=

В БЕРЛИНЕ. Пленных немцев после капитуляция конвоируют в тыл,

Я

Zz

Еогла танки Гудериана рвались к при-
городам Москвы, когда тяжелые «Юнкер-
сы» бомойли наш Ленинград, a немецкие
‚орудия вели варзарекий огонь по его ули-
пам и проспектам, когда шли уличные
fou в тероическом Сталинграле, наши
бойпы верили: ни будут в Берлине. Боец-
‚пехотинец захостеневшими от стужи ру-
ками завертывал в узком окопе ныгар-
ку и, закуривая, товорил товарищу:

— А вот придем в тот самый Берлин,
вепомним TOTTa про эти денечки.

Немцев приводила в ярость такая уве-
ренность. Олин немецкий летчик со сби-
того в декабре 1941 г. «Юнкерса» © ис-
кренний недоумением спросил: «Почему
вы ие сдаетесь? Вы обороняетесь с такой
уверенностью, что можно подумать, будто
не нала армия стоит у ворот Москвы, &
вата армия стоит у ворот Берлина».

‚Если этот немец, закончивиий ратную
карьеру в лагере для военнопленных,
вспомнит сейчас свои слова, он торько
Улыбнется и скажет: «Они и тогла вери-
ли, что бут в Берлине».

Да, теперь наши войска овлалели Бер-
лином, Пехотинцы генерала Чуйкова. ко-
торые в 1942 голу дрались за   Kamiyw
стену разбитого неменкими бомбами Ста-
линграда, сражались ныне на улицах
Берлина. От самого Сталинграда через.
сотни километров, пройлетных е боями,
палитых кровью, они принести сюла, Ha
площали немецкой столицы, евою ярость,
свай тнев, свою веру в победу, Я

Берлин сопротивлялея © отчаянием 0б-
реченного. 06 этом могли бы ярче всего
рассказать пехотинны, отражавиие ковар-
ные атаки вражеских автоматчиков, вне-
запно выскакивавших ‘из полвалов, из
тоннелей пмеменкого метрополитена. Но в
этой ожесточенности не было ничего 00-
mero © мужеством советеких людей, за-
шищазттих Олессу. Севастополь, Ленин“
трал. На улицах Рерлина — толиы нем-

шемещиой столице

стороны и, низко кланяясь, предложил
свою зажигалку. Они заиекивающе кла-
няютея, проходя мимо нашей регулиров-
пить, стоящей у в’евда в Берлин.

Эта, русская девушка своими флажка-
MH направляет бесконечный ноток, лви-
RYH по автостраде, ‘Стрелка указыз
вает. путь к центру торода. Й во всем
этом — в скупых жестах. регулировщи-
цы, в аккуратных надниеях Ha указате-
лях — та повседневная Фронтовая дело-
BUTOCTh, к которой мы привыкли в Cypo-
вые толы войны: . .

Мы в’езжаем RB центральную. часть
торода по широкой асфальтированной
улице. Илет мелкий косой дождь. Серое
небо совсем низко висит над городом. В
эти часы Бертин кажется особенно угрю-
мым. Ни аккуратно рассаженные влоль
его улиц деревья, ‘ни зелень пригородов
не в состоянии смятчить это внечатле-
ние. Сквозь зияющие впалины окон вид-
неютея обрызки серых облаков: пронося-
щихся над развалинами огромных зданий.
Целые квартальг торота превращены 3
руины. Ha одном из перекрестков мы
встретили пожилого немпа и спросили: ,

— Котда был разрушен этот район?

Немец закивал головой, рукой показал
на небо и произнес всего лишь одно. 0б-
яеняющее. слово: «Бомбардировщики».

Насколько метвими были ухары с 3в03-
духа по Берлину союзной и сФветекой

авиации, мы убелилиеь воочию. 27. анре-

ля, когда чад зданием рейхетата ето не
был волружен красный флаг и пехотинны
вели жестокие. бои с засевитими в нем нем-

цами, над городом появились две семерки

«Петляковых». Первую из них вел Ге-
рой Советского Союза Плотников. Коман-
дир соединения, ставя задачу, приказал
бить по кварталам южнее рейхстата, Но
когда наши летчики появились над цен-
тром немецкой столицы, она была закры-
та тустой пеленой дыма. В такой обета-

нев с белыми повязками на рукавах. Вы   новке © большой высоты не было возмож-

не вотретите ни одной женщины. ‘ми од+
ного мужчины, ни отного потростка, ко-
тотые не’ несили бы этого’ зназая смите-
с ния. Из забитых полутками и перинами
окон торчат белые флаги. Те, у кого не
патлось латов, вывесили ноостыни и
наволочки от потушек. Белые флаги мож-
но было увитеть не только на уцелевиеих,
мало постралавттих OT войны  зланиях,
FO даже на почерневииих стенах разбитых
домов.

