г, №92 (390). _

17 ноября 194
2 СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ

Пять © половиной веков назад появи-

(Ch пушки на русской земле, и с той

pe Nee

‚ приумножены

дом развития

поры артиллерия бесоменно
еторожевую вахту.

Русские орудия стяжали себе славу во
всех войнах, протекавших в-течение этих
столетий. Замечательные традиции 0ус-
еких пушкарей достойно восприняты и
артиллеристами Красной

Армии, Своими фатными подвигами ваши
артиллеристы снискали глубокое уважение
и любовь советского народа.

Учитывая большие боевые заслуги ap-
тиллерии Красной Армии на всех фрон-
тах Отечественной войны, Президиум
Верховного Совета СССР Указом от 21 ок-
тября 1944 года установил ежегодное
празднование Дня артиллерии. Этот вее-
народный праздник приурочен к знамена-
тельной дате в° истории Отечественной
` войны = 19 ноября 1942 годы, когда
войска Красной Армии под Сталинградом
перешли в наступление. Мощная артил-
лерийская канонадз  возвестила начало
исторического сражения, приведшего к
хоренному перелому в ходе Великой Ore-
чественной войны.

Выдающаяся роль советской зртилле-
рии в отой войне подготовлена всем X0-
артиллерийского дела’ в
России. С давних времен русские пуш-
карти занимают ведущее ‘место в Европе.

Для развития нашей отечественной ар-
тиллерий много еделал Иван Грозный. Че-
тыре столетия назад ето тяжелые
тунгюя участвовали в осаде Вазани и в
ивонском походе. Мудрый  государствен-
ный деятель и талантливый полководец,

несет свою

Иван Грозный правильно оценил роль ap-

gach Ha первое место в Европе. Историче-

передовых людей своей эпохи.

’ кадров для нее.

‚ этой сталинской теорией, в наступатель-

’ товки и сопровождения отнем наземных

`ная противнику в численности,
  материальной части,
 принасами, артиллерия Краюной Армии на.
\везх фронтах наносила

’ етрия Советского Союза.

наиболее эффективные
  поддержки наступающей пехоты.

’ войны осуществили облегчение ору
уменьшение их табаритов при неизменных.

тиллерийскотго огня, значение артиллерия

при Фазгроме вражееких крепостей.
Наибольшее развитие артиллерии в про-

пелом относится к периоду царствования

Петра Г. При нем русская артиллерия раз-

вивалась быстрыми темпами и выдвину-

ская заслуга Петра в развитии артилле-
рии состоит в том, что он решительно пе-
рестроил вею организацию афтиллерийско-
то дела в Россим. Петр Ё разделил артил-
лерию на осалную, гарнизенную и поле-
вую, полковую и одержал © ве помощью
историческую победу над шведами под
Нолтазвой. ‘

Продолжателем дела Петра в `` области
развития артиллерия в России был граф
Шувалов, один из наиболее культурных и
Ввеленные
Шуваловьге на вооружение «единороти»
представляли ©обой удлиненную  гаубицу
и мотли стрелять снафядами всех видов:
картечью, разрывными гранатами и зажи-
гательными юнадядазми. ,

В 1759 году пох Вунередорфом прус-
кая армия Фридриха П понесла, огромные
потери от русской артиллерии и была на-
голову разбита.

Немеокнумей славой озарены — Шевар-
динокий редут-`и, прославленная, батарея
Раевского, отражавшая многочисленные
и яростные атаки нанолеоновских войск.

Вепомним, наконец, известный  Бруси-
ловкий. прорыв в период первой мировой.
войны, успех которого был в немалой
степени обеспечен искусным использова-
нием артиллерии.

Несценима поль советской артиллерия в
разгроме противника и в достижении по-
белы в период гражданской войны. Уету-
качестве
обеспеченности. бое-

интервентам и
белотвардейцам тяжелые поражения.

Одним из наиболее ярких примеров уме-
лого использования артиллерии может слу-
жить героическая оборона Царицына. Здесь
в 1918 году советокие артиллеристы
впервые применили массированные заллы,
оказавшие решающее влияние на исход
сражения. Сосредоточение артиллерии на
наиболее ответственном  Участке было
произведено по прямому указанию товари-
ща Сталина, руководившего обороной Па-
рицдына. С тех пор масеированный огонь
стал основой боевого применения совет-
ской артиллерии.

