18 денабря 1943 г., № 63 (191).

CYTEBHHA DMPOUECC

о зверствах немецко-фашистских захватчиков на территории гор. Харькова

СТАЛИН

CKHA COKON ,

и Харьковской области в. период`их временной оккупации

овинительное заключение

по делу о зверствах немецко-фашистских захватчиков
в г. Харькове и Харьковской области

(Окончание. Начало — на_2 стр.).

ял и земля, которой были засыпаны
Ямы, освла, я вместе с другими жите-
лями ходила засыпать ямы. Когда я
пришла к месту, где были расстреляны
наши советские граждане, то увидела,

Виновность Всех вышеназванных лиц

что 0бе ямы были набиты трупами рас- ? СоВершенных ими преступных действи-

стрелянных. Из-под небольшого слоя
земли были видны торчащие голые че-
ловеческие руки и поги».

й х 9 М, 102)

Ш.

Международные правовые нормы залре-
Mawr жестокое обращение с военноплен:
ными,

Военнопленные — раменые и больные,
согласно этим международным положени-
ям, должны пользоваться защитой со сто-
роны воюющего, во власти которого они
окажутся.

Однако, попирая всякие международные
правовые нормы, германо-фашистекие го-

ловорезы систематически уничтожали и
уничтожают  созетских раненых военно-
пленных,

Более того, в  лагери военнопленных
германское военное командование помеща-
ет мирных советских граждан, захвачен-
ных на временно оккупированной терри-
тории Советского Союза, рассматривая их
как военнопленных.

Так, свидетель фельдфебель германской
армии Янчи Гейнц, сотрудник при офи-
цере контрразведки в лагере военноплен-
ных, именуемом «Дулаг-231», показал:

«Кроме советских военнослужащих,
в германском лагере военнопленных
«Дулаг-231» находились также мирные
граждане, захваченные на оккупирован-
ной территории Советского Союза и
расцениваемые германским командова-
нием как военнопленные. Среди этих
мирных жителей были старики, жен-
щины и дети,

Мне известно, что пленники из мир-
ного гражданского населения оккупи-
рованных германскими войсками совет-
ских областей были не только в нашем
лагере, но и в других германских ла-
герях, именуемых официально латерями
для военнопленных.

Мирные советские граждане заключа-
ются в лагери военнопленных под пред-
логом эвакуации паселения, в других
случаях под предлогом пабора рабочей
сплы для отправки в Германию и, нако-
нец, в целях изоляции нежелательного
элемента, в том числе детей и под-
ростков, как потенциальных бойцов ан-
тинемецких формирований».

(т: Зл. д. 38—39).

(С целью уничтожения воветских воен-
попленных, больных, раненых и граждан-
ского населения немцы создали невыноси-
мые условия содержания больных и ране-
пых в госпиталях, военнопленных и мир-
ных граждан в лагерях. Их морили голо-
дом, медицинской помощи не оказывали и
чрезмерной скученностью и отсутствием
элементарных санитарных ‘условий вызы-
вали среди них массовые эпидемические
заболевания, приводящие к большой емер-
THOCTH,

Беспричинно и путем искусственного
создания «материалов обвинений» немцы
расстреливали и заживо сжигали раненых
и военнопленных, предварительно учипяя
над ними пытки и издевательства, вплоть
до налравливания на них собак.

Вес эти злодеяния немцев находят свое
подтверждение в показаниях обвиняемых
Рица, Лангхельа и свидетелей: немца
Янчи_ Гейица, профессора Каткова Е. С.,
врача Джинчвиладзе Г. 3., медицинской
сестры Сонольской В. А., Козловой М. А,
и других, а также актами ‘судебно-меди-
цинской экспертизы.

( печеловеческих мучениях советских
военнопленных и мирных граждан в гер-
манских лагерях дал показания и обвиняе-
мый по пастоящему делу капитан герман-
ской армии Лангхельд, являвитийся непос-
редственным Участником всех этих
убийств и издевательств.

