—
в

‚Некоторые вопросы _
: взаимодействия  —

Из опыта действий. штурмовиков 0. -

В жестоких битвах за нашу родину выл   этих условиях пигурмовая авиация, иожет
росло и окрепло боевое содружество штур- действовать наиболее. эффективно для q0-
мовой авиации с наземными  войсками. стижения конечного ‘успеха. Опыт пока-
Действия штурмовиков на поле боя в пер-  зывает, ATO, действуя на поле боя мел-
вую очередь подчинены интересам пехоты,   кими труппами и распыление, штурмови-

’ танков, артиллерии. «Ильющин-2» прочно  ки не. способны решительно влиять н& ис-
завоевал свое место в общевойсковом бою.  ход боя. Необходимо, чтобы  пггурмовая

Общевойсковые комапдиры, организую-  авиация действовала _ сосредоточено fle
щие бой, освоили летно-тактические осмо-  только в изчале операции, но и иё всем
зы штурмовой авиации, повысили свое   © протяжении, когда илет бой в глубине
мастерство и грамотность в области по-  обороны противпика. ue
стаповки ей задач и ee боевого примене-  Действуя в непосредственной близости
вия в операции. От этого выиграла орга- от наших наземных войск и в их интере-
низация взаимодействия. Повыюил свою   сах, штурмовики всегда нуждаются в це-
общевойсковую тактическую грамотность   леуказамии. Олтибочио. думать, что летчик-
п летный состав  итурмовой авиации.   штурмовик, летая над полем боя, Видит
Летчик-штурмовик является одним из лю- вс8 до мельчайших подробностей. Это да-
бимейших боевых друзей пехотинла, тан-   леко He так. Противник, находящийся в
киста, артиллеристз. обороне, старается тщательно укрыться от

Олиако было бы оттибочным и вредным   глаза воздушного наблюдателя. Наземные
‘считать, ч№ в области организации войска обязаны помочь летчику-штурмо-
взаимодействия штурмовой авиации © н4-   вику отыскать на поле боя его. цель, иа-
земными войсками уже исчерпаны все! вести Ma Hee, Эти вопросы должны’ быть
тозможности, использованы все формы #  детально предусмотрены при организации
способы. Это далеко He так. Передовая   взаимодействия. ‘
часть  общевойскового и авиационного  Полностью оправдал себя ©10соб наце-
командования, организуя и проводя соеди-   ливания штурмовиков постановкой реперов
немными усилиями бои и операции, не- артиллерией. Вот один из примеров. 10-
устанно ищет и находит более совершен-   манхиру штурмовой эскадрильи кадитану
ные методы: взаимных действий. Ocunopy была поставлена задача —

На некоторых вопроах  оргализации  уничтожить тяжелую артбатарею вротив-
- взаимодействия штурмовой авиации © на-  ника ва огневой позиции в райоме’ рощи
земными войсками мы и хотим остано-   Круглая. Цель находилась в 5—6 км.
BUTECA в этой статье, от передиего края немецкой обороны. Ка-

Участвуя в бою, штурмовая авиация   титан Осипов дважды водил. свою труп-
нуждается в получении от общевойсково  пу на уничтожение вражеской, батареи, по
то командира комвретных задач. Опыт по- 0ба раза вынужден был атаковать запас-
казывает, что, чем конкретнее пеставлены   ные цели, так Kak He мог векрыть точ-
залачи перед штурмовой авиацией, тем ное местонахождение батареи, повидимому,
услепгиее она их выполняет. Ничто так   тщательно замастированной, ‘Задача оста-
не вредно для командира штурмовой ча-   валась невыполненной. * ;
ети, как неясность поставлемного ему за-  Torta m3 штаба авиачасти передали” на-
дания. На одном из участков френта в   чальнику артиллерии на этом участке
ходе боя-в глубине обороны противника просьбу навести группу титурмювиков на
командир одной из штурмовых частей по-  цель репером. Артиллеристы „охотно -BBI-
лучил приказание: «Содействуйте атака-  полнили эту просьбу. Подойдя вновь К
ми с воздуха продвижению наших танков  району цели, капитан Осипов увидел ре-
в направлении пункта Ё.». По каким кон-  пер из трех разрывов, повисших над рай-
кретные пелям должны были действовать оном заданной цели. Приняв боевой поря-

штурмовики и в чем именно нуждались дог «круг», группа увидела тщательно
танки, командир авиачасти ме знал. К   замаскированные шесть. тяжелых орулии
месту боя были высланы две группы   противника, четыре трактора и пртабеля.

