==:

44 ноября _1945 г. № 91 (383). _

Se

Политическая

и сержантсе

Рядовые и сержанты — важнейний
отряд авиационных частей и подраз-
делений. 9170 прежде  всего° мото

ристы, механики, оружейники, епециали-
сты аэродромного обслуживания. Им ввё-
рена сложная авиациолная техника. 3або-
та о повышении их квалификации, об их
идейном росте является первостепенной
задачей командования и политорганов.

В воспитании рядового и сержантекого
состава видную роль играет руководитель
политических занятий. Он призван помочь
командованию воспитать дисциплинирован-
ных, стойких и умелых воинов.

Высокий идейный уровень занятий —
вот главное, что мы требуем от руководи-
теля. Этому требованию может отвечать
только тот руковолитель, который по-
стоянно работает над собой, непрерывно
пополняет свои знания, настойчиво овладе-
вает основами большевистского воспита-
ния масс. Исходя из этого, мы тщательно
подбираем руководителей  политзанятий,
допуская к этой работе лишь грамотных,
авторитетных офицеров.

Вачество политзанятий зависит во мно-
гом от того, как к ним готовится руково-
дитель, насколько им усвоен материал, в
какой степени методически правильно раз-
работана тема. Практикуемые нами семи-
нары имеют целью обстоятельно и всесто-
ронне знакомить руководителя е содержа-
нием той или иной темы, лазать необ-
ходимыю методические указания. Для про-
ведения семинаров мы привлекаем квали-
фицировенных лекторов и  доклалчиков.
Атитатор соединения старпгий лейтенант
Надеждин, например, провел занятие на
тегу «Как правильно излагать мысль».

В нашей красноармейской газете «За
Родину» мы систематически публикуем ме-
тодические статьи и освещаем опыт про-
ведения политзанятий.

Руководители политзанятий, как пра-
вило, тщательно готовятся к заняти-
ям: изучают литературу, газетные и
журнальные статьи. В каждой части для
них отведены рабочие комнаты, где Е их
услугам учебники, наглядные пособия,
подшивки газет.

У нас теперь есть немало офицеров,
‘способных организовать и проводить н
высоком идейном уровне политические за-
нятия, Такими являются старшие лейте-
нанты  Редозубов и Куликов, младший
лейтенант Зототаревекий. На каждом за-
нятии они стараются увязать очередную
тему со стоящими перед подразделением
задачами, мобилизуя слушателей на безу-
коризненное выполнение заданий:

Сержанты Саркисян и Барабаш не сда-
ли зачетов на звание классного телефо-
ниста. Руководитель политзанятий тов.
Золотаревекий беседовал © ними и при-
шел к выводу, что 0ба сержанта вообще
нерадиво относятся к учебе.

На одном из политзанятий тов. Золота-
ревекий, касаясь очередных задач подраз-
деления, упомянул о бойцах, которые тор-

СОВЕЩАНИЕ .
КОМСОМОЛЬСКИХ
РАБОТНИКОВ

Недавно при-политотделе Н-ского авиа
соединения, находящегося в Германии, co-
стоялось двухдневное совещание Komco-
мольских работников. Доклад «Недостатки

в комсомольской работе в связи © перехо-

дом на мирное развитие» сделал капитан
Шевченко. Опытом работы в новых усло-
виях поделились майор Глухенький, капи-
тан Сушко и другие. _

В конце совещания в большой речью
выступил Герой Советского Союза reHe-
рал-полковник авиации Руденко, поставив-
ший ряд практических задач перед ком-
сомольскими руководителями.

Он подчеркнул, что комсомол должен
повседневно развивать у молодежи чувство
коллективизма. государственното  отнопге-

дового

‘ого состава

мезят учебу, тянут вою группу назал.
Назвав конкретных лиц, руководитель на-
помних слушателям о воинской присяге,
обязывающей каждого воина добросотестно
изучать военное дело. Это возымело свое
действие: Саркисян и Барабаш стали хо-
рошо учиться.

