о зверствах неменко-фашистских захватчиков на территории гор. Харькова
иол их временной оккупации

СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ`

СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

и Харьковской области в пер

ХАРЬКОВ, 15 декабря. (ТАСС). Сегод-
ия в гор. Харькове в Военном Трибунале
4-го Украинского фронта под председа-
тельством генерал-майора юстиции тов.
А. Н. Мясникова и при участии государ-
ственного обвинителя полковника юсти-
пии тов, Н. К. Дунаева началось слуша-
нием дело о зверствах мемепко-фашистских
захватчиков на территории гор. Харькова
и Харьковской области в период их вре-
менной оккупации. 4

По настоящему делу преданы суду по

обвинению в преступлениях, предусмот-
ремных Указом Президиума Верховного
Совета СССР ог 19 апреля 1943 года,

чиновнив 560 группы германской тайной
полевой полиции старший ефрейтор вепо-
могательной полиции Рецлав Рейнгарл,
офицер германской военной контрразведки

`Обвинительное заключение ~~
по делу о зверствах немецко-фашистских захватчиков
в г. Харькове и Харьковской области

По мере изгнания немецко-фашистских
захватчиков с временно оккупированной
советской территории вскрываются BCE
большие и большие злодеяния, творимые
войсками германской армии.

После освобождения от немецких фаши-
стов города Харькова и Харьковской обла-
сти были выявлены многочисленные фак-
ты чудовищного истребления немцами
мирных советских граждан, в Том числе
женщин, стариков и детей.

Немецко-фашистские войска, под руко-
водством своих начальников, удунгили в
специально оборудованных газовых
шинах — «душегубках», повесили, рас-
стреляли и замучили многие десятки ты-
сят советских людей, разграбили имуще-
ство государственных, хозяйственных,
культурных и общественных организаций,
сожгли и разрушили целые города и ты-
сячи населенных пунктов, угнали в не-
мецкое рабство многие сотни тысяч мир-
ных жителей. ;

Вев эти злодеяния и бесчинства явля-
ются не отдельными изолированными фак-
тами. а лишь звеном в большой цепи пре-
ступлений, которые творились и творятся
немецкими захватчиками по прямому ука-
занию германского правительствь и вер-
ховного командования немецкой армии.

Еще задолго до войны главарь немец-
ких фашистов Гитлер, излагая планы по-
рабощения Европы, указывал на необхо-
лимость истребления славянских народов
— русских, украинцев, поляков, чехов и
других. cs

Ближайший помощник Гитлера — Ге-
ринг, реализуя установки своего хозяина,
призывал немцев убивать советских граж-
дан.

Эти людоедские установки фапгистских
руководителей являлись и являются осно-
вой воспитания немецкой армии, давшего
свой кровавые плоды.

Для практического осуществления пла-
нов Гитлера по истреблению славянских
народов германское команлование в своих
военных школах и ‘училищах ввело спе-
пиальный курс ‘лекций на тему о необхо-
ламости истребления советских людей.

Так, обвиняемый по настоящему делу
старший ефрейтор германской армии Рец-
лав Рейнгарл, прошедший обучение в 9т-
хельном батальоне «Альтенбург», на след-
ствии показал:

«На курсах даже было организовано
несколько лекпий руководящих чинов-
ников ГФП (германекой тайной полевой
полипии), которые прямо указывали о
том, что народы Советского Союза и
особенно русской национальности явля-
ются неполноценными и должны быть,
в подавляющем большинстве, уничтоже-
ны, & в незначительной своей части
использованы немецкими помещиками в
качестве рабов.

Эти указания исходили из политики
терманского правительства в отношении
народов оккупированных территорий и,
„надо признать, что в практической pa-
боте каждым военнослужащим герман-
ской армии, в том числе и мной, неук-
лонно выполнялись» (т. 2, л. д. 67).

Когла началась война с СССР, эти ус-
тановки немецкие войска начали прово-
дать в жизнь во времепно оккупированных
районах Советского Союза.