_ Мы были евидетелями того, как на
Лонтбергитрасее один немец, увидев, что
советский офицер собирается закурить,
перебежат к ему ¢ противоположной

` Войска  маршалов Советского ‘Союза
Флукова и Конева 2 мая овладели столи-
пей Германии — Берлином. Мод мощными,
сокрушительными ударами: доблестных. с9-
зетских воинов пала столица на Ширее,”
резиденция германских правителей и гер-
манекого  тпенерального о штаба, центр
титлеровеких захватнических планов; че-
„ловеконенавиетничееких идей порабоще-
ния народов мира,

Русский человек. которого Гитлер на-
мегевалея сделать рабом Германии, вол
в Берлин и водрузил над ним свое побед
ное знамя. : Hy
MBL Tak ‘победоносно

Война; которую о:
зазершаем теперь, имеет о глубочайшние

исторические корни. История этой борь-
бы характеризуется постоянными захвал-
ническими стремлениями немцев и ‘неиз-
менным поражением, воторое: ани тернели
Ha пути агрессии в. результате мощного.
отпора, 60 стороны русского Hapoda.> На
протяжении веков. борьба становилась веб”
более напряженной.  Отбрасывая” врага)
. Poccua уомиряла ето; после передышки
немпы снова обращалиеь к атрессит.
Величайшая. из войн, о когда-либо по-
трясазитих человечество. начатая Гитле-
ром, кончается полным крахом Германии.
Русский соллат не виервые ‚вступает 1-
бедителем в немецкую столицу. seat
В 1756 голу прусский король Фридрих В
внезапным  намадением Ha Саксонию и
Аветрию начал войну, известную в HOT)”
рии пот названием Семилетней, Россия
учитывая опасность, грозивигую ей соето-
роны пруеской агрессии, выступила’ на
стороне союзной ей тогда Австрии и; на.

протяжении. последующих лет нанесла
арини Фридриха ИП pal жесточайниих

поражений — у Грос-Етерелорфа, при
Пальците (у Пюллихау), при Кунередорфе
(близ Франкфурта). Была полностью за-
восвана, и обращена в русское тенерал-
тубернаторетво Восточная Пруссия, заня-
‘ты большая часть. Померании и значи-
тельвая часть Бранденбурпии,

Г 804194,

РУССКИЕ

ности точно определить цель, и потому
«Петляковы» сделали один холостой за-
хот. Они описали крут, не сбросив ни од-
ной бомбы.

Сотни утомленных от бессонницы, вос-
палениых от @IKOTO лыма тлаз смотрели
на «Пе-2» с земли. «Неужели не подавят

артиллерию?» — думали  нехотинцы, ва-

блюдаюштие за самолетами. И вот «Пе-2»
пошли на второй заход. Снизившиеь до
400 метров, они пробилиеь езвозь_ яроет-
ный огонь «Эрликовов» и ебросили Oon-
бы. Больше. того, трозные бомбарлиров-
шики пушечным огнем петурмовали. нем-
цев, пролетая буквально над крышами

Проф. Н. КОРОБКОВ
В конце сентября 1760 года из заня-
того русовими Каролата был выслан от-
ряд генерала Тотлебена, состоявший из

3 гусареких, 5 донских казачьих, 2 кон-
но-гренадерских полков и 4 батальонов

НЯ

тренадеров при 15 орудиях. Отрях следо-
вал шо маршруту Заган — dopay — Ty-
tex —- becnos — Вюстергаузен. — Bep-
лин. Прикрытие отряда, состоявшего из 7)
пехотных полков пол общим командова-
имело

нием генерала графа Чернышева,
назначение следовать к, той же цели че-
тез Христианштадт — зоммерфельд —
Губен — Фюретенвальде,

Главные силы поддерживали операцию
выступлением на Губен, а дивизия
мяннева обеспечивала тыл, -
шись в Ероесене, .