После Октябрьской революции мощь ©о-
ветской артиллерии веизмеримо  повыеи-
лась. Материальной основой ее развития
явилась могучая, бурно растущая  инду-

‘Товарищ Сталин, предвидевший огром-
ное значение артиллерийского огня в. ©9-
временной войне, лично следил з& ростом
артиллерии, за подготовкой и воспитанием

Ё началу Великой Отечественной войны
артиллерия Красной Армии по своим бое-
вым качествам занимала одно из первых
мест по сравнению © артиллерией других
армий. Советские пушки по мощности,
начальным скоростям полета снаряда, тем-
пу огня, маневренности, степени внедре-
ния автоматики в большинстве ‘случаев
превосходили лучшие образцы — мирового
артиллерийского вооружения.

Товарищ Сталин обогатил практику
применения артиллерии в 60% новым
принципом, заключающимея в постоянной
полдержке и неотрывном сопровождении
артиллерийским огнем и колесами пехоты
и танков во всех наступательных оп6-
ращиях. Именно из этого принцина роди-
лось широко практиковавшеея в боях
артиллерийское наступление, чего не зна-
Ja история прошлых войн.

Советские артиллеристы, обогащенные
ных операциях применяли самые
образные методы артиллерийской

разно-
нодго-

войск:  отневой вал, последовательное
сосредоточение отня, стрельбу прямой на-
зодкой с открытых позиций и другие
способы отневой

Великая Отечественная война показала,
ano артиллерия Красной Армии целиком
отвечала требованиям современного 60s.
Однако это не значит, что наша коиетрук-
торекая мысль на этом остановилась. На-
оборот, советские конструктора в ходе
орудий,

Ленинтрада.

шести 6

советская артиллерия показала всесокру-
шающшую силу своего огня.

вых немецкие‘ солдаты, офицеры и гене-
ралы говорили © нескрываемым ужасом.

‘офицер Вальтер Грабе, — ваша артил-

ные плацдармы. Эти задачи артиллеристы

вная ударная сила Красной Армии

баллистических качествах, дали подкали-
берный наряд, блестяще  фазрешивиий
проблему броненробиваемости, сконструиро-
вали кумулятивный снаряд, который дал
возможность вести борьбу < танками из
орудий, имеющих малую начальную ско-
рость полета снафяда. -

Ценный вклад зв могучий арсенал ©0-
веткой артиллерийской техники внесли
знатные конструктора артиллерии. Герой
Социалистического Труда тов. Грабин дал
на вооружение Красной Армии мощные 0б-
разпы полевой артиллерии. Герой Социали-
стичоского Труда тов. Петров, лауреат
Сталинской премии тов. Синельщиков ¢o3-
дали Н0в0е мощное танковое и CaMo-
ходное вооружение. Товаришами Гуренко,
Ильиным и Пирульниковым значительно
повышены мощности и маневренность
танковых и полковых пушек, даны новые
образцы мошных орудий и пупшжи для ca-
мохолной артиллерии.

Наша артиллерийская промышленность,
созданная под непосрелетвенным руковод-
ством великого Сталина, вписала яркую
страницу в подвиг советского народа в
Отечественной войне. Она сокрушила не-
мецкую военную технику и вышла побе-
дительницей в смертельной борьбе.

В период Отечественной войны заново
создана совотекая, самая мощная в мире,
самоходная артиллерия.

Только  глубочайшая — прозорливость,
только рений Сталина емогли своевоемен-
но предвидеть роль артиллерии,  котовую
на сыграла в Великой Отечественной
войне. :

Первый серьезный боевой экзамен нанта
артиллерия выдержала на реке- Халхин-
Гол, а затем в советско-финской войне. В
это время и было определено значение ар-
тиллерии в современной войне мудрыми
словами товатища Сталина: «Артиллерия
— бог войны».

Уже первые дни Великой  Отечествен-
ной войны, когда враг бросил против на-
тих войск тысячи танков, показали, Ha-
еколько грозным оружием в борьбе в тан-
ками является артиллерия. Только © 23 по
25 июня 1941 года в районе  Шауляй
зртиллерией было уничтожено до 300 не-
мецких танков, \

Битва 3a Москву обошлась немиам в
десятки тысяч трупов солдат и офицеров
и 1.500 уничтоженных танков.