снарядов. Штурмовики сделали шесть 38-
холов. Логово гитлеровцев было полностьто
уничтожено и кроме.того тут же, в районе
батареи, взорван артиляерийский склад.
Так артиллеристы, израсходовав на репер
три снаряда, помогли пггурмовикам успеш-
но выполнить задачу,
Этот с10с0б целеуказания нужно . вся-
чески приветствовать и совершенствовать
Прибегая к использованию штурмовой
авиации ка поле боя, общевойсковой
командир должен выделять 1—2 батареи

штурмовиков с задачей — на месте свя-
заться по радио с танкистами и атако-
вать те цели, которые они укажут. °

На деле получилось так. Первую груп-
пу штурмовиков танкисты по радио напе-
лили на самоходную артиллерию против-
ника. Летчики точно выполнили эту зада-
чу. полавив огонь артиллерии противника,
и очистили путь для наших танков. Вто-
рая труппа штурмовиков по ряду причим
не смогла связаться по ралио с танками.
Кружась над полем боя, она вынуждена

‚  группы вражеских

была по своему усмотрежию атаковать пе-
ли, которые оказались маловажными для
наших танкистов. В итоге в этом бою
итурмовики не полностью дали то, что
они должны были и могли бы дать. А
произошло это из3-3& некопкретню постав-
ленной задачи,

бщевойсковой командир, ставя перел
итурмовиками задачи, должен стремиться
сосредоточивать их боевые усилия на 1е-
шающих участках,
сил авиации по всему полю боя. Нередко
центр усилий сражающихея еторон в ходе
бея перемещается с одного участка или
направления на хругой. Искусство боевого
ррименелия штурмовой авиации в том й
заключается, чтобы своевременно перена-
пеливать ее удары на те участки, где
решается исход боя или операции. При

Смерть героя. \.

Комсомолец летчик Н-ской  авиачасти
лейтенант Григорий Карпович Нестеренко
вылетел в четверке истребителей на
итурмовку войск противника. Снарях врё-
жеской зенитки ударил прямо в машину
Нестеренко. Самолет заторелся.

Летчик мог выброситься © паранпютом
`на вражеской территории. Но комсомолец
Гриша Нестеренко предпочел  геройскую
. смерть позорному плену.

КОМБИНИРОВАННЫЙ БОЙ

избегая распыления

дальнобойной артиллерии для постановки
реперов над целями, по которым хейству-
ют «Ильюшин-2». Вообще в интересах 0б-

щевойскового боя следует более тееню-увя-

зыгать действия штурмовиков и артилле-
pun. Артиллеристы ведут тщательную, раз-
телку поля -боя. и располагают. наиболее
точными и полными данными. Часть це-
лей, вскрытых артиллерией, успепено по-

давляет и уничтожает штурмовая авиа  ,

ция, Вот почему так полезно и необходи-
мо, чтобы артиллерия наводила питурмови-
ков на эти цели методом поставовки 1е-
перов. й

Цвет артиллерийских реперов должеп
отличаться от остальных разрывов, кото-
рых так мого на совоеменном мюле боя

Подполковник Т. ГУБА.
Действующая армия.

Переведя в пикирование свой горящий
самолет, он маправил его ma врага. В по-
следние минуты своей жиэни Нестеренко
успел ‘уничтожить ие один десяток немцев.

В память о тов. Нестеренко. состоялся.

траурный митинг; Под боевым. знаменем
друзья героя поклялись отомстить немцам
за его смерть.

Старший лейтенант. Н, КОРОЛЕВ.

„ПЕТЛЯКОВ-2“

Опыт  отечествен- ‚= сов». У нае появилась
ной войны показал, Герой Советского Союза . жажда боя,  жгучее
что «Петляков-2» 34 гвардии генерал-майор авиации желание ударить п“
включает в себе массу ‘И. ПОЛБИН врагу.

