23 октябоя 1943 г., №47 (175).

эзанмодейст

В ходе наступательных операций этого
мда на нашем фронте успешно использо-
велись подвижные группы войск. Танко-
вые и кавалерийские части, после того
как была прорвана основная линия 0боро-
ны противника, вводились в прорыв. Дей-
ствуял часто в отрыве от основных частей,
они проникали далеко в тлубь обороны
противника, где прерывали вражеские
коимуникации, захватывали важнейшие
опорные пункты противника, чем обеспе-
чивали успешное. продвижение нашей пе-
хоты, а также не давали возможноети от-
ступающим, немцам увозить с собой тех-
нику и награбленмое добро.

Действия подвижных групп активно под-
дорживались нашей авиацией. Слаженное,
четко организованное взаимодействие авиа-
ции с танками и конницей, действовавши-
уи в глубине обороны прогивника, обеспе-
чило успех подвижным группам. *

(собенно четко авиация взаимодейство-
вала с подвижными группами войск в пе-
ряд борьбы за один важный опорный
пункт обороны противника. Основная ли-
лия вражеской обороны в ходе упорных
боев оказалась прорванной. Для последо-
вательного развития успеха наступления
командование ввело в прорыв конные и
механизированные ‘соединения.

Чтобы обеспечить их быстрое продвиже-
ние, главные силы нашей бомбардировоч-
ной и штурмовой авиации были брошены
Ha подавление узлов сопротивления про-
тивника в глубине его обороны. Истреби-
тели должны были расчистить воздух от
вражеской авиации, мадежно прикрыть
войска. В этот период происходили изи-
(олее ожесточенные воздушные сражения,
так как враг атаками с воздуха пытался
остановить наши продвигающиеся части,

Большую роль в борьбе с вражеской
звиацией сыграл постоянный резерв ист-
вбителей у авиационного командования.

нужный момент с помощью резерва уси-
дивались группы прикрытия, патрулиро-
вавшие в районе боевых действий нашей
конницы и механизированных войск.

Патрулирование истребителей осущест-
влялось четверками, шестерками, & иног-
х\ восьмерками  и велось вдоль оси дви-
жения конных и мотомеханизированных
соединений. Прикрывались также районы,
Tle сосредоточивались подвижные войска,
тотовившиеся к нанесению удара. Как
правило, патрулирование велось непрерыв-
KO. ;

Практика показала, что целесообразно
патрулировать на трех ярусах. Командир
I, VINE, находясь со своим ведомым в
третьем ярусе на 500 м. выше ударной
группы, встунает в бой только в исклю-
чительном случае. Его главная обязан-
ть — наблюдать и руководить боем,
Уларная группа ведет патрулирование во
втором ярусе с превышемием над первой
va 800—1.000 м., имея целью вести бои с
истребителями противника. Задача осмов-

0.

По отходящим вражеским войскам

После того как прорвана оборонительная
полоса _противмика, войска его начинают
отходить. Наряду с этим подтягиваются
резервы к промежуточным рубежам. Все
дороги в полосе отхода необычайно ожив-
ляются. На них появляется много автоко-
лонн с войсками и грузами, которые скап-
ливаются на переправах, гатях, У разби-
того полотна железной дороги. Иа желез-
нодорожных станциях происходят усилен-
ная погрузка и выгрузка, Такую картину
ивы наблюдали при взятии Спас-Деменска,
Кльни, Рославля, Смоленска.

В этих условиях открывается широкое

поле деятельности для нашей авиации.

При развитии успеха наших войск Ba
Рославльском направлении в августе это-
то года противник начал усиленные пере-
броски по железной дороге Рославль —
Киров. Он пытался организовать контр-
улар по левому флангу наших наступаю-
щих частей. На одну станцию непре-
рывно прибывали эшелоны, выгружелись
боеприпасы и войска. 19 августа авиа-
разведка зафиксировала 7 эшелонов Ba
танциониых путях. Мы намесли по этой
станции массироважный . бомбардировоч-
ный удар трех  девяток «Пе-2» под
прикрытием истребителей. Фотоконтроль
отметил 4 разбитых и сторевших эшело-
на противника и взрывы боеприпасов,
Наземные войска сообщили, что пожар и
взрывы продолжались всю ночь. Станция
вышла из строя на несколько дней.