- Бессмертной славой покрыли себя co-
ветские артиллеристы в тяжелых битвах
при защите Одессы, Севастополя, Тулы,

Сталинградекая битва, длившаяея более.
половиной месяцев, является
самым грандиозным артиллерийским сра-
жением всех времен. У стен легендарно-
то города, носящего имя великого Сталина,

0 мощи этого огня оставшиеся в жи-

Капитан Эрих Штамм показал: «Pyc-

ская артиллерия — это коса смерти. Под.

Сталинградом она дутила
железными клещами».

«В боях под Сталинтрадом, =— говорил

нас  ювоими

лерия рассеяла былую славу наших тан-
HOB),

Огромную роль в сталинградской битве
сыграли самоотвержениость, выдержка и
массовый тероизм наших артиллеристов.

В тяжелой, но блестящей для наших
войск битве под Курском, когда немцы
предприняли «генеральное» наступление
из районов Орла и Белгорода, советская
артиллерия сыграла огромную роль.

Введя в б0й новые тяжелые танки —
«Титры», «Пантеры» и  «амоходные
орудия «Фердинанды», немцы расечитыва-
ли, что эти машины для руеской артил-
лерии окажутщя  неуязвимыми. Более
3.000 танков бросил противник против
наших обороняющихея войск. Основная
тяжесть борьбы 6 этими механизированны-
ми силами легла на нашу артиллерию, и,
как известно, она отлично справилась ©
возложенными на нее задачами, -

После битвы на Курской дуге Bpacnas
Армия перешла в наступление на многих
участках огромното фронта.

C переходом в наступление и увеличе-
нием выпуска нашей промышленностью
материальной части артиллерии началось
формирование мощных артиллерийских co-
единений, сыгравших огромную роль в
операциях наших войск по прорыву ук-
реплений немцев. Советекая артиллерия

©воим огнем прокладывала дорогу  насту- 3

пающим войскам.

В незабываемые дни форсирования Дне-
пра перед артиллерией встали новые ¢e-
рьезные задачи. Нужно было не  только
обеспечить форсирование мощной водной
преграды на широком фронте, но и дать
возможность войскам закрепить захвачен-

выполнили блестяще. Не ожидая кооруже-
ния специальных переправ, дивизионная и
истребительная артиллерия форсировала
Днепр на подручных средствах,

В битве за Днепр и при форсировании
других водных преград — Нарвы, Немана,
Березины, Буга, Прута, Вислы,  Серета,
Тиссы -— советские артиллеристы пока-
зали непревзойденный героизм, высокое
мастерство и несравненное упорство.

Сокрушительную силу советской артил-
лерии испытали маши враги в ясско-ки-
шиневской операции. Ролее 250 орудий на
один километр фронта на направлении
главного удара обрушили свой огонь ва
всю глубину обороны противника. Ни бе-
тонные еооружения, ни тысячи дзотов, ни

глубокие траншеи не ©смотли спасти про-  .

тивника от мощного огня. Оборона  про-
тивника, создававшаяся и хсовершенетво-
вавшаяся продолжительное время, была
разгромлена в течение одного дня.

В октябре 1944 г. войска З-го Бело-
русского фронта, насыщенные большим
количеством артиллерии различных калиб-
юв, нанесли сильнейший удар п долго-
временной оборонительной системе немцев,

Чек,
поля прикрывали подступы к Одеру.

силу советской артиллерии пришлось ис-
пытать на себе последнему атгрессору =
японскому империализму.

артиллерия выросла в грозную силу, епо-
собную сокрушить любые преграды. Co-
зетские артиллеристы звсетла вззимодейет-
вовали © другими родами войск и во всех
видах боя наносили противнику огромные
потери. 5

мужество артиллеристов. С начала Beau-
кой Отечественной войны п 1 5
1945 г. орденами и медалями награждены
1.079.335° красноармейцев,
офицеров и генералов артиллерии Врасной
Армии.
звание Героя Советского Союза. Среди Ге-

офицеров, 664 сержанта и 154 краеноа=
мейца.

нулась напряженная учеба. Артиллеристы

сокрушили ее и втортлиеь в пределы Bo-
сточной Пруссии.

