3 ноября 1943 г., № 50 (172).

4 СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ ON eT

В НИЗОВЬЯХ

специального корреспондента)

(От нашего

Ночь ешё пе еп®тилаеь над степью,
а у вочных бомбардировщиков уже нача-
лась боевая страда.

Вылет в сумерках — последнее новше-

ство гвардейцев. Расчёт их прост, и точен.
«Мессершмиитты» в это время уже зару-

1 НЕПРА

крепыша, украинского богатыря, полошед-
шего к столу командира.
— Явился по вашему приказанию.
— бадитесь. Есть интересная работа.

Рядом со Скляровым сели его босвой
помощник, штурман лейтенант Брюхацкий

АМЕРИКАНСКИЕ ПОЛ
_ КОНФЕРЕНЦИИ ТРЕ

ЛОНДОН, 1 ноября. (ТАСС). Как пере-
  дает. вацвингтонский корреспондент агент-
  ства Рейтер, высокопоставаенное лицо,
выступая с первыми подробными коммен-
if ковской Конферен-
тариями деклараций московской

ции трех министров иностранных дел,
заявило: «Никто не мог желать более пол-

ИТИЧЕСКИЕ КРУГИ ОБ’ ИТОГАХ
Х МИНИСТРОВ В МОСНЕЕ

чительно важное значение. Оли будут пе.
кренне одобрены америнанеким народоч.
Соглашения являются’ замечательным ори.
ентиром для соратников по оружию и т
варищей по мирному периоду. Эти <огла-
шения должны заставить замолчать тех,
кто выражал опасения, что Россия может
заключить сепаратный мир © Германией,

р Е р Виа ar te а пр FOS ного взаичопонимания; это великая Хар. Елинетво, об’единяющее союзников и етоль
стреча. с ними мало вероятна, х sora   Cn Экипаж склонился над картой и тия вольностей нашего века. Через и are выраженное в этих соглашениях,
чики всегда ‘тотовы к ней. Зато работа   фотоснимком. Бурбелло поставил задачу: соглашения четыре великих держа В способствовать еще большему

бомбардировщика в это время суток 00-
легчается, эффект бомбового удара повы-
шается.

Так и сегодня боевая работа началась

„— Обстановка такая: имеются сведе-
ния, дающие основание считать, что в
низовьях Днепра, вот в этом районе, нем-
цы переправляют войска. Но, судя 1

предприняли совместные действия, чтобы
  послевоенный мир был чем-то большим,
Чем ‘мечта’ человека».

Председатель комиссии по иностранным
лелам палаты представителей Блум зая-

укреплению военных усилий и Должно

приблизить победу».
По словам корреспондента, в Вашинтто-
не дридается большое значение тому фак-

ещё засветло. Захолящее солнце озаряло  снимку, переправа здесь снята, ссталкь
i ) } : : а ; у TBO- Cad 3-
величественную картину взлета ВоьМи  лишь У понтонов. Это остатки вил: «Это вызывает глубокое аа ту, что представитель Китая подписал 1
воздушных кораблей. Ведомые капитаном переправы. Возможно, что после того, как рение. Мы имеем сейчас опред кларацию об общих целях в войне и мире,
Ивановым, «ночники» пошли бомбить не- с ик Wa- гарантии светлого будущего». на то, что со всей ©сторол-
  вы две’ночи подряд бомбили эту перепра 1 текой . комиссии _ по   Несмотря ‚
менкую артиллерию и миномёты в НИ-  ву, немцы перенесли ее вниз. по течению Председатель сена я еле-, ностью подчеркнуто неучастие России в

зовьях Днепра, северо-западнее Мелитопо-
ля. Они шли в строю «клин». :

реки. Ваша задача — выйти к месту, где
сохранились следы переправы, и аеветить

иностранным делам Коннали заявил
дующее: «Эти соглашения имеют исклю-

войне с Японией.

этот район САБ’ами. ели переправы
здесь не найдете, спуститесь ниже по_те-
чению, обследуйте весь берег межлу дву-

ae

АГЕНТСТВО РЕЙТЕР 0 РЕЗУЛЬТАТАХ
МОСКОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Удар был точным. Восемь бомбардиров-
щиков, ориентируясь по ведущему, copo-
cyan свои бомбы. Немпы ответвли яро-

s BAO, которым командует гвардии подполковник А. Горбоносов, отлично 06-
служивает действующие авиационные части. На снимке: подполковник Горбоно:
сов беседует с водителем бензозаправщика И. Вайтишко.

