ее — ИИА НИА А ЗОО

Смерть немецким оккупантам!

с

СТА

№ 52 (180)

CK i

Газета Военно-Воздушных сил Нрасной Армии (орга

Воскресенье, 7 ноября 1943 г.

ХХУ тодовщика

н Народного Номиевариата Обороны СССР)

ВЫХОДИТ ДВА
РАЗА, В НЕДЕЛЮ

ПЕ Е Е: Е ЕЯ

Доклад Председателя Г осударственного Комитета
Обороны товарища И. В. СТАЛИНА

на, торжественном заседании Московского Совета депутатов

трудящихся с партийными и

общественными организациями

г. Москвы 6 ноября 1943 года.

(Председатель Московского Совета депутатов трудящихся
тов. Пронин предоставляет слово ПреЯседателю Государствен.
ного Комитета Обороны говарищу И. В. Стёлину.

Бурнымн, продолжительными овациями приветствуют собрав-
шниеся появление тов. Сталина на трибуне.

Со всех концов зала раздаются приветственные возгласы: «Да
здравствует наш вождь великий Сталин!», «Великому Сталину
ура!», «Ура товарищу Сталину!».

Долго прололжается несмолкающая  буря-оваций, Товарищ
Сталин начинает доклад),

Товарищи!

Сегодня народы Советского Союза празднуют 96-ю
годовщину Великой Октябрьской социалистической
революции. у

Третий раз наша страна в обстановке Отечественной
войны отмечает годовщину своей народной револю-
ЦИИ. 3

В октябре 1941 года наша Родина переживала труд-
ные дни. Враг подошел к столице. Окружил с суши
Ленинград. Наши войска были вынуждены отступать.
Готребовались огромные усилия армии и напряжение
всех сил народа, чтобы задержать врага и ‘нанести ему
серьезный удар под. Москвой; и

К октябрю 1942 года опасность для нашей Родины
еще более возросла. Враг стоял тогда в каких-нибудь

$ & ,
120 километрах. от Москвы, ворвался в Сталинград,

вступил. в предгорья Кавказа, Но ив эти тяжелые

дни армия и народ не пали духом, а стойко перено-
‚сили все испытания. Они нашли в себе силу, чтобы
задержать врага и нанести ему ответный удар. Вер-
ные заветам великого Ленина, не щадя сил и жизни,
защищали они завоевания Октябрьской революции.

Как известно, эти усилия армни и народа не пропали
даром. , : i

Вскоре после Октябрьских дней прошлого года, на:
ни ‘войска перешли в наступлениё и нанесли немцам
новый мощный ‘удар сначала под Сталинградом, на
Кавказе, в районе среднего течения Дона, а затем в
начале 1943 года’у Великих Лук, под’ Ленинградом,
в районе Ржева и Вязьмы. После этого Красная Ар-
мия уже’ не, выпускала больше инициативы из своих
рук. Ее удары в течение всего лета этого года стано-
вились всё более крепкими, её воинское мастерство с
каждым месяцем возрастало. С тех пор наши’ войска
одерживают крупные. победы, а немцы ‘терпят одно
пораженне за другим. Как ни пытался враг, но ему
всё еще не удалось добиться ни одного сколько-ни-
Ни серьезного ‘успеха на  советско-германском

ронте. ‘< * \

Т. Год коренного перелома в ходе войны. . d

Истекший год — от 25 до 26-й годовщины Октяб-
ря -- является переломным годом Отечественной
войны.

Этот год был переломным прежде всего потому, что
в. этом году Красной Армии впервые за время войны
удалось осуществить болышое летнее наступление
против немецких войск, причем немецко-фашистские
войска под ударами наших войск оказались вынуж
денными поспешно. оставлять захваченную имн терри-
торию, нередко спасаться бегством от окружения н
бросать на поле боя большое количество техники,
складов вооружения и боеприпасов, раненых солдат
и офицеров, ,

Таким образом успехи нашей летней кампании во
второй половине этого года явились продолжением и
завершением успехов. нашей зимней кампании: в нача-
ле-этого‘ года... < eye НА Аа lie he oie

Теперь, когда Красная Армия, развивая успехи зимней
кампании, нанесла немецким войскам ‘могучий удар
летом, можно считать’ окончательно похороненной
басню о том, что Красная Армия неспособна будто
бы вести успешное наступление в летнее время. Ис-
текший год показал, что Красная Армия так же хоро-
шо может наступать летом, как и зимой,

В результате этих наступательных операций нашим
войскам удалось в течение истекшего года пройти ‘с
боями от 500 километров в центральной части фронта
до 1300 километров на Юге (аплодисменты), освобо-
див до   миллиона квадратных километров террито-
рии, т. е. почти до 9 Советской земли. временно за-
хваченной врагом, при этом вражеские войска оказа-
лись отброшенными от Владикавказа до Херсона, от
Элисты до Кривого Рога, от.Сталинграда до Киева,
от Воронежа до Гомеля, от Вязьмы и Ржева до под-
ступов Орши и Витебска.