Последующие действия штурмовиков по
грунтовым дорогам этого района оконча-
тельно подорвали силы противника, сорва-
ли готовящийся контрудар и дали в03-

Е a a a тор pea eer TT Stand flies ho

На командном пункте Н-ской штурмовой части.

BUG G MOMBUNTBINN группаняи

вой группы, патрулирующей в первом
ярусе, — атаковать бомбардировщиков
врага. Высота первого яруса Зависит от
метвоусловий и от высоты, принятой в
этот день бомбардировщиками противника.
У нас она колебалась в пределах 1.000—
3.000 м. Благодаря такому построению
патрулей удалось сбить несколько вражес-
ких самолетов на болыних высотах (6.000
—9.000 м.).

Сам воздушный бой протекал обычно в
боевых порядках пар, последовательно
атаковавших бомбардировщиков противни-
ка. При этом первая пара атаковала, а
вторая прикрывала ее атаку и особенно
выход из нее, пресекая попытки немецких
истребителей противодействовать и ме да-
вая возможности бомбардировщикам опра-
виться после первой атаки и приготовить-

м
ся ко второй,

Важным элементом в организации при-
крытия подвижных войск явилась надеж-
ная радиосвязь патрулирующих самолетов
© ®П авиационного соединения, позволив-
шая быстро нацеливать и перенацеливать
истребителей в воздухе.

Активные — действия патрулирующих
истребителей, их непрерывное нахожде-
ние над ‘боевыми порядками подвижной
группировки вынуждали противника при-
бегать к различным хитростям. Так, на-
пример, для отвлечения наших патрули-
рующих истребителей немцы высылали на
большой высоте группу из 6—8 бомбар-
кировщиков под прикрытием истребителей.
В это же время большие группы «Ю-88»
и «Ю-87» подходили в друтого направле-
ния к прикрываемому району. Четкая ра-
бота станции наведения позволяла cBoe-
временно перенацеливать истребителей на
наиболее важные участки прикрытия и
срывать тактические уловки врага. Немец-
кому комамдованию не удалось массиро-
ванными действнями своих бомбардиров-
щиков задержать успешное продвижение
ei конно-механизированных  соедине-
НИЙ.

Ощутимую поддёржку подвижным час-
тям оказали ночные бомбардировщики. В
результате их действий противник пес
большие потери в живой силе и мате-
риальных средствах. В ходе боевых опера.
ций летчики изыскали новый ©10с0б взам-
модействия © нашими подвижными частя-
ми. Как известно, во время ночных дей-
ствий танков и конницы имеет большое
значение точный их выход в намеченный
район. Для этого ночные бомбардировщики
подвешивали САБ’ы, создавая фигуры в
виде треугольников на высотах 800—
1.000 м., которые являлись для подвиж-
ных соединений хорошим ориентиром для
выхода в намеченный район, Наряду с
подсвечиванием ночники подавляли на пу-
ти подвижных войск артиллерию против-
ника и уничтожали его войска.

Когда Н-ское механизированиое соедине-

можность нашим войскам успепио разви-
вать дальнейшее наступление.

00бо важную роль удары авиации при-
обретают, когда арьергардам противника
удается ‘«зацепиться» за какой-нибудь
промежуточный оборонительный рубеж.
Здесь немцы стремятся задержать наступ-
ление наших войск, чтобы дать возмож-
ность оторваться своим главным силам
или подтянуть резервы. Советская авиация
старалась во. что бы то ни стало сорвать
замысль противника. Она непрерывно ве-
ла разведку дорог, уничтожая отходящие
войска, не допуская резервы противника к
полю боя.

`После спас-деменской операции против-
ник задержал наше наступление на охном
промежуточном  оборонительном рубеже,
используя водную преграду. Штурмовики

наносили последовательные эшелонирован- вижной состав.

о

ние вело бои за маселенные пункты Вол-
паковка и Надежный, самолеты «У-2» не
только обеспечивали продвижение танков
световыми ориентирами, но и ‘наносили
массированные удары по обороняющемуся
противнику. Ё рассвету эти пункты были
заняты нашими войсками. При’ наступле-
нии механизированных частей на железно-
дорожную станцию Кутейниково легкие
бомбардировщики совершили по 6—7 вы-
летов за ночь, действуя © аэродромов под-
скока, нахоляшщихея вблизи поля боя.

