22 денабря 1943 г.. № 64 (192).

т» стллинский сокол   $

СУДЕБНЫЙ

о зверствах немецко-фашистских захватчиков
на территории гор, Харькова и. Харьковской области
‘^^ в период их временной оккупации

ПОКАЗАНИЯ СВИДЕТЕЛЕЙ.

Вязьме осталось 10°тысяч заключенных.

На’ вечернем заседании 16 декабря на-
али давать показания свидетели.

Первым‘ допрашивается бывший окруж-
ной › комиссар Мелитополя — оберштурм-
баннфюрер Хейниш, который «руководил»
хозяйством оккупированной области; выхо-
лачивал от населения продукты для rep-
манской армии и тыла. Тех, кто ве вы-
полнял поставок, ‘арестовывали и, kak
выразилея Хейниш, «ликвидировали»; Та-
ким образом только в. течение тода в Ме-
литопольском округе было уничтожено 5=—
4 тысячи человек. Прокурор  приводиг
справку о том, что в Мелитополе и ето
окрестностях обнаружено 14 тысяч трупов
советских граждан, истребленлых немец-
кими оккупантами. Хейниш поясняет, что
в эту цифру входят тысячи трулов <овет-
ских людей, уничтоженных передовыми’
частями гермагекой армии в первые ме-
сяцы оккупации.

Массовое истребление советских людей
производилось как посредством  расетре-
лов, таки в «газовых автомобилях». Го-
веря о судьбе 1.200 мирпых советских
траждан, арестованных в Мелитополе толь-
ко в декабре 1942 года, Хейниш показы-
вает: а

— Они были направлены в симферо-
польский лагерь н там расстреляны HAH
уничтожены при помощи «газового авто-
мобиля». у

Хейниш показывает, что вопрое о мас-
совом применевии казни газом был решен
на совещании у Гитлера, в котором уча-
ствовал также Гиммлер. Приводились та-
кие соображения: русский народ трудно
держать в повиновении, поэтому нужно
применять беспошадные peupeccuu. Toab-
ко таким образом можно успешно про-
вести колонизацию Роеени и ослабить
русский народ, уменьшив народонаселение
страны. Хейниш заявил далее, что «газо-
BEN? машины» применяются также в Гер-
мании в концентрационных латерях.

Следующим допрашивается свидетель
Кош-—инженер роты 78-й германской пе-
XoTHOH дивизии. Он также подтверждает,
что немцы ширэко практиковааи: удуше-
ние советских людей в «лушегубках».

0 том, что творится в гитлеровских ла-
герях, рассказал суду свидетель Янчи —
фельдфебель германской армии. В лагере
231 в Вязьме вместе с военнопленными
содержалось гражданское население. Од-
нажды германское командование распоря-
дилось перевести по этапу из этого лаге-
ря в Смоленск 15 тысяч человек. Дошли
же до места только 2 тысячи. 13 тыкяч
погибло в пути —— умерли от голода, за-
мерзли, были расстреляны. Это было за-
ранее облуманное массовое убийство.

ПРОЦЕСС

i и Л
Их морили толодом, избивали, расстрели- и мелезнолорожную станцию РОСЛЯНИ

вали...

Носледним на вечернем заседании 16
цекабря допращивается свидетель Бойко
— шофер харьковекой  «зондеркоманды
СД». Он полностью подтвердил преступле-
ния немецких оккупантов.

Перед. Военным Трибуналюм проходит
труппа свидетелей — бывших работников
‘1-го армейского сортирорючного госпиталя
69-й армии. В первые дни после’ захвата
Харькова немцами в марте’ 1943 года’ в

и таннов противника.

Юго-восточнее КИРОВОГРАДА наши

противнина,

в живой силе и технике.

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРИБЮРО

ОПЕРАТИВНАЯ СВОДКА ЗА 21 ДЕКАБРЯ

В течение 91 декабря южнез НЕВЕЛЯ наши войска с боями продвигались
вперсл и заняли более 100 населенных пунктов, в том числе населенные пункты  шли в Наступление против немецко-фаши-
РОСЛЯКИ, ВАРХИ, БЕСКАТОВО, ХОМЕНКИ, СМОЛОВКА, ЧИСТОПОЛЬЕ, ЗАГУЗЬЕ,   стских войск, расположенных южнее
КОЗЛОВИЧИ, ШУТНИЦА, КОСОЛАПЫ, ЛУЖАНЫ, БУХАРЕВА, ВОНШЕВО, ГРИБАЛ

