В „ЗЕМЛЯНОМ ГОРОДКЕ

ФРОНТОВОЙ БАТАЛЬОН
ВСТРЕЧАЕТ ЗИМУ

Вместе: с наступающими частями Крас-
ной Армии продвигался вперед и БАО.
Старое место базирования было сдано wt
гому батальону вполне готовым к зиме. На
новой точке батальон майора Степанова
также готов встретить зиму во всеоружии.

Аэродромы, обслуживаемые сейчас БАО,
находятся в стороне от больших дорог и
крупных населенных пунктов. Всё хозяй-
ство расположено в лесу, среди сосен и
елей, в благоустроенных землянках. «Зем-
AHO городок» построен собственными си:
лами за’ короткий срок. На <троительстве
работали все, вплоть до писарей и офи-
цианток. ;

Больше всех пришлось поработать я
уромно-технической роте. Командир АТР
молодой офицер (Демин много сделал, что-
бы найти и подготовить нужных ему Cile-
циалистов. * ;

Вот столярно-плотницкая мастерская. Ee
‘делали бойцы под руководством ефрейто-
ра’ Акимова. Они сами изготовили инстру-
мент, выстроили и утеплили помещение. С
помощью этой мастерской своевременно
изготовлены к зиме 9 катков, 30’ трактор-
ных саней, снегоуплотнитель, 3 снеготаски,
2 угольника, 100 ручных санок для вывоз-
ки снега. Рядовые Славиков и Пушкин
сделали 1.100 лопат. Несколько опытных
плотников обучили плотницким работам
12 бойцов. Овладели специальностями сто-
ляров рядовые Хаустов, Гуляев, Славиков
я др.   ‘

Th ‘быстрой заготовки пиломатериалов
старший лейтенант Мартынов и рядовой
Украинский приспособили трактор и цир-
кульную пилу для механической распилов-
ки бревен. Это дало возможность ежеднев-
но заготовлять около 50 кубометров досок,
необходимых в строительстве. аэродромного
оборудования и землянок. Бывший молото-
боец Колхозный кузнец рядовой Боцунов
оборудовал ¢ помошью бойцов походную

кузницу. Здесь изготовляются самые раз-.

личные предметы-—от ковочных гвоздей до
запасных частей для автотранспорта.

Большую работу провела по подготовке
‘x sume авторота. Весь транспорт Ha
полном ходу и в исправности. Это достиг-
нуто в результате хорошей организации
‘среднего и текущего ремонта, В автома-
стерской под руководством _ лейтенанта
Левина были отремонтированы 4 трактора.
Один из них —«НАТИ-3»—был уже при-
готовлен для погрузки на ремонтный за-
вод. Сержант Ковылин, рядовые Потапов
и Третьяков, еще раз внимательно его
осмотрев, решили произвести ремонт этого
трактора своими силами. Сейчас трактор
готов и будет использован для очистки
аэродромов от снега.

‚ Запасные части с неисправных трофей-
ных тракторов и автомашин пополнили ре-
сурсы мастерской. Все спецмашины в пол-
ной готовности. Их моторы  утеплены.
Часть ВМЗ переведена < жидкого топлива
на дрова. Такое мероприятие за прошлую
зиму дало экономию около 3—4 тонн го-
piouero, \

Технический отдел обеспечил все само-
леты чехлами и капотами. `Недостающий
отеплительный материал был дополнен ве-
тошью и пришедшими в негодность шине-
лями. Уже произведена смена летнего ма-
сла, залит антифриз.

Много внимания было уделено устрой-
ству и утеплению землянок. Имеются зем-
лянки для жилья, для столовой летного и
технического состава, для набивки патро-
нов, для хранения продукта Р-9 и отогре-
вания масла. Оборудованы лаборатория для
анализа горючего и склад для расходных
материалов.

Для снега, вывозимого с летного поля,
отведены ‘места свалок. Отремонтированы
под’ездные пути к аэродрому. На протяже-
HUH километра проложена новая дорога <
деревяиным покрытием. Для защиты лет-
ного поля и под’ездных путей от снежных
заносов заготовлены деревянные щиты. Пе-
а на новое, более сухое место склад
TCM. :

Не забыты и бытовые нужды летно-тех-
нического состава: выстроены баня на 40
человек и клуб для офицерского состава,
где систематически демонстрируются кино-
картины и организована художественная
самодеятельность.

Летчики и техники обеспечены зимним
техническим обмундированием и обувью.
Портной рядовой Дрожжин подготовил и
перешил немало зимнего обмундирования
‘для офицеров. Два сапожника заняты те-
кущим ремонтом обуви.

