<
у

3 ноября 1945 г. № 88 (385). СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ

$ Be

BOUL

ОГОНЬ БЕРЛИНСКОГО:
СРАЖЕНИЯ

Из выступления командира эскадрильи
майора И. БИКЕТОВА

На фронт я прибыл © Дальнего Востока через два гола пос-

ие начала войны. Тревожно было У нас на востоке в перио
наступления немцев, особенно когда они подошли к Gratin
‚аду. Японская военщина обнаглела. Казалось, вот-вот ‘paa-
разится война на наших дальневосточных рубежах. Мы ни на
Час не отходили от самолетов, готовые в любую минуту вы-
уететь в бой. Исход сталинградекого сражения умерил воинет-
венный пыл японцев: они вынуждены были отвести свои вой-
вка от наших границ.
Много накипело на душе у  дальневосточников. Хотелось
еще раз и по-настоящему проучить японских камураев, уже
испытавших на себе силу наших ударов в боях у озера Хасан
и на Халхин-Голе. Япония получила по заслугам: она капитули-
фовала, ее территория оккупирована войсками наших союзни-
ков. Восторжествовала историческая справедливость. Русские
земли, позорно юданные японцам правительством царской Рос-
сии, снова стали нашими.

Эта победа подготовлена блистательными успехами советеко-
го оружия на западе. Ham победный путь на восток лежал
через Берлин.

Большинство присутствующих на нашем собрании — yaacr-
ники берлинского сражения. В нашей памяти еще свежи
знаменательные события мая этого года. -

Враг сконцентрировал под Берлином крупные силы. Доста-
точно сказать, что на аэродромах берлинского аэроузла бази-
ровалось свыше 1.500 фашистских самолетов. Большое коли-
чество зенитных орудий отневым кольцом опоясывало столицу,
делая ее неприступной с воздуха. Гитлер собрал сюда все, что
только мог. Геббельс истеричееки вопил перед микрофоном:
«Дух Фридриха Великого, воплощенный в Гитлере, спасет
Германию. Вот-вот должно случиться чудо!»

Но чуда не произошло. На рассвете 16 апреля в 4 часа

_ утра Берлин содротнулея: 22 тысячи орудий били с кюстрин-
у ского плацдарма по немецким позициям. Чуть позже немецкий
край обороны стал обрабатываться нашей авиацией. Гром ору-
дий слился © грохотом авиационной бомбежки. В наступле-
нии на Берлин участвовал в тот день и Ham полк. В районе

«Ту-2» в полете.

х

ЕГОДНЯ

боевой
учебы день. На спортивной площад-

свободный от рые совершили свой первый боевой вы“

лет на Дальнем Востоке, над мрачными

C

крупного опорного пункта Зеелов мы GoM ки e т - i
Ниже и. р a омбили немецкие ук ed собрались летчики, штурманы, стрел”   хребтами Большого Хингана. Внимательно   ...Кавказ, Подмосковье, Тихвин, Орлов-
a +2 ] редать под’ем, который царил в пол-  ки`радисты. ‚   слушают стариков. В их рассказах вос- ско-Курская дуга, брянские леса, Ленин-
ку. Па бортах самолетов появились короткие надписи: «Ha Ярко светит осеннее, все еще зной-  кресают славная история полка, его пре- град, линия Маннергейма на Карельском
Берлин!» Оружейники, подвешивая бомбы, писали на них: «В ное солнце. Вдали ослепительно сине?   красные традиции, образы героев, отстояв-  перешейке, неприступные нарвские укреп-
подарок Гитлеру», «Специально для Геббельса». южное море. Отсюда можно берегом ших завоевания Октября. Молодежь вос-  ления, суровое Заполярье, берега Ледови-
Когда я вел первую группу наших самолетов к Ве рлину, я Здесь, близ горо- питывается на этих традициях, на подвигах  того океана и, наконец, долгожданный
необычайное волнение охватило меня. Штурман майор Сахаров о русбких воинов, тдо каждые гороеь “Na дела окр золотыми   радостный день, когда корабли взяли
глядел на меня и, не понимая, по б 3 утес — история, где каждая пядь земли буквами записано в истории части. курс на Берлин — центр фашистского
с Я , 5 чему я улыбаюсь, тоже стал  обильно полита кровью русских солдат и Говорит командир полка подполковник   логова...
Улы Вы 3 и. Ha соседние самолеты. Оправа от ме-   матросов, расположился на  базирова-  Семенов, заслуженный воин, защищавший! История наших авиачастей не знает HO-
ня вел свои «!у-о» младитии леитенант Трачев. Крепкий, ние полк бомбардировщиков, со славой   Ролину еще от белофиннов, человек, умуд- добного перелета целого. соединения тя“