Лангхельд показал:

«Зверства, которые чинили герман-
ские офицеры и солдаты H A B TOM
числе пад русскими людьми путем ист-
ребления, голохной смертью, физически-
ми избиениями истощенных людей, рас-
стрелами, травлей собаками и проч., с0-
ответствовали установкам германского
правительства по отношению в русским
OTM.

Mie none приказанию люди расстре-
ивались неоднократно.

й Так. например, в мае — июне 1942
roma в Лергачах, близ Харькова, по
моему приказанию была расстреляна
группа русских восннопленных, пример-
пов 20 человек, по обвинению в свя-
зи в местным населением... Я должен
заявить, что обвитение в данном слу-
чае было спровоцировано, ибо в самом
деле люди были просто истреблены за

то, что они русские. ,

i

Таким образом является и
дым, что всю полноту ответственности

Г злодеяния, учинен-
иассовые убийства и
немецко-фалтистокими захватчиками

Des gals ee

HbIO
в период временной оккупации en
Харькова и Харьковской области, за ПВ

ки и массовое истребление мирных и
телей, за расстрелы и умерщвление ne
тем улушения овисью А В И
циальнох оборудованных авто из ie
A te a к и а hea tae
ы уничтожения

ое людей, в TOM ры
стариков и детей, песут Py wre rhe
разбойничьего фашистокого прав rae
Германии и верховного командован ,

изанской армии,

Установлено
HOAX, явившихся
по настоящему де

также, что в преступле-
об’ектом расследования
лу и конкретно изло-

HOM  пупкте
1941 года.

Выбрав 10 русских средних офице-
ров, я приказал солдатам на глазах у
всех военнопленных расстрелять их из
автоматов.

военнопленных осенью

Трупы расстрелянных были сброшены  их пособмик, изменцик Родииы

в заранее подготовленные ямы.

Как правило, русские не выдавали
военных секретов, в связи с чем я из-
бивал военнопленных палкой толщиной

Другой случай расстрела, труппы рус-
ских офицеров был на, еборно-пересыль-  ,

ях полностью — доказана
расследованием, в

произведенным
‚силу чего все сни
подлежат уголовной ответственности за
преступления, совершенные ими в отно-
шении советских граждан на советской
ерритории, в соответствии с уголовным
аконодательством Союза ССР. es

Наряду с ними виновными во всех
их. зверских злодеяниях являются уча-
CTHORH преступления, привлеченные _в
качестве обвиняемых  п6- ‘настоящему. дв-
HY сотрудники военных; ‘полицейских,
зведывательных и карательных органов
yeventon армии — Реплав Рейнгард, Риц
auc, Лангхельх Вильгельм, a также
Буланов

Михаил, ы
Конкретная

названных лиц

преступная деятельность
выразилась в нижееле-

в 4—5 см, после чего допралииваемых   ЗУЮЩЕМ: ‘
нередко из моего кабинета приходилось ! РЕЦЛАВ Рейнгард, являясь чиновником

выносить. Избиения

кой армии.

‚..Нь толпу измученных и толодных  ,
людей во время раздачи скудной пищи

конвойные солдаты натравливали собак.

военнопленных   германской тайной
практиковались во всех частях немец-  Харькове, вел

полевой полиции в
следствие по делам ряда
арестованных советских граждан, вымо-
гая у них показания путем нечеловече-
ских истязатий и пыток и фальсифици-

Собаки врывались в толпу, рвали в РУЯ В отношении их заведомо искусствен-

клочья одежду и тела пленных, ешиба.   Ные обвинения;
ли отдельных из них на землю и таска-,
земле. Некоторых! кл

ли, терзая их, по
рутерзанных и полуживых военноплен-
ных и гражданских лиц солдаты при-
стреливали и приказывали выбросить за

Составил заведомо вымышленные — за-
чения O TOM, что трое арестованных
якобы сознались в антигерманской  дея-
тельности, и умышленно” вписал

ограду, чтобы не возиться с их лече- заключения 25 человек рабочих. Харьков-

нием». :
(i. Qi ay. 194—195; 210.

