‚ СООБЩЕНИЕ

Чрезвычайной Государственной Комиссии

_по установлению и расследованию злодеяний немецко-
фашистских захватчиков и их сообщников и
причиненного ими ущерба гражданам, колхозам,
общественным организациям, государственным
предприятиям и‘учреждениям СССР

-O РАЗРУШЕНИИ гор. СМОЛЕНСКА И ЗЛОДЕЯНИЯХ,
СОВЕРШЕННЫХ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИМИ
ЗАХВАТЧИКАМИ НАД СОВЕТСКИМИ ГРАЖДАНАМИ

(Окончание. Начало

> Иселелование трупов, извлечённых из
могил на территории Большого и Малого
концентрационных лагерей, завода № 35,
бывшего немецкого госпиталя для военно-
пленных, лесопильното завода, концентра-
ционного ‚ латеря у деревни Печорская ‘и
деревни Ракитня, показало, что в подав-
ляющем большинстве случаев в качестве
причины смерти, при учете следственных
данных, могут быть признаны голодание
“HAN острые инфекционные болезни. 06’ек-
тивным доказательством смерти от голода-
ния является, помимо установленного при
исследовании трупов полного отсутствия
‘подкожно-жировой клетчатки, обнаружение
в ряде случаев в полости желудка травя-
‘вистых масс, кусков грубых листьев и
стеблей растений.

Матерналы экспертизы, при учете пока-
заний многочисленных свидетелей, дают
_судебно-медицинской экспертной комиссии
основание притти к следующему заключе-
нию. f и

`Расположение мест погребения, показы-
вает, что. захоронение трупов умерщвлен-
ных или погибигих советоких  траждан
происходило в одних случаях в специально
для этого избранных немцами окрестностях
города Смоленска (у бывшей Радиостанции,
вел. Реадовка, сел. Магаленщина-Вязовень-
ка), в других — в непосредственной бли-
зости от мест гибели (территории концен-
трационных лагерей), в третьих — на
изсте умерщеления в центре торода Смо-
ленска (у Дома Красной Армии, в Пионер-
ском саду).

Значительное количество раскрытых ям-
могил (87) е массами трупов в них, при
учете установления разновременноети по-
гребения, относящегося ко 2-й” половине
1941 года, 1942 тоду и 1943 году, сви-
детельствует о систематическом уничтоже-
нии советских граждан. Е 7

Этому уничтожению подвергались в по-
лавляющем большинстве случаев мужчины
„, главным образом, в наиболее цветущем
возрасте от 20 до 40 лет. Это не пред-
ставляет случайности, так как максималь-
пое число умерщвленных (расстрелянных)
женщин также падает на возраст от 20 до
40 лет.

Обращает на себя 0с0б0е внимание ре-
тулярно отиечаемое обстоятельство, UTO HA
эксгумированных трупах обувь OTCYTCTBY-
er (3a крайне редкими исключениями),
одежда также, как правило, отсутствует
или состоит из поношенного нижнего
белья или из отдельных предметов ветхо-
то верхнего платья. Отетода естественным
является вывод, что снятие обуви и
одежды, представляющей ценность, посто-
янно, в обязательном, узаконенном поряд-
ке предшествовало уничтожению советское
го населения. В тех случаях, когда Ha
трупах была одежда, документов, удосто-
веряющих личность покойного, в карманах
одежды, за весьма редким исключением, не
обнаруживалось. Это говорит о намеренном
обезличении убиваемых и погибших для
сокрытия совершенных злодеяний.

