№ 54 (182),

17 ноября 1943 г.

Взаимодействие с конницей

Нам пришлось взаимодействовать с ка-
валерийской группой в ‘районе Брянска.
Нерех конными частями тогда стояла за-
Jaya — войдя в прорыв’ фашистской 000-
роны, внезажными и стремительными уда-
рами ©. флангов и тыла развить успех
наступления наземных войск, действую-
щих с фронта, в дальнейшем выйти К
важной коммуникации врата и, перерезав
ее, поставить иемцев под. угрозу окру-
жения.

Исходя из этой задачи, истребительная
авиация должна была прочно прикрыть
боевше порядки конницы, а бомбардиров-
щики и штурмовики — содействовать ее
успеху на поле боя.

Наземная и воздушная обстановка в то
время благоприятетвовала нашим общим
действиям. Обилие лесных массивов В
районе боевых ‘действий маскировало всад-
ников от воздушного противника, & гос-
подство советской авиации в воздухе €0-
лействовало успешной работе штурмови-
ков.

Но лесистая местность вместе © тем
затрудняла обозначение места пребывания
нашей конницы. На это дело было обра-
щено 0с0бое внимание. Мы твердо догово-
es 0 сипналах опоэнавания и обозиа-
чения. Кроме того мы держали над полем
боя специальную пару истребителей. Je-
тая на малых выюотах, они. по радио
информировали нас © положении кавале-
рийских частей. Попутно эта пара истре-
бителей решала и другую не менее важ-
‘ную задачу — предупреждала о появле-
HUH Hal полем боя немецкой авиации.

Сосредоточиваясь для входа в прорыв,
хонники умело маскировались в лесном
массиве. Немецкие разведчики то и дело
рыескали над местом сосредоточения. Ак-
тивность мемецких разведчиков потребова-
ла повышения бдительности. Пришлось
усилить патруль истребителей.

Под надежным прикрытием с воздуха
кавалерибты к исходу дня подошли К
месту прорыва и сосредоточилиеь для
броска. Как у предполагалось, конницу
‘ввели в прорыв ночью. Поэтому в тече-
ние своей ночи для нее расчищали путь
ночные бомбардировщики.

Как было организовано взаимодействие
в этих условиях? Еще днем офицеры шта-
бов взаимодействующих частей договари-
зались © сигналах обозначения и целе-
указания. Когда“ наши. бомбардировщики
появлялись над Полем боя, конники ра-
кетами обозначали линию фронта, & трае-
сирующими пулями указывали летчикам
направление полета. Получая ориентиров-
ку и целеуказание, летчики бомбили точ-
но и наносили врагу большой урон.

С маступлением рассвета начали дей-
ствовать штурмовики. Истребители по-
стоявных барражированием прикрывали
конницу. Чаеть истребителей находилась
на посадочных площадках в иепосред-
ственной близости к линии фронта. Это
давало нам’ возможность быстро подиять
в воэлух необходимое число самолетов для
наращивания сил в возхушном бою.

‚ Однажды комники в глубине обороны
толверглись воздействию вражеской ‘авиа-
uuu, Наши истребители были подняты в
воздух и буквально через 3—4 минуты
Ретупили в бой. Авиапионный предета-
зитель, паходившийся на этом участке,
сейчас же по радио связалея © ведущи-
ми групп и нацелил их на бомбардиров-
щиков противника. Контрудар был нане-
сен своевременно, враг потерпел пораже-
ние.

