в одном месте. Иное полу-
‚ Чаетеля при заблаговременном распределе-
’ ии целей. Первое звено бьёт. самую даль-
вюю часть стантии, второе — её середи-
ву, а третье — ближнюю часть. Таким
‚ разом одновременно перекрывается BCH
‚ Цель, Эго особенно важно при ударах по
  El. этелонам, большим опорным узлам
ит. д. О распределении участков действий
тетчики договариваются ещё на аэродроме.

При подходе в НБИ ведомью в звене
холжны взять принижение на 10—15 м.
(в отношении ведущего). Мы делаем это
длЯ Того, чтобы ведомые уловили момент
‚ выпуска peméron ведущим «Пе-2». Такой
‚ 01060б облегчают строгое соблюдение строя
‚ в время ввода в пиюирование, г также в
‚ момент самого пикирования. Кроме Toro,
зедомые видят отрыв бомб от ведущей ма-
ИГ, А в звене, каж известно, ведомые
пикируют и сбрасывают бомбы «тю веду-
Tomy».

Дистанции и интервалы в звене мы ус-
занавливаем в зависимости от слётанности

Полковник

‚ Ш бомбометания

При заходе на цель ведущий группы
должен учитывать, что ни в коем случае
нельзя пикировать в сторону солнца, так
как это сильно затрудняет ведомым соблю-
дение/ строя. Более того, при эм не’ ис-
ключена возможность столкновения в воз-
духе.

Подходя к цели, лётчик обязан  при-
врыть шторки водорадиатора. При arom na-
до следить, чтобы они прикрылись равно-
мерно как к правой, так и к левой илос-

кости. Инаяе во время пикирования само-

лёт будет „разворачивать. $

Когда цель уже находится в 8—10° or
перекрестия прицела, штурман  пюдабт
команду: «Приготовиться»,—и лётчик, вы-
пускает тормозные решётки. В это время
требуется исключительная внимательность
ведомых, которые обязаны ‘уловить момент
выпуска тормозных решёток на велущей
мачпине. Иначе ведомые обгонят ведущего
на боевом курсе.

Команлу на ввод в пике штурман дол-
жен подать за 1—2? до цели, чтобы лёт-
чик имел возможность плавно ввести ма-
пвину в пике. Лучший угол пикирования—
`60°. Наилузниая высота ввода в пике. —
2.500—3.000 м. Высота вывода в режим
горизонтального полёта-—1.000—1.200 м.
При бомбометании с пикирования так же,
kak и при горизонтальном.  бомбометании,
следует учитывать влияние ветра.

При вводе в пике лётчик должен строго
следить за целью: как только поймал еб
в прицел, немедленно перевести пель на
5° вперёд по отношению к центру пере-
крестия, так как самолёт по инерщни име-
ет смещение. Тажой приём очень облегчает”
работу лётчика. Он даёт ему возмолотость
улержать пель в перекрестии прицела в
момент сбрасывания бомб. Нажимая Ha
кнопку сбрасывателя, лётчик ви в коем
случае не должен «дожимать» самолёт,
«придерживать» его во избежание столким-
вения самолёта со сброшенной бомбой.

Ведущему не следует резко выводить
машину из пике, так как это затрудняет
ведомым соблюдение строя; Вывод нужно

производить только с помощью автомата,

не помогая штурвалом.

Жтда я вывожу машину из пикирова-
ния, 10 да того, как начинаю набирать
высоту, воду самолёт по прямой, ибо на
большой скорости ведомым трудно  дез-
жаться в строю, делать разворот. А’ если”
строй рассыпается, эм облегчает истреби-
телям противника атаку нмших самюлётов.
И только при наборе высоты я доворачи-
ваш, делаю необходимый противозенитный
маневр.

Для сбора девятки после атаки цели ве-
дущему нужно держать минимальную ску-
рость.

Несколько замечаний © типичных ойвиб-
ках при бомбометании © пикирования.

Основная и наиболее часло встречающая-
  ся ошибка— лётчик и штурман не выдер-
живают заданного угла пикирования и
предварительного угла визирования. Если
заданные углы не выдержаны, то, как бы
правильны ни были расчёты, бомбометание
не будет эффективным.

При боковом ветре лётчик не берёт yn-
реждение на снос. В результате бомбы л0-
жалея в стороне от цели.

Ведомые опаздывают сбрасывать бомбы
при бомбометании «по ведущему». Бомбы
ложатся с перелётом.