Гибкость в использовании авиации при
взаимодействии с подвижными войсками
была достигнута в результате перелачи в
оперативное подчинение наземным соеди-
нениям, действующим на главном Ha-
правлении, части авиационных сил. Это
позволило появляться нашим штурмови-
кам, бомбарлировщикам и истребителям
над полем боя в то время и в том месте,
где того требовала обстановка.

Однако такое децентрализованное уп-
равление авиацией возможно не на всех
этапах наступательной операции. Когда
подвижные войска и пехота, действующие
Ha главном направлении, достигаля ука-
занных рубежей, ‘управление авиацией
снова было централизовано в одних руках.
Для непосредственной связи с наземными
войсками в подвижных соединениях нахо-
дились 60 своими радиостанциями пред-
ставители авиации с группой штабных
офицеров, через которых ставились задачи
летным подразделениям и перенацелива-
лись самолеты, находившиеся в воздухе.

Для разведки нз себя мы посылали па-
ры и четверки истребителей из лучших
экипажей, Данные разведки, подтвержден-
ные фотографированием, передавались по
радио в штаб наземных войск.

Подводя итог проведенных операций,
можно сделать следующий вывод. В период
развития успеха и выхода на оперативные
просторы танковых и кавалерийских сое-
динений авиация может оказать серьезную
поддержку этим родам войск только в том
случае; если авиационные части, выделен-
ные для непосредственного взаимодействия.
обеспечены надежной радиосвязью. Необ-
хедима постоянная взаимная информация
между авиационным и наземным командо-
ванием о положении своих войск и войск
противника. На КП общевойскового коман-
дира или непосредственно в TOIBERAOY
соединении должен находиться тактически
грамотный авиационный командир со все-
ми необходимыми переговорными радио-
таблицами и кодированныхи картами хля
связи между авиацией и наземными вой-
сками, а также для управления самолета-
ми_в воздухе. ~

Наличие этих факторов всегда обеспечит
успех взаимодействия авиации ¢ подвиж-
ными войсками,

Полковник И. ЕСЬКОВ.

Бодёшое значение имеют удары по пе-
реправам. Налки штурмовики сейчас. не
упускают случая бить противника на пе-
реправах, разрушать мосты. Ночная лег-
кобомбардыровочная авиация непрерывным
бомбометанием по наиболее важным доро-
гам и переправам дезорганизует движение
противника, уничтожает отходящие войска.

В плохую осеннюю погоду штурмовика
большими группами действовать не могут.
В таких условиях. лучше выпускать в по-
лет одиночные, хорошю подготовленные
экипажи «охотников». Наши штурмовики-

сами выискивают цели на дорогах и ала-
куют их. Вылетая на главнейшие дороги,
они внезапно нападают иа колонны пехо-
ты, автомашин, ж.-д. эшелоны, паровозы,
дезорганизуя движение и уничтожая под-
«Охотники»-истребители

cer не ждут данных разведки. Оня

мые удары по`отходящим войскам против-‘этакуют одиночные легковые автомаши-
ника на дорогах Каменец, Кузьминичи,   ны, на которых обычно ездят работники
Коханы, Шуи, Березовка, Рыльники, Не   табов и представители командования, a

давая уйти войскам и вывести военное! также машины

имущество в направлении Рославля. Пос-
ледующими ударами по вражеским узлам
сопротивления авиация помогла \пехоте от-
бросить немцев с этого рубежа. 30 авгус-
та 12 штурмовиков под прикрытием 8
«Ла-5» во главе с капитаном Герб и стар-
шим лейтенантом Железных обнаружили
на опушке леса до батальона пехоты и
артиллерии, а на дороге — автоколонну с
пехотой и танки. Перестроив звенья в пра-

` вый пеленг и планируя под углом 20 гра-

дусов, летчики атаковали скопление пе-
хоты и артиллерии, & затем автоколонну
и танки. Сделав два захода, штурмовики
уничтожили 4 танка и 10 автоизшик с
пехотой.

Герой Советского Союза
ставит командирам боевую задачу.

связи. Хотя действия
«охотников» не являются для нас основ-
ным методом воздействия на коммунакация
противника, однако они играют существен-
ную роль.

Опыт спас-деменской, рославльской и
смоленской операций показал, что при от-
ступлении противника значительную часть
имеющейся штурмовой авиации следует
переключать на преследование и Уничто-
жение отходящих вражеских войск на до-
рогах и переправах.  Бомбардировщик&м в
этот период необходимо разрушать ж.-д.
станции и уничтожать эшелоны на пере-
гонах и станциях.

