i

За нашу Советскую Родину!

„Да здравствует 2 8 - я годовщина Великой Октябрьской

pene ал истической. ‘революции!

ГАЗЕТА ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ КРАСНОЙ АРМИИ Да здравствует вождь PRCT eROTO народа — великий

(ОРГАН НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ОБОРОНЫ СССР)
Сталин!

eis ДВА РАЗА
Cpena, 7 melee It . Petite”

№ 89 (387)

и М. МОЛОТОВА.

тоном заседании Московского

Совета 6-го ноября 1945 г.

Товарищи, после нескольких лет тяжелой войны
мы празднуем. сегодня 28-ю годовщину Великой Ок-
тябрьской, социалистической революции в условиях
мира и славной победы над ‘фашизмом. (Аплодисменты).

Позади остались четыре года войны с гитлеров-

ской Германией, терзавшей нашу страну и всю Евро-

пу, а также война на востоке — с агрессивной Япо-
нией, в которую мы должны были вступить осенью
этого года. В героической борьбе, где советскому на-
роду принадлежит решающее место, завоеван мир
для народов всего мира, ликвидированы главные

очаги мирового фашизма и мировой агрессии — на`

.
ая война и Советский Союз

Вторая миро!

Немцы вторглись в нашу страну, рассчитывая, что
неожиданность их разбойничьего нападения обеспе-
чит им успех. Не только в Германии, но и в других
странах многие считали, что Советский Союз долго
не продержится, что уже через несколько недель —
и уж, во всяком случае, через несколько, месяцев —
Германия разгромит СССР и Гитлер будет торжество-
вать победу. После сравнительно легких успехов гит-
леровцев в Западной Европе, многим это казалось
неизбежным. К таким выводам приходили, прежде
всего, те, кто вообще не признавал «законности»
Октябрьской революции в России, а также те, кто
оказался неспособным понять подлинно народный
характер созданного нашей революцией советского
государства. Германское нашествие на Советский
Союз было великим испытанием и для наших зару-
бежных друзей, с замиранием сердца следивших за
теми исключительными трудностями, которые  пере-
живала наша страна в первый период войны.

Советский Союз устоял на ногах, несмотря на
внезапность нападения. Материальный урон и глубо-
кие раны, нанесенные ему в первые годы войны, не
подорвали его физической и духовной моши. Крас-
ная Армия сумела перестроиться и оправиться от.
первых ударов. Советский народ напряг свои силы и
обеспечил сокрушительный отпор врагу. Все помнят
то время, когда наша армия перешла от обороны в
наступление сперва на отдельных участках фронта, а
затем — по всему. фронту.

Интересы самозащиты продиктовали необходи-
мость образования единого антигитлеровского фрон-
та больших и малых демократических государств.
Всем известно, что англо-советско-американская коа-
лиция успешно выполнила свою историческую зада-
чу в организации общей борьбы демократических
стран против гитлеризма. Известно также, что от-
крытие второго фронта в Западной Европе, когда
Германия оказалась в тисках между двумя фронта-
ми, сделало положение германского фашизма безна-
дежным. Вместе с тем, нельзя забывать, что корен-
ной перелом в положении на советско-германском
фронте. наступил еше за год до открытия второго
фронта, когла гитлеровские войска с позором пока-
тились назад под могучим и все нараставшим напо-

ром Красной Армии. (Продолжительные аплодисменты),

Так, государство, созданное Октябрьской револю-
цией, сумело не только зашитить себя от фашистско-
го нападения, но и перейти в наступление, чтобы по-

кончить с главным очагом фашизма и агрессии. Тог-
да всем стало видно, что советская власть не похо-

жа на одряхлевшую власть царизма времен прошлой
мировой войны.

Итак, стало очевидным, что советское государство
может с честью постоять за себя и способно выдер-
жать самые трудные испытания, какие только были
в истории страны. (Аплодисменты).

Гитлеровская Германия угрожала не только совет:
скому государству. Еше до нападения на СССР rep:
манские фашисты завладели Норвегией, Бельгией,
Голландией, Францией, Грецией, Югославией. Немцы
имели в числе своих союзников не только фашист-
скую Италию, но и ряд других европейских стран,
заключивших военный союз с Германией. Испания и
некоторые другие страны оказывали Гитлеру полуот-
крытую поддержку. Угроза гитлеровского нападения
нависла над Англией. Если бы поход в Советский
Союз окончился успехом, вся Европа могла бы ока-
заться пол сапогом Гитлера.