Лейтенант Редозубов изучает
своей группы, выявляет политическую и
общую подготовку слушателей, их запро-
сы и стремления. Это помотает ему к
каждому из бойцов подходить индиви-
дуально. : :

Тов. Редозубов умело пользуется“ ”нат-
лядными пособиями и другими вепомога-
тельными материалами. К теме «Эверетва
гитлеровцев на советекой земле» он по-
добрал фотоснимки из газет и журналов.
В своем докладе он отсылал слушателей к
кинофильму «Зоя», предварительно ‘прос-
мотренному группой. Занятие прошло живо
и интересно.

Старший лейтенант Бражников, прово-
дя занятия на ту же тему, зачитывал вы-
держки из писем, полученных сержантами
Бруневым и Браменко от родителей. В
этих письмах расоказывалось о злодеяни-
ях, которые творили фангистекие мерзав-
цы в советских деревнях.

По вечерам эти руководители чаето то-
сещают общежития, интересуются бытовы-
ми условиями бойцов, их досутгом, состоя-
нием боевой подготовки. Обнаружив какие-
либо недостатки в казарме или столовой,
они принимают меры к немедленному их
устранению. -

Мы комплектуем группы для политза-
HATH так, чтобы по возможности была
соблюдена однородность состава Kak 16
общеобразовательной и политической под-
тотовке, так и по служебному положению
слушателей.

Вольшинетво руковохителей заботится о
TOM, чтобы их группы были своевременно
снабжены всем необходимым: учебными
пособиями, тетрадями, карандашами,

® сожалению, имели место единичные
случаи, когда нибто не реагировал на от-
сутетвие у слушателей учебников и бума-
ти. В части, где заместителем командира
по политчасти майор. Борисов, бойцам за
все лето. было выдано лить по две тет-
ради. Воненекты делались на  клочках
оберточной бумаги.

С полобными ‘ненормальными явлениями
следует ренительно бороться. Вылеленные
специально для политзанятий фонды by-
мати лолжны быть использованы строго но
назначению. Надо повысить роль старост
и их ответетвенность за организацию за-
нятий.

Вольшинство рядовых и сержантов не-
посредственно Участвовали в битвах за
честь и независимость Родины. Нанта” за-
дача —- помочь им глубоко  осмыелить
пройденный путь, мобилизовать их на
дальнейшее успешное решение задач бое-
вой и политической полготовеи.

Подполковник Б. БОРИСОВ.

eT Boss

OT UKAJIOBA
 ДО БЕРЛИНА
” ИВЕНЫ

Воины Н-ской авиачасти проводили на
родину своего боезото товарища шофера
Якова Шипилова,  демюбилизованного из
рядев Красной Армии. р

Большой и славный путь от города
Чкалова до Берлина и Вены прошел на
своей машине «3ИС-Б» бывший пофер Ок-
тябрьского автоотряла «Союззаготтранса»
Чкаловской области Яков Шипилов, пои-
бывигий на фронт в первый месяц войны.

Его: автомашина покрыла 302.571 ки-
лометр, перевезла 741 тысячу тонн раз-
личных военных грузов. № концу войны
машина этого замечательного водителя
оказалась в наилучшем состоянии.

Командование Н-ского авиасоединения

ния к делу. Вомеомольцы обязаны упот-   разрешило тов. Иипилову лично доставить
но овладевать военной техникой, показы-  свой «ЗИС-5» в Чкаловскую область, к

вать пример в учебе.

Когда меня попросили написать © пе-
редовой роли советских ученых и летчи-
ков в развитии авиации, я, честно приз-
натьея, испытал большеую трудность. Дело

В том, что за 28 лет моей службы в
авиации мне пришлось быть участником
и свидетелем исключительно бурного раз-
вития авиации. Только простое перечиеле-
ние того, что сделано за это время совет-
скими учеными, конструкторами, летчика-
ми, составит очень толетую книгу.
Поэтому, перебирая в памяти Bee ari
события, я хочу отметить только нееколь-
ко самых главных черт, характеризующих
тигантекую картину стремительного  дви-
жения вперед советской авиационной нау-
КИ И Техники. ; 3
В чем же заключаются эти черты?
Прежде веего в том, что за последнюю
четверть века с лишним наша отечествен-
ная авиационная наука превратилась B
самую передовую науку в мире. 06 этом

мы говорим < полной уверенностью и за-
конной гордостью. № голосу наших уче-
ных, к достижениям наших конетрукто-
ров и летчиков прислушиваются © глубо-
чайшим вниманием во всем мире. Напа
авиационная наука выступает всегда © но-
выми, оригинальными решениями самых
сложных проблем, которые дерзновенно
осуществляются в Советоком Союзе.

