$

мовиков накопился богатый опыт борьбы
< вражескими танками. Наша часть так-
же нерднократно громила танковые соеди-
нения противника.

: Не так давно на нашем участке
фронта немцы подготовили контратаку, в
которой должна была принять участие
танковая дивизия врага.

Мы получили задание задержать не-
мецкие танки на подходе к полю боя. №
выполнению этой задачи мы приступили
следующим образом.

Воздушная разведка вела * непрерывное
маблюдение за немецкими танками на всём
пути их движения. Блатодаря этому штур-
мовики систематически получали сведения
© местонахождении колонны, Наряду ©
этим штурмовики вели также разведку на
себя, не упуская из виду отдельные мел-
ъие группы танков. Работа была органи-
эовама таким образом, что группа: «ИТ’ов»,
возвращаясь с задания, сообщала, где она
видела на своем пути вражеские танки.
На обнаруженную цель напеливалась сле-
хдующая шестерка штурмовиков.

Вак только мы получили первые данные
воздушной разведки о движении танковых
ил противника, сразу же вылетала ше-
етёрка «Ильюшиных» для нанесения уда:
ра. С тех пор с аэродромов непрерывно
поднимались «ИГы» с одной и той же
задачей: остановить движение мемецких
танков.

Когда противник Убедилея в Том, что
появление над ним шестёрки «ИТов» не
было случайным, что его замыеел векрыт,
он сразу же принял ‘меры для тщательной
маскировки и противовоздушной обороны
танков. Немцы стали маскировать свой
машины по обочинам пюссе, на поле, в
кукурузе. Огонь зениток, бопровождавших
танки, был усилен огнём самих танков

Однако штурмовикам, Kak правило,
удавалось обнаруживать замаскированные
танки. Немпев в первую очередь выдавал
огонь, который они открывали по
«ИТам». Мы выделяли специальные па-
ры для подавления зенитного огня, при-
крывавшего танки, в То время как вся
труппа наносила удар по основной цели,

‚ В эти дни использовались наиболее эф-
фективные методы борьбы с танками,
Штурмовики, как правило, били тавки с
пикирования, с небольших высот. Наиболь-
шего эффекта добилась группа штурмови-
ков, бравшая специальные противотанко-
вые бомбы. На остальных же самолётах
боекомплект составлялся  комбинирован-
но — фугасные и осколочные бомбы.

Методы ударов по танкам во многом

зависели оттого, ^тде’ штурмовики засти- ’

тали противника. Обнаружив танки, зама
скированные на поле, в кукурузе, лётчи-
ки обрабатывали их в строю круг, в
первую очередь сбрасывая с пикирования
бомбы крупного калибра. После этого, уже
с горизонтального полёта, сбрасывались
мелкие специальные бомбы для поражения
наибольшей площади. В тех случаях, ког-
да «ИТы» застигали танки на марше в
колонне по одному, применять построение
круг было уже невыгодно. Здесь обра-
ботка пели производилась в строю киль-
ватер. Штурмовики действовали по одно-
му, заходя или с головы или с хвоста колон-
ны. Окончательный выбор направления
заходов зависел от рельефа местности и
положения солица, причем в одном захо-
де лётчик пикировал несколько раз.

ИЗ ОПЫТА БОРЬБЫ
С ТАНКАИИ _

За время отечественной войны у штур-

танков. В районе Чистяково-—Снежная—

именно там.

контратаку. Однако вскоре наш представи-

пия Савур-Могилы. Тогда силы штурмовой
этих ста танков. На этот раз немцы пои-
но и большими
наряду со штурмовиками большую роль
сыграли наши истребители. Перед прихо-

том штурмовиков над танками появлялись
истребительные

но усиленным прикрытием истребителей.

