19 мая 1945 г., № 40 (338),

4 es a _СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ .

Всё это произошло на глазах сестры.
Нади, она и рассказала Сережке, как это
случилось.

К больнице под’ехало две легковых и
несколько грузовых машин с эсэсовцами,
и Наталье Алексеевне, которая встретила
их на улице, предложено было в течение
получаса очистить Помещение.” Наталья
Алексеевна- сразу отдала распоряжение
всем, STO может двигаться, переходить в
детскую больницу, но всё же стала про-
сить 06 удлинении ‘срока переселения,

ссылаясь на то, что у нее много лежачих
больных и нет транспорта. `

Офицеры уже садились в машины,

— Фенбонг, что хочет эта женщина? —
сказал ` старший из офицеров большому
рыхлому унтеру е золотыми дубами и в
очках в светлой роговой оправе.

И олегковые машины отбыли,

Эти очки в светлой роговой оправе
придавали эсэсовскому унтеру вид если не
ученый, то во всяком случае ‘интелли-
гентный. Но ` когда Наталья Алексеевна
обратилась к нему со своей просьбой и
даже ‘попыталась говорить По-немецки,
взгляд. унтера сквозь эти очки прошел
как бы мимо Натальи Алексеевны. Сип-
лым голосом он позвал солдат, и они
стали выбрасывать больных во двор, не
дожидаясь, пока истекут обещанные пол-
часа, ;

Они вытаскивали больных на матрацах
или просто, взяв подмышки, швыряли на
газон во дворе. И тут обнаружилось, это
в госпитале находятся раненые.

‘Федор Федорович, оказавшийся врачом

больницы, пытался было  об’яснить, что
`это тяжело раненые, которые уже никогда
не будут воевать и оставлены на граж-
данское попечение. Но унтер сказал, что
всли они военные люди, то OHH счита»
ются военнопленными и их немедленно на-
правят куда следует. И раненых стали
срывать с постелей в одном нижнем белье
и швырять в грузовик одного на дру-
гого, как попало.

‚Зная вспыльчивый характер Федора Фе-
доровича, Наталья Алексеевна, просила.
_его уйти, но он не уходил, а всё стоял
в коридоре, в простенке между окон. Его
загорелое - лицо темного блеска стало се-
рым. Он всё перебирал губами остаток
козьей ножки, и у него дрожало колено
так, что он иногда нагибался и потирал
его рукою. Наталья Алексеевна боялась
отойти от него’и пробила Надю тоже не
‘уходить, пока всё не будет кончено.
Наде было жалко и страшно смотреть,
как полураздетых раненых в окровавлен-
ных бинтах тащили по коридору, иногда
просто волокли по полу, она боялась пла-
кать, а слезы сами собой катились из
глаз ее, но всё-таки она не уходила, по-
тому что еще больше она боялась за Фе-
дора Федоровича. 3

Двое немецких солдат ташили раненого,
которому две недели тому назад Федор
Федорович удалил разорванную осколком
мины почку. Раненому было уже значи-
тельно лучше в последние дни, и Федор
Федорович очень гордилея этой операцией.
Солдаты тащили раненого по коридору, и
в это время унтер Фенбонг окликнул од-
ного из них. Солдат бросил раненого, ко-.
торого он держал за ноги, и убежал в

палату, где находился унтер, а второй
солдат потащил раненого волоком по
полу.

` Федор Федорович внезапно отделилея
от стены, и никто не успел уследить, как
он уже был возле солдата, ° тащившего
раненого. Этот раненый, как и большин-
ство из’ них, несмотря на муки, какие
OH испытывал, не стонал, но, когда уви-
дел Федора Федоровича, сказал:

‚-- Видал, Федор Федорович, ®ънто де-
лают? Разве это люди? :

< И заплакал.

Федор Федорович что-то сказал ` солдату
по-немецки. Наверно, он сказал, что так,
мол, нельзя. И, наверно, сказал, дай, мол,
я помогу. Но немецкий солдат засмеялся
и потащил раненого далыне. В это время
унтер Фенбонг вышел из палаты, и Фе-
дор Федорович пошел прямо на него. Фе-
дор Федорович вовсе побелел, и всего его.
трясло. Он почти надвинулся на унтера
и что-то резко сказал ему. Унтер в чер-
ном мундире, собравшемся складками на
его большом рыхлом теле, с блестящим
металлическим значком на груди, изобра-
жавшим черен и кости, захрипел на Фе-
дора Федоровича -и ткнул его револьве-
ром в лицо. Федор Федорович отшат-
нулся и еще что-то сказал ему, наверно,
очень обидное. Тогда унтер, страшно вы-
пучив глаза под очками, выстрелил Фе-
дору Федоровичу прямо между глаз. Надя
видела, как у него между глаз точно
провалилось, хлынула кровь, и Федор Фе-
дорович упал. А Наталья Алексеевна и
Надя выбежали из больницы, и Надя са-
ма уже не помнила, как она очутилась
дома. ь
Надя сидела в косынке и в белом ха-
лате, как она прибежала из больницы, и
снова и снова начинала рассказывать.
Она не плакала, лицо у Hee было белое,
а маленькие скулы горели пламенем, и
блестящие глаза ее не видели тех, кому
она рассказывала.

