=

20 ноября 1043 г. *

Красная Армия — законная наеледни-
Ma всех лучших боевых традиций, кото-
рые на протяжении многих веков ковались
победоносным русским оружием. Ев исто-
рия кровными узами связана ‹0 всем
славвым военным прошлым русского наро-
да. Советский воин © гордостью сознает
себя прямым продолжателем дела своих
великих предков — созидателей и устрои-
телей земли русской; отстаивавших ее сво-
боду, честь и независимость в кровавых
схватках © алчными чужеземными хищни-
‚ КАМИ,

«Война, которую вы ведете, есть вой-
на освободительная, война справедливая.
Пусть вдохновляет вас в этой войне му-
жественный образ наших’ великих пред-
ков — Александра Невского, Димитрия
Донского, Кузьмы Минина, Димитрия По
жарекого, Александра Суворова, : Михаила
Кутузова! Пусть осенит вас победоносное
знамя великого Ленина!»

Каждое из этих имен, названных нашим
великнм вождем и полководцем, символи-
зирует собой знаменательный этап в воен-
ой истории русского народа.

Никогда не иссякнет интерее, который
проявляют советские воины, в
ччередь офицерский состав, к ратным де-
лам наших предков, к героическому про-
шлому нашей родины. Да это и понятно.
Речь идет не 06 отвлечениом интересе к
историческим знаниям, а © деле, которое
являетея жизненной потребнеетью еовет-
еких военных кадров. В изучении шюш-
лого опи находят источшик боевого вооду-
шевления, черпают моральные силы для
сегодняшних битв, усваивают принципы
русского военного искусства, из которых
многие остаются незыблемыми и до насто-
ящего времени:

Среди массовой военно-исторической ли-
тературы, отвечающей Этому интересу
красноармейекого читателя, почетнейшее
место приналлежит сборнику  стенограмм
лекций, прочитанных на ©6006 фронтовых
агитаторов*). Эта книта является плодом
коллективного трула видных представите-
лей ‘советской исторической науки: проф.
В.Н. Бочкарева («Александр Невский ‘и
его победы над шведами и немцами»,
«Димитрий Донской и разгром хана Ма-
мая в 1380 г.>), прод. №. В. Базилевича
(«Минин и Пожарский», «Разгром немец-
кой армии русскими войсками в Семилет-

первую

крылья. суворовских орлов. В Отечествен-
ной ‘войне 1812 года русской армии при-
Itt0Ch ветупить в единоборство с «двуна-
десятью языками» “Наполеона.  Севасто-
польская кампания протекала в условиях
катастрофической отсталости страны в эко-
номическом и политическом отношении. В
1916 году генерал Брусилов осуществил.
свою блестящую операцию. вопреки, 0ез-
дарности и ‘нерешительлости верховного
командования и царской ставки: В’ 1918
году на Украине борьбу с немецкими ок-
купантами вели плохо вооруженные, полу-
голодные, раздетые части Красной Армии
и поветанческие отряды.

Различной бывала обстановка. Для рус-
ских вооруженных сил она часто склады-
валась неблагоприятно, изобиловала серьез-
ными трудностями, требовала неимоверного
напряжения сил, больших жертв. Но не-
изменным был конечцый результат рат-
ных трудов русского народа: побела на
поле брани, изгнание чужеземных захват-
чиков, упрочение- национальной независи-

мости страны, возвеличение ее чести и
лостоинства.
Tye же источник этих замечательных

побед? .В чем заключается то общее нача-
ло, которое венчало славой русское ору-
жие во самые различные исторические
эпохи, на разных этапах строительет-
ва нашего государства?

Книга пе дает` обособленно сформулиро-
ванного ответа на эти вопросы. Она отве-
чает на них всем своим об’ективным 9с-
вещением исторических событий, строго
научным марксистеко-ленинским подхолом
к оценке явлений общественной жизни,
личности исторических деятелей, соотно-
шения сил. +

Любовь к правде, к справедливости,
сыновняя привязанность к отчизне—при-
родные, исконные черты русского харак-
тера. Русский народ всегла черпал бога-
тырекие силы в сознании благородных,
справедливых целей войны за свободу и

независимость родной земли. В случае вра-
жеского вторжения стирались грани меж-

ду войском и мирным нагелением. Стар и
млад брался за оружие, Так, например, в
начале. ХУП, века борьба с польской ин-

тервенцией сразу же стала народным де-
лом.

