_Разведк

При ‘ведении воздушной разведки нал

Иметь в виду некоторые особенности зим-
него времени: наличие снетгового покрова,
неустойчивую погоду, короткий день ий
низкое положение солнца, над. горизонтом,
вызывающее образование длинных теней.
Зимой видимость таких ориентиров, как
реки, озера, болота, исчезает; часть дорог,
особетно шоссейных и грунтовых, бывает
занесена снегом; появляются HOBLIC, He
помеченные на картах дороги. Веб это ус-
ложняет ориентирювку в разведывательном
полете,
основными, надежными ориентирами.

Характерен пример из боевой практики
Капитана Конкима. Экипаж в, зимнее вре-
мя получил задание на разведку глубокого
тыла ‘противника’ в неизученном районе.
Подойдя к тороду, летчики не опознали
`об’екта, не заметив дорог, занесенных оне-
rom. Пришлось в полет сличать карту с
местностью, оторвавшись от паблюдения’ за
воздухом. В это. время истребители про-

. тивиика атаковали самолет,

Наученный торьким опытом, этот эки-
паж, получив новое задание ‘на разведку и
фотографирование, целые сутки перед вы-
летом изучал район. Летчики несколько
раз напамять начертили его схему. Бла-
годаря отличному знанию района задание
было выполнено точно.

Хорошие результаты дает закрепление за
Ъкипажами определенных райомов  развед-
ки. Систематически наблюдая за одной и
той же местностью, разведчики детально
взучают ee H ArKO обнаруживают малей-
шие изменения,

В зимнее время 96060 важное значение
приобретает служба 30С, позволяющая при
потере ориентировки привести самолет на
свой аэродром, пользуясь методами радио-
навигации.

Видимость об’ектов на фоне снежного
покрова различна. Лесные массивы прос-
матриваются лучше, чем летом. Действу-
ющие железные, пюссейные ‘и трунтовые
дороги вырисовывалтея очень резко и
видны с больших высот. Наблюдая за ни-
ми ‘в промежутках между  снегопадами,
можно по степени наезженности судить 0б
илтенсивности перевозок противника. Аэро-
дромы видны по укатанным взлетным 10-
лосам, масляным пятнам и паезженным
автотранспортом дорогам вокруг летного
поля. Обнаружить самолеты, окрашенные в
белый ивет, трудно, однако в солнечный
_ день их можно различить по теням даже
с высоты 5—6 тысяч метров. Танки, ав-
томашины и другие военные об’екты, ок-
рашенные в белый цвет, обнаруживаются
только по теням; в пасмурную погоду они
просматриваются хуже.

В зимнее время из-за глубокого снега
подвижные военные об’екты ие имеют
возможности рассредоточиться. Концентра-
ция войск и техники обычно происходит у

населенных пунктов. Леса почти He ис-

заставляет „пользоваться Только

в облака и вновь направился к об’екту.

“

зимой

„НА самолете «Метляков-2» не. рекомен-
дуется итти испосредетвенно под нижней
кромкой облаков, так ‘как это ‘облегчает
пристрелку ЗА. Расстояние между нижней
кромкой и самолетом должно’ колебаться в
пределах 250-300 м; Это в любой момент
обеспечивает возможность ухода ог истре-
бителя: войдя в облачность, «Пе-2» ме-

по новому паправлению в течение 5—10
минут и тем самым отрывается от. про-
ТИвНикКа. Е 3
Для «Ильюцин-2>’наилучиким. состоя-,
нием помлы следует считать“ облачность
4—8 баллов при высоте 100—400 м.
Идя за облаками, ‘«ИЛ-2» периодически
выскакивают из них для разведки задан-
ных пунктов и затем снова скрываются,
В качестве примера улачного использю-
вания облачности и, солнца можно привес-
ти полет старшего лейтенанта Лукъянцева.
Ero самолет при подходе к аэродрому был
встречен сильным огнем ЗА и парой иет-
ребителей. Лукьямцев унгел в сторону сол-
нца, но через некоторое время, оторвав-
шись от истоебителей, развернулся, ушел

Выбрав удобный момент, когла истребите-
ли отвернули в сторопу, он вынырнуя из
облаков, успелию сфотографировал `аэро-
дром и ушел с набором высоты.