`Вторгнувшись на территорию нашей
Релины и встретив повсеместное сопротив-
лепие советского народа, немецко-фашист-
ские армин и германские карательпые
органы начали широко применять разбой
й убийства ни в чем не повинных вовет-
ских людей.

Взятый в плен частями Красной Армии
оберштурибаннфюрер Хейниш Георг —
бывший заместитель начальника штаба
Гесса, занимавший на временно оккупиро-
ванной советской территории пост окруж-
ного комиссара города Мелитополя, член
национал-социалистской партии < 1923
тола, на лопросе показал:

«В середине августа 1943 года в
олпом из поселков близ города Ровно
состоялась конференция 28-ми окруж-
ных комиссаров Украины.

Работой конференции руководил им-
перский комиссар Украины — Кох.

Из локлалов окружных комиссаров
вытекало, что население сопротивляется
насильственной мобилизации на работу
в Германию.

В связи с этим Кох говорил о необ-
ходимости усилить мероприятия против
населення и. не останавливаться перед
тем, чтобы уничтожить лишних He-
сколько тысяч человек.

В частности, он заявил, что принял
решение отправить на работу в Герма-
нию максимальное количество работо-
способных жителей районов Северной
Украины, & остальное население этих

мз-

Лангхельд Вильгельм, заместитель комап-
дира роты СС  «зондеркоманды СД», уп-
терштурмфюрер СС Риц Галс и их пособ-
пик, изменник Ролине Буланов, служив-
ший в качестве шофера в Харьковской
<зондеркоманде СД».

В судебном заседании участвует судеб-
но-медицинская экспертиза в составе глав-
ного судебно-медицинского эксперга  НАЗ
CCCP директора” научно-исследовательско-
то института судебной медицины т. В. И.
Прозоровского, профессора кафедры судеб-
пой медицины 2 Московского медицинско-
то института т. В. М. Смольянинова,
старшего научного сотрудника Института
судебной медицины т. П. С. Семеновского,
главного  судебно-медицинского эксперта
2-го Украинского фронта, майора  меди-
цинской службы т. М. П. Притворова,

судебно-медицинского эксперта, майора ме- точностью переводить все вопросы и OT-

дицинской службы т. Г. И, Городниченко
и патолога-анатома майора медицинской
службы т. Д. Е. Якаша.

Обвиняемых запипцают по назначению
ot суда адвокаты тт. Н. В. Коммодов,
С. К. Казначеев и Н. П. Белов.

Председательствующий генерал-майор
юстиции тов. Мясников производит опрос
подсудимых и свидетелей, предупреждая
свидетелей об их обязанности показывать
суду правду. Председатель предупреждает
сулебно-медицинских Экспертов, что они
должны представлять суду свои заключе-
ния в ‚соответствии со свойми специзль-
ными познаниями. Присутствующие на
суде переводчики предупреждаются пред-

седателем об их обязанности с абсолютной! заключения, \

районов полностью уничтожить,
как в этих районах действовало не-
сколько неуловимых партизанских отря-
дов, & ранее применяемые к иирному
населению репрессивные меры -— сож-
жение деревень, массовые расстрелы и
уничтожение жителей этих районов,
по словам Шоха,  удовлетворительных
результатов не дали.

Уничтожение наибольшего числа гра-
ждан Советской России может пойти
только на пользу Германии, так как
это ослабляет Росси.

Последние слова Воха ‚отражают ли-
нию Гитлера и его
беззастенчиво германское командование
проводит эту. линию при’ отступлении,
когда производятся иаксимально полные
разрушения всех Населенных пуйктов
и принудительная эвакуация местного
населения. г

Того, кто отказывается эвакуировать-
ся, расстреливают на месте.

Дети, старики, a также женщины,
угоняемые немцами, погибают от голо-
да, так как их никто не снабжает про-
довольствием, от болезней и лишений.