Использовав успешные действия дру-
тих родов наземных войск, действовав-
ших на главном направлении,  конники
прорвались глубоко в тыл противника и
вышли к линии железной дороги Сухи-
вичи-—Рославль. Но со стороны одной
станции они были атакованы крупными

ко поработать. пегурмовикам. В воздух
было поднято ‘несколько групи, «Илью-
шин-2». Приняв прижаз по радио, пере-
данный офицером штаба с НИ; оми удач
рили по боевым порядкам гитлеровцев.
Другие группы были нацелены на тыло-
вые 0б’екты противника. Массированный
удар штурмовиков вывел из строя не-
сколько. эшелонов, и темсамым в крити-
ческий момент боя было дезорганизоватю
снабжение войск,

Haim ‘летчики действовали смело и
уверенно. Штурмовой удар был настолько
сильным, что копники к исходу дия овла-
дели станцией. т

Потеряв важную коммупикацию в тылу,
разбитые иемецкие части стали отходить

‘ra юг. Кавалеристы преследовали их по

пятам. В этот период боя очень Bano
было санать направление ‘отхода немцев,
споевременно обнаружить их резервы, a
затем предупредить свои войска © в63-
можной перегруппировке врага и перехо-
де его в контратаку. С этой целью мы
и штаб кавеоединения вели иепрерывную
разведку и постоянно информировали друг
друга о наземной и воздушной обстанов-
ке. Малейшее изменение в тылу врага не
ускользало от взора разведчиков.

Гитлеровцы соередоточили на противо-

положном берегу реки артиллерию и авто-

матчиков, готовя удар по переправе. Этот
район мы взяли под особый контроль, Be-
ли там тщательную разведку, уточняли
цели, & затем произвели несколько успеш-
ных штурмовых налетов. Замысел врага
пе удалея.

Переправивиись через водный рубеж,
кавалеристы устремились к железной до-
роге, но снова, встретили упорное ‹ сопро-
тивление. Противник © трех сторон контр-
атаковал наши наступающие части, пы-
таясь окружить их. Разгорелея omecro-
ченный бой, Конники спешилиеь и дей-
ствовали, как пехотинцы. 06 этом они
дали знать авиационному командиру, &
у себя па переднем крае выложили ©по-
знавательный знак,

Штурмовики снова пришли на помощь.
Штурмовые удары были нанесены 10

опорным пунктам и узлам сопротивления
немцев, а также по коммуникации, пи-
тавшей врага из’ глубокого тыма; Истре-

бители непрерывно висели над полем боя,

надежно охраняя кавалерию от воздушно-
26 нападения. Но боевая обстановка меня-
лась
комаидирам-кавалериетам вместе е наши»
ми представителями пришлось определять
и уточнять цели, перенацеливать самоле-

быстро. Поэтому › ответетвенным

ты, находившиеся в воздухе. В этот ре-
шающий этап боя паиболее важные об’ек-
ты бомбардировки и штурмовки опре-
делял сам командир кавалерийской груп-
цы.

Когда над налтими войсками появилась
большая группа «10-87», в воздухе в тот

момент не было патрулирующих истреби-  :

телей. Но в это время левее их уходила
ломой группа «ИЛ-2». Наш предетавитель
с НИ передал приказ ведущему атаковать
роемцев. По этой команде одно, звено штур-
мовиков повернуло в сторону врага и уда-
рило в лоб по «Юнкерсам». Вражеский
валет был сорван. «Юнкерсы», не ебро:
сив груза, ушли обратно.

В результате двухдневного боя конные
части овладели тремя железнодорожными
станциями, перерезав таким образом в
тылу врага важную коммуникацию. Этим
рейдом конники выполнили свою задалу,
пеставив немцев перед фактом. окружения.
Исход боя за важный опорный пункт
немцев по существу был решен, Авиация
ь этой операции сыграла больную роль.
Умело взаимодействуя с конницей, она
прочно прикрывала боевые порядки, рас-
чищала путь для быстрого ее продвиже-
ния вперед.

Гвардии ‘полковник В. УХОВ.

a

ПОЛУОСТРОВЕ

`НА КЕРЧЕНСКОМ

Высадка войск северо-восточнее и юж-
нее Керчи `проходила при активной” под-
держке авиации. С наступлением темноты,
за несколько часов до высадки десанта,
начали действовать ночные бомбардиров-
щики.. Они панесли удары по вражеским
аэродромам и подвергли длительной бом-
бардировке огневые позиции артиллерия

противника на восточном берегу Керчен-.