При ‘неустойчивой ‘погоде и коротком
зимнем дне важно соблюдать принции не-.
прерывноети воздушной разведки. Непре-
рывность ‘достигается частотой вылетов в
разное время суток и комбинацией средств
развелки в соответствии с задачами, обстз-
новкой и метеоусловиями. . :

В безоблачную погоду, когда тактичес-
кая разведка может быть произведена
только на “высотах, ибключающих пораже-
ние OT ружейно-пулеметного огня, она
выполняется самолетами «Пе-2», при вы-
соте облачности до 600 м. — самолетами
«И -2». В остальных случаях, когда по-
тола, не позволяет вести разведку на ука-
запных типах самолетов, & сложность с03-
давейся обстановки требует обязательно-
то просмотра того или иного района, раз-
ведка ведется на’ самолетах «У-2».

Для полного использования благоприят-
ной погоды в течение короткого зимнего
дня ‘необходимо базировать самолетысраз-
ведчики на лередовых аэродромах © тем,
чтобы максимально приблизить их к 00’-
ектам разведки. Ро

Значение воздушного фотографирования
зимой так же велико, как и летом. Зимние
аэроснимки представляют’ очень хороптий
материал, потому что енежный. покров яв-
ляется прекрасным демаскирующим фоном.
0б’екты на фоне снега выходят темными
и в силу большого контраста видны очень
четко. Сиег скрывает признаки действий

чительные изменения
фиксиру ются легко,

снежного покрова

няет курс. в пределах 50-—100°, следует  .

душно думать 0б, этом. штурмовики?

противника, но в то же время даже незна-

Продолжительные зимние ночи“ способет-
вуют скрытности перевозок, мамевру и
сосредоточению войск‘ и техники противни-
ка. Поэтому ночная воздушная разведка
зимой должна быть особенно интенсивной.
Тактика выполнения такой разведки на
самолетах «У-2» следующая: разведчик
подходит к цели с попутным ветром, имея
%б’ект разведки на траверзе, на удалении
1,5—2 км. Здесь сбрасываетея освети-
тельная бомба. Как только она сброшена,
а 0б’ект окажется под бортовым углом
100—105°, необходимо сделать крутой
разворот в сторону от об’екта и затем
выйти па него снова с попутным ветром.
Осветительная бомба ветром наносится на
об’ект одновременно с движением самолета.
Таким образом поле зрения наблюдателя
хорошо освещено. :

Визуальное наблюдемие ночью не может
дать точных сведений. Поэтому визуальная
разведка должна сочетаться с ночным фо-
тографированием. В результате настойчи-
вой и кропогливой работы наши летчики
хорошо овладели этим искусством. Качест-
BO ночного фотографирования оказалось
очень’ высоким, причем в большинстве
случаев ночные аэроснимки ничем не от-

пользуются. Эти обстоятельства облегчают
воздушную разведку.

В солнечные дни наблюдение очень за-
трудняется: глаза быстро устают веледет-
Bue сильного отражения света снежных
покровом. В этих условиях единственным
демаскирующим признаком, способетвую-
щим отысканию об’ектов, являются ярко
выраженные тени. у
_ При полете па больших выюотах развед-
чик легко обнаруживается противником по
белой полосе инверсии, образуемой отра-
ботанными газами моторов. Поэтому необ-
ходимо стремиться летать в таких слоях
воздуха, где инверсия отсутствует, убирая
газ при подходе в об’екту.

Разведка е малых высот значительно
облегчается тем, что следы от автотран-
спорта, обозов, танков, а также тропинки

_ на фоне снега выделяются очень ‘ярко.

Для скрытного подхода к об’екту, ухода
от него и от преследования истребителей
060бое значение приобретает широкое ие-
пользование облачности. Подход к об’екту
производится в облаках, затем по расчету
времени разведчик снижается, фотографя личаливь от дневных. a
рует и снова уходит в облачноеть. Подполковнин. Ю. МАКАРОВ.

4-++44$+444449444$540+$444р90$44444444$4$

_ Управление авиацией в наступлении

Непрерывная работа авиации в период
наступления во многом зависит от того,
насколько правильно будет организовано
управление частями во время перебазиро-
зания. Опыт показал, что именно в тот
иомент, когда авиация переходит на новые

штабами и авиачастями в период частого
передвижения — это четкая работа связи:
телеграфа, радио, телефона. Il, пожалуй,
наибольшая трудность заключается в том,
чтобы в иериод перебазирования связь
работала безотказно, не прерываясь ни на

один. Чае;

Рассмотрим подробнее организацию pa-
боты связи в период перебазирования.