В марте 1943 толда немцы расстреляли’
ий сожгли захваченных ими в илен 800  60

раненых бойцов и офицеров Красной Ар-
мии, находившихся на излечении в 1-м
армейском сортировочном госпитале 69-й
армии, размещавшемея в городе’ Харькове
по улице Тринклера.

Описывая обстоятельства этого злодея-
ния немецко-фалтистских захватчиков, сви-
детели профессор Катков, врач Джинчви-

лалзе, и медсестра Сокольская, работавигие

в то время в госпитале, ^ показали, что
13 марта 1943 года к госпиталю под’еха-

ли три автомаплтины © эсэсовцами дивизии

«Адольф Гитлер», которые закрыли дверь,
ведущую в 8-й корпус, и бросили в него
зажигательный снаряд. Корпус загорелся:
Спасаясь от смерти, находивигиеся в кор-

пусе раненые выбрасывались из окон 1о-.
рящего здания, но здесь же расстрелива-

лись эсэсовцами из автоматов. J

На друтой день группа эсэсовцев в ко-
личестве 9-ти человек вновь явилась в

этот госпиталь и, выгнав из палаты мед-

персонал, расетреляла всех остальных ра-
неных, находившихся в других корпусах
госпиталя. Е
Свидетель Козлова Мария Александров-
на, муж, которой был- зверски убит во

время этой кровавой расправы гитлеров-

показала:

«Будучи в действующей Красной Ар-
мии, мой муж был ранен и помещен на
излечение в 1-Й армейский госпиталь,
находившийся в то время в городе Харь-
кове.

15 марта я решила снести ему пере-
дачу. Подойдя к месту расположения
госпиталя, я не’ могла сразу узнать,
что это тот самый госпиталь, в котором

‚ находится на излечении мой муж.

Жуткая картина встала перед моими

Tes,

тлазами,” везде и вслоду груды развалин,

по всей территории валялись трупы
сожженных и зверски замученных со-

BeTCKAX граждан. Видя чудовищные зло0-

деяния, я, не помня себя, побежала к
уцелевшему от огня 4-му корпусу.
Ужас охватил меня, когда я вошла в
‘первую палату. Горы трупов, изуродо-
ванных до пеузнаваемости, валялись В
ней. В беспамятетве я

губки».

военное - участие

ского тракторного завода ` я. Харьковско:
городской электростанции: С
На основании его заключений эти pa-
чие были арестованы ‘и’ в.. дальнейшем

‚из них 15 человек были расстреляны, а

‘10 умерщвлены посредством ‚ «дуще-

Неоднократно лично‘ погружал в - «ду-
шегубку» советских. граждан, убив таким
joopasint еще до 40 человек. .

Сопровождая  «лушегубку» ко месту
разгрузки на территорию Харьковского
тракторного завода, принимал непостеделт-
в сожжении трупов

удушенных.

РИЦ Ганс, являясь заместителем‘коман-
дира розы (5 при Харьковской” «зон-
деркоманде СД»; принимал, участие ‘в ис-
тязапиях и расстрелах ‘нирных советских
граждан,   7 м1 о

В июне 1943 года учабтвовал в’ мас-
COBOM расстреле ни. в: чегьне повинных
советских” людей в -районо ‘Деревни Под-
ворки, близ Харькова: py

Участвовал в допросах ‘арёстованных
«зондеркомандой СД». ~

Лично избивал их шомполами и рези-
новыми палками, добиваясь получения от
них заведомо вымышленных показаний о
проводимой якобы ими антигерманской
деятельности.

ЛАНГХЕЛЬД Вильгельм, являясь офице-
ром военной контрразведки, принимал
непосредственное участие в расстрелах и
зверствах, чинимых над военнопленными
и мирным населением.

Допралнивал военнопленных, путем
истязаний и ‘провокаций ” добивался от
пих заведомо вымышленных показаний.

Сфальсифицировал ряд искусственных
дел против советских граждан, по кото-
рым было расстреляно до 100 человек.