На полях сражений беззаветный патри-

рова. Его искусная стратегия обеспечила

же рисуется образ Димитрия Донского, ко-
торый в Куликовской битве «сражался в
первых рядах как простой воин и после
окончания битвы найден был пот деревом
в бессознательном состолнии. Доспехи ‘61
были сильно изрублены и помятых” (10.
41). Безраздельно посвятили себя служе-
нию: родине Минии и Можарский:  Her-
сягаемых высот достигает патриотическое
чувство в’ лице великого русокого  полко-
водца Суворова, «завещавшего вам. дюз
бить Родину болыне всего па свете» (стр
103). Преданность отчизне руководила де-
ятельноетью и фельдмартала Кутузова, и
адмйрала Нахимова, и генерала Брусильвах
и советских полководцев времен граждан-
ской войны. `
ели бы кто-либо думал, что русские
воины добывали победы Только личным
мужеством, безрассудной смелостью, 063
расчетной удалью, то чтение книги — 063
остатка рассеяло бы это заблуждение. Ве-
личие русских полковотцев в том и ©осто- ”

ит, что они умели сочетать доблееть своих  .  Летч UK м. изуча ют

войск с умением, ©. расчетем; © ‹продуман- т
‚ доклад. вождя

ным планом дейстейи, с подлинно, рубекой
смехалкой. eee   НН
` Суворов — основоположник и классик   о ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. (0т Haw.
рубкой ° военной науки, . Непримиримый   спец, -корр,). Bo-BeeX авнационлых частях
враг кобности,. завтоя. в вовнных знаниях,   подразделениях нашего участка фронта
Таким рисует его помещенный” ® книге] детчыки, Техники и авнаспециалисты изу-
чают доклад и приказ’ товарища Сталина.
  Мудрые” ‘слова - Верховного Гдавнокоманду-

очерк В. Осипова, Принципы бессмертной
суворовской. «Науки побеждать» живут и  МУ

ющего воодушевляют офицеров и рядовых
из повые боевые подвиги. Поднимаясь в

действуют и в настоящее время. Deas

маршал Кутузов — лучший ученик Суво-  Ha
воздух и готовя самолеты ва земле, они
‘помнят указания вождя и’с энтузиазмом

‘прелворяют их в’ жизнь.

Изучение ‘доклада и приказа во всех
Частях возглавляют ‘партийные оргамиза-
ции; Парторги Пивоваров, Отудиникин,
Темский провели беседы © сержантоким и
офицерским составом. Беседы эти прошли
`весьма активно. Офицеры и сержанты
оживленно обменивались мнениями, рас-
сказывали © своей работе и о том, как
они намерены практически  въыйтолнять
требования товариша Сталина.

`В потразделениях, Me заместителями
`по политчасти тт. Жеблако и Петровский,
ортанизованы группы для изучения исто-
рических документов. В эти группы ма-

Действующая. армия. На одно
© жеского воинского эшелона, сожженного

разгром наполеоновских армий. Лучшие
русские полководцы последующих времен
по праву и © гордостью причисляли себя
к военным деятелям суворовекой школы.
Суворов и его’ последователи олицетворяют
небывалый взлет русекого аренного искус-
ства;

Но еще задолго до Суворова, много ‘сто-
летий назад, русекие полководцы быз
ли на высоте современной им военной на-
уки, придавали исключительное значение
тактическому искусству, боевой, выучке
войск, их дисциилине и организованно
сти, смётке, военной хитрости. 06 этом
убедительно ‹видетельствуют все материа-
лы книги. В битве на льду Чудекого озера
Александр Невский в противовес немецкой

же №55 (182). СТАЛИНСКИЙ. СОКОЛ an

_ Героическое прошлое русского народа

м из участков железной дороги, захваченном

нашей авиацией.

войскамн Красной Армин. Остатки вра-
‚Фото капитана Н. Гаврилова,

Братья ТУР. Лневник палача.

За время войны мы ознакомились < не-
малым количеством. немецких дневников.
Эти замусоленные. тёгради, блокноты на-
ходили в сумках, штабных чемоданах, мох-
катых ‘ранцах из телячьей шкуры, в раз-
бомбленных автомобилях и покинутых Xa-
тах. Мы привыкли к тупому самодоволь-
ству бандитских записок фрицев, как сеий-
час привыкаем к унылому вою битых нем-
цев.