Ведущий. после вывода из пике резко
разворачивается, что ведёт к нарушению
боевого порядка в строю.

Всех этих ошибок легко избежать, если
лётчики будут систематически учиться на

экипажей. При хорошей слётаниости до-   опыте, совершенствовать технику пилоти-
статочен интервал в 15 м., диетанция —
Ae 20 м. Если слётанность хуже, то эти
‚ Тмостояния соответотвенню повышаются до
  30-2 50 m. .

рования и бомбометания.
Герой Советского Союза
‘подполковник Д. ВАЛЕНТИН.

anes

Г. Чучев.
К Фото капитана М.

ооо

На вооружении нашей авиации имеется
отличный бомбардировщик  «Петляков-2».
Это прежде всего пикирующий  бомбарди-
ровщик, отличающийся
прочности.  Олнако некоторые наш
ки-бомбарлировщики дю сих пор
его недостаточно используют для бом-
бометания с пикирования, несмотря на, TO,
что этот метод является наиболее эффек-
тивным. При бомбометании с пикирования
достигается точность _ поражения
целей, О как, на-
пример, KE BNO WOOT, оборони-
‘тельн сооружения, артпозиции ит. д.
Этот стюсоб, кроме того, чрезвычайно эко-
номигчен. Одна и Та же задача может быть
выполнона, вдвое мень оличеством са-
MO. e=25, если вместо бомбометания
с горизонтального полёта будет применено
пикировантие.,

Ё сожалению, не все командиры и аёт-
Чики‘ охотно’ переходят на бомбометание с
пикирования. Нам удалось преодолеть это

юбрежение. \’Й ° теперь мы  гор-
HMC Mey «Пе-2» у Hac в
самых птироких масштабах  использует-

ся как пивировиик. Вот некоторые пока-
те Ио мая по аргуст 1943
года из общего количества бомбовых  Уда-
ров, нанесенных подразделением полполков-
ника Белого, 66” проц. были произведены
с пикироватия. В ябре эта цифра вы-
росла xo 93 проп. Примерно так же и в
других тодразделениях.

Нам пришлось преодолеть много трудно-
стей, пока этот метод бомбометания не стал
обычным явлением в боевой прахтике на-
ших лётчиков. Emre несколько месяцев
назад он был многим незнаком.  Веспой,
пользуясь перерывами в боевой ра-
боте и свободным временем между вылета-
ми, мы  оргафивовали теоретическую и
практическую  дюдготовку пикировщиков.

Обучение молодого лётчика  производи-
лось с постепенным увеличениех угла пи:
кироватия (50-—60-—70°). Для этого отв-

‚дилось 3—4 полёта с 2—4 пинирования-

ми в каждом. После этого летчик выполнял
2—3 полёта, производя бомбометание с пи-

жирования на полигоне. Опыт показал, что

для выработки меткости молодой лётчик
должен произвести на полигоне не менее
15 бомбометаний. Большую помощь в 0бу-
чении оказывала радиостантщия, налравлен-
ная в район полигона. С помощью радио
мы указывали лётчику, находившемуся в
воздухе, на. его ошибки в технике бомбо-
метания и пилотирования. Управление по
радио  учебно-тренировочными  лолбтами
способствовало значительному
нию сроков обучения.
На каждый экипаж в полразделеним был
заведен контрольный лист бомбометания
для изучения оттибок при пикировании.

При бомбометании учитывались радиальное

и боковое отклонения. Такой контроль 1поз-
волил добиться того, что у большей части
экипажей радиус отклонения бомб от пели
зместо 80—70 м. в первых  вылетах
уменьшилея до 20—17 м.

После того, как было отработано пики-
ровалгие одиночным экипажем, лётчики пе-
реходили к пикироважию парой, а затем
звеном.
` Теперь у нас нет лётчика, который не
бомбил бы с пикирования. Мы пгироко ис-
ользуем «ПШе-2» Kak пикировщик при
выполнении самых разнообраяных заданий:
удары по переднему краю обороны против-
ника, опорным узлам сопротивления, ж.-д.
узлам, мостам, портовым” сооружениям.