стным огнём зениток, но было уже позд-
но, — твардейцы, применяя противозенит-
ный маневр, уходили домой. На старте
тпардин подполковник Бурбелло, искусно
командуя прожектористами, принял один
самолет за другим.

Так началась будничная боевая ночь
трардейцев-бомбардиров. В буднях этих и
рождалась большая ^ слава полка.
нещадно  бил пемцев на подступах к
Киеву в 1941 г. На счету части более
5.000 боевых вылетов. Если сложить всё
количество бомб, сброшенных этим полко»

на врага, то получится солидная цифра
в 3.000.000 кг. Питомцем полка является
дважды Герой Советского Союза капитан
Василий Ефремов. Здесь он мужал, здесь
расцвела его слава.

Нал аэродромом уже спустилась ночь.
Техники; легко ориентируясь в темноте,
готовят машины. Из штаба дивизии пере-
дали задачу. Мы были свидетелями того,

ках эту задачу решал здесь, нз земле,
штаб полка во главе с командиром гвар-
дии поднолковником Бурбелло. Порой ка-

залось, что люди решают сложную мате-
матическую задачу. Склонившись над кар-
той и аэрофотоснимками, они что-то под-
считывали, измеряли. Речь шла о б9мбо-
вом ударе по переправе в низовьях Днепра.

Возник вопрос: есть ли ещё в этом ме-
сте переправа? Не напрахсен ли будет бом-
бовый удар? Дело в том, что вчера и по-
завчера полк успешно бомбил эту же пе-
реправу. Днем  сюла ходил специально
посланный экипаж разведчиков. Оя сделал
аэрофотоснимок, который сейчае и pac-
сматривал в лупу Бурбеллю. Вот следы
понтонов, оставленных па берегу; на ули-
цах поселка, раскинувшегося у Днепра, —
14 автомашин. Правда, разведчак ©006-
щил, что он видел скопление машин и
на восточном берегу, но на снимке их
нет. Веё это давало пищу для. размыш-
лений,

Офицеры по телеграфу связались свыс-
шим штабом. Так родилась новая, услож-
нённая задача. Она под силу тем. у кого
искусство мастера бомбового удара допол-

нено зоркостью глаза ночного следопыта.
Бурбелло вызвал Склярова.

Герой Советского Союза старшай лейте-
нант Скляров — друг и помощник Ефре-
мова. Ефремов —=- комэск, Скаяров —
его заместитель. Вместе они начали вой-

ну, вместе дрались за Киев в 1941 году,
вместе защищали родной для волжанина
Ефремова’ Сталинград, вместе отвоевывали
у врага и родной maxtepy Craapory Дон-
- басс.

Скляров только что вернулся из полё-
та, который начался в сумерках. Днём он
ходил на разведку. Прошлой ночью бомбил
переправу. Из этого можно сделать вывод,
какой выносливостью облалает этот заме-
чательный лётчик. У Склярова солидный
счёт — 360 боевых вылетов. Случалось,
его подбивали. Когда, казалось, оставался
один выход — прыгать, Скляров, чело-
век большой воли и упорства, продолжал
бороться со стихией, вести самолет до-
мой. Таков облик этого широкоплечего

+

имя сёлами. Мы должны абсолютно точно
знать, есть ли у немцев на этом участке
переправа. Е 4

— Ясно, будет выполнено.

бите опорный узел вот в этом месте,
— Всё в точности будет выполнено.

Началась подготовка к полёту. Штур-
ман, прокладывая
со Скляровым. Скляров подолгу вгляды-
валея в снимок. Задание сложное: ночью

с высоты полёта переправа — это едва

— Спускаться ниже 600 метров зап-
рещало.

Подполковник хоропю знает нрав Скля-
рова. Этот может перейти и на бреющий.
В боевой биографии смелого лётчика бы-
вали и такие случаи. В полку помнят
дерзкие налеты Склярова на аэродромы
и танковые колонны, и Бурбелло еще
раз настойчиво и строго повторил:

— Смотрите же, не ниже 600 метров.

И ласково добавил:

— Желаю успеха!

В 21 ч. 40 м. наш самолёт оторвался
от земли. Я занял место стрелка. Отлич-
ная штурманская ‘подготовка полёта дала
себя знать. Корабль шёл точно по задан-
ному курсу.