Ясно, что такого реда мероприятия не
имеют другого смысла, кроме уничто-
жения максимального количества совет-
ских людей с тем, чтобы большевики
не получили рабочей силы и ‘пополне-
ний в армию» (т. 3, л. д. 9—10).
Таким образом, зверское истребление

советских людей путем  умерщвления их
в газовых автомобилях: = «дущегубках»,
расстрелов и избиений, насилия и грабе-
жей, чинимых немецкими войсками в го-
роде Харькове и Харьковской области, яв-
ляется выполнением чудовищных планов
правящей клики фашистской Германии по
уничтожению советского народа.
Следствием установлено, что зверства,
насилия и грабежи в городе Харькове и
Харьковской области во время их оккупа-
ции немцами чинились офицерами и’ сол-
датами германской армии и в частности:

i

Судебным следствием по делу о звер-
ствах немецких оккупантов в городе Арас-
нодаре, произведенным в июлё 1943 года,
было установлено существование специ-
ально оборудованных автомашин, назы-
ваемых «лушегубками», в которых гер-
манские карательные органы умерщвляли
мирных советских граждан окисью угле-
рода.

Судебно-мелицинекая экспертиза, произ-
водившая эксгумацию и исследование тру-
пов, обнаруженных в противотанковом
рву близ города Враснодара, в своем за-
ключепии от 29 июня 1943. года конста-

тировала:
«На основании судебно-медицинских
данных —— розовой, розово-красной и

кожных покро-
скелетных мышц,

ярко-красной оболочки
вов, слизистой губ,
наружной оболочки сердца, брюшины,
наружной оболочки кишечника, слизи-
стой оболочки желудка, поверхности
разрезов почек и в некоторых случаях
других внутренних органов (например:
легких, сердца), — $
судебно-химических и спектроскопи-
ческих исследований крови, кровянистой
жидкости и кусочков органов, из’ятых
из трупов при судебно-медицинских ис-
слелованиях, установлено, что причиной
смерти в 6523 случаях (из экегумиро-
ванных 623 трупов) было отравление

окисью углерода».
(т. 4 л.д. 77—18).

Как установило  следетвие, такие же
«газовые автомобили», получившие назва-
ние «душегубки», немцы применяли для
умерщвления мирных советских граждан,
помимо Краснодара, также и в городе
Харькове.

Машины эти, как показывают обви-
Няемые немцы, привлеченные по настоя-
щему делу, а также и свилетели, являв-
шиеся очевидцами творимых немцами зло-
деяний, — представляют  с0б0й крытые
больших размеров автомаптиные темносеро-
го цвета, с дизельмотором.

Внутри эти автомашины обиты оцин-
кованным железом и в задней части кузо-
ва имеют две двухстворчатые, гермети-
чески закрывающиеся дверцы. Пол кузо-
ва оборудован деревянной` решеткой, пол
которой проходит труба с отверстиями,
соединяющаяся с выхлопной трубой мотора.

Отработанные газы  дизельмотора, со-
держащие окись углерода высокой концен-
трации, поступают в кузов автомашины,
вызывая быстрое отравление и смерть от
удушений запертых в машине лтюлей.

Обвиняемый по настоящему делу стар-
ший ефрейтор германской армии Рецлав
Рейнгард, чиновник труппы германской
тайной полевой полиции в городе Харь-
кове, принимавший непосредственное ‘уча-

TaRy

ставки. “ OcobeHHo  :

ЦИЯ:

дивизией СС «Адольф Гитлер», под ко-

мандованием  обергруппенфюрера   войск
СС Дитрих;
дивизией CC «Мертвая голова», кото-
рой командовал групиенфюрер войск. cc
Симон; >
терманскими карательными органами;
Харьковской ° «зондеркомандой СД», во.