Гитлеровцы уже на разные лады расписывали «но-
вый порядок», который они установят в Европе. Фа-
шистские подголоски, вроде всяких квислингов и лава-
лей, уже впряглись в работу на своего германского
хозяина. Всюду господство гитлеризма устанавлива-
лось путем уничтожения всяких демократических уч-
реждений и ликвидации всяких политических прав
труляшихся классов, и, вместе с тем, гитлеровцы
ташили и высасывали из порабошенных стран все
материальные ‚ресурсы, чтобы снабжать и всё боль:
ше вооружать свои разбойничьи фашистские орды.
Первые успехи нашествия на Советский Союз еше
больше вскружили гитлеровцам голову. Они еше от-
кровеннее стали говорить не только о своем господ-
стве над Европой, но и о своих претензиях на миро-
вое госполетво. Для всего мира раскрылись их опас-
ные планы — авантюристические планы господства
германской расы над другими народами Европы, и
не только Европы Германско-фашистская теория гос-
подства «высшей расы» нал другими народами, от-
несенными к разряду «низшей расы», стала прямой
угрозой сушествованию цивилизации Европы.

В тех странах, в которые вторглись гитлеровские
банды. народ оказался плохо полготовленным для
отпора фашистским захватчикам. Лишь постепенно.
благодаря усильям лучших патриотов — демократов.
стали ‘залываться и расти демократические силы
сопро, чения захватчикам Но даже в тех странах.
как в Югославии, где весь народ оказал поддержку

ских захватчиков имеют громадное положительное

западе и на востоке. Теперь мы получили возмож-
ность вернуться к мирному труду, чтобы закрепить
нашу победу.

`Как сказал товариш Сталин:

«Наш советский. народ не жалел сил и труда во
имя победы. Мы пережили тяжелые годы. Но теперь
каждый из нас может сказать: мы победили. Отныне
мы можем считать нашу отчизну избавленной от
угрозы немецкого нашествия на западе и японского
нашествия на востоке. Наступил долгожданный мир!
для народов всего мира».

восстанию против захватчиков, нехватало сил, чтобы
сломить военную мошь гитлеризма. Только тогда,
когда наша армия перешла в наступление и начала
громить германские войска, сорвав с них ореол не:
победимости, открылись широкие возможности для
освобождения народов, порабошенных германским
империализмом. Двигаясь на запад, Красная Армия
принесла освобождение соседним странам и другим
народам Европы. Советские армии вместе с армиями
союзников выступили теперь в роли освободителей
стран Европы, включая и те страны, которые разо-
рвали союз с Германией и встали в ряды народов,
борющихся за ликвидацию гитлеризма.

Итак, дело освобождения стран Европы от гнета
гитлеризма войдет славной страницей в историю на-
шей победоносной Красной Армии. (Бурные аплодис-
менты).

Фашистская Италия ‚первая выступила на стороне
Германии, развязавшей войну в Европе. К моменту
нападения на СССР правительства Румынии, Венгрии,
Финляндии, заключив военный союз с гитлеровской!
Германией, ввергли свои страны в войну против. Со-
ветского Союза. В союзе с Германией оказалась н
Болгария с ее тогдашним правительством из гитле-
ровских агентов. Таким образом, если не говорить
об исключениях, европейские страны с фашистским
режимом связали свою судьбу с сульбами гитлеров-
ской Германии во второй мировой войне. Поражение
Германии означало поэтому не только поражение гер-
манского фашизма. Оно привело к поражению фа-
шизма и в других европейских странах.

Следовательно, значение нашей победы следует
рассматривать не только в свете разгрома герман-
ского фашизма, но и в свете военного и морально-
политического разгрома фашизма во всей Европе.
(Аплодисменты).

После окончания войны в. Европе перед союзными
державами встала задача ликвидации японской аг-
рессии на востоке, чтобы ускорить восстановление
мира во всем мире. Советский Союз не мог остаться
в стороне от решения этой задачи как в силу взаим-
ных обязательств, существовавших между СССР и
его союзниками, так и потому, что этого настойчиво
требовали интересы нашей безопасности на востоке.
Мы все помним, что Япония в прошлом не раз напа-
дала на нашу страну, и на востоке для нашего госу-
дарства существовала постоянная угроза японского
нашествия. Всё это сделало неизбежным вступление
Советского. Союза в войну против Японии. Не труд-
но убедиться, что с тех пор, как германский фашизм
стал терпеть поражение за поражением на советско-
германском фронте, — с этих пор был предрешен и
исход японской агрессии на востоке. Выступив, на:
конец, против Японии, Советский Союз ускорил ее
поражение и ускорил, тем самым, окончание войны
на востоке.. :

Япония капитулировала. перед союзниками, после-
довав по пути гитлеровской Германии. Рухнули не
только планы германского империализма на господ-
ство в Европе, но и претензии японского империализ-
ма на господство в Азии. Между тем, еще недавно
как западные, так и восточные фашисты рассматри-
вали эти планы всего лишь как этап к захвату миро-
вого господства, показав на своем примере, насколь-
ко близоруки и авантюристичны такого рода агрес-
сивные намерения в наше время. Поражение япоз-
ского империализма, как главного очага фашизма и
агрессии на востоке, и освобождение Китая от япон-

