- зе ны.

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР.
06 утверждеьия Избирательной комиссий РОФСР

по выборам в Совет Нациозальвостей —

На основании стст. 39, 40 и 41 «Положения о выборах в Верховный Совет
(ССР», утвердить Избирательную комиссию РСФСР по выборам в Совет Напионально-
стей в составе следующих представителей общественных организаций и обществ тру-
дящихся. :

Председатель Избирательной комиссии — Нафтанов Сергей Васильевич — OT
Профессионального союза работников высшей школы и научных учреждений,

Заместитель Председателя Избирательной комисеий — Иванов Вееволод Николаз-
вич — от Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи.

Секретарь Избирательной комиссии — Андреев Евгений Ррмилович — от Про-
фесспонального союза работников политико-просветительных учреждений.

Члены Избирательной комиссии; :
Свердловской коммунистической орга-

Акдрианев Василий Михайлович — от
низации, :
Барышникова Екатерина Григорьевна — от рабочих, служащих и инженеров

Первого государствекного подшинникового завода, город Москва, :
Догунков Алексанар Николаевич — от рабочих, служащих и инженеров
градекого тракторного завода,
Леонов Леонид Максимович — от Союза ‘советских писателей,
Марнова Антонина Филипповна — от рабочих, служащих и ивженеров зарода
Электросила имени С. М. Кирова, город Ленинград,
Муратов Зиннят Ибетович — от Татарской коммунистической организации,
Полубсязов Павел Павлович — от личного состава 4-й гвардейской Вантемиров-
ской ортена Ленина Краснознаменной танковой дивизии,
Султанова Фаина Гареевна — от Башкирской коммунистической организации,
Чернязский Миханл Демьянович =— от колхозников колхоза имени Кагановича
Брюхавенкого района Краснодарского края,
`Шыарева Всения Прохоровна — от колхозников колхоза имени Лобкова Таври-
ческого района Омской облаети.
Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР Н. ШВЕРНИК.
Секретарь Президиума Верховного Совета РСФСР fl. BAXMYPOB.
Москва, 11 ноября 1945 года. = i

i Ee =
> ae -
Противозенитный ‘маневр штурм
> и

Значение противозенитного маневра В
боевом полете очень велико. Правильный
и своевременный маневр дает возможность
уберечь машину от поражения.

Особенно большюе значение противозе-
нитный маневр имеет в штурмовой авиа-
ции, действующей обычно в зоне наибо-
лее действительного и интенсивного 36-
нитного огня противника. Здесь от Ууме-
лого маневрирования зависят не только
жизнь людей и сохранность материальной
части, но и успех боевой работы.

Олнако даже во фронтовой обстановке
нередко приходилось встречать людей, пре-
небрежительно относящихоя к отработке
этого важното элемента боевого вылета.
«Захочешь жить — вывернешься» — Ta-
кова была их тотовая формула на вое
случаи боевой жизни. А на деле это при-
волило к ничем не оправданным потерям
и отрицательно сказывалось на результа-
тах боевой работы.

Теперь же, в мирных условиях, проти-
возенитный маневр, как один из элемен-
тов боевого полета, часто совершенно упу-
скаетея из виду. Учебные вылеты на бом-
бометание и штурмовку подчае превраща-
ются в легкую и приятную воздушную
прогулку. Это, конечно, абсолютно недо-
пустимо. Летчики наших ВВС не должны
забывать, что и в мирное время они яв-
ляются военными летчиками, что их долг
— защита Родины. Они обязаны не толь-
хо тиательно изучаль опыт. Отечествен-
ной войны, но и в <воей повседневной ра-
боте постоянно углублять его и двигать
вперед. Необходимо и в мирный период
теоретически и практически изучать вею
вытаботанную и проверенную за время
войны авиационную тактику и отдельные
ее элементы. Одним. из таких элементов
является противезенитное маневрирование,
которым ни в коем случае не следует пре-
небрегать в процессе боевой подготовки
летного состава. с

Отработка противозенитного маневра
должна начинаться еще во время предпо-
летной подготовки. Прежде всего Heobx0-
димо оценить по карте местность и вы-
брать маршрут. Прокладывать его следу-
ет по возможности вдоль лесных м86си-
BOB, озер, подальше от крулвых населен-
ных пунктов, избегая открытых участков!
местности, гле возможно расположение ЗА.
Этим, конечно, не следует злоупотреблять,
излишне удлиняя и усложняя маршручы.
В местах возможного расположения 3А не-
обходимо заранее предусмотреть примене-
ние противозенитного маневра.