— Явился, шяёндра! — яростно кашлял
отец на Сережку. — Ей-богу, возьму да
выдеру кнутом. Немцы ‘в городе, а он

а

Третьяковская г

Открылась Третьяковекая галлерея—0-
кровищница русского изобразительного
. искусства. Это событие — большой празд-
ник культуры и национального искусства
‘нашего нарола,
В 52 залах галлереи аи собра-
И

ние вылающихея картин, рисунков,
CRYARNTYD.

_  Феред посетителями, как четыре года
назал, предстают во веей неповторимой
красоте величайшие произведения русских

хуложников: .

При воем многообразии произведений
ощущается, как каждый из мастеров
оживляет историческое прошлое родной
русской земли, чуветвуется ветикая лю-
бовь хуюжников к своему отечеству, K

Родине.

В залах галлереи празднично и нарядно.
По-новому размещены экспонаты. Глаза
зрителя не разбегаютея по картинам, & пе-
реходят от одного произведения к другому.

Художники и окультторы, рабочие прел-

приятий столицы, мастера театра, ученые,
офицеры и бойцы

писатели, генералы,

Г 804218.

дел движущиеся, приглушенные огни их фар.

‘дел возле этого оконца

первого этажа, и эти окна тоже распах-

‚А. ФАДЕВВ
<>

шлёндает где ни попало, Мало мать в
могилу чуть не свел. и :

Мать заплакала.

—Я жж извелась за тобой. Думаю,
убили. \

— Убили! — вдруг зло сказал Сереж:
ка. — Меня не убили. А раненых ‘убили.

В Верхнедуванной роще, Я сам слышал...
Он прошел в горницу, где спал, и ки
нулся на кровать в подушку. Мститель-”
ное чувство сотрясало всё его тело. Се-
режке трудно было дышать. То, что так
‘томило и мучило его на ‘чердаке школы.
откуда он наблюдал за немцами, теперь
нашло выход. «Обождите, пусть‘ только
стемнеет!» — думал. Сережка, Kapexaeb
на постели. Никакая сила уже’ не. могла
удержать его от того; что он (Задумал,
Спать легли рано, He зажигая свёта,
но все были так возбуждены, что никто
не спал, Не было никакой возможности
уйти незаметно, — он вышел открыто,
будто идет на двор, и шмыгнул в ого-
род, Руками он раскопал одну. из ямок,
где спрятаны были ‘бутылки с горючей
смесью, 7- ночью опасно было копать
лопатой. Он слышал, как’ звякнула дверь

2.2222,
И ИЕ

_ ОТРЫВОК >
_ ИЗ РОМАНА
«МОЛОДАЯ.
ГВАРДИЯ».

fe

огненная точка ‘папиросы долго еще
на была в глубине комнаты,

— Какая ‹ огромная. страна, ‘ей конца
нет, da_ ist: ja>kein Ende. abzusehen, —
сказал кто-то ‘у окна, обращаясь, должно.
быть, к приятелю своему-в глубине ком-.
наты. ea Bees ia

Немцы ложились спать. Всё’ затихлб в.
здании и в городе. Только со стороны
Верхнедуванной, прорезая резким светом
фар ночное небо, еще двигались ‘машины.

Сережка слышал биение своего серд-

’дак. Здесь было всё-таки очень. душно»
Сережа весь’ вспотел. oe
Здание треста с открытыми окнами, по-
Вруженное во’ тьму и сон, смутно выри-
совывалось перед ним. Он видел зияющие
тьмой отверстия окон вверху и внизу. Да,
это нужно было делать. сейчас... Он? сде»:
лал несколько пробных нвижений рукой,
чтобы вымерить. возможный размах и хоть,
приблизительно принелиться.. :
Бутылки, которые OH сразу, как при-
Wen > сюда, вынул. из карманов и ‘из-за’
пазухи, стояли сбоку от него, Он нащу-
пал.одну из’ них, крепко сжал ее. затор.
льнко, примерилея и с силой пустил в,
‘нижнее растворенное окно. Ослепительная
вспышка озарила всё окно и даже часть
улочки между зданием треста и зданием’
школы, и в то же мгновение раздалея’

из хаты, вышла сестра Надя и тихо по-
звала его несколько’ раз.