‚возможностей, ‹ раскрые Е По команде: «Веи-
‘зающихея по Mepe   -! i Manno, в атаку, 3%

‘Поста: боевого мастерства летных кадров и мной!» — резким доворотом в  сторову

‘Повышения ‘их знаний в области техники
 илотирования и управления боем. Hann
летчики совершенно справедливо называют
«dle-29 машиной строгой и умной.
Недавно нашей части пикирующих бом-
бардировщиков. принлось’ провести ‚ответ-
сфвенную операцию, из которой можно
слелать поучительные выводы. Группа из
17 «Петляков-2» получила задачу бом-
‘бардировать железнодорожные эшелоны
противника на станции А. Решили бом-
бить с пикирования двумя заходами си

пгурмовать бортовым оружием. Когда. по-

дошли к району цели, он оказалея закрыт
сплошными облаками.. Выюота - нижней
кромки облаков едва достигала 600 мет-
ров. Тогда решили бомбить
с горизонтального полета

Налиа группа, удачно удари
подожгла два эшелона, ‘ взорвала

под облаков.

группы. противника, наралцивая скорость,
пошел на сближение. Электроцепь оружия
и освещения прицелов включена. Молние-
цесно сокращается расстояние между груп:
пами «Петляков-2» и «0-87», Bame-
THB Halle преследовамие, немцы, теряя

боевой порядок, попытались мелкими груп-

пами уйти с разворотом, но было поздно.
Я дал первую очередь с дистанции 80 ме-
тров. «Юнкерс» вспыхнул и камнем по-
шел вниз. В то же время часть экипажей
группы занялась штурмовкой ‘аэродрома и
подожгла 2 немецких
ле. Почти одновременно удачиыми атд-

ками сбили по одному «Ю-87» твардии

=o

самолета, на зем-

СТАЛИНСК

„ Две пары’ наших» истребителей патрули-
ровали ‘лад полем: боя. Станция наведения

сообщила ведущему старшему  лейтенан-

ту Сапрокову ©

наши истребители патрулируют ниже “06-
лаков на‘ высоте 3.000 ‘метров. Они `по-

строили свой боевой порядок выше кром-

ки облачности и шли на высоте 4.500 мет-
pos. Сопровождающие.
рассчитывали атаковать сверху наши ACT-

ребители, когда те
рез облака к бомбардировщикам, р:

Но гитлеровцы просчитались. Благодаря

станции наведения наши истребители 34-
ранее набрали высоту и издали заметили

группу «Ме-109». Группа Сапронова   не.

стала затевать с ‘ними бой и пошла _ на
территорию противника ‘встречать бомбар-
дировщиков. › baa

Вскоре показалисБ три группы : «Хейн-
кель-111». Одна пара из группы Сапроно-
ва, возглавляемая младшим лейтенантом
Кузьмичевым, врезалась в первую девят-
ку бомбардировщиков и сбила два ‚ ив

них. Остальные «Хейнкели» беспорядочно? „,

` Отражая

На нашем участке фронта советские вой-
ска ведут бои местного значения, в резуль-

тате которых ‘значительно улучшают свои

позиции; Но на-днях одна наша часть, дей-

ствующая вдоль. железной, дороги, была

контратакована силами танков и мотопе-
хоты. Завязался фланговый бой. Немцы
продолжали ‚подтягивать BCE новые и но-
вые резервы; f
Нужно было немедленно разведать под-
ходы немецких войск и рассеять их вне-
затвным
была поручена
мастеру штурмовых

прославленному  летчику
ударов

парнику младшему лейтенанту Никишину

Погода для полета была исключительно
неблагоприятной. Темные, густые облака
низко опустились над землей, Моросил
мелкий холодный дождь, сплошная серая
дымка окутала поверхность земли. “Успех

разведывательного полета со штурмовкой
зависел от Под-.

в плохих метеоусловнях
готовки на земле. Летчики это учли и
перед вылетом тщательно продумали бое-

вую задачу, Установили сигналы, согласо-

вали противозенитный маневр, заходы на
цель и уход от нее. Для того, чтобы
обеспечить внезапность удара, Синицкий

решил зайти на цель с северо-запада, сс

стороны озера.

Из-за низкой облачности экипаж летел.