ского полуострова;

Под прикрытием мощного артиллерий-
ского огня и непрерывных ударов ночных
и наши десантные части
спешно высадились и закрепились на
берегу. С рассветом ночных бомбардиров-
щиков сменили штурмовики. Группьг «Иль-
юшин-2» по 6—8 самолетов наносили
мощные удары по гитлеровсхим батареях
на прибрежных высотах. На берегу’ разто-

релась жестокая борьба. Наши десантники

в процессе боев за расширение захвачев-
ных плацдармов столкнулись с яростным
сопротивлением немцев. Только на одном.
участке южнев Керчи противник. в течение
двух дней произвел 37 контратак с уча-
етием танков. При активной поддержке
штурмовиков все эти контратаки были
отбитыснашими. десантниками с большими
для противника-потерями,. Наземное коман-
дование. неоднократно выносило блатодар-
ность нашим летчикам-штурмовикам 3a
активное содействие *е воздуха: =

Борьба с контратакующими группами
вражеских тапков и пехоты в первые дин
операции являлась основной задачей на-
ших летчиков, поддерживающих десантные
группы. Своевременно появляясь. над
контратзкующими группами пехоты_и тан-
ков противника, штурмовики точным
бомбометанием и огием пушек и пулеметов

срывали вражеские контратаки. На одном

участке противник под прикрытием силь-
ного огня 5 артиллерийских и 6 миномет-
ных батарей, при: поддержке 20 танков пе-
решел в атаку на высоту Н, На поддержку
наигих десантников пришла группа из
«Нльюшин-2» во главе ‘с майором Юхот-
никовым. Майор Юхотников, точно выйдя
на цель, атаковал вражеские танки и. еле-
дующую за инми пехоту. В этом бою’ май-
ор Юхотников лично зажег два танка.  0е-
тальные были рассеяны,
Через несколько минут после посадки
Юхотников со своей группой вновь выле-
тел и повторил удар по этой же цели, В
районе предыдущей штурмовки летчики

Штурмовка вражеских позиций.

и отходящую пехоту противника, Hamu
десантники ‘ракетами ‘пюмогли’ летчикам
уточнить цель. В этих двух вылетах было
уничтожено и выведено из строя 8 танков,
4 автомалиины, рассеяно ‘до двух взводов
вражеской пехоты, . j

8 «Ильюшин-2» во главе со старшим
лейтенантом Опалевым при выполнении
боевого задания обнаружили вражеские
танки. Время полета былое на исходе и
боеприпасы израсходованы. Летчики в03-
вратились на свой аэродром. По их прось-
бе командование разрешило им вылет на
обиаруженную ими цель. Дозарядивииеь,
штурмовики взлетели и, точно выйдя на
цель, на бреющем полете произвели 15
атак. В этой штурмовке было уничтожено
несколько танков и создано 3’ больших
очага пожара.

Наши истребители, патрулируя в возду-
хе, надежно прикрывали десантные суда в
портах и на переходе. Вражеская авиация
безуспешно пыталась бить по десантным
войскам и препятствовать ‘боевой работе
наших летчиков. Шестерка. наших истре-
бителей во’тглаве с лейтенаитом Батыре-
вым штурмовала пехоту в боевых поряд-
ках и батарею МЗА. Во время штурмовки
летчики заметили в воздухе 12 «Ю-87»
пох прикрытием 4 истребителей. Ведущий
немедленно прекратил штурмовку, быстро

ПЕРЕХВАТИЛИ
БОМБАРДИРОВЩИКОВ _

Истребители Выдриган к Базлов, ведя
разведку на высоте 4.000 м., заметили
большую группу «Хейнкелей» под прикры-
тием «Ме-109». Разведчики и истребители
решили -перехватить эту вражескую армаду.

цию наведения, а сами, стали следить за
«Хе- 1».

Немцы, чтобы ввести в заблуждение
нашу ПВО, несколько раз меняли курс
Но на земле все эти изменения курса были
в точности известны — о ‘них сообщали
Выдриган и Базлов. Своевременно преду-
прежденные зенитчики встретили немцев
шквальным огнем. Строй бомбардировщи-
ков рассыпался. Два «Хе-111» были сби-
ты. На двух отставших ринулись наши
разведчики. Но в это время на Базлова
напал «Мессершмитт», Тогда на выручку
пришел Выдриган и не только отбил на-
падки «Мессершмитта», но и сбил его.