— Сережа... Сережа...

Она подождала немного, позвала еше
раз, и дверь снова звякнула, — сестра
ушла. . те

Он сунул по бутылке в карманы. шта-
нов и одну за пазуху, и во тьме июль-
ской душной ночи, обходя шанхайчиками
центр города, ‘снова пробрался в парк. _

В парке было тихо, пустынно. Но осо-
бенно тихо было в здании школы, куда
он проник через окно, выдавленное днем.
В здании школы ‘было так тихо, что каж-
дый его шаг, казалось, слышен был не
только в здании, но и во всем городе.
В высокие проемы окон на лестнице вли-
вался снаружи какой-то смутный свет. И
когда фигура Сережки‘ возникла на фоне
одного из этих окон, ему показалось, что
кто-то, зат авшийся в углу, во ‘тьме, те-
перь увидит и схватит его. Но он пере-
силил страх и вскоре очутился на своем
наблюдательном пункте на чердаке.

Некоторое время он посидел у оконца,
сквозь которое теперь ничего не было

перевести дух.

Потом он нащупал пальцами гвоздики,
которые держали рамы окна; отогнул их
и тихо вынул раму. Свежий: воздух нах-

нул на него, — на чердаке всё еще, было
душно. После темноты школы и особенно   вение тихо и прислушаться.
Слышно было, как мышка шуршит где-

этого чердака он уже мог различать то,
что происходило перед ним на улице. Он
слышал движение машин по городу u Bu

Непрерызное движение частей or Верхне-
дуванной продолжалось и ночью. Там, на
всем протяжении дороги, видны были cBe-
тящиеся в ночи фары. Некоторые ‘машины

двигались на полный свет, — он вдруг
вырывался из-за холма ввысь; как  про-
жектор, далеко  прорезая ночное небо

или освещая часть степи или -деревья -B
роще ©. вывернутой белой’: изнанкой ли-
стьев. Г ’ :

У главного под’езда к ‘зданию треста
шла военная ночная жизнь. Под’езжали
машины, мотоциклетки. Всё время входили
и выходили офицеры и солдаты, бряцая
оружием и шпорами, слышался чуждый,
резкий говор. Но окна в здании треста
были“ затемнены.

Все чувства Сережки были так напря-

жены и так направлены в одну цель, что

Е

это новое, вепредвиденное  обстоятель-
ство — то, что окна были затемнены, —
не измевило его рёшения. ‘Так он проси-

часа’ два, не
меньше. Всё уже стихло в городе. Дви-
жение возле злания тоже прекратилось,

} лампочка.
бросил в это окно вторую бутылку, ‚она

выпрыгнул. в парк и, пригибаясь, побежал

то
того места, где он лежал, он. He виделт

это на случай, если будут
парк, — отеюда он уже мог уйти при
всех условнях. . ap aan

тит. Всё. тело его. содрогалось, он едва.

неописуемым торжеством `в- душе этот` на-

тики, приходивших ему на память.

сти города. Нужно было уходить домой.
Но Сережка почувствовал неодолимое Же-

звон стекла и легкий взрыв, похожий на
то, как будто равбилась электрическая
В то же мгновение Сережка

разорвалась в пламени с сильным звуком.
Пламя уже бушевало внутри комнаты, го-
рели рамы. окна, и языки его высовыва-
лись вверх по стене, едва не до второго,
этажа. Кто-то отчаянно выл и визжал -в.
этой комнате, крики раздались по всему
зданию. Сережка схватил третью бутылку
и пустил ее в окно второго этажа напро-
THB. i 5 Ba nie’

Он слышал звук, как она разбилась, ‹и
видел вспышку, такую` сильную, что вся
внутренноеть чердака осветилась, HO вв’
это время Сережка был уже далеко от’
окна, он был уже у выхода на черную
лестницу. Стремглав пронесся он этой
черной лестницей и, не имея уже. вре-
мени разыскивать в темноте класс, где
было выдавлено окно, он вбежал в ди:
жайшую комнату, — кажется это была
учительская, — быстро распахнул. окно,

в глубину его.