дил свою
восстановление мира и свободы во всей Европе.
Год тому назад товариш Сталин говорил:

Установление мира во
‘значение для демократического развития стран Азии,
и не только Азии. Закрепить эту победу — в интере-
сах всех демократических стран. Понятно поэтому.
что Советский Союз придает такое большое значе-  Вторая мировая война отличалась от первой мировой
ние переговорам между союзниками об установлении войны во многих отношениях и, прежде всего, по мас-
должного’ контроля основных союзных держав Над! птабам участия народов в этой войне, а также по ко-
условиями капитуляции Японии. В этом вопросе еще личеству людских жертв и материального ущерба,
не устранены возникшие затрулнения. Но Советский причиненных войной. Четыре пятых населения земно-
Союз выражает уверенность, что все миролюбивые го шара в той или иной мере участвовало в последней
державы проникнуты сознанием необходимости за- мировой войне. Количество мобилизованных в обоих

‚ крепить победу над агрессивной Японией и создать воюющих лагерях достигло свыше 110 миллионов че-

для этого соответствующие условия сотрудничества! ловек. Почти невозможно назвать страну, которая дей:
между союзными державами. ствительно была бы нейтральной в эти годы. Допу-
Как Германия, так и Япония должны были безого- стив вторую мировую войну, то-есть не приняв во-вре-
ворочно. капитулировать перед союзниками. Таким мя мер против агрессивных сил фашизма, развязавших
образом, англо-советско-американская коалиция До- эту невиданную по своим масштабам войну, человече:-
билась поставленной ею цели. Люди нашей страны! ство’ заплатило несметную цену человеческими жизня-
теперь с удовлетворением сознают, что в побелонос- ми и разорением многих государств.
HOM завершении второй мировой войны в интересах  Война была навязана’ нашему народу, который об’я-
демократических стран, и особенно, в ликвидации! вил Великую Отечественную войну в ответ на нападе-
наиболее опасного очага фашизма и агрессии — гит- ние. Гитлеровская Германия ‘напала на Советский Союз
леровской
„Советскому Союзу. Советский
войну против гитлеровской Германии Великой Отече

нарол назвал своК   жения ‘советского госуларства. Гитлеризм провозгла-
сил своей целью истребление русских людей и вообще
ственной войной На примере советского народа па  славян. Впредь до того момента, когда русский народ,
гриоты других стран учились, как надо бороться зз как и другие народы Советского Союза, полностью
свое отечество, за его своболу и независимость. Из.   перестроились по Сталинскому призыву «всё для вой-
вестно также, что советский народ не только освобо- ны», и когда они, наконец, сломали хребет германской

страну, но и вел героическую борьбу за

Германии решающее место принадлежит не только в целях захвата нашей территории и уничто-

Председатель Совета Народных Комиссаров. СССР Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин.
Фото М. Калашниковой.

самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы
от фашистских погромщиков. В этом великая заслу“
га советского народа перед историей человечества».

«Ныне все признают, что советский народ. своей (Иродолжительные аплодисменты). 4

всем мире и интересы

миролюбивых неродов

армии, озверевшие гитлеровцы не останавливались ни
перед чем в проведении своих человеконенавистниче-
ских целей на захваченных ими территориях. Забыть`об
этом — было бы преступлением перед памятью мил-
лионов ни в чем неповинных погибших людей, перед,
их осиротевшими семьями, перед всем народом. Нельзя
забыть и о том, какой огромный материальный ущерб
причинили нам немецкие захватчики и их союзники,
разбойничавшие на советской территории в течение
многих месяцев. За всё. это должны ответить, прежде
всего, главные преступники войны.
Немецко-фашистские оккупанты полностью или ча-
стично разрушили и сожгли 1710 городов и более 70
тысяч сёл и деревень, сожгли и разрушили свыше 6
миллионов зданий и лишили крова ‘около 25 миллио-
нов человек. Среди разрушенных и наиболее постра-
давших городов имеются крупнейшие промышленные
и культурные центры страны: Сталинград, Севастополь,
Ленинград, Киев, Минск, Одесса; Смоленск, Харьков,
Воронеж, Ростов на Дону и многие другие. Гитлеров-
цы разрушили и . повредили 31.850 промышленных
предприятий, на которых. было занято около’ 4 миллио-
нов рабочих и: служащих. Гитлеровцы разорили и раз-
грабили 98 тысяч колхозов, в том числе большинство
Продолжение — на 2 стр,