+ *

` После оглашения на суде обвинитель-
ного заключения и перевода его на He-
мецкий язык все’ подсудимые, отвечая на

После того, как обвинительное захлю-

B 3TH]

дей посредством применения

БУЛАНОВ Михаил Петрович, изменив
Родине, перешел на сторону немцев и по-
ступил к ним Ha службу на должность
шофера Харьковского отделения гестапо.

Принимал участие в истреблении совет-
ских людей путем их удушения в «ду-
шегубке».

Вывозил на расстрел мирных советских
граждан. 3 }
}й Принимат личное участие в расстреле
труппы детей, в количестве 60 человек.

Bee обвиняемые, привлеченные по на-
стоящему делу, a
Риц Г., Лангхельд В. и Буланов М. П.,
признали себя виновными в пред’явленном
им обвинении и дали подробные показа-
ния о своей преступной деятельности.

Ha основании изложенного обвиняются:

Рецлав Рейнгард, 1907 г. рождения,
уроженец гор. ° Берлина, со средним
образованием, чиновник германской тай-
ной полевой полиции город: Харькова,

` старший: ефрейтор вспомотательной по-
ЛИЦИИ, a к

Риц Ганс; 1919 года рождения, уро-
женец гор. Мариеиверден ..` (Германия),
немец, < высшим образованием, член
национал-социалистской партии © 1937
г.. зам. командира роты ©0; - унтер-
штурмфюрер СС.

„. Лангхельд Вильгельм, 1891 г. рож-
дения, уроженец г. Франкфурт на Май-
не, немец, член  национал-социалист-
ской партии с 1933 года, офицер воен-

капитан, —
B+ TOM, 4TO: i

apmuu, B 1941—1943 r.r. принимали ие-
посредственное участие в массовом и звер-
ском истреблении мирных советских лю-

оборудованных
«душегуками», а также в том, что лич-
но участвовали в
повешении, сожжении, грабежах и изде-
ватёлБствах над

т: ев преступлениях, предуемотрен-
пых Указом Президиума Верховного: Сове-
ta COCP от 19 апреля 1943 года

Буланов Михаил Петрович, 1917 то-
ла’рождения, уроженец станции Джани-
бек, Казакевой ССР, русский, беспар-
тайный, 207

в TOM, что:

изменив Родине,
на сторону немцев иопоступил на службу
в терманские карательные органы.

Вместв  с немцами принимал. непосред-
ственное ‘Участие в масбовом уничтожении
советских людей путем Гудущения их в
«душеёгубках». e

Лично расстреливал “мирных советских
граждан, в Том числе стариков, женщин
п детей, — :

т. е. в преступлениях, предусмотренных
Указом Президиума Верховного Совета
Союза ССР от 19 апреля 1943 года:

-: Веледетвие изложенного, перечисленные
выше лица подлежат суду Военного Три-

бунала..

Обвинительное заключение составлено
11 декабря 1943 г.
*

вопрос председательствующего, заявили,
что полностью признают себя виновными
в пред’явленных им обвинениях.

Судебное заседание 15 декабря

вает еще об одном чудовищном преступ-

подбежала К  чение было переведено на немецкий язык,   лении. На этот раз. жертвой ФЛангхельда

кровати мужа — опа была пуста И  начался допросе обвиняемых. Bee подеу- етали шесть ни в чем не повинных укра-

залита кровью. При этом труп своего
мужа,  обезображенный и окровавлен-
ный, я увидела на полу валявшимся
между кроватями. Голова была пробита,
один глаз выколот, руки сломаны, из

зияющих ран ею сочилась кровь».
(т. Зл. д. 146—147.

Таким образом, материалами следствия
— показаниями обвиняемых, свидетелей,
а также актами  судебно-медицинской
экспертизы установлено, что  немецко-
фашистские захватчики з& период BDe-
менной оккупации Города Харькова и
Харьковской области умертвили в «газо-
вых автомобилях» — «душегубках» и
повесили, расстреляли и замучили в 34-
стенках тестапо свыше 30.000 советских

граждан.

IV.