Не веря в прочность своих прошлых успехов на
советско германском фронте, немцы заранее, на про-
тяжении длительного времени строили мощные’ обо-
ронительные полосы, особенно вдоль крупных рек.
Но в боях этого года немцев не ‘спасли ни реки, ни
мощные укрепления. Наши войска разрушили оборону
немцев и только за три летних месяца 1943 года ма-
стерски ‘форсировали четыре очень серьезных водных
преграды — Северный Донец, Десну, Сож и Днепр.
Я уже не говорю`о таких преградах, как оборона
немцев в районе реки Миуе — западнее, Ростова и
оборона в районе реки Молочная — около Мелитопо-
ля. Теперь Красная Армия успешно громит врага’ по
ту сторону Днепра.

Этот год был иереломным годом еще потому, что
Красной Армии удалось в сравнительно короткий
срок перебить и перемолоть наиболее опытные старые
кадры немецко-фашистских войск. закалив вместе с
тем и умножив свои’ собственные кадры в успешных
наступательных боях в течение года. За истекший
тод немеико-фашистская армия в боях на советско-
немецком фронте потеряла более 4 миллионов солдат
и офицеров, “из них не менее   миллиона 800 тысяч
убитыми, Кроме того немцы потеряли за этот год бо-
лее 14 тысяч самолетов, более 25-тысяз танков и не
менее 40 тысяч орудий, i

Теперь щие оная армия уже не та, какой
сна была в начале“ войны. Если в начале войны она
имела достаточное количество опытных кадров, то те-
перь она разбавлена, новоиспеченными молодыми
неопытными офицерами, которые поспешно бросаются
немцами на фронт, так как нет у них ни я
офицерских резервов, ни времени, чтобы обучить avi

Совершенно ‚ другую картину представляет бе
Красная Армия. Ее Кадры выросли’и закалились в ус-

истекший год. Коли-
пешных наступательных боях за я
чество ее боевых кадров ‘растет и булет ‘расти, так как
наличие необходимых офицерских резервов дает ей и
время и возможность обучать молодые офицерские
калры и выдвигать их на ответственные ть м

Характерно, что вместо 240 дивизий, стоя 73 :
прошлом году перед нашим фронтом, из коих ДИ
визий было немепких,—в эгом году перед фронтом
Красной Армии стоит 257 дивизий, из коих 207 criss
зий являются немецкими. Немцы «видимо расс

качество своих ди-
вают компенсировать сниженное
ства Однако поражение
визий увеличением их количе НО
немцев за истекший год показывает, что уху

2. Всенародная

были бы невозможны без
моотверженной рабогы со-
одах, шахтах и руд-
м хозяйстве. Совет-

Успехи Красной * Армии
полдержки нарола, без са
ветски& людей на фабриках и зав
никах, на транспорте и в сельско

‘ступление и рядом последовательных ударов в тече-

качество дивизий невозможно возместить. увеличением
их. количества.

’ С чисто военной трчки зрения поражение ‘немецких
войск на нашем ‘фронте к исходу этого года было
предрешено двумя важнейшими событиями: битвой
под Сталинградом и битвой под Курском.

Битва под Сталинградом кончилась окружением
300-тысячной армии немцев, разгромом последней“ и
пленением ‘около ¥3 окруженных войск. Чтобы иметь
представление о размерах того невиданного в историн

побоища, которое разыгралось на полях Сталинграда,
необходимо знать, что по окончании Сталинградской`

битвы было подобрано и похоронено 147`тысяч 200
убитых немецких солдат и’ офицеров и 46 тысяч 700
убитых советских ‘солдат и ‘офицеров. Сталинград
был закатом немецко:фашистской армии. После“ Ста-

SHAT pack Oro побоища, как известно; немцы ве могли

уже оправиться.

Что касается битвы под Курском, то она окончи-
лась разгромом двух основных наступающих групп
немецко-фашистских войск и переходом наших войск
в контр-наступление, превратившееся потом в мощное
летнее наступление Красной Армии. Битва под Кур-
ском началась наступлением немцев на Курск‘ с севе-
ра и с Юга. Это была последняя попытка немцев осу-
ществить большое летнее наступление и в случае ее
успеха наверстать потерянное. Наступление окончи:
лось, как известно, провалом. Красная Армия не толь:
ко’ отбила наступление немцев, но. сама перешла в на-

ние летнего периода отбросила` немецко-фашистские
войска за Днепр. №.