представитель,

Своеобразие нашей задачи, заключав-
шейся в том, чтобы задержать‘ танки, оп-
ределяло тактику действий. Мы били в
первую очередь головные танки, стараясь
закупорить движение. Дело это, если  при-
пять во внимание сложный рельеф местно-
сти, было трудным. Наибольший эффект
приносила нам тактика непрерывного ог-
невого воздействия. В течение двух дней
мы держали немецкие танки в таком на-
пряжений, что заставили их изменить

маршрут и движение, расстроили управле-

пие. Много
тратить на

времени противнику пришлось
маскировку машин. А в дан-
ном случае выигрыш во времени был
равносилен выигрышу всей операции.

Бам удалось задержать танки до тех
пор, пока не были подтянуты основные
противотанковые средства и силы одного
мотомехсоединения. Немецкие танки Вы-
нуждены были свернуть с тлавного на-
правления, на котором наступали наши
войска. Танковая дивизия ушла, из этого
района изрядно потрёпанной.

Разберем другой характерный пример
действий авиации по танковым силам вра-
та. По данным разведки стало известно,
что мемцы готовятся к контратаке сила-
ми крупного танкового соединения. За
движением этой группировки было уста-
новлено непрерывное наблюдение воздуш-
ной разведки. Немецкие машины шли по
дорогам небольшими группами, по 15—30

Ремовские рудники происходило их 6осре-

доточение. Перех нами. была поставлена

задача: уничтожить вражеские СИЛЫ
@

Первые удары «ИТов» были нанесены
emé тогда, когда танки не перешли в

тель, находившийся на общевойсковом Hil,
сообщил, что ето немецких танков. рину-
лись в контратаку на наши войска, ко-
торые в это время наступали © направле-

авиации были брошены на уничтожение

крываля свои танки не только огнем ЗА,
группами истребителей.
Поэтому в борьбе с танковой контратакой

патрули, расчищавшие
воздух от «Мессершииттов». В эти дии
«ИТы» шли на задание под” значитель-

В борьбе с танками мы активно взам-
модойствовали в артиллеристами, порой
распределяя между собой цели. Здесь ре-
шающее значение имело то, что в назем-
ных войсках всё время находился наш
поддерживавший постоян-
ный контакт с артиллеристами:

Группы «ИЛ’ов» численностью 10 6—
8 самолётов св рассвета и до темна нано-
сили Штурмовые удары по этой колонне,
пока, наконец, контратака не была сор-
Вана.

Опыт борьбы © танковыми контратака-
ми на нашем участке фронта учит, что
огромную роль играет фактор времени,
Разрыв во времени между моментом обна-
ружения танков разведчиками и нанесе-
нием бомбо-штурмового. удар& должен быть
сведён к минимуму. Большов значение
имеет также непрерывность огневого воз-
действия на контратакующие танки,

_ [ Полковнии А. ХАРЕБОВ,

ПОБЕДА КОМСОМОЛЬЦЕВ-ШТУРМОВИКОВ

Не раз отличались во время штурмовых
налетов младший сержант Сергей Мотор-
ков ин воздушный стрелок Александр
Буало, составляющие экипаж одной из
штурмовых машин. Оба они комсомольцы.

Недавно на боевой счет этого экипажа
записаны двё вражеские машины. Обе они
были сбиты во время налета на неприя-
тельский аэродром.

Когда после штурмовки Моторков от-
вернул машину от цели, на его «Илью-
шин-2» кинулся «Фокке-Вульф-190».

О TT

— Левый крен! — попросил пилота Бу-
ano и двумя KO} ми очередями зажег
вражеский истребитель. :

Но тут наш «ИЛ» был атакован другим
«Фокке-Вульфом». Однако, как ни вертел-
ся он, стремясь подобраться к нашему са-
молету, огонь Буало ‘заставил врага дер-
жаться на почтительном расстоянии,

Этот бой еше более укрепил заслужен-
ную славу, которой пользуется экипаж в
своем подразделении.