женных выше, принимали непосредствен-

ное участие нижеследующие командиры

и начальники немецких воинских, sae:
их и карательных организаций:

о дивизии СС — «Адольф

Гитлер», обергруппенфюрер Дитрих;

2. Командир дивизии СС —— «Мертвая
голова», группенфюрер войск СС Симон;

з. Начальник Харьковской  «зондер-
команды СД», штурмбанифюрер — Хане-
биттер;

4. Начальник группы термалекой тай-
ной полевой полиции города Харькова —
комиссар ‘полиции Кархан;

5. Начальник 560 группы ТФИ при
птабе 6-й германской армии — комиссар
полипии Мериц;

6. Зам. начальника группы
ской тайной полевой полиции
Харькова — севретарь полиции Вульф. .

герман-

димые — Рецлав  Рейнгард, АЯ
Вильгельм, Риц Гане и Буланов полностью
признали себя виновными в пред’явлен-
ных им обвинениях.

Первых  допрашивается подсудимый
Лангхельд — капитан германской контр-,
разведки. Он признает, что пелосредствен-
но участвовал ‘в массовых расстрелах ©о-
ветских людей. Отвечая на вопросы про-
курора, Лангхельд рассказывает © том,
как в латерях для военнопленных гитде-
ровцы фабряковали ложные обвинения, на
основании которых ни в чем не повинные
советские люди подвергались расстрелу.
Лангхельд заявляет, что он составил под-
ложный протокол ©‘ том, что двадцать
военнопленных, якобы собираются совер-
шить побег. ^ Фаптистекий палач назвал
совершенно произвольно фамилии, просто
выбрав их из лагерного списка. Несмотря
на избиения и пытки, советские военно-
пленные отказались подписать ложный

протокол.
— Ито же все-таки подписал этот про-

токол? -—— спраншвает прокурор danr-

хельда. {

— Переводчик, — отвечает Лангхельд.

— Следовательно, этот протокол был
подложный? — спраптивает прокурор.
— Да, — отвечает Лангхельд.

Лантхельд тем не менее представил про-
токол своему начальнику майору Люляй, и
тот распорядился всех названных в про-
токоле военнопленных расстрелять. Таким
образом были расстреляны ни в чем не
повинные IO.

Подобная практика у ЧЛангхельда и

города  других немецких офицеров была системой.

Подсудимый бесстрастным томом ‘показы-

инских женщин. Dro были крестьянки,
пришедшие в лагерь искать своих родст-
венников. МЛантхельд арестовал несчаст-

ных женщин, среди которых одна была с

пятилетним ребенком. От них добивались
вымышленных показаний, что будто они
помогали установить связь между парти-
занами и находящимися в лагере военно-
пленными. Крестьянок  раздевали, били
палками и шомполами. Но никакие муче-
ния и пытки не могли вынудить у совет-
ских женщин ложных признаний.

Лангхельд сообщил затем местной
комендатуре, что якобы им установлено
пять случаев связи партизан с военно-
пленными. Пятерых женщим расстреляли.

Прокурор. — Но ведь женщин было
шесть. Что стало с шестой? .

Лантхельд заявляет, что шестая умерла
от побоев, и поэтому для него не было

смысла включать ее в намеченный список   яме образовался клубок
жертв. Этой шестой и была женщина с   Тел, — показывает Рип. — Среди них

пятилетним ребенком.

На вопрос прокурора, что же стало с
ребенком, Лантхельд отвечает:

‘—0н цеплялея за мертвую мать, гром-
ко кричал. Ефрейтору, Который пришел
вытащить труп женщины из помещения,
Это надоело и он застрелил ребенка,
°С волнением и негодованием были вы-
слушаны в зале показания подлого убий-
TILE. г

Лантхельд далее признает, что он не
только знал © существовании так пазыва-
емого «газового автомобиля» — специ-
ально оборудованной автомашины для уду-
шения советских людей окисью углерода,
но и наблюдал, как производится в нее
погрузка советских людей.  , _

км

именно: Рецлав Р.;