В историй завоевания воздуха и в ©03-
дании авиационной науки русским ученым
принадлежит выдающееся место. С имена-
ми Ломоносова, Менделеева, Жуковского,
Чаплытина связана целая серия блестя-
щих научных работ в области авиации.
Идея высотного аэростата, предложенная
Менделеевым в 1875 году, опередила. на
56 лет работы иностранных ученых.
Лишь в 1931 году французский профессор
Пикар впервые проник на аэростате
пределы стратосферы. Русский

‘месту прежней работы.

(От наш. корр.).
*

Герой Советского Союза
генерал-полковник авиации
М. ГРОМОВ
*

Наконеп, перед нами совершенно ие-
ключительная фигура Николая Егоровича
Жуковекого. Сорок ‹емь лет назад, когда
человек делал только робкие попытки под-
нятьея в воздух, ЖМуковекий произнес ве-
щие слова:

— Я думаю, что человек полетит, опи-
раясь не Ha силу своих мускулов, как
птица, а на силу своего разума... Машина
более ‘тяжелая, чем воздух, даст нам, по
мэему мнению, средство для быстрого по-
лета в любом направлении и заставит нас
перестать завидовать птице.

Я очень горд тем, что в 1917 г. был
слушателем лекций Николая  Егоровича
Жтковского на теорефических курсах его
имени. Семидесятилетний старик, он весь
горел великим огнем новаторства, весь
был устремлен в будущее. В самые тя-
желые голы гражданской войны, голода
ий разрухи Жуковский создает свои тео-
ретические куреьь, затем Московский авиа-
техникум, из которого выросла впоследет-
вии Военно-воздушная академия, основы-
вает Пентральный аэрогидродинамический
институт — одно из крупнейших научных
учреждений мира.

На всех лекциях Жуковского, которые
мне приходилось слушать, он неустанно
твердил, что Россия — <трана будущего,
что. мы живем накануне новых, великих
достижений в области теории и практики
авиании. И он сам делал эту новую эпо-
ху в истории завоевания воздуха. Откры-
тие ряда основных законов построения

В крыла, создание профиля крыла © выевоки-
ученый ми аэродинамическими качествами, извест-

К. 9. Циолковский за восемь лет до первого   ного и по сей день под названием «про-

полета братьев Райт не только математи-
чески разработал. теорию аэроплана, но

филь Жуковекого», его формулы, которы-

и  ми поныне пользуются все конструкторы

предугадал ето тип, который очень близок! мира, — это едва ли десятая часть того,

к современным конструкциям и весьма да-
лек от старых. vee

что сделано MyROBCRUM AIA pasBuTAA MH-
ровой авиационной науки. Недаром Ленин

соетав

Гаардии старшина А, Бойцоз — авиамеханик. Им обслужено 1.450 боезых вы-
летов. За доблестный. и безупречный труд Родина наградила своего славного сына
орденом Красной Звезды и медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда»
и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»,

Кончилась война, и Бойцов демобилизуется.

всегда его самолет, Таким же передал он
гвардии сержанту А. Чигринскому.

В отличном состоянии находился
«ЯК» своему преемнику — авиямеханику

На снимке: гвардии старшина A. Бойцов (слева) прощается после передачи
самолета с гвардии сержантом А. Чигринским.

Снимок нашего

спец. фотокорр. капитана Т. Мельника.

История Отечественной войны
на Украине

Беседа корреспондента «Сталинского сокола» с ученым секретарем

комиссии по составлению истории

Отечественной войны на Украине,

кандидатом экономических наук Д. В. ГАК

В беседе © нашим корреспондентом тов.
Так заявил:

— Комиссия по составлению история
Отечественной войны на Украине создана
ри Академии наук УССР решением ЦВ
ВП(б)У ‘и Совнаркома республики. Комис-
сию возглавляет секретарь ЦЕ КП(б)У по
пропаганде К. 3. Литвин. ^^

В документах, рассказах фронтовиков
и партизан, тружеников тыла будет отоб-
ражена героическая борьба украинского
народа ва свое освобождение, за победу,
одержанную под руководством большевиет-
ской партии, при поддержке всех народов
нашей страны.