В тактическом отношении нато уделять
большое внимание внезапности налета, ках   машину.
фактору, не только определяющему наибо-   Уходя от цели © набором высоты, по-
лее успешное подавление цели, но и 00-! лезно олновременню дать «обратную ногу».
легчающему противозенитный маневр. При этом происходит, как говорят зенит-

Выход на цель из-за лесного масслва, чики, маневр вееми параметрами движения,
по долине реки, вдоль оврагов и екладок   то-есть изменение всех величин, характе-
местности на бреющем ‹ полете < макси-  ризующих перемещение самолета в Upo-
мальной скоростью лишает вражеских зе- странетве: курса, высоты, скорости, что
нитчиков возможности вести ортанизован-  всобенно затрудняет ведение действитель-
ный отонь и, кроме того, благодаря боль-   ното зенитного огня.
шим угловым перемещениям самолета ме-  Воздушные стрелки при отоутствии в
шает им стрелять припельно. Наряду ©  воздухе ИА «противника», должны актив-
этим надо помнить, что леса, овраги, рус-  но противодействовать зенитным  средет-
ла рек скрадывают шум мотора и тем <а-  вам; обстреливая их из пуземетов.

MBIM усиливают момент внезапности. Обратный полет производится либо по

Для облегчения противозенитного мане-  тому же маршруту, либо по новому, в за-
врирования на высоте может применяться   висимости от условий, но во всех случаях
заход на цель со стороны солнца или 660-  должен на всем протяжении обеспечивать-
ку скольжением с крыла, е последующим   ся в противозенитном отношении.
доворотом и пикированием:   Успешное противозенитное .маневрирова-

Уход от цели производится на бреющем   ние тробует`от летчика находчивости, бы-
полете или с набором высоты, ша солнце.  строты и высокой техники пилотирования.

Следует предусмотреть также наиболее! А для этого, кроме теоретических знаний,
эффективные и удобные способы маневри-  нужна систематическая и упорная трени-
рования нат целью, исходя из характера   ровка.
цели, расположения, количества и такти- Лейтенант 9. ЛЯНЕРМАН.

` Сталин- -

После учебно-тронировочных полетов.
Снимок Т. Тимофеева.

полку _

BHKOB  i
ti г ED
ки зенитных средств «противника», а так-
же и своей тактики.

В полете необходимо постоянно и внима-
тельно наблюдать за землей че только в
навигационном отношении, но и для свое-
временного обнаружения зенитных т9-
чек. В меетах возможного расположения
ЗА «протявника» противозовитный манеер
следует производить ‘непрерывно, до про-
хождения опасного района. —

Воздушные стрелки обязаны зорко ип
бдительно следить за землей и воздухом в
задней полусфере. 0. кажлом разрыве ена-
ряда или трассе они должны. евоевремен-
но и точно оповешать летчиков. Не еле-
дует допускать, чтобы стрелок командовал
довороты: «Вправо... Влево...», как это
часто имеет место. Не зная расположения
разрывов, летчик чувствует себя неуве-
ренно и может совершгить грубую ошибку.

Возлушный ‹трелок при зенитном 0б-
стреле должен быстро, коротко и яено’
докладывать летчику 9 местах разрывов
снарядов и прохождения трасе относитель-
но самолета, ориентируясь по направле-
нию полета, например: «Трасса справа»,
«Разрыв. снизу».