офицеры рассматривали, людей как дичь,
которую можно стрелять; раздевали

ной контрразведки ‘германской армии,   ХОРОШие вещи отоирали,

‚   судимый Риц, служивший в войсках СС
являясь военнослужащими  гермёнской в ЧИне унтерштурмбаннфюрера. Риц  по-
казывает, что
так же, как и обычные армейские ча-
ти, но эсэсовцам пред’являются 960бые
требования: арийское происхождение, оп-
специально ределенный рост, преданность национал-
автомашин, ° называемых социализму и т: п. Риц руководил ротой
СС, которая являлась карательным Opra-
HOM и была прикомандирована к’ «зондер-
массовых расстрелах, команде СД» в городе Таганроге, Она про-
изводила расстрелы, принудительную эва-
советскими людьми, — куацию населения из деревень,
ку и охрану арестованных,

“  няетея, Что деятельность роты СС заклю-
чалась, главным образом, в уничтожении
мирного населения путем фальсификации
разного рода обвинений. Эеэсовцы истреб-
ляли стариков, женщин
признает, что только в районе Таганро-

добровольно перешел  жено около 300 человек.

лось убийство советских людей в так на-
зываемом «газовом автомобиле».

страшная картина режима террора и про-
вокации в немецких лагерях военноплен-
мых, Лантхельд приводит такой факт. В
одном из лагерей пленные жили под от-
крытым небом. Чтобы согреться, они по
ночам зажигали костры. Лагерное на-
чальство давало на это разрешение, а за-
тем ‘соллаты открывали стрельбу по без-
защитным людям, собиравшимея у кост-
ров. Это была заранее обдуманная изувер-
ская провокация. ;

— Какое ориентировочно количество
военнопленных погибло в лагерях? —
спрашивает председатель у подсудимого.

— Наивысшая цифра, составляет ориен-
тировочно за сутки 60 мертвых пленных,
— отвечает Лангхельд.

— Скажите, Лангхельд, — спрашивает
прокурор, — сколько лично вы уничто-
жили советских граждан?

— Цифру назвать затрудняюсь; — от-

Ha утреннем заседании 16 декабря
продолжалея допрос  подсудимо  Ланг-
хельда. Он показывает, что «газовую ма-
шину» видел в мае 1942. г. в Харькове
во дворе штаба СД при погрузке в нее

людей. Это — автомобиль  темносеро-
го цвета, совершенно закрытый, имеющий
сзади герметически закрывающуюся

дверь. Подобный «газовый автомобиль»
применялся в большинстве городов окку-
пированной советской территории: Харь-
rose, Полтаве, Киеве, Смоленске. Ланг-
хельд говорит, чо «газовая машина»
применялась по прямому указанию гер-
манского правительства. Он называет фа-
милии ближайших своих помощников:

фельдфебель Рунге приводил в исполне-

ние приговоры о расстрелах, а перевод-
чик Шульц, старшие ефруейторы Этман и
Майна принимали участие “в. избиениях и
издевательствах на допросах. Он говорит,
что в лагерях военнопленных немецкие

ИХ,

Носле Лангхельда допрашиваетея под-

войска СО применяются

перевоз-

Дальше из ответов подсулимого выяс-

и детей. Риц

мобиля» держалозь в строгой тайне,
тем не менее некоторым, очевидно, было
известно © нем. Некоторые арестованные
сопротивлялись при посадке в
автомобиль». Их ударами дубинок, при-
кладов и рукоятками пистолетов загоняли
туда, — показывает Рецлав. — Среди
арестованных находились старики, женщи:
ны и даже дети... Припоминаю
когда у одной женщины был вырван
рук ребепок и она забилась в рыданиях,
бросилась
расцарапала ему лицо. Этот офицер не-#
медленно вынул
женщину,

судимый, — что в марте
уничтожено всем 5 тысяч, Если учесть,
что «газовый автомобиль» совершал еже-
дневно свои смертные рейсы... можно, счи-
тать, что общее количество умерщвленных
в городе Харькове, примерно, 30
человек.