Так закончился этот своеобразный раз-
ведывательный полет двух истребителей.

Они сообщили о ней по радио на стан-

Фото кинооператора В. Доброницкого.

Поддержка десанта

собрал группу хи атаковал противника.

Бомбардировщики были расовяны и не до-

пущены к цели. Истребители во главе е
Жарковым прикрывали

подполковником
штурмовиков. В то время, когда паши с&-
молеты находились над целью, 2 «Ме-109»
и 4 «№-110» пытались атаковать штур-
MOBHKOB,

навязав противнику воздушный бой, еби-

ли 2 «Ме-109» и одного «Ме-110» под-
били. После выполнения задания пегурмо-
на обратном!
марируте приияли сигнал от радиостам-
‘ции наведения: «В воздухе бомбардиров-

вики, ведомые Опалевым,

щики противника», Вскоре Опалев обна-
ружил 9 «Ю-87». По его сигналу летчи-

ки-штурмовики перешли в стремительную

атаку и сбили 2 «Ю-87», остальные са-
молеты врага бежали.

В первые* же дни десантной операции
резко ухудшилась погода, усложнившая

‘действия авиации. Несмотря на исключи-

тельно сложные метеоусловия,
летчики

советекие
активно продолжают наносить

удары по врагу. Действуя небольшими

группами и отдельными парами на брет-

щем полете, прижимаемые пизкой облач-

ностью к земле, они непрерывно появля-
ются над артпозициями и боевыми поряд-
ками войск противника, вызывая в crane
врага „многочисленные взрывы, пожары,
оставляя после своих налетов десятки раз-
битых орудий, танков- и другой техники.
Так;пара «Ильюшин-2» во главе со стар-
шим лейтенантом ‘Сивковым вылетела“ на
штурмовку боевых порядков войск против-
ника. В районе цели стояла сплошная 06-
лачноеть высотой 50—80 метров при го-

пели на бреющем, летчики попали пох ис-
ключительно сильный огонь МЗА. В ре-
зультате успешной штурмовки был подав-
лен огонь одной батареи МЗА, разбито
несколько автомалин, рассеяно до взвода
вражеской пехоты, добыты ценные раз-
вехданные.

Несмотря па продолжающуюся непогоду,
летчики успешно громят врага с воздуха.
Ежедневно с крымекого берега от десант-
ников поступают радиограммы с выраже-
нием благодарности сталинским соколам за
поддержку, оказанную в боях по раеши-

острове.

Советекие»/ истребители смелым
маневром упредили вражескую атаку и,

ризонтальной видимости 1 км. Подойдя к

рению плацдармов на Керченском полу-

Удары по танкам

врага

ДЕЙСТВУЮЩАЯ ‚АРМИЯ, (Or наш,
спец. корр.). В трех километрах OT пе-
реднего края развелчики обпаружили до
(0 вражеских танков, замаскированных ‘в
Лесу. Для уничтожения их было направ»
лено несколько групп «Ильюшиных»,

Первую атаку произвела восьмерка, ве-
ломая капитаном Ивановым. Штурмовики
е ходу ударили по позициям танков и 3а-
тем шесть раз повторили свои атаки. В
тезультате атого внезаиного налета воз-
пикло до десяти пожаров и взорван склад
LEM a

Одновременно другие штурмовые группы
нанесли массированный удар по артилле-
рийским и минометным батареям Ha пе
реднем крае. Наиболее эффективными бы-
ли удары групи, ведомых опытными лет“
чиками Желенковым, Самсоновым и Бала»
новым,