‚ Вели Ситва пол “Сталинградом предвещала закат
немецко-фашистской армии, то битва под Курском по-
ставила ее перед катастрофой. .

‚Этот год был переломным годом, наконец, потому.
что успешное наступление Красной Армии коренным
образом ухудшило. хозяйственное и военно-политиче-
ское положение фашистской Германии, поставив ее
перед глубочайшим. кризисом.

Немцы рассчитывали осуществить летом этого го-
да успешное наступление на советско германском
фронте, чтобы вернуть себе потерянное и поднять
свой пошатнувшийся авторитет ‘в Европе. Но Красная
Армия опрокинула расчеты немцев, отбила их насту*
пление, сама перешла в наступление и погнала немцев
на Запад, растоптав тем самым авторитет немецкого
оружия. ^ у

Немцы рассчитывали взять курс на затяжную вой-

ну, стали строить оборонительные рубежи и «валы»,
об’явив во всеуслышание о неприступности их новых
позиций. Но Красная Армия и здесь опрокинула рас-
четы немцев, прорвала их рубежи и «валы», продол-
жает успешно наступать и не дает им сроков для за-
тяжки войны.
_ Немцы рассчитывали выправить положение на
‘фронте при помощи «тотальной» мобилизации. Но со-
бытия и, здесь опрокинули расчеты немцев. Летняя
кампания уже с’ела’ 9 «тотально» мобилизованных,
однако незаметно, чтобы это обстоятельство принесло
какое-либо улучшение в положении немецко фашист.
ской армии. Возможно, что придется об’явить еще
одну «тотальную» мобилизацию, причем нет основа-
ний предположить, что повторение подобной меры не
приведёт к «тотальному» крушению некоторого госу-
дарства. (Бурные аплодисменты).

Немцы рассчитывали прочно удержать за собой
Украину, чтобы, использовать украинские сельскохо-
зяйственные продукты для своей армии и населения,
а донецкий уголь — для заводов и железнодорожного.
транспорта, обслуживающих немецкую армию. Но она
и здесь просчитались. В результате успешного насту-
пления Красной Армии немцы потеряли‘ не только до:
нецкий уголь, но и наиболее богатые хлебом области
Украины, причем нет оснований предположить, что
они не потеряют в ближайшее время и остальную
часть Украины. (Бурные аплодисменты).

Понятно, что все эти просчеты не могли не ухуд-
шить и действительно ухудшили коренным образом
‘хозяйственное и военно-политическое положение фа
шистской Германии, .

Фашистская Германия переживает глубокий кризис
Она стоит перед своей катастрофой,

помощь фронту.

ский народ в трудных военных условиях сумел обес-
цечить свою армию всем минимально необходимым и
непрестанно совершенствовал ее боевую технику. На
всем протяжении войны врагу не удалось превзойти

у

ИН И RE ee

еликой Октябрьской Социалистической Революции

Да здравствует 26-я головшина Великой
  Октябрьской Социалистической Революции, свер-
гнувшей власть империалистов в нашей стране

и провозгласившей мир ‘между народами всего

мира!

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА CCCP

ты

О награждении орденом Суворова 1 степени Маршала

Советского Союза СТАЛИНА Мосифа Виссарионовича

За правильное руководстве операциями   успехи наградить Маршала Советского
Красной Армии в Отечественной войне про-   Союза СТАЛИНА Иосифа Виссарионовича

` №

тив немецких захватчиков и’ достигнутые   орденом СУВОРОВА 1

степени.

Председатель Президиума Верховного: Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР’`А. ГОРКИН.

Москва, Кремль. 6 ноября 1943 г.

наша промышленность давала фронту всё большее и

большее количество боевой техники.
Истекший год был переломным годом не только в

ходе военных действий, но и в работе нашего тыла.

Перед нами не стояли уже такие задачи, как эвакуа-

ция предприятий на восток и перевод промышленно-
сти на производство вооружения. Советское государ-
ство ‘имеет теперь слаженное и быстро растущее воен-
ное хозяйство. Стало быть все усилия народа могли
быть сосредоточены на увеличении производства и
дальнейшем. совершенствовании вооружения, особенно
танков, самолетов, орудий, самоходной артиллерии. В
этом мы достигли крупных успехов. Красная ‘Армия,
опираясь на, всенародную поддержку, бесперебойно
получала боевое снаряжение, обрушивала на врага
миллионы бомб, мин и снарядов, вводила в бой тыся-
чи танков и самолетов. Можно с полным основанием
сказать, что самоотверженный труд советских людей
в тылу войдет в историю, наряду с героической борь-
бой Красной Армии, как беспримерный подвиг народа
в защите Родины. (Продолжительные аплодисменты).
Рабочие Советского Союза, создавшие в годы мир-
ного! строительства высоко развитую мощную социа-
листическую промышленность, во время Отечествен-
ной войны развернули напряженную и кипучую рабо-
ту на помощь фронту, проявляя настоящий трудовой
героизм. ‘ ;
Всем известно, что гитлеровцы располагали в войне
против СССР не только сильно развитой промышлен-