Из показаний подсудимого выясняется! вечает палач, — но полагаю, что ме м6
нее ста. +

Прокурор. — А известно ли вам, сколь-
ко всего было уничтожено немцами совет-
ских людей за время оккупации Харькова
и Харьковской области? vie.

Лангхельд.—Я слышал, что было уни-
чтожено более тридцати тысяч человек.
Столько же, а то и больше уничтожено в
Киеве, около пятнадцати тысяч — в Пол-
таве.

Так Лантхельд и ему подобные прово-
дили на практике указание германского
правительства о массовом истреблении
советеких людей. :

Лангхельд, как выяснилось из дальней-
шего его допроса, до войны был чиновни-
ком в городском управлении города Франк-
фурта на Майне, в национал-социалист-
скую партию вступил в 1933 г,

‚ По окончании допроса Лангхельда бет
об’явлен перерыв до 10 часов 16 декай! it.

Утреннее заседание 16 декабря

жен. Вот как это выглядело на практике.
Все арестованные -—— ни в чем не повин-
ные советские граждане, — показывает
Рецлав, — прежде всего подвергались
зверским избиениям. Таким образом гитле-
ровцы хотели получить нужные им пока-
зания. Миогие арестовамные советские лю-

ди тут же умирали от нобоев, а чиновни-

ки тайной полиции составляли 3a
фальсифицированные показания.

них
Помимо

массовых расстрелов и виселиц, командо-

вание германской армии применяло для

уничтожения советских людей так назы-
ваемые «газовые иашины» — «душегуб-

ки». Рецлав принимал непосредственное

участие в этих страшных преступлениях,
a

— Правда, назначение «газового авто-

«газовый

случай,
из
на стоявшего офицера СД к
пистолет и пристрелил

— Сколько всего было упичтожено co-

ветских людей при помощи «газового ав-
томобиля»? — спрапгивает прокурор.

— ..Mme известно, — отвечает под-
месяце было

ТЫСЯЧ

‚ Призиавая, что ом лично дважды при-

нимал. участи» в погрузке людей в «газо-
вый автомобиль», Рецлав
гитлеровцы сжигали трупы

заявляет, ‘что
людей, уду-

га по его личному приказу было уничто-   шенных в «газовой машине», чтобы за-

Риц показывает суду, Kak производи-

— Мне приходилось сталкиваться в
Харькове < лейтенантом Якобе, — пока-
зывает подсудимый. — Якобе заявил
мне, что у них имеется специальный ме-
тод, который помогает им освобождать
тюрьмы ‹т арестованных. Этот метод —
удушение людей в «газовом автомобиле».
Вскоре © разрешения Якобе я осмотрел
эту машину во дворе тюрьмы. Показывая
ее, Якобе открыл дверцы машины. Внут-
ри она обита железными листами, в полу
ее имелись отверстия, через которые по-
ступали газы из мотора. При помощи
этих, газов и отравляли людей. После
осмотра машины, из тюрьмы начали вы-
водить арествванных. Среди них были
женщины различных возрастов и стари-
ки. Люди были исхудавшие, со’ следами
побоев на лице. Им было дано приказа-
ние направиться к машине. Когда нача-
лась ‘погрузка, часть арестованных отка-
залась войти в машину, но их насильно
вталкивали пинками и ударами прикла-
Дов.

Прокурор спрашивает» подсудимого,
сколько раз он присутствовал при мас-
совых расстрелах советских граждан. Под-
судимый отвечает, что 2 июня он при-
нимал участие в расстреле,   происходив-
шем в. одной из деревень недалеко oT
Харькова. Расстрелу подлежало до 300
человек. Арестованные были разбиты на
небольшие группы, которые поочередно
расстреливались эсэсовцами из автоматов.

— Я взял, — говорит Риц, — У 0д-
ного из эсэсовцев автомат и дал оче-
редь по арестованным. Я помню среди
расстреливаемых была женщина © ребен-
ком. Она, пытаясь спасти ребенка, при-
крыла его своим телом. Но это не по-
могло: пули пронизали ее и ребенка.

