Генерал-лейтенант. авиации Г. ГВОЗДКОВ

_ Радио в авиации.

Роль радио в войне огромна. Без при-
менения радио не обходитея ныне ни
одна боевая операция. Досталочно ска-
заль, что в наступлении Красной Армии
на юге осенью 1944 тода было использо-
Bano более 10 тысяч единиц радисобору-
дования. : :

“Ho 0с0бо важную роль играет радио в
авиации. Если в наземных войсках CBAZh,
кроме радио, осуществляется при помощи
проводов и носыльных на скоростных ма-
винах, то связь между самолетами и зем-
лей и между самолетами в воздухе может
поллерживаться только во радио. Какое
огромное значение имеет такая связь,
можно проследить по любой операции  Ве-
дикой Отечественной войны.

Вспомним для примера воздушную 0б-
становку над Керчью зимой 1943 —
1944 rr. Ham десант захватил плацдари
на берегу и, закрепивиеиеь, раетирял его.
Противник, пытаясь сбросить ваши войска’
в море, сосредоточил для контроля заиро-
IuBOM огромное количество истребителей.
и бомбардировщиков. Борьба се вражеской
авиацией и охрана нашего плацдарма бы-
ли возложены на летчиков генерал-пол-
ковника авиации Вершинина,

Наши аэродромы в то время располага-
лись на таманеком берегу. Но представи-
тель авиационного командования находил-
ся под Керчью в непосредственной бли-
зости от переднего края. ^

..В твердом, скалистом грунте выдол-
блено укрытие, наподобие пещеры. Боль-
ШУюЮ ее часть занимает радиоаппаратура.
Олин из помошников авиационного пред-
ставителя. докладывает но радио, что ¢
вражеского аэродрома, расположенного в
тылу, поднялась гуупна  бомбардировщи-.
ков, которая взяла куре на расположение
наших наземных войск. Современное pa-
диооборудование позволяет обнаруживать
самолеты противника задолго до появае-
ння их в пределах видимости.

_ Авиационный командир отдает прика-
зание — вызвать наших истребителей на
перехват вражеских бомбардировщиков.
Приказ передается по эфиру на команд-
ный пункт одного из’ истребительных
полков. ;

3 девятки «Ю-87» находятся еще на
полпути к нашим позициям, а им Ha-
встречу уже летят советские истребители
во главе се Героем Советского Союза Ву-
лагиным. Командир, обнаружив  против-
ника, отдает по радио приказание своему
почошнику летчику Тютину с грушюй в
несколько машин вклинитьея в строй
бомбардировщиков, а сам с другой трун-
пой обрушивается на истребительное при-
крытие противника. Происходит бой; ко-
роткий, но жаркий. Потеряв несколько
самолетов, истребители противника остав-

-ляют поле боя и обращаются в бегство.
Теперь вражеские бомбардировщики ока-
зываются под отнем двух истребительных
трупп, управляемых по радио ¢ самолета
командира. Несколько сбитых «Ю-87»
рухнули. на землю. а остальные, сбросив
бомбы на головы своих войск, спасаются
бегством. .

Kora воздушные бои завязывалиеь в
пределах видимости CO станции наведе-
ния, тогда ‘авиамионный представитель
‘или его помощник руководили боем ¢
земли. Управление воздушным боем по
радно сземли является огромной помощью.
`летчику, Со станции назедения сообщают
истребителю, что сзади к нему подкрады-
вается противник, обращают внимание
‘летчика на вражеские самолеты, идущие
со стороны солнна и ‘потому невидимые,
указывают на подход новых групп и т. д.

Как мы уже сказали выше, связь меж-
ду самолетами в воздухе осуществляетея
также только по радио. Если бы великое
‹взобретение Попова не было внедрено в
авиацию, самолеты, находясь в воздухе,
не имели бы между собой никакого кон-
такта. А насколько важен такой контакт
и насколько наши летчики освоили радио-
связь, показывает хотя бы такой эпизод.