`Экспертными данными и свидетельски-
ии показаниями с бесспорноетью конета-
тируются широко практиковавшиеся не-

см. на 3-й странице)

мецким командованием следующие спосо-
бы истребления мирного” советского насе-
ления и военнопленных в городе Смолен-
ске: :

а) Массовые расстрелы, a также раз-
дробление костей черепа тупым, твердым
предметом у мужчин, женщин, подрост-
ков и детей;

6) В качестве другой формы инасильст-
‘венного умершвления, примененной в от-
ношении военнопленных и арестованных,
содержавшихся в концентрационных лате-
рях, следует признать установленным та-
‚кой режим питапия, который вызывал го-
лоданне и в кратчайший срок приводил к
смерти от истощения;

в) Недопустимая\антисанитарная обета-
новка и намеренное создание огромной
скученности в лагерных помещениях, при
фактическом отсутствии медицинской по-
мощи — приводили к возникновению эпи-
демий, инфекционных болезней с неизбеж-
ным смертельным исходом. Это должно
быть расценено как специально организо-
ванное мероприятие по уничтожению во-
еннопленных и арестованных советеких
яюдей. :

Указываемые свидетелями иные спосо-
бы умерщвления советских граждан, прак-
тиковавшиеся в городе Смоленеке, как-то:
отравление окисью углерода в специально
приспособленных для убийства советеких
людей автомашинах, содержание  военио-
пленных п арестованных при пизкой тем-
пературе в иеотапливаемых помещениях—
имеет свое полное обоснование в сообща-
емых свидетелями фактических данных.

Вся совокупность применявшихся спо-
собов умерщвления, его систематичность и
массовость, — доказывают, „что в городе
‘моленске немецко-фаптистекими властями
в течение всего периода оккупации про-
водилось планово организованное истреб-
ление мирного советского населения и
Роеннопленных.

22 октября 1943 года».

Чрезвычайная Государственная Вомис-
сия установила, что за разрушение горо-
да Смоленска, за массовое истязание и
убийство мирных советских граждан и
военнопленных ответственны  терманское
правительство и следующие непосредетвен-
вые исполнители злодеяний: генерал-май-
ор Науман, шеф гестапо обер-лейтенаит
Торман, руководитель полиции обер-лейте-
пант Шит, старший следователь гестато
капитаи Майер, зоидер-фюрер recrano
при лагере военнопленных № 126 Эдуард
Гисс, военный комендант гор. Смоленска
фон Швец, унтер-офицер Гатлин, рядовой
Рудольф Радтке, шеф коменлатуры по ме-
децинеким учреждениям Гампель, Шеф
жандармерии № 907 лейтенант  Вельм,
Вуководитель полиции по линии жандар-
мерии лейтенант Опец, дежурный началь-
ник тюрьмы штабе-фельдфебель `Лемхен,
дежурный начальник тюрьмы обер фельд-
`фебель Немке, шеф литаба Розенберга док-
тор Нерлинг, начальник отдела пропаган-
ды капитан доктор Думф, заместитель на-
чальника отдела пропаганды Миллер и
профессор Еше. :

Все они должны понести суровую. от-
ветственность за злодейские преступления,
совершенные против советского народа.

`Летчикам-пикировщикам тов. Чучева
поручиан уничтожить мост через Днепр,
по которому переправлялиеь немцы. JTC
была чрезвычайно трудная задача, требо-
вавшая исключительно точного расчета
при пикировании, Кроме того, моет был
защищен большим количеством зениток.

Группу повел майор Катков. Над целью
9с0обенно удачно спикировал самолет лей-
тенанта Майкова (штурман лейтенант Ума-
ров). Бомбы точно накрыли цель. Это по-
казывало фото, это отметили истребители
прикрытия. :

`Недавно улалось получить Новое свиде-
тельство отличной работы пикировщиков.
Так как операция была чрезвычайно елож-
ной и поучительной © точки зрения тех-
нини- пилотирования и бомбометания,
командование послало одного из штабных
офицеров ‚для проверки результатов -бом-
бометания по мосту. Проживавший близ
моста сторож водофильтровочной станции
Михаил Петрович Журба во время налета
наших пикировщиков находился Joma. Ou
подтвердил, что бомбы попали прямо в
мост возле Зи 6 быков. Кроме того было
прямое попадание» в железнодорожный
ПУТЬ.
12 лней немцы ремонтировали этот
мост. Страх перед советскими’ бомбараи-
ровщиками` был так велик, что после вос-
становления моста поезда здесь‘ ходили
только ночью. Е

Обрушив на’цель бомбовый груз, летчик
Санаев развернул «ИЛ» на обратный
курс к своему аэродрому. Неожиданно: в
воздухе появились” немецкие истребители.
4 «Фокке-Вульф-190» с двух сторон атако-
вали его самолет. Перед глазами у Canae-
ва  замелькали огоньки трассирующих
пуль. Немцам удалось повредить штурмо-
вик, и они продолжали усиливать атаки.