знал, что бежит по парку, он всё делал
инстинктивно ‘и вряд ли Mor бы восста-
новить в памяти, как всё это происхо-
дило. Ho. теперь. он понял, что надо’
‘упасть на землю и полежать одно мгно-

неподалеку от. Сережки. в траве. ©
пламени, но оттуда, с улицы, доносились
крик и беготня. Он вскочил н. пробежал
еще дальше, на самый край парка, к, тер-
puxony выработанной шахты. Он сделал
оцеплять

..Tenepb он вндел. огромное, всё „более
распространявшееся по небу зарево, отбра-
сывавшее свой багровый отсвет. даже, на
этот, далеко отстоящий от очага пожара
старинный гигантский террикон ‘и на ма-
кушки. деревьев парка. Сережка чувство-
вал, что сердце его расширяется и ле-

удерживался, чтобы громко не: засмеяться.
— Вот вам, зетцен зи зих, шпрехен зи
дёйч, габен зи этвас!.. — повторял он с

бор фраз из школьной немецкой грамма-

_Зарево всё разрасталось, окрашивая не-

бо над парком, и даже сюда доносилась

суматоха, поднявшаяся в центральной ,Ча-

но внутри его еще не спали, — Сережка   лание сноза очутиться в садике, где он
видел это по полоскам света, выбивав- увидел сегодня эту девушку, Валю
шегося из-за краев черной бумаги. Но вот Bopu, — да, он знал теперь, как ее, С
в двух окнах второго этажа свет потух,   вут.   Е

и кто-то изнутри отворил ‘окно, потом
другое. Невидимый, он стоял в Темноте
комнаты у окна, — Сережка чувствовал
это. Потух свет и в некоторых окнах

нулись.
— Wer ist da? — раздался начальст-

Сережка смутно различил силуэт фигуры,
перегнувшейся ‘через подоконник. — Кто
там? — снова спросил этот голос.

ответил юношеский голос снизу.”
— Я не советовал бы вам открывать

скна в нижнем этаже, -— сказал голос  ’
a = ]бы дать-ей знать о себе,

наверху. : =4

— Ужасная духота, Herr полковник.
Конечно, если вы запрещаете... :

— Нет, я совсем не хочу, чтобы вы
превратились в духовую говядину, —
смеясь сказал этот начальнический голос
наверху. а. : =

Сережка, не понимая, с. бьющимся серд-
цем прислушивалея к немецкой речи.

В` окнах гасили свет, подымали шторы,
и окна открывались одно за другим.
Иногда из них доносились обрывки раз-
говора, кто-то насвистывал. Иногда кто-
нибудь чиркал спичку, осветив на мгно-
вение лицо, папиросу, пальцы, и потом

>

es

аллерея открыта

Красной Армии подолгу останавливаются
возле любимых полотен, © восхищением
вематриваются в них, обмениваются вие-
чатлениями.

Особенно оживлению в суриковеком зале.
У огромного полотна «Боярыня Морозова»
собралась группа офицеров-тетчиков. Герой

_ — До войны я был здесь частым посе-
тителем, и радостно вновь увидеть все за-
мечательные произведения наших русских
художников. eo 2

Большой популярностью пользуются за-
лы советекого” искусства, где выставлено
все лучшее, что создано за последние годы

В двери галлереи входят все ‘новые и
зовые поветители. Подавляющее большин-
ство — военные. В“ дирекцию поступает
бесчисленное множество заявок Ha кол-
лективное посещение галлереи.

яковекой галлереи посетило свыше 3.500
человек.
С. ЖИВОТОВСКАЯ.

Адрес феданции: Потаповсний пер., д, 3. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: секретариат и нач. издательства К 5-52-99,

вор людей возле самой. калитки.
Г зач зуясь тем, что немцы еще не заняли Де-
венный голос из окна второго этажа,’ и ревянную ул

Советекого Союза капитан Костин говорит:

Только за один день 18 мая залы Треть-   _

Бесшумно скользя. в темноте, он ъвы-

брался на зады Деревянной улицы, пере-
лез. через заборчик в сад и уже соби-
рался калиткой выйти на самую улицу,

когда до него донесся приглушенный, го-
Tote

‚ жители, осмелев, вышли
из своих домиков, посмотреть на пожар:
Сережка, обогнув домик с другого конца,

бесшумно перемаумул через забор и по-
— Лейтенант Мейер, Негг полковник,   дошел ко калитке.

Там стояла группа
мужчин и. женщин, освещенная заревом,
среди них он узнал Валю. а

— Что это горит? — спросил он, что:

— Где-то на Садовой... А может быть,
школа, = отвечал” взволнованный женский

— Это горит трест, — резким голосом
сказала Валя, с некоторым даже вызо-
вом. —°Мама, я пойду спать, — сказёла
она, притворно зевнула и вошла в ка:
литку.   т
`Сережка двинулся было за нею, . но
услышал, как каблучки ее простучалиьпо
ступенькам крыльца и дверь за ‘нею за-
хлопнулась. aa ae

: Ч
В Н-скую авиачасть прибыли свежие газеты.
Снимок нашего спец. фотокоррестондента капитана’ Т. Мельчика.