Олнажды пара наших истребителей
выполняла боевое задание. Ведомый был
ранен и потерял зрение. ‚Мужественный

- летчик с полным присутетвием духа тут

= ee

команлиру. Последний быстро занял место
сзади ведомого с некоторым превышением

хорошо слышимыми, что слепой легчик,
точно выполняя их, выдержал самолет на

AHO спасло жизнь летчика, а врачи
нули зрение, так как они емоган -
временио оказать ему помощь,

Bep-
©

няется и в интересах взаимодействия с
наземными войсками. Bor началось  боль-
moe наступление. Нрорван передний край
обороны противника. В прорыв вошли
подвижные труппы, Над нодем боя все
время патрулируют наши истребители.
Вдруг они видят, что танки. встретили
сильное огневое сопротивление. По эфиру
летит донесение. В воздух немедленно
поднимается группа штурмовиков.
танковым командованием ‘следует

ция. Танки натолкнулиеь на мощный узел
сопротивления. Авизционный  презставит
  тель вызывает штурмовиков, указывает
им, какие цели нужно в первую очередь
поразить, просит скорректировать огонь
самоходной артиллерии, произвести развед-
Tak радио способствует четкому и. опера-
тивному взаимодействию авиации © дру-
тими родами войск. съ
- Реё использования радио в авиации те’
перь не обходится ни один вылет. Истре-
бители, бомбардировщики, штурмовики,
разведчики, корректировщики, транепорт-
ники — каждый вид авиации насыщен
радиосредетвами и широко их применяет. _

Радио сейчас настолько глубоко внед-
рено в авиацию, что им пользуются даже
при обучении в авиационных школах.
Курсант впервые самостоятельно поднялся
в воздух. Он ведет самолет неуверенно, до-
пускает ошибки. Инструктор в земли но-
дает советы, указывает, как исправить
ошибку, предупреждает несчастные схлу-
чаи, особенно при посадке. ae

Трудно перечислить Bee области в авйз-
ции, где применяется радио. Огромное зна-
чение оно имеет, например, в аэровавига-
пии. Да, пожалуй, современная аэронави-
гация целиком основана на радио. Pas-
ветвленная сеть наземных ‘радиостанций,
наличие на самолетах различных  радио-
приборов — все это обеслечивает нашей
авиации возможность уверенно летать по
любым маршрутам и в неблагоприятной
метворологической обстановке. tes

Широчайшее внедрение ралио в авиа-
цию произведено по указанию товарища
Сталина и под его личным наблюлением,.

Огромную роль в правильном иснользо-
вании радио’ на зойне сыграл приказ
товарища Сталина в 1941 году. Е. авиа-
ции Врасной Арни степень мастерства,
летчиков определяется не только. их. уме-
нием пилотировать самолет и вести при-
цельный огонь, но и тем, владеет ли лет-
чик веовершенстве радиосредствами. Тому,
кто имеет 100 боевых вылетов и сумел в
них отлично использовать радиосвязь,
стали присваивать звание мастера в03-
душной радиосвязи. В числе мастеров
воздушной радиосвязи — трижды Герой
Советекого Союза полковкик Покрышки.

Благодаря заботе товарища Сталина.
широкое развитие получила наша радио-
промыптленность. Вся  радиозпиаратура
Военно-Воздушных Сил Красной Армии яз-
готовлена на отечественных заводах и OT-
личается надежностью; прочностью, прот’
стотой. Большая заслуга в оснашении
военной авиации радиоередствами принад-.
лежит научно-исслеловательскому  инсти-

Союза и заводам. Претворяя в жизнь ука-
зания товарища Сталина, научные. сотруд-
ники институтов и рахиопромышленноетя
немало потрудились над усоверщенетвова-
нием самолетного радиооборулования и <03-
даниех новой аппаратуры. i

Велик вклах в науку русского ученого
А. С. Попова. Советекий нарох никогда не
забудет его имени. - : i

ЕЕ

=

i ae ЕВЕ

В слаюй аулитории Петербургского
университета было сумрачно и тихо:
‘данные тени  расползалиеь по углам,
скрадывая очертания аппарата, стоявшего
у кафелры. 5
`^ Люди осторожно обходили таинственный
ящик и рассаживазись в зале; ожидая на-
чала опытов. : ‘
‚Внезапно в разнотолосицу взаимных
приветствий, расспросов и восклицаний

` ворвалось характерное пощельивание ° Т6-_
летрафного апнарата. Нал ним склонился
Человек в скромном сюртуке. Предеедатель
‘собрания предоставил ©лово Александру
(тепановичу Попову. Человек выпрямился
‘и отошел от апнарата. Он заметно волно-
‚Вадея. :

B ayinropin B этот мартовекий день.
1896 года. собрались ученые-физики Пе-
‘тербурга. Многие. из присутствующих зна-
ля Попова — талайтливого преподавателя
„Минного класса, неутомимого изобретателя.