Пересекли линию фронта. Где-те в ©то-
роне заворчал немецкий  «эрликон», и
небо полоснул луч прожектора. Самолёт
вышел на цель. В воздухе повиела светя-
щаяся авиабомба;, и мы увидели освещен-

ные миллионами свёчей, словно в вол-
тебной сказке, воды Днепра. Навык бы-
валого разведчика подсказал Склярову на-
иболее выгодную высоту для ебрасывания
САЪ. В течение сравнительно длительного
нашего пребывания над рекой она была
ярко освещена.

Мы спускаемся ниже. Немцы не откры-
вают зенитного огня, стараясь
808 расположение. Штурман сбрасывает
бомбу. Он хочет вызвать на себя  отопь
врага, но немцы молчат.

На берегу видны следы недавней пере-
правы, однако самой переиравы нет. Са-
молёт спускается ешё ниже и mer BIOL
берега по течению Днепра. Берега ярко
освещены САБ’ами. Переправ нет. Сомне-
ний быть не может. Отчётливо видён ре-
льеф берега, изрезанного ходами сообще-

ний, рвами, окопами. Это немецкие ук-
репления. Кто-то. незадолго до нашего при-
хода бомбил этот район — мы видим еле-
ды бомб. Лучи немецких прожекторов ме-
чутея по небу в тщетных попытках схва-
тить в клещи советский бомбардировщик.

Самолёт делает последний заход на
вражеский опорный“узел на западном бе-
регу Днепра. Летят вниз бомбы. Штурман-
ский расчёт точен. Как и было задума-
но, бомбы падают туда, где самая густая
сеть немецких укреплений. Бомбэвый удар
дополняется огнём наших пулеметов.

Корабль круто разворачивается и берет
куре на восток.

Старший лейтенант Л. ЛЕРОВ.

— Если переправу не найдете, то бох-

маршрут, советовался

видимая нить. Словно утадав мысли
Склярова, Бурбелло поспешил предупре-
ДИТЬ:

скрыть

В нынешием году мы готовимея к зиме
в условиях непрерывного движения
запад, что накладывает глубокий отпеча-
ток па вею нашу работу. Перебазируясь
на новые аэродромы, BAO должны иметь
весь необходимый запас материалов, сред-
ства механизации и т. п., чтобы на новом
месте сразу же готовиться к работе в
зимних условиях. Это нелегкая задача, и
не случайно мы, несмотря на то,что наш
район базируется на юте, еще в июле
начали думать 9 зиме. ‚

Что мы успели сделать за это время?

Главное внимание было уделено полго-
товке аэродромпых механизмов к зиме.
Мы изготовили катки, глалилки и другие
механизмы для уборки и ‘укатки снега,
причем вее это делали централизованным
порядком, что значительно облегчило ра-
боту батальонов аэродромного обслужива-
НИЯ.

Жилые помещения — одна ›из самых
‘острых зимних проблем. Она усугубляется
тем, что немцы, отступая, выжигают це-
тые села. Опыт прошлой зимы в этом от-
ношении многому нас научил. Мы смогли
еще летом заготовить около 600 кубомет-
ров леса для строительства жилых земля-
нак, ЕЛ ит. д. Драгоценный фонд лесо-
материалов расходуется ‘очень бережно.
Сейчас БАО получает лес в ограниченном
количестве, так как учитывается TO, что
нам придется скоро’ оставить пынешние
аэродромы и двигаться ‘вперед. Mnorue
наши батальоны и ан обелужива-
ния рами проявляют ценную инициативу.
Так, например, БАО, гле командиром тов.
Овчаренко, во время нашего продвиженля
по Донбассу смог сам заготовить лес, гвоз-
ди, стекло, печи. Здесь построили разбор-
ные дома, провели опыты по использова-
нию картона для строительства жилых
помещений. :

Район авиационного базирования  цен-
трализованным порядком уже сейчас за-
готовил для зимы достаточное количество
отеплительных материалов: асбест, стекло,

\

ШТУРМОВИКИ
КОЛХОЗНИКАМ
ТУРКМЕНИИ

В Н-ской авиачасти есть штурмовые ма-

Район готовится к зиме

сукно, чехлы для машин и самолетов. В

на  ряде BAO приступили к пошивке чехлов,

используя для этого ицегодные шинели.
Батальонам, которым особенно трудно при-
ходитея с жилищем, мы выдали 300 утеп-
ленных палаток,