Вюстергаузен, а Черныитев вступил в Фюр-
стенвальле. Наступление
стремительно, YO HEMEL ме уопели: 1
тотовиться ‘к обороне.  Коменланах Берт

‘на фон Рохов, поддавныись панике, oxpa-
‘TUBINCH столицу, хотел юдаль ее без с0-

противления, но его ` удержали
шиеся тогда в Берлине видно
ские генералы Зейллин, Knobs
`мартиал Левалвл Ula
‘креплений, приниа Вюрт
‘нерала. Гюльзена..

‚ ПАаХоДИВ

давал ограниченные результаты:

БЕРЛ

Ру-!
расположив=

В начале октября передовые части ‘рус-
CRUX войск, высланных. в Берлину, п0о-
лнии Франкфурт. 2 октября Тозледен занял

BRAIDED толь

ожилавиие поххо =

_ Bo camom леле, в ночь на 4 октября
войска принца. Вюртемберлекого вошли в
Верлин и значительно узилили его гарни-
зон. Артиллерийский обогрел. Берлина г
юта, где разместилиеь войска Тотлебена,
Атажа
Котбусеких ворот, предпринятая отрядом
русевих гренадеров, была отражена велед-
ствие ограниченности захвативиих ворота

зданий. И когла они улетали, бойцы гвар-
дии майора Каленюка, первыми фореиро-
завшие Шпрее и первыми ворвавшиеся в
центральные кварталы города, кричали
«ура». ;
В разбитом, почерневшем от дыма и
пламени Берлине остались Тысячи нём-
цев. Сейчас они стоят в. очередях за
хлебом и водой, почтительными взглядами
й заискивающими улыбками ветречают
наших бойцов и офицеров. Растерянность
~~ вот. отличительная черта берлинцев.
Они теперь потеряли веру `в своего. фо-
пера, и его сумасбролную политику, Мы раз-
товаривали с Вальтегом. воевавших в Рес-
сни еще в 1918 г. В те тоды он немнож-
ко научился говорить по-русскиои в по-
мощью жестов, дополняющих слова, ека-
зал: «0, я давно знал, что нам нельзя
воевать с Россией: Но разве можно было
ropoputh ob ‘arom велух в Гепмания” И
BOT видите...» — ои развел руками. _
Ему есть о чем торевать: Двух сыно-
вой, Гуго и Карла, отправил он на войну.
Сначала все шло. хорошо. Но наанам вер-
ховного командования Германии Гуго до-
шет ло Москвы, прислал несколько цен-
ных посылок и в ноябре 1941 т. пивал:
«Потери, отец, назшей разлуке скоро бу-
дет коне. В фезпалю война коняптся, и
после парала в Москве я вернусь домой».
Гуго просчитался. Дивизия. в которой он
служил, попала в окружение и. а
уничтожена. Отец не знает, гле лежит
труп его сына. }
”Пропел тол, и в Сталингпаде погиб вто-
рой сын Вальтега-—Карт, И тогла только
в сознании Вальтера заполилиеь сомне-
ния. Теперь, когда третий раз в истории
русские вопли в Берлин. он, конечно,
раскапвается и на чем свет стоит ругает
dionepa. canes Re
Берлин, огромный лушный. город, был
тюрьмой народов Европы. Здесь. можно
увидеть и худлого, изможтенного украин-
  ца, и поляка с буквой «П» на рукаве. и
чеха, и югослава. На берегу ПШее мы
встретили поляка Юзефа Сташинского,
пропабогавиего пять томительных лет на
Лесопильном заводе. © котомкой за пле-
чами шел он в полную Познань. Он гово-

рил: «Пять лет мине казалось, что Берлин

(POPORMCH громадной, непреодолимой стеной,
что в этом городе следили за каждым
моим патом, прислуптивались к ‘каждому
слову. `Позорная кличка раба лавила ме-
ня. Теперь эти стены разрутены, Нам
открыли ворота из Берлина. `Их открыла

Красная: Армия».
Г. СЕМЕНИХИН. ©
Берлин. :

(Or naw. cneu. корр; по телеграфу).