° В районе ХЕРСОНА наши войска полностью ликвидировали предмостное укреп-
‚ление немцев на левом берегу ДНЕПРА. Противник понзс при этом большие потери

В ‘медицинской экспертизы.

aTOM тоспитале разыгралась. страшная
трагедня. Вет что рассказал суду <виде-
тель хирург Джинчвилавзе:

— В восьмом. корпусе госпиталя были
собраны тяжело раненые, нуждавшиеся в
немедленной оперативной помощи и нахо-
дившиеся в операционной. Раздалея глу-
хой взрыв. Навстречу мне с криком бе-
жали санитарки. Оказывается, к госпита-
лю под’ехали эсэсовцы и, предварительно
заколотив вее входные двери, бросили В
помещение две зажигательные бомбы. Пер-
вый этаж охватило пламя. Огонь переки-
HYACH Ha кровати, где лежали раненые. С
загоревшейся одеждой они поползли к
окнам; Многие были ‘так слабы, что, не
успев проползти несколько шатов, падали
мертвыми. Тех же, кто успел добраться
до окон и вылезти на подоконники, при-
стреливали из автоматов эсэсовцы, оце-
пившие здание крутом. Такая же сцена
разыгралась на втором этаже. Раненых в
тругих кориусах госпиталя вскоре пости-
гла не менее ужасная участь. В госпиталь
вновь приехал отряд эсэсовцев, и начался
массовый расстрел. Эта кровавая ‘расправа
продолжалась 4 дня.

„Показания Джинчвиладзе дополняет сви-
детель профессор Натнев, пеполнявший
обязанности начальника. госпиталя. On
устанавливает, что чудовищное преетуп-
ление было заранее облумано,  подго-
товлено и оргапизовано витлеровцами.
Не  довольствуясь этими  зверствами,
немецкие извергй pac  одиото 03
тяжело больных,  прибивоего гвоздями в
стене во дворе госпиталя. Вокруг рас-
пятого собралась -кучка немцев. Они ве-
село хохотали, а многие фотографирова-
ли евою жертву. >.

Затем  лопрашизаются . свидетели Co-
нольсная, . Козлова, Беспалов, Сериков,
Поднопай, Гайдамак, Головко и Осмачко,
Bee они приводят новые факты изуверет-
Ba немецко-фапгистеких захвалчиков.

На этом заканчивается допрос свидете-
лей. ’

Сух заслушивает

заключение сулебно-

РЕЧЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБВИНИТЕЛЯ

ПОЛКОВНИКА. ЮСТИЦИИ Н. К. ДУНАЕВА

ства вины подсудимых — их собственные

На утреннем заседании 18 декабря
предсехательствующий предоставил слово
государственному обвинителю полковнику

юстиции тов. Н. №, Дунаеву. Военный про-

курор привел много фактических матери-
алов, неопровержимо устанавливающих
ответственнесть германского правительства
и командования германской армии за звер-
ское истребление десятков тысяч мирных
советских людей, за все преступления, со-
вершенные немецкими ‘солдатами и офи-
церами на советской земле.
Государственный обвинитель подчерки-
вает, что это не случайные преступления
отдельных немцев, & глубоко продуманная,
подробно разработанпая программа истреб-
ления русского, украинского, белорусско-
го и других наролов. Истребление народов
Советского Союза было провозглалнено Гит-
лером задолго до начала войны, навязан-
ной нам немецко-фашистскими захватчи-
ками. Гитлер, Геринг, Геббельс, Гиммлер н
иже с ними — вот кто являются глав-
ными вдохновителями и организаторами
массовых убийств и злодеяний, совершен-
ных немецкими оккупантами в Харькове,
Краснодаре и других советских городах. С
прелельной точностью доказано на предва-
рительном и судебном следствии, что Mac-
совые зверства и убийства мирных жите-
лей в Харькове и Харьковской областя
совершались офицерами и солдатами диви-
sun СС «Алольф Гитлер», которой коман-
довал обергруппенфюрер войск СС Дитрих,
дивизии СС «Мертвая голова», которой
командовал ’° группенфюрер войск CO
Симон, германской «зопдеркомандой СД»
в г. Харькове, возглавляемой  штурм-
баннфюрером Ханебиттером, группой. гер-
манской тайной полиции г. Харькова во
главе @ ее начальником — комиссаром
полиции Кархан и привлеченными в каче-
стве обвиняемых TO настоящему делу
Лангхельдом, Рицом, Рецлавом и их по-
собником, изменником Родины Булановым.
Прокурор подробно указывает злодеяния,
которые совершил каждый из них, пере-
числяет неоспоримые судебные доказатель-