` валот большие пространетва земли, ° под-
Гетупают к дорогам,
большое
траншеями. Среди деревьев стоят ввопан-

ца, — казалось, оно стучит на весь чер:

самых различных военных пелей, орудия

а `леметов. ^ :
: ‘ С того момента, как он бросил третью!
видно, посидел просто для того, чтобы (бутылку, и до того’ момента, как он 059-

ческой подготовкой.

‘большую научно-исследовательскую рабо-

‚ликой Отечественной войны. Представле-

многих частях Ленинградекого и’ Волхов-

ШоВым.

В ЛЕСАХ НУРЛЯНДИИ

Злесь очень много лесов: Они покры-

которых царит
изрыты

На

ТАСС). Группа членов
Отушки

оживление.
прибыла
Русско-американского
делегации состоялся
посвященный советско-американс
бе. Присутствовало около 70 тысяч ®/ло-
век, которые тепло встретили советск

делегатов тт. Царапкина и Родионова.

клуба. В

ные в землю танки, То здесь, То там
0 массовый

‘видны приземистые насыли землянок и
блиндажей. Они расположены в лесах ма-
ленькими военными лагерями по всей
глубине Вурлянлекого полуострова. ‹.
`В лесах теперь тихо. Из траншей и
`землянок` вышли тысячи немцев, сложили
оружие и сдались в ‘плен. Вот идут
машины батальона связи и санитарной
рогы 38-го ‘неменкого корпуса. Для авто-
мобилиста это — небезынтересное зрелише.
Здесь можно увидеть самые различные
марки. И «Опель», и «Мередес», н
«Нтейер», и «Рено», и «Феномен».
Здесь машины из Германии и Австрии,
из Франции и Чехословакии. Солдаты не-
зецкого корнуе» дважды прошли через
Литву, Латвию и Эетонию. Один раз, ког-
да шли на Ленинград. Другой раз, когда
пех натиском наших войск отступали от
‘Ленинграда. Были они у самых стен го-
рода, выходили на Взморье у Стрельны
и, глядя на купол”Исаакия, говорили: «Хо-
решая цель для наших пушек», — :
“Теперь им неприятно вепоминать 9 Л6-
нинграде. Вотда они узнают, что рядом
стоит человек из этого города, они за-
молкают и  сеживаются Tak, словно
взгляд пронизывает их насквозь. Шо этой
дороге на собственной машине проехал в
плен их командир генерал от инфантерии
Li Ам и
У большюго зеленого массива проходит
полотно железной дороги. Здесь, обне-
сенные проволокой; стоят трофеи наших
войск. Сотни машин; оборудованных ДлЯ

МИТИНГ,

тер Робинсон и заместитель мэра Лос-
Анжелоса Кук. Тов. Громыко прислал
Русско-американскому клубу приветствие,
в котором‘ отмечает работу клуба по ук-

ЗАВТРАК У ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА
У. ЧЕРЧИЛЛЯ В ЧЕСТЬ ПОСЛА
СССР Ф. Т. ГУСЕВА

ЛОНДОН, 18 мая. (ТАСС). Премьер-

в честь посла СССР в Лондоне Ф. Т.
Гусева и его супруги. На завтраке  при-
сутствовал английский посол в Москве
А. Кларк Керр.

С ВОЕННЫМИ. П

ЛОНДОН, 18 мая. (ТАСС). Газета «Ньюс
кроникл» пишет, что, несмотря на опубли-
кование заявления о том, что Геринг. яв-
ляется военным преступником, < ним по-
прежнему «из ‘соображений военного эти-
кета обращаются так, как если бы ‘он был
высокопоставленным военным». «Ньюс. кро-
никл» приводит данные о карьере бли-
жайших приспешников Деница, таких, как
фон Крозик, Шпеер, Бакке, Дорпмюллер,
Зельдте, и задает вопрос: «Почему в. те-
разнообразных систем и калибров, зенит-  чение девяти дней после безоговорочной
ные пушки, задравшие жерла кверху и

выстроенные по ранжиру в одну линию, ское правительство и ссобенно в таком

ряд за, рядом. Еще совсем недавно все зто виде?»
ревело, грохотало, извергало отонь И
смерть. Теперь эта техника мертва и
безмюлвна.