Osman группу  <[е-2» повёл под-
LE eee — удар по ж.-д.
узлу; Было известно, что на ж.-д. станции
противник грузит тачки. Подойдя к пели,
Белый перестроил свою группу в кильва-
тер звеньев. Зенитчики открыли ожесто-
чённый огонь. Но, как только петвое звено
стало пикировать, зенитки замолчали.
«Пе-2» пикировали звеньями, выводя ма-
шины в режим горизонтального полёта на
высоте 1.000—1.200 м,, быстро затем
собираясь в группу. Лепгифровка фотосних-
ков показала 26 прямых попаданий в
ж.-д. эшелоны,

Нали опыт свидетельствует, что вылет
групи пелесообразно этелонировать по вре-
мени. Для лучшей эффективности удара
бомбометание с пикирования следует про-
изволить группами, состоящими не более

СТАЛИНСКИЙ сокол

‚большим запасом

сокраще-

Пикирующие бомбардировщики под командой Ф. Палий над целью.
Фото капитана М. Редкина.

Самый эффективный
метод _

чем из одной-лвух девяток. Выходить на
цель лучше всего с разворотом под углом
90°. Это сокращает время на перестройку
прупи и, кроме того, даёт возможность ве-
дущему уточнить и распределить участки
действий между звеньями, передав соответ-
ствующие команды по радио.

Придерживаться строгого шаблона,  ис-
пользуя «Пе-2» везде и всюду как пики-
ровщик, пельзя. Ведущий группы, сообра-
зуясь с воздуниюй  обстаповкой в районе
цели, может изменить способ удара и вме-
сто пикирования бомбить с горизонтально-
го полёта.

Опыт учит тому, что при массирован-
ных действиях 3—4 групп целесообразно
наносить комбинированный удар: первые
2 группы действуют с пикироватия, 3
остальные горизонтального полёта
или наоборот. Мы имеем ряд примеров, по-
казывающих большую эффективность  сме-
щанных действий.

Две группы пикировшиков — 12 и 16
самолётов — под прикрытием истребителей
совершили одновременный налёт на два
ж.-д. узла противника. Первая групиа под
командованием Палий действова-
ла так: 7 «Пе-2» бомбили с пикировачия
с высоты 3.000 м; и 5 «Пе-2» действо-
вали с горизонтального полёта с высоты
2.000 м. Вторая групна под командовани-
ем Героя Советокого Союза подполковника
тика также бомбила двумя’ способа-
ми: «Пе-2» — с пикирования и 7
«Пе-2» — с горизонтального полёта. Та-
кое распределение сил при массированном
уларе по ж.-д. узлам и скоплешиям эшело-
нов в районе этих узлов дало отличные ре-
зультаты. ПВО противника была полно-
стью лезориентирована. Мы нанесли нем-
пам большой урон, уничтожив xo 60 ваго-
НВ.

Успех бомбометания © пикирования во
многом зависит, от правильной оргализалии
истребительного прикрытия. Истребители
строят свой боевой порядок из 2 ‘групи:
олна находится в непосредетвенной близо-
сти к бомбарлировщикам и непрерывно
маневрирует по высоте‘ и направлению;
вторая — ударная — холит на удалении
1.000-——1.200 м. с превышениеи 300—
400. м. ‘

Истребители пикируют вместе с 00х-
барлировщиками, но с меньшим углом 4
раньше выходят из пике, оставаясь выше
и позали группы «Пе-2». Ответственная
задача истребителей — прикрытие сбора
бомбардировщиков после выхода последних
из пикирования. Вогда пикировиики пе-
рестраиваются в пеленг или в колонну
звеньез для бомбомотания, ‘пара, истребите-
лей должна выходить вперед в райсн цели
и барражировать на высоте выхода из Пи-
кирования.

Большое внимание мы обращаем на наб-
людение за возтухом в группе, особенно.
во время пикирования. В первую очередь,
это относится к стрелкам-радистам, для ко-
торых нижняя полусфера соседнего  caMmo-
лёта явллетея важнейшим сектором наблю-
дения. Штурман после дублирования обра -
сывания бомб пемедленню переходит К
паблюдению за воздухом и боевым поряд-
ком. Ойно время у Hac B некоторых
пруипах не было налажено наблюдение
за отетатшними от строя самолётами, Те-
перь благодаря организации тахото наблю-
дения мы уже не имеем случаев ракты-
ления прупи.

Как правило, бомбовые удары с пикиро-
вания мы контролируем фотос’вмкой. В no-
следнем звене имеется не менее 2 фотоал-
парадов. Кроме того, практикуется выде-
ление в группе очного звена специально
для фотографирования © горизонтального
полёта. Отбомбившиюеь, это звено фотогра-
фирует результаты удара всей группы, а
затем крутым планированиесг догоняет, вею
группу и становится в строй.