Продотдел заготовил овощи и другие
продукты. Для их хранения построены уте-
пленные склады. Тара изготовлена в мест-
ной- кустарной мастерской.

Капитан В. КОРЧАГИН.

Рассказы.
о подвигах

В Н-ской. части много внимания обраще-
но на пропаганду боевого опыта летчиков
и авиамехаников. Здесь практикуется вы-
пуск боевых листков, плакатов, лозунгов, в
которых отмечаются боевые достижения
лучших воинов части. Эти выпуски расска-
зывают всему, составу части о подвигах,
совершенных их товарищами.

Комсомолец младший л@йтенант Шаман-
ский сбил 6 вражеских самолетов. После
первой же его победы комсомольская ор-
ганизация выпустила боевой листок, посвя-
щенный Шаманскому. В листке рядом с
фотографией отважного пилота был поме-
щен его рассказ о первой победе. Тут же
и статья авиамеханика о том, как готовил
он самолет к боевому вылету.

Такие боевые листки всегда обсуждают-
ся всем личным‘ ‘составом эскадрильи.
Большую популярность получилич именные
боевые листки с описанием. подвигов лет-

чиков-истребителей Гриневича, _ Мировича,
Попова. aS Z
Замечательно сражался в боях. на Бел-

городском направлении. ветеран части лет-
чик-комсомолец. Костырков: В‘евое время, .
принимая от именин части знамя комсомола
раины, он поклялся не пощадить ни сил,
ни жизни, чтобы. громить немцев, освобож-
дая от них родную Украину. 5
И он сдержал свою клятву. Он. погиб
смертью храбрых, сражаясь ©. врагом. „Фо-
тография героя-комсомольца была отпеча-
тана вместе с его клятвой и роздана его
боевым товарищам в память. о погибшем
и как залог мести за него.
Действующая армия.
(От соб. корр.).

10 НОРМ ЗА СМЕНУ
СТАЛИНО, 96 ноября. (ТАСС). С каж-
дым днем повышают выработку горняки
комбината «Сталинуголь». Всему Донбассу
известны имена знатных забойщиков Афа-

Кедя на-днях выдал на-гора з3 смену 38,5
тонны угля, выполнив норму на: 1040. про-
центов. С ним соревнуется забойщик шах-
ты «Ново-мушкетовская». треста’  «Буден-
новуголь» Степан Рубин. 13 ноября`Фн за-
кончил выполнение месячного плана.” **
На шахтах комбината свыше 200 Корня-
ков различных профессий дают. рекордные
показатели производительности труда. ©

НОВЫЕ СТИХИ М. ИСАКОВСКОГО
В издательстве «Советский писатель»
вышел из печати новый сборник’ стихов
М. Исаковского. В сборник включены сти-
хи и песни о войне, среди которых ‘став-
шие популярными стихи’ «Наказ сыну»,
«Припомним, друзья и подруги»,   «Украи-
на моя, Украина», песни’ «Огонек», «ТПро-
щальная» и другие, написанные в 1941—43
годах,

Тираж сборника — 10 тысяч экземпля-

насия Кедя, Степана Рубина: Афанасий’

СТАЛИН

часы
Герой

отдыха
Советского

(слева
Союза
майор В. Борисов, гвардищ полковник

направо):
гвардии

А. Щербаков, гвардии полковник

К. Шевчук и Герой Советского Союза

гвардии подполковник *Е, Федоров
возвращаются с охоты.

Фото старшего техника-лейтенанта

Н. Соловьева.

о :
ba брата

Их всегда видели. вместе — братьев
Смирновых -- Анатолия и Николая. Вме-
сте прожили оки всю свою жизнь, BMeCTe
оаботали ‘на авиационном заводе и обабы-
ли токарями.

Потом братья стали посещать аэроклуб

и. в дни боев с белофиннами пошли B
летную школу. Война застала их Ha BTO-

ром году учебы. Когда они ее окончили,

шла великая битва за Сталинград. Братьям
выпала честь служить в гвардейском пол=
ку штурмовиков. 8
Двадцать семь боев провели они ря-
дом, крыло к крылу. Двадцать восьмой
свой бой вели они за Духовщину. Летчи-
ки получили задачу— уничтожить ‘огневые
точки противника’ва западном берегу не-
большюй реки. сы
В этот день вылетели братья на штур-
мовку. Анатолий следи за младшим бра:
том, Тот летел в паре < младшим лей-
тенантом Детйниным.. Вот они идут на BTO-
рой заход ве, ‘обращая ‹ внимания на

