20 ноября 1943 г, № 55 (183).

“(Строго соблюдать правила

технической

__ Техническое обслужи-

: —- ности моторов путем м0-
anne и эксилоатация Генерал-майор инженерно- дификаций и введения
современных гамоле- авиАцибнной службы невых конструкций ог-
тов — дело сложное. Г. ВОЛКОВ дельных агрегатов. А
солержание  материаль- к это требует  соответ-
„пой части в постоянной ce ‹твующих изменений и

бобвой готовности,

дования к полету, устранение‘ различных
дефектов ‚ и Контрольные иепытания —
hee ато требует от техников и инженеров,
помимо специальных  теоретичееких зна-
°улй, также практических павыков.

Трамотио эксплоатировать самолет может
лишь тот, кто отлично знает материальную
часть, кто глубоко понимает основы конет-
‘рукции самолета, мотора, вооружения и
спецоборудования, кто умеет правильно
смонтировать и отрегулировать машину в
целом и отдельные ве механизмы и детали.

Техническое обслуживание и эксилоата-
ция материальной части в боевых условиях
имеют ряд специфических особенностей, в
значительной мере усложняющих ортани-
‘зацпию и выполнение этих фалот.

К таким особенностям прежде всего сле-
дует отнести обслуживание самолетов при
частых перебазировках на полевых aapo-
лромах, оборудование которых, естествен-
по, нельзя сравнить с оборудованием по-
стоянных аэродромов. Подготовка матери-
альной части к вылету в ряде случаев
происходит под угрозой воздушного напа-
дения противника. А это заставляет тех-
‘нический состав тщательно маскировать
самолеты и производить работы в макси-
мально сжатые сроки. — .

Надо отметить также особенности экс-
плоатации самолета в бою. Инструкции
разрешают летчику использовать в отдель-
ных случаях предельные режимы работы
мотора. ‘чтобы получить максимальную
скорость самолета. Поэтому техник обязан
учитывать это обстоятельство и содержать
Мотор и самолет в таком состоямии, чтобы
его летно-технические данные не претер-
певали каких-либо изменений. A ato Tpe-
бует особенно бережного отношения к ма-
шине, ‘так как малейшие повреждения
(вмятины, зазоры) на самолете уменьшают
его скорость.

Основные вопросы организации ИАС, а
также технического обслуживания и экс-
плоатации материальной ‚части изложены
в «Наставленни по инженерно-авиационной
службе», которое является законом для
веех инженеров и техников. «Наставле-
ние» — это документ, составленный на
основе боевого опыта наших частей ВВС.
Изложенные в нем правила технической
экоплоатации были тщательно проверены
не только тёоретически, но и практически
в. наших научно-непытательных инетиту-
тах и строевых частях. Долг каждого ин-
женерно-технического работняка BBC —
строго выполнять наставления. Hawn ake-
плоатационники обязаны  тщательйо с0б-
людать установленные правила техничес-
кого обслуживания материальной части я
постоянно контролировать качество выпол-
нения всех работ по подготовке самолетов
Е очередному вылету.

Высокая требовательность к экеплоата-
ционникам — это первейшее условие пра-
вильного руководства специалистами всех
степеней.

Примером хорошей организации инже-
 нерно-авнационной службы может служить
часть, возглавляемая инженер-полковником
Ребровым. В период напряженной боевой
деятельноети ВВС и быстрого продвижения
авиации виеред здесь свели 40 минимума
количество летных происшествий и отка-
зов материальной части по вине техничес-
кого состава. При этом самолеты odcay-
живалиеь небольшим количеством специа-
листов. Такие результаты были достигву-
ты благодаря тому, что летный и  техни-
гческий своетав отлично освоил материаль-
ную чаеть и строго выполнял правила
технической эксплоатации в любых ‘усло-
виях боевой. обстановки.

Но это не все. У` тов. Реброва тех-
нический состав частей уделял большое
внимание обучению молодых летчиков пра-
вилам экеплозтации самолетов в рРоздухе.
Это’ в значительной степени повысило ка-
чество пилотирования и свело ва-нет от-
казы отдельных агрегатов самолета в в03-
духе,

‚Обязанность всего чнженерно-техничес-
кого состава — обучать летчиков ипра-
BHABHOH эксплоатации материальной части
и контролировать выполнение существую:
щих инструкций п наставлений. Такие
случаи, как уборка шасси вместо щитков
и резгое торможение при посадке, пере-
трев мотора и т. и., к сожалению, не яв-
ляются единичными.

‚Авиационная техника в процессе своего
развития усложняется. Повышалотся мош-

Смена мотора на самолете,
Фото Як, Ярина.

`_ АПРЕС РЕДАКЦИИ: Потаповский пер., a. 3. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАНЦИИ: секретариат К. 5-52-99, отв. сонретарь редакции

1113356.