и друга учащейся молодежи. . - , В : : :
вого изобретения ино сравнению © распро-

— Мой помощник, — сказал изобрета- Ох : ий
тель, = ‘находящийся в здании химиче»   Страненной уже в то. время. проволочной
: \

‘ской’ лаборатории, будет передавать ¢ur- телеграфной связью, ay es
Эти  Почти целый тол отделяет день, когда

’налы  электроматнитными волнами. :
‘ситвалы запишет стоящий перед вами   была принята первая радиограмма, от зна-
‘аппарат Морзе: менательной даты рождения радио, 7 мая

1395 тода молодой Понов сделал доклад,
циторый привлек внимание пгироких Kpy-
тов ученых в Россий и за границей.
_ «06 отношения металлических порошков
к электрическим колебаниям» = Tak Ha-
зывалея доклад, который ‘отёоыл новую
блестящую главу в истории развития на-
уки и техники. Попов изложил основы
изобретенной. им телеграфии без проводов
и продемонстраровал. прибор для регистра-
ции быстрых электрических колебаний.
Сконструировавные им
тотда же применил лая регистрации
естественных электрических сигналов, ко-
торые посылаются грозой, Он нашел удач-
ное имя своему детищу: грозоотметчик.
В заключение молодой физик, обраша-

Наступила тишина. Над приемником
“бклонилась еелая голова предоедателя. Tay-
хо застрекотал аппарат, и потянулась Te-
леграфная лента, поцещренная точками и
тире. Мерный треск аппарата потонул в
изумленных возгласах. Председатель выво-
дил на черной класеной доске букву за
буквой. раешифровывая черные знаки на
телеграфной ленте.

Фуквы сложились в два слова. Они бы-
ли запечатлены на первой в мире радио-
трамме.

Демонстрация приборов  закончилаеь,
Десятки людей направились к взволнован-

тому Попову и окружили его. Изобрете-
нию Попова, сутили исключительное буду-
шее. Физики обсуждали преимущества. но-

Г 804201.

же передал о своем ранений по. радио

и стал командовать, как держать самолег. сетью  бетонированных
Эти указания были настолько четкими. и  совсем ‘недавно поднимались самолеты‘ со помещалось берлинское военно-инженерное
советские   училище, В. большом двухеветовом зале —
Немецкие самолеты лежат строгая обстановка. Для участников де-
Bi eran
разбитых ангарах. Один за другим подни-   Четыре
ведет   США, Великобритании и Франции укра-
У летчиков-истребителей   тают зал.

необходимом курсе и высоте и успешно
произвел посадку на своем аэродроме, Ра-

предетавитель авиация. При нем — ра-

ИЗОБРЕТАТЕЛЬ РАДИО А. С. Tit

-ясь к передовым ‘представителям русской

монадеянностью, HO MO изиЕ глубо: i
a , №. Но молодой физик ae тий, отказывая себе в отлыхе и сене.

СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ

_— ПОДПИСАНИЕ АКТА
КАПИТУЛЯЦИИ

БЕРЛИН, 8 мая: (ТАСС). Берлин.
жар- свершиться и которого все ждут, должно

Яркий солнечный ‘день, летний,
кий, На. Темпельгофском аэродроме с
дорожек, откуда

свастикой, сейчас”
истребители.

сейчас в грудах металлического лома,

сверкают

маются в небо истребители. Их

майор Тюлькин.

почетная задача — встретить в небе са-

Историческое событие, которое должно

аа в сером доме, на углу улиц
визелерштрассе и Райнштайнштрассе, где

приготовлены длинные
национальных флага

СССР,

Глубокий вечер. (В зал входят маршал

молеты, которые должны прибыть сюда ©  Советского Союза Жуков, главный маршал

ния экспедиционных сил союзников..

Радиосвязь в авиации широко. приме- делегацией Верховного Главнокомандова-   авиации Теддер. За ними следуют к своим

местам остальные представители союзных

Ветер колышет   государственные флаги, государств, члены делегаций. Кресла, стоя-

Советского Союза, С
НИИ:

часам.

появляются два «Дугласа». Затем прибли-
жается третий.
аэродромом,

первой машины чертили по земле берлин-
ского. аэродрома.
останавливается на бетонированной дорож-
ке. Открываются двери и из кабины выхо-

дит представитель Верховного Командова-

ный маршал авиации Теддер, за ним спу-
скается командующий стратегическими воз-
длушными. силами США тенерал Cnaare,
командующий военяо-морскими силами cl

POY:

‚нант Васильев. i ek
`’ Потом приземляютея и. два. других са-
молета с остальными делегатами н’ пред-
ставителями прессы. Встречать только что
‘прибывших подходят представители. а
ского командования — генерал армии Co-
коловский, генерал-полковник Берзарин, ге-

четный караул. Впереди знамена СССР,
США и Великобритании.