Далее подсудимый показал о расстре-
лах в Таганроге и его окрестностях. Здесь
было убито, примерно, 3000 человек. Он
говорит, что один раз в яме под Таганро-
гом было расстреляно 50 человек.

— Сразу же после открытия огня в
окровавленных

были еще недобитые люди. Тогда я пред-
ложил спуститься в яму’ двум рядовым и
прикончить тех, кто остался в живых.
Велед за двумя эсэсовцами сошел в яму
и я. Двух человек, которые были еще
живыми, я пристрелил из пистолета.
После вопросов защиты допрое подсу-
димого Рица заканчивается. *
Допралнивается подсудимый  Рецлав
Рейнгард — чиновник 560-й групны гер-
манской тайной полевой полиции. Он про-
шел специальную подготовку в батальоне
особого назначения «Альтенбург», являю-
щемся школой для чиновников германской
тайной полевой полиции. В этой школе
давалась исходившая от гермаиского пра-
вительства установка, что русский народ,
Как низшая раса, должен быть унйчто-

мести следы своих злодеяний.

rao Вогда привезенные нами трупы
умерщеленных людей были сложены в

коридоре барака, то солдаты СД вошли в

барак и облили бензином трупы, Так же
быти облиты бензином наружные стены
барака, затем солдаты СД бросили зажжен-

ный факел впутрь барачного помещения и

подожгли ем. Я видел еще 6 подобных
бараков, сожженных таким же способом.

Комиосар тайной полевой полиции Ме-
лисе требовал проявлять изобретательноеть
из допросах арестованных. Присутетвуя на
одном из допросов, он указал Рецлаву, как
надо производить пытки.

— Вот видите, — сказал Мелиее, ука-
зывая па арестованных, — у этого чу-
десная борода, выдерните из, нее волосы,
а другого поколите иголкой.

Рецлав в точности выполнил этот при-
каз. После Toro, Kak Bee эти пытки не
дали никаких результатов, так ‘как :совет-
ские люди отказывались удовлетворить
требования палачей, по приказу комисса-
ра тайной полевой полиции были расстре-
ляны 15 ни в чем не повииных рабочих
тракторного завода.

Утреннее заседание закончилось допро-
сом изменника Родины Буланова — 10-
фера харьковской «зондеркоманды: СД».

Буланов возил гитлеровцев арёстовые
вать и. расстреливать советских людей. В
декабре 1942 года, показывает он, немцы
расстреляли большую группу больных, ‘на-,
ходивигихся на излечении в Харьковской
тородской больнице. Булапов участвовал
в доставке их к месту расстрела. Он сде-
лал четыре рейса ‘на трехтонной машине
и доставил около 200 человек. Больных
грузили в одном белье. Столь же чуло-
вищный массовый раестрел был произве-
ден оккупантами в станице Нижне-Чир-
ской. В этом преступлении Буланов. так-
же участвовал. Из Нижне-Чирской боль-
ницы погрузили ‘детей в автомобиль. и
отвезли за 4 километра от станицы. Бу-
ланов вытаскивал детей из машины и
полводил их к яме. Здесь стоял немец-
кий офицер, который в упор расстреливал
детей. Дети вырывались, плакали, проси-
ли их отпустить, но немец был неумолих
и уничтожил всех до одного. Дети были
в возрасте от 6 до 12 лет. Буланов ре-
монтировал «газовую машину». Часто,
очищая ее, он находил внутри шапки,
детские. ботинки и другие вещи, которые
люди срывали с себя в предсмертной
агонии,

— Какое же вознаграждение от немцев
вы получили за свою предательскую  дея-
тельность? — спрашивает Буланова ‘про-
курор.® :

— Мне платили деньги, — отвечает
Буланов. — Я получал также паек. Ёро-
ме того, вещи от. расстрелянных совет-
ских граждан, которые ‚оставались, - когда
немцы отбирали себе лучиие.

На вечернем заседании 16 декабря за-
кончился допрос подсудимого Буланова,

Гор. ХАРЬКОВ,

(ТАСС).