Этим же методом можно ‘пользоваться
для практической отработки противозенит-
ного маневра и в мирной обстановке. Про-
веряющий садится в кабину стрелка и в
воздухе сообщает пилоту о «разрывах» и
«трассах», контролируя вместе с тем <свое-
временность и правильность. преизводимо-
го летчиком» маневра, указывая на допу-
шенные ошибки и исправляя их.

Противозенитный маневр над целью
производится непрерывно до последнего
допустимого момента, но так, чтобы он не
влиял на качество бомбометания и штур-
мовки. Наиболее просто m yiotmo над
целью маневрировать переменой куреа и
скольжением, а в местах расположения
одной лишь среднекалиберной 3А — так-
же и изменением высоты.

Противозенитный маневр в зоне. отня
ЗА средних калибров нужно производить
мягко и плавно. В зоне огня МЗА, на-
против, резко и энергично. Ни в коем
случае в огне MBA He следует маневриро-
вать выеотой, так как изменение высоты
полета совершенно ве влияет на эффек-
тивность стрельбы этих зенитных систем:
В боевой практике часто применялея в
качестве плотивозенитного маневра ухбл
на вражеские зенитные разрывы. Этот
<1060б также неплохо себя зарекомендовал.

Вволить самолет в пикирование следует,
резко отдав ручыу от себя. Выводить из
пикироваНЯл также резко,  переламывая

город Миллерово, Ростовской области.

Москвой. Он воевал на Смоленшине,
Белоруссии, Польше и, наконец, в Ге

памятных боев.

тадь, Времль, новые станции метро.
Кремле Предеедатель Президиума

Героя Советского Союза. Это был сам

quake.

театр и другие общеезвенные здания.

становлением разрушенного немцами

вым, благоустроенным.

В Доме пионеров состоялея митинг,
‘котором рабочие- железнодорожники и <
жашие приветствовали своего

ков быстрее восстававливать родной
род, трудиться, не щадя сил,
ления мощи советекого государства.

школьными товарищами.
Великой Октябрьской

ститутах. В миллеровекой школе №

овладевать основами наук.
Поеле отпуска Ефимов с новыми. си

ляет во
ва,

(От наш. корр. по телеграфу).

Курочкина

недготовки воздушных воинов...

ное упреждение, и только. после эт
надо нажимать на гашетку. <=
Перемещение модели самолета’ замен

‚ность сразу же определить
‘ошибки летчика при прицеливании.
Тренажер.’ Курочкина

юн установлен, бывает много

душным целям. ‘
Нентральная группа войск. _
(От наш, корр. по: телеграфу):

ХАРЬКОВСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ. Боевая учеба летчиков в части майора Толмачева.

Снимок нашего спец. фотокорр. капитана Т. Мельника, -

Снова в родном

На-длнях после отпуска вернулея в свой
проелавленный летчик-нигурмовик.
дважды Герой Советского Союза канитав
Александр Ефимов. Он рассказал боевым
друзьям 0 поездке в Москву ив. родной.

Боевой путь у Ефимова началея под

Md=
нии. Теперь ему пришлось увидеть следы

Вольшой радостью было снова повидать
Москву, ее людные улицы, Врасную пло-

Верхов-
‘ного Совета СОбР М. И. Калинин вручит
капитану Ефимову вторую золотую медаль

счастливый день в жизни отважного лет“

`Тепло ветротили Ефимова в Миллерово
родные и земляки. Немцы нанесли боль-
шие раны городу, разрушили нентральные
улицы, сожгли колу, где учился летчик,

осталось и следа от дома, где жили мать
и сестра Ефимова. Сейчае жители Милло-.
рово не поклалая рук работают над вое-

зяйства, хотят сделать свой город краси

славного
земляка-героя. Выступавиие на митинге
представители трудящихся рассказывали” ®-
‘самоотверженном” труле рабочих и служа»
ших в дни войны. Ефимов в свою очередь”
рассказал о своем. боевом пути, о подвигах
  однополчан. Герой-летчик призвал. земия-

для укреп-

социалистическо
‘революции. Многие сейчас учатся в ин-

имеется пионерский отряд имени дважды
Героя Советского Союза Ефимова. Летчик
дал наказ пионерам — отлично учиться,  РИТЬ Выход Из Пике,

Капитан В. КОРЧАГИН.

