СТАЛИНСК

Сражение за Гомель

’ Доблестная Ерасная Армия одержала вов, штурмовали железнодорожные эшело-
ещё одну блестящую победу. Алое знамя ны. Одной из групи титурмивиков удалось
реет над одним из крупных городов Бело-   взорвать большие склады горючего и бое-
руссии. Гомель стал советеким. Ликует   припасов. :
Белоруссия, на чьей земле родилась бес- ° В эти дни активно действовала и не-
смертная слава Кастуся Калиновского. ЛИ-  мецкая авиация. Во время вражеских
кует вееь наш народ,  приветзствующЩий   онтратак в один из напряженных дней
войска, очищающие белорусскую землю от   пад полем боя разыгралось до 30 воздуш-
немецких оккупантов. Е пых боев. В среднем в каждом из ‘них
 Томель — одии из больших промыти- немцы потеряли по одному самолету.
ленных центров Белорусени. В то же вре- ° Понеся большие потери, противник вые
мя это крупнейший узел железных дорог,   нужден был отказаться от своего плана—
связывающих Белоруссию © УССР и  зерпуть утраченные позиции к го-зата-
ду от Гомеля, тем более, что в эти же

РСФСР. (чеюда идут дороги на Минок,
Киев, Харьков, Брянск, Москву. Гомель -— дни началось наступление  паших войск
севернее Гомеля и южнее Пропойска.-

это, нанонец, ключ к Жлобину, Бобруйску.
И немпьг упорно старались удержать этот И в этой оцерации огромную роль CLI
грала налта авиация. Удар советоких бом-

&люЯ в своих руках.

Битва за Гомель была длительной и бардировщиков и птурмевиков предшест-
упорной. Немецкое командование не жале- вовал наступлению cebepnee Гомеля, фор-
ло сил и средств для того, чтобы удер-  биованию В .этих районах рек Com п
жалься на гомельском плацдарме,  имею- Пропя. Этот удар бым исключительным по
щем большое стратегическое значение В количеству самолетов, олновременню 0оруз
боях за Белорусеию. Наша воздушная раз- шивитихся на созданные - адесь немцами
ведка в дни, когда бои происходили еще укренления, Оборона врага состояла ИЗ
далеко от Гомеля, доносила, что здесь, на HATH линий оплошиых транитей. _ Немць
берегах реки Сож, пемпь: строят мощные памеревались в этом районе ‚ЗИМОВатЬ x
укрепления, подбрасывают = сюда значи-   создали свособразный подземный городок,
тельное количество танков, артиллерии. опоясанный сетью отиевых точек, МИННЫХ

зтолей, противотанковых рвов. Позиции,

Вок 38; Поль. ли блестящей ЕЛ-  неуцев укреплялись ответвлениями реки
тюстрацией к словам сталинекого приказа   (0 К тому же враг занимал ОО Ha
0 том, что «наши офицеры Е генералы   высоком берегу этой реки. Вей говорило
умело руководят войсками, уопешно 0В- „, то, чфо рубеж неприступен. Тем, ее
ладерают искусством вождения вовек». :
Roxaniopanne Laux войск показало при-
мер исключительню искусного маневриро-
вания на поле боя, пример того, как

паигими летчиками и артиллеристами,

Ровно в 10 часов утра над оборони-
тельным рубежом немцев одновременно по-

нужно применять тажтику Флантовых ох- 0
ватов, принесшую успех в боях за То-  явилось несколько сот. самолетов из соеди-
МОЛЬ. Е нения  тенерал-лейтенаита Руденко. 30

минут эта армада бомбардировщиков,

Немцы, создав разветвленную сеть ук-
реплепий па берегах реки Com и укрепив
район самого Гомеля, надеялись, что e0-
ветекие войска, не смогут преодолеть этот
оборонительный рубеж. Пленные показы-
вали, что противник возлагает большие
надежды на свои укрепления, хорошо на-
сыщенные огневыми точками. Но надежды
врага не оправдались, Маневрежная сме-
лая тактика ударов с флангов, заходов В
тыл, форспревалие рек в тех местах, где
противник меньше всего ожидал удара, ——
Bee это принесло победу налим войскам.