ЕВ
сил. На другой день в Берлину’ подошел
Чернышев. Он разместил свои войска Ha
линии Биедорф-— Лихтенберг и энергичны-
Иетвиями очистит от войск противе
пространстве до самых стен

ника Bcé
Берлина. Е

Черньинев фешилоназначить ‘на 7 ча-
сов утра 9 октября общий туру
Берлина. Немедленно были разосланы
соответствующие приказы по войскам.
Сигнал. к TOTYPNY лолжев был быть дан
тремя калеными  ядрами (брандекутелями).
‹Ясные и твердые распоряжения Чер-
нБицева были ветречены в. войсках ©
энтузиазмом. «Невозможно описать, — до-

носил он впоследствии, — © какою нетер-
пеливостью и жадностью ‘ожидали войска
сей атаки; надежда у каждого на лице
‘обозначалась», - : Е:

Почти в 10 же время; котла решение 9
тщтурме было принято Чернышевым, принц
 Вюртембергский на’ созванном в Берлине
военном совете предложил вееми силами
атаковать войска Черньмцева и обойти ем
правый фланг. Ногле’ длительного оббуж-
дения план. принца Вюртембертекого был

$

‚далее к. Потедаму. а
ендант Берлина выслал своих офи-.
BO 0 Ral
_за тем с такой же целью в рас-
озожение PYCCRHX войек явились пред-
ставители магиетрата;, Условия сдачи Бер-
а были подписаны около 4 часов

ощажь у королевского замка. Для
зтреетелования бежавших из Берлина

неменких войек Чернышев отиравил от-
par Панина. Арьергавды противника бы-
ли наститнуты у Шнандау. Завязалаеь
отчаянная схватка, в которой немцы 10=
теряли более двух тысяч убитьюи, тыея®
чу пленными, артиллерию, Bech 0003 и
много лошадей, в которых  ошущала

et AS Ee Ck

” армии

‚  и начать изучениё» проблем
‘шрограммы Думбартон-Окса и предложен-.

Фото Е. Халдёя (ТАСС).   ~

“  HaTop Ролен, которому. Спаак

Bee SS Rios ed

‘отклонен. Узнав 0 Tom, 470 pyeekue roT0-
`вятея к общему штурму, ебвет постановил
немелченыю начать отступление на Шпан-.

d

вапитуляции. .

а. Русская конница через Котбус-.
ворота вона в тород и заняла,

ий сокол

соФИЯ, 4 мая. (ТАСС). Как передает
софийское радио, в связи во взятием Бер-

Германии. На
члены правительства и национального ко-
митета Отечественного. фронта, а, также
представители партий’ ств
ронта и Всеобщего рабочего ^ профсоюза,
‚. приветствием от имени b
и общественных ‘организаций’
митинге выступили военный мннистр гене
рал-лейтенант Дамян Велчев, члены Ha-
ционального комитета Отечественного
фронта, представители профсоюзов и об:
щественных. организаций. Под овации
крики «ура» митингом были ‘приняты при-

ПЕРВЫЕ ЗАСЕДАНИЯ

САН-ФРАНЦИСКО, 3 мая. (Спец, корр.
ТАСС). Утром 3 мая состоялись заседа-

и № 2 (по вопросам Генеральной Ассамб-
леи) для того, чтобы организовать работу
на основе

ных затем поправок. После заседаний
предеедатели‘ обеих ‘комиссий, в выступ-

1 лениях на пресс-конференции охарактери-

зовали работу комиссий. Председателем
комиссии № 1 является бельгийский се-
‘уступил

председательство; председателем  комис-

1сии № 2 является премьер-министр Южно-

Африканского Союза Смэтс.

< Сообщив, что комиссия № 1 на сегод-
нящнем заседании решила начать работу
4 мая утром, Ролен заявил представителям
печати, что комиссия стоит перед неболь-
июй трудностью, так как председатель ко-
митета №   («Введение. Цели и принци-

ты») является‘ членом” украинской делега-

ции, которая еще не прибыла в Сан-
Франциско. Поэтому у комиссии имеется

выбор: либо, соблюдая правила, подож-.

дать прибытия украинского: делегата и
тем самым отложить работу ‘комитета’ на
‘несколько лней, либо подождать, пока
Исполнительный комитет назначит времен-
‘ного заместителя. Чтобы избежать задерж-
ки в работе, комиссия приняла второе ре-
шение, но в то же время уполномочила
Ролена действовать в качестве председа-
теля комитета, что даст комитету возмож-
ность немедленно начать работу. Ролен
сказал, что, делегации, возможно, ‘уже
представили поправки, относящиеся к
правам и обязанностям государств и к
правам и обязанностям человека. Такие
предложения, заявил Ролен, повидимому,
будут подлежать рассмотрению  комис-
сии № 1, : :