Противник располагал в этом районе
большим количеством орудий. Передо на-
шей артиллерией стояла задача не только

пробить брешь в железобетонном поясе,

Ho H подавить отневые средства ‚против-
ника, особенно его артиллерию. Эта зада-

ча нашими артиллеристами была решена

исключительно успешно. Только за пер-

вый день боя на олном участке фронта
было уничтожено 27 дотов и дзотов, 401
пункта,
14. полевых орудий, 13 минометных бата-

блиндажей, 22 наблюдательных.

рей, 120 пулеметов и подавлен отонь

90 артиллерийских и 37 минометных Oa-

тарей. В этих боях использовалиеь круп
ные артиллерийские соединения. Не могло

быть такой силы, которая выдержала бы:
эти мошные удары советской артиллерии.

Оценивая роль артиллерий в этой вой-

не, товарищ Сталин говорил: «Веем изве-
стно, что советская артиллерия добилась
полного гоеподетва на поле боя над артил-

лерией врага, что в многочисленных боях
с врагом советские артиллеристы и мино-
метчики покрыли себя неувядаемой славой

исключительного мужества и героизма, &

командиры и начальники показали вы©о-
кое искусетво управления огнем».

Юлним из величайших сражений 0те-
чественной войны явилась битва ва
Берлин.

Она началась © боев за реку Одер. Эта
река в планах германского командования
служила основным оборонительным  рубе-
OM.
проволочные заграждения,

Советская зртиллерия во взаимодейст-

вии © авиацией еокрушила этот мощный.
оборонительный рубеж и проложила ‘путь
пехоте и танкам для последнего могучего

удара Врасной Армии по сердцу  фашиет-

ской Германии — Берлину,

После героического форсирования Одера

войска Красной Армии начали неудержи-
мо продвигаться к Берлину. Артиллерия
во взаимодействии с пехотой и танками,
при поддержке нескольких тысяч самоле-
тов обеспечила прорыв многочисленных
оборонительных рубежей, прикрывавигих
Берлин.

Для штурма последних вражееких рубе-

жей было сосредоточено 22 тысячи ору-}
дий и минометов. Эта
показатель мотущества нашей артилле-
рии и ее роли в современных сражениях.

Товарищ Сталин в своем приказе нёз-
вал артиллерию «главной ударной
Ерасной Армии». Это почетное  определе-
ние наши славные артиллеристы вполне
заслужили: советевая артиллерия проле-
жила нашим войскам победный путь от
берегов Волги go столицы фашистской
Германии — Берлина.

цифра — яркий

силой

После разгрома гитлеровекой Термании

В ходе Великой Отечественной войны

Родина высоко оценила мастеретво и
оътября
сержантов,

1.677 артиллериетам присвоено

роев-артиллеристов 34 генерала, 825

Отгремели боевые залпы советской ар-
тиллерии. В частях и соединениях развер-

осваивают опыт войны и неустанно 5о-
вершенствуются, зная, что их пушки —
главная ударная сила армии.

Подполковник Г. КОЛОМИЕЦ.

Тысячи дзотов, дотов, огневых. то-
MEBEEIC

к победе

В сражениях Великой о
войны огромную роль сыграло взаимодей-
ствие авиации © артиллерией. Эти круи-
ные ударные силы разрушали укреплен-
ные оборонительные рубежи противника,

прокладывали дорогу танкам и пехоте.

Дополняя друг друга, артиллерия и
звиащия успешно решали сложную задачу
подготовки в атаке, подавляя оборону

‘противника на всю ее тактическую глу-

бину. Но взаимодействие авиации и ap-
тиллерии заключалось не только в том,
что они совместно готовили атаку.
Координация их боевой работы продолжа-
зась и в период борьбы в глубине враже-
ской обороны, а также при решении We-
ряла других задач.

В период авиационной и артиллерий-
ской подготовки атаки Задачи этих двух

‘родов войск обычно распределялись так:

артиллерия нодавляла и уничтожала 9г-
невые средства и живую силу противника
на переднем крае и в ближайшем тылу,
а авизция брала на себя те об’екты, во-
торые артиллерия He мотль поразить
вследствие их удаленности или по другим
причинам.

Обычно при подготовке атаки действия
эзвиации и артиллерии имели целью пода-

вить и частично уничтожить огневую си-

стему обороны противника, разрушить ук-
репления, подавить ередотва ПВО против-
ника, подавить живую силу, екопившую-
ся в определенных районах, нарушить дея-
тельность тыла и управление войсками.