Действующая армия. = _
(От соб. корр.). рев

\

При прорыве сильно укреплённой оборо-
кительной полосы противника большие 38-
дачи возлагаются на  бомбардировочную
авиацию. Чтобы проложить путь наземным
войскам, авиация начинает свои действия
© крупного, массированного удара по пе-
реднему краю вражеской обороны. Такой
удар, как правило, об’единяется с артил-
лерийским наступлением, благодаря чему
создаются все предпосылки для решитель-
ной атаки пехоты. Иначе говоря, масеи-
рованный удар авиации и артиллерии дол-
жен взломать линию вражеской обороны,
нанести врагу урон в живой силе и тех-
нике, нарушить связь, деморализовать про-
тивника и прижать его к земле.

Организация массированного удара —
сложная и ответственная задача. Она тре-
бует серьёзной и тщательной подготовки.
Командир авиационного соединения, зная
район или направление главного удара на-
земных войск, совместно с общевойсковым
начальником заранее намечает об’екты пе-
реднего края, которые необходимо подверг-
нуть воздействию с воздуха. При этом оп-
ределяютея два основных района, или две
полосы действия. Первая охватывает цели
на глубине 2—4 км, от линии боевого
соприкосновения войск. Основные цели в
атой полосе — артиллерийско-минометные
позиции противника, на уничтожение и по-
давление которых посылается наряд само-
лётов, состоящий из 40—60 бомбардиров-
щиков. Другая линия целей, находящаяся
в непосредственной близости. от своих
войск, охватывает очаги сопротивления и
высоты, превращениые противником B
опорные пункты. Состав эшелона бомбар-
упровщиков, действующего здесь, — 45—
72 самолёта. j

Практическое ссуществление массиро-
ванного удара с воздуха в каждом отдель-
ном случае зависит от обстановки, создав-
шейся на том или ином участке фронта.
На протяжении операции Белгород—Харь-
ков и во время дальнейшего наступатель-
ного движения наземных войск, вплоть до
выхода их на правый берег Днепра, на-
ше соединение осуществило несколько мас-
снрованных ударов.

При взламывании обороны противника в
районе Белгорода удар нашей авиации был
концентрироваиным. Его наносили одно-
временно всем составом наряда самолётов
по обеим полосам района. Свыше 150 бом-
бардировщиков двумя группами подвергали
вражеские об’екты бомбовому воздействию.

Если при первом вылете было встрече-
во чрезвычайно сильное зенитное противо-
действие противника, то при повторном
его уже почти не чувствовалось. В резуль-
тате того, что зенитный и артиллерийский
отонь противника был подавлен, укрепле-
ния разрушены, наземные части после
непродолжительного боя овладели этим
районом и продвинулись далеко вперёд.
Мошный бомбовый удар по узлам сопро-
тивления противника на севернойокраине
Белгорода полностью парализовал огневую

`Маневр воздушного разведчика

Наш экипаж на самолете  «Петля-
ков-2» совершил свыше 200 боевых вы-
летов на воздушную разведку с фотографи-
рованием, и каждый вылет чему-нибудь
да научил нас. Различные условия и
разный характер боевого задания делают
полеты непохожими один на другой. Бак
правило, успех разведчика зависит от
умелого маневра, рассчитанного на вне-
запность, от правильного решения в слу-
чае изменения обстановки. Это можно
показать на примере многих наших выле-
тов Ha разведку.

В один из полетов нам была поставле-
па задача — произвести площадную фо-
тос’емку лвух крупных населенных пунк-
тов, слелав по 2 захода на каждый и?
‚них. Расстояние ‚ между этими пунктами
составляло около 50 километров. ‘Оба ови
были прикрыты сильным ‘огнем ЗА и
патрулями истребителей.

На земле мы договорились, что снача-
ла будем снимать населённый пункт,
расположенный в северной части указан-
Horo района разведки. Первый заход ре-

шили произвести с юга на север, затем —

разворот на 180° и второй заход — ©
севера на юг. После этого мы должны

были уйти ва второй населенный пункт,

пройти над ним < востока на запад ис
запала
на свою территорию.

