7 ноября 1945 г» № 89 (387).
pa. 1965 fo

2 СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ

Продолжение доклада В. М. М

Продолжение. Начало — на 1 стр.

колхозов Украины и Белоруссии. Они зарезали, ото-
брали и угнали в Германию 7 миллионов лошадей, 17
миллионов голов крупного рогатого скота, десятки
миллионов свиней и овец. Только прямой ущерб, при-
чиненный народному хозяйству и нашим гражданам,
Чрезвычайная Государственная Комиссия определила
в сумме 679 миллиардов рублей (в государственных
ценах).

Мы не можем забыть обо всем этом и должны тре-
бовать от стран, развязавших войну, хотя бы частич-.

ного“ возмещения” причиненного. ушерба. Нельзя оспо-
рить справедливость этого желания советского народа.
Не следует и проходить мимо того, что решения Бер-
линской конференции трех держав о репарациях с
Германии еще не получили удовлетворительного дви-
жения вперед. -

Однако, среди нас нет сторонников политики мести.

в отношении побежденных народов. Товарищ Сталин
не раз указывал на то, что чувство мести, как и чув-
ство возмездия за обиды, — плохие советники в поли-
тике и в отношениях между народами. Мы должны
руководствоваться в отношении побежденных народов
не чувствами мести, а тем, чтобы затруднить возник-
новение новой агрессии и чтобы возможный новый
агрессор оказался в положении наиболыней изоляции
среди народов. Не обиды за прошлое должны руково-
дить нами, а интересы охраны мира и безопасности на-
родов в послевоенный период.

Бесспорно, что интересы обеспечения прочного ми-
ра требуют, чтобы миролюбивые народы обладали не-
обходимой вооруженной силой. Это, во всяком случае,
относится к тем странам, которые несут главную от-
ветственность за обеспечение мира. Но интерееы охра-
ны ‘мира не имеют ничего общего с политикой гонки
в вооружениях великих держав, что проповедуют за
рубежом некоторые особенно ретивые сторонники по-
литики империализма. В этой связи надо сказать об
открытии атомной энергии и об атомной бомбе, при-
менение которой в войне с Японией показало ее громад-
ную разрушительную силу. Атомная энергия еще не
испытана, однако, на предмет предупреждения агрес-
сии или на предмет охраны мира. С другой стороны,
в настоящее время не может быть таких технических
секретов болышого масштаба, которые могли бы
остаться достоянием какой-либо олной страны или
какой-либо одной узкой группы стран. Поэтому откры-
тие атомной энергии не должно бы поощрять ни увле-
чений насчет использования этого открытия во внеш-
не-политической игре сил, ни беспечности насчет бу-
дущего миролюбивых народов.

Не мало шума идет и вокруг создания блоков и
групвировок государств, как средства охраны опреде-
ленных внешних интересов. Советский Союз никогда
не участвовал в группировках держав, направленных
против других миролюбивых государств. На западе же
попытки такого рода делались, как известно, не раз.
Антисоветский. характер ряда таких. группировок в
прошлом также хорошо известен. Во всяком случае,
история блоков ‘и группировок’ запалных держав”сви-.
детельствует о том, что они служили не столько делу
обуздания агрессоров, сколько, наоборот, подогрева-
нию агрессии и, прежде всего, со стороны Германии.
Вот почему бдительность в этом отношении со сторо:
ны Советского Союза и других миролюбивых госу-
дарств не должна ослабевать.

Восстановление мира во всем мире отнюдь не при-
вело и не могло привести к восстановлению довоенного
положения в отношениях между странами. На какой-
то срок Германия, Италия и Япония вышли из состава
великих держав, дающих тон международной жизни в
целом. Следовательно, это правильно на тот период,
пока в отношении них действует со стороны союзни-
ков. об’единенный контроль, направленный против воз-
рождения агрессивности этих стран, но не мешающий,
вместе с тем, развитию и под’ему ‘этих стран в каче:
стве демократических миролюбивых государств. Нема-
лое значение для будущего Европы имеет и тот факт,
что ряд фашистских и полуфашистских государств
повернули на демократический путь и стремятся те-
перь установить дружественные отношения с союзны-
ми государствами. Кажется ясно, что не только не
следует мешать, а необходимо содействовать укрепле-
нию демократических начал в этих государствах.