ПРИГОВОР ВОЕННОГО ТРИБУНАЛА

В 23 часа 40 минут 18 лекабря предее-
дательствующий генерал-майор юстиции
тов. А. Н. Мясников оглашает приговор
Воениого Трибунала [У Украинского фрон-
„та по делу о зверствах немецко-фашистских
захватчиков в г. Харькове и Харьковской
области в перисл их временной оккупации.

Воэнный Трибунал признал полностью
доказанной виновность всех подсудимых в
преступлениях, предусмотренных частью
1-ой Указа Президиума Верховного Совета

стрелка. _ é
В течение 20 декабря наши войска

молетов противника,

xxx

Южнее Невеля наши войска продолжа-
ли наступление. Части Н-ского соедине-
ния, отбивая контратаки противника 4
преодолевая его инженерно-минные загра-
ждения, с боями заняли 60 населенных
пунктов. Захвачено много трофеев, в том
числе 27 орудий, 26 минометов, 70 пуле-
метов и несколько складов с боеприпа-
сами. На другом участке немцы оказывали
сильное опневое сопротивление наступаю-
щим советским частям. Наши артиллери-
CTH, действующие в боевых порядках пе-
NOTH, подавили огневые точки противня-
ка. Советские бойцы смелой атакой опро-
кинули немцев и, преследуя их, заняли
более 40. населенмых пунктов. Неодно-
кратные контратаки гитлеровнев, дейет-
воевавших нри поддержке- танков и ‹амо-
холдных орудий, успеха не имели. В боях
за день советские части истребили свыше
1.600 немецких солдат и офицеров, под-
били [4 танков и 10 самоходных” орудий.

жж
‚ Юго-западнее

ком. участке ‘крупные ‘силы пехоты и таж-
ков, вемпы  расечитывали одним ударом
протаранить советские. оборонительные ли-
нии. Наши войска вегретили гитлеровцев
артиллерийским и  минометпым отнем. В
течение вссго дня происходили упорные
бон, B ходе которых противник понес
большие потери. Советские артиллеристы
подбили и уничтожили 42 немецких тан-
ка. Немцы потеряли только убитыми 10
1.000 своих солдат и офицеров. Потери
ранеными в два-три раза превышают
число убитых гитлеровцев.

ж+ * <

В районе города Коростень наши-войска

112 немецких танков. В воздушных боях и огнем зенитной артиллерии сбито 19 ca-

‘наши ‘подразделених.

Жлобина противник ата-
Кова “мални позиции. Ввеля в бой на уз-

` борьбе против

успентню отбилн все атаки крупных ‘сил
пехоты: и танков противника, Немцы /679-
сили в бой часа Фех танковых и\трох
пехотных ‘ливизий, но ветреченные соере-
доточенным огвем изо всех вилов оружия
вынуждены были отойти. Векоре? против-
Ник повторил атаку, но и Ha spoT pas He
добился уфнеха. Ро второй половине лия

признания, показания свидетелей, заклю-
чение судебно-медицинской экспертизы.
Прокурор: далее останавливается на том
факте, что, несмотря на то, что Германия
присоединилась к [Гаагской конвенция
1907 года-и Женевской конвенции 1929

‚ровскую систему. Героическая Красная Ар-

года, устанавливающих правила ведения
войны, немецко-фашиетекие захватчики
ЦИНИЧНО И подло попирают все междуна-
родные законы и обычаи войны.

На этом процессе, говорит тов. Дунаев,
еще и еще раз было показано всему чело-
вечеству, какие страшные, чудовищные
плоды дала немецкая тупость, чванливая
самоуверенность и человеконенавиетниче-
ство, помноженные: на дьявольскую гитле-

мия, руководимая -великим Сталиным, на-
несла немецкой военной ‚машине ряд co-
крушительных ударов и гонит немецкие
банды с нашей советокой земли!

Заканчивая свою обвинительную речь,
прокурор. сказал:

— Я обвиняю  Рецлава, Рица; Ланг-
хельда и Буланова в преступлениях, пре-
дусмотренных частью 1-й Указа Президи-
ума Верховного Совета Союза Советских
Социалистических Республик от 19 апре-
ля 1943 тов.