подготовка самолетов,   в эксплоатации мотора. Инженер, техиик,
иоторов, вооружения и электроспецобору-   который He представляет себе достаточно

‘инструкции по техническоху обслуживанию

ОЙ

эксплоатации

лено конструктявных изменений в мате-
ральной части, не сможет грамотно ее
эксплоатировать. В резульфате обслужива-
‘ние самолетов будет вестись кустаряым
способом, что‹енизит возможность боевого
иепользовьния материальной части.

Поэтому весьма важно, чтобы руково-

дяший инженерный состав непрерывно по-
вышал уровень своей специальной теоре-
тической и практической подготовки я
приобрегениые знания, опыт передавал
подчиненным. Некоторые руководящие ин-
женеры полагалот, что они уже веё пре-
красно знают ‘и учиться им’ больше не-
чему. Но обычно у таких инженеров при
проверке векрываются серьезные дефекты
в системе эксплоатации самолетов, нару-
шение инетруйций и другие недостатки в
инженерно-авиационной службе. i)
о В одной из авиачастей, где техническое
руководство осуществляет  инженер-пол-
ковник Кобликов, имели место летные про-
исшествия и отказы материальной части.
Они были вызваны нарушением «Настав-
ления» и инструкиий по техническому 05-
служиванию самолетов.

Проверка показала, что в этой авиачас-
ти и ее подразделениях не умели пользо-
ваться инструкциями и ваставлениями,
потому что педостаточно хорошо знали ма-
териальную часть. Командирская учеба
среди технического состава была организо-
`вана слабо. Занятнями по изучению мате-
риальной части в большинстве случаев
руководили механики самолетов и авиа-
техники звеньев, реже-—стариие техники
эскалрилий. Руководящий состав бамоуст-
ранилея от руководства занятиями, Това-
‘рищи Иригов, Кочеров и Иванов, обязан-
вые проводить эти занятия, не хотели да
и не могли по сути их проводить, так как
сами недостаточно хорошо знали матери-
альную часть. Ясно,’ что эти товарищи
не могли также потнастоящему организо-
вать инженерно-авиационную службу.

Наш  инженерно-технический состав
имеет вое возможности систематически ло-
вышать свою квалификацию. Авиационные
части получают пе. тоько описания „,И’

На-двях на Н-ском аэродрома Hage
стный советский авиаконструктор. Герой

линской премии А. С. Яковлев передал
прославленному летчику-истребителю
дважды Герою Советского Союза гвар-
дни майору П. А. Покрышеву свой но-
вый боевой самолет, построенный на
пичные средства конструктора, получен-
ные им в связи с. присуждением Ста-
линской премия,

Гвардии майор П. А. Покрышев, с
первых дней войны сражающийся на
Ленинградском фронте, сбил в воздуш-

‚   ных бояк. 30 самолетов противника. Из
этого количества: самолетов 23 машины
он сбил лично и 7—в групповых боях.

— Я несколько раз летал ва этой
машине, — говорит П. А. Покрышев. —
Отличный самолет. Легкий в управле-
нии, маневренный, обладающей громад:
ной скоростью н скоропод’емностью. Я
очень доволен подарком Л. С. Яковле-
ва. Обещаю сражаться Ha этом само-
лете мужественно и храбро, не щадя
жизни во имя победы. . тЫ

К моменту передачи самолета’ на
‚аэродроме собрались летчики-испытате-
ли, ближайшие сотрудники А. С. Яков:
лева, работники его конструкторского
бюро. 5

Обращаясь к’ тов. Покрышеву, Алек-
сандр Сергеевич Яковлев говорит:   _

материальной части, но также. и патляд-
пые пособия в вите плажатов, схем, учеб-
ных технических фильмов,. диапозитиров.
Да и сами «Наставления» по инженерно:
авиационной службе также являются ма-
териалом, который должен быть весьма
тщательно изучен всем _ инженерно-техни-
ческим составом. Главное в том, чтобы ор-
ганизовать учебу в каждой чаети и ис-
пользовать весь этот богатый“ материал.

Качество подготовки материальной час-
ти к вылету зависит от системы контроля,
Значительная” часть отказов происхолиг
потому, что слаб контроль со стороны ру-
ководящих инженерно-технических специ-
алистов. Последние не всегда строго сле-
дят за качеством работ, выполняемых пох
чиненныхи. Этим об’ясняютея случан пе-.
выполмения регламентных работ, профи
лактических осмотров. Отсюда: aerate,
проиешествия и потери боеготевностц са=
молета. В одной. из частей бым. случай,
когла на самолете «Ильющин-2».‹пере-}
грелся мотор. Выяснилось, что оторвался
паправляющий дефлектор. тоннеля водяного
радиатора. Дефект своевременно Ив был
обнаружен потому, что механик . самолета
не соблюдал при осмотре правил «Инет-
рукции», & техник звена не проверил pa-
боту механика. Подобные примеры не еди-
ПИЧНЫ.