Во веех направлениях краеноармейские ЛОНДОН, 17 мая. (ТАСС). В газете
цепи ‘прочесывают леса, Kak показали «Дейли телеграф энд Морнинг пост» опуб-
уже первые дни после капитуляции, эта   ликовано письмо за подписью «Судья
мера оказываетея совершенно необходи- Бат», в котором автор, касаясь заявления
мей. В одном маете была найдена замас-  одного члена’ парламента © том, будто
кпрованная немецкая батарея, в другом— о обращались с ee
подорванные самоходные орудия, в треть-   ОЖденными английскими воен

Е _ не так, как следовало, пишет:
eM — зарытые в-землю 40 стволов ПУ-  «Мой сын был воённопленным и нахо-

`   дился в лагере в Мариенбурге в Восточ-
Ариия врага повержена. Разоруженные ной Пруссии. В феврале он был освобож-
немецкие войска промаршировали в [рус- ден в результате наступления русских в
ский плен. Не уйти от него и отдельным   Польше и Восточной Пруссии. Несмотря
гатлеровцам, скрывающимеся в лесах. Мы  на то, что русские армии были полностью
илем по нашей земле, и леса расступают-  поглощены своими важными задачами, они,

ся, чтобы выдать тех, кто спрятал нож.
На процессе 38 румынек

_ Капитан А. БЕЙЛИН.
КУРЛЯНДИЯ, май. (Спецкор. ТАСС).

БУХАРЕСТ, 18 мая. (ТАСС). ` Вечером

16 мая и утром 17 мая в народном три-

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ бунале продолжался допрос свидетелей по
КОНФЕРЕНЦИЯ ВРАЧЕЙ делу 38 румынских военных преступников.

Свидетель Илие Каннер рассказал о
Недавно состоялась 2-я научно-иссле-   страшном режиме истребления, установлен-
довательская конферендия врачей авиаци- ном в лагере «Вапнярка» подсудимыми
онного соединения.

Муржеску и Бурадеску. Заключенные по-

Конференция обсудила вопросы, связан-  лучали в день по 200 граммов хлеба, со-
ные с изучением здоровья, быта, трудовых   стоявшего из отрубей с песком и землей,
процессов летчиков. Были заслушаны ин-

и немного чечевичной похлебки, ’Целыми
тересные. доклады о’ рационализации пи-

неделями им не давали воды. Сотни лю-
тания летного состава, о профилактике за-   дей стояли часами в очереди за несколь-
болеваний, главным образом сердечно-со-  кими каплями воды. Когда Муржеску
судистой и нервной системы. ^

узнал о том, что заключенным выдают. из-
Доклад полковника медицинской служ-   редка воду из водокачки, он распорядился

бы Мазина был посвящен особенностям   прекратить выдачу,

работы истребительной авиации ПВО, в, Свидетель показал далее, что 10 мая

которой летчикам приходилось повседнев- 1943 года, когда политические заключен-

но выполнять высотные ночные полеты.

ные хотели отметить День независимости
В этих условиях врачи должны следить,

Румынии, Бурадеску донес 06 этом re-
чтобы летчики больше занимались физи-  стапо. Он пытался инсценировать побег
заключенных, чтобы расстрелять их.
Муржеску и Финкельштейн грабили  за-
ключенных, устраивали-в их присутствии
дикие пьяные оргии. «По их. вине, —
говорит свидетель, — в лагере умирали
сотни людей».
Свидетель Н. Монеску показал суду,
что 23 октября 1941 годав Одессе Мачич
передал ему ‘для расшифровки  телеграм-
му, в которой содержался приказ о реп-
рессивных мерах против населения города.
Свидетель Н. Нягое рассказал, что под-
судимый Григореску терроризировал  жн-
телей Ольгополя. Разгуливая по улицам
города с револьвером в руке, он расстре-
ливал попадавшихся ему ‘евреев.
Присутствующие с содроганием, затаив
дыхание, слушали страшный рассказ быв-
шего примаря гетто в Бершади В. Голь-
денберга. 20 ‘октября 1941 года в Берлов-
ке, Одесской области, по ‘приказу подсу-
димого Александреску было расстреляно
16 тысяч евреев. Свидетель рассказывает,
что, когда после освобождения Берловки
могилы были вскрыты, на трупах многих
мужчин и женщин обнаружены следы вар-
варских истязаний. В Бершади было рас-
стреляно 8 тысяч евреев. Трупы их были

ЗАБАСТО
лондон, 18 мая. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер из Парижа, -в ‘про-
мышленном. департаменте Роны 16 мая
вспыхнула всеобщая забастовка. Забастов-
кой охвачены все организованные трудя-
щиеся, включая ‘учителей. По соглашению
с забастовочным комитетом, муниципаль-
ные учреждения” продолжают работать. В
Лионе закрыты кафе, кино, большие ма-
газины и болышая часть мелких торговых
фирм; прекращено трамвайное движение.
Департаментский комитет освобождения в
своем обращении к забастовочному коми-
тету предлагает бастующим настаивать на
осуществлении программы ебциальных pe-.
форм, за которую, как говорится в об-
ращении, «борется вся страна»,
ПАРИЖ, 18 мая. (ТАСС). Вспыхнула
забастовка горняков севёра Францни. Гор-
няки требуют улучшения снабжения, а
также. чистки руководящих кадров, кото-
Pie в период гитлеровской оккупации слу-
или противник
pried , ee у, способствуя повышению

„Бюро Всеобщей Конфедерации Труда

‘Санитарная служба соединения много
сделала для организащии отдыха . летного
и технического состава. Почти все летчи-
ки побывали в домах отдыха или санато-
риях. Врачи соединения также проводят

ту на основе опыта Отечественной войны.