Группа, старшего лейтенаита Желенкова

атаковала идущие в направлении фронта
танки и мотопехоту на автомашинах, Уви-
дев советские самолеты, гитлеровцы онача-
ди выскакивать из автомашин, но ие ус-
пели. Дорогу окутали облака, дыма, Запы-
хало несколько автомашин и танков,
_ Когла на фашистов налетела шестерка
капитана Баламова, немцы уже успели
зарыться в землю. Но опытные летчики
быстро разгадали маскировку немцев. Си»
тналы наземных частей помогли уточнить
расположение фашистских батарей. По
вим-то и ударили штурмовики, Станция
наведения корректировала огонь штурмо-
виков, «Немного левее, Вот так, ударьте
сильнее», — радировала станция. —

Вскоре раздалея огромной силы» взрыв.
Это летчик Иванов взорвал склад боепри»
пасов в деревне Г. Высоко взметнулисв
языки пламени.

Крупный пожар зажгла пара Балановае
иттурмовавигая ‘соседний населенный пункт,
В’ начале атаки батареи противника от“
крыми отчаянный заградительный и при»
цельный огонв. Пара «охотников» лейтеч
панта Камарицкого ударила по ним и ноз
давил огонь трех зенитных орудий,
Огомь заметио ‘утих. Летчики воспользова-
лись этим, и еще раз. атаковали цель,

Тогда из облаков вынырнули четырб
«Ме-109», видимо, взаимодействующих со
своими зенитками. Их встретил крупный
патруль советских истребителей из 12
«Яковлев-9», и фашисты  поспентиди
скрыться.

За этот боевой день советские летчики
нанесли гитлеровцам огромный урон ипо-
могли наземным войскам отбросить контр
атакующего врага на прежние позиции.

Г. СУРСКИЙ,

+=
в

&

МОСТ ВЗОРВАН

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. (0т наш, спец,
корр. по телеграфу). По сообщению нашей
воздушной разведки, противник организо“
вал ряд переправ своих  отетупающих
войск. Летчикам Н-ской части было пору-
чено уничтожить одну из этих переправ и
нанести бомбо-штурмовой удар пб’ скопив-
птимся там вражеским войскам.

В полдень © аэродрома поднялись две
группы «Ильюлгиных». Одну повёл лей-
тенант Афанасьев, вторую — лейтенант
Филиппов. Приблизивииеь ® реке, летчи-
ки увидели переправу. Здесь скопилось
огромное количество вражеских машин, по-
возок, солдат. Немцы встретили птурмо-
виков шквальным огнем ЗА. Перейдя в
пикирование, лётчики огнём пушек 0-
давили- немецкие зенитки и навели панику
ва войска. Став в большой круг, «ИТы»
один за другим, каждый самостоятельно
пикируя, стали бомбить переправу.

Истребители ‘прикрытия, также став в
круг, но в обратном направлении, прик-
рывали штурмовиков от истребителей вра-
та и одновременно короткими атаками по

ы 0 . давляли оживающие точки ЗА,
силами противника. Здесь пришлось креп- Действующая армия. заметили на поле боя 5 подбитых танков’ (От наш, спец, корр.). : Подполновник Г. ПШЕНЯНИНК. Мост был взорван. *` .

у р . =” Н у ic :
ОАО ОН НОА НН РАНА О

ПИКИРОВШИКИ

Действуя на различных фронтах отече-
ственной войны, наши летчики работати
преимущественно нат полем боя в непо-
средственной близости у переднего края
и в тактической глубине. В первых 60е-
вых операциях мы бомбили © горизон-
тального полета пю заданным целям пло-
щадного характера. Наши удары были
ощутительны ‘для противника, HO Bee
же летчики и. штурманы после депги-
фрирования фотоснимков убеждалиеь, что
отдельные об’еклы (артиллерия на отне-
вых позициях, скоплепия танков и` авто-
машин, склады) иногда оставались непо

раженными. =
Чтобы метко бомбить, надо пикиро-
вать. — это аксиома! Однако пикировать