За последнее время собран интересный
и потробный материал 0 партизанском
движении на Украине. Застенографирева-
ны поучительные рассказы ‘выдающихся
организаторов. и руководителей отрядов и
соединений народных  метителей, в том
числе дважды Героев Советского Союза
тенерал-майора Ковпака, ‘генерал-майора
Федорова, Героя Советекого Союза генерал-
майора Реритигота и других. Значитель-
HOS MeCTO отведено роли сталинской авиа-

ции. Партизаны рассказывают о боевых
действиях  парашютно-десантных . войск,
о той огромной помощи, которую им ока-
зывали храбрые и инициативные летчики,
совершая емелые и дерзкие полеты в
тыл противника, к месту расположения
партизанских соединений и отрядов, пере-
брасывая им подкрепления, оружие, про-
«Большой зем-

довольствие, доставляя ©
ли» письма, газеты, журналы,  вывозя
раненых.

Поступил ряд подлинных документов,

характеризующих участие веего народа в
борьбе против немецко-фалиетеких  зах-
ватчиков. Исключительный интересе пред-
ставляет дневник Героя Советского Союза
Руднева, комиссара партизанского ‹оеди-
нения, которым командовал легендарный
герой Ковлак. В дневнике полребно описа-
ны боевые будни соединения. (Собрано
много документов о подпольной деятельно-
сти большевиков Криворожья и других
областей во время неменкой ‘оккупатии на
Украине. о зверсттах фаттистов в Киеве,
Львове, Лонбассе. Есть немало локументов.
рисующих героический труд рабочих, кол-
хозников, интеллигенции, эвакуированных
в глубь страны. Заслуживает - внимания
тневник ечетовола  сельхозартели имени
TOB.

TOPOB

назвал ето «отцом русской авиации» и
всячески поддерживал Жуковского.

Если шаг за шатом рассматривать эта-
пы роста и развития советской авиации
за последние двадцать восемь лет, то мож-
но увидеть, что наша страна стала под-
ее родиной новаторов во всех обла-
стях авиационной науки и ее. практиче-.
ского использования в мирных и военных
условиях. Между советскими учеными, дви-
гающими теорию авиации, конструкторами,
создающими самолеты, и летчиками, ле-
тающими на них, существует органиче-
ская связь в области стремления к Ново-
му. Это национальная черта нашего
характера. Русский народ обладает имен-
но теми качествами, которые нужны для
развития авиационной науки и практики,
1требующих гармонического и омелого ре-
шения. целого комплекса проблем, выте-
кающих одна из другой.

В воспитании чувства нового и укреп-
лении связи, о которой я говорил выше,
колоссальная роль ‘принадлежит нашей
партии и лично Иосифу Виссарионовичу
Сталину. Я всегда вопоминаю елова то-
вариша Сталина о людях новой формации
и о том, как важно и необходимо нам
чувство нового.

Современная отечественная авиация и
наука, все ее достижения неразрывно свя-
заны © именем `Сталина. Товарищ Сталин
лично ставил авиаконструкторам задачу—
создать такие типы самолетов, которые
позволяли бы достигать новых рекордов
по дальности, окорости, высоте. Тбварит
Сталин неустанно заботится о создании
мощной базы авиастроения и научно-ис-
следовательских ” институтов. Благодаря
заботам Сталина в нашей стране  выра-
шена целая плеяда замечательных летчи-
ков, которых народ назвал летчиками
сталинской закалки.

В Великой Отечественной войне совет-
ские конструкторы, летчики, командиры
авиационных соединений, следуя указани-
ям великого полководца, оказались под-
линными новаторами боевого’ применения
авиационной техники. Наши замечатель-

Шевкоплес. Это по существу военная ле-
опись колхоза, которому на-днях испол-
нилось двадцать мять лет.