Олнако,

резким разворотом

на восток, после чего вернуться

когла мы стали подходить К
населенному пункту на высоте 4.500 мет-
ров, нас атаковал вражеский истребитель
«М-110», Имея основную цель — фо-
тографирование об’ектов противника, а не
“воздущный бой с «Ме-110», мы ушли ©
на свою территорию.
Так действовать дальше? Командир eka

пажа принял решение итти на фотогра-
фирование второго населённого пункта,
расположенного юго-западнее первого.
После виража мы зашли на этот пункт
на высоте 4.000 метров со стороны солн-
па и, использовав  внезаиность налёта,
произвели два захода с фотографировани-
ем.

Оказавшись вновь на своей территории,
мы решили ещё раз попытатьея снять
первый населённый пункт. После захода
© юга на высоте 4.500 метров Hac o6-
стреляла ЗА, HO огонь её не причинил
нам никакого вреда. Успешно был произ-
веден и второй заход. Таким образом бла-
годаря учёту обстановки и удачному
маневру мы полностью выполнили 606-
Boe задание.

Другой раз нам нужно было произвести
разведку с фотографированием крупиого
населённого пункта в тылу противника.
Мы приближались к о0б’екту на высоте
2.500 метров со стороны солнца. В это
время нас заметили 3 вражеских истре-
бителя. Один из них пошёл в атаку
сзади снизу, & два остались в стороне.
Стрелок-радист и штурман вашего само-
лета открыли сильный огонь по «ФВ-
130», который тотчас же резко отвалил
в сторону. Воспользовавшись этим, мы
перешли на бреющий полет, и вражеские
истребители на фоне местности потеряли
нас, & мы ушли на свою территорию.
над своей

выполнено. Сделали  вирак

район разведки,

нако истребители
мешали нам. Их

Что делать? Ведь задание должно быть

территорией, набрали высоту и пошли в
HO на этот раз ¢ юга,
rie меньше было зенитных средств. Од-
противника опять по-
своевременно заметил

стрелок-радист, и летчик увел мапгину
в облачность, которая была ниже нас,
И в третий раз сделали мы попытку
прорватья в район разведки. Нужно
было обязательно добиться внезапности.
Для этого мы зашли на об’ект из глуби-
ны территории . противника, откуда он
не ожидал нас. Этот маневр увенчался
успехом. Истребители противника появи-
лись лишь после того, как была сделана
вторая маршрутная с’ёмка. Мы ушли от
них путём отворотов вправо и влево ©
переходом на бреющий полет. Задание и
Ha этот раз было выполнено успешно.
Идя на разведку или возвращаясь пос-
ле неё, мы, как правило, избегали боя
е противником. Однако  оботоятельетва
иногда складывались TAR, что приходи-
лось вести воздушный. Gok. В один из

диём ‘и ночью патрулировали вражеские
истребители. Когда мы на высоте 4.000
метров подходили к об’екту, открыли
огонь зенитки с целью навести Ha нас
при помощи разрывов снарядов своих ис-
требителей. После этого мы заметили
ниже нас двух «Ме-109», которые сра-
BY не пошли в атаку, а выждали, когда
мы подойдем к цёли,

торию. Они набрали

‹ пикирования © последующим выходом

хвост и вести

Пикирующие бомбардировщики тов.

боевых вылетов мы пошли Wa разведку ¢
фотографированием района, над которым

очевидно, затем,
чтобы отрезать нам путь на свою терри-
высоту ‘больше нас
нь 300—200 метров и начали атаковать

снизу сзади нашего самолёта. Но мы не
давали возможмости «Ме-109» заходить в
прицельный огонь, делая
отвороты вправо и влево. Правда, по. пра-
вому мотору прошла очередь из враже-
ского пулёмета, однако вреда не причи-

систему немцев. Пользуясь этим, наши
дивизии ворвались в город.