яростный  огойь’ вуажеских зениток.,И в

третий раз —“ ‚левятый за этот‘ день =
пошел Николай-На ту‘же цель =. видно,
заметил крупную“ добычу. \
‚ Все это’ видет Анатолий.” Видел он н TO,
как вапали «Мессершмитты» Ha пару, в
которой летел его `брат. Видел Анатолий
и т0, како отвалил ‘ведущий «Мессер-
шмитт», встреченный огнем. воздушного
стрелка.” Видел, ‘как Другой’ “«Мессер-
шмитт» насел -ббоку «И: повредил. «ИЛ»
Николая. Но и сам ‘вражебкий истреби-
тель свалился от огня “«ИЛ’а»,

‚ Когда летчики собралиёь иа_ круге для
возвращения wa’ cao аэродром, Анатолий
‘не увидел машины с-номером «11» на хво-
CTOBOM onepsants. На следующий: день приз
шла телеграмма -изоназемной части о сби-
том воздушным стрелком «Мессершмитте»,
Через два. дня узнал Анатолий, что само-
лет” Наврлая был подбит истребителями и
упал на’ вражеской территории.

Тогда-то и появилась на машине Анато-

лия надпись; «За Николая».

Несколько - месяцев прошло с тех пор.
На счету’ `Анатолия Смирнова. шестьде-
сят два боевых вылета. Свыше тридцати
из них он сделал в отмщение за брата
„Николая. Вместе с Анатолием за Николая
Смирнова мстят и его’земляки-ярославцые-
командир звена гвардий лейтенант Сергей
Афанасьев и младший лейтенант Виктор
Детинин. Вместе гонят они немца с совет-
ской земли, освобождают Советскую Бело-
руссию от фашистского рабства, ,

ский сокол

Опустошительные последствия
бомбардировки Бе

©

Разгром немецкой
автоколонны

Разведчик старший лейтенант Алек-
сандр Спирин передал с борта своего <а-
молета данные разведки. Используя не-
летную погоду, немцы перебрасывали к
месту боя авиационную часть. Автоколон-
ва до 40 машин двигалась по дороге,

Летчики майора Двойных получили за-
дачу ударить по колонне и сорвать’ кон-
‘центрацию немецких резервов. С самого
рассвета они дежурили на аэродроме, ожи-
‚дая боевого задания. Ведущий летчик Ива-

илов коротко уточнил задачу. Маршрут,

был знакомый. Лететь следовало’ на брею-
щем ‹с тем, чтобы зайти на цель <.запада
и ударить внезапно.

` Ноябрьское небо хмурилось, Шел мок-
рый снег. с холодным ‘дождем. Но грузные
«Ильюшиных уверенно поднялись в BO3-
дух и легли на бозвой курс.

Жоммуникация, по которой‘неребрасывалась
немецкая войсковая часть, была насыщена
зенитным огнем, Иванилов. обошел этот
район и`вышел далеко в’тыл врагу. Нем-
цы ‘не ожидали. советских самолетов и’еха-
ди спокойно... <Ильющин-2» в строю

змейки пар одновременно накрыли автоко-.

лонну. Мелкие. бомбы посыпались на го-
ловы фашистов’ В хвосте и в голове ко-
лойны загорелись “машины. Выскочить из
вих “Немецкие солдаты‘ не. успели. В ко-
Лонне’ начали ‘взрываться транспорты, гру-
Женные бдеприпасами: Шеёть таких машин
зажег ‘сам олидер группы. Иван Иванилов.
Reranx Бондаренко взорвалодде машины и
две ‘повозки, истребил до двух десятков
солдат и офицеров. :

Автоколонна’ ‘остановилась. Советские
летчики с высоты 20 метров расстрелива-

ли гитлеровцев. пушечно-пулеметвым огием,
Немцы растерялись. Ни ‘Одного выстрела
не сделали они по русским самолетам. Ко-
лонна- была начисто разгромлена. Уничто-
жено свыше 25 автомашин и истреблено
до 100 гитлеровцев.
Капитан Г. АРИСТОВ.
Действующая армия.

*

ПИСЬМО К ВОСПИТАННИКАМ
КАЧИНСКОЙ ШКОЛЫ

В связи с предстоящей 95-й годовщиной
Качинской краснознаменной военно-авиаци-
онной школы имени А. Ф, Мясникова и в
связи с созданием письменной истории шко-
лы командование и юбилейная комиссия об-
ращаются к генералам и офицерам — вос-
питанникам школы — с просьбой прислать
свом воспоминания и отзывы. Командование
просит также прислать отзывы о летчиках-
качинцах, сражающихся на фронтах отече-
ственной войны, или работающих’ в шко-

1 стерства вооружения.