НАД ПОЛЕМ Б0Я -

приближении больной
бомбардировщиков. `Фа-
шисты, ‘видимо, были предупреждены, что

«Мессершмитты»

будут пробиваться“ ме“

сонтов

штурмовым ударом. Эта задача

старшему`
лейтенанту Ивану Синицкому и ‘ero Ha-

ий сокол

сбросили. бомбы на’свои же войска H по-
вернулн` обратно;
‘Вторую ‘девятку’ атаковала пара  стар-
шего лейтенанта. Сапронова, С первой ата-
ки она сбила двух. «Хе-111» и обратила в
бегство  остальных. Третья группа, увидев,
как панически разбегаются впереди иду-
щие ‚группы, повернула на запад.
Разогнав бомбардировщиков, наши истре-
бители повернули на свой аэродром. В это
время два «Ме-109» выскочили из обла-
ков и, ‘видя, что летчик Алексеев наби-
рает высоту, пошли на него в атаку. По-
ложение создалось для Алексеева труд-
ное. Но вдруг атакующий немецкий само-
лет вспыхнул и полётел факелом вниз.
Сбил ‚его Сапронов, спасая жизнь  това-
ришу. Так четыре наших истребителя —
Сапронов, Суриков, Кузьмичев и Алексеев—
разогнали 27 бомбардировщиков, ° сбили
четыре «Хе-111> и один <«Ме-109>.
  et +. Maflop ®, БАЖУТОВ.

45$ Mr.
 аки... _

на малой высоте, но не под самой кром-
кой облаков, так как немцы заранее при:
стреляли ЗА на высоту облачности. Как
только. пересекли озеро, летчики заметили
в Лесу замаскированные танки. Противо-
танковые бомбы полетели на немецки>
«Тигры». Один за другим вспыхнуло’ не-
сколько пожаров. При выходе из атаки
самолеты «Ильюшин-2» были обстреляны
ЗА противника. Младший лейтенант Ни-
кишин стремительно спикировал на бата-
рею-и пушечным огнем расстрелял ору-
дие. Огонь: прекратился,

Воспользовавшись этим, штурмовики
ударили по скоплению автомашин y Ha-
селенного пункта. В результате произошел
взрыв огромной силы. С места взрыва по-
шли темные клубы дыма. Оказалось, чтэ
там находился склад ГСМ.

В другом населенном пункте летчики
обнаружили артминометные батареи против-
ника.  Серия осколочных бомб полетела на
фашистское логово. Особенно удачно ата-
ковал младший лейтенант Никишин. Пря-
мым попаданием он вывел из строя два
орудия и истребил’ до. 20` гитлеровцев. ^
о Установив скопление и позиции врага,
разведчики благополучно вернулись на

аэродром. у
Капитан Г.. АРИСТОВ.
`Действующая армия. om
(Or наш, спец. корр. по телеграфу)
Г i

В результате разведки

Летчики-штурмовикя лейтенант Алексеев

и младший ‘лейтенант Роготин — страст-

ные воздуниые следопыты. Не. проходит
дня, чтобы они не побывали над закреп-

ленным за ними ; участком. „Здесь ни. од-
по. изменение. це: проходит MUMO, ..HX “BHH-
мания. Это вполне’ понятно. Длительное,

время ведя здесь наблюдение, Алексеев и
Роготин до мельчайших деталей „изучили
свой район: каждый: овражек, лесок, . ро-
ща, населенный пункт знакомы им.
Вылетев недавно с целью просмотреть
квой участок, ‘летчики засекли на желез-
нодорожной станции скоплевие” эшелонов
противника с. техникой, боеприпасами,  жи-
вой силой. Они тщательно просмотрели их,
сфотографировали и тут же передали об
этом в штаб. ›. в
He успели бами. разведчики ‘выйти из
атакн; сбросив ^бомбы с небольшой высоты
на; цистерны с горючим, как сюда прибы-
ли две ‚большие группы наших. штурмови-
ков. Оказывается, получив ‘сообщение по
радио, командование перенацелило. находив-

‘иеся в полете «ИЛ`ы». Был произведен

массированный удар, в результате которого

ределяются для нас не только холичест-
вом сбитых самолетов или уничтоженных
эшелонов. Главное заключается в том, что
этот бой внес принципиальные поправки в
паше представление © боевых возможимо-
стях самолета «Петляков-2» и показал. ряд
достижений в управлении группой, в. ча-
большую маневренную  с0соб-

CTHOCTH
I0CTh.