тлаве с ее начальником › штурмбаннфюре-

ром Ханебиттер; Е
труппой германской тайной полевой по-

лиции Г. Харькова, возглавляемой комис-
саром полиции Кархан и его заместителем
— секретарем полиции Вульф;

560 группой ГФП при штабе 6-й гер-
манской армии — комиссаром полиции
Мериц;

‘привлеченными по иастоящему делу в
качестве’ обвиняемых:

Рецлав Рейнтардом, ‚ чиновником 560
группы германской тайной полевой поли-

Лангхельд Вильгельмом — капитаном
германской военной контрразведки;

Риц Гансом — заместителем командира
porn. CG «зондеркоманхы „@Д»;

пособником пемцев, изменником Родины:

Булановым Михаилом — шофером Харь-
ковкой <«зондеркоманды, СД».

Предварительным следствием установле- + `

Ha система:
улушения — окисью углерода’ в спе-
циально оборудованных автомашинах «ду-
шегубках» многих тысяч советских людей;
зверской расправы над мирными. совет-
CRIME EPA agama и уничтожения. городов
и населенных пунктов: временно ‚оккупи-
рованиой территории;
массового истребления
щин и малолетних детей”

расстрелов, сожжения й
над советскими ранеными и“ военноплен-
НЫМИ,

Beé это является вопиющим наруше-
писем правил ведения войны, установлен-
лых международными Конвенциями, и 0б-
щепринятых правовых норм. -*”

стариков;  жен-

стие в умерщвлении советских людей по-
средством газовых автомобилей — «душе-
губок», — показал:

«Массовые казни путем повешения и
расстрелов казались для германского
командования слишком улопотливыми и
медленными средствами для достижения
поставленных перед карательными Op-
танами задач, поэтому приходилось за-
думываться над применением более про-
стых способов » истребления населения
и, надо сказать, что о они были най-
дены. ‘

Придя как-то в первых числах мар-
та 1942 года в тюрьму, я обратил
внимание на группу полицейских, стол-
пившихея около находившейся во дворе
большой автомашины темНосерого цве-
та, которая стояла около самого входа
в тюрьму с открытыми сзади дверцами.
. Увидев среди столпившихея полицей-
ских своего знакомого сотрудника СД
Каминского (немец из Берлина, служив-
mui до войпы в отряде СС), я спро-
сил у него, что это з& машина и для
какой цели она предназначена.

Каминский рассказал, что это «газо-
вый автомобиль» и предназначен для
умерщвления людей.

Впоследствии мне много раз приходи-
лось наблюдать работу этой машины и
несколько раз принимать непосредет-
венное участие в погрузке в Hee ape-
стованных, содержавшихея в Харьков-
ской тюрьме. При этом я убедился, что
газовый автомобиль вполне  соответ-
ствует своему назначению».

(т. 2, л. д. 68—69).

Применение немцами для уничтожения
советских граждан «газовых автомоби-
лей» — «душегубок» подтверждают так-
же привлеченные по настоящему делу в
качестве обвиняемых немцы: унтериегурм-
фюрер Риц Гане, заместитель командира
роты СС, капитан германской армии Ланг-
хельд Вильельм-—офицер военной контр-
разведки, изменник Родины Буланов Ми-
хаил -—— шофер ° Харьковской  «зондер-
команды СД», & также свидетели: немцы
оберщтурмбаннфюрер Хейниш-— окружной
комиссар города Мелитополя, Кош Карл —
инженер роты 79. германской пехотной
дивизии и Бойко Иван — шофер Харь-
ковекой «зондеркоманды СД».

Свидетель оберштурмбанифюрер Хейниш
показал:

«В СД (служба безопасности) был
изготовлен так ‘называемый «газовый
автомобиль». По внешнему виду он
почти ничем не отличался от обыкно-

кузов закрывается герметически и вы-
хлопные газы: от мотора по специаль-
ной трубке направляются в кузов. В

издевательств  .”

венного тюремного автомобиля, но его

веты.