Тщательно выполнять существующие ин-
струкции и указания! Требовать самого

В этот день летчики гвардейской ‘ордена
Красного ‘Знамени ‘истрабительной,, части
твардии ` ‘подполковника’ Зворытина соирово-
ждали и, прикрывали боевые  действия ‘наз
ших штурмовиков, выжиравших немцев из.
их. укреплений, Е т:
’: Накануне; int

&: инурмовики. и ‘истребители.
подробно’ договорились о бовместных поле-
тах, улочнили баршрут! сипналы и цель И’
вот. одна’ .заодайрой. появляются’ группы
штурмовиков: Взлётают истребители” налол
жатся на курс району цели. Так истреби-
тели ‘бопровожаали штурЖОовиков в Teves
ние всего дяя. Моследний вылет закончиле
ся лишь к вечеру. Как штурмовики, так; и
истребители выполнили свою задачу без
потерь. : о и ВЕ

Вскоре нац . азродрамом ‘истребителей
появился «ИЛ-9». Он дважды сделал! круг
и бросил вымпел:. К вымпелу был прикре-
‘плен розовый конвёрт.& позывным истреби-
телей `В нем. было ‘письмо штурмовиков
своим боевым соратникам. ‘

Зики. — Мы —# летчики, летавшие на бое-

4 СБОР

Сбор цветного н черного металлолома
стал второй специальностью бойцов техни-
ческой роты, занятой эвакуацией повреж
денных в, бою самолетов и трофейного иму-
щества, (/Голько за десять месяцев техни-
ческие роты части, где начальником отдела
майор Ващенко, собраяи цветного металло-
лома 2.477 тонн, черного — 3.552 тонны Ч

Почного соблюдения «Наставления пФ ин-150 тонн, резины. Специальные группы бой-
женерно-авиационной службе»! Только при! цов-разведчиков технической роты отыски-
этом условии будет обеспечена постоянная вают металл в лесах, болотах, по обочинам
боетотовнееть наших самолетов, Lebo, „Здесь и сбитые вражеские самоле-

Haman PBIBAK ВОЗДУШНЫЕ СЛ

Резкий’ северный ветер’ гуляет над
аэродромом. Сражение происходит где-то
далеко. Лишь иногда отзвук артиллерий*
ской каночады. доносится. сюда, Командир
полка напутствует лейтенанта Лузгина.
Они стоят у самолета и ведут спокойную
беседу. ‘Через несколько минут самолет
отрывается от земли и скрывается за. гори-
зонтом, Надо разведать передвижение
войск противника на важной дороге. Вот
уже пересечена линия фронта. Иробив ©б-
лачносбть, самолеф оказывается на высоте
800 метров. На встречном курсе внезапно
обнаруживаются семь «Юнкерс-87» и два
«ФВ-190». Лузгин, увидев. самолеты ‚врага;
немедленно уходит в облака. Приходится
менять курс на 90 градусов, Тянутся тре-
вожные ‘минуты ожидания. Как поведут
себя истребители’ противника? Но истреби-
тели уходят во-свсяси. Самолет снова про?
бивает облака и оказывается над городом
Р. Под крыльями-глубокий тыл врага. [lo
дороге тянется автоколонна в направлений
к линии. фронта.. Рядом с ней длинная ко».
лонна танков. Радист передает о виденном
на свой аэродром. Возврашаясь с задавня,
разведчик встречает стаю краснозвездеых,
бомбардировщиков. Вражеским колоннам не
сдобровать! : Seth

Этот полет — только один штрих в’ риз
сунке боевого’ дня. С аэродрома разведы+

Они уходяг в полет на быстрых и вер-
ных машинах. Под’ крыльями их самолетов
плывут поля сражений, леса и реки, города
и деревни. В. голубом океане неба самолет
разведчика, словно орел, парит над землей.
Внизу, под ним, стелется высеребрениое
снегом поле, убегает к горизонту лес, чер*
ные полоски дорог разрезают! степь, Но ни:
что не скроется от зоркого глаза! Внизу,
на ленте‘ лорог, черные точки. Их много
у леса. Разведчика He проведешь! On
знает: это танкн. На далеком аэродроме
телеграфная лента покрывается точками и
тнре. Донесения разведчика сухи и немно-
гословны, но за скупыми словами раскры-
вается многое,