Нельзя не заметить, что и в лагере союзных стран
война привела к немалым переменам. Как правило,
реакционные силы здесь в значительной мере оттесне:
ны с прежних позиций, очистив дорогу для старых и
новых демократических партий. В ряде европейских
стран проведены такие коренные социальные реформы,
как ликвидация отжившего свой век помещичьего зе:
млевладения с передачей земли малоимущим крестья-

тельность подобных аргументов очевидна, поскольку.

‚предостережением на этот счет.

‚нам, что. подрывает былую опору реакционно-фашист-
ских сил и стимулирует под’ем демократического и
социалистического движения в этих странах. В неко-
торых государствах теперь поставлены в порядок дня
такие важные экономические реформы, как национали-
зация крупной промышленности, 8-часовой рабочий

‚день и др., что вносит новый ‘дух и уверенность в

растущие ряды демократического движения в Европе
и за пределами Европы. Некоторые органы реакцион-

„ной печати делают попытки приписать проведение этих

смелых демократических реформ, главным образом,
возросшему влиянию Советского Союза. Несостоя-

всем известно, что проблемы такого рода в. передовых
странах Европы решались с успехом ‘уже и раньше.

_Это не значит, что силы фашизма окончательно лик-
видированы и с ними можно больше не считаться. Вы
все читали Крымскую’ Декларацию трех держав об

‘освобожденной Европе, где говорится: «Установление.
‘порядка в Европе и переустройство национально-эко-

номической жизни должно быть достигнуто таким пу:
тем, который позволит освобожденным народам унич-
тожить последние следы нацизма и фашизма и создать
демократические учреждения по’их собственному вы-
бору». Надо еще не мало сделать, чтобы обеспечить
правильное выполнение Крымской Декларации. Однако

нет сомнения, что’ при. всех отрицательных послед-
‘ствиях, война с фашизмом, закончившись победой, во

многих отношениях способствовала тому, чтобы очи-
стить политический воздух в Европе и открыть новые
пути для возрождения и развития антифашистских
сил, как никогда в прошлом. Такое положение, несом-
ненно, соответствует интересам миролюбивых госу-
дарств, и следует пожелать, чтобы в народах Европы
еще больше укрепилось сознание необходимости
«уничтожить последние следы нацизма и фашизма».

Советский Союз всегда был верен политике укреп-
ления нормальных отношений между всеми миролю-
бивыми государствами. За годы войны Советский
Союз установил дружественные отношения с Велико-
британией и Соединенными Штатами, с Францией и
Китаем, с Польшей, Чехословакией и Югославией —
и почти. со всеми этими странами имеет теперь долго-
летние договоры о союзе и взаимопомощи против
возможной новой агрессии со стороны тех госу-
дарств, которые были главными агрессорами в по-
следней мировой войне, С нашей стороны делается
всё для того, чтобы нормализовать и установить хо-
рошие отношения также с другими странами, которые
порвали с политикой вражды и недоверия к Совет-
скому Союзу. Этому служит и развитие торгово-эко-
номических отношений нашей страны со всё большим
кругом иностранных государств. Усиливается и куль-
турная связь с ними.

Теперь происходит испытание прочности англо-со-

ветско-американской антигитлеровской коалиции, сло-

жившейся во время войны. Окажется ли эта коалиция
такой же сильной и способной к совместным реше-
ниям в новых условиях, когда возникают всё новые
проблемы послевоенного периода? Неудача лондонско-.
го совещания пяти министров явилась известным
: Ho затруднения в
англо-советско-американской коалиции бывали и во
время войны. Однако хотя и не всегда сразу, коали-
ция трех держав умела находить правильное решение
очередной задачи в интересах всей антигитлеровской
коалиции больших и малых государств, считаясь так-
же с необходимостью дальнейшего укрепления co-
трудничества великих демократических держав.

В этом году создана, наконец, новая международ-
ная организация «Об’единенные Нации». Она создава-
лась по инициативе англо-советско-американской коа-
лиции, которая тем самым взяла на себя главную
ответственность за результаты ее будущей работы.
Нам ясно, что организация «Об’единенные Нации» не
должна быть похожа на Лигу Наций, оказавшуюся
совершенно неспособной в вопросах противодействия

‘агрессии и в организации сил сопротивления возник-

шей агрессии. Новая организация не должна стать и
орудием какой-либо великой державы, так как пре-
тензия на руководящую роль какого-либо одного го-
сударства в общих мировых делах несостоятельна в
такой же мере, как и претензия на мировое господст-
во. Только совместные усилия тех держав, которые
вытесли на своих плечах тяжесть войны и обеспечи-
ли победу демократических стран над фашизмом,
только такое сотрудничество может содействовать
успехам работы новой международной организации
на пользу длительного мира. Для этого недостаточно
высказывания добрых пожеланий. Нужно еще дока-
зать способность к такого рода сотрудничеству в ин-
тересах всех миролюбивых государств. Советский
Cows был и будет надежным оплотом в защите мира
и безопасности народов и готов это доказать не на
словах, а на деле. (Продолжительные аплодисменты).