ЛОНДОН, 96 ноября. (ТАСС). Агентство
Рейтер, ссылаясь на многочисленные сооб-
щения шведских газет, передает новые
подробности результатов последних НЕ
дировок английской авиацией Берлина. ы
 сРедениям газеты «Афтонтиднинген», пожа
  ром охвачены целые районы Берлина. Все
  берлинские предприятия и учреждения пре-
кратили свою работу, так как их персонал
мобилизован для спасательных работ.

Прилетевшие 23 ноября из Берлина В
Стокгольм шведы, пережившие бомбарди-
ровку, сообщили корреспонденту газеты
«Дагенс нюхетер», что в центре Берлина
произведены крупные разрушения. Сгорело
здание германского министерства иностран-
ных дел. Совершенно разрушен дом, в ко-
тором проживал Риббентроп. Пожары про-
нзошли также в Домах Геббельса и Гит-
пера. Выгорела вся северная сторона Па-
ризерилац; дотла сгорело здание мини”

По
гольмс
Тиргартенштрассе,

опубликованным в газете «Сток-

тиднинген» рассказам очевидцев,
которая сильно постра-
дала в результате налета в ночь на 23
ноября, бомбардировкои, произведенной В.
ночь на 24 ноября, полностью разрушена.

Сгорела ‘дотла Будапештерштрассе; вся
Вильгельмштрассе представляет собой гру-
ду развалин.

“NOHIOH, 96 ноября. (ТАСС). Сток-
тгольмский Корреспондент агентства Рейтер
передает, что, по сведениям, полученным
газетой «Афтонтиднинген», утром 25 нояб-
ря в Берлине еще продолжалнсь большие
пожары. В город направлены войска, ко-
торые взрывают поврежденные здания.
Берлин прибыли также пожарные команды
из Лейпцига, Дрездена и Штеттина. В Бер-
лине ходят слухи © том, что во врёмя
налета в ночь на 94 ноября германские зе-
нитные батареи не имели боеприпасов.

ЖЕНЕВА, 26 ноября. (ТАСС). Швейцар-
ская газета «Базлер нахрихтен» сообщает,
что вчера из`Берлина в Базель не пришло
ни одного прямого поезда. Несколько по-
ездов прибыло с опозданием более чем на
5 часов. Телеграфная связь с Берлином
прервана, , в

Действия авиации союзников

над Северной Францией

ЛОНДОН, 26 ноября. (ТАСС). Как ¢o-

общает агентство Рейтер, в Лондоне офи-
циально  об’явлено, что бомбардировщики
«Бостон», «Митчелл» и «Тайфун» атакова-
ли военные обекты в районе Па-де-Кале
и на полуострове Котантен 25 ноября.
Бомбардировщики шли в <опровождении и
под прикрытием самолетов «Спитфайр» и
«Тайфун», которые проводили вспомога-
тельные операции. Самолеты «Москито»
подзергли бомбардировке об’екты в Нор-
мандии. Самолеты «Уирлуинд» в сопровож-
дении «Спитфайров» атаковали вражеские
суда и доки в Шербуре. 5 английских са-
молетов не вернулись на свои базы.
-` Штаб американских войск ^на европей-
ском театре военных’ действий сообщил,
что истребители-бомбардировщики атакова-
ли аэродром в Сент-Омере. Другие соеди-
нения самолетов проводили операции над
районом Па-де-Кале. Уничтожено два вра-’
жеских самолета. Два американских истре-
бителя не вернулись на <вои базы,

НАЛЕТ АМЕРИКАНСКИХ .
САМОЛЕТОВ НА ВОЕННЫЕ ОБ’ЕКТЫ
В РАЙОНЕ ПА-ДЕ-КАЛЕ

ЛОНДОН, 26 ноября. (ТАСС). Англий-
ское министерство информации передает
сообщение штаба американских войск на
европейском театре военных действий ©
том, что американские самолеты «Мэро-
дер» в сопровождении английских истре-
бителей атаковали военные об’екты в рай-
оне Па-де-Кале.