Тренажер гвардейна _

Гвардии младший лейтенант Курочкин
сконструировал тренажер для стрелковой

Тренажер дает возможность не только
тренироваться в прицеливанин, но и: про-
изводить «выстрел» с последующим конт-
ролем стрельбы. По прицелу определяет-
‘ся ракурс модели самолета, берется нуж-

собой выстрел. При’ правильном-‘прице.
вании модель самолета пройдет выше ‘или:
ниже, вперед или ближе перекрестия. при-
‚цела. Таким образом, получается возмож-
сущность.

I вызвал большой
интерес у всего летного состава Н-ского.
авиасоединения. Ежедневно в классе, где
летчиков}!
которые тренируются в стрельбе по. воз-

СТАЛИНСКИЙ. СОКОЛ,

14. ноября 1945 г. № 91 (389). 2

ED
fy
Ess

Об одной
‘замедленног

Во время тренировки к зачетному по-
лету курсантсотличник Шефановский п»-
‘тучил задание оттренировать те фигур
ысшего пилотажа, которые OH найдет
Нузлоныиеи: Чувствуя, что он в совершен-
ве овладел современным скоростным ис-
  требителем, Тов. о Шефаповский захотел
проверить, как ведет себя самолет во вре-
`мя стремительного отвесного пикирования.
``. Войля в пикирование левым иероторо-
‘том и задержав самолет в отвеспом пики-
‘ровании, он дестиг скорости большей, чем,
раврешили инструктора. После этого
оси начал плавно выводить самолет из пи-
ве. Подтягивая ручку на. себя, летчик
`Печувствовал, что все его тело сразу ста-
ло как бы в несколько раз тяжелее: голо-
By держать стало трудно, тело с огромной
соилей ртатливалось в Сиденье щеки ста-
ти оттягиваться вниз, веки  смыкались.
Шефавовский уже привык в этим ощуще-
ниям во время прежних полетов, но тем
не менее подумал:

«Да, сегодня я персгрузочку получил
  больше нормальной, повидимому, слишком
стену © вывохом». is

И, гляля сквозь козырек на землю, ко-
  торая набегала к капоту самолета по на-
  правлению сверху вниз, пилот ждал, ког-
да она пробежит вся и появится горизопт.
`При выходе’ ‘из  ‘отвесного пикирования,
самолет постепенно поднимает нос в гори-
зонту, и летчик, во время пикирования

ы кирование. (положение За).

видяшщий перед 0060й сквозь козырек
только землю, обычно замечает, что к Еа-

В

д

В.

Bi

He

‘поту сверху приближается горизонт. Но на
этот фраз горизонт долго не показывался.
Чувотвуя, что выход задерживается, кур-
сант стал энертичнее ‘подтягивать ручку
а себя. Перегрузка еще более возросла,
й 9т0 показало, что самолет послушен ру-
лю глубины и что, следовательно, вот-вот
должен показаться горизонт.

Но пропыю три, пять, восемь секунд,
а горизонт не появлялся, хотя земля не-
прерывно уходила сверху вниз под канот.
  Ненормальное поведение самолета возбу-
дило в Шефановском тревогу. Он еще
сильнее подтянул ручку wa ‹ебя. Пере-
грузка росла, и у него стало темнеть В

хо-

‘на
ay

TO-

Ветретилея Edmron rare co своими ГЛазах. Самолет начал дрожаль; это было

Многие из них   °
с оружием в руках защищали завоевания   СИЛЬНО ТЯНУТЬ

х как бы предупреждением о том, что тах
ручку нельзя. Шефанов-
ой   ский сначала. отпустил ез, а шотам опять