Подполковник И. ДУРНОВ.

<;

генерал-майор Г. Ф. Байдуков (справа)
Фото Д. Чернова. (ТАСС).

СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ

бойцы. — Мы обращаемся
ко всей дружной семье летчиков: откроем
счет мести имени погибших героев. Сби-

сты.
они куют победу над врагом в воздухе.
Техники записывают на счет «Молодой
гвардии»

Мастер по’ вооружению младший сер-
жант Г. Рыбак, обслуживший 400 бое-
вых вылетов.

Фото А. Дмитриева.

Навстречу 25-летию ВЛКСМ

Счет мести

`В газете Н-ского соединения «На стра-

же родины» было опубликовано обращение
летчиков и техников ко всем бойцам и
офицерам
крыть счет” мести имени героев подпольной
Комсомольской
гвардия».

соединения, призывающее от-

организации «Молодая
«Дорогие друзья! — пишут воздушные
с призывом

тые нами самолеты врага будут нашим

приговором фашистам за‘`смерть пяти ком-
сомольцев и их товарищей. Понесем на-
встречу солнцу имена Олега Кошевого,
Ульяны Громовой, Сергея Тюленина, Ива-
на Зимнухова и Любы Шевцовой».

/ Призыв патриотов нашел горячий от-
клик среди всех летчиков и техников сое-

динения,
В Н-ской части первой открыла счет

мести эскадрилья, которой командует ка-
питан Какурин. Штурмуя коммуникации

противника, летчики этой эскадрильи под

интенсивным огнем вражеской зенитной ар-
тиллерии сделали три захода на цель’ и
разбили 5 паровозов,
лона с живой силой, техникой и боепри-
пасами врага, уничтожили несколько де-
сятков немецких солдат и офицеров.

подожгли 2 ‘эще-

Орденоносец-истребитель старший лейте-

нант Малов, выступая на митинге, обязал-
ся еще беспощаднее бить врага за кровь
молодых героев.
Не штурмовиков Малов участ-
вовал в ата

В очередном вылете на

е и лично поджег 4 автома-
шины с боеприпасами и уничтожил до

взвода немецкой пехоты. На самолете Ма-*
лова написано: «За Олега Кошевого».

В другой части после принятия решения

0б открытии счета мести имени героев

«Молодой гвардии» на боевое задание по-

вели своих соколов капитан ВийКк”и’ лей:
тенант Малинин. Обе группы открыли счет,

уничтожив за ‘один вылет до 40 автома-

шин с боеприпасами и до роты гитлеров-

nes,

Не отстают от летчиков и авиаспециали-
Самоотверженным трудом на земле

восстановленную
сроки материальную часть.

Летчик Королев вернулся <
дания на самолете,

в рекордные

боевого за-
имеющем осколочные

и пулевые пробоины. Механики комсомоль-

цы Зубенко и Утробин восстановили ма-
шину за два с половиной часа, поставив

тем самым новые рекордные сроки ремонта.

Под рукозодством техника звена Калю-
кина за 5 часов был произведен ремонт,
требующий по техническим расчетам не
менее 30 рабочих часов. р

Число летчиков и механиков, открывших

боевой счет имени героев «Молодой гвар-

дии», растет с каждым днем.
В. ТРУБКИН.

Боевые дела

`В соединении, где начальником полит-

отдела полковник Баранов, комсомольские

организации деятельно готовятся к 25-й
годовщине комсомола. Квалифицированные
лекторы коммунисты и комсомольцы, лет-
чики — герои сегодняшних боев. — читают
лекции и доклады, проводят беседы о
боевых традициях  ленинско-сталинского
комсомола. ?

Среди летчиков своего подразделения
такую лекцию прочитал младший лейте-
нант Корниенко. Старшие сержанты Ми-
лых, Огородников и старшина Зуй расска-
зали техническому составу и ‘младшим
специалистам о героических делах под-
польной организации «Молодая гвардия».

Подвиги героев Краснодона широко про-
пагандируются среди всей летной и тех-
нической молодежи, По этому вопросу
проведены  комсомолБские собрания с
участием несоюзной молодежи, на кото-
рых летчики, техники и авиаспециалисты
решили открыть боевой счет мести за
героев «Молодой гвардии». Вскоре у мно-
гих летчиков на фюзеляже боевых машин
появились надписи: «За Олега Кошевого»,
«За Любу Шевцову» и «За Ульяну Гро-
мову».