4 -

УСПЕХИ СОЮЗНИКОВ В- БОРЬБЕ
С ГЕРМАНСКИМИ ПОДВОДНЫМИ
ЛОДКАМИ --

НЬЮ-ЙОРК, 26 ноября. (ТАСС)... Агент-
ство Юнайтед Пресс передает сделанное
по радио помощником командующего амё:
рнканскими силами для борьбы с подвод-
ными лодками контр-адмиралом Лоу заяв-
ление о том, что ущерб, который герман-
ские подводные лодки причиняют судоход-
ству союзников, не оправдывает сущест-
вования этих подводных лодок. В настся-
щее время, по словам Лоу, в операциях
против германских подводных лодок прн-
нимают участие 100 тыс. человек. За пе-
риод май—октябрь этого года было уни-
чтожено 150 подводных лодок, причем co-
юзники потеряли меньше чем полпроцента

лах, :
Действующая армия. ров. (ТАСС).  ‹ (От наш. спец. корр), rea ee Бы. coon Kenic eee под кон-
ПАНА ОНО ПИАНИНО НН О

_Мелитопо

Мы познакомились с ним на наблюда-
тельном пункте полка. i

Два года назад он ушел из города в
рядах воинов, оставлявших Мелитополь по-
сле тяжелых оборонительных боев. Сейчас
он снова здесь — на родных, знакомых
улицах. Филипповский — председатель Ме-
литопольского городского: совета — знал
каждый дом на этих улицах. Два года ов
жил мечтой о том дне, когда снова уви-
дит любимый город садов, прославленный
Ha весь юг Мелитополь с его знаменитым
сельскохозяйственным ийститутом, консерв-
‘ным заводом и мясокомбинатом. Во сне ему
грезились тихие, узкие улицы, утопающие
в акациях, домики, окруженные фруктовы-
ми деревьями И вот он, наконец, увидел
этот город, в который вступил вместе с пе-
редовыми частями Красной Армии. Он увн-
дел его с наблюдательного пункта полка,
ожесточенно дравшегося на южной окра-
ине города. Он увидел его не в цвету ака-
ций, а в пламени и дыме. Горела мельни-
ва, к небу вздымалось пламя из централь-
ных кварталов города. Разведчики донесли,
что немцы взорвали завод им. Микояна, по-
дожгли здание института. И каждое такое
донесение острой  болью отдавалось в серд-
ne Филипповского. Он говорил тогда офи-
церам, находившимся на наблюдательном
пункте:

— Порой мне кажется, что это жгут мое
тело. И одна только мысль облегчает боль
— немцы беснуются от отчаяния. А раны
мы залечим. Вот увидите, как мы быстро
залечим свои раны.

„.Прошло с тех пор немного дней: Линия
фронта отодвинулась далеко на запад —
к берегам Днепра. И вот мы снова встре-
лились с Филипповским на улицах Мели-
тополя, теперь уже ставшего почти ты-
ловым городом. Председатель горсовета по-
хозяйски осматривал, как женщины, бы-
стро ‘освоившие профессию плотников и
стекольщиков, восстанавливали  разрушен-
ные немцами здания. Председатель ^ гор-
совета стоял в кругу женщин, советуясь с
ними, как быстрее можно подготовить до-

ма к зиме.

Город залечивает свои тяжелые раны,

Полным ходом идет ремонт, отепление де-

сятков домов. Открылись школы, и впер-

[113354.

ЛЬ

(От специального корреспондента
«Сталинского сокола»)

>

вые после двухлетнего перерыва за школь-
ные парты сели ребята старших классов
десятилеток. Немцы считали, что «культур-
ный паек» украинцев можно ограничить че-
тырьмя классами.

Начался бесплатный прием больных в по-
ликлинике, бесплатная выдача. лекарств в
аптеках. За время немецкой оккупации на-
селение отвыкло от медицинского обслу-
живания. Филипповский рассказывает нам о
работе городского совета, Его заботы сей-
час — об электростанции, водопроводе. Все
это восстанавливается быстрыми темпами.
Начали работать хлебопекарни, несколько
промысловых артелей. В. разрушенные нем-
цами цеха заводов им. Микояна, консерв-
ного, мясокомбината пришли отряды жен-
щин, старых рабочих. Они готовы работать
день и ночь, чтобы вновь задымили завод-
ские трубы.

Тишину мелитопольских садов уже огла-
шают паровозные гудки. Немцы разрушили
вокзал, они сделали все для того, чтобы
надолго вывести из строя железную до-
рогу, соединяющую Донбасс с богатейшей
Таврией. Мы видели, с каким воодушев-
лением мелитопольцы восстанавливали же-
лезнодорожное — хозяйство. Среди Tex,
кто  восстанавливал путь, был  ста-
рый  железнодорожник Степан  Архи-
пович Девяткин. Он двадцать ПЯТЬ
лет  слесарничал, в „ депо. Мы позна-
комились с ним еще в дни боев за город.
В разгар уличного боя он пришел в под-
разделение разведчиков старшего сержан-
та Георгия Сидельникова. На нем была сте-
ганая фуфайка. В руках он держал вин-
товку. И, ни слова не говоря, старик за-
нял свое место рядом с автоматчиками.
Когда утих бой, он рассказал о’ ‹<ебе и
своей винтовке. Он прятался от немцев в

погребе своего дома на окраине города,
пока не услышал стрельбу, пока не убе-
дился, что свои пришли, Немцы превра-
тили дом старика в опорный пункт.