В эту ‘трудную ‘минуту высокое. мужест.
во проявил воздушный стрелок Павел
Царьков. Ни на секунду не выпустил он
из рук своего пулемета.‘ Отбивая ожесто-
ченный натиск врага, его свинцовые ‘очере-
ди  разрезали воздух у самых носов немец-
ких истребителей, заставляя их отворачи
вать в сторону. Когда один «ФВ» при:
близился * самолету Санаева на особенно
близкое расстояние, Павел Царьков меткой
очередью в мотор сбил его, и вражеский
истребитель, ‘потеряв управление, упал на
землю.

Подоспевшие на помощь советские ис-
требители помогли отбить атаки трех дру-
гих «ФВ». Летчик Санаев благополучно
привел <вой поврежденный самолет
аэродром.

(От наш. спец. корр.).

на

Л. ЛЕРОВ.
Высокое мужество:

о

По следам ударов.
_ пикировщиков ‘

СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ

Когда в полку заходит разговор о луч-
шей слетанной паре, летчики, не заду-
мываясь, называют гвардии старшего лей-
тенанта Комарова и гвардии лейтенанта
Куприянова. Эта пара имеет сравнительно
небольшое количество боевых вылетов. Но
если говорить © мастерстве ведущего, ©
стремительности его атак и 05: умении Be-

командира, то эта пара справедливо может
быть названа лучшей. Достаточно сказать,
что только в семи проведенных совместно
воздушных боях Комаров и Куприянов
сбили семь вражеских самолетов.

Шетчик Петр Куприянов” молол. Он нри-
был в полк три месяца назал, когда шли
ожесточенные сражения на Орловско-Вур-
ском плацдарме. .

— Будете летать с Комаровым, —
сказал командир эскадрильи Герой Совет:
ского Союза майор Муравьев.

В тот же день Куприянов познакомился
со своим ведущим. Первая беседа была
исключительно деловой. Старший лейтенане
Комаров полелилея с ведомым своими на-
блюдениями; касающимися тактики про-
тивника, об’яенил, как надо держаться в
строю, как прикрывать атаку ведущего и
выход U3 Hee, -

Первый совместный вылет был для Куп-
риянова серьезным экзаменом. Требовалось
‘прикрыть с ‘воздуха район, в котором на-
ши наземные части сосредоточивалиеь для
наступления. Туда пюлетела восьмерка
«Яковлевых», в составе которой была пара
Комаров — Куприянов.

На высоте 2.500 метров Комаров резким
разворотом предупредил ведомото © нояв-
лении противника. На встречном. курсе
шла восьмерка «ФВ-190». Командир груп-
пы подал по радио сигнал: «В атаку»

Завязалея бой. Лейтенант Куприянов
неотступно следовал з& своим ведущим,
старался новторять каждую его эволюцию,
надежно охраняя хвост самолета коман-
дира. Бой складывался в пользу наших
етребителей. Старший лейтенант Комаров
в лоб атаковал «ФВ-190». Немец не вы-
держал атаки и, пытаясь выйти из bos,
взмыл вверх. На. какую-то долю. минуты
ен подставил советскому истребителю свой
«живот». Это решило его’судьбу. Меткой
очередью старший лейтенант прошил вра-
жеский самолет, и тот упал на землю.