Исходя из положения на фронте, про-
движения войск, освоения новых’ аэродро-
мов, выбирается место, куда в ближайшем
будущем должен переехать штаб. Первыми
па повое место прибывают связисты. Штаб
еще. работает на старой «квартире», всё
‚управление авиацией осуществляется по
старым линиям связи, но в это время где-
то впереди, за десятки километров, OTPAL
связистов наводит новые линии связи с
авиачастями, ве местами их будущего и
настоящего базирования. Эта работа вы-
полняется подразделением, которое сейча?
CROOOTHO от эксплоатации узла связи Ha
действующем КП. Олю обслуживал КП
тогда, когда оп находился еще дальше, в
геле А. а когда КП переехал в село
Б., то это подразделение,  освобожденное
от эксплоатационной работы, стало гото-
виться к оборудованию узла связи на но-
вом ВИ, в селе В.

Таков принцип оргамизации работы свя-
зиетов в период перебазирования. Мы стро.
г придерживаемся правила: пока не 060-
рудована евязь па месте нового базирова-
пия, узел связи на старом КИ не прекра-
щает своей работы. Соблюлая это правило,
мы обеспечиваем непрерывность управле-
пия авиацией.

Связисты, прибывшие на новый КП
должны организовать здесь ралиобюро, те:
леграф, телефонную
очередь оргапизуетея раднобюро, устанав-
ливаетея разиосвязь е частями. При mepe-
базировании роль радио

аэродромы, когда штабы переезжают › на
новые места, порой теряется связь’ между
частями и пигабами соединений. Но пе-
ребои в связи — это перебои в управ-
лении авиацией, значит и в работе самой
авиации.

В прошлом мы испытывали трудности
управления авиацией в периол перебази-
рования. Но опыт Сталинграда, Ростова,
Таганрога, Донбасса, Мелитополя Mmoromy
научил нас, и сейчас при перебазировании
мы не выпускаем из своих рук цити уп-
равления частями и их пттабами. Услех
дела пеликом зависит от правильной орга-
низации самого перебазирования.

Церсходу штаба и ето частей па новыз
места должно предшествовать составление
строго пролуманного плана, который обяза-
ны‘ знать командиры частей и начальпики
отделов зыешего штаба. Основа плана —
заранее подготовленная  аэродромная сеть.
Авиацией нельзя правильно управлять в
периох перебазирования, если зарапее пе
обеспечена хорошо сплалированная аэро-
дромная сеть. Мы подчеркиваем:  хорото
спланированная, ибо можно так полгото-
вить и расплапировать новые аэродромы.
что связь между штабами и частяии чрез-
вычайпо затрулнится.

В нашей боевой, практике стало прави-
лом: едва войска очистили гот или ИНОЙ
район от немцев, как злееь уже начинает-
ел ‘оборудование аэродрома. При этом 0с9-
бое внимание улеляется азролромам базиро-
зания авиации сопровождения и поддержки
подвижных войек. F

Заранее подготовить B правильно спла-
нировать зэродромную сеть, правильну
выбрать местонахождение высшего авиа-

циоплого штаба с точки зрения евязи с
подчиненными авлаштабами и высшим 00-
щевойсковым штабом — это лишь часть

ступая, уничтожают постоянные телефон-

станцию. В первую

в управления
авиацией чрезвычайно велика. Немцы, от-

ные и телеграфные линпи. Сразу воеета-
новить их порой невозможно. Вот почему

залачи. Основа бесперебойного управления главное внимание мы уделяем радио, и с

В. Щандин, старший лейтенакт

Е

ow

oe

«ОХОТНИКИ» Б

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. (От. cob.
корр.). В эти дни стояла ненастная. пого-
да —= низко плыли облака, туман етели-
лея над Правобережной Украиной. Там,
уже далеко за Киевом, наземные части
гнали врага. на запад. Могли aa ие
вот поступил долгожданный приказ лететь
в свободный полет. ый

Лейтенант Василий Алексухин  отпра-
вилея вместе < капитаном .Василиным.
Облачность не позволяла подниматься вы-

ше 100 метров. Штурмовики. смело лета-
ли над, дорогами, по которым’. хэлетупалт.