Именем закона и справедливости,

Именем десятков тысяч замученных и
растерзанных людей, ‘

Именем всего нашего народа, —

я прошу Вас, граждане судьи, как го-
зударственный обвинитель, приговорить
всех четверых подлых преступников к
смертной казни через повешение.
= Mie

После перевода речи государственного
обвинителя на немецкий язык председа-
тельствующий предоставил слово’ залцит-
никам подсудимых — алвокатам пт. Н. В.
Коммодову, С. К. Казначееву и Н. П. Бе-
лову. Речь каждого из них также перево-
дится на немецкий язык. Затем последнее
слово было предоставлено подсудимым. .

гор. ХАРЬКОВ. (ТАСС).

СССР от 19 апреля 1943 года, и пригово-
рил: м

Подсудимых Лангхельд Вильгельма, Риц
Ганса, Рецлав Рейнгарда и Буланова Ми-
хаила Петровича —.к смертной казни че-
рез повешение.

Приговор был выслушан многочиелен-
ными трудящимися г. Харькова, собрав-
пгимися в зале суда, с напряженным вни-
манием и встречен единодушным одобре-
нием.

г. ХАРЬКОВ, 18 декабря. (ТАСС).

Приговор над осужденными к смертной казни через повешение

немецкс-фаш
Родине Булановым —

19 декабря с. г. в 11 часов в городе
Харькове на городской площади был при-
велен в исполление приговор Военного
Трибунала 4-го Украинского фронта вах
осужденными к смертной казни через по-
вешение немецко-фапистскими злодеями—
Лангхельд Вильтельмом, Риц Гансом, Рец-
лав Рейнгардом и их пособником — из-
менником Родине Булановым Мяхаллом
Петровичем, за зверское истребление мир-
вых советских граждан, в том числе жен
щин, детей и стариков, в городе Харькове
и Харьковской области.

На городской площади во время приве-

истскими злодеями Лангхельлд, Риц, Рецлав и изменником

приведен в исполнение

дения в исполнение приговора Военного
Трибунала присутствовало свыше 40.000
трудящихся города Харькова и колхозни-
ков близлежащих районов ` Харьковской
области, бойцы и офицеры Красной Ap-
мии, представители советской и иностраи-
ной прессы.

Оглашение и приведение в исполнение
приговора было встречено трудящимися
города Харькова и присутствовавшим
колхозниками райозов Харьковской обла-
сти © большим удовлетворением, бурными
и долго не смолкаюшщими аплодисментами,

ХАРЬКОВ, 19 декабря. (ТАСС).

немцы, усилив свои наступалоцейе“ части
танками типа «Тигр», прелириняти еще
одну попытку прорвать оборонительные ли-
нии советских войск. Завязалея ожесто-
ченный бой, в ходе которого отдельные
населенные пункты по нескольку раз пе-
реходили из рук в руки. К исходу дня
наши войска оттеспили врата и восетано-
вили положение. Только на подступах к
одному  населенному пункту подсчитано
свыше 600 трупов гитлеровцев. Огнем
нашей артиллерии и бронебойщиков под-
бито и сожжено 24 танка, 8 самоходных
орудий и свыше 50 автомашин противни-
Ka.

*

+ *

Юго-восточнее Кировограда немцы He-
сколько раз пытались овлалеть высотой,
кмеющей важное значение. Все атаки
противника отбиты. На подступах к этой
высоте уничтожено не менее батальона
немецкой пехоты,  полбито 7 танков, 3
бронематины и 3 самоходных орудия. В

ПУСТЬ ТРЕПЕЩУТ
ГИТЛЕРОВСКИЕ ИЗВЕРГИ

ХАРЬКОВ, 21 декабря. (ТАСС). С на-
пряженным вниманием следили рабочие,
колхозники и интеллигенция освобожден-
ных областей Украины з& судебным про-
TeccoM 0 зверствах немецко-фашистских
захватчиков на территории города Харь-

временной оккупации.