Вскоре группа «Яковлев-1», очистив-
шая зону эт вражеской авиации, легла
па обратный курс. Куприянов шел слева
от ведущего”и все еще не мог забыть его
стремительной атаки. Молодой летчик ра-
довался победе командира. Но. вместе с

вов ОТ СТАЛИНГРАДА ДО ПЕРЕКОПА.

(Степь бесконечная и ровная, как, стол, ной стороны, задерживать наших солдат,

почти такая же, как под Сталинградом. И
по этой степи так же, как год назад, мы
MUEMCH Ha неприхотливом «козлике» ра-
зыскивать радиостанцию наведения, кото-
рой командует старшина Еременко. Она
ушла в прорыв .с танкистами и казаками.

“Toy назад эта же радностанция уходи-
ла в степи под Сталинградом также с
“конницей и танками, осуществляя взаимо-
действие авиации © наземными войсками.

`Тогда начала она свой путь и свою. ра-
боту пю оповещению и наведению самоле-
тов ‘Ha цель и © тех пор движется непре-
рывно вместе’ с передовыми частями Врас-
ной Армии. На ев счету уже двести само-
летов, сбитых при помощи радионаведения.
Мы едем поздравить маленький коллектив
славной рации < этим «юбилеем», HO не
Можем. за ней угнаться.

„Вот ве недавняя стоянка перед немец-
кой обороной на реке Молочной. Вот хол-
мик, за которым она стояла, выпустив
свой стальные усы и закопавшиеь в зем-
лю. А вон и обломки немецкого самолета,
сбитого при ее помощи. Они хорошо видны
в бинокль.

Ерепко здесь изрыли землю немецкие
кроты, в своей слепоте думающие, что
можно удержать русского ссолдала этон
хитроумной сетью извилистых и змеистых
окопов, дзотов, бункеров и блиндажей. Вот
перед нами дзот, или бункер, образца лета
1943 года, Он очень аюбопытен.

В центре блиндаж, гле за столиком,
врытым в землю, сидит офицер или унтер-
офицер. Дальше во все сторопы идут
шесть прямых ходов сообщений в отрел-
ковые ячейки. Всё это накрыто настилом
из земли-и бревен так, что каждый стре-
лок, чтобы убежать, должен пройти ми-
мо офицера. Иначе вылезти некуда. А фз-
питетский офицер, как пауЕ сидяший в

центре этой паутины, видит каждую свою
жертву и -чуть- что- может пристрелить.
Таким 0

1113362.

а с другой — удерживать немпев на’ ме-
сте, помешать их попыткам сбежать. Этих
«пауков» применили немцы после провала
всевозможных подписок, «клятв фюреру»
и прочих страховок от бегства солдат.

На реке Молочной не помогли и «лау-
ки». Немцы бегут от наигих казаков.

Танкисты, ремонтирующие танк в бал-
ке вблизи Ново-Ивановки, рассказали о
HOBOM «способе», который применил враг в
бою против их.танковой части.

Противник окопался севернее `Ново-Ива-
новки, а наши появились с юга. Немцы
бросились бежать, и в открытой степи их
нагнали танки, ведя огонь’ с хода.

Куда ни заедешь, к кому ни завернешь,
— всюду рассказы о бегстве’ фрицев от
реки Молочной. Они держались за нее с
бешеным упорством, но стоило рухнуть
одному участку обороны — и они  peTHBO
помчались к Днепру. Наши казаки и тан-
ци везде и всюду преграждали им путь; и
тут возникали короткие, но жестокие
‘схватки. Немцы с боем пробивали себе
дорогу к беготву, ‚паши принуждали их к
сдаче лнбо истребляли.

Так было вблизи Георгиевки, под Аека-
нией-Нова, на пути к Ваховке. Когда мы
остановились на ночлег недалеко or Ac-
кании-Нова, в ¢ex0 пожаловали «незва-
ные гости», бегущие из-под Геническа.