штурмовиков и истребителей обрабатывала
вражеские укрепления и огневые точки. В
течёние 30 минут сотни бомб перепахали
землю на берегах реки. Й еразу же велед
за авнацией затоворила артиллерия. Де-
морализованные, потерявшие’ связь и ‘уп
равление, немцы’ не способны были” ота®,
заль активное сопротивлемие ринувшейся
в атаку пехоте. Наши войска, вовйбльзо-,
вавшиеь замелтательством противника; пе*
реплыли реку Сож на ‘заранее подРтов-
ленных плотах и лодках и вокоре овлч-
дели первыми’ узлами сопротивления нем-

Гомель со всеми его укреплениями был liek ve
глубоко обойден с северо- и юго-запада. т и:
а i Г ; Учитывая глубину немецкой обороны В

Первая наиболее серъезная угроза Го- этом районе, авиационное комапдовалие

мелю с фланга была создана после того,
как в результате трехдневных упорных
буев наши войска форсировали реку 4
заняли город Речица. Прорыв немецкой
обороны был здесь осуществлен южнее
Речиць. Этому прорыву предшествовали
массировапные удары советской авиации.
Штуомовики 2-й Гвардейской  Чернигов-
ско-Речицкой, штурмовой — авиационной
хивизии и бомбардировщики полковника
Курненко большими группами обрабатьва-
ли передний край немецкой обороны. Авиа-
ционная подготовка прорыва южнее Речи:
пы обеснечила переправу танков через
Днепр. В результате танкисты перерезали
поссейную дорогу, соединяющую Речицу со
станцией Хойники. А дальше события уже
развивались в стремительном темпе.

Подвижные пехотные полразделения 0б-
ходили вражеские укрепления,  прорыва-
лись в тыл немецких гарнизонов, лишали
их единого руководетва и взанмодействия.
‘Авиация дополняла удары пехоты, помо-
тала ломать сопротивление немцев ва
промежуточных рубежах обороны. Днем
немпов бомбили летчики Куриенко, а Но-
чью действовали подразделения полковни-
ка Борисенко. :

Положение противник» В этом районе
становилось в68 более тяжелым. Причер-
тые к Днепру, немшы вывуждены были’
после упорных боев оставить Речицу.

‘Это был сильный удар по’ всей  го-
мельской ‘группировке врата. Противник
лишилея крупного узла коммуникаций,
важного опорного пункта. Немцы понима“
ли, что потеря Речицы —— это угроза To-
мелю, который наши войска начали 06-
ходить и с северо-запада. Опасность OK-
ружения гомельской группировки  стано»
вилась всё более ощутимой, Поэтому на
протяжении последней недели противник
предпринял ряд контратаж, стараясь вер-
HYT утраченные позиции. 06060 сильны-
ми были эти контратаки вдоль 110666
Томель-—Калинковичи и юго-восточнее Ре-
чицы. Немцы старались перерубить клин,
вбитый Kamm войсками в их гомель-
спую группировку.

Разытралиеь упорные бои, в ходе ко-
торых большую помощь наземным войскам
оказала авиация. Неблагоприятные мете-
срологические условия сильно затрудняля
работу штурмовиков и бомбардировщиков.
Приходилось действовать мелкими группа-
уп, широко использовать «охотников». На
прикрытие налних войск, подвергавшихся
контратакам пе только ma земле, KOM C
воздуха, посылались  лучитие летчики-
потребители Н-ского авиахоелимения. В был
semble we. солнечные лин узары авиалии бомбардировщиков и

масгировалиеь; ТГрупиами wo 16—-30 га-  выслали,
молетов летчики бомбили немецкие танки прикрытие своих войск и укреплений. Но

и артиллерию, срывали подброску © pesep-

организовало в течение дия чедьтре масси-
рованных удара по вражеским. ‘укрепле-
ниям. В налетах участвовало одновремен-
но несколько сот самолетов.’ Штурмови-
ки подразделений Крупокого, бомбардиров
щики подразделений Федоренко оказали.
отромную услугу нашим войскам, проры-
вавиим немецкую. оборону севернее Гоме-
ля.