Перед командирами и их штабами, ре-
шавттими вопросы взаимодействия авиз-
ции и артиллерии в период подготовки
атаки, стояли серьезные задачи. Они
должны были четко, продуманно распреде-
лить цели, организовать связь и обеспе-
чить взаимную информацию зв процессе
боевых действий.

В подготовке атаки обычно участвовали
все виды авиации — истребители, штур-
мовики и бомбардировщики, выполнявшие
различные задачи. а

Истребительная авиация вела борьбу за
господство в воздухе путем непрерывного
патрулирования над полем боя, вылетами
ва перехват самолетов противника, сопо-
вождением своих штурмовиков и бомбарди-
ровщиков до цели и обратно. Взаимодей-
ствие истребителей с артиллерией в этот
период сводилось только к прикрытию
отневых позиций последней и совместным

В Центральном театре Красной Ap-
мии организована выставка «Советская
артиллерия в Отечественной войне».

Многочисленные фотографии, Make-
ты, скульптуры, схемы, картины дают
наглядное представление о силе и м0-

В-картинной галлерее Героев  Отечест-
  венной войны портреты славных ap-
тиллеристов — Героев Советекого Coro-
за гвардии майора Толмачева, майора
Комарова, капитана Еторова и других.
Установлено несколько бюстов Героев
Советского Союза  летчиков-истребите-
лей — друзей артиллеристов.

Специальный стэнд посвящен истре-
бительной авиации ПВО Московского
военного округа. За время Великой
Отечественной войны летчики-истреби-
тели Москвы произвели 97.485 боевых
вылетов, провели 2.106 воздушных бо-
ев, уничтожили 1.291 самолет врага.

На разных схемах показан боевой
путь артиллеристов 2-го Прибалтийско-
то фронта и Сталинградекого краснозна-
менного соединения ПВО Красной Ар-
MIM. : i

Вее экспонаты выставки тщательно
стбирались на фронтах; а общая ком-
  позиция ее выполнена в Москве ху-
  дожниюом Висковым. После Дня артил-
лерии эта выставка станет постоянно
действующей артиллерийской выстав-
кой, предназначенной для повышения
знаний учеников артиллерийских спец-
  школ и воннов-артиллеристов.

2k ok *
Завтра в Москве, в Центральном
  парке культуры и отдыха имени

М. Горького, открывается большая, ин-

щи советской артиллерии, 0 Ge людях.

Выставки, посвященные
Дню артиллерии

тересная выставка, посвященная празд-
нику советской артиллерии. На вы-
ставке будут показаны образцы  рус-
ской артиллерии, начиная от времен
Ивана Грозного и до настоящего вре-

мени. ,
Посетители этой выставки увидят
орудия, которыми была вооружена рус-
ская армия при Иване Грозном. Как
известно, артиллерия сыграла тогда
большую роль во время питурма Казани.

Будут показаны образцы орудий
эпохи Петра  , когда началась новая
эра в развитии русской артиллерии.
Тут же можно будет увидеть образцы
артиллерийского вооружения времен
великого полководца Суворова, Отече-
ственной войны 1812 года, когда рус-
ские артиллеристы покрыли себя не-
меркнущей славой.

На

выставке будут  предетав-
лены образцы нарезной артиллерии
второй половины ХГХ века, которая

применялась в русско-турецкую войну
1877—1878 гг., орудий, относящихся
к войне с Японией в 1904—1905 гг.,
к первой мировой войне, гражданской
войне, и, наконец, современной артил-
лерии, сыгравшей огромную роль в
разгроме немецко-фашистеких  захват-
чиков.
Большое количество ценных и инте-
ресных экспонатов дадут наглядное
представление об эволюции и pocte ap-
тиллерийского могущества нашей Po-
дины, о славных традициях русской
артиллерии, законными носителями ко-
торых являются советские артиллери-

CTH.

Перед нами три орудия большой мощности. Они начали войну в Сталинграде.
четы этих орудий. Гул их стрельбы раздавался над полями Смоленщины и Бело руссии,
Пруссии. Здесь отгремели последние их залпы. Орудия и отважные расчеты вместе

Отечественной:

ЗАВТРА ДЕНЬ АРТИЛЛЕРИИ

=

aq

действиям © ЗА, которая обеспечивала
районы расшолосовня своих войск.