Но вот перед нами фрицевский дневник,
которому немного найдется равных даже
среди самых отвратительных произведений
полобного рода. Документ — неповтори-
мый по цинизму. Признаки вырождения
автора чувствуются в каждой строчке.

Дневник ‘найден не в сумке покойника,
не в карманах военнопленного. Он брошен
в спешке бегства в штабной хате в одной
деревне, неподалеку от Каховки. Автор
дневника, судя по записям, унтер-офицер
из команды факельщиков, в обязанность
которой входят поджог и взрыв домов И
всего ценного инвентаря при отступлении,
Несколько можно судить по его собетвен-
ным показаниям, автор этих. гнусных запи-
сей относит себя к категорин «интеллиген»
тов». Повидимому, он имеет высшее обра-
зование — этот скот — и не какое-нибудь,
а философское, 1

Вот что записывает это «философствую-

горящий дом, чтобы вынести вещи. В этот
момент обвалился потолок, и женщина
сгорела, Днем я; застрелил двух местных
негодяев, пытавщихся тушить пожары.
Один молодой парень долго не хотел уми-
рать. Я разрядил в ‘него всю обойму, а*
он еше жил, Какая’ восхитительно живучая
натура! ciate
Даровать жизнь и смерть есть прерога“
тива бога. Мы, смиренные, не властны да»
ровать жизнь, но милостиво даровать
смерть — это в наших силах, и мы щедро
одаряем ею русских. Таким образом, в Ha-
шей профессии есть нечто божественное.
По крайней мере я так нахожу». 3
«16 октября, Мы научились. разрушать
так, что не остается даже печей, и только
кровати не сгорают. Они остаются на руи*
нах домов после пожара, бомб, мин, артил-
лерийских снарядов — целые или скрю-
ченные и деформированные, но бессмерт-
ные; призычное зрелище судорожно
с‘ежившаяся кровать на пепелище. Чорт.
возьми, в этом есть какой-то символ —
в этом бессмертии кровати». :
«17 октября. Вчера в деревне Конский
Брод мы жгли хлеб. Это чудовищно труд
но сжигать ‘хлеб. Зерно не хочет гореть,
оно как бы сопротивляется уничтожению.
Густав Клингер два раза обливал его бен-
зином. ЕйЙ-богу, танки ‚горят „легче, чеу,
хлеб. ‘но мы его победили — это, упрямое

тактике вбивания клина («свиньи») «за-
думал и блестяще осуществил свой такти-

‘значены квалифицированные руковедите-

ли. Для более успешной работы сержант-
состав

зерно, несмотря на рев целой кучи рус-

mee» животное. Приводим” несколько наи-
ских идиотов, созерцавших нашу работу...»

более характерчых отрывков:

‚ хаил Илларионович

ней войне и взятие Берлина»), писателя
_Б. Осипова («Великий русский полково-
лец Александр Суворов»), академика лау-
реата Сталинской премии Е. Тарле
(«Отечественная война 1812 года и Ми-
Кутузов», «Геройче-
ская оборона Севастополя»), генерал-май-

отизм русских люлей переплавлялея в изу-
мительную  самоотверженноеть, в сказоч-
ные доблесть и удаль, В книге приводится
множество волнующих боевых эпизолов,
которые ‘об’единяют.   военной славой и
дружинников Александра Невското, и уча-
стников Бородинекого ‘сражения, и солдат

.

ера Н. А. Таленского («Брусиловекий про-
рыв 1916 года»), члена-корресполдента
Академии наук лауреата Сталилекей пре-
wan И. И. Мина («Борьба советских на-
родов < немецкими оккупантами в 1918
году»). 3

‚ Перечень этот показывает, что, содержа-
ние книги охватывает <емивековую воен-
ную историю русекого народа, все еечцен-
тральные, узловые события.

‘Книга,’ песмотря на ее ‘небольшой’ раз
убр,. четко передает своеобразие той или
ИНОЙ обстановки, в Которой русскому на-
роду’ приходилось скрещивать. оружие с
врагами. :

Ледовое побоище и Куликовская битва
произошли в тяжелые годы феодальной
раздробленности Руси, в условиях, когда
страна платила непосильную кровавую
дань ордам моиголо-татареких завоевате-
лей и собственным междоусобным распрям.
В ХУП веке польские интервенты восполь-
зовались периодом «смуты», когза страна
переживала последствия Ливонской войны
и зарожления крепостного права. В Семи-
летней войне русекал армия встретилась ©
полками. прусского короля Фридриха И
Korda wa ней болезненно отражались раз-
‘Oph и интриги дворцовой клики. Прусса-
ческий дух, насаждавшийся императором
Павлом, тяжелыми путами ложился на

*) Героическое поошлое русского народа.
(Глявиое Политическое Управление РККА).
„Воениздат, 1943 год. 160 стр. Цена 2 руб.
50 коп,

ЗН

Условия победь

Как ни странно, но в связи 6 Полв-

Брусиловских полков.