гимны. о Полковник Лебедев рапортует
главному маршалу авиации Теддеру о TOM;

легации вместе с прибывшими обходит по-
четный караул. Этим парадом, говорит
Ber B честь ‘победы гремит над Берлином
красноармейское «ypa>. :
` `Приходит ‘четвертый «Дуглас».

дования разгромленной немецкой
Вот в сопровождении ‘американских офице-
ров проходит фельдмаршал Кейтель, гене-.
рал-адмирал Ганс Фридебург, генерал-пол-
ковник Штумпф. Немцев проводят к авто-
машинам. * : а
У микрофона выступает главный  мар-
шал авиации Теддер. Он говорит, что
является уполномоченным главнокомандую-
щего Эйзенхауэра. Он очень рад привет-
ствовать советских маршалов и генералов,
а также войска Красной Армии и’ oco-
бенно рад потому, что он их приветствует
именно в Берлине. Союзники на западе и
востоке. сказал он, в результате сотрудни-
чества проделали колоссальную работу. eo)
- Союзные ‚делегации. и представители Co-
ветского командования. садятся В автома-
шины. Черёз весь город они следуют в
пригород Карлбхорст. В 14 часов 40‘ мй-
нут на аэродром прибывает из Парижа
французская ‘делегация во главе. с гене-
ралом Делатр де Тассиньи. - Е ip
`Через полчаса после прибытия самолетов
главный маршал авиации Теддер нанес вЯ-
зит маршалу Советского Союза Жукову.
Теддер поздравил маршала Жукова 6
победой и передал ему белое шелковое
знамя с вышитой эмблемой об’еднненных
сил. Маршал Советского Союза Жуков в
свою очередь поздравил представителей
союзного командования. Маршала Жукова’
также посетил и поздравил с победой нап.

туту ВВС Красной Армии, радионнститутам фашистской Германией главнокомандующий
французской

армией генерал Делатр
де Тассиньи. Поздравляя Красную Армию
от имени де-Голля и французского народа,
он сказал, что русский народ своей борь-
бой оказал большую помощь’в освобождё-
нии Франции. После этого у маршала Жу-
кова состоялась ‘личная беседа с главным
маршалом авиации Теддером.

ПОВ:

науки и техники, заявил:

«Могу выразить ‘надежду, что MOH
прибор при дальнейшем усовершенетвова-
нии может быть применен к передаче
сигналов ‘на расстояние, при помощи Вы-
етрых электрических колебаний». i

Многим обещание преподавателя физики
из Минного класса показалось дерзкой са?

Е

во понимал практические  потребноет
«воего времени. Он видел, что русеки
военный флот, коммерческое  судоходотво

настойчиво требуют надежного, совершен
ного средетва связи. 4

Попов после MHOTHX экспериментов
в лаборатории Минного класса в Крон
штадте пришел к выводу, что электрог
магнитным волнам суждено сыграть боль-

‚ную роль. «Это, — решил - молодой уче:

ный, — та сила,’ © помощью которой че-
ловечество претворит в жизнь заветную
мечту: мгновенно передавать свои мысли
на расстояние через высокие горы и не.
обозримые моря н океаны». 4

«Электромагнитные лучи должны 3a-
звучать, — необходимо ‘найти новое средство
связи, ‘надежное и доступное, побеждаю-
щее пространетво и быстрое, как `солнеч-
зый луч», — решил Нонов. :

“Он изучал природу и свойства, электро-
магнитных волн, ‹конетруировая новые
приборы, медленно, шаг за шагом прибли-
жаясь к осуществлению своей заветной
цели: me ;

Русский нарох выдвинул в прошлом
столетии плеяду блестящих деятелей нд-
уки и техники, новаторов, прославившях
свои имена мировыми открытиями и из-
оретениями. ‘Эти ` люди с поразительной

приборы Попов! стойкостью пребдолевали все невзгоды и

затруднения.