Длинны ноябрьские ночи. Выстелила зи-
ма. белые, снежные ковры, Густая пороша
кружнт над землей. В небе, сизом от мо-
роза, ровный рокот мотора: это одинокий
разведчик прокладывает в вышине новые,
ему лишь одному известные пути, высле-
живая звериную поступь хищника. Враг хи-
тер. Он знает миого способов, как замаски-
роваться. Но разведчик хитрее. С. орлиной
стремительностью бросается отважный пи-
лот на обнаруженную цель. Он сделает
5сё возможное, чтобы выследить врага.
Чисты H спокойны снежные покровы 3H-
мы. Но экипаж самолета-разведчика знает
цену кажущемуся покою, Зоркн и всеви-
пящи глаза разведчиков. Ни мертвое <по-
койствие, ни тишина, ни безмятежность
зимнего пейзажа или летней природы не
проведут пазведчика! Самолет один парит
в высоте. Под ним родная земля, искале-
ченная смертельными врагами. Сердце пи-
лота наполнено жгучей ненавистью к гит-
леровцам. Ненависть не ослепляет, а, на-
оборот, обостряет, глаз. Ненависть учит
разгадывать замысел врага.

В штабах бережно соберут всё высле-
женное и виденное- воздушными следопыта-
ми, взвесят, уточнят. М неожиданно для
врага’ на его голозу уладет огненный. смерч
советской артиллерии, низвергнут свой
смертоносный тоннаж краснозвездные бом-
бардировщики, полетят в воздух MOTH я
дзоты, тысячи немцев будут обращены в
пепел. И люди, вскрывшие замыслы врага,
снова уйдут в сложные и ответственные
полеты. Будет ли дождь или снег, ветер
или палящий зной, они поведут свой само-
леты, ведомые сами святым и верным чув-
ством любви к родине, долгом. мести.

самолеты. Враг. пытается ‘обнаружить’ их,
навязать ‘им бой, сделать всб возможное,
чтобы сбить советского. следопыта,

В настойчивости и, сметливости совет-
ских‘ разведчиков есть сила, рождающая
такую отвагу, которой He страшна. смерть.

Один в небе! Это ве совсем весело. Под
крыльями враг. Барражируют «Мессершмит-,
ты», ощетинились зенитки, Немды не дре-

один среди голубого океана. Но чувство
одиночества чуждо ему. Уверённо сжимает
в руках. руль управаения пилот; Зорки
глаза стрелка-раднста: Безошибочны выво-
ды штурмана. «Пробивай!» — комавдует
щтурман. Самолет пикированием пробивает
облака и оказывается над станцией. И по-
ка вспыхивают разрывы зениток и навстре-
чу поднимаются истребители врага, на да-
Леком аэродроме узнают об эшелонах тан-
ков, о бензоцистернах, ползущих по до-

взмывает вверх, скрываясь за облаками.

СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ

Социалистического Труда лауреат” Ста-!

— Мне бесконечно приятно, что мой!

ПЕРЕПИСКА БОЕВЫ

«Друзья истребители! —, писали штурмо:

вательного полка один за ‘другим уходят

млют. Разведчик уходит высоко. в небо. Он’

роге; * Сделаньес-енеикигои самолет резко-

«ЯК» попадает в руки такого

тельного летчика, каким являетесь Вы,
товарищ Покрышев, Прошу Bac nepe-
Wath фронтовым летчикам, что ‘возглав-
ляемый мною конструкторский коллек-
тив неустанно работает над тем, чтобы
создать. такие самолеты, которые оста-
BAT далеко позади все известные нам
истребители противника.

‚-- За’ время великой отечественной
войны, — продолжает А. С. Яковлев, —
мы добились превосходства над иктре-
бителями противника, Мы приложим все
силы к тому, чтобы это превосходство
‘непрерывно росло,

Я желаю Вам всяческого счастья,
боевых успехов и новых блистательных
побед во славу родины.

А. С. Яковлев крепко пожимает руку
дважды Героя и передает ему формуляр
боевой машины. ‘

‚ П, А. Покрышев надевает парашют и
садится в самолет. Спустя ‘несколько
мгновений, летчик ‘отрывается’ от земли,
проходит. круг над ‘аэродромом и, пока-
чав в воздухе крыльями, улетает на,
фронт. BAe gait ate

“На” снимке: Герой Социалистиче-

ского Труда А. С. Яковлев передает

‘свой самолет дважды Герою Совет-

‚ ского Союза — твардии ‘майору
‚ П;А. Покрышеву. 7.

Фото и тёкст Ал, ЛЕСС,
`’ ТОВАРИЩЕЙ .
вое Задание в группе капитана Ларина, Нас
прикрывала” ваша` группа Павлова; Благо-
‘дарим Bac Sa хорошее прикрытие в бою и
келаем вам в дайьнейшем успешной боевой
работы по ‘разгрому немецко-фашистских

захватчиков. С-вамн мы идем ий выполняем

задание. спокойно,” уверецно. ‘Мы знаем,
что. ни один. ‘стервятник” не ‘подойдет к
т И ОЕ т
_ Ваши друзья штурмовики: капитан Ларин,
младшие’ лёйленанты : Баранов, Ситников.
Корытин, “Синяков, Чернышев, Евдощюк,
Дубровский; ЗИ i

Истребители, Ответили ка это письмо.