Единодутнымх одобрением встретили
приговор Военного Трибунала трудящиеся
Советской Украины. На предприятиях, в
колхозах и учреждениях состоялись мно-
голюдные митинги. На митинге железно-
дорожной станции и депо Основа при-
сутетвовало около 800 человек. Мастер
промывочного цеха паровозного депо тов,
Бушуев сказал:

— Злодвяния палачей - установлены.
Подсудимые и им подобные звери прово-
цили кровавую программу уничтожения
советских людей по прямому указанию
фаптистских главарей Гитлера, Гиммлера,
Геринга. Возмездие наступило. Приговор
справедливости вынесен и’ приведен в ис-
пелнение. Пусть же знают бандиты из
Берлина, что недалек день полной рас-
платы. Чтобы ускорить этот день, Мы,
транспортники передовой `южной дороги,
усилим помощь фронту бесперебойной до-
ставкой всего необходимого Красной Ар-
мии для полного разгрома врага.

Сотни люлей присутствовали на цехо-
вых митингах завода «Свет пахтера». В
принятых резолюциях рабочие одобряют
приговор Военного Трибунала.

Единодушное одобрение нашел’ приговор
в колхозах Волчанского Изюмского и
других районов Советской Украины.

кова и Харьковской области в период их

В районе юго-западнее ЖЛОБИНА наши войсна услешно отбивали атаки пехоты] личились
авиации Папивина,

В районе КОРОСТЕНЯ наши войска успешно отбили все атаки крупных сил боевые задачи в
пехоты и таннов противника и нанесли ему большие потери в живой силе и технике.

войска отбивали атаки танков и пехоты

На пругих участках фронта — ‘разведка и артиллерийско-минометная пере-  сти. смело вклинились в глубину обороны
i : противника, немцы

на всох фронтах подбили и уничтежили

другом районе бойцы Н-ской части реши-
тельной атакой овладели позициями про-
тивника. захвачено 2 исправных немецких
танка, артиллерийская батарея, 6 крупно-
калиберных минометов и склад  бсепри-
пасов. Взяты пленные,

+ жж

В районе Херсона наши войска полно-
стью ликвидировали плацдарм противника
на левом берегу Днепра. Советские’ части
стремительным ударом сломили сонротив-
ление. немцев и отбросили их в плавни за
реку Конка. Не давая врагу опомниться,
переправились через
эту реку.и прижали нехцев к Днепру. В
ожесточенных боях противник понес боль-
шие потери. Только бойцами Н-екой гвар-
дейской части за три дня боев уничтожено
до 2.000 немещких солдат и офяцеров. Под-
бит 21 танк, 30 полевых и 2. самоход-
ных орудия, захвачено 46. орудий разного
калибра. На других учёотках противник
понес еще более тяжельте ‘потери. Захва-
TOHBI большие трофеи и. много пленкых.

ke

„Несколько партизанских отрядов, дей-
ствующих в Белостокекой области, за по-
следнее время добились новых успехов в
немецко-фашистеких за-
уватчиков. Советские патриоты разруши-
ли 13 ‘километров железнодорожного по-
лотна иопустили под откое 10 немецких
воинеких эшелонов. В результате круше-
ний разбиты 9 паровозов, 108 вагонов и
15 платформ с военными грузами. Бело-

уничтожили свыше 400 гитлеровцев.
жж

Ниже публикуется акт о зверствах не-
менко-фаптистских мерзавцев в г. Кага-
НОБИЧ (Хабное); Киевской области: «Ha-
чиная © первых” дней оккупации. номпы
начали истреблять мивное ‘население  го-
Рода и района, Фашиетские изверги не
щадили ни етариков, ни женщин, ни де-
тей.` Гитлеровцы  , истребляди ° поголовно
нелые-сёмьи „АНа-. пЛазах Анны: Афанасьев-
nb! Петрениб`“ лехцы живьем закопали в
эл” х6 детей, — Ваферика — 4: лет п
‘Володю = 6 лет. Колхозника Никитенко
пз села: Млачевка гестаповцы забили на-
смерть резивовыми палками. Рабочий ти-
пографии М, ’ Сокол скончался от пыток,
эамученный  гестаповцами доктор Сирош
перед смертью крикнул палачам: «Наша
Родина отомстит вам, проклятым убий-
цам». Beero за время оккупации района
‘немцы расстреляли <выше тысячи мир-
ных жителей. По неполным данкым, гитле-
овцы угнали на каторгу в Германию бо-
лее 3 тысяч жителей города Каганович и
окрестных сел. Главными виновниками
этих чуловищных злодеяний мы считаем
гауляйтера Фенецигера, его
мидта, немецкого коменданта Якоба п
заместителя начальника окружного хо-
зяйства Дельпа».