прошедший сквозь грозы Великой Отече-
ственной войны.

На Тихом океане закончили они свой
поход — летчики, нпурманы, стрелки,
техники Нарвского ордена Суворова бом-
бардировочного авиационного полка. Для
этих мастеров бомбовых ударов наступи“
ли дни мирной бозвой учебы. Но никогда
не изгладятся в памяти фронтовые дни и
ночи, никогда не будут забыты друзья,
товарищи, участники победного пути полка.

Не все начинавшие войну однополчане“
сидят. сейчас на лужайке, окаймляющей
споркивную площадку. Иные закончили
войну на западе, другие стали. большими
военачальниками, а есть и такие — па-
мять о них жива в сердцах боевых дру-
зей.  O тех, ‘KTO He дожил до светлых
дней победы, о тех, кто прославил отчиз-
ну на поле брани, идет сегодня речь на.
полковом собрании.

Бойцы вспоминают минувшие дни...

Приятно и радостно в канун Октября
окинуть взором пройденный путь, взгля-
нуть на карту боевых походов, на трассы
победных полетов. :

Летчикам полка есть о чем. вспомнить.
Вот рядом сидят воины-ветераны, кава-
леры четырех-пяти орденов, начавшие
воевать 22 июня 1941 года, и молодежь,
получившая первое боевое крещение
лишь под Берлином. Есть и такие, ‘кото-

птирокоплечий паренек получал первое боевое крещение в бою
за Берлин. Слева — лейтенант Сергей Скобин — хоронгий лет-
чик, всегда отлично умеющий держать строй; он летает днем
и ночью, в пургу и в облаках. Вот слева, во главе своего зве-
на, старший лейтенант Афанасий Новиков. Я летал вместе с
ним, когда он был еще сержантом. На войне Новиков вырос,
стал старшим лейтенантом. А‘как далеко он шатнул в 60е-
BOM мастерстве!

Под нами Зеелов. Мы точно вышми к цели. Неподалеку
бъют немецкие зенитки, но огонь их Уже не тот: чувствуется,
что поработали наи артиллеристы. Мы  отбомбились прямо
по пели. Над немецкими позициями заклубилея дым.

А через несколько дней, 21 апреля, пришел приказ выле-
тать на Берлин, бить по аэропорту Темпельгоф.

Мне вопомнилея в эту минуту рассказ о полете балтий-
ских летчиков к Берлину. В июле 1941 года, когда враг яро-
стно рвался к Москве и Ленинграду, несколько балтийюких
экипажей во главе © полковником Преображенеким пробитось
за тысячи километров-—к Берлину. Это были первые крылатые
мстители, посланцы нашего великого народа. Уже тогда они
зозвестили, что настанет день, когда небо Берлина потемнеет
от краснозвездных самолетов. Этот день поишел — в первые
же сутки наступления на Берлин нала авиация соверптила
свыше 17.500 самолето-вылетов.

Погода не баловала нас в тот лень. Низкая облачность, ред-
кие разрывы, временами накрапывал дождь. Мы взлетели. Под
плоскостями ‹амолетов замелькали немецкие города и поселки.
Наконеп, под нами Тиргартен. Я узнаю Бранденбургские воро-
та. Впереди виднеется министерство авиации. Дальше —
Темпельгоф. С него по самолетам бьют немецкие зенитки.
Но мы видим цель. Теперь уже ничто нас не остановит, даже
смерть. Фугаски наши летят на стоянки, на городские зда-
ния. Олин за другим возникают на земле пожары.