Поеле короткого боя обозники и комен-
дантский взвод ВАО заставили их отеко-
чить в степь. Двое немцев, попавшихся в
плен в.этой перепалке, вдруг попросили
лать им возможность догнать своих, чтобы
вернуть их. Оказывается, оми думали, что
нарвалиеь. на кубанских казаков, которым
боятся попасться, потому что когда-то на-
шкодили в кубанеклх станицах, Видно,
было чего опасаться матерым грабителям,
попавшим: впросак!

Недалеко от Перекопа, наконец, отыс-
кали мы нашу радиостанцию на колесах и

бразом эти бункера должны, 6 0д-1 ее маленький коллектив.

KIA.
вый русский человек около четверти века

Перекоп! Чье сердце не `забьется при
этом священном для нас слове! Здесь ут-
вертили наши отцы славу советекого ору-
Здесь‘ свободолюбивый и бесетраш-

назад победил врага, запершегося в этой

твердыне за семью замками неприступных

укреплений.

Старые бойцы вспоминают
штурм Перекопа и говорят:

— Мы тогда на эту проволоку, на пу-
леметы с’ саблями, со штыками шли... А
теперь нам дорожку танки проложили!

Обнажая головы, проходят пехотинды
мимо замотанного колючей проволокой, 00-
горевшего танка... Вее несть рядов кольев
вместе с проволокой утащил он на своей
броне ‘прямо через Турецкий вал и застыл
на скатах его, не то подорванный фуга-
сом, не то подбитый. Но путь он открыл...

Перекоп уже наш. Первый замок с
крымской твердыни сбит. С

Встреча ‹0 старшиной Еременко, на-
чальником рации, превращается B вечер
воспоминаний,

— А помните, как мы вотречались в
степи под Сталинградом? А как ликова-
ли, когда истребители, наведенные нашей
станцией, сбили первый самолет? .

Тогда бойпы этой комалды были ещё
молоды. и неопытны. А сейчае, спустя
год, все выроели и возмужали. Вот ради-
etka Аня Зозуля. Ке голос знаком всем
злешним летчикам. Она знает почти веех
ведущих грушт. Она’ первая узнала, котда
на фронте появилиеь братья Глинки.

— ББ, слышишь меня? Я — ДБ.

— Чо это 3a повые позывные? —
удивилась вторая радистка, Тася Бобыл-
кина.

Аня улыбнулаеь и расшифровала:

— Это Борис Борисович и Дмитрий, Бо-
рисович, знаменитые братья Глинки.

И, взяв микрофон, стала передавать им
воздушную обстановку. По окончании по-
лета кто-то из братьев пошутил:

первый

— Молодец, девушка! Как зовут? Ска-
жи — посватаюсь после войны...

Она прекратила этот загружающий эфир
разговор, коротко ответив:

Аня.

Вот шофер машины, он же электромеха-
ник рации, Сертей Васильевич Червяков.
Мимо скольких минных полей провел он
ловеренную его рукам рацию! Сколько зем-
ли перебросали его’ руки при окапывании!
Сколько раз, умело маневрируя, избегал он
обстрелов всех видов оружия, от пулеметов

до минометов! — р

Вот старший радист установки сержант
Черноус, мастер первого класса. Не было
еще случая, чтобы его рация молчала. На
всем ве многоверетном пути он мог в лю-
‘бое время. принять любой сигкая и перз-
зать отзыв в. эфир.

Умудренный опытом упорнейших боев,
пришел этот маленький воинский коллек-
тив от Сталинграда к Перекопу. Весь кол-
лектив отмечен правительственными на-
традами. На груди сержанта Черноуса и
старшины Еременко, помимо медалей «За
оборону Сталинграда», — медали «За от-
nary> и ‚ордена Красной Звезды. У всех
остальных — медали «За оборону Ста-
линграда» и «За боевые заслуги».

— Ну, гак у vac na Перекопе? —

спраниваем мы Еременко.

— Устроитись аккуратно, — отвечает
от, словно ‘речь идет о самом обычном,
очередном месте стоянки.