«Мы, — писали они штурмовикам, — не
дадим в обиду фашистским стервятникам
вас, дорогие товарищи. Идите на цель спо’
койно, громите наземного противника, по
могайте очищать нашу родную землю от
врага, а мы очищаем и будем очищать от
врага советское ‘небох»,   .

Гвардии старший лейтенант
В. АНЕНКОВ.

i

Действующая армия.

`ЦВЕТНОГО МЕТАЛЛА

‚ты, и разбитые тракторы, и автомашины, и
выведенное из строя оружие.
Командование не раз премировало бой-
цов, сержантов и офицерский состав. тех-
рот за отличную организацию сбора цвет-
ного металла. Бойцы подразделения ‘стар-
шего техника-лейтенанта Пономарева крас-
ноармейцы Трифонов, Быков, старший сер-
жант. Дудкин, а также. тт. Журбенко, Гру
бов, Комаров. и другне проявляют много
инициативы н находчивости, собирая нуж-
вый для страны металл,
Действующая армня, В. ЧАГИН,

Начинается самое трудное: надо уйти ‘от
врага, надо его обмануть. ‘В этом сложном
н трудном единоборстве поставлено всё на
карту. Чтобы победить, надо собрать нервы
в кулак, надо напрячь все силы, вов свое
умение, надо думать только о победе, зна-
чит о жизни, значит презирать смерть. На
родном аэродроме ждут и волнуются: Пол»
зут, словно улитки, часы тягостного ожи-
дания. Разведчика ждут в штабе, в зем-
лянке, в офицерском собрании, ждут
командиры, ждет генерал, прославленный и
известный всей стране, ждут товарищи и
ждет. девушка в далеком городе, ждет
чаждый день и каждый час его возвраще-
ния на родной аэродром, а значит и к ней.

И он возврашается. Он приходит целый
и невредимый. Но не всегда, Приходится
иногда вступать в бой. Этот бой напоми-
нает единоборство орла. Он садится на
свой аэродром, израненный и об`ятый пла-
менём, Но он’ возвращается,

На сотий ‘километров  пролегла линия
фронта, Много рек’ ноозер, много гори
лесов, городов н сёл за ней! ‹ Враг це-
иляется за каждый рубеж. Враг отчаянво
сопротивляется. Но ничто уже: не’. поможет
немцам! Лзе трети нашей территории, за-
Хваченной ими, освободила Красная. Армия.
Сотни разведчиков — боевых авиаторов —
помогли возидаталям этой великой победы.
Этим людям, смелым и бесстрашным, на-
до воздать должное. Над многими города-
ми, томнашимися в немецкой неволе, они
появлялись как вестники светлого дня
освобождения. Из уст’в уста передавались
слова, наполненные великим душевным
трепетом:

— Наш разведчик был здесь» Скоро на-
щи булут бомбить немцев.

Этих разведчиков благословляли Киев,
Смоленск, Полтава» Орел. Чернигов. Их
ждут Львов‘ и’ Рига; Каунас и Кишинев...
Ветер Днестра и Буга, Збруча н Сана до-
носит к Ним стон наших братьев и сестер,
звон немецких кандалов на их ногах,

В бесстрашни и неутомимости разведчи-
ков есть нечто, напоминающее благород-
ный созидательный труд пчел. Как пчелы,
собирающие мед и несущие его в улья,
разведчики, собирая ценные данные с раз-
ных мест, доставляют их в штаб, помогают
ему составлять общеб. представление о_за-
мыслах и планах врага,

~

ЕДОПЫТЫ

gav-perncTan   ТИХО

«Конечно, чудес на свете не. бывает. Ho
я смотрел сначала на фотографию, потом
на Hero, и, клянусь тебе, это было чудо!
С’езди туда) Не пожалеешь!» —= так пизал
мне один из фронтовых друзей,

Я с ездил. И могу сказать:

—- Конечно, чудес на свете He бывает
Но... я смотрел <начала Ha фотографию,
потом на живого человека и разводил ру-
ками. Как хотите, но’это походило на чу*
до:
Теперь расскажем по порядку.