`Ролен сообщил, что делегация Коста“

Рики назначила Бонилья Лара ‘председа-
  телем второго комитета в комиссии № 1.
Ствечая на вопрос, булет ли комиссия
принимать решения большинством’ или. дву-
мя третями голосов, Ролен сказал, ‚что
руководящий комитет конференции. еще не
решил этого вопроса. По вынесении та-
кого решения комиссия № 1 будет ре-
шать процедурные. вопросы большинством
голосов. ‹ : :
‚ Председатель комиссии № 2 премьер
Южно-Африканского Союза Смэте ‹ооб-
щил, что комиссия состоит из  4 дейст-
вующих под ее контролем комитетов: ко-
митет № 1 («Состав и процедура»), ко-
митет № 2 («Политические функции и
функции безопасности»), комитет No
(«Сотрудничество в экономической и со-
циальной областях»), комитет № 4 («Си-
стема опеки»). eu :
Комиссия № 2 на заседании определила
границы деятельности четырех комитетов.
«Мы, — заявил Смэтс, — питаем боль-
шие надежлы в отношении будущих pe-
зультатов». Смэтс сказал, что он еще не
может сообщить о`составе комитетов.

САН-ФРАНЦИСКО, 4 мая, (Спец. корр.
ТАСС). Председатели комиссий конферен-
ции № 3 (по вопросам ‘Совета ~ Besonac-
ности) и № 4 (по вопросам судебной ор-
танизации) сообщили представителям пе-
чати, что комитеты, созланные при этих
комиссиях, совещались вчера с  предста-
вителями комиссий и приняли решение об
организации работы комитетов. .

Председатель комиссии № 3. норвеж-
ский министр нностранных nea Ли` раз’-
яснил, что на сегодняшнем заседании рас-
сматривались только вопросы организации
работы комитетов, Возможно, что комис-

острую нужду кавалерия обеих враждеб-
ных армий. Русские потери вследстане

стремительности атаки наших войск и па-

ники, охватившей противника, были
ничтожными — 45 человек убитыми и
21. ранеными

‚ Сотлавно условиях капитуляции все
‘оотавшиеся в городе военнослужащие при-
знавалиюь пленными. Королевекая казна
И всякого рода имущество военного зна-
чения передавались русским. Берлин
уплачивал нолтора миллиона талеров кон-
трибуции и двести тысяч ‘талеров на
содержание занявших его войск, Со своей

стороны русское’ командование обеспечи-

‚Вало безопасность города
права его обитателей.
_ 9 октября 1760 тода состоялось

‚и гражданские

TOp-

жественное ветупление русских войск в

Берлин. Ключи прусекой столяны были
отправлены в Петербург для поднесения
императрице Елизавете,” : ин:
Падение Берлина деморализовало Прус-
сию и вызвало многочисленные отклики в
Европе. Вее прогрессивное человечество
приветствовало победу русских. Послы
всех дружественных держав явились ко
двору императрицы © поздравлениями —
взятие Берлина высоко поднимале престих
русского оружия. ее
период оккупации Берлина в городе
H BO воем районе были взорваны и раз-
рушены литейные и пушечные дворы, но-.
`роховые мельницы, оружейные заводы:
Особые отрялы Разыскивали тайные скла-
ды. вооружения и провианта. Как евиде-
тельствует ад’ютант короля Фридриха П
‚де Ватт, ереди немцев находилось немато
глюдей, помогавших в: этом. деле. .
` Отромные трофеи, захваченные в. Бер-
‘Ime, были доставлены Черньицевым к
‘Франкфурту) где в 0 время располагались
главные силы русекой армии, ‘
kk *

Нрошло немногим более пятидесяти лет.
Наполеон, завоевав Европу, опираясв на
Нруссию и Австрию; в- #312 году начал
ерой поход на Россию. Русский народ
встретил врага тверло и мужественно. В
ходе Отечественной войны он не только

лина тероическими войсками Красной’ Ар-
` мии вчера-в София: состоялся грандиозный
3 митинг, на котором граждане Софии выра-
 = зили свою радость’ и ‘приветствовали ге»
роев, участвовавших в овладении. столицей
митинге присутствовали.

Отечественного

правительства,
на.

М.

ния комиссий № 1 (по общим положениям).

_OTKAVKV. HA. B3STME БЕРЛИНА

BeTCTBHH маршалу И. о Сталину, а Также

неву.