После того, как опрос подсудимых и
свидетелей закончен, суд оглашает обви-
нительное заключение Его  зачитывают
секретарь суда капитан юстиции т. Ван-
дыбин.

‚Обвинительное заключение подробно
воспроизводит чудовищную картину Mac-
совых убийств и истязаний ни в чем не
повинных советских людей, которые были
тысячами уничтожены неиецко-фапист-
скими извергами, временно оккупировав-
шими город Харьков и Харьковскую об-
ласть.. 5

Ниже приводится текст обвинительного

эту машину помещается несколько де-
сятков человек. Им, обыкновенно, 06’-
является, что они отправляются в дру-
‘гую тюрьму или лагерь.
_ Когда автомобиль трогается, газы Ha-
правляются в кузов, и находящиеся Там
люди задыхаются». 1
(т. Зл. д 4)

+

Показывая о применении немцами этр-
го страшного орудия смерти, сами age
немцы — обвиняемые по настоящему до-
лу, рисуют чудовищные картины подг-
товки к умерщвлению и насилию над с0}-
ветскими . гражданами во время погрузки
их в газовые автомобили — «душегубки».

Тот же обвиняемый. ст. ёфрейтор rep-
манской армии Рецлав показал; i

«Когда доходила очередь до посадки
_B машину женщин, — это были самые
страшные картины. Все без исключе-
ния женщины, не говоря уже о детях,
рыдали, падали на колени, умоляя по-
шадить их. Плач женщин  перемеший-
валея с плачем детей, которые 9бра-
щались к. нам, к непосредственным
°участникам и исполнителям этих 3/10-

деяний, с просьбами о пощаде. Но св
ответ на это получали пинки, удары
принладами винтовок и рукоятками пи-
етолетов. “ 1

‚ В таких <лучаях я, а вместе (co
мной и.другие чиновники ГФРП и СД
скручивали женщинам руки и втал-
‘кивали их в машину. ° i

© летьми дело обстояло еще проще.
Йх хзатали за” руки; а нррелко и Ва
ноги и ©е` размаха бросали в кузов ма-
шины,   . \

Такие действия вызывали проклятия
по’ адрёсу” немцев, и Двор наполнялс
душераздйрающими криками, мольбой

помощи и пощаде.

когда женщина, на глазах которой офи-
цер СД бросил в кузов машины е
ребенка, — набросилась на офицера,
вцепилась руками ему в лицо и pace
царапала его до крови.

В большинстве случаев © такими
непокорными арестоваеными расправля-
лись просто: их тут же пристрелива-
ли, а затем бросали в машину».

(т. 2 л. д. 94—95).

Свидетель Бойко Иван Семенович,
работавший шофером в Харьковской «зон-
деркоманде СД» и ставший веледствие
этого очевидцем многих злодеяний немец-
ких фашистов, показал:

«Больные, поняв, что они обмануты
и что им готовят гибель, при посадке
в машину сопротивлялись, HO геста-
повцы загоняли людей в «газваген»
Ударами прикладов и палок, заставляя
более здоровых втаскивать в машину
тех, кто не мог передзигаться самостоя-
тельно.

В кузове машины слышались крики
0 помоши и рыдания женщин

Когда в «газваген» было погружено
около 50 человек больных и обслужи-
вающего персонала, дверь машины  за-
хлопнули, иона направилась за город».

(т. З 1, 1. 87).

Свидетельница Поднопай Ульяна Ники-
тична, проживающая в городе Харькове,
по Рыбной улице, где размещался гараж
гестапо, в котором стояли  «душегубки»,
показала: .

«Среди арестованных были мужчи-
ны, женщины и дети, которых геста-
повпы пинками и прикладами загоняли
в машину, У многих на лицах были
синяки и кровоподтеки, одежла порва-
на. Женщины и дети плакали, но ге-
статвцы их хватали и насильно втал-
кивали в машину. :

Когда автомашина была битком на-
бита людьми и ее хотели уже закрыть,
два гестаповца ввели во двор  плачу-
щую женщину < двумя девочками лет
8 и 10-ти. i

Одна из девочек, не понимая, что
происходит, торопясь, стала кричать:
«мама, иди быстрее, з то машина уй-
дет без нас»,

Подойдя к машине, женщина, ус-
лышав из нее крики й стоны, запла-
кала еще сильнее и остановилась, но
06 силой втолкнули в кузов.