Е 4
Ill.

Пальнейшее укрепление советского

государства и ра:витие советской демократии

Четырехлетняя война с Германией была испытанием

всех сил советского государства. Советский Союз с.

честью выдержал это испытание. Снова и снова сбы-
лись слова Великого, бессмертного Ленина:

«Никогда не победят того народа, в котором ра-
бочие и крестьяне в большинстве своем узнали, по-
чувствовали и ‘увидели, что они отстаивают свою,
Советскую власть — власть трудящихся, что от-
стаивают то дело, победа которого им и их детям
обеспечит возможность пользоваться всеми блага-
ми культуры, всеми созданиями - человеческого
труда». (Аплодисменты).

Красная Армия вышла из войны со славой побе-
дителя. Она окрепла, как вооруженная сила, и стала
еще сильнее своим советским боевым духом. Из ее
рядов сейчас возвращаются домой, к мирному тру:
ду, миллионы людей, которые так нужны колхозам,
фабрикам, заводам и всей нашей Родине, приступив-
шей выне к осуществлению великих задач нового
под`‘ема социалистического строительства. Советский
нарол сплочен теперь вокруг своей партии, как ни-
когда раньше, и организованными рядами идет вперед
под руководством партии Ленина — Сталина. Это на-
ше счастье, что в трудные годы войны Красную Ар-
мию и советский народ вел вперед мудрый и испы-
танный вождь Советского Союза —. Великий Сталин.
(Бурные, долго не смолкающие аплодисменты. Все
встают). С именем Генералиссимуса Сталина войдут
в историю нашей страны и во всемирную историю
славные победы нашей армии. (Бурные, продолжи-
тельные аплодисменты). Под руководством Сталина.
великого вождя и организатора, мы приступили теперь

к мирному строительству, чтобы добиться настоящего
расцвета сил социалистического общества и оправ-
дать лучшие надежды наших друзейво всем мире.
(Продолжительные аплодисменты).

Все знают, как сильно возрос международный ав-
торитет СССР. Это стало возможным благодаря во-
енным, экономическим и политическим успехам ‘Ha-
шей страны. Год тому назад товарищ Сталин выра-
зил это словами:

«Подобно тому, как Красная Армия в длитеёль-
ной и тяжелой борьбе один на один одержала во-
енную победу над фашистскими войсками, труже-
ники советского тыла в своем единоборстве с гит-
леровской Германией и ее сообщниками одержали
экономическую победу над врагом».

Товариш Сталин сказал также: «В ходе войны

‚ гитлеровцы понесли не только военное, но и мораль-

но-политическое поражение». Война всем показала.
как выросла и окрепла наша страна в военно-эконо-
мическом отношении. В неменьшей мере война пока-
зала и то, как сильно вырос Советский Союз в гла-
зах других народов в морально-политическом отно-
шении.
Мы пережили исключительные экономические
трудности в первые голы войны, и все-таки наша
страна оказалась способной обеспечить всем необхо-
димым нашу героическую армию, в том числе перво-
классным вооружением, превосходившим по качеству
оружие врага. Терпя лишения и невзгоды военного
времени, советские люди работали не покладая рук,
и мы должны отдать должное нашим работникам В

#
тылу, особенно самоотверженной советской ey
и беззаветно преданной Родине советской молоде и
(Продолжительные аплодисменты). Благодаря этому

нам удалось поддержать жизненный уровень нашего,

Hal емя.
народа в трудное военное вр :
Миллионы сынов рабочего класса ‘были мобилизо

ваны и сражались на фронте. Но заводы и фабрики

продолжали работать, пополнившись новыми И
ми, особенно за счег женщин и. молодежи. За год
войны построено немало новых заводов,

ций, шахт, железнодорожных путей,
главным образом, в восточных районах страны.

электростан-
что делалось,
Со-

его новые формы
поднятия производительности труда неизменно оста-
вались в центре заботы передовых рабочих и всего
рабочего класса. Профессиональные союзы и другие
рабочие организации вели напряженную организатор-

циалистическое соревнование -и

скую и воспитательную работу в рабочих массах.
Рабочие и работницы работали больше, чем в дово-
енное время. В результате этого многие трудности
были преодолены.