маршалам Жукову и Ко :

Aah uae в честь взятия Берлина т
лись также’ в ряде’ других городов. pO

гарии, ee
_. (TAGC). „Югослав
ces Sete ee сразу же после

ра; передает,
о как of Bear nant стало известно ее
овладении Красной Армней Берлином, Rv
центральной нлощади города бтихийно: pet
никла демонстрация белградцев, направ!
шаяся к зданию советского. посольства.
Посол СССР: в Югославии, т. Садчиков
выступил перед. демонстрантами © кратким
словом. В Белграде был дан артиллерий-
ский салют в честь победоносной Kpac-
ной Армии. Манифестации в городе про-
должались ‘До поздней ночи,
Митинги и демонстрации в связи с па?
дением Берлина состоялись также в горо’
дах Зимун, Панчево и других.

Ha конференции Об’единенных наций в Сан-Франциско

КОМИССИИ КОНФЕРЕНЦИИ

сия приступит. к обсуждению. различных
проблем на завтрашнем заседании.

На посты, предварительно распределен-
ные по странам Руководящим комитетом,
соответствующие делегации выделили сле-
дующих лиц: комиссия № 3 — председа-
тёль ‘Ли, доклалчик посол. ‘Парагвая в
Соединенных Штатах Веласкес, секретарь
— посол Гондураса в Соединенных. Штат
тах Касерес.

Далее Ли сообщил, что на соответствую-
шие посты в четырех комитетах, создан-
ных при комиссии № 3, назначаются сле’
дующие лина:” 3 .

Комитет № 1 («Состав и процедура»):
председатель = греческий министр иност-
ранных: дел  Софианопулос, докладчик  —
бывшай посол Сальвадора в США Кастро;
  комитет. №; 2 («Мирное урегулирование
споров»): председатель -— министр иноет-
 ранных дел Уругвая Серрато, ‘докладчик
советник-эксперт Советского Союза

Аркадьев;
комитет № 3 («Осуществление’ меропри-
ятий»): председатель ‘— министр’ иност-

ранных дел Эквадора Камило Понее Эн-
рикес, ‘докладчик ‘=  Моль-Бонкур;
  komuter No 4 («PernoHaabybie Meponpus-
тия»): председатель — министр иностран-
ных дел Колумбии Камарго, докладчик—
китайский посол в Англии Веллингтон Ку,
“ Председатель комиссии № 4 (по вопро-
‘сам судебной организации) министр ино-
странных дел Венецуэлы Парра ‘Перес
также  заявил, что Ha сегодняшнем засе-
дании  обсуждались только вопросы‘ орга-
низации работы комиссии. Он раз’яснил,
что ‘перед комиссией стоят две. важные
‚задачи: ‹ сформулировать статут междуна-
‚родного суда и разрешить ‘юридические
‚проблемы. Далее он сообщил список. лиц,
выделенных делегациями на посты, кото-
рые были предварительно распределены
по странам Руководяшим комитетом: пред-
‘седатель комиссии № 4 Парра Перес,
‘тост докладчика остается вакантным до
тех пор, пока Руководящий комитет не
примет решения о назначений; секретарь
— министр просвещения Эфиопии Абра-
гам. При комиссии № 4 создаются два
комитета: oa
комитет № 1 («Международный” суд»):
предселатель — министр иностранных дел
Перу Галлахер, локладник бывиний
министр иностранных дел Ирака аль-Фарси;
комитет № 2 («Юридические пробле-
мы»): председатель = ‘министр иностран-
ных дел Египта Абдель Хамил-эль-Бада-
ви-паша, докладчик — посол Никарагуа в
Соединенных Штатах Севилья Caxaca,
Парра Перес высказал предположение,
что комиссия № 4 и конференция одоб-
рят большинство рекомендаций, сформу-
лированных комитетом юристов Об’единен-
ных наций, заседавшам в Вашингтоне в
прошлом месяце. По’ словам Парра Пе-
peca, одной из важнейших проблем явля-
ется установление взаимоотношений меж-
ду Советом безопасности и Междунарол-
ным судом, чтобы обеспечить санкции для
осуществления решений на практике.
САН-ФРАНЦИСКО, 3 ‘мая. (Спецкорр,
ТАСС). В то время, как четыре комиссии
конференции занимаются организационной
работой, лидеры конференции продолжают
совещаться, стремясь ‘достичь возможно
большего соглашения в отношении попра-
вок, предлагаемых к программе  Дум-
бартон-Окса. В. М. Молотов, Стеттиниус,
Иден и’ Сун Цзы-вень совещались сегодня.
Состоится также встреча представителей
делегаций Советского. Союза, Соединенных
Штатов, Соединенного Королевства; Китая
и Франции, чтобы. продолжить обсуждение
проблемы опеки.