Самолеты «Пе-2» в боевом полете,

Операцию, о которой было сказано вы-
ше, можио назвать комбинированным боем.
В наставлемиях и руководствах бесполезно
искать такой вид боевых действий бомбар-
дировщиков. В самом деле, здесь есть бом-

несколько составов загорелось, бомбы на-
крыли два паровоза.

Алексеев и Роготин, возвратившись на
свой аэродром и, пополнив боекомплект,
вновь поднялись в. воздух. Густые клубы
дыма и не прекращавшиеся взрывы увиде-
ли они, подойдя. к станции, Однако часть
эшёлонов стояла еще не тронутой, В’ ата-
ку на них с бреющего ‘полета пошли раз-
ведчики. а
” Задача была выполнена.  Штурмовики
легли на обратный маршрут. Однако по пу-
ти на полустанке юни заметили еще два
эщелона. Не в привычке Роготина и Алек-
сеева проходять мимо цели. Смельчаки вы-
вели, из строя паровоз, зажгли несколько
вагонов. .

На следующий день вновь отправилась в
полет пара слетанных  штурмовиков-раз-
ведчиков. Они пришли на железнодорож-
ную станцию и сфотографировали резуль-
таты вчерашней работы. Фотоснимок под-
твердил эффективность удара,

Действующая армия. ne

(От наш, корр.). ° нае:

Lo ro
aw = Ft

„Фото А. Гаранина.

воздухе наши «Петляковы» Могут и обя-
занью нападать на бомбардировщиков вра-
ra, разбивать их боевые порядки, сры-
Баль удар по нашим войскам и поражать
их огнем бортового оружия.

Что мало понимать под благоприятными

ЩИКов?
Первое условие — внезапность и

ла противника, что он даже не смог по-

условиями для такой атаки бомбардиров-   ПИТЬ В бой с «Юлкерсами»

-   MOHHMA..I,

птительность. Как видно из нашей оперз- большим риском, ощущение уверенности и
ции, внезапная атака настолько ошеломи-  ЧУВСТВО долга были сильнее всего.

Советы мастера

Искусство истребителя состоит в TOM,
чтобы в воздушном бою занять такое по-
ложение, которое обеспечивает безусловиое
поражение противника. Но этого мало. Для
перажения надо избрать наиболее уязвимое
место. вражескогб самолета, чтобы. нанесен-
ный удар оказался смертельным.

Придерживаясь этих правил в практике
своей боевой работы, я за два © половиной
месяца сбил десять бомбардировщиков И
одиннадцать истребителей врата.

Почти все сбитые мной самолеты были
поражены пушечным огнем с дистанции
от 50 жо 25 метров. Открытие огия только
в близкого расстояния я считаю основным
условием, благодаря которому можно На-
верняка сбить врага. Многие летчики ие

‚придерживаются этого правила и, открывая

огонь. издалека, впустую расходуют бое-
припасы, & своей трассой зачастую ориен-
тируют противника, показывают изправле-
ние огня.

Удар се близкой дистанции еще более
эффективен, когда он сочетается с внезап-
ностью, когда противник не замечает при-
ближающегося сзади истребителя. Доста-
точио убедительным является пример из
моей личной практики: внезапной атакой
я сбил с одного захода три «Юнкерс-87».
Они шли плотным строем под сильным
прикрытием и ие ожидали налпей атаки.
Подойдя к ним сзади снизу и быстро сбли-
зившись, я поочередно почти в упор про-
шил их пушечными и пулеметными оче-
редями.

На близком расстоянии облегчается при-
целивание, тах как до 50 метров поправка
на смещение незначительна и ее можно но
принимать в расчет.

Олиако было бы грубой ошибкой игко-
рировать прицеливание при стрельбе с ма-
ax дистанций. Ведь нужно послать сна-
ряд не просто в летящий самолет, & в ©п-
‘ределенную его точку, например в кабину
нли.в мотор, Без точного прицеливания нет
уверенности и в точпом попадании.

Прицеливание жеобходимо для того, что-
бы сбивать самолеты противника с одной
очереди. Я считаю для себя правилом стре-
лять так по врату, чтобы первая же моя
очередь была для него смертельной..