Колхозное крестьянство. показало в годы войны
свою политическую сознательность и колхозную орга-
низованность в сельском хозяйстве. Крестьяне и
крестьянки хорошо поняли теперь значение социали-
стического соревнования в колхозах и многое сде-
лали для того, чтобы восполнить тот огромный урон,
который был нанесен сельскому хозяйству времен.
ным захватом немецкими оккупантами части терри-
тории нашей страны. Всё это дало нам возможность
прожить годы войны с надежными запасами хлеба и
обеспечить сельскохозяйственным сырьем необходи:
мые предприятия промышленности. Справиться с этой
задачей было нелегко, особенно если вспомнить, что
ряды нашей Красной Армии состоят в большей своей
части из колхозников.

Мы справились с задачами фронта и тыла в воен-
ное время также потому, что и советская интелли-
генция выполнила свой долг перед Родиной. Война
наглядно показала, чем стала интеллигенция за годы
Советской власти. Уже не слышно разговоров о ста-
рой и новой интеллигенции. Эта проблема снята са-
мой жизнью. В подавляющем большинстве интелли-
генция честно и успешно выполняет свои высокие
обязанности в деле организации хозяйственной ра-
боты, в деле воспитания новых кадров специалистов,
в деле охраны здоровья и повышения культурного
уровня населения.
можем теперь сказать, что советская интеллигенция
достойна своего народа и верно служит своей
Родине. (Аплодисменты).

Дружба народов Советского Союза окрепла за го-
ды войны. Наше многонациональное государство, ©
его различиями в языке, быте, культуре и исто-
рии, стало еще более сплоченным, и еще более сбли-
зились советские народы друг с другом. Никакое
другое многонациональное государство не выдержа-
ло бы тех испытаний, через которые мы прошли в
годы войны. Только наше государство, где нет ме-
ста эксплоатации человека человеком, гдё нет про-
тивостоящих друг другу классов, а рабочие, кресть-
яне и интеллигенция в качестве равноправных граж-
дан управляют как местными делами, так и госу-
дарством, — только такое государство, а отнюдь не
старая дворянско-купеческая Россия, могло выдер-
жать нашествие немцев в трудные 1941 — 1942 го-
ды, разбить своими силами зарвавшегося врага,
выбросить его из пределов своей территории и, кроме
того, оказать могучую помошь другим народам в
деле их. освобождения от иноземных поработителей.
В нашей стране нет теперь угнетенных или неравно-
правных народов, которые еще недавно, при режиме
царизма, находились на положении колоний и по.
луколоний. В советском государстве за всеми на-
родами признано право на независимость и сво-
бодное национальное развитие, все народы вос-
питываются в духе дружбы и уважения друг к
другу, а также признания заслуг каждого наро-
да в соответствии с его усилиями в деле раз-
вития своей национальной культуры и в деле даль-
неишего под’ема советского государства в целом

В активности наших бесчисленных профсоюзных
произволственных, культурных, спортивных и других
рабочих организаций, в создании колхозов, об’еди-
няющих многомиллионное советское крестьянство на

С большим удовлетворением мы’

ОЛОТОВА

рии Советского Союза, в не.
истического соревнования на
хозах и совхозах, в шах-

всей обширной террито
уклонном росте социал

кол
абриках и заводах, в :
т о на‘железных дорогах, — во всем этом виден

линно народного демократизма, которого
pacneel po} и которого не может
мы не знали в старое nc goceaaperee: р разделенном
Oram ’ Sretapense и угнетенных, с чем уже дав-
т ee Советская власть в нашей стране. В
быстром росте культурной жизни нашей страны ив
акте, что теперь интеллигенция, как передовая
и. о ть, слилась со своим на-
ий наиболее культурная часть,
родом, подняв, тем самым, рый
но-политическое единство советско.
го общества на еще более высо-
кую ступень, — во всем этом нель.
зя не видеть нового под’ема со-
ветского демократизма, окрыляю-
шего нас новыми надежлами. и
уверенностью относительно буду-
шего нашей страны. В том, что Со.
веты обеспечили всем наролам не-
уклонный  под’ем национальной
культуры, активную заботу о вос-
питании национальных талантов и
растушую дружбу и братскую вза-
имопомошь между равноправными
советскими народами, чего не было
в старой России и чего еще нет в
других странах ни при режимах мо-
нархии, ни при режимах республи-
ки, — в этом мы видим всепобеж-
дающую силу советской демокра.
тии, ее великое значение для дей.
ствительно прогрессивного разви-
тия народов. Мобилизующая сила
советского демократизма и вдох-
новляющий на подвиги советский
патриотизм особенно ‚ сказались в
годы войны. Советские люди счаст-
ливы тем, что благодаря Октябрь:
ской революции, спасшей нашу
страну от низведения ее в разряд
второстепенных государств, были
освобождены скованные дворянско-
буржуазно-помещичьим режимом
силы народов, получивших неви-
данные ранее возможности разви-
тия на основе власти Советов. Вот
почему в нашей победе над фз-
шизмом мы видим, вместе с тем, ве-
ликую победу советской демокра-
тии.