ка поле боя, не имея опыта и практики.
было рискованным. мероприятием. Надо
было быстро овладевать пикированием. 06-
°становка настоятельно требовала этого от
пас. В боях за Великие Луки, когда про-
тивник был выбит из. города, часть его
гарнизона заперлась в крепости и продол-
жала оказывать сопротивление нашим вой-
скам. В то же время противиик подбросил
значительные силы, пытаясь всячески
пробиться узким коридором ‘к осажденному
в крепости гарнизону с задачей вновь ов-
лалеть Великими Луками или же по край-
ней мере спасти остатки окруженных В
. крепости войск. Как известно, эта попыт-
ка не увенчалась успехом. Но, чтобы по-
кончить с противником в крепости и дать
свободу действия нашим наземным вои-
скам, потребовалось вмешательство пики-
ровщиков. Задача была возложена на под-
разделение гвардии подполковника Ры-
бальченко, летный состав хоторого к тому
времени был обучен бомбометанию с пики-
рования.

После тшательного фотографирования
крепости были определены всё дейетвую-
lime огневые точки противника, мешав-
шие взять крепость без потерь. Изучив
цаждую цель и проработав со всем летным
составом задание, определив почти каждо-
му экипажу об’екты действия, летчики-
пикировщики этого подразделения с честью
выполнили боевой приказ. Последователь:
ными уларами с пикировалия по отдель-
ным об’ектам в крепости были , подавлены

л уничтожены все оглевые точки, Остатки

рованию по об’ектам,

стоякнуться с

НАД П

Гвардии полковник
Ф. ДОБЫШ

р

войск противника,
деморализованы,

будучи
сложили

уцелевших
скончательно
оружие.
Этот первый боевой опыт мы положили
в основу обучения наших экипажей пики-
расположенным на
На первых порах пришлось
большими трудностями.
И эодразделения непрерывно находились в
боях, и нехватало времени для учебной

поле боя.

работы. Одиако выход был найден. Вначале
учебную практику по бомбометанию е пи-

кирования экипажи проходили при воз-
вращении с‘ боевого задания: В дальней-
шем на основе собственного боевого опыта,
комапдованием была составлена специаль-
пая программа, по которой мы продолжаем
и сейчас обучать молодой летный состав,
прибывающий к нам па пополнение. Опу-
ская детали, я хочу рассказать об органи-
зации обучения.

Церед тем, как приступить к одиночно-
му обучению летного состава, мы провели
ряд занятий по технике пилотирования
пикирующего бомбардировщика с комапд-
ным составом. На полигонах, в каждом
подразделении, беспрерывно производились
полеты на бомбометание е пикирования.
Результаты молодых пикировщиков фото-
графировались, чтобы определить их ошиб-
ки, сделать обучение более. наглядным.
Учеба вошла в систему нашей работы.
Ссобенно удачных результатов достигли
эскадрильи гвардии капитана Скоробогато-
ва и гвардии капитана Шишкина, о дей-
ствиях которых будет рассказано ниже.

После одиночного обучения
тем же порядком началась подготовка
ся контрольюй поверкой,
зировались оптибки.

(оты, сочетавшейся с
стью, мы сууели

одиночно, в составе звена и девятки, Цер-

летчиков

звена. Каждый этап обучения закалчивал-
где давалась
оценка подготовки подразделения и анали-

В результате напряженной учебной ра-
боевой деятельно-
подготовить наши под-
разделения к боубометапито се пикирования

ОЛЕМ БОЯ .

гые дни действий над полем боя сразу же
показали, насколько жизненно необходи-
мой была наша учеба. На узком участке
фронта противник сосредоточил огромное
количество техники. Она явилась об’ектом
действий наших  пикировщиков. ` На-
сколько удачно мы бомбили в те дни, по-
казывает следующий пример.

На первое серьезное задание я повел
группу в 50 самолетов. Мы бомбили ар-
тиллерийские позиции, танки и скопление
Ройск в одном пункте. Прямыми попада-
ниями мы взорвали склады с боеприпаса-
ми и уничтожили большое количество
танков и артиллерии. Наземное командо-
вание высоко оценило тогда работу на-
ших пикировщиков, Это вдохновило . лет-
ный состав, усилило стремление еще. луч-
ше овладеть искусством удара с пики-
рования.