Большая работа ведется по сбору мате-
риалов 0 Героях Советском Союза —
украинцах и всех тех, кто удостоен этого
BEICOKOTO звания за участие в форсирова-
нии Днепра, за освобождение украинской
земли. Этим вопросом занимается отдел,
который возглавляет Герой Советского
Союза партизан Отечественной войны тов.
Клоков, в прошлом научный  сотрулднив
одного из институтов, Уже %0бтано окохо

полуторы тысячи биографий Героев.
Советского Союза. В’ разлеле 0 героях
широко будут представлены  Всенно-Воз-

хушные Силы Красной Армии. В частно-
сти будет подробно рассказано о подвигах
трижды Героев Советского Союза Покрыпе
кина и Кожедуба, дважды Героя  Coper-
ского Союза Лавриненкова, Героев Совет-
ското Союза Белесника, Гринько, Середы,
Кошубы и многих других летчиков.

—_ В 1945 году, — заявил далее тов.
Гак, — мы прецполагаем излать монотра-

фические работы об’емом в 115 печатных

листов, в том чнеле большюй труд «Пар-

тия большевиков — вдохновитель, органи-.

gaTop и руководитель освободительной

борьбы украинского народа». Работы кан-

дидата исторических наук тов. Супрунен-
ко «Украина в Отечественной войне».
профессора Белонина «Что готовили нем-
цы украинским колхозникам» и ряд дру-
гих уже <ланы в печать.

`Намечено издать двадцать восемь томов
документальных сборников, в том числе
девять томов в будущем году. Среди них
сборник подлинных писем советеких граж-
дан из фашистской неволи, сборник доку-
ментов, характеризующих оккупационный
режим на Украине и т. д. Кроме toro, ro-
товится к печати сборник «Партизанское
творчество». С января пачнет выходить
два фаза в год научный сборник «Лето-
пись Отечественной войны на Украине».

— Мы обращаемся, — сказал в заклю-
чение тов. Гак, — ко всем летчикам,
штурманам,  стрелкам-радистам, ко всем
авиаспециалистам, участвовавшим в боях
за Украину, < просьбой прислать имею-
щиеся у них документы или боевые эпи-
зоды и воспоминания, которые могли бы
‘быть использованы при составлении исто-
рии.

ные конструкторы Яковлев, Ильющин,
Лавочкин, Петляков, Микулин, Туполев
создали прекрасные образцы новых машин
и моторов. А наши прославленные летчи-
ки Покрышев, Покрышкин,
Кожедуб нашли новые приемы и ©1-
собы полного использования мощи этой но-
вой техники.

Творцами нового явились и наши авиа-
ционные генералы, которые сумели най-
ти наиболее эффективные методы приме-
нения авиации над полем боя.

Один из таких новаторов, с именем ко-
торого связана целая страница развития
пикирующей авиации, — дважды Герой
Советекого Союза генерал-майор авиации
Полбин. Будучи сам прекрасным летчиком,
обладая высокой технической культурой,
Иван Семенович Полбин неустанно pato-
тал над проблемами меткото бомбометания.
Его пикирующие бомбардировщики доби-
лись исключительного успеха в этом деле
благодаря 060б0й системе тренировки и
воспитания.

Полбин на самолете «Петляков-2» удач-
но разрешил проблему — максималеного
уменьшения дистанции между точкой вы-
вода самолета из пикирования и целью.
Сокращение этой дистанции позволило до-
битьея высоких результатов в области
прицельного поражения об’екта. Полбин,
кроме того, явилея инициатором метода
действий пикирующих бомбардировщиков
с круга. Во время крупнейших операций.
на территории Замадной Украины и Гер-
мании, применив этот метод, OH достиг
небывалой эффективности зтак © пикиро-
вания.

Широко известно имя дважды Героя
Советского Союза тгенерал-лейтенанта авиа-
ции Савицкого. Он явился новатором в
области тактики использования истреби-
тельной авиации. Савицкий умел так ор-
танизовать взаимодействие © наземными
войсками, что его истребители неустанно
следовали за полвижными танковыми 94-
стями-и постоянно создавали мощный в03-
душный щит над колоннами напгих насту-
пающих войск. Такое взаимодействие, под-
нятое Ha выкокий уровень, обусловило ис-
ключительно эффективное участие истре-
бителей Савицкого в крупнейшей воздуш-
ной битве над Берлином.