Дыханием героической истории веет
здесь от каждого камня. Но молодое поко-
ление творит Уже повую иеторию Переко-
па, творит деловито, ‘умело, умудренное
опытом большой войны, во всеоружии HO-
вой техники, которой снабдила ЮКрасную
Армию страна социализма. :

...Восходит солице, Свежий ветер pasro-
няет ‘туман, поднявшийся от Сиваша, и
летчики, подлетая к Перекопу, слышат: .

— Внимание, внимание! На параллель-
мом курсе пиже вае «Ю-87».

«Лавочкины» и «Яковлевы» устремля-
ются в атаку, прикрывая войска, прошед-
шие Перекоп,

Групла летчиков, отличившаяся в шТурмовке важного узла сопротивленая

немцев на правом берегу Днепра. Слева направо: гвардии младший лейтевант

К. Балакин, командир полка и ведущий группы гвардии подполковник М. Скляров,

гвардии старший лейтенант С. Воловиков, гвардии капитан А. Бондарь, гвардии

капитан А. Кадомцев, гвардии майор Г. Копаев н гвардии младший лейтенант
А. Холизев,

=! Три победы ведомого

ломого читать воздушный ‚Печерк своего,

б^ноября. 1943 г.’ №51 (179).

жен мы .
За героев
Краснодона

Боевой счет мест за гибель красводоя*
ских подпольщиков-комсомольцев ‘открый
майор Швешов, Герой. Советского Союза,
Вторым был Грицько Порада. Он написал
на своей машине: «За Олега Кошевого»—и
отправился в боевой полет. Тут он встре-
тился с «Фокке-Вульфами», и один из вра-
гов заплатил жизнью за эту’ встречу.

Но это было лишь начало. Шесть раз,
один за другим, налетал Порада на вра-
жеские цели. Паровоз, пять вагонов, десять
автомашин и много гитлеровцев ‘уничтожил
Гон своим огнем за эти шесть вылетов.

Младший лейтенант ШЩинов и его воз:
душный стрелок сержант Филиппов мстят
за Любу Шевцову. Так и. написано на. их
машине, Имя Ульяны Громовой избрал ‹во-
им боевым девизом член полкового комсо-
мольского бюро младший лейтенант Соба»
ин.

Счет мести за героев Краснодона расте?
130 дня в день, ;

Действующая. армия.

(От наш, спец. корр.):

Фото А. Дмитриева.

тем у него пробуждалось   смутное чув-
ство неудовлетворенности. Куприянов раз-
мышлял: «А правильно ли поступил я,
сосредоточивая все внимание на хвосте
самолета ведущего, думая только о защи-
те себя и ведущего? Ведь это лишь часть
моих обязанностей. Наряду с обороной я
ложе должен вести наступательный бой».

На земле ведомый тщательно” продумал
свои промахи. Это принесло плоды. В сле-
дующем бою Куприянов этой ошибки уже
не повторил.

Вылет состоялея на другой же день.
Шестерка «ЯК-1» появилась над линией
фронта в тот. момент, когда на выюоте
3.000 метров шел воздушный ‘бой. Летчики
с набором выготы приблизились K групие
«ФВ-190» и атаковали их. Комаров прямо
пд собой увидел пару немецких истреби-

ШТУРМАН СПАС

телей. Условным покачиванием с крыла на
крыло оси известил своего ведомого. Ку-

атаку» ин поспешил его прикрыть. Комаров
с пикирования атаковал ведущего «ФВ-
190» в то время, когда тот делал разво-
рот. и первой же очередью зажег немца.