Большой эффективностью отличалея и
другой массированный удар, нанесенный
противнику на участке  Белгород—Пуш-
карная. В нём принимало участие сравни-
тельно небольшюе число самолетов. Бомбо-
вая зарядка, как правило, состояла из
ФАБ среднего калибра. Экипажи, действо-
вавшие с горизонтального полёта по ар-
тиллерийско-миномётным позициям, брали
к тому же и осколочные бомбы. При пер-
вом появлении над об’ектом экипажи сбра-
сывали третью часть бомбового груза, раз-
ворачивались и уходили на свою ‘террито-
рию, затем вновь появлялись и ебрасыва-
лл бомбы и, наконец, шли на третий з3-

‘ход, бомбардируя и штурмуя противника.

Таким образом создавалась замкнутая ц8-
почка самолётов (круг), лействовавшая над
полем боя ллительное время. Когда бом-
бардировщики одной части успевали осво-
бодиться полностью от своей нагрузки, нах
целью появлялись самолёты из другого
подразделения, находивигиеся на подходе.
С точки зрения морального воздействия на
противника этот метод исключительно эф-
фективен. У врага создается впечатление,
будто бомбит огромное количество само-
лётов. a
Практика боевых действий показала,
что при нанесении массированного удара
наиболее оправдывает. себя _ обработка за-
данных пелей ¢ пикирования в строю

звеньев и девяток. Реже мы применяем’

метод одиночного пикирования самолётов.
Он необходим при атаках узких целей:
опорных пунктов, выюот, насыщенных ог-
невыми средствами, и т. х. Обычно с го-
ризонтального полёта наши лётчики бом-
бят только площадные ‘цели. Удар по 0б’-
ектам противника, находящимся в иепос-
редственной близости от наших войск,
производится, как правило, с пикирования
песколькими заходами (от 2 до 4).

`0 том. насколько важны инициатива и
находчивость, умение’ принимать правиль-
нов решение в любой обстановке, свиде-
тельствуют наши последние массированные
удары при взламыванийи обороны против“
ника на правом берегу Днепра. Операция
была тщательно разработана и подготов-
лена. Казалось бы, всё предусмотрено.
Свыше 100 «Пе-2» должны были девят-
ками с пикирования обработать указанную
цель. Они уже поднялись в воздух. Но
при подходе к цели резко изменилась по-
тода. Нас вотретили низкая облачность и
хымка. Создалась угроза, что задуманная
операция будет сорвана, и только инициз-
тива и решительность командира группы
предостерегли от этого. Он приказал бом-
бить с горизонтального полёта из-под
кромки облачности. С высоты 500—600
метров лётчики и штурманы точными
бомбовыми залпами накрыли цель.

Вскоре после возвращения самолётов на
аэродромы стали поступать отзывы коман-
диров наземных частей, в интересах кото-

нила. Во время атаки снизу стрелок-ра-
дист Бублик меткой прицельной очередью
сбил одного «Ме-109», который загорелся
и упал Ha нашей территории.

Какие выводы можем мы сделать, об0б-
щая опьи’ разведывательных полётов?
Прежде всего для того, чтобы предпринять
правильный маневр, необходима особенная
осмотрительность CO стороны каждого
члена экипажа. В своей практике мы
устанавливаем сферы наблюдения 33 воз-
духом. Лётчик наблюдает впереди, слева
и справа. Стрелок-радист смотрит справа,
слева и сзади. Штурман следит з& Землей
и одновременно производит круговой 06зор.
Во время передачи стрелком-радиетом еве-
дений по радио штурман ведёт наблюде-
ние сзади. На случай отказа СПУ y nac
выработаны сигналы рукой,

Заметив вражеских истребителей, це-
лесообразно иногда уходить в сторону
солнца, а ‘при наличии облачности —
прятаться в неё. В облаках надо изме-
нить курс на 30—40°, пройти 3—5 ми-
пут и таким образом сбить со следа
‚истребителей. — т

Вражеские истребители часто атакуют
с пикирования, а затем производят атаку
слева снизу или справа снизу, стараясь
‘зайти в так называемый «мертвый ко-
пус». Разведчику в этот момент надо до-
ворачивать в сторону атаки и, не давая
вести прицельный  отонь, использовать
полностью бортовой огонь пулеметов штур-
мана и стрелка-радиста. Время выхода
вражеского самолёта из атаки следует ис-
пользовать для перехода ма бреющий по-
лет.