На’ другой же День младший лейтенант
Королев, штурмуя отступающего противни-
ка, открыл свой счет. Королев атаковал
колонну автотранспорта и сжег 7. авто-
машин. Летчик Макаров, действуя по
контратакующим немцам, уничтожил 4 тан-
ка ‘и подавил огонь артиллерийских бата-
рей. Комсомолец воздушный стрелок
Дворжак в воздушном бою с немецкими
истрёбителями сбил 2 «Фокке-Вульф-190».

Агитаторы Абраменко, Демидов, Яшут-
кин, Бузинов и другие провели беседы о
героических подвигах комсомольцев своей
части. Проведена, ‘например, беседа, о
герое — воспитаннике комсомола, ныне
члене ВКП(б) старшем лейтенанте Степа-
ненко. Молодые летчики учатся у него
боевому искусству. Степаненко сбил 23
немецких самолета, провел свыше 60 воз-
душных боев, выполнил десятки успеш-
ных разведок. За мужество и отвагу
правительство наградило его. четырьмя
боевыми орденами.

Недавно воспитанникам комсомола лет-
чикам Олейнику, Рязанову,  Шмелеву,
Лещенко, Логвиненко и Сафронову_ при-
своено звание Героя Советского Союза.
Комсомольцы-агитаторы рассказали об их
методах борьбы с фашистами, o6 их
стойкости и умении в решающий момент
боя найти выход. Шесть героев — питом-
цев комсомола — в общем итоге сбили
свыше 160 вражеских самолетов.

Капитан Г. АРИСТОВ.

Бомбардировка нашей авиацией
железнодорожных узлов
Знаменка и Фастов

В ночь на 22 октября наша авиация крупными силами бомбардировала скои-
ления немецких воинских ашелонов на железнодорожных узлах Знаменка и Фастов.
В результате бомбардировки на железнодорожном узле Знаменка возникло
большое число пожаров. Горели. вагоны и платформы с военными грузами против
‚ ника. Пожары сопровождались взрывами. \

На железнодорожном узле Фастов прямыми попаданиями 6б0м6 разбиты три
железнодорожных состава. В северной части узла произошел взрыв огромной силы,
после которого начались пожары среди эшелонов на’ железнодорожных путях и в
районе военных складов противника.

Все наши самолеты вернулись на свои базы, на

ЛЕТЧИК-АГИТАТОР

Когда лейтенант Конышев не вернулся,  «Упавшего с неба» лётчика встретити
с боевого задания, вся эскадрилья сразу как вестника скорого избавления.
почувствовала, какого товарища она лиши-  — Где Красная Армия? Скоро ли 6
лась. Не стало одного из лучших запевал   лет здесь? Что на «большой земле»?
любимой песни лётчиков «Тучи небом Конышева забросали вопросами. И -вот
проносилиея», самого способного чтеца  тут ему пригодилось всё то, что он чигал,
газет, к выразительному голосу которого   знал, что кропотливо собирал, выписывал,
так привыкли. He стало зачинщика  конспектировал в своих походных тетра-
многих горячих бесед и споров Hal asx. Каждое его слово жадно впитывалось
злободневные темы. Особенио почувствова-   сотнями людей, старых и малых. Такой
ли потерю молодые, недавно пришедшие в  благодарной аудитории згитатор ещё нигде
эскадрилью лётчики. Конышев был тем  не встречал. —
человеком, который всегда внимательно  Он рассказал о положении на фронтах,
присматривался к ним, знал их мысли и о великих победах Красной Армии, пере-
настроения, умел в теплой, задушевной бе-   сказал последнюю сводку Информбюро, ко-
седе ободрить, поднять настроение. Копы-   торую хорошо знал. На оказавшейся у ко-
шев был их верным другом и наставни-   го-то карте показал, где сейчас наши вой-.
ком. Он толково и терпеливо помогал мо-   ска.
лодым осваивать опыт передовых воинов.  Лётчика угощали лесными лакомствами,

Раньше, когда Конышев был здесь, ря- 8 Затем стали рассказывать ему © своих
дом, людям эскадрильи казалось таким   Горестях и страданиях, испытанных пох
обычным видеть в руках у него свежую   ФАШистским ярмом. Каждый советский ч8-
газету, новую брошюру. Он старался раз-  ловек был 0б’ектом для немецких облав.
добыть их раньше всех и приносил лите-  Девушки рассказали, как они дважды убе-
ратуру в эскадрилью, чтобы поскорей по-   ATH от немцев: в первый раз, когда 3a-
знакомить воздушных бойцов с политиче- З®вался немецкий конвой, & второй раз—
скими новостями. Все привыкли, что  УЖе из вагонов, котла наши самолёты
именно Конышев начинал беседы о новых   бембили станцию железной дороги.