Заканчивая выступление, Tos. Мазин
наметил дальнейшие задачи, — которые
предстоит разрешить работникам санитар-
ной службы соединения.

В работе конференции приняли участие
войсковые врачи, руководители санитарных
служб, крупнейшие деятели советской ме-
дицины: академик генерал-майор меди-
цинской службы .Кротков, генерал-майоры
медицинской службы Энтин, Попов, Гра-
щенков, Коштояни, полковник медицин-
ской службы Пивоваров, профессора `Гинз-
бург, Кватер, Куковеров, ‘заслуженный
деятель науки Демьянович и др.

`: ВЫСТАВКА АВТОЛИТОГРАФИЙ
ЛЕНИНГРАДСКИХ ХУДОЖНИКОВ

ЛЕНИНГРАД, 18 мая. (ТАСС). Откры-
лась выставка литографий, исполненных
ленинградскими художниками в годы Ве- =
но более 100 лучших работ. А. Ф. Пахо-
мов экспонирует свои работы «Ленинград
в блокаде» и «Ленинград восстанавливает-
ся». Привлекают внимание произведения
‘художника В. И. Курдова. Он побывал во

‚ского фронтов. На выставке представлена
интересная о серия «По дорогам войны».
Запоминаются пейзажи военного Ленингра-
‘да, исполненные художником И. С. Аста-

s

ЛОНДОН, 18 мая. (ТАСС). Как пере-
  дает агентство_Рейтер, штаб об’единенного
командования вооруженными силами союз.
  Нков в юго-западной части Тихого океа-
:на сообщает, что в центральной части ост-
  рова Минданао американские: войска про-
двинулись на 6 миль и достигли окрест-
  ностей Валенсиа, На  Jlycone американцы
окружили значительные японские силы
На восточном побережье острова Таракан
ee войска продвинулись впе-
ед.

Американские самолеты уничтожили 15
военных складов в районе Баликпапана на

кой друж-.

их
С

речами выступили тов. Родионов, киноак-

министр У. Черчилль дал сегодня завтрак

капитуляции мы терпим какое-то герман-  .

ВОЙНА НА ТИХО

отв, сенретарь реданции К 5-60-10 и К 0-15-80

Пребывание в Aoc-Anmeaoce советских

делегатов на конференцию в Сан-Франциско

САН-ФРАНЦИСКО, 17 мая. ‚(Спецкорр.
советской деле»,
гаций на конференции Об’ единенных наций

в Лос-Анжелос по приглашению
честь

реплению дружбы между «великими аи
риканским и русским народами на их og,
щее. благо».

Тов. Родионов в своем’. выступлени
сказал, что народы СССР в США ста
союзниками во время войны. против обще.
го врага, и выразил убеждение, что «эп
дружба станет ‚еще более прочной и те
ной в мирное время».

Кук и Робинсон также  поднеркивал
необхолимиость упрочения. советско-амер.
канской дружбы и сотрудничества. Г19сл
митинга состоялся концерт. Оркестр по
управлением Клемперера исполнил кантату
Прокофьева «Александр Невский»;

———-

Прием в советском посольстве в
Тегеране в ознаменование победы

ТЕГЕРАН, 18 мая. (ТАСС). 16 may ,
советском посольстве в Тегеране состояли
большой прием в ознаменование победи
над фашистской Германией. На приеме
присутствовали члены иранского прав.
тельства, дипломатический корпус, делу,
таты меджлиса, генералы и офицеры Крас.
ной. Армии и союзных армий, обществе,
ные и политические деятели, представи.
тели ‘печати и др.

АНГЛИЙСКИЕ ГАЗЕТЫ ОБ ОБРАШЕНИИ

РЕСТУПНИКАМИ

В редакционной статье, “посвященно
сообщению из `Реймса © том, чю положе.
ние, создавшееся в связи с вопросом 0
отношении к Деницу, вызвано «не воз.
ным характером связанной ‘с этим вопро
сом проблемы», «Ивнинг стандард» пише

«Английский народ не может принять’ та.

кого заявления. Наоборот, OH знает, 9
эта’ проблема имеет, огромное. военное: зна:
чение. Правительство Деница существует
не’ для того, чтобы демобилизовать ге.
манскую армию, а для того, чтобы в ць
лости. сохранить свое ядро».