Акт подписали жители города Кагано-
sau: A. Кралик, А. Петренко, Е.Позлоцан,
Г. Ищук, Н. Белько, Т. Замула, С. Бель-
ко, Н. Недошковский, Г. Латченко и иай-
ор Е. Востоков.

Приговор над немецкими душегубами привед

С неослабным вниманием следили за
харьковским процессом мы, летчики Ле-
нинградского фронта. Приговор вынесен.
Мы ждали имемно такого решения суда,

Человечество не знало преступлений,
подобных тем, которые совершают еже-
 дневно на пашей земле гитлеровцы. Вели-
кий гнев вызывают их черные дела.

Сейчас три фапгистских разбойника от-
ветили“ своей головой за злодеяния. Ви-
новники кошмарных преступлений отве-

Советский суд вынес свой неумолимый
приговор — повесить душегубов. Квали-
фицировамные мерзавцы, гитлеровекие Ma-
стерз кровавых дел Лангхельд, Рецлав,
Риц и изменник родины Буланов получи-
ли по заслугам. Это лить начало справе-
дливого возмездия 32 кровь, пролитую
гитлеровцами в Харькове, за страдания и
мучения советских людей, попавших под
ярмо фапгистских насильников. Харьков-
ский процесс — грозное предостережение
немецким убийцам. Советский народ будет

бюро принесла новую радостную
войска 1-го Прибалтийского фронта пере-

оборонительную полосу противника.

ских условиях.

ный вал», используя естественные пре-
пятствия в виде непроходимых болот, озер,

Невеля ._
капитанов Феофанова, Панова, гвардия
лейтенаятов Иносаридзе, Цяткина. Шо

строившиеь в .рравый пеленг, эшелониро-
ванно по времени, опи наносят сокруши-

‘Авиация южнее

На-днях оперативная сводка бовинформ-
весть:

He-  тельные удары’ по железно рожной ме
0! IM, артиллерии-
пленную   ции, скоплениям автома rt
о ок : kun батареям, бомбят и обстреливают

В числе других войск в этих боях от- гитлеровцев, которые засели В Зала,
итиср ^ летчики  генерал-лейтенанта   пунктах по пути продвижения на ‘Om
выполнявшие свои   ников \ танкистов. Но два-три вылета
сложных метворологиче-  производят шитурмовики-гварденцы в ко-
рогкий зимний день, нанося бфльшой урон

Следует отметйть, что немцы - продол-   немцам.

погода He благоприятетвовала

Когда

жительное время производили Ha этом a л
участке фронта большие оборонительные массированным действиям, штурмовики
работь, создавая так называемый «желез-  вылетали ‘парами «охотников» и развел-

обнаруженные
под

чиков, попутно штурмуя
цели. Летчики держали
коммуникации противпика.

коптролем
лесных завалов., Когда наши наземные ча-

вочной авиации. Контратаки врата отра-

ту в 80 километров. В пяти

стокские партизаны в боях с противником

начали подтягивать
свежие силы похоты, «Фердинанды», «Ти-

тры», повысили активность

жались © большими для него потерями,

14 декабря наши войска перешли в на-
ступление и прорвали сильно укреплен-
ную полосу обороны противника пю- фрон-
дневных 0же-
сточенных боях освобождено свыиие 50
населенных пунктов.

Наша авиация, действуя в интересах
паземных частей, содействовала их Ус-
пешному продвижению вперед. Несмотря
на неблагоприятные метеоусловия — ту-
маны и. снегочадье штурмовики, истреби-
тели и легкомоторные бомбардировщики
появлялиеь над полем боя в самые 0ст-

рые момепты. Одна группа штурмовиков-  с

твардейцев под командованием гвардии
подполковника Заклепа во взаимодействии
с истребителями подразделений Героя, Со-
ветского Союза майора Дранко и майора
Власова била по вражеским резервам,
упичтожая автомашины © боевой техни-
кой, босприпасами и живой силой. Вторая
группа” штурмовиков полковника Кучма
действовала в другом районе. Истребите-
ли подразделений тт. Ноги и Белецкого
прикрывали действия ‹ наших аземных
войек, сопровождали рейд конницы, очи-
щали воздух от немецких истребителей и
бомбардировщиков.