щина воз

rg

рождается.

отстреливались оттуда из автоматов. Когда
старик вылез из погреба, он увидел, как
бежит к его дому красноармеец. И немцы
в. уюр выстрелили в красноармейца,

— Так и остался русский человек ле-
жать на моем пороге, — сказал старик. —
За мой дом, значит, бился и голову сло:

ил. Взял я винтовку убитого и вот, как
идите, встал вместо него...

С винтовкой в руках старик очищал ули-
цы родного города от немцев. Теперь в
его руках мюлоток. Старик восстанавливает
депо, вокзал...

— Как видите, — рассказывает нам Фи-
липповский, — город наш возрождается.
Население Мелитополя ^ увеличивается ©
каждым днем. Сотни людей, укрывавшихся

от немцев в окрестных селах, в погребах, в

стени, возвращаются теперь домой. Ови
прятались от немецких полицейских, уго-
нявших их в рабство. Красная Армия спас-
ла и тех, KOTO немцы уже гнали‘к Днеп-
ру. Конники, танкисты зашли в тыл от-
ступающих фрицев и отбили у них колон-
ны будущих рабов. Только в одном районе
Веселое, например, кавалеристы спасли
10.000 советских граждан, которых немцы
гнали в Германию.

‹ Спасибо большое и летчикам! На одной
станции стоял большой эшелон с совет:
скими гражданами, которых немцы отирав-
ляли в Германию. Поезд уже должен был
тронуться в путь, когда над станцией по-
явилась группа штурмовиков. Все полицей-
ские в панике мгновенно скрылись. А ког-
да вернулись, то вагоны были пусты. Лю:
ди разбежались. Искать их уже было’ не-
когда. Самим бы спастись от наступаю-
щих советских %ойск..,

Ежедневно в Мелитополь возвращаются
группы беженцев. На тележках они тянут
скарб, уцелевший от немецких грабителей.
Лица их сияют радостью. Ови не жалуют-
ся на истощение, на перенесенные муки.
Радость спасения от рабства заглушает
боль всех пережитых горестей. Мелито-
польцы, вернувитись домой, спешат возро-
дить свой город, свои дома, свои заводы.
И они радуются каждой своей победе на
этом фронте.

Но слишком велики раны города, чтобы

Они   забыть о них. Еще до сих пор мелитополь-

АДРЕС РЕДАНЦИИ: Потаповский пер., &. 3. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: секретариат К 5-52-99, отв, сенретарь реданции и

цы не могут опомниться от кошмара He-
мецкой оккупации. В рассказах местных
жителей рисуется страшная картина хозяй-
ничанья немцев в городе. Прошло уже
много дней с тех пор, как немцы были
изгнаны < плодоносных равнин и хлебных
полей, из садов и сел, из богатого Ме:
литопольского края. Но ежедневно вскры-
ваются всё более страшные следы немец-
Koro «нового порядка» на Мелитопольщи-
не.

Мелитопольский старожил — Иван Фо-
мич Скляров повел нас к противотанково-
му рву близ Бердянского моста.

— Вот это могила трех тысяч жителей
Мелитополя, -— сказал он. — С этого нем-
цы начали здесь свое хозяйничанье. С тех
пор они ежедневно приводили сюда горо-
жан на расстрел.

Мы шли по улицам города, заходили в
дома, где еще и сейчас царят траур и пе-
заль. Дом № 8 по Первой Линейной. Во
дворе — сад. Под сенью ‘акации — -cpe-
жая могила. Здесь похоронен. пятнадцатн-
летний Анатолий Горобец. В этом доме жи-
вет его мать. В этом саду он играл с ре-
бятами. Навстречу нам выходит женщина
— седая, бледная. Она уже не плачет. У
нее’ уже нет слез. Остались лишь ярость,
ожесточение. Это мать Анатолия.

— Когда немцы отетупали, они погнали
моего Анатолия на работу. Последняя «ра-
бота», которую ему поручили, — это был
поджог железнодорожного, клуба. Они за-
ставили его обливать здание клуба керо-
сином. Затем сами подожгли здание. А тех,
кто обливал дом керовином, — живых сви-
детелей — расстреляли. Среди расстрелян-
чых я нашла и Анатолия.