Утром следующего дня я вновь веду свою девятку на Бер-
лин. На этот раз цель — рейхстаг. Где-то здесь близко наши
войска. Погода плохая. Мы бомбим е высоты 1.300 метров.
Бомбы накрывают цель. Это был последний боевой вылет. Ра-
JOCTHO было сознавать, что заключить боевой счет полка. вы-
пало на мою долю.

Й вот сегодня здесь, у Порт-Артура; мы вспоминаем ми-
вувиие дни. Сколько песен сочинят поэты, сколько книг бу-
дет написано о нашем поколении — поколении людей эпохи
Ленина—Сталина, людей 40-х годов двадцатого века, ценой
иногих-многих жертв отетоявших свою Родину от грозного
нашествия жестокого врага.

О ДРУЗЬЯХ-ТОВАРИЩАХ

Из выступления стрелка-радиста старшины
А. БОБРОВСКОГО

Я хочу рассказать о боевых делах наших стрелков-радистов.
В истории нашего полка было немало случаев, когда своим
тероизмом стрелки-радисты спасали весь экипаж. Во время’
орловско-курской операции при уходе от цели экипажи Ско-
бинова и Бойко отстали от других. На них набросились «Мес-
сершуитты». Стрелки 10б и Врайнов заставили немцев уйти
не солоно хлебавши.

Когда в Заполярье на старитего лейтенанта Летуна однажды
напали истребители, его стрелок Домрачев не только отбил
атаки немцев. нои сбил одного истребителя.

Ham приходилось отбивать атаки «Мессеримиттов» и днеми
ночью. Крепко замомнилаюь одна ночь. 970 был наш первый
ночной вылет под Брянском. Корабль, где стрелком-радистом
был Глушков, подвергся нападению вражеских самолетов. Долго
отбивалиеь етрелок Ганин и стрелок-радист Глушков от нем-
6B, но все же фипистеким гадам удалось поджечь самолет.
Машина загорелась. g

Еомандар эвипажа подал команду прыгать. В самолете на-
ходился тяжело раненый стрелок Ганин. Летчики не могли 0C-
тавить товарища в беде. Они подтащили Ганина к люку. Машина.
в то время уже вся была охвачена пламенем. Люк закрыло
огнем. Отонь жег руки, ливо. В такой обстановке Глушков,
рискуя своей жизнью, сбросил Танина в лов, отдернув при этом
вытяжиное кольцо ето парапнота. Машина перевернулась вверх
колесами. Глушкова прижало к люку. Руки и лицо обгорели,
10 ему все же удалось оторваться от самолета. Во время прыж-
ка штурман сломал себе ногу. Глушков, отстреливаяеь от нем-
цев, прикрывал отход штурмана, & потом перетащил стрелка
на нашу территорию. )

В эту же ночь и на наш самолет налетели вражеские ист-
рейители. Но это нападение им обошлось дорото: я <бил одного

«Мессершмитта». Это за Глушкова и ето товарищей!

ренный большим опытом.

Держит речь ‘майор Бикетов. Старый
дальневосточник, ° он уже налетал  пол-
миллиона километров, покрыв расстояние,
равное нескольким ‘кругосветным путеше-
cTBHAM.

Рассказ ведет майор Турчин, прошед-
лний школу Хасана и финской войны. Он
помнит дни, когда и бомбардировщики и
истребители взлетали со столичных аэро-
дромов, а немцы хозяйничали в под-
московных дачах. С нежностью  вспоми-
нает он тогдашнего своего командира ка“
питана Кабанова — ныне генерал-лей*е-
нанта авиации. aS

О том, как  летчики-бомбардировщики
участвовали в’ прорыве’ блокады Ленин-
града, вспоминает капитан Киреев, с
одинаково высоким мастерством бомбив-
ший врага и днем и ночью. Недавно он
подсчитал, что за. всю войну его экипаж
сбросил на врага 400 тонн бомб.