Как только выдалась блатоприятная по-
года, штурмовики нанесли несколько мас-

`сированных Ударов по узлам сопротивле-

ния и опорным пунктам немцев;

! Вог взлетает первая шестерка «Илью-
иных»
шего лейтенанта Павлова., За ним. следу-
ют группы под командованнем, твардии

группами «Ильющиных». Он видел как,

бомбардиро-  чтожив 16 пемецких самолетов.
ка «Яковлевых» под командованием гвар-
дии капитана Бочарова „вылетела на

под командованием гвардии стар-

В небе часто загорались воздушные бои.

Только гвардейцы подразделений’ мара

Кайнова провели 11 воздушных боев, уни-
Шестер-

60-
провожление штурмовиков: pu подходе к
пели на них сверху навалилиеь’ несть
«ФВ-+90». Четыре из них атаковали  па-
ру Перминов—Силин, а два осталиеь вы-

0   ше. Нара Лопатии-—Нятахин  пезаметно за-

шла в XBOCT атакующим немцам и дала
несколько очередей по самолету ведущего.
Тот  загорелея и рухнул ‚раземь. B are
время самолет Лопатина был атакоран
верхней парой немцев. Ловким маневром
выйдя из-под обстрела, Перминов пришел
на помощь товарищу. OH стремительно
атаковал «Фокке-Вульф» сверху. сзади м
бил его. Видя печальную участь своих
товарищей, пемцы выишли из боя. Все эт
время пара Бочаров-Малахов продолжала
‚прикрывать группу «Ильюшин-2», ‘кото-

‘рые штурмовали артиллерийскую батарею

и блипдажи гитлеровцев,
Работа летчиков  генерал-лейтенанта
Папивина встречает высокую оценку на-
земных войск. В присланной ими теле-
грамме говорится: «Пехотиицы отбивали
контратаки противника, поддержанные
«Тиграми» и «Фердипаплами». Группы
штурмовиков полковника Кучма помогали
боевым действиям артиллерии. Летчики ра-
ботали отлично, одна из трупп уничтожи-
ла три танка и евьнне 150 гитлеровцев.
«Ильющины» ‘действовали непосредственно
У переднего края namux войск. Команло-
вание армии выносит благодарность лет-
чикам, участвовавитим в этих боях»,

Капитан Г. АРИСТОВ.
Южнее Невеля.
(От наш, спец. корр.),

Рядовой Кузнецов спас жизнь летчику

Красноармеец минометной части Федор Вузнецов неотрывно следил за двумя

достигнув линии фронта, самолеты пере-

ходили в пикирование. С радостью’ наблюдали Кузнецов и`его товарищи, как в рас-
положении вражеской обороны взметьвались столбы дыма и земли.

Но вот один из «Ильюшиных» свалился на крыло; затем выровнялся и неуве-
ренно потянулея от фронта к. морю. У Кузнецова сжалось сердце. Он попял, что
«Ильюшин» подбит. Шюшло несколько минут, и мапьта нырнула в BoTy.

Затем на поверхности. показалея экипаж. у

«Во что бы то ни стало спасти лет чиков!» — решил красноармеец и -оемот-
релся вокруг. Но поблизости не было ни лодки, ни катера. Кузнецов вдруг залержал
свой взгляд на бревнах. Мгновенно сообразил, что несколько бревен, сцепленные
вместе, могут послужить надежным плотом, и принялся осуществлять свое решение,
Время от времени он прерывал работу и втлядывалея в море. Там боролись со

замеетителя

стихией летчики. Кузнецов торопился,

доски, направился в открытое море.
ботал доской.

упрямо пробивалея вперед.

было тяжелое рэнение головы. Бе
поплыл к берегу.

Полгор
своем плоту.
Благородный поступок Федора
великой дружбы советских воинов.

Керченский полуостров,

Близится день нашей полной победы, день суда и сурового приговора вс
  СПРАВЕДЛИВЫЙ ПРИГОВОР НАРОДА te

TAT за «душегубки», за массовые yOulicr-
Ba стариков, женщии и детей, за пытки

‚ советских людей.

Мы собрались сюда с разных концов
советской земли, но всех нас об’единяе
одно великое чувство, одна благородная
пель — отомстить фашистским извергам.
Мы будем беспошадны!

х ерой rep at Союза М. ЕВТЕЕВ.

етчики-орденоносцы HOTEHK -

ГАЛЬ, МОРОЗОВ, БОЛДЫРЕВ. и

СМЕРТЬ ГИТЛЕРОВСКИМ. ДУШЕГУБАМ

судить их жестоко и беспощадно, без тени
сожаления. Этим  двуногим тварям нет
места на земле.