В сражении у Гросе-Етередорфа передо-
вые. русские полки, ‚ попавшие. в чрезвы-

чайно тяжелое положение, своей храбро-

стью внушали пруссакам суеверный ужас.
«Русские солдаты гибли в. неравном
бою, не уступая противнику ни шагу зем-

ли. Тот, кто лишился правой руки, про-
должал держать. оружие в левой руке; дру-

гой, весь израненный, ‘в крови, присло-
нясь к дереву, отбивалея от. наседающих
врагов; третий раечищал себе дорогу среди
пруссажов, предпочитая смерть плену; чет-
вертый, схваченный врагами, старался
вырвать у них оружие; пятый, точно за-
быв, что он один, с примквутым штыком
бросался в толну неприятелей, стараясь
переколоть всех; шестой, истратив все пу-
ли и порох, срывал сумки © убитых прус-
саков и расетреливал неприятеля его же
пулями» (стр. 74). ;
Великие русские полководцы навечно
связали свои имена с героической исторя-
ей русского народа прежде всего потому,
что являлись живым воплощением всех его
природных черг — любви к родине, 34-
боты 6 ве славе ‘и процветании, BOHnHCKON
доблести, мужества, бесстрашия. Они бы:
ли пламенными патриотами родной земли
и первыми защитниками ее интересов па
полях сражений. Таким был ’Алексанлр
Невский, «в полном смыейе слева герой,
славный предок русских ‘«чудо-богатырей ».
заложивший прочные тралиции боевой 106-
лести” русского парода» (стр. 26). “Таким

>

лением пушки па истребителе возникла и

и получила широкое распространение одиа Герой ИВ ОВ

врелная теория. Кое-кто из летчиков pac- гвардин капитан “A.

‘сулил так: поскольку на борту pepe’ ape

есть пушка —— значит не так уж vbssa~ .: ЕЕ

тельно атаковать врага’ © ‘близкой ди-   Стрелок, он не гарантирован . OT некото
: бок в прицеливании. Мне прихо-

станции. Пушечный огонь рассчитак
дальнее расстояние, можно, дескать,
лить U0 противнику издалека.

Это в корне ошибочно. Пушка
истребителе поставлела отяюдь

па-

па рых оши

дилось при стрельбе по бомбардировиику
пех ракуреом поль четвертей по горизон-
тали ошибаться на 1—2 градуса. Такая

14   ошибка, если стреляенть с близкой дистан-
me ДЛЯ   ии — ме дальше 100 метров, все-таки

того. чтобы увеличивать дистанцию 503- сохраняет вероятность ` попадания: BMeCTO-
‘ушного огпя. Пушечными спарязами пал-   то чтобы уларить по фюзеляжу, попа-

лежит уничтожать бронированные ‘само-
леты противника.

— такое же средетво ближнего боя, как и   то

пулеметы.
Дистанция

Бать врага с близкой
это значит ‘бить паверияк
мый удар по «Фокке-Вуль
олнажлы мой ведомый гвардия
тонант П. Углянекий. ‘ Ната четверка 60-
провожлала пикировщиков,
цели пара «Фокке-Вульфов»
зайти пикировиикам в
очередью гвардеен Ю. Чаплиев отеек ве-
лушего немпа, и Бак только тот. вачав
отваливать, положил машину в правый
‘крем, его атаковал” И. Углянский. Мой
ведомый уларил по бронироваявому не-
мецкому истребителю с хистапиии 25 м.
Это был сокрушающий огонь из п
пулеметов. «Фокке-Вульф» развалился
возлухе. Углянский привык
боевой маневр в непосредственной близо-
сти к ‘противнику. Й эти навыка дают
‘ему возможиость вести ¢Tp
дистанции, как 25 метров.