Ло отечественной войны мие удалось
пройти хорошую стрелковую подкотовку в
школе. Тренируясь в стрельбе по конусу,
я пользовался прицелом и добивался, что
из 40 пуль 34 попадали в конус. Эта
тренировка крепко помогла мне. Сейчас я
стреляю уверемно, зная, что не менее по-
ловины пуль, снарядов выпущенной мной
очереди попадет в цель. Ири этом я по-
стоянно пользуюсь прицелом и веду огонь
только с малых дистанций,

бить самолет наверняка и © одной
очереди можно только в том случае, если
удар нанесен в самое жизненно важное,
уязвимое его место. Если самолету против-
ника нанесено лишь повреждение — пе-
ребиты плоскости или фюзеляж, — OH MO-
жет уйти к себе. Упустить врага B TO Bpe-
мя, когда его можно уничтожить, — позор
для истребителя.

Наиболее уязвимым местом в самолете я
считаю кабину летчика, а затем моторы.
Поэтому в подавляющем большинстве слу-
чаев я сбивал самолеты ударом по кабине.
В одмом бою мы встретились с труппой
«Фокке-Вульф-190». Сначала немцы, поль-

Удачны

Как только рассеялся утренний туман,
пикирующий бомбардировщик Бессарабско-
го ушел в ‹вободный полет прочесывать
железные и шоссейные дороги.

Это был ‘удачный вылет’ Обнаружив
чвижение автомашин и танков на одной из
дорог, разведчики решили просмотреть
весь участок самым тщательным образом.
Два часа пикировщик ходил в этом
районе,

Противник, надеясв, что в такую плохую
погоду советские самолеты в его ты-
лу не появятся, открыто производил пе-
регруппировку сил. К правому флангу на-
ших войск в дза ряда шли колонны авто-
машин н танков. Насчитав здесь до 500
машин и 15 танков, экипаж на другом
большаке засек до 600 крытых брезентом

дии старшего лейтенанта Белявина. Под-
разделения этих офицеров могут служить
образцом слетанности, храбрости и умения
выполнять любой приказ командира. Ясно,
что успех нашего боя с «Юнкерсами» ие
явился чисто случайной победой, & был
обеспечен выюокой теоретической и прак-
тической подготовкой летного состава.

Кроме того, успешности этой операции,
которая развертывалась с огромной нарас-
тающей быстротой, способствдвалая безот-
казная связь по радио.

Задача веломых — зорко наблюдать за
каждым сигналом командира и быть г-
товым в любую долю секунды совершить
нужный малевр. Если этой уверенности
нет, ведущий име имеет права рассчиты-
вать на внезалность и успех. Наоборот,
он может поставить под удар всю свою
группу. >

В момент принятия решения * всту-
все обстоя-

ли благоприятны, и хотя я
910 иду па дело, связанное ©

тельства

Некоторым может показаться сомнитель-

пытаться организовать оборону. Это отно-  ным способность «Петляков-2» быстро с0-

и штурмовать

по станции,
склад

лейтенант Плотников и стрелок-радист Ce-
ребрянский.

Группа «0-87», находившаяся в воз-
духе, под. воздействием, налших атак поте-
ряла управление и в панике стала сбра-

бометание с очнь малых высот, питурмо-
вые заходы на две цели, бой с бомбарди-
ровщиками и истребителями на ветречных
курсах и, наконец, штурмовка аэродромов.

ситея не только к «Юнкерсам», HO и к вершать резкие маневры в воздушном бою
лем истребителям, которые прикрывали в таж как эта машина тяжелая и предназна-
момент взлета и Построения ГРУППЫ   чена исключительно для бомбардировочных
ee ; действий.
незатность нападения и вытекаю :
TM ) Наш опыт показал, что «Петляков-2»—

Веё, вместе взятое, сложилось в стройную
операцию,  продемонстрировавшую гибкий
маневр, бесстрашие и смелость лётного со-
става, хорошее управление и связь B’ BOS,
духе. af нЕ
Оказалось, что пикирующий бомбарди-
рэвщик «Петляков-2» имеет полную воз-
можноеть драться и побеждать бомбархи-
ровщиков противника. ITO, комечно, пе
означает, что теперь мы можем ставить
cebe специальную задачу — вести бои с
«Юнкерсами» и выполнять роль истреби-
телей или: штурмовиков. Мо зато мы име-
ем полное ‘основание сказать, что‘ при
благоприятиой обстановке на землеи в

отсюда усех есть результат быстрого и
правильного решения командиров, в KOTO-
ром учтены все «за» и «против», вся 0б-
становка, свои силы и силы противиика.
Шри этом командир (ведущий
должен быть твердо. ‘уверен, что его воля.