Что касается противозенитного маневра
воздушного разведчика, то ом ничем не
отличается от маневра бомбардировщика.
Рекомендуется в момент фототрафирования
сб’екта увеличивать скорость и итти с He-
большим снижением. При полетах в глубо-
кий тыл противника целесообразно умень-

Ушакова идут на выполнение боевого задания,

Снимок кинооператора Н. Быкова.

Массированный удар

рых наносился этот массированный удар.
Он был исключительно эффективным, и
блатодаря этому задача была выполнена.

При нанесении массированного удара
следует тщательно продумывать способы
борьбы с вражеской ЗА. Установив по
данным наземной и воздушной разведки, в
какой степени противник насытил зенит-
ными средствами участок, который будет
нодвергаться массированному удару, мы в
каждой девятке самолётов выделяем спе-
циальные экипажи для подавления зенит-
ных средств. Лётчикам, на которых возло-
жена эта задача, ‘предоставляется полная
инициатива в выборе цели и её атаке.
Такой метод борьбы с вражеской ЗА при-
восит отличные результаты и даёт воз-
цожность успешно отбомбиться всему эше-
sony бомбардировщиков. _

Организуя массированный налёт, сле-
дует иметь в виду необходимость нанесе-
ния повторного удара з& счёт резерва
бомбардировщиков, имеющегося у коман-
дира соединения. Бомбардировщики резерва
нанеливаются иа те опорные пункты про-
тивника, которые ещё не’ подавлены и
оказывают сопротивление нашей пехоте.
° Большое значение мы придаём истреби-
тельному сопровождению. Все вылеты, как
правило, совершались под надежным при-
крытием. Вопросы взаимодействия истреби-
телей и бомбардировщиков (сбор, порядок
прикрытия на маршруте и при действиях
с пикирования или горизонтального полё-
Ta, уход от цели и т. д.) решали коман-
диры бомбардировочного и истребительно-
го- соединений: Для лучшей организаций
взаимодействия ведущие  бомбардировоч-
ных групп лично встречались с команди-
рами истребительных частей и уточняли
всв детали предстоящего вылета.

Во ‘время массированного удара,
группы непосредственного ‘сопровождения
бомбардировщиков, значительный наряд
истребителей прикрывает поле боя. Патру-
лируя над наземными войсками, эти ист-
ребители в случае необходимости перехо-
дят на усиление  непосредетвенного при-
крытия «Пе-2». Ведущий патрулирующей
грунпы знает время и место, где будет
наноситься массированный удар. А коман-
лир истребительного соединения со своего
пункта наведения управляет барражирую-
щими самолётами и направляет их туда,
дв их присутствие наиболее важно в дан
ное время.

Массированный удар авиации требует
исключительно точного по времени появ-
ления самолётов над целью согласио за-
ранее разработанной плановой таблице
взаимодействия всех родов авиации, при-
нимающих участие в этой операции. Сле-
дует иметь в виду, что плановая табли-
ца составляется с учётом начала атаки
наземных частей и малейшее опоздание
бомбардировщиков может привести к тому,
что. удару подвергнутся свои же войска.

Герой Советского Союза
гвардии полковник И. ПОЛБИН.

кроме

шить скорость, увеличивая ев лишь пря
прохождении мест, где возможно появление
истребителей и маличие средств ЗА.