Есть что вспомнить и флагманскому
стрелку-радисту старшине Бобревскому.
117 раз ходил он на боевое задание. Де-
сятки раз надежным огневым щитом при-
крывал он свой корабль от атак враже-
ских истребителей. 3
_Ораторы. называют города и села, мос-
ты и железнодорожные станции, аэродро-
мы, укрепления врага, надо которыми по-
являлись их тяжелые боевые самолеты. В

— Товарищи!
Мы собрались сегодня здесь,

близ исто-
рического Порт-Артура, чтобы вспомнить
путь, пройденный в боях против вратов
нашей Родины, вепомнить о наших боевых
друзьях. отдавших жизнь за победу...

Из речи командира полка
полполковника В. СЕМЕНОВА

*

eae тотовились для групповых Macco-
вых действий днем. В ходе Отечествен-
ной войны тогда уже произошел перелом;
после Сталинграда господство в воздухе
перецлю. к COBeTCKOM авиации. Hate)
командование предвидело этот перелом. По
указанию Главного. маршала авиации
^. А. Новикова полк овладевал новой TaK-
тикой массированных  бомбардировочных
ударов. Впоследетвии эта тактика стала
доминирующей на полях сражений.

В начале июля 1943 года полк принял
участие в крупнейшей битве на Орловеско-
Курской дуге. К этому времени мы лполно-
стью овладели тактикой дневных масси-
рованиых ударов. 12 июля днем летчики
вылетели в бой. В трудных условиях при-
лось действовать экипажам.

Ни разу за всею войну немцы не ви-
дели, чтобы в дождь на небольшой вы-
core Hal UX позициями появлялась TA-
кая большая масса самолетов.

0сень 1943 тода застает нас под Смо-
ленском, а к началу нового года полк. пе-.
релетает под Ленинград, чтобы участво-
вать в освобождении нашей северной сто-
липы от угрозы фапистского нашествия.

Июнь 1944 тода. Красная Армия про-
рывает железобетонные укрепления фин-
нов на Карельском перешейке. «ИЛ-4»
сопровождают пехоту в  десятидневном
стремительном наступлении на Выборг.
Месяц спустя полк дерется на эстонской
земле, под Нарвой. Трижды товарищ
(Сталин блатодарил летчиков полка за от-
личные боевые действия на Ленинградском
фронте. Приказом Верховного Главно-
командующего полку присвоено наименова-
ние. «Нарвский».

После Нарвы боевой маршрут полка про-
ходит через Петсамо, над горными ‚круча-
ми Северной Карелии.

8 марта этого года самолеты - полка
приземлились на одном из аэродромов Бер-

Близится праздник советского народа
—<ХХ\И годовщина Великой Октябрьской
социалистической революции. Сегодня.
каждый гражданин страны Советов зада-
er себе вопрос: «Что я сделал, чтобы от-
стоять завоевания Октября, чем я помог
Родине в годы тяжелых испытаний? »

У каждого из нас есть о чем вспомнить.

Трудно было нам воевать в первые ме-
сяцы войны. Мы ве имели опыта, в то
время как за плечами у немцев было
уже два года войны в Западной Еврочте.

Утром 3 июля за несколько минут до
боевого вылета мы услышали голое
товарина Сталина: г.

— К вам обращаюсь я, друзья мои!

Сталин говорил © народом. Баждое его
слово глубоко западало в душу. Хотелось
крикнуть в репродуктор: «Мы, товарищ
Сталин, ‹ честью выполним свой долг.
Умрем, но отстоим Родину!»

Боевой путь нашего Нарвского ордена
Суворова 3-й степени  бомбардировочного
полка — яркая страница в истории Ве-
ликой Отечественной войны.

Первый удар по врагу полк нанес в
марте 1942 года на Волховском фронте.
Летный состав полка был укомплектован
преимущественно молодежью, еще не бы-
‘вавтей в бою. Под Чудовом и Мгой, на
берегах <едого Волхова, тде мекотда во-
дил свои прославленные дружины Алек-
‹андр Невский, началась боевая страда
молодых воинов. Они © честью сражались
над местами, политыми кровью их пред-

ков.