Близкая тистанпия необхолима и потому,
что ‘огонь истребителя лолжев быть мет-
ким. Как бы ни был искусен ВозУшный

———

*) Окончание, См. «Сталинский сэко.
№№ 53, 54. ;

ф-190» нанёе  остова. успеха в воздушном б
лей-  летчик должен научиться

ушки и   лете,
в  впушительно

выполнять   чик должен

аешь в плоскости.. Но если допустить та-

Пушка ма истребителе! „ую ошибку на дистанции метров в 400,

пули и снаряды де коснутся Брага.
Малая дистанция обеспечивается стре
мительлостью маневра, умением летчика

выполнять боевой маневр в непосредет-
дистанции -—  венной близости от противника. Безупреч-
а. Пезабывае-  но меткий огонь © малых дистамций —

ою. Каждый
безошибочно

определять дистанцию по прицелу. На-

Йри отходе от  пример, истребитель противника занял Bee
пыталась   кольцо — дистаиция 100 метров; бом-

хвост. ЛДлинной  бардировщик занял два кольца — тоже

100 метров.
Прицел

Увеличение калибра самолетного воору-
жения повлекло за собой известиое сии-
кение количества боеприпасов на само-
При небольшох по количеству, мо
м по калибру боезапасе лет-
особенно расчетливо и эк®-
номно расходовать патроны и снаряды.

Е сожалению, еше и сейчас доводится

ельбу © такой   встречать незадачливых воздушных стрел-

ков, которые пытаются корректировать
стрельбу только ‘по следу траесирующих
пуль. Это — грубая ошибка.

Никогла мельзя палеяться на трассу.
Летчик видит трассу только в верхней

л»   точке — значит правильлое совмещение

пуль. будет только в, одном. случае ‚— Ba

ский, офицерский и технический
занимаются порознь.

На первых занятиях разобран раздел

доклада о годе коренного перелома в ходе
войны. Бойцы, техники и летчики прояв-
ляют огромный интерес к сталинскому
слову. В своих выступлениях они ярки-
‘ми эпизодами иллюстрируют слова вождя
© тёх глубоких изменениях, которые про-
„изошли в силах и-. маствретвее Красной
„Армии за годы оРечественной войны,
: Активное” участие в изучении. доклада
Принимают команхиры: подразделений. Ка-
‘итай Иванов Провел беееду на тему
«ИШриказ вождя — программа действий
по’ разтром\ ^ немецко-фапиховскиих ›ожку-:
‘цантов». Калитан говорил. о меобходи-
мости еще выше поднять дисциплину и
организованность, добиться безотказной ра-
боты материальной части в возтухе.

Капитан Г. АРИСТОВ.

ческий план... Сильные русские’ флантги
сжали немецкую тать... Разгром пеов-ры-
царей бым сдовершен конными дружинника-
ми Александра, которые ринулись им в
тыл из-за «Ворония камени» (стр. 2% —
22). На Куликовом поле исход ераже-
ния решидея, когда по плану Димитрия
Донского «в тыл татарам. ударил спрятан-
ный в лесу свежий. русский отряд князя
Владимира и воеводы Боброка»’ (стр: 40).
0 Димитрии Пожарском мы читаем: «Оньи-
кый военачальник понимал причину преж-
них неудач... Для ‘успеха одного мужества
было мало, *— требовался порядок, диеди-
плина. Предстояло ‘вооружить ти обучить
людей не’ знакомых или мало знакомых с
военным делом» (стр. 51). и

. Героическое прошлое русского народа
перекликается с его героическим настоя-
щим, с его великими подвигами в отечест-
венной войне против немецко-фашистских
разбойников. Опыт истории укрепляет на-
шу уверенность в близкой и полной побе-
де над ненавистным врагом. Советский на-
тд свято хранит и умножает вее хоблест-
ные традиции прошлого. Патриотизм ©о-

ВОСПИТАННИКИ:

деревню ‘или город: Врагу. не

ДНИРЗУААИУЕ НАК АТ

ветеких людей достиг небывалой высоты.
Сталинская стратегия и тактика являются
венцом современной науки. .

Потомки мовгоролских дружинников и
суворовеких богатырей истинно по-русски,
смертным боем били, бьют и булут бить
‘отродье немецких псов-рыцарей и наемно-
го пруссаческого сброда. Били на Волге, на
Дону. Бьют по ту сторону Днепра. Будут
бить до тех пор, пока вконец не изве-
дут всё ядовитое’ гитлеровское семя. Идя’
на запал, Красная Армия слышит из’дали
веков голос наших великих предков, зову-

‘танники кемсомола».