В ходе войны советские люди
должны были шагнуть далеко за
рубежи своей страны. Упорное со:
противление фашизма — заставило
наши войска вступить в пределы
ряда иностранных государств, бли-
же узнать жизнь их сёл и городов
и дойти на западе до таких сто-
лиц, как Вена, Будапешт, Берлин,
Во всех этих государствах, в том числе и в тех, кото.
рые вчера были на стороне фашизма, советские люди
легко нашли общий язык с трудящимися классами и
демократическими кругами. От советских людей нельзя
было, конечно, ждать, чтобы они рассматрива-
ли, как своих друзей, вчерашних врагов из лагеря
глуг фашизма и из верхушки общества, поддержи:
вавшейся фашистской властью. Конечно, знакомство
с бытом других народов принесет нашим люлям свою
пользу и расширит их представления. Интересно, од-
нако, что советские люди возврашаются домой с еше
более горячим чувством преданности своей Родине и
советской власти. (Продолжительные аплодисменты),

Советская власть сильна своей близостью к наро:
ду. В отличие от парламентской демократии, совет-
ская демократия носит действительно народный ха:
рактер. Советскому государству, как государству но-
вого типа, присущи поэтому задачи, которые несвой-
ственны государствам старого типа. Так, в обязан»
ности советского государства входят задачи полити*
ческого воспитания народа в духе защиты интересов
мира во всем мире, в духе установления дружбы и
сотрудничества между народами, что не только не
исключает, а, наоборот, предполагает необходимость
разоблачения всяких попыток подготовки новой ars
рессии и возрождения фашизма, о чем нельзя забы-
вать и в послевоенные годы. По Советской Консти-
туции является преступлением проповедь вражды мех.
ду расами и нациями, антисемитизм ит. п., как не до
пускается в нашей печати восхваление убийств, грабе.
жей и насилий над человеком. Такого рода «огра
ничения» в условиях советской демократии столь же
естественны, как, к сожалению, естественными яв:
ляются для некоторых государств как раз противопо-
ложные вещи. В некоторых странах свобода слова ®
печати все еще понимается так, что продажным слу“
гам фашизма не приходится даже надевать маски,
чтобы вести разнузданную пропаганду агрессии и
фашизма, хотя народы всех частей света уже gama
тили колоссальную цену своей кровью и лишениями
за допущенный ранее разгул мировой агрессии и
фашизма. Не каждому государству под силу взять
ыы воспитания народа, а
выходило ничего д осударства брались за это, то не
ао, м а кроме насилия над духов“
щества к Урой и правами народа. Преиму*

демократии. доказаны особенно на*

глядно Советским Союзом в годы войны. СССР
i oe К Гы испытаний и еще боль:
известно, особая а народное государство. Как
тих а с тственность за дело политиче-
большев рода в нашей стране лежит на
ик истской партии. Успехами в этом деле мы
в слова о вожде anid вкладывает глубокий смысл
г ] eCBACTCKON

партии, говоря ©

п на ‚

о и великой любовью: «Наш учи-

(B , ш отец, наш вождь — товариш Сталин»,
урные, продолжительные ов

ации. Все встают).

выборам в Верховный
выборы будут прохо-
тского государства В
1аш народ придет к
ным за эти годы ог*

много передумав о
событиях в Европе и во
партия вместе с широки“
советского

Мы приближаемся к HOBbIM
Совет СССР. Новые всеобщие
пить после всех испытаний сове
Великой Отечественной войне, Е
избирательным урнам с накоплет
эомным политическим опытом,
судьбах свосй Родины, о
всем мире. Большевистская
ми кругами беспартийного

BHTCA K ЭТИМ актива гото-
ление eee san в них важнейшее прояв-
средство moe и еше одно могучее
1 J я нашего народ: 2
é а и дальнейшего
укрепления советского государства дальние

Окончание — на 3 стр