В апреле 1943 тода, ровно через год
после тяжелых боев по прорыву ленин-
градской блокады, полк пололнилея дву-
мя эскадрильями с Дальнего Востока —
капитанез Егина и Бикетова (06а ныне
майоры).

Охновременно © напряженной боевой
работой в полку шла учеба. Летчики,
  штурманы, стрелки-радисты, воздушные

От Ледовитого до Тихого океана

речах воинов обрисовывается «география»
их боевых полетов. :

душных Сил говорят бойцы, вспоминая

ссам великих битв

Ы ВСПОМИНАЮТ МИНУВШИЕД

На собрании Нарвского ордена Суворова. 60мб ардировочного авиационного полка

*

желых боевых кораблей по столь длин-
ному маршруту — 10 тысяч километров:
Берлин-—советско-маньчжурская граница!
Восемь благодарностей товарища
Сталина заслужил этот полк, чьи кораб-
ли бороздили небо на юге, севере, западе
и востоке нашей страны. Восьмая благо-
дарность Верховного Главнокомандующе-
го получена здесь, на берегу Тихого океа-
на, за разгром японских империалистов.
Бойцы вспоминают минувшие битвы...
Отмеченные благодарностью великого
вождя, они не кичатся победами. Авиато-
ры верны прекрасной традиции советских
людей — встречать праздник новыми ус-
пехами в работе. И 0б этом идет сегодня
речь. О задачах, возникших в дни мира,
об учебе, о дисциплине, о грядущем мо-
гуществе Родины, о мощи ее Военно-Воз-

былые битвы. _

Успехов и побед на фронте мирной
учебы желает вам Родина, дорогие това-
рищи! С думами о вас, ее надежных за-
шитниках, встречает страна свой светлый
празлник, с думами о чех, кто в жестоких
боях сражался за завоевания Октября.

Старший лейтенант Л. ЛЕРОВ.
Старший лейтенант В, СМОЛИН.
Ляодлунский полуостров.
(Or Hal. cme. Kopp. по телеграфу).

инекого направления, чтобы принять уча-
стие в заключительном сражении Великой
Отечественной войны. :

Четыре раза мы бомбили Берлин и ero
подступы.

Отгремели раскаты орудий над Берли-
ном. Полк получил приказ — вылететь
на один из аэродромов Дальнего Востока.

Летчики горели желанием поскорее раз-
делаться © агрессором на востоке. С утра
9 августа тяжелые корабли основа старту-
ют в небо с полной бомбовой нагрузкой.
Курс на японский аэродром Хайлар. Ни-
котда еще летчикам нашего полка не при-
ходилось летать на полный радиус дейст-

вия. Принято было считать, что Ha
«Ту-2» большими группами нельзя вы-
полиять боевых заданий на предельный

радиус. И вот здесь, над сопками Мань-
чжурии, при перелетах через Большой
Хинган, наши летчики развеяли эту леген-
ду. Несколько раз воздузные корабли
полка летали далеко в тыл к японцам и
наносили точные бомбовые удары. Й ©но-
ва дважды благодарил нас товарищ
Сталин за отличные боевые действия.

От Ледовитого до Тихого океана, от
Берлина до Порт-Артура — таков боевой
путь нашего полка.

2.163 боевых вылета, во время которых
было сброшено на голову врага 2.350.000
килограммов бомб; девять сбитых в в03-
душных боях фашистских истребителей,
десятки уничтоженных неприятельских
танков, сотни сожженНых вражеских эше-
лонов, автомашин, тысячи истребленных
титлеровнев — таков боевой счет полка.
323 его воинов натраждены орденами и
медалями Советского Союза. 3& отличные
боевые действия на Ленинградеком фронте
полк удостоен наименования «Нарвского» и
награжден орденом Суворова 3-Й степени.