День б июля 1943 года хорошо’ помнит
каждый из нас. Вотот день немцы начали
свое наступление на курском выступе, на”
мереваясь покончить с нами в лето 1943 го-
да. Имённо в этот день в районе Белгорода
летал на «Яковлеве» Игнатьев. Он прикры-
вал наши войска, Гвардии младший лен-
тенант Игнатьев, несмотря на молодость,
бил -опытным: истребителем. На’ его счету
числилось много воздушных схваток и три
лично сбитых немецких’ самолета,
этот раз летчику не повёзло: снаряд зе-
нитки ударил в мотор, То ‘приказанию Be-
дущего группы Игнатьев повернул домой.
Он подлетал к большаку, когда мотор Ha-
чисто обрезало. По дороге’ тянулись Opy-
nua, автомашины, Игнатьев мгновенно рва-
нул ручку на себя и перескочил через про:
вода, Самолет врезался носом в земле,
летчик ударился лицом о приборную доску
и потерял сознанне, А Bi

Очнулся Игнатьев в полевом госпитале»
где и пролежал месяц. Когда Игнатьев
вернулся в полк, товарищи ахнули. Был он
раньше хорош собой — белолицый, голу-
боглазый, с правильными ‘чертами, а вер»
нулся без носа, От удара во время ката-
строфы разбитые перегородки носа’ вреза-
лись в лнц®. Молодой человек был изуро-
дован.

Игнатьев тяжело переживал своё He-
счастье. К тому же затрудненное дыхание
мешало ему; летать. Командование гвардей-
ского полка чутко отнеслось к несчастью
летчика и порешило вылечить его во NTO
бы то ни стало. Гвардейца-истребителя
отправили в Центральный авиационный го-
спиталь, где начальником полковник меди»

‚  цинской ‘службы Д. Розенблюм.

„.В тот день, когда Игнатьев выписывал-
ся в часть, мы с ним и повилались,
Что сказать о золотых руках людей, ко-

‚  торые творят чудеса в тихом загородном

парке, на блещущих‘ белизной, операцион-
ных  столах? Какие нужно ‘подобрать сло-
ва; чтобы воздать должное их преданности
делу, их великолепным знаниям и благо-
родному. человеколюбию? ; ;

Мы сидим н. разговариваем с Игнатьевым,
и через каждое третье слово он произно-
сит ‘фамилию. профессора, которого, по
собственному заявлению, He забудет по
гроб своей жизни. т

— Ну что писать о нас? — с горяч:
ностью тверлит гвардеец-истребитель.—На-
до писать вот о таких людях, как Яков
Азександровит.. Эх, вы ничего не знаете!..
Прямо скажу, ничего не знаете! — произ-
носит он с огорчением, не будучи в силах
выазить своих чувств.

Я смотрю на него и любуюсь. Передо
мной сидит красавец-парень, которого по
любят девять девушек из десяти, парень,
у которого нос, как на античной скульпту-
ре, ‘Честное слово, прежний нос Игнатьева
не мог быть лучше того, который ему вы-
кроил, вырезал м вылепил этот кудесник
Яков Александрович Швариберг!

A было это так. Игнатьева под местным
наркозом положили на стол. Профессор
Швариберг и его неизмённый” ассистент
Борщевский вскрыли у Игнатьева ребро,
вырезали из него хрящ и, не медля, стали
изготовлять будущий нос гвардейца-истре-
бителя. И ;

— Он мне его впритирку подгонял —
вставлял, вынимал, а я всё просил зерка-
ло, — рассказывает Игнатьев.

Десятью минутами позже профессор с
улыбкой об’яснял мне:

— Операция, которую я сделал  Игнатьеву,
является обычной для. восстановительной
хирургии. Вотаких случаях мы используем
собственные органы человека потому, что
они лучше всего приживаются. Я избрал
хоящ, так как он неприхотлив и живуч.
Хряш очень эластичен, его можно и под-
пилить и подстрогать. Уверяю вас, что это
He так трудно. Нам приходится иметь дело
с операциями, неизмеримо более. сложными,

Заслуженный деятель науки, / профессор
Киевского мединститута Я, А, Шварцберг
уже двадцать девять лет на военной служ-
бе. Это один из лучших специалистов стра-
ны по уху, горлу, носу и выдающийся зна-
ток авиационных ранений, Мы не случайно
употребили выражение «авиацнонные ране-
ния». Они отличаются от ранений ‘у пред-
ставителей иных родов оружия Нельзя за-
бывать, что человек, раненный в’ полете,

Разведывательная авнация в годы отече-
ственной войны воспитала много прослав-
ленных героев, о которых можно <мело
сказать, что они являются глазами армин.
Многне. герои-разведчики стали известными
всей родине, заслужили своими подвигами
славу и любовь. Разве можно без восхи-
щения говорить о том, что Герой Совет:
ского Союза гвардии капитан Степин .за
88 боевых вылетов разведал ‘сотнн аэро-
дромов, железнодорожных станций, сфото-
графировал тысячи квадратных километров
местности,