От штабов потребовалась исключительно
четкая организация работы, чтобы одно-
временно выслать на поле боя такое хо-
дичество самолетов. Большое внимание.
было уделено вопросам прикрытия, взаи-
модействия истребителей и штурмовиков,
распределения целей “между бомбардиров-
щиками и штурмовиками. Штабы показа-
ли хороший пример управления авиацией,
массируемой в группах до нескольких сот
самолетов, действующих с многочисленных
азродромов. Массированные удары плани-
ровались по времени в тесном взаимодей-
ствии с пехотой,. «прогрызавшей» линии
немецкой ‘обороны.

0 силе и эффективности этих массиро-
ванных ударов можно судить ио показа.
ниям  военнопленного Tasca  Влоймица,
«Это было что-то невероятное. Настоящий
ад, — рассказывает он о налете нашей
авиации. — Русские самолеты все ¢Me-
шали на земле и подняли в возлух. Когда
наступила. тишина, то мы еще долго не
могли опомниться. Вругом валялись де-
сятки трупов».

„ Но помощь авиации ме ограничилась
четырьмя иассированными ухарами, нане-
сенными по узкому. участку обороны. В
промежутках между этими ударами в глу-
бине образоравшегося прорыва’ действова-
ли мелкие группы штурмовиков, по 4—6
самолетов в каждой. Дело в Том, что наши
войска, как только форсировали реку и
BLINN wa правый берег, были ветречены
огнем оправившейся от первого удара не-
мепкой артиллерии. Подавление этого огня
и было поручено четверкам и шестеркам
«ИТов». По мере пролваженая войск час-
то приходилось перемацеливать штурмови-
ков. Этому помогала хорошая радиосвязь
Много артбатарей заставили замолчать в
этот день летчики — штурмовики и `боу-
бардировщики. Они работали смело и мас-
терски. Отдельные групаы *ИА’ов» дела-
ли по 6—8 захолов па цель.

В этот депь ната авиапия на узком
участке фронта сделала большое количест-
вю боевых вылетов. Немцы попытались
было противолействовать ряботе советских
штурмовиков Они

неожиданным был удар, ланесенный здесь  .

f ~ \
большие наряды игуебителей Ha

это ме помогло nemmam, Hamu летчики в

воздушных боях сбили несколько бамоле-
тов. Среди них была часть бомбардиров-
щиков, пытавшихея бомбовыми ударами
остановить переправу советских войск.
‘Rak правило, истребители встречали не-
мецкие бомбардировщики на подступах к
переправам и заставляли их сбрасывать
бомбы в поле неприцельно или же на
свои войска. Наша авиация была полным
хозяином в воздухе, г

После того, как был осуществлен про-
рыв линии обороны немцев севернее Го-
меля, ночные бомбардировщики стали
ударамя с воздуха преследовать отетупа-
ющие колонны, & на некоторых участках
—- подавлять последние очати сопротив-
ления немцев. :

Авиационное преследование противника
продолжалось и в последующие дни, не-
смотря на чрезвычайно тяжелые метеоро-
логические условия — высота облачно-
сти не превьмшала 100—150 метров, а
видимость: -—— 500—1.000 метров. В эти
дни наши штурмовики весе же работали
небольшими группами и в одиночку:
хХИТы»-«охотники» преследовали немцев
на дороге Гомель — Довск.— основной
‚дороге, по которой. противник производил

] перегруппировку -2в6их сил.