Александр Степанович Попов был одних
из плеяды этих богатырей духа и рево-
люционеров мысли, Подобно мнотим руе-
ским ученым и ‘изобретателям Попов 19-

ния экспедиционных сил союзников глав-

Оркестр испол-
няет американский, английский и советский

что почетный караул построен. Глава дез
Теддер, вам оказана большая честь. В от“

В нем
доставлены в Берлин представители коман-
армии:

Они делают круги над лы Красной Армии, командовавшие частя-
над Берлином и снижаются ми,
для посадки. В 13 часов 58 минут колеса прессы — советские и иностранные журна-

Серебристый «Дуглас» ветского Союза Жуков обращается к при-

Я

“ge ; 9-   нокомандования экспедиционных сил со-
ку следующего отрезка маршрута и т. д.  юзников в Европе адмирал Гарольд Бэр-  юзников — главный маршал авиации Тед-

Прибывших приветствует’ генерал-лейте-

нерал-лейтенант Боков. Выстраивается по,

’ альные

1 питуляции, 24

А и Великобрита- щие под национальными флагами, занимают
Прибытие делегации ожидается к 1   маршал Советского Союза Жуков, Теддер,
В 13 часов 50 минут с запада до-  Спаатс,

носится приглушенный гул моторов. Вскоре   Тассиньи.

Вышинский, Бэрроу, Делатр де
Центральный стол занимают
представители союзных держав — генера-

овладевшими Берлином. За столом

листы. Один стол пока пуст. Маршал Со-

сутствующим.

— Господа, — говорит маршал, — мы
собрались здесь: по уполномочию Верхов-
ного. Главнокомандования Красной Ар:
мии —- Заместитель Верховного Главно-
командующего маршал Советского Союза
Жуков, по уполномочию Верховного  Глав-

дер; здесь также присутствуют тенерал-
полковник американской армии’ Спаатс,
от французской -армий Делатр де- Тас-
синьй — принять условия безоговорочной’,
капитуляции от командования вооружен-
ных сил Германии. Я предлагаю присту-
пить к работе и пригласить сюда упол-
‘номоченных германского командования.

Затем маршал отдает приказание:

— Пригласите сюда представителей не-
менцкого верховного главнокомандования
для принятия условий. безоговорочной ка-

В зал входят генерал-фельдмаршал srep-
манской армии Кейтель, генерал-адмирал
Фридебург, генерал-полковник Штумиф в
сопровождении ад’ютантов. В абсолютной
тишине фельдмаршал Кейтель вместе с
сопровождающими его занимают приготов-
ленные для представителей немецкого
командования места. —

Снова говорит маршал Жуков:

— Господа, сейчас предстоит подписание
акта безоговорочной капитуляции. Я об-
рашаюсь к представителям терманского
‘верховного. главнокомандования с вопро-

столы,   фо:

сами, имеют ли они на руках акт, позна-
комились ли © ним, согласны ли предста-
вители германского командования `под-
писать этот акт?

С этими же вопросами к представителям
командовання немецкой армин обращается
главный маршал авиации Теддер. Ответа
ждут все собравшиеся. Тишина.

— Да, я согласен, — тихо произносит
генерал-фельдмаршал немецкой армии Кей-
тель и передает маршалу Жукову локу-
мент Главной ставки, подписанный гросе-
адмнралом Денин, уполномочивающий Кей-
теля, как шефа командования вооружен-
ными ‘силами ‘и одновременно как коман-
дующего ‘армии,. фон-Фридебург как
командующего военно-морскими силами,
Штумиф — как представителя воздушных
сил — подписать акт о безоговорочной
капитуляции германских вооруженных сил
перед Верховным Главнокомандованием со-
ветскими вооруженными силами и Коман-
дованием союзных экспедиционных сил.
Необходимые формальности соблюдены.
Маршал Жуков предлагает уполномочен-
ным верховного командования ‘германской
армии подойти‘к столу и подписать акт.
Один за другим Кейтель, Фридебург и
Штумпф подписывают акт.

Об’ективы фотоаппаратов и пленка ки-
нокамеры запечатлевают это событие,

Акт подписан, Германия безоговорочно
капитулировала: Один экземпляр акта, со-
ставленного на трех языках, вручается
фельдмаршалу Кейтель. Маршал Советско-

го Союза Жуков об’являет: немецкая де-

легация может. удалиться;
Б. АФАНАСЬЕВ, К. СУХИН.

as

‘знал PABHOLVIUHe BEICOKONOCTABIOHHBIX лиц

к ero изобретению; OH иснытал матери-
лишения — призрак бедности
следовал за ученым по пятам. Мытаретва
преждевременно надорвали его и без того
слабое здоровье: :

Будучи студентом, Александр Cretiano-
вич добывал урокамя средства к жизни не
талько Для себя, но и для своих сестер.
В осеннюю слякоть и в зимнюю стужу он
обегал город в поисках заработка. Нужда
и болезни не сломили его стремления к
знаниям. Он выкраивал часы для  заня-

Профессора. отметили вдумчивого, начи-
танного молодого человека, обнаруживше-
TO редкие способнаети в научному иселе-
дованию. Попов удивлял своих учителей и
сверстников последовательностью и мето-
дДичностью ‘в экспериментах, добросовеет-
ностью в выводах и самостоятельностью в
анализе физических проблем.