изгнал, но и полноетью ‘истребил вторг-
шуюся в Россию «великую армию» Нано-
‘Леона. Русские войска перешли гранипы
Росии и приступили к освобождению‘ на-
родов Пвропы or власти завоевателя.
«Приглашаю всех воспользовалься счаст-
ливыми ‘успехами, которые предоставлены
им российскими войсками, и соединиться
< ними для преследования врата, коего
оессилие” явствует ° из. ‘его * посмептнога
бегства», — писал Кутузов в’ прокламации
= народам Европы, изданной при перехо-
‘де войск, через русские границы.
Нрусский король пе OTRIMRHYICH на
этог призыв. Он продолжал поддерживать
Налюлеона, оказывая сопротивление рус-
кому наступлению. Но победоноеная рус-
ская армия быстро и решительно ломала.
все вознивазшие на ее пути препятетвия.
23 декабря (по. новому етилю) 1812 тода
ва взяла  Тильзит, через три дня — Ин-
стербург и Гумбиннен, 27-м—Мемель, а 6
января 1813 года — Кенигеберг. Велел
за тем с боями были взяты Лабиау. Эль-
бинт, . Мариенбург. Мариенвердер, Диршау
Нейнбург, Граудени, Бромберг, Тухель я
ряд других городов.
8/20 февраля 1813 года передовой pye-
Chu отрях нод начальством тенерал-
атютанта Чернышева через Тандеберг
Шенгаузен. нодошел к Берлину, занял
Шарлоттенбург и Потедамекую дорогу.
Неприятель выслал из Берлина кавалерию
но она была опрокинута ин обращена в

бегство. На ее плечах русские ворвалиеЕ

в Берлин и пробились до Аленсандровегой
площади, где неменкие. пехота и артилле-
рия оказали упорное сопротивление. Crpe-
мясь отрезать прорвавииеея в город. руе-
Chie части, немецкое командование от-
правило в обход сильную колонну, но она
оыла разгромлена картечью полоспевиюй
русской. конной артиллерии. Русские овла-
дели Гамбургекими Й Королевскими
воротами. OC вх сторон Пренякнув B
Topol, они оросились Ha помощь ча-
стям,  продолжавшим. сражаться в районе
Александровской площади. Сопротивление
противника возрастало. Полиция и обыва-
тели стреляли из домов.

HY

15-80 доб, 29.

5 мая; 1945 г. №136 (334),

у
Uni
Yi

в бозеро-Западной Германи,
Голландии и Дани

Напитуляция германских в

ЛОНДОН, 4 мая. (ТАСС). Корр
дент. агентства Рейтер, находящийся jp,
штабе верховного командования  skcney,
ционных ‘сил. союзников, сообщает, у
сопротивление. германских войск B- Cenep
Занадной Германии полностью” прекрат,
лось,

Генерал Монтгомери’ сообщил Fenepay
Эйзенхауэру, что все германские pollo,
находящиеся в Голландии, в Северо-Зат,

голанде и Фризских. островах,  капитул, /”
ровали перед. 21-й армейской группой вой
союзников, ‘Капитуляция вступает в сл
5 мая в’ 08 ‘час; 00’ мин, ‘по TE THe

о
английскому времёни;  Капитулировали: во.
ска,’ противостоящие в настоящее вре
21-й армейской группе’ на ‘северо-западни
фланге,

Германскими войсками в Северо-Западн
Германии командует генерал-фёльдмарш
Эрнест ‘фон Буш,

Югославские войска
заняли Триест
БЕЛГРАД, 2 мая. (ТАСС). 30 anpen
генеральный штаб югославской армии 0.
явнл о том, что после тяжелых боев: пу»
тив крупных неприятельских ‘сил, в труд.
ных условиях горной ‘местности. югослаь
ские войска прорвали сильно’ укрепленные

позиции противника, ворвались в. ropa
Триест и заняли его.
ЛОНДОН, 3 мая, (ТАСС); . Агенте

Рейтер. передает сообщение ‘штаба Boop).
женных сил союзников на’ средиземномо»
ском театре военных. ‘действий о том, чз
новозеландские части войск союзники
вступили в порт Триест, сдача которо»
не входила в соглашение о безоговорочни
капитуляции, заключенное с германскил
войсками в Италии, К, этому моменту, го
ворится в сообщенин, югославские вой
маршала Тито уже находились в порту,