Благодаря стремительных . действиям
наших наземных Войби, умело поддержан-
ных авиацией, ‘были очищены ‘от немцев
Пропойсй,” Корма, Яуравичи, ‘замяты 06:
новные. узле, дорог. севернее: Гомеля. . .

После этого; пубрыва гомельскаяе груп-

луровка немцфр`. оказалась с ‹еверо- п
зото-занада в жлещах,.

которые каждый
час могли ‘сомквутьея.. Непрерывно ‘рабо
тавшая (невзирая. ца неподу) советская
воздуниная разведка” доносила, что немцы,
очевидно в’ страхе Перед этими  клетцал
Au, спешат’ озтяуть через’ оставитийся
побольшой  корилор.. свои главные сильь,
Натиск наших войск на Гомель возрастал
ожечасно. Авиация, непребжанно пресле-
хуя ударами с ‘воздуха отбтутающих нем“
пев, помогала вто; ‘же: время ломать. их
„сопротинжение ‚в` районе самого: города.
a После’ упорных. Goer 26 поября маши
насти встумилие в «Гомель. ° ке
В бояхздл очищение Гомельщины от ие-
мецких. оккупантов наши офицеры и ге-
нербты още и еще раз показали. высокое
тактическое мастерство. В битве за очи-
щение белорусской земли от немецкой не-
чисти чудеса героизма творили пехотинцы
и танкисты, ‘артиллеристы и летчики
Советский народ славит сеголня. оевебодиь
телей Гомеля, славит летчиков-штурмови-
ков дивизии Крупского, истребителей ди
визии пояполковника _ВБеркаль и полков-
ника Федорова, бомбартия в ДИВИЗИИ
полковника Феторенко. у

Десятки летчиков в боях за Гомель про-
славились своей отвагой и мастерством.
Весь фронт знает ‘о подвиге истребителя
Виктора Башкирова, который в одном бою
сбил четыре самолета. Пехотинцы ¢ 4yB-

‚ством величайшей благодариости будут

вепоминать штурмовиков-гвардейцев лваж-
хы Героя Советского Союза Голубева, Ге-
pos Советского Союз» Панфилова, трижды
орденоноеца, Хохлачева — летчиков, помо-
тавших наземным войсках расширять
плацдарм на правом берегу реки Сож. Это
на глазах пехоты Виктор Голубев сделал
8 заходов на цель, это па виду миномет-

`чиков Хохлачев со своими ведомыми спу-

стилея до бреющего и пробыл над целью
30 минут,

Воины — освободители Гомеля— не 3a-
будут, как прикрывал их переправу через
реку младший лейтенант Громов. Он был
в составе группы «Яковлевых», патруля-
ровавших иад переправой. Летчиков ата-
ковала шестерка «Фокке-Вульфов». Громов
развернулся и с первой же очереди сбил
один самолет. Вступили в бой остальные
наши летчики. Они умичтожили еще два
самолета. Но в это время на помощь уцелев-
ним немцам подошли лве пары «ФВ-190».
Громов вступил се ними в бой. Один из
«ФВ-190» на большой скоростя атако-
вал Громова и снарядом срезал половину
плоскости его самолета. Герой-летчик нз
потерял самообладания и осадил свой
вамолет на один из ближайших аэродро-
MOB.

А в это же время на земле солдаты ар-
тиллерийской батареи капитана Рожкова в
‘смертной схватке встретились с немецки
ми «Тиграми». Тяжело раненвый, Рожков
продолжал командовать батареей. On
оболрял солдат, которые после того, как
была подбита пушка, с гранатами в руках
ринулись на танки. Й впереди шел комам-
дир орулия — белорусе сержант Гераеи-
менко. Ом лралея за свою землю, за род-
ную Белоруссию, истерзавную, опоганен-
ную немцами.