`тов — ленинградские художники

‘ким литературным очерком, повествующим

КОМСОМОЛА ‘,
ЛЕНИНГРАД. (От соб. корр.). Полит-
управление Ленинградского фронта выпу-
стило к 25-летию ВЛКСМ альбом ‘«Воспи-
; Этот’ альбом состоит
из портретов ‘сорока четырех комсомольцев
Героев Советского Союза. Авторы портре-
. Серов,
А? Харшак, А. Яр-Кравченко, Н. Пильщи-
ков. thes
‚ Каждый портрет сопровождается крат-

о славных делах кемсомольца-героя. Текст
альбома написан. коллективом ленинград-

«  октября 1943 г, В эти дни каждый
сын Германии переживает печальные мину-
ты. Наши войска продолжают отступать
почти по всему фронту под давлением рус-
ских. Что. поистине” трагично, так это
то, что темп отступления не ослабляется,
но, ‘напротив; усиливается. В. связи с этим
у нас сейчас много работы. Почти каждый
день приходится уничтожать какую-нибудь

достанется
ничего — ни жилищ, ни хлеба. В этой
стране, где каждый простой земледелец
прячет в соломе нож, где каждый камень
норовит укусить, мы не оставим ничего
живого. Самое наше унижение будет ис-
полнено гордости. Вот почему я — магистр
философии — горжусь тем, что состою в
нашей особой роте. Для интеллектуальной
натуры здесь есть немало увлекательного».

«2 октября. Сегодня мы. сжигали дерев-
ню Мельничнев-Хутор. Эти идиоты плачут
около своих горящих домов. Для солдата
это зрелище смешно, для мыслителя —
поучительно».

Гнусный ублюдок корчит из себя фило-
софа, выдающуюся натуру. Заурядный па-
лач. воображает себя Нероном. Разбойник,
достойный петли, наслаждающийся слезами
обездоленных деревенских женщин и ста-
риков, смеет говорнть о разуме, о мысли!
_ «4 октября. Сегодня, когда мы работали
в деревне Валовая, женщина вбежала в

Получив приказ бомбардировать важный
железнодорожный узел, командир корабля
Герой Советского Союза гвардии майор
Симонсв детально рассказал о предстоя-
щем ‘ответственном полете, предупредил о
необходимости особой бдительности...

Взмыв в воздух, корабль взял курс на
запад.

— Следите за воздухом! — часто на-

«Этот русский парень, не хотевший уми-
рать, в которого я разрядил обойму, всё
время лезет мне‘в голову. Прошлой ночью
он мне приснился. Чорт возьми, это недо“
стойно солдата — видимо, нервы не в по-
рядке.

Русские очень живучи, мне кажется, их
недостаточно убивать физически, их надо
убивать духовно, чтобы они уже не под-
нялись. Нужно выжечь самое их семя —
в этом задача германского преобразующе-
го духа».

Надо ли прибавлять что-либо к этому
дневнику  «философа»-убийцы, к этим
аккуратным записям «культурного» садиста
и поджигателя! Не есть ли этот дневник—
сам по себе самое яркое обвинительное
заключение, составленное самим обвиняе“.
мым?!

Мы знаем ‘фамилию автора дневника —
Рихард Коссовский, и мы найдем его, где
бы он ни укрылся, для того чтобы выта-
щить его на скамью подсудимых, если до
того времени его не настигнет справедли-
вая и карающая советская. пуля. И на
этом грядущем суде, который близок и
неминуем, дневник Рихарда Коссовского
будет звучать громовым обличением, с9-
крушительным параграфом неумолимого об-
винения, Которое пред’явит человечество

пойманным палачам,

Действующая армия.

КОРАБЛЬ ИДЕТ НА ЦЕЛЬ

— Справа сзади самолет противника!