Не отстал па это? ‘раз от комашлира и
Пуприянов. Он отвернул от ведущего и ©
дистанции 70 метров под ракурсом 2/4
открыл огонь по ведомому «Фокке-Вуль-
фу». Очередь пришлась по кабине пилота,
и немецкий истребитель,  загоревшись,
упал на землю. Поеде этого лейтенант при-

мвнул к ведущему и прикрыл его атаку

на вторую пару. Комаров с короткой дис-
танции расстрелял еще одного «ФВ-190»,

Бой кончилея крунпой победой: Пара
сбила 3 немецких петребителя, один из
которых был уничтожен лично ведомым.
После посадки ведущий сказал лейтенанту
Куприянову: _

— Вот видишь, стал дерзким и, сразу
открыл счет, Какие еще недостатки у те-
бя? Нервозность. проявляешь при атаке:
длинные очереди нужно выпускать реже;
бей длинной лишь тогда, когда знаешь,
что наверняка поразишь противника, и
вообще будь хладнокровней,

Куприянов продумывал каждое замеча-
ние своего командира, старалея анализиро-
вать малейшую неточность, допущенную в
бою. Он стремилея скорее выправить
®шибки, был внимателен к советам коман-
дира. Молодой летчик повышал свое ма-
стерство буквально < каждым новым вы-
летом. Оно приходило к нему постепенно
как вознаграждение за упорную работу над
собой. В воздухе Куприянов становился
смелее, инициативнее.

Через несколько Дней ему пришлось
столкнуться © группой немецких бомбарди-
ровщиков. В этом бою он показал себя
уже зрелым летчиком. 12 «Ю-88» шли в
правом. пеленге. Комаров успел крикнуть
по радио:

— Прикрой атаку!

С пикирования он врезался в строй
врага. Немцы  ожесточенно  отбивались.
Они создали густую сеть заградительного
огня, но’ искуеным маневром Комаров вы-
вел свою машину из-под обстрела и BTO-
рой атакой сбил одного «10-88». B это
время появилась четверка немецких ист-
ребителей прикрытия. Очевидно, надеясь
на численный перевес, немцы решили
уничтожить пару «ЯК-1». С этой. целью
два «ФВ-190» пошли в атаку на ветреч-
ных курсах, а два стали. заходить сзали.
Положение создалось на этот раз за-
труднительное. Но слетанность и хорошее
понимание друг друга в воздухе выручи
ли напгих летчиков и на этот раз...

Еще на земле Комаров предупредил лей-
тенанта, что ‘ири столкновении © парой
вражеских истребителей он атакует веду-
щего, а ведомого поручает ему. Быстро
оценив обегановку, Комаров пошел ¢o ero-
им ведомым в лобовую атаку. Она была
завершена меткими очередями с короткой
дистанции. Комаров’ поджег +дного немец-
кото. истребителя, а Куприянов двумя оче-
редями изрешетил второго, п тот © горя-
щим мотором полетел к земле. После- это-
го пара развернулась в сторону двух дру-
гих .«ФВ-190». Но те ушли, не приняв
бя.

_В этот же день Куприянов «сбил третий
вражеский самолет. Tak молодой ведомый
одержал три боевых побелы.

Двадцать пять’ боевых ‘вылетов совер-
шил гвардии лейтенант Куприянов совме-
стно. с Комаровым. Разные „бывали зала-
ния: и сопровождение штурмовиков. и
прикрытие наземлых войск, у штурмов-
ка, по пи разу ие позволил он ни одному
вражескому истребителю. атаковать велу-

то. Ведомый“ Куприянов хорошо поли:
Мает замысел своего командира не только
\ю условным сигналам или командам, но и
благодаря той интуиции, которой. должен
обладать каждый летчик-истребитель.

— Хороший ведомый, — говорят. ча-
сто о Куприянове, — Крепкий, надежный
щит,

Эта оценка — лучшая аттестация его
роста, его ооевой зрелости.

Старший лейтенант Г. СЕМЕНИХИН.