Гомель вновь стал советским!  Освободи-
тели Гомеля идут вперед, Ha запад!
Л. ЛЕОНИДОВ,

ий

сокол

В ГОМЕЛЕ. Немецкие оккупанты, отступая под ударами наших частей, взрывали пород,

подвиг ГЕРОЕВ

Низко над землей шла на боевое зада-
ние восьмерка штурмовиков. Летчики сле-
шили к цели. Нужно было как можно ско-
рее настигнуть на одной из фронтовых до-
рог колонну немецких танков. Ведущий
точно привел группу «Ильющиных» к
указанному пункту.

Атака. Стремительно несутся к земле
противотанковые бомбы. В гул моторэв

‘врываются пушечные очереди, Несколько

фалиистеких танков уже 0б’ято пламенем.
Еще атака. Новые залпы. Немцы, стараясь
ослабить штурмовой удар, уснливают 3е-
нитный отонь. Мимо стекол кабин, свер-
кая, проносятея молнии трасо.

Олин из вражеских снарядов попал в
самолет младшего лейтенанта Семкина й
воздушного стрелка Бухнина. Мапгину
подбросило, и она перестала подчиняться
руке летчика. Выход один-—прытать на па-

ратютах. *Семкин глянул вниз. Виереди
на Шоссе — ‘немецкие танки, немецкие
автомалтины. Lean выпрыгнуть, — значит

плен. И в это последнее, оставшееся па
размышления мгновение. летчик принял
решение. Рука младшего . лейтенанта Сем-
‘кина осталась на штурвале. Сделаз уси-
лие, летчик выравняя на @екунду подби-
тую машину и направил ее в самую гущу
немецкой автоколонны. _

Никто не видел в это мгновение лица

пилота. ‘Но надо представить, сколько ре-

шихости. и отваги было в eto глазах,
сколько твердости в плотно стиснутых ту:
бах, сколько сиды. в
питурвал! Так-же, как. и Гастелло, летчик
шел на бессмертие. Ценой. Своей жизни он
принес ‘гибель. дебяткам фаптистов. Това-
рипиговидели, Kak Ha: большой скорости
самолет Семкина’ ррезался в немецкие авто-
MATIMEED танки, Раздался отлузтительный
взрыв. Больше’ часа стояло пламя над
этой дорогой:. ^. -  at ;
-Ouu mornéay RB. orne — летчик Семклн
и воздушный стрелок Бухнин, — но ро-
[una никогда не забудет их имен, ибо
имена воинов, отдавших жизнь з1 народ,

бессмертны, 3
] _ Старший лейтенант

р ’_Г. СЕМЕНИХИН,
1-й Украинский фронт.

УДАР ПИКИРОВЩИКОВ
ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ МОСТУ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. (Or соб.
корр.). Подразделение пикирующих бомбар-
дировщиков получило сложное боевое за-
далие: уничтожить железнодорожный мост
через реку в тылу противника. На выпол-
нение этого задания были посланы летчики
Крюков и Самохвалов со штурманами Ша-
роновым и Ильиным. Немцы прикрыли цель
кильным зечнтным огнем. От экипажей са-
молетов требовалось не только большое
искусство‘ бомбометания, но и отличное вла-
дение противозенитным маневром.

Пикировщики точно ‘и внезапно вышли
на цель. Они появились над рекой в тот
момент, когда через мост двигался эшелон.
Немцы встретили самолеты ожесточенным
огнем ‘зениток. Но ‚благодаря искусному
противозенитному маневру летчикам уда-
лось перекрыть бомбами всю цель Мост
был. взорван вместе с железнодорожным
эшелоном; Отличные результаты работы пи-
кировщиков были зафиксированы фотоаппа-
ратом.

руке, сдавившей.

27 ноября 1943 г. № 37 (185).