Заход при фотографировании переднего
края и оборонительных рубежей на малых
высотах следует делать со своей террито-
рии с последующим уходом на свою же
территорию. Один молодой летчик, выпол-
няя задание по разведке и фотографиро
ванию 0б’екта в ближнем тылу, зашел на
него со ‚стороны территории противника,
причем прошел в районе двух вражеских
аэродромов. В результате при первом же
заходе на цель его обстреляли зенитки, а
при втором заходе появились истребители
противника. Поэтому маршрут иало вы-
бирать с ‘таким расчетом, чтобы он прохо-
хил вне крупных населенных ‘пуиктов,
железнодорожных узлов-и аэродромов про-
тивника. Вместе с тем он не должен про-
ходить всегда в одних и тех же местах.

При полетах в сложных метеорологичее-
ких условиях от разведчика требуется уме-
ние водить самолет вслепую по приборам,
неожиданно для противника выскакивать
над об’ектами разведки из малой высоте
или нырять в «окна» разорванной облач:
ности. -

Ha одном участке фронта, была замечена
перегруппировка войск противника. Их
сосредоточение было зафиксировано в не-
скольких населенных пунктах. Дальней-
шая авиаразведка установила, что вражес-
кие войска стали двигаться ‘на северо-за-
пад и юго-запад. Три дня за ними наблю-
пали наши разведчики. Затем наступила
нелетная погода. Воспользовавшись этим,
немцы, сделав крфговой обход. стали на.
капливаться на другом участке фронта.

Что они собираются предпринять даль-
ше? Сосредоточиваются ли для нанесения
улара‹ или своим маневром хотят ввести
в заолужтение, отвлечь внимание нашчях
войск? Погола не благоприятствовала выле:-
ту, но всё же, как только наступило не-

23 октября 1943 г. № 47 (175).

INTYPMOBHH СБИЛИ
ПЯТЬ 0-52

На командный пункт части был перелаН
приказ: произвести штурмовой удар по от-
ходящим колоннам противника на ‘участ-
‘ке шоссейной дороги. Полет  предетоял
трудный. В сложных метеоусловиях нужно
было найти цель и всю огневую мощь
«ИТов» обрушить на головы врага.

Пятерка штурмовиков легла на боевой
курс. Ее вел старший лейтенант Макеимов
— опытный летчлк, не раз выполнявший
самые ответственные и сложные задания.
В составе группы летели старший лейте-
пант Скворцов, лейтенант  Волнотепов,
младшие лейтенанты Артамонов и Федо-
ров:

Плотным строем шла группа по мар-
шруту. Ведущий прекрасно ориентяровал-
ся и точно вывел. самолеты к указанному
об’екту. Вскоре летчики услышали по
радио его короткую команду:

— Цель найдена! Приготовиться
штурмовке!

Группа приняла боевой порядок. Один
за другим «ИТы» переходили в пике.
Вомбы ложились в самой гулце автомашин,
груженных вражескими солдатами и
техникой. Затем немцы испытали силу
пулеметно-пушечного огня наших «ИТ’ов».

Часть боекомплекта, как и всегда, штур-
мовики оставили па случай встречи ©
воздушным противником. Когда группа
развернулась на обратный курс, с ближ-
него аэродрома в воздух поднялись 7 тран-
спортных самолетов «Ю-52». Командир
решил атаковать их. По команде правый
веломый иладший лейтенант Артамонов
врезался в строй немецких самолетов,
Длинной очередью он сбил одии «Ю-52»,
Вражеские самолеты рассыпались в раз
ные стороны. Детчики-штурмовики усили-
ли атаки.

В разгаре боя немецкий снаряд попал в
самолет младшего лейтенанта Федорова.
Летчик и стрелок-радист Популов погибли,
Остальные с еще большей яростью обру-
шились на воздушного противника. Стар-
пгий лейтенант Максимов пушечной 0че-
редью сбил второй немецкий самолет.
Старший лейтенатт Скворцов метким попз-
данием снаряда поджег третий «Ю-52». Нв
отстал’ от своих товарищей и лейтенант
Волнотенов. Он охогнал четвертый «Юн-
керс», пытавшийся уйти в сторону, и,
быстро ховернув влево, пулеметно-пушеч-
ным огнем исполосовал весь фюзеляж
«Юнкерса» и подбил левый мотор. Пятый
«10-52» сбил младший лейтенант Артамо-
HOB, a ero стрелок сержант Пирожков 3a-
жег шестой «Юнкерс». ;