горизонт попрежнему не появлялся.
Секунды пикирования-—это сотни мет-
ров потерянной высоты. Стремясь yeno-
Шефановекий снова
перетянул ручку. Чувствуя, что самолет
ла-  исправно слушается рулей высоты, и ви-

ми взялся за организацию боевой учебы   дя, что высота еше есть, он не спешил
в полку, за укрепление воинской дисци-
плины. Особенно много внимания он уде- l
спитанию молодого летного соста? Фаз тянуть ручку на себя. В этот момент

прыгать с парашютом. Желая выяснить
причины задержки, летчик стал в третий

он ощутил какой-то рывок © внешней
стороны самолета, после которого пюказал-
  ся долгожданный торизонт, и самолет вы-
шел из пикирования.

Аналогичный случай произошел в мо-
зодым инструктором лейтенантом Макее-
ВЫМ.

Во время тренировочного полета летчик
Макеев, введя самолет левым переворотом
в отвесное пикирование и развив скорость
больше обычной, увидел, что самолет, не-
смотря на выбранную на себя ручку, по-
чему-то упогно не выходит из пикирова-
ния. После: трехкратного безрезультатного
подтятивания ручки на себя, убедивитиюь,
что с самолетом случилось что-то ненор-
малиное, Макеев вспомнил слышанный
им, но не предусмотренный КУЛГом и
наставлениями с10с0б вывода из затянув-
‚ихегося ‘пикирования. Макеев
ручку и ногу влево, после чего самолет
сразу стал выходить ‘из. пикирования,
стовно освободивитись от какой-то незри-
мой внешней силы, мешавшей выходу.

Подобные случаи запаздывания < выхо-
дом из пике ‘встречались нередко. ‘Но на
пурсанта, уверявшего, что его самолет за-
паздывал в выходом из пикирования, 1ю-
оматривали с недоверием и подозрительно-
насмепеливой улыбкой, так Kak обычно
проверка состояния самолета и проба в
воздухе никаких дефектов не выявляли.

Внимательное изучение фактов, обсуж-
дение их и практическая проверка этого
вопроса © коллективом летчиков-инетрук-
торов Борисоглебской школы’ привели ме-
HA К выводу, что любой вполне исправный
самолет может запоздать © выходом из пи-
кирования, если во время вывода он бу-
 дет вращаться вокруг продольной оси.

Величина запаздывания зависит от <оот-
ношения времени, которое необходимо са-
молету для выхода из отвесного пикиро-
вания при данной скорости, и времени, ко-
Tropoe тратится на один виток вокруг
продольной оси.

Рассмотрим схему. Истребители, подоб-
ные «И-16», требуют для вывода из от-
весного пикирования (т. е. лля перехода
из положения 1а до положения 2а (рис.
1) около 7—10 сек. Если же одновремен-
но с Выходом из пикирования самолет бу-
дет вращаться вокруг продольной оси и
за эти же 7—10 сек. он успеет перевер-
нутьея на спину (положения 10, 26), то
олагодаря этому к моменту полного вы-
хода из пикирования, когла под’емная си-
ла-уже начинает удерживать вес. самолет
окажется в перевернутом положении, и
потемчая сила будет тянуть эго к земле,

ого

яет
и

стал тянуть на себя. Но земля бежала, а.