Олна из девочек в это время
заплакала и стала кричать:
мама».

Стоявшие рядом гестаповпы  схвати-
ли обеих девочек и вбросили в маши-
ну к обезумевшей от страха матери.
Вслед за этим двери машины захлоп-
нулись, и она выехала co двора

тюрьмы».
(то 18)

Следствием также установлено, что не-
мецкие захватчики трупы советских лю-
дей, после умерщвления их В «душегуб-

тоже
«мама,

ках», вывозили на окраину
кова, где выбрасывали в пустые
и другие полуразрушенные
ливали бензином и затем сжигали.

Мне \ поипоминается такой факт,

города Харь-
бараки

здания, 06-

Обвиняемый старший ефрейтор герман-

ской армии Рецлав по этому вопросу по-

казал:
«В конце марта’ 1942 года я при-
нимал участие в погрузке людей в
«газовый автомобиль» и затем получил
приказание Ханебиттер сопровождать
машины к месту разгрузки. Проехав
через город, мы достигли бараков

Харьковского тракторного завода и там
остановились. При этом начальник
команды СД Ханебиттер приказал на-
ходившимся с нами солдатам  «зондер-
команды» разгружать трупы и склады-
вать их в коридор одного из бараков,
в котором, как я видел своими глаза-
ми, уже находилось большое количе-
ство трупов, привезенных, Видимо,
раньше.

Когда разгрузка была закончена,
Ханебиттер дал команду отвести все
машины в сторону, за исключением од-
ного грузовика, на котором ехала груп-
па солдат «зондеркоманды».

Из этого грузовика, по указанию
Ханебиттер, солдаты взяли несколько
банок © бензином, пошли во внутрь
барака, облили все выброшенные туда
трупы, затем облили некоторые места
наружной части барака и подожгли

его». ;
(т. 2° a. x. 95—96).

Факты сожжения немпами трупов лю-
дей, умерщвленных посредством «газового
автомобиля» — «душегубки» в бараках
Харьковского тракторного завода, помимо
обвиняемого Реплава, подтверждаются по-
казаниями <видетеля Серикова Даниила
Александровича, Ризван Порфирия Иоси-
фовича и заключением судебно-медицин-
ской экспертизы, производившей эксгума-
цию и исследование трупов, вскрытых на
территории города Харькова и его окрест-
HOCTAX.

Исследовав обстоятельства сожжения
трупов в бараках Харьковского  трактот-

Стремясь истребить возможно больше
мирных советских граждан, немецкие за-
хватчики, помимо уничтожения людей по-
средетвом «газовых автомобилей» — «ду-
шегубок», прибегали к массовым расстре-
лам, виселицам, истязаниям и пыткам
над советскими людьми.

В результате систематических облав и
массовых арестов мирных советеких граж-
дан, как показали обвиняемые по настоя-
щему делу — Реплав;, Риц, Лангхельд и
изменник Родины Буланов, тюрьмы геста-
по и других германских карательных ор-
ганов были переполнены ни в чем не по-
BHHHEIMH COBETCKUMH людьми.

Чиновники фашистских карательных
органов на допросах каждого арестованно-
го, независимо от наличия на него мате-
риалов, подвергали нечеловеческим  пыт-
кам и избиениям шомполами, резиновыми
дубинками, плетками и палками, добиваясь
таким образом от них «показаний»,

Причем многих из них избивали до
такой степени, что они умирали прямо на
rompocax.

(0еобенно жуткое зрелище представляла
расправа немецких извергов с советскими
детьми и подростками. Не единичны слу-
чаи, когда малолетних детей немцы жи-
выми брали в ямы и закапывали.