=

ge

OrKaThipaach Ha 3afla “MO MOULHBIM .Ha-
тиском наших. войек, немцы предпринимают
частые контратаки. Иногда. в них yuder-
вуют десятки танков и ‘самолетбв. Однако:
успеха они не добиваются, 5

Важную работу в срыве’. вражеских
контратак выполняют наши штурмовики.
Беспрерывными ударами < воздуха „они
громят врага и расчищают путь для успеш-
ного продвижения наших войск. é

На одном из участков в контратаку вы-
шли 20 немецких танков. За танками сле-
довала пехота. Это’ заметил © воздуха ве-
дущий шестерки. «Ильюшиных» майор
Охотников. Он немедленно перестроил свою
группу и став в‘круг; на’ бреющем полете
начал в упор’ расстреливать вражеские
бронированные машины. Танки застыли на
месте, пехотинцы залегли. Прямым попада-
нием снарядов Охотников зажег один за
другим дза танка. Несколько танков за-
жгли его ведомые, От метко сброшенных
бомб в районе цели произошел. оглуши-
тельный взрыв. В воздух взметнулся столб,
огня, взорвался склад. боеприпасов, заж».
женный штурмовиком. Вражеская контр-
атака захлебнулась. , * ; 3

Немцы всячески пытались помешать
действиям наших штурмовиков. Над линией
фронта несколько раз завязывались ожесто-
ченные воздушные схватки. Два «Мессер-
щмитта», подкравшись к «Ильющиным»,
атаковали снизу ведущего твардейца Ка-
рабута. На выручку товарища вмиг при“
шли наши истребители. прикрётня. Мощь»

+4+94449924$Фг $

оборудования радиобюро связисты начинают
свою работу на новом ВП.

Как только на новом КИ готово радир-
бюро, мы со старого № даем частям

кух — и одновременно контролируем,
проверяем качество радиосвязи, В то же
время первая группа онеративных работ-
ников штаба выезжает na новый ЕП. -
Таким ‘образом, во время передвижения
частей мы управляем ими со старого КП
по телеграфу, а с нового — по радио. В
этот ‘период действуют узлы связи обойх
ВИ. Были случаи, когда мы еще только
готовились к переезду на новую «кварти-
ру», & с некоторыми частями связь уже
поддерживалась через вовый КП. Оля яв
лялея промежуточным узлом для связи’ 60
штабом части, уже выдвинувшейся далеко
вперед. При такой оуганизации связи в
пёрнод перебазирования создаются широкие
возможности для маневрирования авиа-
цией. у
Когда первая оперативная группа петаб-
ных офицеров прибывает на новый КП, к
их услугам уже готово радиобюро. Чаето
пользуясь радиосвязью для управления,
многие наши штабные офицеры научились
более лаконичному языку, стали строже
относиться к переговорам с частями и т. д.
Радиосвязь дисциилинировала оперативных
работников штаба.

нового КП и телеграф старого К, продол-
жается иногда несколько дней в зависи-
мости от обстановки, па фронте, готовлости
аэродромов и т. д. Но как только со ста-
poro Kil выезжает команлование, телеграф
новой «квартиры» принимает на себя так-
же и проводную связь с частями. Таким
образом, прибыв на новое место, командо-
вание имеет возможность управлять авиа
цией и по радио и по телеграфу.

Но и тогда, когда весь штаб переехал
на новый КИ, узел связи на старом месте
еще некоторое время продолжает сущеет-
вовать. Это делается аля облегчения уп-
равления бомбарляровочнымя частями, ба-
зирующимися в б0лее глубоком тылу.

СТАЛИНСКИЯ СОКОЛ

Отлично ведут воздушную разведку летчики части, где командиром подполковник
Никифоров. На снимке: группа лучших празведчиков. Слева направо: лейтенант

В. Рогинец, сержант И, Подлесняк, старшина
К. Косенко.

ЬЮТ «ЮНКЕРСОВ»

керс-88». Бомбардировщик шел на кстреч-

° Противник терпит ‘урон

ote toe 2

Наступающим войскам Красной Армии
  активио помогают наши ночные бомбарди-
ровщики. Они действуют по вражеским
‘коммуникациям и аэродромам, ваносят уда»
‘ры по узлам сопротивления на поле боя
в причиняют противнику большой ущерб. ›

емцы в ответ на это всеми способами
усиливают ночную” ПВО. Основную ставку

Гони делают на истребителей.
  Однако простое ‘сосредоточение истреби-
pee на том или ином участке фронта
не. дает противнику желаемого результата!
Поэтому враг вынужден всё время’ искать
новые тактические приемы для поиска На-
ших самолетов й ведения с, ними боя.