Мы, летчики, ответим на приговор суда
новыми‘ сокрушительными ударами по вра-
гу. Каждый наш полет будет и впредь
нести смерть фалтиетам.

Гвардии лейтенант В. ЦЫМБАЛ.
вардии младшие лей
И. КУЗНЕЦОВ, А. ПОМОЩНИКОВ,

Действующая армия,

`^ НЕМЕЦКИМ ПАЛАЧАМ НЕ БУДЕТ ПОЩАДЫ

Первые три немецко-фашистских раз-
бойника предстали перед советским право-
судием. Свершилея справедливый суд!
Этот первый приговор — тольхо Начало
суда пад всей фаптистекой бандой. Таким,
как бездушные немецкие палачи — лант-
хельдь, реплавы и PHIL, — нет и не
может быть пощады! Вот почему
истреблять фалтистеких пиратов для нас,
летчиков, стало насущной потребностью,

Я сбил 8 вражееких самолетов, выпол:
HAA волю народа о священной мести. 8

немцев получили справедливую кару. Но

это еще ме достаточно. Я обещаю увели-
чить всенародный счет мести. Вровь за
кровь, смерть за смерть! Е немецким раз-
бойникам ме может быть ни капли ©0-
жаления. Петлю на шею фашистских лю-

поедов!—таков может быть единственный

ответ советского народа тгитлеровекьм зло-
деям и их прихвостням — изменниках п
предателям родины — за все их кровавые
дела!

Гвардии старший лейтенант

В. К
Действующая армия, т ВОВ,

«Еще немного продержитесь, братцы!» — мысленно обращался
ним. А когда плот был готов, он столкнул его © берега и, отгребая воду обломком

— Держитесь, братцы, держитесь! — кричал Кузнецов и что есть силы

Расстояние, отделявшее летчиков от берега

званная товарищами Кузнецова. Слелав в

Т паучных институтах,

Кузнецов к

Da-

‚ было около 500 метров, но on

Когда до цели остались уже считанные десятки метров, Кузнецов вдруг 3aMe-
тил нал головой пару «Мессертжиттов». Немцы, видимо, разгадав намерения Кузие-
пова, пытались его утопить. Снаряды вепенивали воду вокруг плота. Но Кузненов
не обращал на пих впимания. Слелав еще несколько. усилий, он протянул дрожа-
щие от усталости руки хетчику Назарову и вытащил его на плот. Второй пловец
уже был без сознания. Кузнецов‘ поймал и его, но жизнь покидала стрелка, у него

HO уложив умирающего на бревна, Кузнецов

Вскоре над плотом появился санитарный самолет. Это. пришла помошь, вы-

f ираж, летчик сбросил спасательные круги,
& часа боролся рядовой Кузнецов с водной стихией,

продвигаясь Ha

Кузнецова является замечательным примером

Гвардии капитан С. КУЗЬМЕНКО,

ен в исполнение
eM немецким палачам

КРОВБ ЗАМУЧЕННЫХ _
ВЗЫВАЕТ К МЩЕНИЮ

ЛЕНИНГРАД, 21 декабря. (ТАСС)

предприятиях и’ в учреждениях
вузах состоялись
митинги, посвященные приговору Военно-
го Трибунала по делу о зверствах немец
ко-фашистских захватчиков в г. Харькове
и Харьковской области.

На

— На суде полностью установлены по-
дхробности невероятных злодеяний немец:
ких ^ извергов, — сказал  машиниет-ин-
структор Слабких на митинге паровозных
бригад в мастерских, где секретарем парт-
бюро тов. Терешенок. — Вровь замучен-
ных в «душегубхах» советских людей
взывает к мщению. Мы приветствуем при:
говор и обещаем еще быстрее продвигать
на фронт эшелоны с военными грузами,
чтобы приблизить час расплаты.

Горячо привететвует приговор ленин-
градская интеллигенция. На митинге 8B
Электротехническом институте выступил

заслуженный двятель’ науки профессор
Ринкевич.

— Следы кошмарных преступлений г@-
стаповцев, бесчинствовавших в Харьков»
я в Харьковской области, — сказал он,
ведут в Берлин. Там вдохновляли эти
подлые убийства, там выращивали 01°
лых убийц, подобных Лангхельду, Рицу и.
Рецлаву. Харьковский пронессе — пачало

нашего возмездия. Оно будет грозным, это
возмездие; :