В городе Харькове, по распоряжению
гестапо, многие мирные советские граж-
дане были переселены из городских квар-
тир в специально отведенные бараки, рас-
положенные на территории рабочего го-
родка Харьковского тракторного завода.

Во время переселения из ГорбдСких
квартир в этот рабочий поселок, как по-
казал обвиняемый Булапов, советские
граждане подвергались неоднократным ог-
раблениям . и издевательствам со стороны
немепких солдат и сотрудников гестапо,

После того, как все переселяемые были
волворепьы в бараки, немцы стали форми-
ровать партин по 200—300 человек в
каждой, куда входили также и подростки,
дети и старики, & потом под видом от-
правки их в глубокий тыл уволили в бал-
ку, расположенную в 4—5 километрах от
рабочего городка Харьковского тракторно-
го завода, где и расстреливали их У 3а-
ранее приготовленных больших ям.

В декабре 1941 года гестаповцами бы-
ло расстреляно 900 советских граждан,
находивигихся на излечении в Харьков-
ской больнице, среди которых было много
детей и стариков. Расстрел их был произ-
веден в 4 — 5 километрах от города
Харькова, недалеко от дороги, идущей в
сторону Чутуева. Трупами были налполне-
ны две больших ямы, которые заранее
были подготовлены для этой цели.

Обвиняемый Буланов; участник
расстрелов, показал:

«Мне было предложено па трехтон-
ной автомашине выехать в больницу,
находившуюся на окраине города Харь-
кова. Там уже находились и другие
машины. Вак только я поставил свою
машину ‘вплотную к парадному” одного
из больничных корпусов,  гестаповцы
стали выволить больных в одном белье
и погружать их в кузов машины. В
каждую машину помещалось до 40 че-
ловек.

Погрузив свою машику, я отвез их к
месту расстрела, которое было оцеплено
гестаповцами.

Там больных из машин вытаскивали
и ставили к яме. На месте разгрузки
слышалея дутераздирающий плач, во-
пли взрослых и детей, больные, умо-
ляя, просили о пощале, олнако геста-
повны пе обращали на это внимания,
расстреливали всех, сваливая их затем
в яму.

Насколько я помню, исключительным

этих

18 декабря 1943 г. № 63 (191),

ного завода’ и останки тел и костей, ин
влеченных при раскопке на месте сок

ния бараков, — судебно-медицинская ал
спертиза в своем заключении от 15 cen
тября 1943 года констатирует: \

«При осмотре территории HOCKOIBREY
сгоревших бараков ХТЗ обнаружени

значительное число обгоревших челове»,

ческих костей и целых черепов
механических повреждений,

При разрытии одной из несколький
щелей (укрытий) около одного сгореви

шего барака среди золы, земли и ну,
обгоревши!

copa также были найдены
человеческие кости (ключицы, ребра,

* позвонки) и целые черепа без механу
ческих повреждений.
Кроме того, также были найдены о(
горевшие куски одежды, ложки, котел
ки, металлический замок, от дамекй
сумочки и т. п.». j

Боясь ответственности за совершаемеи
чудовищные преступления и истребление
советских людей при помощи специаль
оборудованных автомашин, немецкие фа
шисты за последнее время стали прини“
мать меры к тому, чтобы скрыть примы
нение ими этого орудия смерти,

Оберштурмбаннфюрер Хейниш на допрм
се показал, что в июле 1943 тода на за
крытом совешапии 5-ти окружных к
миссаров Таврической области выступи
начальник СД и гестапо по Врыму и Тав*
рии генерал-лейтенант полиции фон-Аль*
венслебен, который заявил, что Гитлер
крайне недоволен болтливостью лиц, ко:
торым так или иначе стало известно
существовании «газового автомобиля». В
результате этой бюлтливоести, заявил фо
Альвенелебен, а Также в результате бе

печности отдельных руководителей СД. 1
гестапо материалы о «газовом автомобиле»

попали в руки русских.
В связи с›этим, как заявил Хейн

усилению конспирации при использовй“
нии «тазового автомобиля». (т. 3 л.д, 5)

Il.