Этим летом и освнью впервые были от-
мецены действия ночных истребителей! па-
}paMH. Тактика пары заключается в следую-
цем. Обнаружив в воздухе бомбардиров-
‘шик, немецкие летчики заходят сзади, но
< разных секторов. Один из них. стремится
отвлечь на себя внимание экипажа нашего
  самолета, для чего периодически” зажигает
фары или аэронавигационные огни, Чтобы
 не подвергать себя при этом риску, вра-
жеский летчик держится на почтительном
расстоянии, вне сферы действия стрелково-
го вооружения бомбардировщика, В это
время второй истребятель старается неза-
метно подойти с другой стороны к нашему
самолету как можно ближе и ударить Из
всех пушек и пулеметов наверняка,

Если экипаж нё теряет бдительности и
не перестает тщательно. просматривать
воздух во все стороны, то врагу это не
удается. Однажды самолет командира ко-
рабля гвардии лейтенанта Бойцова под-
вергся в районе цели нападению двух
«Ме-109». Один из них зажигал фары, а
другой стал подходить с противоположной
стороны. Но внимательно наблюдавший за
воздухом гвардии старший сержант Бала-
лайкин своевременно заметил немца. В тот
момент, когда вражеский истребитель по-
дошел на дистанцию действительного
огня, Балалайкин дал по нему длинную
прицельную очередь. «Мессершмитт» CBa-
лился на землю.

Бызает, что действия пар иосят другой
характер. В светлые ночи отмечаются слу-
чаи, когда оба самолета нападают одно-
временно. Поучительный в этом отношении
бой‘ произошел у экипажа майора Арха-
рова с двумя «Ме-110». Самолет шел в
районе пели на высоте 4.050 метров. Вни-
мательно наблюдавший за воздухом стре-
лок сержавт Филонов заметил двух истре-
бителей, нагонявших бомбардировщик. Пер-
вым приблизился правый «Мессершмитт».
Он заходил сзади снизу. Стрелок Мурадов
встретил‘его длинной очередью. Немец под-
скочил вверх и оказался выше  бомбарди+
ровщика на 80—100 метров. Тут его встре-’
тил огнем сержант Филонов. Истребитель
‘загорелся и рухиул вииз.

Пюжа Филонов расправлялся с первым
фашистом, снизу пошел в атаку второй. Но
стрелок Мурадов не зевал: две очереди,
выпущенеые им из крупнокалиберного пу-
лемета, отправили и этот «Ме-110» на
землю. ,

Немцы, изучая действия наших ночных
бомбардировщиков, стремятся определить

Фото капитана Н. Гаврилова.

враг, вели разведку, били по машинам и
TIOBOSKAM. © ++ i 5 } Е

Когла Алексухин 60 свойм ведомым в0з-
вращались с задания, они увидели «Юк-

ном курсе немного в стороне от наших
штурмовиков. Алексухин дал сигнал ведо-
мому. Когда до немца оставалось 80 мет-
ров, он подвернул влево и нод . pakypcom
лве четверти открыл огонь по «Юнкерсу»:
Вслед `за ‘ним немца атаковал  Василин.
«Юнкерс» задымил. и врезался в землю.

Старший ‚лейтенант ‚А. ПУЛАКИС.

ным: заградительным огнем ‘лейтенант Кар-

тамев и его’ведомый младший лейтенант
Чернов отсекли «Мессершмиттов» и ‘навя-
зали  им бой. Через минуту один немец,
сбитый Черновым, рухнул на землю, а вто-
рой поспешил скрыться. В другой` раз на
пятерку штурмовиков набросились 2, «Мес-
сершмитт-109» и 4 «Мессершмитт-110».
Истребителей прикрытия возглавлял под-
полковник’ Жарков. Увлекая за собой ведо-
мых, он смело ринулся ‘на врага и корот-
кой очередью сразил одного немца. Вто-
рого зажег летчик Рябинин. Штурмовики
без потерь вернулись. на. свой аэродром.

Победно окончился также бой четырех
советских истребителей с пятью немецки-
ми Старший ‘лейтенант Шишулин сбил
одного «Мессершмитт-109», д лейтенант
Киселев подбил другого.