В отдельных случаях истребители при-
менялись для подавления огневых ередетв
в обороне противника. В этом случае ар-
тиллерия показывала летчикам те. пели,
которые необходимо было нолавить. Спо-
собов показа целей существует очень
MHOTO, HO HanOomee распространенным. из
них была стрельба дымовыми и Tpaccu-
рующими снарядами. Если этого сделать
`Не удавалось, то истребители наводились

на цель через соответствующий звиацион-
ный ВП по радио. Для этого давалась
заявка представителю авиации, в которой
были указаны месторасположение пелей и
их характер.

Шатурмовая авиация, участвовавшая в.
подпотовЕе атаки, обычно подавляла огне-
вые точки, артиллерийские и минометные
батареи и живую силу в окопах и укры-
тиях. Ее взаимодействие ¢ артиллерией
было наиболее полным, и все вопросы по-
этому. отрабатывались особенно детально.
Успешные действия штурмовиков. и ap-
тиллерии в период подготовки атаки за-
висели от правильното распределения це-
лей между нями. Так, в одной из отера-
ций 1944 года, когда наша артиллерия
не имела возможности вести борьбу с
дальнобойными орудиями противника, это
было передано штурмовикам, которые
подавили вражеские орудия.

ри организации взаимодействия пгтгур-
MOBEKOB © артиллерией учитывалось то
обстоятельство, что авиация часто дей-

ствовала на малых высотах, где проходи-
ло большое количество артиллерийских
траекторий, представляющих некоторую

опасность для самолетов. Для того, чтобы
избежать случаев попадания снарядов в
свой самолеты, обычно обозначалиеь спе-

Ллинный и славный путь проделали рас-

Варанки появились

‘Texore. Hama артиллерия быта

циальные места, где к району целей про-
ходили штурмовики. Кроме этого, самыю
цели распределялись таким образом, что-
бы в определенном месте действовала
только авизщия. В некоторых случаях
Удары по совместным целям наносились
в разное время, т. е. в то время, когда
цель атаковали штурмовики, артиллерия
переносила, огонь в другой район или вре-
менно прекращала ето.

Бомбардировочная авиация
подготовки атаки действовала
об’ектам обороны противника,
бомбы различного калибра. В операциях
Отечественной войны бомбардировщики,
как правило, привлекались для разруше-
ния опорных пунктов, узлов сопротивле-
ния, находящихся на расстоянии 4—6 км.
от переднего края обороны противника.
Для действий по этим об’ектам использо-
вались бомбы значительной разрупгитель-
Ной силы, далеко превосходящие возмож-
ности артиллерийских онарялев.

Rpome этого, бомбардировщики действо-
вали по целям более мелким, которые
противник хорошо маскировал от взоров
и огня артиллеристов. В этих ‹лучаях
артиллеристы, имея прочную связь с
авиацией, передавали ей ряд об’ектов,
воторые не могли быть подавлены ими.

Вопросы взаимодействия авиации © ар-
тиллерией в период подготовки атаки ре-
шались заранее, в ходе разработки опера-
ций, согласовывалиеь между старшими
авиационными и артиллерийскими началь-
никами по времени и рубежам и отража-
лись в плановых таблицах обоих родов
войск, В стабильном положении, когда
войска находились на исходных py6exax,
это сотласование 960бых трудностей не
представляло.

Значительно сложнее было реттать воп-
росы взаимодействия во время поддержки
наступающих войск, когда передвигалась
пехота, менялись артиллерийские позиции
ии и пункты и в ряде

aeB He было j
por связи между родами

задачи авиации во время полл
наступающих войск заключались : oe
дическом подавлении штурмовиками и
бомбардировщиками отневых средетв про-
тивника, препятетвовавших продвижению
нашей пехоты и танков. Эти задачи обыч-
но осуществлялись по заявкам команди-
ров наземных войек или по инициативе
авиационных начальников.