Бомбардировочные действия се пикирова,
ния на поле боя резко отличаются от
бомбардировочных действий с горизонталь-
ного полет@. Удары пикировщиков должны
направляться по тем об’ектам противника,
которые находятся непосредственно на пе-
редовой линии и вблизи нее. Это, главным
образом артиллерия и танки, уничтожение
и подавление которых наиболее важно для
развития успеха наземных Bolick. Пи-
кировщик, работающий над полем боя,
должен стремиться к тому, чтобы ‘быстро
отыскивать цель и, учитывая обстановку
(насыщенность зенитиым огнем, появление
истребителей противника), точно поражать
ec. Bee это требует быстроты в ориенти-
ровке, хорошего  тлазомера и большой
практики.

0: том, как надо вырабатывать у летно-
го состава пикирующей части ‘умение
ориентироваться над полем боя, можно пи-
сать очень много. Я ограничусь краткой
ссылкой на опыт офицеров мащтих частей.
Суть этого заключается в системе воспи-
тания индивидуальных качеств летчика и
в требовательности командира к подчинен-
ным. Как правило, мы требуем от личного
состава точного знания цели и района
действий по карте крупного масштаба.
Только после тщательного изучения цели
и твердого знания подходов к ней, экипа-
жи могут действовать уверенно. и успеш-

но. Кроме того, проводится систематическая
проверка летного состава на ориентировку
и умение отыскать цель. В процессе по-
верок неизбежен некоторый отсев, но это
ие должно смущать командира. Зато в ко-
нечном результате формируются подразде-
ления, которые могут успешно выполнять
любые боевые задачи. Таковы группы
гвардейских офицеров Скоробогатова, Ши-
шкина, Гусенко, Белявина, Шитикова и
некоторых других.

Для пикировщика, действующего нах по-
лем боя, очень важно выбирать те об’ек-
ты, подавление которых имеет первосте-
пенное значение для напгих наступающих
войск.

Тактика действия бомбардировщиков ©
пикирования над’ полем боя зависит от
активности действий ЗА и истребителей
противника. Ноэтому мы стремимся, чтобы
комапдиру группы были известны данные
э противнике еще до’вьмлета, чтобы? еоот-
ветственно в этими данными командир мог
принять верное решение © характере бое-
вых действий и дать соответствующие ука-
зания ведущему группы или всем экипа-
жам. Еели же обстановка на ‘поле боя
изменилась, командир принимает новое ре-
шение, давая по радио открыто команду
своим ведомым о том, как надо действо-
вать.

Практика показала, что наиболее удоб-
но над полем боя пикировать звеном в
пеленге’ девятки, а иногда — колонной
звеньев. Такой порядок строя (он выби-
раетея в зависимости от характера цели)
обеспечивает быстрый сбор группы, не на-
рушает огневого взаимодействия и управ-
ления ведомыми,

Как правило, до начала боевого пути
на высоте ввода командир группы должен
иинимальное время продержаться на пря-
мой до ввода в пикирование. Этим `дости-
тается наименьшее поражение самолетов
огнем ЗА. Но это требует большого искус-
ства и сноровки.

При сильной зенитной обороне против-
ника, как показал нанг опыт, лучше все-
го применять смешаниые действия — од-
новременные удары с пикирования и с 19-
ризонтального подета. В этом случае зна-
чительно легче осуществить противозенит-
ный маневр и организовать. взаимодействие
бомбардировщиков. Кроме того, смешанные
бомбардировочные действия вынуждают

противника рассредоточивать огонь своей
зенитной артиллерии. ¢

В связи с тем, что наземная обстановка,
на поле боя очень часто меняется, необхо-
димо вести доразведку цели и погоды в
собственных интересах, Это прочно вошло
в практику нашей боевой деятельности.
При решении задач на действие над полем
боя мы выработали ряд непременных уело-
вий, которые обеспечивают успех на-
WM экипажам. Вот некоторые из них:
доразведка.. цели с задачей установить
подожение войск противника и своих
войск у переднего края и в тактической
глубине, насыщенность ЗА и активность
истребителей противника, фотографирова-

ние целей и об’ектов в райопе вероятных  ?