Глинка.

‘мельские учреждения постоянно руководет-

Ледозый аэродром

Л ЕГЕНДАРНЫЕ походы совершали
партизанские отряды дважды Героя
Советскоге Союза генерал-майора Вовпака,

`   созданные по приказу товарища Сталина.

Они неожиданно появлялись там, где их
никто не ждал, ваносили сокрупительные
удары по немецким гарнизонам, полицей-
ским комендатурам.

И везде и всюду, в бою и в походе, ря-
дом с Ковпакюм и ero  бесстрашными
тоузьями неизменно находился отважный
помощник командира соединения по раз-
велке Петро Петрович - Вершигора, ныне
Тегой Советского Сотоза. генерал-майор.

Кем былв прошлом Веритигора?

Кинорежиссер по специальности, рядо-
вой советский труженик, взявшийся за
оружие, когда на Родину напали враги.

Суровая школа партизанской войны з3-
калила ето волю, позволила лучше y3-
нать советских людей, их характер и
способтости,

— Когда я ближе присмотрелся к этим
людям, — рассказывает Bepmuropa 0
своей первой встрече с партизанами Вов-
пака, — я сразу понял, что воевать я
буду только с ними вместе. Если когда-
нибудь хватит сил у меня написать кни-
Ty о них, я назову ее «Люди с чистой
совестью». :

Й произведение родилось. Это героиче-
ская влохновенная эпопея о мужестве и
стойкости советского человека, не сгибаю-
щегося ни перед какими трудностями, го-
тового до последнего дыхания драться за
счастье и свободу отечества. Эт по-
весть 0 люлях с чистой совестью, как их
назвал автор.

Как в первой, так и во второй части
книги режиссер и солдат, писатель и
воин, гепой. партизанской войны на Ук
раине Веригигора посвящает много стра-
ниц славным Военно-Воздушным Силам.

Автор © увлечением говорит 0 па-
раппотистах и десантниках, © добле-
стных летчиках, смело летавших в пар-
тизанекие отоаты в дождь H WYDTY,
пробиваясь через заградительный огонь
противника на маленьких утлых учебных
матинах «По-2» и тяжелых «Дугласах».:
Яркие, сочные характеристики людей, на-
всегда запоминалощеиеея образы!

После рознь П. Вермигора был  на-
правлен на учебу в Высшую военную
академию им. Воронгилова. Сейчас он на-
ходится в Киеве в творческом отпуске.

..Небольшая уютная комнатка: это ра-
бочий кабинет писателя. На столе ворох
рукописей, портативная пишущая машин-
1 ка.

На стене висит большая карта, испещ-
ренная кружочками, стрелками, линия-
ми. Генерал подхолит. к карте и показы-
вает на маленький овал, заштрихованный
и окрашенный в голубой цвет. Это Внязь-
озето. После сталинского рейда ‘(ему пе-
ликом посвящена первая часть) отряд
стал действовать в районе Барановичей.
Ошущалась острая нужда в боеприпасах,
которые можно было ‘доставлять. только:
на самолетах. Скверно ‘оботояло дело и с
медицинской помощью.
срочно эвакуировать на «Большую землю»
несколько десятков тяжело раненых па”-
тизан. И здесь опять слово было з& авиа-
цией. Однако подходящего места для’ по-
садки самолетов нигде обнаружить не
удалось. Й партизаны релтили расчистить
снег на Князь-озере южнее Барановичей п
устроить здесь ледовый аэродром. Смелая
инициатива не нашла поддержки y HeKs-
торых авиационных командиров. Но нар-
тизаны твердо верили в возможность по-
салки самолетов на лед.

— Я слыл в соединении специалистом
по авиации, — рассказывает Геригигора.
—= «Он курсы по строительству аэродра-
мов прошел», — шутили по моему адресу
партизаны. А курсы эти состояли в TOM.
что, будучи несколько раз во время своей
партизанской деятельности на «Большой
земле», я заинтересовался некоторыми де-
талями аэродромного строительства,  рас-
спрашивал летчиков, каковы должны быть
размеры площадки, какой требуется грунт

Надо отметить, что в последний период
войны Савицкий провел воздушный бой ¢
немецким самолетом, снабженным резктив-
ным двигателем. Его успешный опыт был
положен в основу ценной тактической раз-
работки и послужил школой для молодых
летчиков.