Зима — проверка качества ‘работы
транспорта. Учитывая опыт прошлого, наш
транепорт начал готовиться к зиме еще в
августе. Сейчас закончена проверка бук-
вально каждой машины, все они обесие-
чены цепями, лопатами. Хуже обстоит
дело с утеплением моторов. Но здесь нас
выручает ‘инициатива работников БАО.
Они сами изыскивают средства для по-
шивки капотов. j

Располатая сравнительно небольшим
тракторным парком, наши работники .cy-
мели за счет местных ресурсов значитель-
но его пополнить. Мы используем трофей-
ные тракторы, восстанавливаем поломан-
ные автомащины. : у

Тщательно готовятся к зиме и работни-
ки продовольственных отделов. Подавляю-
щее   большинство продуктов питания дол-
жно быть заготовлено- своими силами.
Например, мы в‘ порядке местных заго-
товок полностью обеспечили себя мукой до
нового урожая. Весь этот запас уже со-
средоточен на складах в тыловых райо-
нах. 4

В подсобном хозяйстве РАБ откармли-
ваются 250 свиней. Кроме того, имеется
200 голов крупного рогатого скота. За
счет местных же затотовок- вам удалось
сконцентрировать на своих складах нуж-
ное количество овощей, картофеля и раз-
ных солений. .

У нас еще стоят жаркие дии, но мы
уже выдаем летчикам и техникам зим-
нее обмундирование. В батальонах аэро-
доомпого обслуживания, где командирами
Дручинии, Ильенков и другие, нашли.
возможность из Заготовленной у местного
населения шерсти организовать свое про-
изводетво валенок и др.

Полновник Т. АНИЖНИНОВ.

—_—

БРИГАДА
АРТИСТОВ МХАТ
У ЛЕТЧИКОВ

Месяц работала на фронте бригада арти-.

шины, подаренные летчикам. колхозниками  стов МХАТ им. Горького. Артисты дали

Туркменской ССР. Уже год воюют летчи-

40 концертов, 28 из них — на передовых

ки на этих машинах. Недавно штурмовики   позициях. Перед’ возвращением в Москву
послали письмо туркменским колхозникам,   бригада выступила перед летчиками Н-ской

в котором пишут: # авиачасти. Концерт состоялся в одном из

«Ваши машины находятся в надежных
прифронтовых клубов. Исполнены были
руках. Лучшие летчики части — ордено-
носцы Субботин, Сокин, Денисов, Чумасов   СЦеНы из спектакля «Мертвые души», во-

и другие — водят их в бой, нанося врагу кальные и музыкальные номера. Был также

огромный урон в живой силе и технике.   поставлен веселый водевиль Лябиша «Фри-
Мы помним ваш наказ: «Бить немца без  ‘лета». я

промаха и пощады». И нет ему пощады
ст грозных «ИЛ’ов», на фюзеляже которых
начертано: «От туркменских колхозников».

Выступление мастеров столичной. сцены
доставило большую радость летчикам, ют

Будем бить врага до полного его уничто-   Имени которых горячо благодарил актеров
жения, до полной и окончательной победы».   тов. Калинин. Летчики передали привет ста-

Действующая ‘армия.
(От соб. корр.).

рейшим мастерам МХАТ — Москвину, Ка-
чалову, Книппер-Чеховой,

ЛОНДОН, 2 ноября. (ТАСС). Как пере-
дает агёнтство Рейтер, опубликование в
Лондоне коммюнике и четырех деклара-
ций, представляющих coool результаты
соглашений, достигнутых в Моекве, ветре-
чено в Лондоне с величайшим энтузиаз-
мом. Указывают, что результаты совеща-
‘ния значительно превзошли даже предпо-
ложения оптимистов. Ocodo отмечается,
что к декларации по вопросу о всеобщей
безопасности присоединился „Витай.

Откровенное и исчерпывающее обсужде-
ние тремя министрами иностранных дел
мероприятий, которые будут предприняты
для сокращения сроков войны в Европе, и
включение руководителей штабов трех
держав в консультации по определенным
военным операциям, которые должны быть
предприняты, создали в Лондоне неизгла-
лимое впечатление, что на конференции в
Москве сроки войны на европейском те-
атре значительно сокращены. Было отме-
чено, что сокращение сроков войны на
европейском театре должно вызвать дале-
ко идущие последствия для дальневосточ-
ного и тихоокеанского театров.