Авиация, кроме того, вела
подходившими к полю боя резервами пло-
тивника и этим самым обеспечивала на-
ня части от контратак.
р й бомбардиров-

OA обычно приурочива-
лось к моментам ослабления огня артилле
рип, когда последняя меняла огневые по-

в период
по любым
©брасывая

борьбу с

над укреплениями в Восточной
со всей Красной Армией пришли
Снимок. капитана Т. Мельника,

Взаимодействие авиации
с артиллерией

зации или снаряды ee не могли достигать
цели.

Для тото, чтобы определить моменты

ослабления отня нашей артиллерии, авиа-.

ционный командир, организующий взаимо.
действие, должен был. быть в курее наз
земной: обстановки ‘иособенно знать те-
чение” боевых действий иевоей артиллерии.
Только при этих условиях OH MOP св06-
временно вызвать штурмовиков или б9м-
бардировщиков на поле боя для подавле-
ния целей, но которым прекратила отонь
зртиллерия.

В процессе наступления паземпых войск
часто появлялись новые цели, которые не
могли быть обнаружены в период подго-
товки атаки. Если для артиллерии эти
цели: оказывались недоступными, их по-
давление  поручалось тавиации.

Так, в операциис по очищению Крыма:
когда пехота перешла ‘в ‘атаку, в районе
вражеские батареи,
которые ранее не были замечены. Эти
батарои` открыли огонь по наступающей

занята
потазвитгь

выполнением других и.

задач

батареи не могла. Цель была ‘передана
пегурмовой авиации, ^ которая нанес.т&
Удар двумя девятками. Батареи противни+

ка прекратили’ огонво W092 нашей
Такое гибкое. взанмющействие
возможным блатодавямтфуу, что артилле-
рия имела XOPONLO налтажкенгую связь ©
авиацией и своевременно передала ей эту
цель.

Для срыва наступления наших войск
неприятель в ряде случаев предпринимал
Ha отдельных направлениях танковые
контратаки. Совместная борьба авиации и
артиллерии ¢ контратакующими танками
противника была очень ‘частым явлением
в период поддержки т. наступающих войск.
Успех отражения этих контратак в боль
шой степени зависел от слаженности дей-
ствий авиации и артиллерии.

Для того, чтобы показать взаимодейет-
вие авиации и зртиллерии в отражении
танковых контратак противника, укажем
Ha одну из операций, проведенных в пе-
риод Отечественной войны. В 1944 оду
при разгроме немцев в. Белоруссии, когда
один из флангов наших войск отстал 8
своем продвижении, врат,  воспользовав-
TIMCh выгодным положением, сосредоточил
против этого фланта свыше 100 танков п
решил нанести удар. Воздушная разведка;
обнаружив группировку танков против
ника, немедленно донесла об этом назем-
ному командованит.

Имея некоторое количество времени для
организации отражения готовящейся
контратаки, командование репгило это «де-
лать силами авиации и артиллерии. Весь
резерв артиллерийских средств был
средоточен на угрожаемом налгравлении ©
задачей разбить танки на ближних Nol.
ступах к мабтупающим войскам: Авиации
была поставлена задача — уничтожить
танки противника, как только они pas-
BEPHYTCH для удара,
ик на ВП авиационные я

ерииские начальники произвели все

пехоте.
оказалось

расчеты, которые нообходимы были ДЛЯ
увязки совместных действий. Были опре
делены рубежи, на которых встречает

противника авиация, и рубежи, на кото-
рых ето вотречает‘ артиллерия. Воздушные
разведчики непрерывно следили за танка:
и противника. В началу их движения
_ С ee Seana авиация, которая
а вый удар, котла танки нахо
ue В исходном положении. Когда они
ея в атаку, удар был повторен. В
8 этих двух ударов было выве-
вражеских TAH

лено из строя около 20
дхода к противотан

ков. К моменту их по
ковым. районам на них обрушила  отонь

артиллерия.

Moc совместных усилий 6x10

и сожжено ло 40 танков. a
остальные повернули обратно. Замысел
противника был сорвам.
т тот пример показывает,
на авиация и артилае
и 10 организовано их ззаи:
С но а этого взаимодействия
НОСТЬ И в Заи мно трают четкая договорен“
ме ral понимание между авиа

ллерийским начальниками,
е Наш офицерский соста В—детчики и а)
а AON изучать боевые свой:
ово От 900их родов войск и
- inbotieeed ВЕ eee 330 UMOTGMC TOU

какими 8в03-

Полковник ф. ЛУЧКИН.

60.