ма
о выхода ИЗ

т. в вместо выхода (положение 28) са-
уолет опять будет входить в отвесное пи

Более детально расематоивая последова-
тельные. положения самолета, выходящего
из пикирования и одновременно вращаю-
щегося вокруг продольной оси, можно за-
метить, что выход из пикирования прев-
ращаетея в глубокую отвесную спираль
(положения 1в, 2в, Зв). Спираль отдален-
но непоминает глубокий вираж © очень
сильно опущенным носом. Во время глубо-
кого виража летчик сквозь козырек BH-
дит горизовт, непрерывно бегущий Kh ka-
поту сверху вниз. (Наблюдающий с земли
еказал бы, что земля подходит к капоту
справа налево или слева Напразо, #9 для
летчика, смотрящего сквозь козырек Ha-
крененного самолета, видно, что земля —
горизонт бежит именно сверху вниз, OT
толовы к ногам, т. е. в том же направле-
нии, в каком она бежит при выводе из
пикирования). На глубокой спирали из-за
сильно опущенного носа летчик, смотря
щий сквозь козырек, увидит ве горизонт,
з землю, которая будет подходить К
капоту непрерывной лентой, HO He CTDO-
то сверху вниз, как при выводе из Пи-
кирования, а слегка сбоку и сверху вниз.
Разница в направлениях небольшая, И,
тлядя сквозь козырек на землю, легко
спутать спираль с выходом из пикирова-
НИЯ.

Глубокая отвесная спираль по, внешнему
виду несколько напоминает штопор, но
вращение на ней настолько медленное, что

Рис. 1.

его легко можно вообще не заметить и
принять эту спираль за обычное пикиро-
вание.

(амолеты типа «И-16» превращают вы-
ход из пикирования в спираль, если они
успевают перевернуться на <пиву за
1—10 сек., т. е. с0 скоростью, при ко-
Торой тратится 14—20 секунд на ви-

вия около 10 секунд
виток. Такое  сравни-
тельно быстрое враще-
ние легко замечается
летчиками, и они пре-
юскажют его. Поэтому в.
старых тихоходных са-
молетах. запаздываний ©
выходом из пикировашия почти не ветре-
чалось.

Современные скоростные самолеты, по-
добные истребителям Лавочкина и Яков-
лева, если их разогнать до болыних ско-
ростей, требуют на выход из отвееного
пикирования до 20 секунд. Следовательно,
на них выход из пикирования превра-
щаетея в спираль, если машина вращает-

около 40 секунд виток.

Летчики если и замечали такое медлен-
ное вращение, то за серьезную помеху до
сих пор не считали; тем более, что ни-
где в учебниках и инструкциях этот во-
прое не разбирался. Многократная провер-
ка в воздухе показала, что если на
«УТ-2» во время отвееного пикирования
дачей ноги на полхода создать вращение
вокруг продольной оси и постараться вы-
вести самолет из пике  подтягиванием

резко дало

ручки на себя, TO машина, поднимая
нос и продолжая вращаться, будет пере-
ходить из пикирования в спираль и вый-
дет из нее с креном как бы в глу-
бокий вираж (рис. 2.). Ши этом ona

Рис. 2.

успеет сделать до полного
двух витков.

Если вращение создать совместным от-
клонением элеронов на полхода ‘и дачей

поизвестной причин

CH вокруг продольной и CO скоростью

выхода около

©
пикирования

ноги Ha полхода, TO подтягивание ручки
на себя нельзя вывести самолет из cil
рали. При этом машина лишь Hel входит
из пикирования $ вращением в И
Несмотря на взятую на coos ручку, само-
лет быстро теряет высоту и продолжает
равномерно делать спираль ди тех пор, п9-
ka летчик легким нажимом На обратную
педаль или отклонением элеровов в 9б-
ратную сторону не прекретнт вращения,
После этого едмолей нормально выходит из
пикирования.

Следовательно, для вывода
глубокой отвесной епирали 1 i
новременно © подтягиваниом ручЕи на ее-
бя, нажимом на обратную пелаль или 9т-
клонением элеронов прегратить врашенив,
каким бы медленным OHO HX Казалось,
Медленное вращение на спирали делает ео
трудно отличимой от обыкновенного пики-
рования. В 0б0их выше описанных елу-
чаях летчики не замечали того, что Ca-

самолета из
еобходимо од-

молеты вращались. 06 этом опи узнавали
на земле. Самолет курсанта Шефановского
вращалея в правую сторону В результате
сопротивления, которое вызывалось OT-
топырившимея капотом на правой стороне
фтозеляжа. Оттопырилея же капот из-за

большой скорости пикирования,
допущенной летчиком. Отрыв этого капота
курсант ощутил как рывок, после которо-
го самолет, перестав вращаться, вышел из

чрезмерно

пикирования.
Самолет инструктора Макеева вращал-
ся вправо, повидимому, из-за неубранной

после переворота правой ноги, Но, может
быть, причиной лослужило и непроис-
вольное отклонение элеронов, так как 05-
мотр самолета показал его полную исправ-
ность. Вращение самолета могло Ha-
чаться также в результате того, что
при нарасталии скорости пикирования за-
кручивание струн винтом ослабевало.