Консультативная европейская комиссия
в Лондоне должна явиться постоянным
механизмом для консультаций между тре-
мя державами. Она даст возможность этим
державам откровенно обсуждать проблемы,
координировать политику и разрабатывать
рекомендации, касающиеся общей полити-
ки, которая должна быть принята соответ-
ствующими правительствами. Она будет
создана как международный механизм для
совместного изучения важных проблем в
Европе. Предусмотренное проведение кон-
сультаций через дипломатические каналы
после создания комиссии расематриваетея
как отвечающее соображениям праыдайе,
ской целесообразности.

Декларация четырех государств по в0-
просу о всеобщей безопаености устанавли-
вает широкие принципы, принятые «боль-
шой четверкой» для системы международ-
ного сотрудничества и безопасности, под-
держания мира и обеспечения политиче-
ского, экономического и социального бла-
тополучия народов миролюбивых  госу-
дарств.

Заявление о включении малых  госу-
дарств должно ‘ободрить тех, кто сегодня
выражает недовольство, вызванное опасе-
нием того, что в будущем в международ-
ных делах будет доминировать исключи-
тельно «большая четверка». /

Консультативный орган по” вопросам
Италии, состоящий из «большой тройки»,
представителей Сражающейся Франции,
Греции и Югославии, создан для разреше-

ния повседневных невоенных вопросов п
для разработки. рекомендаций, касающихся
Координированной политики союзников по
отношению к Италии.

ЛОНДОН, 2 ноября. (ТАСС). Вуенный
обозреватель атентства Рейтер Фергюссон
пишет, что военное значение Московской
конференции огромно. Основное место в.
коммюнике конференции уделено  мер-
приятиям, направленным к сокращению
войны, указывая тем самым на первосте-
пенную важность, придаваемую военных
проблемам. Как известно, это составляло
предмет основных забот Советского пра-
вительства. Очевидно, что достигнуто под-
ное и окончательное соглашение 10 во-
просу о трехсторонней стратегии, так же
как и по вопросам, по которым было воз-
можно договоритьея © большей определен.
HOCTHIO. разрешение которых могло ока-
ваться  более трудным.

ЛОНДОН, 2 ноября. (ТАСС). Как пе-
редает агентство Рейтер, английская
утренняя печать одобрительно отзывается
о создании Московской конференцией
Европейской консультативной комиссии,
Газета «Таймс» считает, что это — сама
важное из оперативных решений конфе-
ренции.

Tasera «Дейли телеграф энд морнинг
пост», комментируя факт избрания Австрии

в качестве страны, которой гарантируется

независимость, отмечает: «Размышление
по этому поводу показывает, что не мо-
жет быть лучшего доказательства репгимо-
сти уничтожить самые корни агрессии
гитлеровекой Германии, чем обещание
свести на-нет результаты первого шага
гитлеровской экспансии».

Tasera «Дейли мейл», комментируя
окончание Московской конференции, пи
шет: «Иными словами, Австрия вступает
в состав стран, которые отныне могут
«работать, чтобы оплатить себе обратный
проезд на родину», и которых ждет луч-
шая судьба, чем та, которая ожидает Гер-
манию. В то время как англо-американцы
находятся в Италии, а русские рвутея па
запад, Германия не сможет пережить 0т-
хода Австрии».

Дав высокую оценку основным пунктам
коммюнике Московского совещания, пере-
довая статья газеты «Ньюс кроникл» пи-
mer: «Решения конференции содержат
огромный пробел и серьезный недостаток.
Пробелом является отсутствие какого бы
то ни было упоминания 0 западных гра
ницах России и, в особенности, Польши,
Серьезный недостаток заключается в том,
что Франция не включена в Европейскую
консультативную комиссию»,

ДЕЙСТВИЯ АВИАЦИИ СОЮЗНИКОВ НА СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ

ЛОНДОН, 2 ноября. (ТАСС). По сооб-
щению штаба войск союзников в Северной
Африке, средние бомбардировщики под
эскортом истребителей дальнего действия
из состава воздушных сил Северо-Западной
Африки атаковали сортировочные станции
в портах Римини и Анкона (Италия). `На
судостроительном заводе в Анконе наблю-
дался большой взрыв. Тяжелые бомбарди-
ровщики атаковали гавань Специи и мост
к северо-востоку от нее.