Осенью 1883 года Попову, только что
окончившему университет, предложили ме-
это преподавателя в Минном классе —
нервой в России злектротехнической шко-
ле, находившейся в Кронштадте. Двадца-
тичетырехлетний физик < радостью при-
нял предложение и на многие голы свя:
зал евою судьбу е русским флотом. Олин
из учеников Понова вспоминает о тодах,
проведенных ученым в Минном классе;

«Ни один крупный вопрос, Так иля
иначе соприкагающийся с областью физи-
ки ив 0600енности электротехники, — He
решался в Морском ` ведомстве без уча-
стия Александра Степановича. Такое бы-
<трое завоевание авторитета вы морской
среде, помимо солидной подготовки и Co-
лилных теоретических знаний, 0б’яснялось
также и теи обаянием, которое производил
Александр’ Степанович на всех, соприка-
савщихея © ним, вдуучивым отношением к
тем вопросам, которые ставились ему Ha
разрешение». “

Попов полюбил флот, его славные бое-
вые традиции. В русском моряке он видел
ноелтеля славы русского оружия.

— В тот пернод, когла наш флот хо-
AW под парусами, русские моряки обес-

Eos FSi ke ne eee

00 поводу

ЛОНДОН, 7 ма

дало 7 мая из
отдал приказ о
ции ‘всех’ сражаю
В. радиопередаче было сказано:
«Говорит германское радио.
обращение  рейхс-министра графа -
н Крозика к германскому народу:
«Германские муж
ховное командование
приказу гросс-адмирала
сегодня, 7 мая,
ляции всех. сражающ

которому адмирал
} f Mu
поручил ведать военными делами,
шаюсь в этот трагический момент нашей
истории к германской нации.
После героической борьбы

правительства,

уступила

лет Германия

бесполезное разрушение. Пра-

пролитие и
чувствуя ответственность за

вительство,
будущее своей нации,
действовать, учитывая крах всех физиче-
ских и материальных сил, и, просить про-
тивника о прекращении: военных действий,

САН-ФРАНЦИСКО, 7 мая. (Спецкорр,
ТАСС). Глава украинской делегации на
конференции Об’единенных наций т. Д.
Мануильский, выступая Ha многолюдной
пресс-конференции как председатель коми”
тета № 1 комиссии № 1, сообщил, что
утром 7 мая состоялось плодотворное Gar
седание комитета, на’ котором обсуждались
введение, принципы и цели, а также об-
щие положения Устава, Тов. Манунльский
заявил; у

«Я сделаю вам обзор заседания комитета,
который собрался сегодня для того, чтобы
рассмотреть’ принципы и цели будущей
организации ‘безопасности. Деятельность
делегации сегодня была довольно’ значи-
тельной. В нащей повестке дня стояли по-
правки, подготовленные 4 державами —
организаторами конференции, и новые офи-
циальные предложения относительно введе-
ния к Уставу, которые должны быть под-
готовлены на основе думбартон-оксовского
‘плана. Фельдмаршал Смэтс произнес ‘речь,
в Которой изложил основные взгляды и
принципы, которые должны быть включены
в этот документ. После заявления Смэтса
о введении к Уставу, состоялось обсужде-
ние. Большинство делегатов поддержало
предложение Смэтса, и комитет оконча-
тельно принял эти принципы в качестве

я. (ТАСС). Как передает

агентство Рейтер, германское радио пере“
‘из’Фленсбурга; ‘что Дениц
безоговорочной капитуля“
щихся германских войск.

Передаем
Шверин

чины и женщины! Вер-
вооруженных сил по
Деница об’явило
о безоговорочной капиту-
ихся ‘германских войск.