боеприпасов, разрушила ряд зданий и с0-
жгла иного автомашин. Делая вторей за-
ход; мы увидели, что другая железподо-
рожная станция, находившаяся рядом <
первой, еще более забита составами, i
повели самолеты на этот об’ект.

Сильные взрывы и пожары подтвердили
правильность этого решения.

Когда и со второй стаицией было по-
хопчено, я развернулся ог цели в сторо-
пу своего марирута и через несколько ми-
нут увихел на своей выеоте в кильватер-
пой’ колонне 18 «0-87». Мы находились
пад вражеским аэродромом. Внизу подру-
ливала к старту еще одна группа «Юнкер-

сывать бомбы ‘в районе своего аэродрома.
Самолеты противника, прололжавигие взле-
тать, атаковывались, «Петляковыми» и,
бгосая бомбы, метались в поисках вы“
  хода. ‘
В результале воздушного боя группа мо-
их пикировщиков уничтожила 6 самолетов
«10-87» и сорвала задуманный немцами
вылет ма бомбомотание по нашим войскам,
Одновременно истребители прикрытия (ве-
дущий гвардии майор Носов) сбили 8
«10-87», 3 «Me-109» и.1 «ФВ-189». В
общем итоге немцы потеряли 13 мапгим.

Но результаты этого боевого вылета оп-

pa обусловливается знанием своих подчи-

ным мастерством.

tt : \

боевое решенив будут” молвиеносно воспри-   тельно установил маневренные
HATH подчиненными (ведомыми) и выпол- «Пе-2», соверитив на нем полет с фигура-
немы емело и решительно, с подобающим  Ми высшего пилотажа — тремя одинар-
воинским умением. Уверенность команди-   НЫМи бочками и четвертой двойной.

ненных, степенью боевой выучки и лбт-  что боевые

чрезвычайно маневрениый самолет; вели-
колепно подчиняющийся воле пилота.

Положительное качество этой машины

группы)   подтверждает такой случай. В этом году

Герой Советского Союза Б. Панин оконча-
качества,

Руководствуясь опытом, хочу сказать,
возможности «Петляков-2»,
находящихея. в строю девятки клином, or-

В дапиом случае в группе шли девят-  раничиваются не только активной оборо-
ки гвардии капитана Скороботатова и гвар- ной. Эти бомбардировщики способны, не

24 ноября 1943 г. № 56 (184),

Меткий удар
истребителя

воздушного боя

зуясь тем, что. их было значительно’ бот
ше, атаковали нашу труппу. Но скор
роли переменились, и им пришлост защи“
щаться. Наметив одного немца, я зател в
иему сзади. Он спикировал, вывел машину
над землей и пошел бреющим, Я. послето-
вал за ним и вывел свою малину с пре
вышением на 200 метров. В момент, когда
«Фокке-Рульф». стал делать   горку, я ¢
дистанции 50 метров дал короткую очеч
редь, прицелившись на кабину‘ летчика,
Удар оказалея точным и смертельным для
фалиистокото летчика. Вражеский исти-
битель сразу же перевернулся и упал.

В другой раз мы встретили большую
труппу «Юнкерс-87». Нам помогли в
строга маневра и то, что мы атаковали
врата неожиданно. С хода сблизился я с
девяткой бомбардировщиков и зашел снизу
сзади одного из мих. Машина с ‘черными
крестами была от меня в 50 метрах, когда
я прицелился пох ракурсом одна четверть
и нажал гашетку. От фюзеляжа полетели
обломки. Вражеский летчик был убит, а
самолет стал рассыпаться в воздухе. В этом
бою мои ведомые, также сочетая маневр 6
огнем, сбили еще двух бомбардировщиков.

Выбрать маиболее удачный момент для
открытия отия—значит наполовину обесте-
чить себе победу. Этот момент надо выби-
рать, когда самолет занимает по отноше-
нию К противнику наиболее выгодное 10-
ложение по дистанции и направлевию 1о-
лета. При этом необходимо внимательно
следить 3а маневрами врага и стараться
предугадать последующие действия, чтобы
немедленно использовать слабые стороны
его тактики. Здесь дорога каждая секунда.