65 раз Степин был обстрелян противни-
ком, 18 раз вступал он в неравный 6..8 с
врагом, сбил два немецких самолета, два
раза подбивали его и раз сел на свой аэро-
дром из горящем самолете, Степин всеми
силами стремился выйти невредимым из
боя, уцелеть не только из чувства само-
сохранения, но ведомый страстным жела-
нием донести к своим собранные ценные
следения. Родина высоко оценила подвиги

Степина: ца его груди сияют боевые орде:
rd

Другой развехчик, гвардии капитан Су:
воров, разведам 84 аэродрома противинка,
обнаружил. тысячи танков, ‘вагонов, авто-
машин и много живой силы врага.
Был много раз обстрелян вражескими ge-
нитками и самолетами, Приходилось ему
не раз вступать в единоборство с’ врагом,
Однажды привелось‘ выпрыгнуть на пара-
шате из пылающего самолета, но Суворов
добрался в свою часть и передал весьма
ценные данные командованию, выполнив
боевое задание.

Заслуженной славой пользуется отваж-
ный разведчик Герой Советского Союза
гвардин капитан Конкин. За 88 боевых
вылетов он разведал 470 аэродромов про-
тивника, обнаружил „1.230 танков, 53.400
вагонов, 22.000 автомашни, 18 батальонов.
пехоты. Двенадцать раз подвергался Kon-
кин ожесточенным нападениям врага, но
каждый раз выходил он победителем из
неравного боя, ЕК ще

Хочется рассказать о боевой работе ол-
ного заменательного экипажа разведчиков.
Сто семьдесят боевых вылетов совершил
этот экипаж. Сто семьдесят разв ‘дождь
в непогоду, ныряя в гущу облаков, водил
он свой самолет в далекий путь, в глубо-
кий тыл врага, Их трое; Три `закадычных
друга — летчик младший лейтенант Боида-
ренко, штурмаи младший лейтенант Зи:
новьев, стрелок-радист сержант Баглай. За

——-.--—-——-

я К 5-93-02, нач, издательства К 5.60.10. ~~

м парке

кроме того, подвергается ‘опасности полу»
чить при посадке сотрясение, ушиб и дру»
гие повреждения. Надо уметь их найти а
излечить.

Профессор Швариберг так же, как, и его
коллеги, работающие в’ других отделениях
описывземого ‘госпиталя, в совершенстве
владеет этим умением Честь им и слава!
Госпиталь, в которэм они работают, не
знает случаев смерти, Меж тем жизнь па»
циентов,` когла” они’ поступают’ сюда, не»
релко ‘висит на волоске.

У командира звена истребителей млад
шего лейтенанта Буженкова после легкого
ранения . на лбу остался свищ — с виду
болезнь, как будто малозначашая, Но в
свище появился гной, вызывавший Голов-
ные боли, Этот симптом сказал многое прэ-
фессору. Он произвел смелую, чрезвычайно
сложную операцию и вскрыл череп Бужен.
коза; Его предположения оправдались: на
мазгу : оказался гнойник. Профессор
Шварцберг. удалил ero, и больной был
окончательно излечен. ы

Истребителя младшего лейтенанта Ме
щерякова привезли в госпиталь в очень тя»
желом ‘состоянии. Он`был ранен в лоб, его
нос свело и сместило, носовые кости про-
валились, челюсти также, Раненый  стра-
дал ‘от невыносимых головных болей,
Он. заболел менингитом. Профессор прежде
всего возвел вокруг менингита сульфиди-
новую блокаду и терпеливо, день за днем
вытевнял из мозга’ страшную’ болезнь. Даз
отдохнуть больному, он трепанировал ero
череп: и очистил. правую лобную полость
от гноя. Больному снова дали. набраться
сил и вторично вскрыли череп, ликвидиро-
вав гнойник в левой лобной пазухе, Опять
отдых —- и подготовка к’ новой операции,
На этот раз больного оперировал профес»
сор Вишневский = выдающийся спецна-
лист по глазам. У лейтенанта были нару:
шены. слезопроводящие пути. Окулкст нх
привел в порядок. Теперь больной отдыха“
ет, готовясь к четвертой и последней one-
рации, такой же, какую сделали Игнать-

-еву.
Ланцет делает настоящие чудеса в руках
начальника хирургического отделения

А. С. Перцовского и его. помошинков --
врачей А. Г. Караванова, Г. Р. Грайфера,
А. И. Кривошапова, М. Резниковой.
Трудно даже просто перечислить фамилия
летчиков, штурманов, стрелков-радистов,
которых вырвали они из когтей смерти,
Примеры, которые я привожу ‘ниже, дают
лишь небольшое представление © жнвотво*
рящей деятельности этих энтузнастов, нау
ки — подлинных патриотов родины,
Истребнтель лейтенант Мануйленко был

подбит в районе Ржева на территории, за»,

нятой немцами. Выскочив из машины, лет.
чик провалился по пояс в снег. Лес, снег,
Стояли . жестокие морозы. В кармане Ma-
нуйленко нашел, всего две’ спички...