Мгновенно заговорила кормовая пушка
Гурина. Однако, несмотря на яростный
огонь, ночной  истоебитель противника
«Ме-110» упорно молча подбирался к са-.
молету. Только приблизившись на расстоя-
ние в 200 метров, он открыл ответный
огонь, ио, успев дать только три очереди,

щий к оо борьбе за Каждую   ских писателей в составе Н. Тихонова,   помивал командир. О ee eee ar
ИЯДЬ родно земли. A: ОЧКО И, Авраменко, В. Саянова, Е. Катерли, Вскоре стрелок старший сержант Смаг- Гвардии старший лейтенант
. БОЧКО. `Б, Бродянского, С. Кара-Демур. леев доложил: Н. МЕЛЬТЕР. _
ПОНИТНИНИНИАААИРАННАИМНН АОН ЛАИААНН и
5 НИ НИИ
aes OY) молета его ведущего заходит «Mecce
ду! 2 -  стке фронта и отремонтировали. На нем   сопровождаемых шестеркой «Meccepiumur-
ЗАМЕТКИ ЛЕТЧИКА- уреитт»ь, Ведомый. посмотрел. в прицел,   летел известный летчик-истребитель  под- тов». Епрсанов скомандовал: } у :
ИСТРЕБИТЕЛЯ ‚ увидел врага В ‚ перекрестии. Hy, ду-   полкових Селезнев. \ : — Четверкой CBABLIBAIO «Мессершмит=
—————— = MaeT, cefiuac срублю. Открыя огонь и  Мы внимательно осмотрели  «Фокке- ° у а
ты». Кисляков и Смирнов, атакуйте «Юн-

пристрелочной дистанции. Но ведь стре-
лять по ‘врагу приходится с разных ди-
станций, поэтому трасса будет веегда об-
манываль летчика. ae

Нет спора, трасса нужна: по трассе я’

Трубо, предварительно навожу свое ору-
кие. Но, не полагаясь на ‘трассу, я уде-
ляю максимум внимания прицелу.

На моем личном боевом счету 27 унич-
тоженных ‘иемецеих ‘самолетов. Рее они
сбиты прицельным , огнем, в  большии-
стве -—— одной первой очередью. Герой
Советского Союза С. Миронов, под коман-
дованием которого мне довелось служить,
никогда ие тратил на противника больше
одной очереди. Однажды: напали па- вел
два «Ме-109ф», атаковали и отвалили Е
сторону. Наш командир тотчас сделал
разворот, и — иод ведомого пемца. Одна
очерель — и немец вбит. Таким же обра-
зом Миронов сбил и ведущего немецкой
пары. На два «Мессершмитта» — две
очереди!

Будучи сам отличным стрелком, Миро-
нов учил’ нас:

— Не теряй момента! Поймал врага в
прицел — бей!

Это — золотое правило. Истребител
обладают большой скоростью. В бою _по-
ложение сражающихсея истребителей по
отпошению друг к другу изменяетея мол-
ниеноспо — летчик не располагает дли-
тельным временем для прицеливания.

При встрече с противником у меня в
зависимости от возлупиной обстановки воз-
никает нокий тактический замысел, я
четко определяю, какое место по отмоше-
нию к противнику займет мой «ястребок»
в результате того или иного маневра. За-
тем, достигиув мужной позиции‘ и дистан-.
ции, осуществив в холе самого маневра
предварительную, грубую наводку, я
мгновенно ишу визирную. точку, сормешая
ее © пелью, и открываю огонь.

Несколько слов 0б упрежлении. Делая

вираж, зедомый заметил, что в хвост са-

промазал. Очередь пола по касательной,
не задев «Мессершмитта». В’ этом случае
нужно было целиться не в х806т враже-
ckoMy истребителю, а следовало довер-
нуть о машину, уменьшить радиус виража
Ш. сделав. упреждение, дать очередь перед
самолетом противника.

Подобные ошибки происходят . потому,
то некоторые неопытные летчики опре-
‚деляют упреждение не по прицелу, а на-
глаз. А прицел — орудие незаменимое.
Главное — надо верить прицелу! Был
‚у меня такой случай: довелось мне вести
стрельбу по «Мессершмитту» под ракур-
сом четыре четверти, с дистанции 100
метров, причем скорость немца была при-
мерно, 500 км. Я взял) упреждение в
120 тысячных. Ма первый взгляд, упре-
ждение неправдопохобно. большое, и когда
я, рассказал о нем товарищам, ON He
поверили. Но я взял линейку и тут же
доказал: дистанция 100. метров, пуля это
расстояние проходит в течение 0,12 се-
кунлы, «Мессершмитт» за это же время
пройдет без малого 17 метров — чуть ли
не лва фюзеляжа.

Но и без этой математики я имел до-
сталочно ‘веское доказательство своей пра-

воты: «Мессершмитт» упал ва валдай-,

скую землю. Ой был сбит точной оче-
редью, потому что ясверил своему при-
целу, уделял ему максимум впимания и
вел прицельную стрельбу.