Большияство вражеских истребителей я
сбивал в момент, когда они набирали гор
ку или на вираже. Бомбардировщики имеют
меньшую скорость. Их легче ебивать сия»
зу сзади под мебольшим ракурсом HAM
сверху ударом по кабине. Чтобы избежать
егня стрелка, следует использовать вН6-
затиесть появления, проскочить в «мерт-
вый» сектор и быстро сблизиться.

При всех этих положениях вражеские
самолеты имеют уменьшениую скорость,
атакующий же сближается на большей
скорости. ели при этом не уловить №.
 мент для` верного удара и промазать, 10
придется проскочить вперед и разворачи-
ватья под огнем вражеского самолета.
Чтобы избежать этого, нужно бить метко
и смертельно для врага. Поэтому момент
открытия огня требует максимальной с-
редоточенности воли и внимания летчика,

Однако, если вражеский самолет первой
очередью только подбит, надо добивать его
ло конца. Добить легче, чем подбить. Тут
может проявить инициативу ведомый н
нанести последний удар или же немедлен-
ным разворотом и преследованием хобивает
врага сам атакующий. В недавнем бою над
Диепром мне пришлось поступить именно
так. С близкой дистанции я подбил «Мее.
сершмитта», & затем добил его на пикиро-
вании.

Искусство меткого ухара дается не.сра-
зу. Нужны расчетливость и хладнокровле,
постоянная тренировка в воздушной
стрельбе, умение отлично владеть своей
машиной и знание техники врага. Всем
этого можно достигнуть в практике повсед-
невной боевой работы.

Капитан А. ВОРОЖЕЙКИН,

й вылет

машин, на окраине населенного пункта —
15 танков, и, наконец, опытный глаз раз-
ведчика заметил выстроенные вдоль ли
неек вражеские истребители. Как выяснн-
лось, экипаж Бессарабского обнаружил н-
вый, ранее неизвестный полевой аэродром
противника,

Сведения, доставленные разведчиком, в,
сочетании © другими фактами помогли Ha-
земному командованию безошибочно опре»
делить направление готовивщегося против»
ником удара. Над обнаруженными целями
вскоре стали появлятеся бомбардировщики
и штурмовики, В‘ результате их точных
ударов немцы понесли болыпие потери —
было взорвано несколько эшелонов с бое.
припасами, рассеяна и уничтожена не од*
на сотня машин,

(От наш. спец. корр.).

VR RRR RAPA

теряя боевых порядков, энергично WITH Ha-
встречу врагу и вести огонь, используя
высоты в строю между звеньями и по 0т-
ношению к противнику, а также курхы,
на которых происходит сближение.

Наращивание скорости на самолете
«Петляков-2», происходит с быстротой,
вполне обеспечивающей возможность 1ез-
Kore и быстрого сближения 6 об’ектами
воздушной атаки. Чуткость механизмов уп=
равления позволяет в одно мгновение и3*

менить курс и достичь нужного для атаки
угла. 5

- В заключение можно сказать, что любая
по количеству группа «Петляков-2» пред»
ставляет ‚собой в маневренном отношения
чрезвычайно гибкую боевую единицу, с19-
собную решать самые сложные задачи в
воздушном оборонительном и наступатель-
ном бою. И с особой убедительностью эти
качества наших боевых порядков «Петля-
ков-2» и самых машин подтвердил комби-
нированный бой, который как бы подвел
итог ряда достижений по овлалению такой
сложной машиной, какой является наш
пикирующий бомбардировщик;

Воздушный бой на’«Летляков-2», кото-
рый мы провели, конечно, трудно было
предусмотреть на земле. Удар по второй
железнодорожной станции, атака «Юнкер-
сов», штурмовка вражеского аэродрома’ —
BC@ эти решения были продиктованы сло-
жившейся обстановкой, Именно в этом и
заключается ценность операции © точки
зрения оперативного управления в 0 и
поверки качеств подготовки наших летных
кадров, зрелости их боевого мастерства.
Поверка показала хороший результат, и
теперь мы вправе требовать, чтобы при
олагоприятных условиях наши «Петляко-
вы» били в воздухе немецких бомбарли-
ровщиков с твердой верой в гачество св0-
en машины и решительно игтурмовали вра-
жескую технику и аэродромы. Однако надо
твердо помнить, что каждое такое решение
должно быть следствием не безрассудиого
риска, & трезвого и точного расчета,