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Потаповский пер. д. 3. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: секретариат К 5-52-99, отв, сенретарь реданции К 5-98.02, нач, издательства К 5-60-10,

приянов принял сигнал командира «Иду в

САМОЛЕТ ,

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. (От наш,
спец. корр. по телеграфу). Один за другим
поднимались в эту ночь легкие бомбарди-

вщики, чтобы помочь. пехоте овладеть
ee узлом немецкой обороны. Было

паж комсомольца гвардии старшего cep-
жЖанта Мирошниченко решил спуститься
как можно ниже,
крыли цель,

Штурман твардии Старший лейтенант
Пирог точно вывел машину на цель. Еще
минута — и бомбы подетят вниз. Но в
это мгновение лучи прожекторов скрести-
лись на легком бомбардировщике. Откры-
ли огонь зенитки. Снарядом пробило бен»
зобак, фюзеляж, плоскости,

И штурман и летчик были ранены в но
ги, Казалось, гибель машины и людей не-
минуема. Тогда управление машиной взял
в свои руки раненый штурман. Летчик
Мирошниченко пальцем закрыл отверстие,
пробитое в бензобаке. Так нодбитая маши»
на, управляемая ранеными летчиком 4H
штурманом, держалась над целью и сбро-
сила свои бомбы.

Лишь перед самой посадкой на аэро-
дром Мирошниченко снова взял штурвал
и благополучно приземлил. самолет.

БОЕВОЙ
ПОДСЧЕТ

Недавно летчики Н-ской авиачасти под-
считали результаты своего участия в боях
за освобождение городов и сёл Украины.
Итог получился приличный.

Воинам части довелось сражаться с эска-
дрой фашистских асов. которую они раз-
громили. В первом бою с фашистскими аса-
мп группу наших летчиков вел Герой Со-
зетского Союза Якименко. В этой схватке
были сбиты 4 вражеские машины, из них
2 сбил Якименко. Советские летчики по-
терь не имели, ‘

Во ‘втором бою’ нашли свою могилу
5 вражеских асов, из которых на долю
тов. Якименко снова пришлись двое.

Летчики тт. Иванов и Кирия в одном
бою сбили по три самолета врага, а Завра-
жин и Зотов — по два, ae

Недавно одному из лучших летчиков ча:
сти — Матвею Ивановичу Зотову — Прези-
диум Верховного Совета ‘Союза ССР при-
своил звание Героя Советского Сяюза.

Действующая армия,

(От соб. корр.).

`^ СБОР. РАБОТНИКОВ 14
ABTOTPAHCIIOPTA BBC

Закончился сбор руковолящих работня-
НСО ВВС Красной Армин
местно, с лучшими WHC рами
строевых faecal ee
С мест было_заслушано. несколько инте-
ресных докладов, в которых старшие ин-
женеры и начальники автомастербких со0б.
щили сбору © ходе подготовки автотрак-
торного парка к зиме, его ремонте и мето-
a эксплоатации,
ыступивший на сборе заместитель на-
чальника тыла ВВС КА генерал_лейтенант
авиации Жаров‘ поставил перед собравши-
мися ряд конкретных задач в области ре:
монта и эксплоатации автотранспорта, а
также подготовки кадров водителей авто-

машин. р
На сборе была открыта небольшая вы-
ставка, на которой

представлены эхс-
понаты, ‚показывающие  достнжения авторе-

монтных мас р их час ей
ii ВВ:
те ск T wy Красной

‚> (От нашего спец, корр.).

——

ТЕАТР У. ЛЕТЧИКОВ-
ФРОНТОВИКОВ
Драматический театр им, Горвкого
г. Шуи (Ивановская область) уже длитель-
roe время обслуживает фронтовые acti.
а И актеры театра в назем-
ae x. 117-e свое выступление актеры
ровели у летчиков `Н-ской  авначасти,
Была поставлена «Женитьба» Гоголя. Воз:
душные бойцы < большим интересом смо-
трели этот веселый спектакль хорошо

сыгранный талантливыми актерами,

Ответственный редантор:
В. П. MOCHOBCKHA,

ruse _Wsnaten» — НАРОДНЫ
НОМИССАРИАТ ОБОРОНЫ а

известно, что цель хорошо прикрыта боль: *
шим количеством зениток. И все же эки»:

чтобы бомбы точно на-
  у

пыль инанаиминый