С чувством величайшей благодарности
командиры и солдаты стрелковых, танко-
вых, артиллерийских войск произносят
имя дважды Героя Советского Союза гене-
рал-лейтенанта авиации Рязанова. «Илью-
шины» соединения; › которым командует
Рязанов, как таран, пробивали дорогу на-
IM наземным войскам. Работа штурмо-
виков соединения Рязанова была организо-
‚вана настолько хорошо, что в ряде елу-
‘чаев их вылеты ‘в значительной степени
содействовали успеху общевойсковых опе-
раций. Смыел того нового, что внес Ряза-
нов в тактику боевых действий, заклю-
чается прежде всего в гибкой системе уп-
равления штурмовой авиацией, в увеличе-
нии ее маневренных возможностей. Ряза-
нов разработал и осушествил на практике
такую систему перебазирования, при ко-
Торой штурмовые части все время нахо-
дились вблизи линии фронта и оперативн“
выполняли заявки наземного  командова-
ния. Рязанов научил своих летчиков и
подчиненных ему командиров выжимать
нз техники все, что она может дать, мет-
ко штурмовать и бомбить пели в самых
сложных  метеоусловиях и при сильном
противодействии противника в воздухе и <
земли.

Здесь нет возможноети рассказать obo
всем новом, что внесли авиаторы в прак-
тику боевых действий. Достаточно ска-
зать, что ни один конетруктор ие Mose
пожаловаться на неполное использование
возможностей ето машины. Наоборот, лет-
ный состав ставил перел конетрукторамг
новые, более сложные задачи. и научная
зысль страны смело откликалась на каж-
хый разумный запросе летчиков:

Наша авиационная наука,  конетрук-
торские летные кадры, научно-исслелова-.

вовались указаниями товарища Сталина о
том, что надо всегда стремиться к реше-
нию сложнейтих проблеи и быть постоян-
HO тотовыми Е осуществлению вое более

Необходимо было!

экзамен и показали прекрасные

Bepmuropa руководил работами по 069-
рудованию аэродрома, делал ‘расчеты и
настойчиво локазывал, что лед выдержит
посалку тяжелой машины.

Вскоре мастерство и умение советских
летчиков в сочетании е дерзким и умным
замыслом партизан одержали победу.
Первый самолет, пилотируемый летчиком

Лунцом, ныне Героем Советского Союза, .

благополучно приземлилея на озере.
Генерал вынимает 0б’емистую папку
отпечатанных Ha ‘машинке рукописей,

отыскивает девятую главу второй части, в.

которой описан прилет Лунца. Приведем
здесь отрывки из этой главы:

«..Вюгда первая дюралюминиевая птица
стукнулась об лед, сотни сердец, жестких
солдатских сердец замерли: выдержит или
не выдержит... Признаюсь, не of экипа-
же, который мог разбиться, потонуть, по-
калечиться, думали мы. Нет! От того, ея-
дет ли благополучно этот первый само-
лет, зависела вульба партизанского аэро-
дрома и судьба наших раненых товари-
щей, возможность получения боеприпасов,
а, стало быть, и судьба нашей дальней-
шей борьбы © немцами. 3

Самолет бежал все тише; лед затихал
перестал гудеть, и машина на секунду
остановилась, а затем, повинуясь моему
зеленому фонарику, стала выруливать на
старт. На берегу озера кричали «ура», и
в морозное небо летели партизанские
тапки. А под звездами уже гудел второй
самолет...

— Слава вам, товарищи летчики!
Сколько сердец с благодарностью сейчас
думают о вас.

— Привет вам, посланцы Родины!

— Привет! — сказал человек в комби-
незоне, вылезая из машины, и к нему по-
тянулись десятки рук.

Команлир котабля Лунц, — orpe-
коменловалея летчик.