Так отомстили летчики старшего лей-
тенаита Максимова за гибель своих 6oe-

ВЫХ товарищей.
Капитан А. МЕШКОВ.
—*

НОЧНОМ НЕБЕ

Немецкие бомбардировщики появились
над нашими войсками, когда вад степью
уже спускалась ночь. Немцы, повидимому,
рассчитывали, что в. это время. небо сво-.
бодко. Три группы «Хе-11]» шли без вся-
кого сопровождения. Но над полем боя
патрулировала четверка наших исгребите-
лей-ночников.

Советские летчики смело атаковали про-
тивника. Врезавшись в строй «Хейнкелей»,
они разбили его, а затем атаковали врага
поодиночке. Бой разыгрался на высоте
2.500—3.000 метров. Истребители действова-
ли парами, искусно маневрируя в темноте,
Четверка истребителей, ведомая летчиком
Рубахиным, сбила 4 «Хе-111», затем под-
била еще два самолета и, не понеся по-
терь, вернулась на свой аэродром.

От пехотинцев, наблюдавших этот бой,
пришло два письма на имя летчиков-истре-
бителей с горячей благодарностью за. от-
личное прикрытие. В одном из них майор
Замаратский пишет:

«Когда ночью 45 «Хе-111» совершили
налет на наш ‘передний край, ваши лет-
чики смело вступили в бой и, несмотря
на неравенство сил, заставили немцев
сбросить бомбы на их же войска, В ре-
зультате дерзкой атаки“летчики сбили на
наших глазах 4 «Хе-111» и обеспечили нам
выполнение боевой задачи»,

В тот же день летчики получили пись-
мо и от командира батальона гвардии стар-
mero лейтенанта Каминского. Он, подтвер-
ждая падение «Хе-111» на участке, заня-
том батальоном, также благодарил славных
соколов.

(От наш. спец, корр.)

TERT aT НОУ АННИНО АН А

которое улучшение, нам было приказано
разведать войска противника, которые’
были сконцентрированы в районе одного
крупного населенного пункта. По маршру-
ту проходили грозовые дожди. Высота об-
лачноети была от 600 до 100 метров.
Недалеко от цели на нашем пути ветало
большое грозовое облако. Стали обходить
его с севера, потом повернули ma юг; в.
юга на запад. Это потребовало большого
папряжения и умелого маневрирования.

Несмотря на сложные метеоусловия, мы
Bcé же пробились к об’екту и вышли в
район крупной железнодорожной станции,
Визуальной разведкой с высоты 500-—600
метров было обнаружено около 8 воинских
эшелонов с ‘войсками и боевой техникой
противника, Немцы нереправляли на сосед-
ний фронт целое соединение, пытаясь, сле-
лать это скрытно и нё ожидая в плохую
погоду прилета воздушных разведчиков,
Так до копца была выележена перегруи-
пировка войск в тылу у противника,

Большое значение для маневра возлум-
ного разведчика имеют слетанность экипа-
жа и договоренпость Ha земле. Поэтому
Ha подготовку  разведывательного полета
надо обращать самое серьезное внимание.
Перед вылетом мы тщательно проверяем`
исправность йатериальной части, после
полета сообщаем техническому составу 9
работе моторов и всех агрегатов самолета,
Штурман внимательно изучает район раз
ведки, прокладывает маршрут, договари-
вается CO стрелком-ралистом, в каких
пунктах давать на землю ралиогламмы,
Надо веегда помнить, . что отличная пол-
готовка на земле обеспечивает успешный
маневр разведчика в возлухе.

Герой Советсчого Cosa
напитан Н. САМОХИН.
Старший лейтенант С. ВАСИЛЬЕВ,