зверством отличались — переводчий
тестапо Берг Гане и  медфельди
Алекс. 0ба они сопротивляющихся уда
рами сбивали с ног, сбрасывали в ям];
& затем расстреливали.

Я видел, как некоторые из сопроти?.

ляющихеся, сброшенные в яму, буду
только ранеными, окровавленные, ‘пы:
тались подняться. Их снова сбивали в
ног, а затем по приказанию участник!»
этого злодеяния — шефа  тестапо  1
переводчика Берг Ганс — закапываля
еще живыми.

Среди закопанных в ямах живым
было много подростков и детей».

(т. 2 л.д. 255—256).

Лесопарк, расположенный в районе по
селка Сокольники, Ha окраине города
Харькова, покрыт густой сетью могил, в
которых закопаны жертвы немецко-фаши“
стского террора.

Описывая чудовищные картины рас
стрелов советских людей в лесопарке;
свидетели Беспалов Александр *Филипновия
и Даниленко Дарья Васильевна, проже
вающие в поселке Сокольники и являю-
миеся невольными очевидцами творимых
немпами злодеяний, показали, что на про
тяжении 1942—1943 гг, немецкие фа:
шистье почти ежедневно на нёскольких
машинах доставляли в лесопарк збречен-
ных на смерть людей, где над ими из
девались, мучили и расстреливали их;
Некоторые из заключенных набрасывалисв
на немцев, но их сбивали с ног, кололи
штыками, били ногами и прикладами вина
TOBOR.

По лесу раздавались душераздирающие
крики и стоны умирающих людей. Видно
было, как отдельные люди корчились в
предемертных судорогах и в таком поло
жении немецкими палачами сбрасывалисв
в ямы,

Картину одной из таких зверских pace
прав свидетель Беспалов обрисовал слез
дующим образом:

«В конце июня прошлого года Я
лично‘ видел, как в лесопарк было приз
везено на 10—12 грузовых автомаши“
нах до 300 девушек и женщин.

Несчастные в ужасе метались ий
стороны в сторону, плакали, рвали на

fa

фон-Альвенелебен передал им предписан! 1
Гитлера о необходимых мерах к прекр!1“
щению подобном рода болтливости ив

rath

себе волосы и одежду, многие падали в

OOMOPOK, но немецкие фашисты не 9б-
ращали на это внимания. Пинками,
ударами приклалов и палок заставляли
их подняться, но с тех, кто не подни-
мался, палачи сами срывали одежду к
бросали в ямы. Несколько девушек,
с которыми были дети,  пытадиеь
бежать, но были убиты,

Я видел, как после автоматной 0че-
рели некоторые женщины, шатаясь и
размахивая беспомощно руками, с д
шераздирающими криками шли наветре-
чу стоявшим немцам. В это время нем
цы их расстреливали из пистолетов...
Обезумевшие от страха п горя матери,
прижимая к груди детей, со страшны-
ми воплями бегали по поляне, ища
спасения,

Гестаповцы вырывали у них детей,
хватали их за ноги ИЛИ “3a руки 1
швыряли живыми в яму, а когда Mac
тери бежали за ними к яме, то их
расстреливали».

(т, З л. к. 162—163).

Подтвержлая факты массового расстре-
ла советских людей в лесопарке, свиде-
тель Даниленко показала:

«В конце япваря 1943 года на этох
же Месте пемпы в течение лвух дней
опять расстреливали совелеких  граж
лан. эти страшные два дня в лесу
быма слышпа стрельба и певероятные
крики людей, слышны были _ мужские,
женские п летекие голоса.

Весной 1943 гола, когла спег раста

Окончание — на 3 стр.).