`В нам полошли Ковпак и Руднев (комис-

сар соединения —Рад.). А я побежал при-_

нимать следующий самолет. В первую
ночь мы приняли три машины.
Жогда самолеты разгрузились и взяли

на борт раненых, Вевпак подозвал к себе

Луппа и, показырая вокруг па безбрежную

равнину озера, смеясь, спросил:

— Ну, як хлопче, хорошу площадочку

пртотували?

Аэродром идеальный!

— А подходы? — спрашивал Rosman.
Очень хороптие!

— А трунт?
Грунт твердый, садился, как
тонированную дорожку.

— Ну, 10-10... Теперь ходи сюда, —
й Ковпак отвел Лунца в: сторону, на чи-
стый неукатанный пушистый сиет.

Лунца ‘угостили на радостях выделен-
ным из резерва первачом. Вовпак крепко
пожимал руку летчику и говорил:

— Так п запамятай: фаз я радирую,
можно мапгину садить, сидай, яку себя
дома. у

«Ие’ знаю, убедил ли ...Вовлак Лупца
этим разговором, но еще. много, раз. летчив
первым прилетал на вооруженные парти-
занами плошадки на песке, целине,
лесных полянах. Машины летали без за-
держки и аварий».

Долго еще тянется увлекательная бесе-
да с писателем-героем. Он читает нам
отдельные главы, делится богатейшими
впечатлениями, рассказывает о своих твор-
ческих планах.

— Мои мемуары, — говорит Вершииго-
ра, — будут состоять из четырех книг.
( олной из них читатель уже знаком.
Она напечатана в журнале «Знамя». Уже
закончил вторую книгу, в которой описан
рейд по тылам противника во время ок-
купации немцами Киева и на реву При-
пять. Отрывки из этой книги публикует
сейчас газета «Правда Украины». Третью
книгу предполатаю посвятить карпатокому
рейду и, наконец, четвертую — походу в
Польшу, к траницам Восточной Пруссии.

Б. ПЕРЕЛЬМУТЕР.

Б. ФЕДОРОВ.

на бе-

—

Киев.
(От наш. спец. корр. по телеграфу).

и более серьезных заданий. Таким обра-

зом, от знаменитых в свое время переле-
тов Чкалова, Коккинаки — этих замеча-
тельных летчиков-новаторов — пРотяву-

лась прочная нить преемотвенности ayu-

ших традиций в летчикам 1941—1945 гг.,
которые < честью выдержали труднейший
боевые

у

качества. .
Я помню, как задолго до войны това-
рищ Сталин говорил нах, что мы будем

соверитать полеты, показывающие нании дэ-

стиженся, Но, нужна исключительная 90с-

торожноеть в том смыеле, чтабы это бы-
ло еделано

наверняка, Целеустремленно.
Полное значение. этих перелетов, в резуль-
тате которых Советский Союз. заваевыв”л

один за другим. международные реворлы
дальности, скорости и высоты, мы емот-
ли оценить только в дни войны. Именно

на фронте стало ясно. какое колоегальн @

значение имели для нас перелеты Чкалова
и Коккинаки, потому
перелетов позже воспитывалоеь целое по-
коление летчиков, а исходя из опыта э75-
нлоатации материальной части, ставились
новые задачи кочетрукторам.

что на опыте этих

Могла мы говорим о новаторетве, о са-
молетах, созданных в дни войны, 0 наших
«ЯК?’ах», «Ту-2», «Ше-2». «ИЛ -2». мы

законно горлимея ими, потому что онч яв-
ляются новыми достижениями. авиапи“нной

науки, последним еловом техники. Й это

слово скалано нами, советекиуи людьми.
Истребители, бомбарлировиики и штурмю-

ВИЕИ Наших _вонЮтруктаров: оказались луч-

ше во веех отношениях «Меосориуиттов»,
«Фокке-Вульфоз» и «Юнквреов». как ни
отаралиюь.

HOMIE — мо”пфицировать сзои
чатины и подтягивать их к современно-

му УРОВНЮ.

`Только единственная страна в мире —

наша страна — обладает в результате
победы  социалистического строя таки-
  ми возможностями, при которых 11000

тостижение научно технической мысли мо-
жет в кратчайший рок воплощаться В
жизнь. Наша Родина стала родиной нова-
торов мировой авиационной науки, стра-
ной нобывалого
авиации.

прогресса всех видов

На.