‚ностью Германии, но и довольно мощной промышлеён-

ностью вассальных и оккупированных стран. И всё же
гитлеровцы не смогли сохранить количественное пре-
восходство в военной технике, которое они имели в
начале войны против Советского Союза. Если теперь
былое превосходство врага в количестве танков, са-
молетов, минометов, автоматов ликвидировано, если
наша армия не испытывает ныне серьезного недостат-
ка в вооружении, боеприпасах, снаряжении, то в этом
прежде всего нужно усмотреть‘ заслугу нашего ‘рабо-
чего класса. (Бурные, продолжительные аплодисменты),

Крестьяне Советского Союза, преобразовавшие в
годы мирного строительства’ На основе’ колхозного
строя отсталое земледелие в передовое сельское хо-
зяйстро,  во ‘время Отечественной войны проявили не-

бывалое в истории деревни высокое сознание общена-

родных интересов. Они самоотверженным трудом на
помощь фронту показали, что советское крестьянство
считает нынешнюю войну против немцев своим кров-
ным делсм, войной за свою жизнь и свободу.
Известно, что в результате нашествия ‘фашистских
полчищ наша страна была временно’ лишена важных
сельскохозяйслвенных районов Украины, Дона и Куба-
ни. И всё же наши колхозы и совхозы снабжали без
серьезных перебоев армию и страну продовольствием.

Коненно, без колхозного строя, без самоотверженного

n
нашу армию по качеству вооружения. В-то же время

труда колхозников и колхозниц мы не смогли бы ре-
шить эту труднейшую задачу. Если на третьем году
воины наша армия не испытывает недостатка в продо-
вольствии, если население снабжается продоволь-

ствием, а промышленность сырьем, то в этом сказа-.

„лись сила и жизненность колхозного строя, патриотизм
колхозйого крестьянства. (Продолжительные апло-
дисменты). we
Большую роль в деле помощи фронту сыграл наш
транспорт, прежде всего железнодорожный транспорт,
а также -речной, морской и автомобильный транспорт.
Транепорт является, как известно, важнейшим сред-
ством связи между тылом и фронтом. Можно произ-

водить большое количество вооружения и огнеприпа-

сов»„но, если они не доставляются во-время фронту
при помощи транспорта, они могут: остаться бесполез-
ным грузом для. дела фронта. Нужно сказать, что в

деле своевременного подвоза на фронт вооружения,
огнеприпасов, продовольствия, обмундирования и: т. д..
роль транспорта является решающей. И если несмотря.

на трудности военного времени и недостаток топлива
нам всё же удалось снабжать фронт всем. необходи-
мым, то в этом надо признать прежде всего заслугу
наших транспортных рабочих и служащих, (Продол*
жительные аплодисменты),

{От рабочево класса и крестьянства не отстает в де-
ле помощи фронту и наша интеллигенция. Советская
интеллигенция преданно работает на дело обороны на-
‚шей страны, непрерывно совершенствует вооружение
Красной Армии, технику и организацию производства.
Она помогает рабочим и колхозникам в под’еме про-
мышленности и сельского хозяйства, двигает вперед
в условиях войны советскую науку и культуру.

Это делает честь нашей интеллигенции. (Продолжи-
тельные аплодисменты).

Все народы Советского Союза единодушно подня-
лись на защиту своей Родины, справедливо считая ны-
нешнюю Отечественную войну общим делом всех тру-

дящихся без различия национальности и вероиспове-‘

дания. Теперь уже сами гитлеровские политики видят,
как безнадежно глупыми были их расчеты на раскол и
столкновения между народамв Советского Союза.
Дружба народов нашей страны выдержала все’ труд-
ности и испытания войны и еще болёе закалилась в
общей борьбе всех советских людей против фашист-
ских захватчиков.

В этом источник силы Советского Союза, (Бурные,
продолжительные аплодисменты).
Руководящей и направляющей силой советского на-
рода как в годы мирного строительства, так и в дни
войны Явилась партия Ленина, партия’ большевиков:
Ни одна паргия не имела и нё имеет_такого авторите-
та среди народных массе, как наша большевистская
партия. И это понятно. Под руководством партии

(Окончание — на 2 стр.).

me