приемах в тактике врага, о прошедших  ~~ Когда маши начали бомбить, one
воздушных боях. заметались, как крысы, — кто куда, 0х

`Конышев внимательно следил за поли-  РАИНИКИ залезли BADIA RES а

азломали двери-—и давай в asec! До
тическими событиями во Воём мире, регу- те ваших pee ie спаслось.
ие а мы eer A о Ilo привычке опытного агитатора Ко-
А ад i ae oxar  HEMMER записал эти факты в свой блок-
знал лучше других, где сегодня проходит, о’. yaa будущих бесед е лётчиками.
линия фронта, и умел толково рассказы- / \

вать о тех или иных наступательных опе-  Старики А Sti
рациях Красной Армии. наших людей выру ,

азрушали немецкие переправы через
Словом, Конылев был прирожденным р “
агитатором, который, во-первых. ‘ropomo ть
владел живым словом, во-вторых, неизмен- }

to mapniienso.gokbanax chew знании keoe Пригиали сюда и множество скота,
что очень важно, слово у него всегда
подкреплялось делом, личным примером.
В жестоких боях лейтенант Конышев сбил
пять немецких самолётов. 4

..H Bor reneps Rowse пропал, и вс

яено почувствовали, что он был душой
эскадрильи, ‘
_ Что же случилось с лейтенантом Коны-
шевым? Товарищи видели лишь, как по-
шёл вниз его самолёт, подбитый в воз-
душином бою недалеко от Днепра, нё терри-
тории, ещё занятой немцами.

Мало кто заметил параппотиста, скольз-
нувшего в лес. А между тем Конышев
успел выпрыгнуть, подобрал стропы, ус-
корил спуск и благополучно приземлился,

Так он очутился один в лесу на пра-
вом берегу реки, куда тогда ещё ‘только
стремились наши части. Прижимая к гру-
ци пистолет, Конышев пошёл отыскивать
партизан. Но вместо вооружённых людей
лейтенант повстречал исхудавшую женщи-
ну, собиравшую грибы. На её тёмном ли-
це при виде лейтенанта не отразилось HU
удивления, ни радости, Женщина скупо
ответила на несколько вопросов и вдруг
потребовала документы.

Только удостоверившись, что перед ней
советский офицер, она оживилась и MOBO
ла его за собой в чашу леса. Здесь лёт-
чик увидел целый лагерь. Из окрестных
деревень и поселков бежали сюда жители,
скрываясь от немцев. Они питались гри:
бами, орехами. Не видели соли и хлеба.
Жили в землянках и шалашах. Всё выно
сили: голод, холод, только бы не попасть
в лапы немецких насильников и дождать-
ся своих.

подвод © хлебом и разным продовольст-
вием. Когда налетели
среди немцев началась паника. Восполь-
зовавшись этим,
дя с еобой подводы, скот. Теперь все ждут
Врасную Армию, скрываясь в лесах.

И это записал Конышев.

паши самолёты,

ители разбежались, уво-

Погостив у ‘лесных жителей сутки, лёт-

чик решил пробираться к своим. Два ста-
рика — Семен Ежунов и Харитон Бараш-
ков — переправили его через реку и про-
вели через немецкие заставы...

Мы посетили эскадрилью капитана Под-

торного в тот самый момент, когда летчик
Ковышев проводил одну из своих самых
увлекательных бесед о том, что он видел
на правом берегу реки, куда безудержео
рвались в ту пору все, от пехотинца до
летчика-истребителя.

Умело и разнообразно ведёт свою агита-

пионную работу комсомолец лейтенант Ko-
wees. OH отдается этому делу всей ду-
шой. Вся его боевая
сплетается с политической агитационной

деятельность тесно

работой.
— Для меня агитация, — говорит Во-
вышев, — не «нагрузка», не поручение.