Интересный бой с немецкими бомбарди-
ровшиками. провели штурмовики. Возвра-
щеаясь с задания, старший лейтенант Опа-
лев заметил девять «Юнкерс-87», которые
шли, повидимому, бомбить ‘наши войска.
Он отдал ведомым приказ атаковать про-
тивника. Внезапно врезавшись. в строй не-
мецких машин, они расстроили их. ряды.
Последующими атаками лейтенант Макеев
и младший, лейтенант Семенюк ‘сбили по
одному «Юнкерсу». Остальные бомбарди-
ровщики пустились наутек,

Коллективный корреспондент «Ста-
линского сокола» редакция газеты
«Крылья Советов»;

районы, где чаще всего проходят маршру-
ты нащих самолетов. На. наиболее вероят-
ных направлениях, а также на подступах
к цели они заранее‘ ‘поднимают  <воих
истребителей. Последние ‘для ` облегчения
пойска ‘бомбапдировщиков стали приме-
нять САБ. Метод использования светя-
щих. авиабомб таков. Вражеские истре-
бители делятся на две группы. Меныная
из них поднимается заведомо выше пред.
полагаемого полета наших ‹амолетов и,
руководствуясь указаниями с. земли, сбра-
сывает крупные САБ. В это время истре-
бители, летящие ниже, ищут на освещен-
ном фоне неба силуэты наших самолетов
я атакуют бомбардировщиков снизу.
Применение САБ — дело сложное и
требует. четкой организации, . Учитывая, это,
наши летчики часто меняют маршруты и

20 ноября 1943 г, № 55 (183),

Тактика ‘немецких. ночных
истребителей

высоты, полетов; заходят к’дели с разных
сторон и таким путем избегают попадания
под «люстры», навешиваемые иротивнихом.
Оказавшись всё же в свете САБ, экипаж
стремится немедленно выйти из зоны дей-
ствия последних ‘и свести на-нет попытки
врага атаковать самолет,

Зачастую фашистские” летчики, обнару-
жив в районе цели наших бомбардировши-
коз, не подвергают их немедленным ата-
кам, а, «прицепившись» сзади, следуют на
несколько десятков километров. в глубь
нашей территории, Расчет _ противника
прост: зная, что наши экипажи вниматель-
но наблюдают за воздухом и застать их
врасплох ‘очень’ ‘трудно, немцы  отклалы-
вают’ нападение ‘до более удобного. момён-
та. Дело в том, что <реди экипажей бом-
бардировщиков имеются“ простачки, кото-
рые при. возвращении, пролетая линию
‘фронта, считают себя уже дома н пере-
стают просматривать воздух. В расчете на
таких  простачков. и. строят свою тактику
фашистские истребители, атакуя их в на-
шем тылу. \

Мало! того, были отмечены случаи, когда
немцы приходили на наши аэродромы, и,
летая вокруг них, ожидали возвращения
бомбардировщиков  с боевого’ ‘задания. В
тот момент, когда машина заходила на по-
садку, вражеский летчик `пристраиваяся
сзади ‘и открывал огонь. ‘Однако ели
&кипаж: бомбардировшика ‘не ослаблял ва-
блюдения, то ‘у фашистов ничего из этой
затзи не. получалось. Однажды такой ата-
ке. подвергся экипаж Командира корабля
Сапожникова. Но летчик был на-чеку и,
мгновенно ‘включив = аэронавигационные
огни, развернулся со снижением в <торону
леса. Истребитель, обнаружив себя, сразу
же потерял из ‘виду самолет Сапожиикова;

Большюе  ‘внимание уделяет ‘противник
взаимодействию истребительной авиации с
прожекторами: Это взаимодействие бывает
двух видов: наведение вражеских летчиков
на наш самолет. и. освещение бомбардиров»
щика для того, чтобы было, удобнее ата-
ковать 6го. В Цёрвом случае ‘прожекторы
располагаются вдоль линии’ фроита ‘или в
районах прикрываемых об’ектов. Немецкие
прожектористы, получая данные © полете‘
нашего самолета, дают луч строго B se:
нит, а затем быстро опускают его в Has
правлении бомбардировигика. В другом слу-
чае луч клалется на землю, обозначая этим
как бы «дорожку», ‘следуя по которой
можно отыскать наш ‘самолет.

Взаимодействие, ‘основанное на освеще“
нии бомбардировщика прожекторами с по-
следующей атакой истребителей. требует
большого количества средств ПВО и на:
блюдается обычно около важных об’ектов.