Многое её нужно сделать, для дальней-
шего усовериенствоваяия техники пилюти-
рования и бомбометания с пикирования, Но
одно несомненно — этот способ бомбоме-
тания является налболее передовым и э$-
фективным методом действия бомбарлиров-
щиков ‘и должен получить У наб самое
широкое распространение.

Полковник Г. ЧУЧЕВ,

ЮЖНЫЙ ФРОНТ.

— ¢

ре паи!
ЗЛО =.
SLD

TY.

Пикирование звеном

Пикирование звеном применяется для
поражения узких и точечных целей в тоу
случае, когда одиночный самолёт не може?
обеспечить этого поражения. Массирован-
ный и одновременный удар звена пикиров-
щиков подобен залповому огню пехоты, ко-
торый несёт наибольший урон врагу. Если
бомбы ведущего упадут вне цели, то бом-
бы ведомых поразят еб. Это положение под-
тверждается практическими. действиями на-
шего подразделения,

Цикирование звеном имеет и то преи \-
щество перед пикированием олиночных 64
молётов, что ведущими звеньев, по сиг
 1у которых сбрасывают бомбы ‘ведомые,
Бак правило, назначаются лётчики и
штурманы, имеющие лучшую подготовху
как в технике пилотирования, так ив
бомбометании. Это приводит к более пал-
ному поражению пели. Е

Третье преимущество пикирования
  веньями состоит в том, что в случае воз-
  душиюго боя с истребителями противника
шикировщики могут отражать атажи врата
сосредоточенным огнём бортового оружия.
Действия олиночными экипажами вынуж-
дают выделять большое количество истре-
бителей сопровождения для защиты само-
летов в момент ввода и вывода из пикиро-
вания. Сбор олиночных пикировщиков в
группу подчас затруднёи, особенно в слож-
ных метеорологических условиях. Отсюда
как следствие можно сделать вывод, что
наиболее эффективен  метот пикирования
звеном.

`Однахо в пропою групповое бомбомета-
ние с пикирования вызывало возражения.
Противники этого метода ссылались на
то, что пикирующие звенья будут служить
мишенью для прицельного огня вражеских
зенитчиков и понесут большие потери. Мо-
но ли согласиться с этим? Нет. Практика
боевой работы показала обратное. Если ЗА
противника встречает нас огнём до пики-
ровавия, то в момент пикировзния, как
правило, этот огонь бывает подавлен или
сводится до минимума в результате бомбо-
вого залиа <« и отня носовых пуле-
мётов. Следует отметить, что стрельба 5
пикирующих самолётов действует демюра-
лизующе на зенитчиков противника.

В момент вывода из пикирования и вы-
хода в линию горизонтального полёта са-
молёт обладает большой скоростью, и хетя
OA противника открывает огонь, вое разры-
вы остаются далеко позади. А когда  ско-
рюсть погалпается и самолёт переходит на
горизонтальный полёт, он Уже находится
вне досягаемости огня вражеских зенитчи-
ков. В подтверждение этого положения мо-
HHO привести тот факт, что за всё время
бомбометания с пикирования в составе
звеньев у нас нет ни одной потери само-
летов от ЗА противника.

Тактические приёмы пикировитиков при
таке цели исходят в основном из тех же
принципов, что и при бомбометании с го-
ризонтального полёта. Внезапность атаки
достигается хитростью (например, подход к
атакуемому об’екту не по прямой, & под
углом). При заходе на цель со стороны
солнца лётчики не только получают воз-
можность атаковать внезално, во и меша-
ют зепитной артиллерии противника, вести
причельный OTOH. -

Если один и тот же 0б’ект подвергается
систоматическому воздействию, метод ата-
ки звеньями должен изменяться как 10
направлению заходов, так и по высоте.
При этом выюоту следует изменять в то-
рону уменьшения. Это помешает зенитчи-
кам противника пристреляться.

При выходе на пель и после вывода из
пике нужно  добивалься исключительно
компактного строя. Когда группа быстро
собирается после вывода из пикирования.
она неприступна для вражеских истреби-
телей. Так, например, был случай, когда
группа «М-109», имея численное превос-
холетво, связала боем наших истребителей
прикрытия, а частью сил пыталась атако-
рать бомбардировщиков после их выхода ия
пикирования. Но благодаря быстрому céo-
ру пикирующих звеньев все атаки врага
были отбиты мощным огнём экипажей. В
результале  возлушного боя пивировшики
сбили 3 «Ме-109».