Ё ro
естве ведущего министра. имперско:
и флота

я обра-

с непревзой-

денной стойкостью в течение почти шести
превосходящей

силе ‘своих врагов. Продолжение войны
будет означать лишь бессмысленное крово-

было . вынуждено

Это было благороднейшей задачей адми-

Заявление тов. Д.
‚на пресс-конференции в Сан-Франциско

9 мая 1948 г., № 37 (335)

Обращение Шверин Фон Крозика к германсногу наро

капитуляции

рала флота и правительства, поддерж,
шего его после страшных жертв, ‘котор,
потребовались для того, чтобы спасти y
последнем этапе войны жизнь максимал,
соотечественииков, - То,

ного числа т
война не была закончена немедленно
одновременно, на западе и востоке, должи

об’ясняться единственно этой причин
Завершается этот серьезнейший чае дл
германской нации и ее империи,

В этот серьезнейший час для герм,
ской нации и ее империй мы сейчас исп,
нены чувства глубокого благоговения п
отношению к погибшим в этой войне, Эн
жертвы возлагают на нас высочайшие бу,
зательства. Наше сочувствие, в перу
очередь, принадлежит раненым, оснроте,
шим и всем, пострадавшим в этой боры»
Никто не должен питать иллюзий по пу.
воду суровости условий, которые будут ть
ставлены германскому ‘народу нашими ap)
гами. Сейчас мы должны посмотреть
глаза нашей судьбе прямо и безоговорочн,

Никто не может. усомниться в’ том, зу
будущее будет трудным для, каждого п
нас и что оно потребует жертв от ках,
дого из‘ нас во всех областях жизни, №
должны принять это бремя и верно в
полнять. обязательства, которые мы нм
себя берем».

>

Ss. Мануильского

основы для будущего введения, кото»!
должно быть включено в Устав, за ис
чением, пожалуй, окончательной фору»
‘пировки,

а‘ нашем следующем заседании мы р
смотрим предложения и поправки к тек
думбартон-оксовского. плана, а затем, зь
можно, назначим проектную комиссню дл
того, чтобы разработать  окончательы 2
текст. Но я могу сказать вам, что
годня наше заседание было положителу
плодотворным и оно облегчит и ускор
нашу работу, в особенности поскольку Г
нешний ход событий требует, чтобы
гаты могли вернуться домой как Moni
скорее. р

Что касается моей собственной стрик
то я надеюсь, что я смогу сделать мл
заявление в ближайшем будущем, но поз
еще мы не в состоянии сделать этого».

После закрытия пресс-конференции №
большая группа корреспондентов окружил
т. Мануильского. Корреспондент евр
ского агентства спросил, понесли ли ук

инские евреи большие потери ‘во врем
войны; Тов. . Мануильский ответил, т
без различия межлу евреями и неевреяи

украинское население потеряло 2,5 мл
человек убитыми, 1,5 млн. пропавшими 6
вести ‘и 3 млн. насильственно угнанным.

Совещание представителей пяти держав

САН-ФРАНЦИСКО, 7 мая.   (Снецкорр.
ТАСС). 7 мая в Сан-Франциско состоялось
совещание представителей пяти держав, на
котором было решено назначить ‘подкомис-
сню для рассмотрения предложений о по-
правках, представленных странами, не при-
нимавшими участия в конференции в _Дум-
бартон-Оксе. Подкомиссии предложено

в Сан-Франциско

представить как можно скорее отчет Ni
нистрам иностранных дел пяти держав, 1
этом совещанни Советский Союз предеь

влял тов. Молотов, Соединенные Штаты
Стеттиниус,. Соединенное королевство -
Эттли, Китай—Веллингтон-Ку, Францию-
Бидо. ‘

yr

Бои в Югославии.

‚БЕЛГРАД, 8 мая. (ТАСС). В. сообщении
генерального штаба югославской ‘армии за
6 мая говорится; что после’ освобождения
Истрии и Словенского Приморья. югослав-
ские части продолжали наступательные
операции в западном и северном направле-
ниях и заняли много городов и сел. Про-
должается преследование противника в на-
правлении МЛюбляны. Противник несет
большие потери в живой силе и технике.
По неполным. данным, потери. врага соста-
вляют 850 человек убитыми и 5.600 плен-
ными. Захвачено 15 орудий, 30 тяжелых
минометов, 104 пулемета, 240 автомашин,
13 паровозов, более 100 вагонов и много
другого военного имущества. На севере
югославские ‘части ведут ожесточенные
бои за Дравоград. При ликвидации силь-

Е КА

‹мертили себя в сражениях у Чесмы и
Синопа, — с горлостью говорил ученый.
— В наш век, когда машины заменили
снлу ветра, русский флот должен быть во-
оружен но последнему слову техники.