боевых действий для их изучения. На 0-
нове разведывательных данных произво-
дятся выбор строя и боевого порядка, ор-
ганизация наземной и воздушной. связи,
Данные разведчиков помогают всем экИа-
жам изучить расположение целей и их ха-
тактерные признаки. ‘Непрерывная дораз-
ведка позволяет нам произвести наидуч-
ший выбор маршрута, порядок захода,
ухода от цели и сбор групп после выпол-
нения задания. Ироме того, мы имеем
псегда ясное представление о ‘действиях
своих войск и войск противника. Данные
Hamel разведки обычно поверяются инфор-
мацией, получаемой от наземных войск.

Особо следует остановиться на истреби-
тельном прикрытии пикировщиков, которое
должно быть продумано до мельчайших
леталей. Взаимодействуя е одними-и теми
же истребителями, мы наладили тесное
личное общение командиров и их штабов.
Проводились, встречи ведущих групи бом-
бардировщиков и истребителей. Кроме того,
были совместно разработаны инструкции
по взаимодействию, переговорные. таблицы
ит. д.

Истребители должны разделяться на две
группы — ‘непосредетвенного прикрытия и
уларную. Группа  непоередственного при-
крытия пикирует вместе с бомбардировщи-
ками под углом 25—30° на дистанции и
питервалах ие более 400—600 метров.
В это время ударная группа сохраняет за-
хавную высоту — от 600 до 700 метров
пад строем.

Самым ответственным. моментом для
истребителей прикрытия является вывод
бомбардировщиков. из никирования. В этот
момент все внимание истребителей до

Чжнотщиков грозой для врага на

оыть сосредоточено на том, чтобы обеспе»
чить пикировщиков от возможных атак
истребителей противника.

Взятый в плён нашими паземными ча-
стями неменкий офицер Г. из 107-го ар-
тиллерийского полка 106-й пехотной ли-
визии, на допросе показал, что в резуль-
тате` бомбовых ударов наших пикировщи-
ков его полк потерял все орудия и 75
процентов личного состава.

При осмотре ряда. участков и населен-
ных пунктов, г освобожденных нашими
войсками, мы установили, Что противник
понес большие потери в военной технике
и живой силе от налиих ударов.

Вот нееколько примеров.

Противник. вел сильный  артиллерий-
кии опонь по пашим наступающим вой-
скам. Пикировщикам ‘поставили задачу
—_, подавить очаг’ сопротивления врага.
Действуя звеньями и девятками, наши
экипажи полностью уничтожили артилле-
рию противника. Населенный пункт был
взят благодаря активиому содейетвию пи-
кировщиков.

На одном из участков фропта против
пик создал мощный оборонительный узел,
насыщенный артиллерией и шестистволь-
ными  мипометами. Узел . прикрывалея
сильным огнем ЗА всех калибров, Пики
ровщики напесли сильный удар по нех-
цам. Попьика ПВО противника оказать
противодействие успеха ‘пе имела, №
успели пикировщики закончить посад-
ку, как от наземного командования ‘была
получена телеграмма: «В результате дей“
ствий бомбардировщиков оборона против
вика прорвана. Наблюдали сильные взры-
гы и пожары. Наши войска пошли впе-
ред и передают больное спасибо ваших
летчикам»,

Подготовка кадров пькировщиков в a=
сти должна вестись беспрерывно. Даже в
дни самых напряженных боев командиры
частей и подразделений обязаны находить
время для разбора боевых вылетов и 0960б-
щения опыта лучших экипажей. К обуче-
пию пикировщиков надо подходить со
всей серьезностью и требовать от летного
состава всесторонних твердых знаний по
технике пилотирования, штурманскому де
лу, радиосвязи и воздупной стрельбе. Толь-
ко высокая требовательность, напряженная
систематическая учеба помогут достичь
высоких результатов и сделать пикиров--

поле боя,

a Se SG