НЫ

Фото Е. Копыта (Фотохроника ТАСС),

Боевое содружество

Взаимодействие штурмовиков и истре-
бителей в основном складывается из орга-
низованного сбора самолетов над аэродру-
мох, прикрытия «Ильющии-2» на xap-
шруте и согласованных действий над
пелью. 0 том, как важно хорошо органи-
зованное взаимодействие над полем боя и
при подходе к линии фронта, свидетель-
ствует богатый опыт, накопленный нашей
частью за время войны. Почти всегда на-
ибольший эффект штурмового удара до-
стигаетея в результате личной договорен-
пости летчиков-штурмовиков и. истребите-
лей на земле и слаженности в воздухе.

Как показала боевая практика, лучше
всего базировать истребителей и штурмо-
виков На одном аэродроме. Это дает много
преимуществ. Йроме того, что ©бе группы
взлетают одновременно, летчики имеют
возможность на земле подробно догово-
риться 9 совместных действиях в возду-
хе, а после выполнения задачи — про-
вести детальный разбор полета.

С тех поу,-как наши части базируются
луеете, они добились высоких результатов
в’ боевой работе.

Для отличного сочетания маневра ист-
ребителей и огня «Ильющин-2» мы груп-
пу прикрытия делим на две части. В по-
лете одна группа идет несколько впереди
и выше «Ильющип-2», охраняя их от
‘внезапного пападения противника, а дру-
тая — сзади, непосредетвенно прикрывая
штурмовиков. При подходе к цели первая
группа становится выше и охраняет под-
ходы CO стороны вероятного появления
вражеских истребителей, другая остается
в боевых порядках штурмовиков. Само-
леты холят вместе с «Ильюшин-2», но
организуют обратный круг. Для ясности
этого маневра приведу пример.

Шестнадцать «Ильющин-2» в сопро-
вождении возъми <«Яковлев-9» штурмова-
ли важный опорный пункт в глубине
обороны немцев. Чтобы разрушить фаши-
стекое логово; пужно было сделать не
менее 6—7 заходов. Для этого еще на
земле штурмовики и истребители, собрав-
итись вместе, подроблю договорились 900
всех вопросах взаимодействия, установили
сигналы на случай отказа радио и т. д.

Достигнув цели, «Ильющин-2» парами
встали в левый круг и начали заходить
па штурмовку. Нижняя группа \истребите-
лей (непосредетвенного прикрытия) заня-
ла позиции внутри круга штурмовиков.
делая при этом обратный круг. Другая
труппа в это время тоже ходила обрат-
пым кругом, но с. превышением, готовая
отразить атаки истребителей врага, кото-
рые могли появиться из облаков.

После первого захода действительно
появились «Фокке-Вульфы». Заметив вер-
хнюю нашу четверку, немцы поспешили
вниз с целью атаковать штурмовиков в
момент выхода их из пике. Ведущий вер-
хней группы сейчас же по радио преду-
предил 0б этом ннжнюю четтерку, кото-
рая для отражения удара разделилась на
пары. Олна осталась в кругу, & вторая
несколько снизилась. Немпы атаковали
«Ильюшин-2» своим излюблевным  мето-

истребителями

лом —— снизу, по сами попали пох хвой-
ной удар наших самолетов — сначала под
удар истребителей, & затем под лобовой
огонь штурмовиков.

Получив отиор, гитлеровцы ушли. Один
их самолет был уничтожен истребителями,
а два других подбили своим огнем штур-
мовики, Однако вскоре подошли еще че-
тыре «ФВ-190», которые пытались атако-
вать сверху. Но верхняя гоуппа своевре-
менно БВетретила их и связала боем, ие
допустив к штурмовикам. Мы беспрепят-
ственно сделали восемь заходов па цель п
без потерь вернулись домой,