Это — будни последних дней пребывания
немцев в Мелитополе. Они поджигали до-
ма, взрывали заводы, грабили погреба, они
расстреливали тех, кто не хотел ухолить
з рабство — уезжать в Германию. В Ме-
литополе мы познакомились © молодой де-
вушкой — Надей Рыбалкиной. Когда На-
дя узнала, что ее собираются отправить в
Германию, она спрыгнула со второго эта-
жа и стала калекой: «Лучше быть кале-
кой, чем гитлеровским рабом»,—им нуж-
ны были. трудоспособные рабы.

В селах, некогда прославленных своими
богатыми урожаями, отменными сортами
черешен и вишен, в селах, ’слава кото-
рых гремела на Сельскохозяйственной вы-

ставке, немцы ввели крепостное право. Мы
слышали рассказы колхозников из села
Териенье — знаменитого своими фрукто-
выми садами.

Богатейшие земли немцы превратили в
свою государственную экономию. Таким
образом крестьяне были превращены в ра-
бов. Крестьянин должен был работать от
зари’ до зарн, получая за это нищенскую
оплату кукурузой и отбросами пшеницы.
Всё — вплоть до цыйлят и вишен
было обложено налогами. Грядка в ого-
роде, — и та облагалась налогом. Кре-
стьяне) села Терпенье, поставлявшего в
былые времена черешни в Москву и Ле-
нннград, Харьков и Киев, при немцам не
имели права пользоваться своими садами.

Но всё это померкло перед ужасами по-
следних дней немецкой оккупации,

— «Вэк!» — в эти дни это было самое
страшное слово для’ нас, — рассказывает’
учительнина  села Терпенье Елизавета Се-
меновна Стреляева, — Немцы врывались в
хаты, брали всё. что попадалось на глаза,
и кричали: «Вэк!» Это означало: «Уби-
райтесь вон, не мешайте грабить!» А когда
выйдешь из. дому, то сразу же во двор
везжает подвода и начинается грабеж.
Всё, что немцы не могли вывезти, они уни-
чтожали. Если у кого были заготовлены
капуста, помидоры, хлеб — все это сме-
шивалось © песком,

„«Вэк!» — это означало не только —
«Уходи из дому, не мешай грабить!», —
это означало — уходи из села, к Днепру,

туда, где формируются колонны рабов для
отправки в Германию! А кто не уходил,
того расстреливали, невзирая на возраст.

..В селе Терпенье, как и в десятках дру-
гих сёл, сейчас вновь приступили к рабо-
те правления колхозов. `Ремонтируется
п инвентарь. Колхозни-
ки по-хозяйски готовятся к будущей вес-
не. Как и в городе, здесь, на селе, зале-
чиваются тяжелые раны. Но все пере-
житое никогда не забудется и никогда не
будет прощено. Мелитопольцы мечтают
сейчас о дне, когда в их цветущий край
привезут в клетке, как зверей, немцев
Гейниша и Классена на суд народа, Гроз-
ный и праведный это будет суд!

j Л. ЛЕРОВ.
Мелитополь

нач, издательства К 5-60-10,

27 ноября 1943 г. № 57 (155),
ии те ея

рлина ,

В газете «Газетт, де Лозаин» опублико-
ван рассказ дипломата одной дрель
страны, пережившего Goubaipanpeniy р:
лина. Он сообщает, что еще до отбоя он
зышел из убежища и увидел, как багро-
вые тучи тяжело нависли над городом, В ]
центре города бушевали гигантские пожа.
ры. Вся Лейпцигерштрассе, одна из круп-

ей
нейших ма

анионов нипииишананых
a

гистралей города, горела из кон*
ца в конец. Огонь охватил здание круп»
ного универмага Вертхейма.

CTQKTOJIbM, 26 ноября. (ТАССу»»Скан-
динавокое телеграфное бюро сообщает, что
вачальник отдела печати германского ми»
нистерства иностранных дел Шмидт полу:
ui во время последней бомбардировки ©о-
трясение мозга.

Согласно сообщению бернского корре
спондента газеты «Нюа даглигт аллехан-
да», в результате налета, совершенного в
ночь на 93 ноября, убито, как полагают,
95 тыс. человек, без крова осталось 735
тыс. жителей.