Примером эффективного  бомбометания
звеньями может служить удар по крупному

железнолорожному узлу. Здесь было 3a-
мечено большое скопление эшелонов
< войсками и боевой техникой,  соере-
доточившихся в двух местах. Несколько
эшелонов находилось в пентральной части
станции, а доутие—в 250—300 метрах,
на запасных путях. Густая сеть станцион-
ных путей расхолилась в разных направле-
ниях. Она также являлась об’еклом O0M-
бардировки для закупорки движения Ha
важном участке.

Для удара была выделена группа пики-
ровиников в составе двух девяток, между
которыми распределены участки действий.
Внутри каждой девятки в свою очередь
цели распределялись между звеньями. Ве-
дущий группы (он же ведущий первой де-
вятки) должен был нанести удар по основ-
ной группе эшелонов. Первое звено порз-
жало головную часть составов, второе —
середину и треть? — хвостовую часть.

Самолёты шли под прикрытием истреби-
телей в боевом порядке клин. За 15—20
километров до цели группа пикировщиков
по команде велущего перестроилась в ко-
лонну звеньев. На боевом курсе звенья дер-
mam дистанцию 250 метрз. С высоты
3.000 метров под углом 60° начался ввод
звеньев в пике на заранее распределённые
цели. Бомбы сбрасывались с высоты 1.800
м., вывод из пикирования совершалея Ha
высоте 1.100 м. Ведомые сбрасывали бом-
бы «по ведущему» е интервалом в 0,25
сек.

Благодаря точному выходу на цель и
слётанности звеньев удар по железнодорож-
ному узлу был нанесен с исключительной
меткостью. Все бомбы разорвались в расЬ—
положении эшелонов. Противнику был на-
песен колоссальный ущерб.

Такими же эффективными оказались
улары пикирующих звеньев нашего под-
разделения по другому крупному желез-
нолорожному узлу, на котором были рав-
биты и повреждены сотни вагонов. После
этого налёта немцы были вынуждены
прекратить движение на всем участке.

При выборе боевого порядка для пики-

рования звеньями следует учитывать ха-
ражтер цели, метеорологические условия и
противодействие противника. При бомбал-
дировке крупных железнодорожных 06’ек-
тов, прикрытых сильной ЗА, целесообраз-

нее производить пикирование с разворота.
Девятка перестраивается перед выходом на
боевой курс в пеленг звеньев. подходит 5
началу боевого пути под углом 60—90°,
делает разворот, после чего с заданной вы-
соты переходит в пикирование по звеньям,
В этом случае требуется отличная слётам-
ность, ибо при изменении боевого порядка
звеньев на развороте нужно обеспечить
безопаенюсть полёта и пе мешать друг
другу в начале ввола в пикитование.

На бомбометание с пикирования 00
опорным пунктам девятки илут в колоч-
не звеньев и после выхола на боевой
курсе расходятся по заранее распределён-
ным целям для одновременного удара 0
врагу. При этом заходить целесообразнее
вдоль длины опорного» пункта.

Следует отметить частую ошибку моло-
дых веломых, которые, пользуясь расчёт-
ными таблицами одиночного пикировиытка,
на учитывают особенностей  пикирования
группой. А эта особенность состоит в том,
что ввод в пике требуется более плавный,
чем при действиях одиночного самолёта.
Для предупреждения этой ошибки необхо-
димо брать поправку на рефлеве залазлы-
вания летчика -- 2—5? к расчётному уг-
лу начала ввода в пикирование. взятому
из таблицы.

’ Трудно в небольшой статье осветить ве
тактические особенности пикирования
звеньями. Это вопрос новый, требующий
уточнения в ходе боевой практики. Пример
наших лучших ведущих звеньев — стар-
шего лейтенанта Боброва,  лейтенаитов
Майкова, Болысова и других — свилетель-
ствует 0 TOM, что при правильной оргали-
зации боевого вылета эффективность улара
с пикирования в составе звена может быть.
наивыешей. Не останавливаясь на лостиг-
нутом, мы и впредь булем совершенетво-
  вать этот метод использования  бомбарди-
ровщика. ‘

Подполновник Ф. БЕЛЫЙ.

Подполковник Ф. Белый.

Фото капитана”М. Редкина,