Подобный маневр’ много раз оправдал
собя в воздушиых боях. Но это не значит,
что сто можно рекомендовать как правило.
Иногда боевай обстановка тоебует приме-
пить другой прием. Однажды мне при-
шлось командовать группой из восьми
«Ильюшии-2?», которые штурмовали пере-
праву через водный рубеж. В районе це-
ли нае ветретили сильным зенитным Ore
нем, который не дал нам возможности зай»
ти на переправу. Иетребителей противни-
ка в этот момент в воздухе не было.
Тогда ведущий группы прикрытия майор
Козичкин ударил мо зенитным батареям и
подавил их оголь, Но Bekope я принял
сигнал о воздушной опасности и быстро
предупредил об этом Козичкина, который
тут же вышел из штурмовки и слова
вотал на прикрытие. ’«Фокке-Вульфы»,
увидев наш патруль, уклонилиеь от воз-
душного боя и скрылись в облака.

За последние месяцы немцы значитель-
но усилили зенитную артиллерию. Это за-
ставило нае более энергично’ боротьея в
ней, для чего мы усилили воздушную раз-
ведку зенитных средств, серъезнее стали
изучать систему ПВО немцев, & главное
ИЗ ЧИСЛА истребитвлей стали выделять
особую труппу или пару, в задачу которой
входит подавление  зепитных” точек:

Если насыщенность зенитных средств
особенно большая, для их полавленмя вы
сылается специальная группа. Чтобы
сбить © толку немцев, мы разнообразих
формы борьбы. Так, например, группа
подавления иногда включается вы состав
прикрытия. — Взаимолействуя © оби
строем, она штурмует ЗА по мере обнару-
жения. Для успешного действия этой
труппы еще на земле устанавливается
сигнал, по которому самолеты атакуют
замеченную. цель,

Большую помощь оказывает летчикам
боевое содружество, установившееся в 16-
зультате совместной работы. Ни один
мало-мальски поучительный полет не про-
ходит мимо внимания летчиков. Как mpa-
вило, после возвращения © боевого зала-
пия летный состав собирается па поеле-
полетный разбор. Иногда мы проводим
офицерские совещания для обмена опытом
взаимодействия,

Базируясь на’ одном аэролроме, штурж-
вики и истребители достигли отличного
взаимопонимания, в результате которого
они успешно, с “малыми потерями, нано-
сят врагу огромпый урон,

Майор П, ВОЛОДИН,

Воздушный бой в сумерках

Воздушный бой, начатый в сумерках,

сплошь и рядом заканчивается в темно-
те. Поэтому летный состав, выделяемый
для дежурства в сумерках, должен быть
подготовлен к ведению воздушного боя
ночью, т. е. уметь пилотировать самолет
велепую, по приборам. Ёроме того, ему
надо знать систему 80С того района, в
котором предстоит ночная работа,

Для ведения воздушного боя в сумерках
летному составу необходимо отлично ори
еитироваться в темноте как в воздушной
обстановке; так и по паземным световым
и другим ориептирам; уметь стрелять по
трассе; знать разницу в навигационных
огнях наших самолетов и самолетов про-
тивника. Разница эта заключается в том,
что на самолетах противника стекла па-
вигационных огней матовые и свет излу-
чалот более бледный. Навигационные огни
наших самблетов излучают яркий свет,
так как стекла у пих He матовые, а
трюзрачные,

Если днем летчик стремится занять для
атаки позицию выше самолета противии-
ка, то в темноте атакующий должен на-
холиться ниже атакуемого па 100—200
метров. Необходимо это потому, что силу-
эт атакуемого самолета лучше виден сни-
зу. В наступающей темноте подходить к
самолету противника, не освещенному про-
жекторами, надо очень осторожно, чтобы
не обнаружить себя преждевременно. Под-
холить следует как можно ближе, Ha
50 — 100 метров, после чего открывать
прицельный огонь.

Прицел доля®и иметь ночную подевет-
ку, сетку которой ставить па максималь-
ный накал ме рекомендуется, так как яр-
кий свет мешает правильному припелива-
нию. Надо подбирать такой накал, чтобы
сетка прицела была видна отчетливо, по
He слишком ярко.