Наши экипажи ‘знают, что если прожек*
торы работают интенсивно, а стрельбы со
стороны зенитной артиллерии нет, — зна-
чит, в, воздухе патрулируют немцы. Одна-
ко бывает и так, что зенитные орудия ве-
дут огонь в опрелёленных секторах, а ря
дом ходят истребители. Если при. этом
окажется, что’ освещенный бомбардиров
щик удобно атаковать, то истребитель ‘па-
рольным сигналом, ракетой или: по радно
сообщает об этом на землю. Зенитная ар-
тиллерия немедленно прекращает стрельбу,
и вражеский’ летчик ‘нападает на нащ само-
лет.

Бомбовые ‘удары, ‘наносимые нашими <а-
молетами. по ‘войскам противника, застав-
ляют немцев ‚расширять районы действия
своих ночных‘ истребителей, В послелние
месяцы гитлеровцы практикуют патрулиро-
вание над линией, фронта“ в. местах актив-
ных наступательных действий частей Крас-
ной Армии, а также в районах расположе-
ния налцих сиглалов светонаведения,

Однако все ухишрения, на которые пу-
скаются немпы, стремясь сиизить ‘актив
ность Наших ночных’ бомбардировщиков, ve
имеют успеха. С каждой ночью увеличи-
вается количество ‘бомб, сбрасываемых Ha

головы фашистов.
; Майор Ю. ЧУБАРОВ.

Штурмовики срывают контратаки врага

‚ ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. - (От наш. спец:
корр.). Наши наступалощие части Henpe-
рывно продвигаются вперех. Стремясь. за-
медлить темп этого наетупления, против-
пик напрягает все свои силы. Особенным
напряжением. отличаются бои, происходя-
щие в райопе Житомира и Коростыщева.
Немцы стянули сюда крупнью силы пё-

] хоты ‘и танков. По нескольку рзз в день

опи переходят в контратаки, и, как пра-
вило, каждая из них поддерживается тан:
ками.

команду: «Слушайте по радно новую точ-

Как всегда, в. отражении вражеских
контратак активную помощь наземным ча--
стям оказывают наши штурмовики. Их
атаки исключительно эффективны.

Вее последние дни титурмовикам прихо-
дитея действовать в трудных Метеорологи-
ческих, ‘условиях. Нах Украиной. висит

Непрерывная - связь. в. период перебази-
рования обеспечивается постоянным лич-
ным контактом начальника оперативного
отдела, и начальника связи. Последний. по-
етоянно в курсе движения частей. Бывает
так, что связистам сообщили: «Проводную

Период, котла действует радиостанция’

связь к штурмовикам надо вести к селу
М.». Пока провод навели, игурмовики уже
перелетели западнее, в село Н. Начальник
связи, зная всегда, куда пербдвигаются
части, сразу принимает меры к тому, что-
бы с пунктом Н: срочно установить радно-
связь.

Четкое управление авиацией в период
перебазирования может быть достигнуто

при условии ‘соблюдения етротой диецин-

лины связи всеми: штабами. Мы ‘установи-
ли жесткое’ правило: ни один авиационный
штаб не имеет права переехать в новый
пуикт, пока оттуда не усталовлена ‘связь
© вышестоящим штабом, т

В общей системе управления авиацией
большую роль играют наши станции опо-
вещепия и наведения, Как обеспечить их
непрерывную работу при перебазировании?
Были случаи, Korda эти радиостанции,
идущие по определенной 9ей велед за на-
ступающимн! войсками, ‘теряли. связь с
авиационными штабами, обслуживать Ko-
торые они призвалы. Гасетояние между
рацией и пггабом настолько увеличивалось,
что станцию переставали слышать Мы
создали сеть промежуточных раций. Bo
время быстрого продвижения войск, когда
штаб еще не успел перебазироваться, эти
промежуточные рации принимают, на себя
сигналы стапции оповещения и передают
их дальше,

Нам еще многое нужно сделать, чтобы
уговершенетвовать управление авиацией в
период перебазирования. Но опыт, накоп-
ленный за последний гол, лает нам уве-
ренлость, что ив будущем при самых
сложных условиях и высоком темие пе-
ребазирования связь и управление авиа-
цией будут бесперебойными.