Я прежде всего живу естественной для ме-

вя жизнью комсомольца, советского офи-
пера, который не может отставать от 60-
бытий и любит большевистское слово. Про-
свещая и закаляя сознание других, я 060-
rama самого себя, укрепляю свой боевой
дух. Агитатор у лётчиков — это не про-
сто беседчик и чтец газет, а передовой
офицер, который должен во всем быть
примером для остальных. Таким я и ста-

раюсь быть. :
Ник. БОГДАНОВ.

Истребитель

‚вссстановлен

’ на полевом аэродроме

Самолет № 21107 сделал почти 300 вы-
летов на задание и провел около 50 воз-
душных боев. 5 раз восстанавливали на
аэродроме этот заслуженный «Яковлев-1»,
и машина благодаря усилиям специалистов
сохранила свои боевые качества. По не-
скольку раз восстанавливались в эска-
дрилье и другие поврежденные истребите-
‘ли, продолжающие успешно воевать.

В восстановительных работах самое важ-
ное — правильно расставить людей и ука-
зать им, что нужно сделать. Опыт научил
механиков и техников на каждом самолете
иметь необходимый инструмент и некото-
рый расходный материал. Эта своеобразная
техническая аптечка, куда входит неболь
шой запас листового алюминия, перкаль,
эмалит, оказывает мастерам большую услу-
гу. Комплекты запасных частей, как пра-
вило, находятся в распоряжении инженера
полка, однако и в эскадрилье у нас всегда
жужно найти необходимые детали и части.
Помимо всевозможных труб и деревянных
конструкций, мы находили и приводили в
порядок такие детали, как Р7, РПД и пр.
Всё это позволяет в кратчайшие сроки
производить ремонт и быстро вводить в
строй боевые самолеты.

Однажды после воздушното боя три са-
молета эскадрильи пришли с тяжелыми по-
вреждениями. Чтобы быстрей отремонтиро-
вать эти машины, мы поставили на вос-
становительные работы многих специали-
eros, Второстепенные об’екты были пору-
чены элёктрикам, прибористам, оружейни-
кам. Такая практика имеет большие выго-
ды. Так, например, при ремонте хвостового
оперения много времени уходит на с’емку
зализов. Заниматься этим механику неце-
лесообразно: с таким делом может спра-
виться любой младший специалист. То же
самое с расконтровкой,  отвертыванием
гаек, подготовкой деталей,

Таким образом, хвостовое оперение од-
ного истребителя нам удалось восстановить
за два часа.

В ремонтных работах большое значение
имеет техническая смелость. Иной раз ка-
жется, что восстановить самолет под силу
только стационарным мастерским, но, когда
техник смело’ берется за дело, работа ока-
зивается не такой уж сложной.

Один истребитель возвратился из боя ©
болыцими из’янами. Помимо многих про-
боин, на самолете была выведена из строя
воздушная система, повреждены плоскости
и колеса, разбит каркас капота. Мы счи-
тали, что опытным специалистам работы
здесь хватит самое малое на сутки. Вос-
станавливали машину техник звена Козы-
рев и механик Кузнецов. Отличные масте-
b2, они действовали только ‘ручным инст-
рументом. Нетрудно было залёлать про-
боины и сменить колеса шасси. Сложнее
сказалось восстановить воздушную систе-
му и каркас. Некоторые трубы воздушной
системы мастера укоротили, затем, разваль-
цевав их, соединили. Каркас капота принт-
лось выправлять и клепать. Все воссл }чо-
вительные работы они закончили за ‘два
часа, и «Яковлев- »’ вылетел на задакие.

В восстановительных работах важно’
установить деловой контакт с ПАРМ. У
нас введен порядок: на каждой машине
мастерские получают свой участок работы.
Кроме того в их обязанность входит на-
блюдение за сохранением аэродинамических
свойств истребителя. Это особенно необхо-
димо в тех случаях, когда поврежденный
самолет садится с ‘убранными шасси на
фюзеляж. При такой посадке, кроме вин-
та, обычно выходят из строя вопяные и
масляные радиаторы, их капоты и даже
водопомпы,

У нас не было случая; чтобы летчики
высказывали недовольство качеством ре-
монта: Самолет, как правило, сохранял
прежнюю скорость и другие свойства.

Старший техник-лейтенант
А. КОВАЛЕВ.
Действующая армия.