Ведя прицельный, огонь, Halo контроли-
ровать себя по трассе, Вак определить по

трассе, поражена цель или нет? Если
трасса, сразу пропадает в очертаниях са-
молета противвика — значит цель пора-
жена. Если же она проходит дальше —
следует взять поправку.

После атаки кадо уходить в любую
сторону вниз, однако не отрываясь дале-
ко от самолета противника, иначе иож-
но потерять его из поля зремия в He
найти вновь.

Сближение с самолетом противника, ос-
вещенным прожекторами, осущеётвляется
таким же стособом, как и с неосвещен-
вым, но подходить к нему можно гораздо
ближе и смелее, на дистанцию 50—20
метров, так как экипаж его ослеплен лу-
чами. Подойдя на такую близкую дистан-
цию, надо открыть огонь из всех точек
по уязвимым местам атакуемого ‘самолета,
стараясь сбить его с одной-двух. атак.
и всего вести под ракурсама
4 4.

Практика показывает, что летный  со-

став, имеющий большой опыт в боевой
работе днем, с успехом может вести борь-
бу с бомбарлировщиками противника в
сумерках, даже не пройдя специальной
тренировки в почных условиях. 06 этом
свидетельствует поучительный воздушный
бой в сумерках, проведенный  песколько
времени мазал летчиками нашей части е
пятнадцатью «Ю-88».
_ Злая © том, что на одии из военных
об’ектов с наступлением темноты  дёлают
попытки налетать немецкие бомбарлиров-
щеки, мы решили отучить от этого фа-
шистов раз и навсегда. Летный состав по-
лучил конкретные указания, как произ-
водить взлет и посадку в темноте, apn
свете костров, и как вести „бой`в ночных
условиях. Цля розыска своего аэродрома
после боя мы использовали в качестве
ориентиров два больших озера, которые
находились поблизости.

За десять минут до наступления тем:

ноты над нашим  зэродромом
пятнадцать «0-88», которые направля-
лись к обекту. Шли они  пятерка-
ми в строю «клин» в кильватерной ко-
tonne. Hamu летчики были наготове к
сидели `в самолетах, По услорному сиг
налу взлетели восемь истребителей. Бох-
бардировщики шли ма высоте примерно,
1.500 метров. Наши’ летчики не пошли
прямо на цель, тах как бомбарлировитику
уже были в зоне зенитного огил. бак
атаковали противника при отходе ето от
цели, причем строй бомбардировщиков
оыл нарушен, что облегчало задачу па-
шим истребителям, р

В это время уже стало совсем темно;
Наши летчики разбилиеь на пары, как
это и было предусмотрено заранее, и 60-
сились на немецкие машины. Атака про-
изводилаеь парами снизу сзади © кобри-
рования пох pakypeom № и 2/1. Огонь
открывали с дистанции 100—50 метров,
вели его прицельно, корректируя по
трассе. Благодаря умельм и дружным  ата-
кам в полной темноте было сбито 5
«Ю-88». Кстати говоря, пад данным
о0’ектом бомбардировщики прогивиика
больше не появлялись ни дием, ни ночью.

Носле боя надо было блатополучно по-
садить самолеты без специально полготов-
ленного ночного старта. Прожекторов у
нас пе было. Выиили мы из положения
следующим образом: па месте, где лол:
жго было быть «Т», разложили костер, &
посадочную полосу освешали три челове-
ва, когорые, стоя вдоль ‘нее, при захоле
самолета. на посадку и вплоть 40 его при
землепия выпускали осветительные раке-
ты на параппотиках. Действия летчиков
при посадке регулировалиеь по радио.
Takum образом вее истребители благопо-

не произвели посадку в ночных усло-
4 + «

появилось

Подполковник К. МУРГА,

Район Гомеля.

=—