Легкие бомбардировщики атаковали же-
лезнодорожные пути близ Антродоко и

узел дорог к северо-западу .от Венафро.
Истребители ги истребители-бомбардиров»
щики оперировали над полем боя, атакуя
вражеский автотранспорт, узлы дорог и мо»
сты. Прошлой ночью ночные бомбардиров-
цики атаковали сортировочные станции в
Виареджно (Италия). Авиация неприятеля
совершила налет на район Неаполя, не
причинив ущерба. Во время всех этих опе+
раций уничтожено 4 неприятельских само

лета. Два самолета союзников не верну4
лись на базы.

ЗАНОВО «АНТАНАНАРИВУ АОН АНЯ

УЧИТЕЛЯ И ПИТОМЦЫ

— Завтра покидаете нас? Ну, желаю
успеха. От всего сердца! Пишите обяза-
тельно. Сами понимаете, как меня инте-
ресует боевая работа моих учеников, —
ласково говорил командир эскадрильи Ми-
хаил Деев, пожимая руку лейтенанта Боч-
кова.

Бочков только что вылез из кабины. Это
был дюжий молодец. Лицо его раскрасне-
лось OT счастья. Он прибыл в учебно-
тренировочный полк ‘с фронта’и право
учиться на истребителя завоевал в сраже-
ниях. Сегодня, после многодневной учебы,
он входил в боевую семью летчиков-
истребителей.

Затянувшись папиросой, Бочков долго
стоял недвижимо, переживая те восхити-
тельные минуты, которые летчики называ-
ют вторым рождением.

Между тем Деев, идя к старту, пере-
живал не меньше, чем его питомец, Это
было сложное чувство гордости, учителя
за ученика, удовлетворения и, пожалуй,

Сержант принял команду и сделал рез-
кий маневр. На земле раздались возгласы
одобрения:

— Молоден. Головин! Дай ему хорошень-
ко, учителю! ‚ exe

— Вот, вот, еще покрепче!

Восторг, вызванный мастерством молодо-
го пилота-ученика, не исчез и в ту минуту,
когда из кабин вылезли вспотевшие и.уста-
лые, но. довольные схваткой «противники».
Их тотчас же окружили, начали поздрав-
лять Головина. Он стоял улыбающийся,
широко расставив ноги, весь в мыслях там.
в небе, в бою... Наконец, после‘ паузы он
спросил, обращаясь к Костюченкову:

Ну, как, товарищ командир звена,
трудней становится с нашим братом драть-
СЯ? : * .

Костюченков снял шлем, поправил растре-
павшиеся волосы, улыбнулся, но спустя
мгновенье его лицо приняло серьезное вы-
ражение, и OH сказал, сдвигая брови:

— Так действуй и впредь, дружище, ког-

творческой усталости, но усталости прият-  да схватишься с .настоящим противником.—

ной. Чувство просилось наружу, и поэтому
Деев, еще не дойдя до посадочного знака,
сложил ладони около губ и весело крик-
нул, обернувшись: :

— Смотри, Бочков, еще`один оперился!

Неизвестно, долетели ли до слуха Бочко-
ва слова инструктора, — вернее всего он
их не расслышал, так как был уже увле:
чен зрелищем, которое разыгрывалось в
полуденном осеннем небе. Этим зрелищем—
показательным воздушным боем командира
звена Костюченкова с сержантом Голови-
ным — были захвачены и присутствовав-
шие у наземной радиостанции пилоты и
механики. Больше всех волновался инструк-
тор капитан Макаров. Он не сводил глаз с
неба. Он видел, как Костюченков, произ-
ведя ловкий маневр, начал заходить в
хвост «противника». Макаров крикнул в

релиорупор:

— Головин! К вам в хвост заходит
«противник». Выходите же скорее из-под
удара!

Г 113352.

И, переходя на официальный тон, продол-
жал: — Но вы, сержант Головин, все же
допустили ошибку. На войне она могла
бы обойтись вам дорого. Дрались мы сей-
час на виражах. Вам нельзя было перекла-
дывать самолет из одного виража в дру-
гой. Так сразу попадете под прицел
грага. Тогда трудненько выйти из-под его
огня.

Головин считается в полку талантливым
учеником. Несколько времени ‘назад,
увлекшись полетом в зоне, онне заметил,
как густой туман быстро закрыл аэро-
дром. Он все предпринял, чтобы как можно
дольше продержаться в воздухе: затяже-
лил винт, более часа ходил на экономи-
ческом режиме и, воспользовавшись корот-
ким, как миг, разрывом, в тумане нырнул
в просвет. Трех килограммов бензин? не
оставалось в.баках, когда машина оста-
новилась после пробежки. Головина хвали-
ли за мастерскую посадку. Он получил
благодарность от командира полка, но не

поднял, как говорят, нос, а остался попреж-
нему вдумчивым, скромным, жадным до
знаний. И сейчас он с настороженным
вниманием слушал замечания. инструктора.