жа

ПОСЛАНИЕ: ГЕНЕРАЛА КЛАРКА
ИТАЛЬЯНСКИМ ПАТРИОТАМ И
ЖИТЕЛЯМ ОСВОБОЖДЕННОЙ

ВЕНЕЦИИ
РИМ, 4 мая, (ТАСС). Как сообщ
римское радио, в связи < капитуляци

германских войск в Италии командующие
15-й армейской группой войск союзнико:”
Италии генерал! Кларк обратился к итал
янским патриотам с воззванием, в ко
ром говорится: «Патриоты! Теперь, ког
закончилась война, мой долг выразить вам,
которые своими блестящими’ действиям
помогли достижению победы, самую гл
бокую благодарность, Вы отдали де
демократии всё, что было в ваших сила
Это никогда не будет забыто»,

В послании’ к жителям освобождения
Венеции ` говорится: «Поздравляю жители
Венеции с успешным завершением воссте
ния, которое привело к освобождению №
рода от немецкой оккупации, Мы мож.
со всей. правдивостью заявить, что №
город освобожден снлами «доброволыв
свободы» и с помощью. всех жителей 1
рода. Воздаю похвалу деятельности Ком»
тета национального освобождения, котор
организовал и руководил операциями 1
ким образом, что смог предотвратить бол

шой ущерб городу и лишнее кровопроль®,

;

тие».

ПОРТУГАЛЬСКИЕ ЛАКЕИ
ГИТЛЕРА В ТРАУРЕ

ЛОНДОН, 4 мая. (ТАСС). В связ (
сообщениями о смерти Гитлера лиссаб
ский корреспондент агентства Рейтер co
общает, что вчера португальский. премы
министр Салазар направил чиновника №!
нистеретва  иностранных дел в германекя
миссию, ‘чтобы выразить соболезнование
по поводу смерти Гитлера.
Американский радиопередатчик в Англ
сообщает, что португальское правитель
ство об’явило двухдневный национальный
траур в связи со смертью Гитлера, Ilo
всюду в ‘Лиссабоне властямн вывешен
флаги с траурной каймой, По сообщению
мадридской ‘газеты «АБЦ», члены исп’
ской франкистской фаланги’ ‹ организовал

{

вчера в Мадриде манифестацию ‘пера
зданием германского посольства, жели
этим выразить свое соболезнование №

случаю смерти германского палача;

Между тем свежие силы
стен торода снова
углубившиеся в Берлин  руеекие вой
Тогда Чернышев атаковал пруссаков в п!
ле. Уларом во фланг они были pasrpil

немцев зи
пыталиеь отрез

лены. ив беспорядке бежали в Вер
Наступившая ночь прекратила сражений

Операции пох Берлином продолжали

Чернышеву ‘Подошли подкрепления. №№
тожение врага становилось» критически
19 февраля (по старому стилю) немец
войска начали отступление на [ют
берг и Витенберг. “Русские ‘прееледоваи
цх. 20 февраля, в 6 часов утра, руси
торжественно вступили в Берлин в п
но его’ заняли.

Два раза русские войска занимали №
лин, и каждый раз немцы долго 06 atl
помнили, Но 132 года, которые прошли
© времени последнего пребывания №
ской армии, в столице на Шпрее, ока
лись слишвом долгим сроком: вывели
тим Из сознания руководителей Германи
память. о том, что русским хорошо нэвет
на дорога на Берлин. Этим. путем, №
наиюолее верным путем к концу войны!
окончательной поболе. прошла в м
ли  песокрушщимая Красная Армия.
исторические послелетвия” завоевания &
столицы Термании в 1945 году Sy
несомненно, неизмеримо большиуи. 9%
результаты пребывания там русских вой
в 1760 и 1313 тодах,

У нае есть
знаем, что. поеле
мания неизменно

ii

каждого поражения Г?
а начинала готовиться
новои войне. Мы знаем, aro ara nates!
и теперь таятея в
это булет` учтено. Решения Крымекой ки
Ференции тому залогом. Красная Армия!
Берлине — 90 неттолько победа и сле
ва. но и луче обеспечение безо
ности  налтих” детей: п внуков. залог: ло
вого и прочного мира и процветания КУК
туры свободолюбивых наций.

Ответственный редантор
В. П. MOCHOBCHHA.

ee

ной Германии, в Дании, на острове Ге.

их

поторичеений опыт. Mu

cosnanun wewnes, Bi! \