Ракурс

‘В феврале 1943 года па нашем фропте
появились новые немецкие истребители —
«Фокке-Вульф-190». В‘ печати свелений о
«фоккерах» еще не было, и никто из на-
ших летчиков ме знал. какие у этих но-
вых немецких машин уязвимые места, как
к ним подходить в бою, в каком ракурсе
бить.

Но вот морозных утех на латем при-
фронтовом аэродроме приземлилея  «DB-
190», который подбили на соседнем уча-

*%

Вульф-190». Подполковник Селезнев по-
казал нам, что бензобаки на «фоккере»
находятся внизу посредине и вовсе ие
бронированы. Оп дал нам ценное указание
э ракурсе:

— Бейте «Фокке-Вульф-190» снизу, а
также сбоку, в ракурсе пятнадцать —
тридцать градусов. $

В тот же час летчик Н. Пасько во гла-
ве четверки вылетел прикрывать наши на-
земные войска. Нат полем боя он заметил
пару «фоккеров». Пасько ударил так, как
советовал подполковник. Первая атака —
чуть сбоку, сзади. Это и был нужный ра.
курс — от пятнадцати до тридцати тра-
дусов. «Фоккер» сразу пошел «юзом». На
второй атаке Пасько пустил очередь сни-
3y — 10 бензобакам. Хваленый немецкий
нетребитель повалился на землю.

Для того чтобы огопь действительно
имел убойную силу, необходимо знать, в
каком ракурсе выгоднее всего бить Tor
или иной тии немецкого самолета.

Мне довелось видеть молодого летчика,
который вернулся из полета в необычай-
ном огорчении: его встреча с немецким
бомбардировщиком «Дорнье-215» оказалась
безуспешной.

— Изрешетил я ему все крылья, раз-
воротил снарядом на нем олин мотор, а он,
собака, ушел!

Бывалый летчик, слышавший эт рас-
сказ, спросил:

— А ты знаешь, где у «Дорнье» бензо-
баки?

— В крыльях, наверлое, -— ответил
молодой.

— har pas нет; в фюзеляже.

В моей летной практике был такой слу-
чай. Июльским утром наша шестерка под
командованиеи ПН. Кирсапова вылетела на
свободный поиск немецких бомбарлировщи-
ков. Искать пришлось недолго. Мы стояли
тогла на подступах горола, который немцы
TO A 1610 пытались бомбить. Вскоре мы
увидели под собой шестерку «Юнкерсов»,

керсы».
Как раз перед этим вылетом у нас ©.

Висляковым был разговор о том, в каком.
ракурсе надо бить «Юнкерсы». %

Мы пришли к такому выводу. Jlony-
стим полет по горизонтали. «Юнкерс» идет.
по прямой. Ракуре — три. четверти. Xo- .
рено. Выноси точку прицеливания за
большое кольцо, на величину, равную
между малым и большим кольцами, =.
огонь будет точный, сокрушительный. А
если ракурс две четверти, — беря упреж-
ление па малом кольце. eos

B Gow как pas нам  довелоеь бить
«Юнкереы» на горизонтали. Мы бели их.
в таком. ракурсе, как намечали. Кисляков
упичтожил одного «Юнкерса», я — дру-
гого; третьего мы полбили. Немцы еброси-
ли бомбы на расположение своих выйк и.
улепетнули.

Надо, однако, учитывать, что не всегла‘
неприятельский самолет идет так, чт
можно подойти к нему под нужным pa-
курсом и рассчитать нужное упрежление,
У Кирсанова был случай, когда ой полбил
на немецком самолете один мотор. Немец
„из-за этого вместо нормального риража
скользил, описывая какие-то кривые,
Трудно было рассчитать упреждевие, п9-
тому что нельзя было прелвидеть, как
пойлет неприятельская машина в вледую-
щую ‹екунду. Ho Кирсанов — мастер.
стремительной атаки. Он уларях п“ немцу
в упор.с близкой дистанции и уничтожил
ето.

Возлушный ‘бой, как еще раз показы“
вает приведенный пример, не есть механи“
ческое соединение маневра и огня; Все в.
нем слитпо, ‘И только тот; кто в равной
мере овладеет искусством’ маневра и исз
кусством прицельного огия, только тот
станет настоящим о мастером воздушного
ба