Тем временем капитан Макаров отделил-
ся от группы собравшихся на старте и на-
правился ‹к двухместному  «Яковлев-7»
с тем, чтобы дать ученику Алексееву
последний вывозной полет, f с

Капитан остался доволен молодым пило-
том. Теперь его технику пилотирования
должен проверить командир эскадрильи
Рудаков. И Рудакова удовлетворила под:

готовка Алексеева — он. разрешил ему
впервые вылететь одному на боевой
машине.

Самостоятельный полет — событие в

жизни каждого летчика, но он обычно
оставляет след и в душе учителей. Как
они волнуются, зачастую не показывая
вида! Как сосредоточенно следят за посад-
кой — хамым ответственным элементом
пилотирования! 1

И._ Рудаков сегодня волновался. Он стоял
с радиорупором в руке и командовал:
Так, так... Газ дайте. Не теряйтё
скорости. Так; Хорошо. Спокойно. Пониже,
пониже подводите.

По мере того, как самолет Алексеева‘

приближался к земле, Рудаков незаметно
для самого себя приседал на корточки
все ниже, ниже, весь-—внимание, напряже-
ние, весь точно сросшийся с учеником. И
только когда машина коснулась колесами

земли, из его груди вырвался вздох ©б-
легчения:

— Хорошо!

Непосредственный учитель Алексеева,

капитан Макаров порадовался его успехам,
но долго беседовать с ним он не имел
времени. С утра Макаров сделал с учени-
ками двадцать вылетов и, пожалуй, столь-
ко же совершит до наступления сумерек.
Сегодня капитан не чувствовал себя утом-
ленным, а бывали дни, когда он работал
до ломоты в суставах, от зари дю зари не
вылезая из кабины машины,

ra

Сейчас он шагал по жесткой оеенней
траве к самолетам, чтобы продолжать
тренировку новой группы летчиков. По
дороге его остановил механик: —

— «У-2> идут, товарищ командир.

Действительно, из-за кромки леса мед-
ленно выплывали две. машины. «У-2»
вскоре приземлились. Из. кабин выпрыгнули
три молодых пилота и штурман полка
капитан Борисенков. Два летчика имели
довольный вид: они опознали на ‘марш-
руте все пункты и вышли точно на конеч`
ный. Третий летчик был явно смущен: не-
которые пункты он не опознал и часть
пути «плелся» за впереди идущим самоле-
том, 4

— Подпутали малость, — сказал штур-
ман, беря изо рук его карту с отметками
пути. ый

— Есть грех... ,

— То-то и оно! Придется позаниматься
на земле. По карте. Пойдемте в сторонку,
разберем наш полет подробней,

Северное солнце ‘быстро катится на за-
пад, холодом веет от.‘ реки, строения на
горизонте уже принимают’ неясные очер-
тания, а летная работа. в учебно-трениро-
вочном полку: в самом разгаре. Вот, плотно
прижавшись друг к другу, проносятся над
аэродромом два «ЯК-1». Это командир зве-
на Костюченков обучает полету в паре
младшего лейтенанта Орлова. Над полиго-
ном раздается треск пулеметов: пилот Ба-
ландин учится поражать цель. В стороне <
грозным. ревом моторов. прошла пара
штурмовиков. Вслед за сними промчался
«Петляков-2». Его приземления терпеливо
ожидает на соседнем аэродроме ‘инструк-
тор Чмакин;

Чмакину 22 года, но.он уже бывалый
солдат, служил в пехоте, и как служил!
82 немцев’ убил” наповал из своей снайнер-
ской винтовки! Любовь к авиации, возник-
шая еще в отроческие годы, побудила его
учиться и стать летчиком, ‘а затем и ин-
структором. Он любит вспоминать. своего
бывшего ученика, теперь уже опытного бое-
вого штурмана “”Скуба. Вот кто бомбил при-
цельно! Рго. бомбы ложились в 30 и ме-
нее метрах от круга, выложенного песком.

— Так действуйте и вы, товарищ Бело-
усов, — напутствует Чмакин своего ны-

нешнего питомца, молодого штурмана.