’Благодарность английского гражданина за внимательное отношение
советских властей к его освобожденному из плена сыну

пойдя на значительные жертвы и проявиз
исключительное великодушие, перевезли
моего сына* и много сотен других военно
пленных через Польшу и Россию в Одо.
су (расстояние более чем 1 тысяча мил)
с такой быстротой, что английский пар
ход смог доставить их в Англию уже }]
марта, почти через шесть недель после н\
освобождения: ‘Такое’ обращение `можю
назвать’ лишь. превосходным, Я  впощу

скромный вклад в фонд русского общест
ва Красного Креста и Красного Полум:
сяца в Лондоне в благодарность за бла.
гополучное возвращение моего сына»,

WX военных преступников

сложены за городом в штабели и раста.
скивались собаками,

На утреннем ‘заседании 17 мая  свиде
тельские показания суду дали известный
румынекий дирижер М. Сокор, председа.

тель румынской генеральной конфедерацих
труда Апостол, Клайман и другие, расска.
завшие суду о лагерях уничтожения. в
Тыргу-Жиу, «Богдановка» и др.

Свидетель Клайман рассказывает: «В ла:
гере «Богдановка» умирало ежедневно’ по
200—300 человек. Подсудимый Бобей вы:
давал хлеб только заключенным, которые
выполняли функции могильщиков, В день
массового уничтожения заключенных я
‘видел, как раздевали ‘женщин’ и’ дётей,
ставили их на колени.и расстреливали [аз
рывными пулями. Одного ребенка, мать
которого была расстреляна, офицер при’
манил к себе хлебом и расстрелял ет
Изопеску фотографировал ‘’ эти страшные
картины». }

Свидетель М. Сокор рассказал о зве}-
ствах подсудимого Трепадуша.. Последний
подвешивал ` заключенных на дереве н
зверски избивал их.

Свидетель Апостол, давая свои’ показа:
ния © режиме уничтожения в лагерю
Тыргу-Жиу, заявил, что, по его мнению,
Трепадуш и Златеску заслуживают смет
ной казни. Зал реагировал на это воскли
цанием: «Смерть!».

Затем суд перешел к допросу’ свидете
лей защиты. Первым допрашивалея быв
щий командующий 4-й румынской арми
генерал Якобич. Он показал, что казни в
Одессе не могли быть предприняты Тре-
стиоряну без ведома генерала Мачича 1
что Мачич должен был наблюдать за хо
дом расстрелов. Свидетель, вызванный 34
щитником  Трестиоряну, майор Анка Ови
заявил суду, что приехавший в Одессу
Мачич назвал всех трусами и сказал, чт
вся Одесса должна быть  перевернуй
вверх, дном. За каждого убитого или ране
ного при взрыве комендатуры офицер
было расстреляно 900 человек и 3a CO;
дата 100. Свидетель заявил, что всею

было расстреляно более 95 тысяч мирных
жителей Одессы.

ВКИ ВО ФРАНЦИИ

(ВКТ) опубликовало заявление о том, что

оно полностью  солидаризируется
няками. Бюро ВКТ подчеркивает,
сударственные власти, не выполнив об
щании, данных горнякам в отношения
снабжения,‘ проявляя недопустимую терии’
мость в отношений сторонников сотрул
ничества и предателей, несут свою долю
тяжелой ответственности. за продолжаю:
щийся кризисе в угольной промышленное:
ти. «ВКТ в согласии с федерацией горня
ков, говорится в заявлении; еще
раз предлагает, чтобы национальная’ конфе:
ренция горняков, которую должны воз
вать государственные власти, paa~ HaBcer

с гр
что го:

да уточнила программу и порялок орга
низации производства. Произволетво воз
растет, если будут удовлетворены colina
ные требования ‘трудящихся, которые вы’

ражены в программе Национального cose
та сопротивления. Бюро ВКТ. ‘отстаивая
интересы страны, настойчиво требуем. по:
ложить конец положению, от которого

страдают в первую голову горняки и вс
страна».

М ОКЕАНЕ

острове Борнео, а также атаковали япон

ские верфи.
ВАШИНГТОН, 18 мая. (ТАСС). Ш
тихоокеанского флота США официально

сообщает, что американские войска вот)’
и в главный город острова. Окинава
axa. Другие. американские части продви’
гаются по направлению к Ионабару.
Английские самолеты, базирующиеся Ha
авианосцы, подвергли бомбарлировке oct:
рова Сакисима (острова Рюкю)

Ответственный ревантор

В. П. МОСКОВСКИЙ.

4 фл

ить ок пни

106, 25,