ЛЕТЫ АНГЛИЙСКИХ
НА АРДИРОВЩИКОВ
НА ФРАНКФУРТ И БЕРЛИН
лондон, 26 ноября. (ТАСС). Как co-
общает английское министерство авиации,
в ночь на 926 ноября самолеты  англий-
ской бомбардировочной авиации соверши-
ли налет на Франкфурт-на-Майне. ‘Camo-
леты «Москито» атаковали Берлин; `Усло-
вия погоды затрудняли непосредственное
наблюдение за резулётатами налета, Кро-
ме того, продолжалось минирование вод
противника. Тринадцать английских само
летов не вернулисб’ на базы,

НАЛЕТ АМЕРИКАНСКИХ
БОМБАРДИРОВЩИКОВ {
НА ГЕРМАНИЮ
ЛОНДОН, 96 ноября. (ТАСС). Как пе.
редает агентство Рейтер, в Лондоне офи-
циально об’явлено © том, что американ;
ские тяжелые бомбардировщики днем 26 но-
ября совершили налет на Северо-Западную
Германию.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЭТТЛИ
В ПАРЛАМЕНТЕ

ЛОНДОН, 95 ноября. (ТАСС). Как пе:
редает агентство Рейтер, заместитель
премьер-министра Эттли выступил вчера в
конце первого заседания новой сессни ан:
глийского парламента с докладом © воен:
ном положении. Эттли ‘сделал обзор опе-
раций на различных театрах войны к 060-
бенно подробно остановился на операциях
в Эгейском мофе.

ВОЗДУШНАЯ ТРЕВОГА
В ЛОНДОНЕ

ЛОНДОН, 926 ноября. (ТАСС). Как со:
общает агентство Рейтер, вечером 25 но-
ября в районе. Люндона была  об’явлена
воздушная тревога. Вскоре был дан отбой. ,
Орудия молчали. Жертв не было,

95 ноября были сброшены бомбы непо-
далеку от одной деревни на’ восточном
побережье Англии, Повреждений и жертв
не было,

ПОЛОЖЕНИЕ
`В ИТАЛИИ „

Арест гитлеровцами в Милане 2.000
заложников, — Вооруженное столкно-
вение итальянских рабочих с титле-
ровцами в районе озера Комо. — На-
падения на гитлеровских солдат в Риме

ЖЕНЕВА, 26 ноября. (ТАСС). Коррес-
пондент швейцарской газеты «Бунд» с00б-
щает из ШМталии, что отношения между
немцами и населением Милана обостри-
лись до крайней степени. В связи с имев-
шими место многочисленными актами са-
ботажа и диверсий в рабочем центре, Ми-
лана гитлеровцы арестовали 2.000  жите-
лей города в качестве заложников «Ми’
нистр» пропаганды так называемого «фа-
шистско-республиканского правительства»
обратился к миланским рабочим с призы“
BOM не бастовать и не поддаваться авти-
германской и антифаш®стской пропаганде,
Ответом на этот призыв послужили новые
диверсионные акты. На ряде миланских
предприятий, взятых гитлеровцами под
свой контроль, было произведено несколь
ко взрывов.

Выходящая в Швейцарии газета «Либе*
ра Стампа» сообщает, что недалекоот озе-
ра Комо гитлеровцы напали на отряд во-
оруженных рабочих, принимавших актив
ное участие в борьбе против оккупантов,
Против итальянских рабочих было посла-
но 100 солдат и 4 танка. Однако рабочие
разгромили этот гитлеровский отряд и
ушли в горы.

Укрывающиеся в горах итальянские пар-
тизаны частое проникают в города и осво-
бождают своих офицеров, попавших в ру-
ки гитлеровцев. В Риме по ночам проис-
ходят нападения на гитлеровкких солдат
и казармы оккупационных войск Hanae
дающие захватывают боеприпасы и продо-
вольствие.

СТОКГОЛЬМ, 96. ноября. (ТАСС).
Шведская газета «Стокгольме. тиднинген»
сообщает, что в районе Милана действует
не менее 15—20 тыс. вооруженных италь“
янских партизан, Все попытки гитлеров-
цев окружить и уничтожить партизанские
отряды кончаются провалом, Несмотря на
то, что гитлеровцы об’явили Милан” на
чрезвычайном положении и арестовали
большое число жителей города в качестве

заложников, сопротивление итальянцев уси*
ливается, р

,

ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
В ИТАЛИИ

Бомбардировка германских об’ектов
в Югославии

ЛОНДОН. 26 ноября. (ТАСС). Штаб
вонск союзников в Северной. Африке со-
общает, что на фронте американской 5-й
армин происходила артиллерийская дуэль
и активно действовали патрули. На фрон-
те английской 8-й армии ничего сущест“
венного не произошло. Английские войска
несколько улучшили свои позиции,

25 ноября средние и легкие бомбарди-
ровщики, истребители-бомбардировщики и
истребители оказывали поддержку назем-
ным войскам, Кроме того, авиация’ союз-
ников атаковала транспортные средства и
другие об’екты противника в Югославии,
Действия авиации были ограниченными»
вследствие плохих атмосферных условий.
Один самолет не возвратился на. базу.
——щы

Ответственный редантор.
В. п. Московский.