Над полем ` метеорами промчались на
бреющем полете два истребителя. Круто
взмыв, они растаяли на фоне бледного
предзакатного неба. §

— Орлы! Душа радуется! — ‘невольно
воскликнул Михаил Деев, тот самый коман-
дир эскадрильи, с которого мы начали наш
рассказ.

Но вдруг на лице его легла тяжелая
складка, веки пришурились, он инстинктив-
но сжал кулаки.

— О, чорт! Лопнула траверза колеса, —
сказал он стоявшим неподалеку механикам,
не переставая следить за взлетевшим само-
летом, у которого правое колесо встало
поперек.

Деев схватил со столика радиорупор,
поднес его к губам, но раздумал и поло-
жил рупор опять на стол.

— Ничего. Будем надеяться, обойдет-
ея

Внешне он казался спокойным, но в ду-
ше волновался: его ученику Кольцову
впервые придется сажать машину на жи-
вот. Предупредить его об этом по радио
командир считал нецелесообразным: преду-
предишь — заволнуется. Пусть пока лета-
ет... Посадка осложнялась тем, что Коль-
цов вылетел на стрельбу по щитам, и его
пулеметы были заряжены. В момент посад-
ки на живот могли лопнуть тросы спус-
ка, пулеметы начнут автоматически стре-
лять.

Что делать? В мозгу Деева созрело
бесповоротное решение, и он передал по
радио Кольцову приказание не итти на
стрельбу, а летать над аэродромом. Уче-
ник, ничего не подозревая, выполнил при-
каз. Собственно, ему уже можно было
цать” команду © посадке Ha живот, но
командир эскадрильи ждал, когда будет
свободно поле. Наконец, Деев спокойно
сказал в’ радиорупор:

— Товарищ Кольцов! Выпустите все пат-
роны из пулеметов.

В воздухе раздался треск пулеметной
очереди, ;
— Хорошо. Перезарядите пулеметы“ в

еще раз нажмите на гашетки.
— Сделано, — услышал Деев в репро-
дуктор голос Кольцова, ;

&ДРЕС РЕДАКЦИИ: Потаповсиий пер., д. 3, ТЕЛЕФОНЫ! выг^НЗИМ: сенретариат К 5-52-99, отв, сенретарь редакции K 5-98.02, нач. издательства К 5-60-10.

— Все патроны выпущены?

— Все.

— Вот и отлично. Теперь спокойно захо
дите на посадку с убранными ногами,

Самолет коснулся земли и тяжело про
полз несколько метров. Кольцов понял
все: понял, что находился на грани
опасности и что спас ‘его учитель,

Он стоял у машины, немного растерян*
ный, в глазах его светилась безмерная бла»
годарность командиру.

— Не огорчайтесь, Кольцов, — сказал
подошедший инженер эскадрильи Давы:
дов. — Вы молодчина! А ремонт тут пу.
стяковый.

* *e &

Мы попыталисБ нарисовать картину рабо-
чего дня Отдельного авиационного учебно-
тренировочного смешанного полка, кото-
рым командует гвардии подполковник Тро-
фимов, но мы не отразили и сотой доли
той работы, которую ведет полк.

Сотни. боевых летчиков, выпущенных
полком, из которых многие сбили на фрон:
тах не по одному вражескому самолету,
обрушили на немцев тысячи тонн смерто
носного металла; трогательные встреча
прославленных героез воздушных битв с‹
своими учителями; письма, советы фронто-
виков и, наоборот, советы фронтовикам —
все это жизнь полка, жизнь напряженная,
полная тревог и забот как можно Лучше
н быстрее готовить новые пополнения лот:
ЧИКоВ.

Ц пустб молодой пилот, впервые. побы-
вав в бою, вспомнит тех, кто открыл ему
лорогу в военное небо. Пусть помнит он,
совершивший подвиг, что командиры учеб
чо-тренировочного полка следят за его ро:

стом, бережно собирают газетные вырезки
рассказывающие © дзлах их питомцев. И
если сердце воздущного бойца после сур

кн с врагом переполнено радостью, то 1
сердце учителя стучит радо РА

Н. i.

нь 1. БОБРОВ
ани точ chen cen nincsariaminnseatio
Ответственный редактор

В.П. МОЗУОВСКИЙ.

Издатель — НАРОДНЫЙ
НОМИССАВИАТ ОБОРОНЫ eer.
nerve eee Ee ЧЕН