В обоих случаях летчики старалиеь вы-
зодить самолеты из пикирования, не за-
мечая того, что самолеты их не пикиро-
вали, а совершали спираль.

Теоретические выводы, сделанные мною,
подкреплены испытаниями в воздухе. Ин-
структора некоторых школ уже исполь-
зуют их при обучении курсантов. Так, не-

давно капитан Дьяков, руководя < земли
полетами своего курсанта, увидел, что
тот, ненормально долго пикируя и мед-

ленно вращаясь, потерял чрезмерно много
высоты. Приказав По радио дать рули на
прекращение врашения, он увидел, как
сразу же после этого самолет плавно вы-
шел из пикирования. На земле курсант
сказал Дьякову:
Забыл, товарищ капитан, убрать
ноту, запарилея и не понял поведения са-
молета. Спасибо, что напомнили.

Вращения он не заметил.

Подобные случаи не елитагитыт.

Спираль может быть не отвесной, а на-
клонной, и тогда опа имеет своеобразную
форму, отдаленно напомимающую медлен-

ток. Тихоходные самолеты, вроде «УТ-2», ную «бочку» очень большого радиуса. Вы-
перейдут в спираль при скорости втаще-  полняя наклонную спираль,

самолет пе-

Рис. 3.

риодически переворачивается через крыло
< последующим переходом в отвесное пи-
кирование, из которого он выходит © кре-
ном. После этого он опять переворачива-
ется и входит в пикирование ит, д:
(рис. 3). С земли кажется, что самолет,
не подчиняясь воле летчика, периодичес-
=: а в пикировачие, то`выходит

Наклонная спираль внешние сильно 01
личается от отвесной, но сущность их
одна и та же. При наклонной спирали
так же, как и при отвесной, полтятивае
нием ручки нельзя вывести самолег 18
пике; необходимо одновременно с MOTs
тиванием ручки на себя прекращать вра-
щение вокруг продольной оси, KoTopoe
здесь выглядит как непрерывно растущий
крен в одну сторону.

“we ie PRGiN запаздывание © вы-
} рования кончалоеь благопо-
о Ознакомление < обстоятельствами
feet ae ООО, в которых CaMon
ee Ходили из пикирования, дает
я ие предполагать следующее: глав-
ной причиной этих происшествий было то,
что летчики не знали об опасности
хаваемой вращением самолета
oe OCH, так как, в каж
on aes имело место вращение с8-
и. Е продольной oct. При на
значительно ть оольших скоростей pw
2 ay ь ‚ Удлиняло время, потребное
ход из пикирования, следова“

тельно, преврашал
раль. › pSEpamado в сии:

(03+
вокруг про-
дом из обеледо-

И,
пикирование
gna можно читать ЯВНО
( bKO B случае, если CAMO
например, поломан

опасной
уг Неиспраоея
элерон или рул OBO
ek о : руль T19B0
7) и летчик убеждается. что прекра-
pare вращение свазмолета невозможно. В
ok ‘лучае летчик должен Покинуть 64
молет © парашютом. $
Исправный
правный самолет sere

$ легко прокрапиет

$ И TPA
arate a выходит из пикирования, He
каких-либо необычных усилий от
летчика. Ae

Учитывая актуальность
са, следует пожелать
чения ео в КУЛИ и
батываемых в TOTRELX

« даного 200”
ОБетрейтето вклю“
В число тем, прора-
школах,
Лейтенант Г. ВАСИЛЬЕВ,
преподаватель теории полета
Борисоглебской авиашнолы,