Полковник А, СТЕПАНЯН,
Подполковник Л, ЗАЯКИН,

низкое осеннее небо, идут дожди, времена-
ми выпадает снег. Но летчики продолжа-

ют свою работу, На ‘командном ‘пункте  }

полка было получено ‘сообщение, ^ что в
районе цели погода улучшается. Полеты

группой были, однако, еще не возможные, В
ато время к одному из населенных ПУНК-

тов подходили немецкие танки. Командир
полка выслал лучигих «охотников». Лет-
чики Алексухин, Василин, Дворников би-
ли по целям с бреющего полета, Атако-
вать приходилось в исключительно труд-
ных условиях. Вее же задача была выпол-
нена. Над дорогой, по которой немцы вые
тялись подбрасывать к линии фронта тая-
ки, постолино висели штурмовики. Они
дезорганизовали ‘врага  пулеметно-пушеч-
ным огием и не давали ему возможности
организованно вступать в бой.

Как только прояенилоеь небо и подня-
дась облачность, над полем боя ‘одна за
другой начали появляться группы «Иль:
юшиных», 0б’ектами их атак явились пе-
Педний край, дороги, ведущие к нему,
танки и артиляерийские позиции.

‚Успешные вылеты в; этот день совер-
пила группа капитана  Добкевича, Она
уничтожила шесть автомашин, на Которых
немцы  подбрасывали к переднему краю
боеприпасы. В сложных метеорологичееких
условиях группы штурмовиков, ведомые
Бановым и Расщенкиным, точно выхолили
на цель и мощным огнем полавляли огонь
артиллерийских и минометных позиций. —

Тактика штурховых налетов была хо-
поно продумала. Одим и тот же заход не
новторялея дважды, чередовались боевые
строи. Маршруты составлялись с таким
расчетом, чтобы обратный путь над. терри-
ropuel врага был как можно короче. Вла-
Годаря, четкой организации лётного дня
быма ‘обеспечена непрерывность возлейст-
вия штурмовиков ma передний край обо-

роны’ противника: Самолеты ‘одного пох»
разделения“ сменялись, самолетами. лругого,
а в паузах межлу. налетами усиливала
свой огонь артиллерия. Такая организа-
ция дала ‘возможность постоянно” держать
врага под огнем, и это сказалось на хХ018
боя. Ни олна из фаниистеких контратак ве
имела успеха. За один только день наши
пигурмовики уничтожили 36. вражеских
танков и до 80 автомангим.

Хмурое осеннее небо, дымка, появляю-

щаяся время от времени над землей, яв-
лялиеь большой помехой для наших б0у-
бардировщиков. И все-таки  бофбардиров-
щики ‘действовали. Экипажи «охотников»
внезапно появлялиеь над железнодорожны“
мп станциями, местами  скохления авто
транепорта и живой силы врага. bombo-
рыми ударами “они наносили протививку
значительный ущерб.
о Утром лег на боевой куре самолет млал-
шего ‘лейтенанта’ Николенко. Штурман
старший лейтенант Поликаивили ‘внима-
тельно: ‘следил за курсом. . Нересекли ли»
нию фронта и стали. просматривать доро-
In, ведущие к нему. То там, то тут
мелькали. немецкие автомашины, пеболь-
игие обозы. Экилаж искал более крупной
цели, заслуживающей . серьезного внима»
ния. Такая цель была, вскоре найдена, В
11:45. самолет «Пе-2» появилея над me-
лезнодорожнюй станцией.

—— На путях = ‘эшелоны, — сообщил

щтуруан и быстро подготовилея к 6000
метанию.

С выюоты ‘100 ‘метров. были сброшены
серни бомб. Они легли в 10—15 метрах
ог эшелойов.

После этого на ближайшем” перегоне эки-
паж застиг вражеский эшелон. Штурман
ебросил › несколько. (бомб: - Одна. из них
прямым попаданием разрубила состав He
две части. Немецкий эшелол был пущен
под. откос.

Экипаж летчика Дубовика, ‘несколько
позднее появившийся в этом райове, вилел
40 30 сброшенных с железнодорожной па
сыпи исковерканных вагонов.

Tat действует наша штурмовая. и бо
бардировочная ‘авиация, В любых услв-
виях, при самой. пизкой . облачности п
плохой видимости летчики наносят po
тивнику удары, срывают его коятратаки,
Их действия ‘ощутямо влияют на 1а3ем-
ную обстановку. Благоларя ей пехотинцы
успешно отражают контратаки немцев, He
носят им тяжелые потери, в. то время как
на другом направлении. войска Красной
Армии продолжают развивать паступление,

Старший лейтенант Г. СЕМЕНИХИН.