Сегодня, накануне 28-й годовщины Ве-
ликой Октябрьской социалистической ре-
волюции, здесь, у порода Порт-Артура, мы
заверяем нашу партию, любимом вождя
товарища Сталина, что и впредь будем
работать так, чтобы изо дня в день совер-
шеиствовать свою боевую выучку, крепить
мощь нашей славной сталинской  авиа-

‹ Через несколько минут я

И.

КАК МЫ ДРАЛИСЬ
НАЛ НАРВОЙ

Из выступления штурмана полка
майора П. САХАРОВА

Котда я смотрю на старые военные карты, мне вопоминает“
ся боевая жизнь: на эти карты нанесены маршруты войны.

..Нарва. На моей карте она обозначена темным синим круж-
ком, к которому веером идут красные линии © пометками нуж=
ных ‘угловых курсов в градусах. Я вспоминаю Иван-город, habe
рику сукна, известную на весь мир «Еремгольмокую мануфак=
туру», старую крепость. :

Летом 1944 года нас интересовали не достопримечательно“ -

сти города. На Нарву в те дни мы смотрели глазами профеоси-
оналов, оценивающих все достоинства и недостатки тородь &
чисто авиационной точки зрения. Уж очень мното здесь етояла
немецких зенитных батарей. В воздухе появлялось  ©д=
новременно до полусотни зенитных фазрывов. Нарву охраняла
знаменитая 33-я истребительная немецкая эскадра, которая
перекочевала сюда сразу же после боев на Карельском пере-
шейке.

95 июля 1944 г. начался штурм Нарвы. Все наше соеди
нение тяжелых бомбардировщиков поднялось в воздух. Набрав
высоту, наша группа в 23 «Ильющин-4» во главе © тоднол=
ковником Шапоровым и штурманом майором Шалюриным лег-
ла на боевой куро. Вторую группу бомбардировщиков вел майя
ор Шантурин, & штурманом был я.

На цель мы заходили © Финского залива, ©о стороны города
ка Усть-Нарва. Трудность налета ‹остояла в том, что нам
преястояло сбросить бомбы на вражеский берег, который нахо-
дился в 200—300 метрах от нашей пехоты. План OTT Tae
ков: как только мы начнем бомбить, пехотинцы должны
сесть в лодки и стремительно форсировать реку.

— Боже упаси, — товорил нам генерал перед вылетом —=
если хоть одна ваша бомба попадет в воду. Представляете, ва=
кое настроение будет у пехотинцев.

Б заливу мы подошли на высоте 3.200 метров. Самолеты
легли на боевой курс, придерживаясь западного берега реки.
Из Нарвы ударили немецкие зенитки. Снаряды стали рваться
в строю передовой группы. Крепко помогли нам тотда Hal
артиллеристы. Заметив немецкие зенитные- батареи, они немед=
ленно направляли туда огонь, и вражеские пушки «тасли».

С высоты 2.500 метров я сбросил бомбы. Моему примеру
последовала вся группа. Западный берег реки окутало дымом.
услышал в наушниках телефона го-
лос нашего стрелка-радиста. Он товорил:.

— Наземные войска благодарят нас за отличную бомбеж-
ку. Велед за пехотой Нарву форсируют танки.

В этот день наши войска ворвались в Нарву и полностью
овладели старой русской крепостью. 3

Вечером мы сидели на аэродроме у радиостанции, установ=
ленной на автомашине. Слышалиеь знакомые перезвоны м0с-
ковских позывных. 1

— Приказ Верховного Главнокомандуютщего...

Мы узнали Знакомый толос диктора Левитана, читающего
приказ товарища Сталина. В этом приказе товарищ Сталин бла-
тодарил нас за отличные боевые действия.

Однако на этом не закончились бои. Немцы сумели заце-
питься километрах в 30 от Нарвы, на высотах, которые они
называли «треналерекими». Мне особенно запомнился налет на
деревню Тинги.