Талантливый педагот, ` Попов’ воспитал
в Минном о класее десятки способных
электротехников для военных кораблей:
Он 0об’единял, вокруг. себя всех, кто стре-
милея проникнуть в тайны природы;

Он выступая © ¢ докладами, лекциями,

сообщениями, неутомимо  пропагандируя
ндею беспроволочной связи. с i
Годы, отданные Поповым изучению

электромагнитных волн и работе над ра-
лоотелеграфной установкой, можно без
преувеличения назвать тодами подвижни-
чества. Ученый не’ удовлетворялея ус:
пешными › результатами первых ‚испыта-=
ний. Корабли, снабженные аппараталаи
Попова, уже поддерживали беспроволочную
связь с берегом, отделенные от него ше-
стью километрами водного пространства.

Смелая идея Попова торжествует лобе-
ду. Ho сам изобретатель стремится к но-
вым пределам дальности приема, Он вно-
сит усовершенствования в конструкцию
приемной станции и в передатчик, добива-
Ясь 96000й чувствятельноети приборов и
надежности их в экенлоатации, H BROT
ирием сигналов на слух при; помощи на-
ушников. И основа, бессонные. ночи, черте-
жи и расчеты, кропотливые исследования
и бесчисленные опыты, забота о матери-
альных . средствах, неустанное ropenne
творческой мыели, упорные. поиски един-
ственно правильного: решения.

И вот в декабре 1899’ тода у острова
Готланд сел на камни броненосец. «Гене:
рал-адиирал Апраксин». Затертый льдами
он был отрезан от берегов. Финекого Balin
Ba, не имея средств евязи. По предложев-
нию Попова решили испробовать на прак.
THRE: его- изобретение. Векоре на острове
Гогланд и на берегу заработали радио-
ра   ив зфир, перекрывая расстоя-
ne километра, полетели радиограм-

Первая радио

грамма была :
page ла такого содер-

Адрес редакции: Потаповсний пер. д.3. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: сенреариат и нач, издательства Н 5-52-99, отв, секретарь реданции К 5-60-10 к
-60-10 и 0-15-80 доб, 29.

ного опорного пункта противника Бегути

освобождено 650 политических  заклю!
НЫХ,
На фронте в Хорватии продолжаетя

преследование противника в западном #
правлении. После ожесточенных улиаи
боев югославские части освободили К

привницу и ряд других населенных пут
тов.

ЮГОСЛАВСКИЕ ВОЙСКА
ОСВОБОДИЛИ ЗАГРЕБ И ЛЮБЛЯН
БЕЛГРАД, - 8: мая, (ТАСС). Белградси
радио передает сообщение  генеральноо
штаба югославской ‘армиизо том, что №
стн югославской армии освободили гл
ный город Хорватии Загреб ин глав
город. Словении —  Любляну,

«Командиру ледокола  «Ррмак». №
ло’Лавенсаари оторвало льдину с рый
ми. Окажите помошь».

Эта радиограмма спасла жизнь десяти
людей. Ледокол, получив призыв о пи
щи по. радио, вышел в море и вал в
Форг рыбаков.

Четкая работа первой в Mupe. parte
линии подтвердила Ha деле onpownoe 3!
чение ‘радиотелеграфа. Повседневная
диосвязь в островом Гогланд поллержли
лась до начала летней навигании, к
ороненосен был снят с камней.

0 чудодейственных  волнах, преодол
Tha пространство, об изобретателе: га

пове появились вослорженные статы!
газетах и журналах.

Попову предложили кафедру в Электи
техническом институте, где он ло пох
ран своей ‘жизни читал декиии,
Saree Choe свободное время Алекса

панович попрежнему ‘отдавал люби
му делу. Непрерывно совернтенствуя 1’
боры; внося коренные изменения в коне
и аппаратов, изобретатель осуще
вил беспроволочную радиосвязь на рат
янии в 148 километров,

Однако работы Попова не получи
seu ies pactipocrpanenna ‘в царекой Por
We HCEPBATUBHBIC chennaaners cKell!
Sy Ot носились К его изобретению, #1
. il и 0 teeny отечественной промт
широкий рати radaaiatleat
a декабря 1905 года, 46 ser or pull
александр Степанович скончался.

ошло, полвека ¢ ‘того дня, когда №
10.10% безвестный преподаватель pill!
открыл беспроволочный телеграф. С ,
пор радиотехника шагнула, лалеко preptl 5
ee стране радио стало общенар!
ЯМ достоянием, Люди передовой советси
Hay Ru ovoraAmawT Bre НОВЫМИ И HOBBY
OTRDETH AM творческое. наслелие захе\’
м DyOCKATS ученого и. конструк»
тексанлра Степановича Попова.
Доктор физино-математичесних наук

профессор Н. КАПЦОВ,

Ответственный редактор
В. П. МОСКОВСКИЙ,

Ore