Двенадцать суток брел по лесам Мануй-
ленко, пока не пробрался к своим, Пришел
с отмороженными огами. Когда летчика
привезли в госпиталь, на его левой ноге
не было пятки;

— И пятка у вас ‘будет и летать буде-
те, как раньше, -= сказали ему здесь.

Остроумной операции предшествовала
свовобразная репетиция. Ногу летника по-
догнули к ягодице и привязали, чтобы он
научился спокойно лежать в такой позе,
Затем на яголице вырезали лоскут кожи,
сделав надрезы с трех сторон, но не тро-
нув четвертой. Ногу притянули к ягодиие,
наложили, лоскут и нашили его на’ пятку.
С туго прибинтованной ногой Мануйдленко
пролежал ‘несколько недель. Кровеносное
пнтание кожа получала через четвертую
сторону лоскута, оставшуюся ненадрезан»
мой. Когда кожа прижилась, ‘четвертую
сторону. отрезали, подшили ее — и вернули
ноге пятку.

Казалось, совсем безнадежен был лет»
чик сержант Бичучар. В воздушяом. бою
его ранило в область затылка, где поме-
щается зрительный центр. В’ госпиталь ero
доставили ослешшим. Здесь была сделана
ему операция, и он увидел лица благород»
ных людей, которые вывели его из мрака.

Бичучар вернулся в строй, домой, на
фронтовой аэродром, куда стремятся ace,
кого мы застали в палатах госпиталя, рас-
кинувшего свои корпуса в аллеях тихого
загородного парка. Домой, в строй! Туда,

где рокочут укрытые в лесу голубые
«Пешки», клокочут о гневом   грозные
«ИЛ’ы», ревут «ЯК’и», призывая  свонх

хозяев в небо.

И вот вернется такой, как Бичучар, до.
мой, на аэродром, и в часы отдыха в кру*
гу друзей начнет рассказ: ‘
; Был я совершенно слепой. М вот
привезли меня в госпиталь, и попал я в
рукн таких людей... Таких людей!. Нет,
вы! ничего не знаете! Прямо скажу — не
знаете ничего!..

RIL La “>

сто семьдесят вылетов оян научились мно»
гому. Им не страшна никакал погода. Они
He боятся яростного, густого огня враже-
ских зениток, им не страшны стан «Мес»
сершуиттов». Пробивая плотный свницовый
слой \блаков, уходя от огня противника,
они, воли надо, спускаются до самой зем»
ли, разыскивая врага и его технику,

На рассвете дружный экипаж уходил в
полет, Это произошло в дни боев за Дон.
Cac, Противвик всеми силами пытался
приостановить продвижение наших police.
Он подтянул авиацию’ н две танковые ди:
зизин, Необходныю было обнаружить и за-
снять наличие. авнаций на аэродромах Ста.
лино; Макеевка; Криничная“ и выдлиже:
ние мотомехколонн к линии фронта, Мно:
го раз бывал экипаж в этом районе, много
раз обстреливали его’ там. Плотная стена
зенитного огия’ встречает экипаж на под-
ходе к Сталино. Презрачное небо’ ют раз-
рывов снзрядов покрывается черными ‘и
белыми тающими облачками, Набирая’ вы-
соту, экипаж скрывается из поля’ наблю:-
дения. и вскоре появляется с юга. Под
пи аэродром врага. Далеко от этого
и на телеграфную ленту ложатся тире

точки, из которых составляются KOpOT-
кие, но очень ценные слова:
ue Аэродром города Сталино 65 самоле-

— Обнаружил ‘новый аэродром севернее

‚ Костромка, ва нем 107 самолетов сфо-
тран,

— Обнаружил на шоссейной д
лонну танков, а ee a

— Обнаружил аэродром южиее Нов. За-
порожья 65 самолетов, сфотографировал.

Штурман просматривает об екты, наблю-
и прицел аэродром, одновременно на:

дит самолет” для фотографирования и
подсчитывает количество самолетов.

Возвращаясь на. свой аэродром, экипаж
разведчиков привозит данные, которые по“
могают командованию нанести немцем со-
крушительный удар.

„.Илут дни. Ни на мивуту не стихает
гром великой битвы. Зарево пожаров осве*
щает, дороги войны, В небе, пробивая пе:
ен парят бесстрашные советские

Они, видят многое и видят. далеко. В
сердцах HX неугасим вечный призыв: хо-
рошо увидеть, чтобы победить!

и аыриниидьишьнымй
Ответственный родантер
В. П. МОСКОВСКИЙ,

a