18 «ИЛ-4» повели летчик майор Упатов и штурман капи-
тан Киреев. Прямым попаданием подбило ведущего. Тяжелый
зенитный снаряд разорвалея в кабине. Bee окутало дымом.
Электросистема сбрасывания бомб He хействовала. Но самолет
не вышел ‘из строя. Штурман Киреев исправил автоматический
сбтасыватель, и на головы немцев посыпались фугаски. Велед
за этим стала бомбить вся эскадрилья. Суенив ее, на цель за-
ходили новые эскадрильи скоростных и тяжелых бомбардиров-
шиков. Вражеская артиллерийско-минометная труппировка бы-
ла тазгромлена.

Наши наземные
Дорогу в Эстонию им открыжи нап бомбарлировщиеи. Через ве-
сколько дней мы узнали, что нашему полку приказом товарища
Сталина присвоено наименование Нарвского.

ДНЕМ НА «ИЛ-4

Из выступления майора К. ТУРЧИНА

Мне вспоминаются  октябрьские дни 1941 года, когда
фашистские  мотомеханизированные колонны  двигалиеь &
Москве. 12 октября мы получили приказ, буквально ошело-
„мивиий нас: вылететь днем на «ИЛ-4» без прикрытия и
нанести бомбовый удар по  мотоколонне немцев в районе
Калинина. Дневной полет Ha «ЙЛ-4» без прикрытия нам
казался невозможным. Ho этого требовала сложившаяся
обстановка. За нами была Москва, и речь шла © ее судьбе.

Сейчас, накануне ХХУШ тодовшины Октябрьской Социали-
стической революции, © особым волнением я вспоминаю гроз-
ные дни октября 1941 года. Z -

Мы много раз вылетали днем без прикрытия истребителей,
бомбили < высоты 1.100—2.000 метров. Некоторым из
нас — мне, Вричкову, Хорькову — приходилось бомбить в
одиночку и © высоты  — 300 метров. В один из таких
полетов был сбит самолет Кричкова. Тяжело раненый Врич-
ков все же посадил в лесу свой горящий самолет. Штурман
Мельниченко — многие помнят ето — взвалил раненого
командира в себе на плечи и пять километров тащил №
ближайшего медпункта!

то из нас не помниг такого орла, как капитан Хорьков?
Однажды мы получили приказ — днем одиночными экина-
жами бомбить скопление войск у Тихвина. Й вот туда, где
буквально бушевал отонь зениток, полетел Хорьков. Вюотда он
в первый раз вернулся © задания,
шим из мертвых.

Vis штаба командования
удары. Хорьков сам из’явил желание вновь
район Тихвина. Он вылетел во второй раз, затем в третий, &
после четвертого раза не вернулся.

В начале 1942 года на «ИЛ-4» стали летать только ночью.
Появилась даже такая тебрия, что днем «ИЙЛ-4» не дает
эффекта. Нам пришлось разбить эту теорию.

В разгар битвы на Орловеко-Курской дуге мы в030бно-
вили дневные налеты Ha «ИЛ-4» на вражеские войска.
Теперь мы были более подготовленными, располагали достаточны
уя возможностями для истребительного прикрытия. Большими
трупнами самолетов мы наносили бомбовые удары 10 переднему
краю противника. Это было первое серьезное испытание
«ИЛ-4» как дневного бомбардировщика при массированных
ударах. Это испытание мы отлично выдержали.

Наша часть представляла собой <воеобразную  экспери-
монтальную лабораторию, в которой проверялись тактические
приемы дневных массированных бомбовых ударов на «ИЛ-4».
Эти приемы блестяще себя оправдали в дни прорыва блокады
Ленинграла, когда мы должны были днем бомбить укрепления
знаменитой линии Маннергейма на Варельском перешейке.

Перед началом этой операции к нам приехал Тлавный мар-
ал авиации тов. Новиков, пристально следивший за работой
Haute части. Он лично поставил новую задачу, указав на все
трудности точного бомбометания по переднему краю. .

требовали продолжать

маршала авиации были награждены орденами и медалями
76 человек из соетава ‘налиего полка. В эти же дни полк
получил первую блатодарноеть товарища Сталина.

войска стремительно продвигались вперед. .

мы считали его воскрес- /

tem

бомбовые
направиться в _

Задание тов. Новикова мы выполнили. Приказом Главного