- Михаилу Ивановичу Калинину исполни-
лось семьлесят лет. Весь нали народ и его
Ираспая Армия отмечают этот славный
юбилей в дни величайшей победы нашего
сопиалистическото государетва, © честью
выдержавшего суровое испытание войны.
В серлцах советских люлей живет горя-
чая признательноеть к старейшему борпу
за дело народа — Михаилу Ивановичу

Калинину. Это’ чувство ярко выражено в
приветствии товаришу Калинину от Цент-
рального Комитета Всесоюзной Коммуни-

стической партии (большевиков) и Сов-
наркома СССР. «Советский нарол, — го-
верится в приветствии, — высоко пенит
Ваши заклуги перед Родиной, как одного

из видных организаторов и строителей
коммунистической партии и Советского го-
сударства. Вею свою сознательную жизнь
— более 50 лет — Вы отдали револю-

пионной борьбе за интересы рабочих и
крестьян. Вы были всегда стойким поеле-

дователем и верным соратником Ленина и

_ Сталина:

Свыше лвадпати шести лет Вы являе-
тесь руководителем верховного органа Co-
ветского государства. Находясь на этом
посту, Вы все эти годы отдавали свои
силы: знания и богатый жизненный опыт
революционера-большевика делу  укреп-
ления союза рабочих, крестьян и интел-
литенции, упрочению дружбы между на-
родами Советского Союза. На этой работе
по усилению и возвышению Советского
тосуларетва Вы заслужили глубокое ува-
жение всей партии и горячую любовь
трулящихея нашей страны.

В Вашем June партия большевиков.
паролы Советского Союза чествуют се-
толня государственного деятеля ленинско-
сталинского типа, принципиального, про-
стого и сердечного, родного широким мас-
сам советских рабочих, крестьян и ин-
теллигенции».

В многогранной и яркой жизни Михаила
Ивановича есть одна, ` особенно дорогая
нам, советским воинам, черта: это ето
многолетняя крепкая дружба © Красной
Армией, для развития и воспитания ко-
Торой он не жалеет сил. Забота 06 ук-
реплении обороноспособности нашей стра-
ны всегда была одной из основных ©то-
-рон государственной и общественной дея-
тельности М. И: Калинина. Й осуще-
ствлял он’ ЭТУ заботу co  свойотвен-
ной ему большевистской страстностью, бое-
витостью и той особенной сердечностью и
теплотой. которая завоевала ему признание
п любовь широких масе красноармейцев и
командиров. От баррикадных боев 1905
тода до исторических сражений Великой
Отечественной войны Михаил Иванович
Калинин был любимым руководителем и
воспитателем вооруженных сынов народа,
боевым партийным трибуном советской
народной армии.

1.

Сорок лет тому назат, когда партия
тотовила вооруженное восстание 1905 го-
да, Михаил Иванович Калинин, работая на
Путиловском заводе, сколачивал боевые
рабочие дружины. и требовал от дру-
жинников регулярных занятий стрельбой,
добивалея вооружения рабочих. Кома
разгорелись знаменитые бои на баррика-
дах Красной Пресни, Балинин сам  в03-
тлавил группу дружинников, подготовив-
ших взрыв олного из мостов Николаев-
ской железной дороги, чтобы парекое пра-
вительство не могло перебросить войска в
Москву для подавления восстания.

После Февральской революции М. И,
Калинин, ведя огромную пропагандистскую
и организаторскую. работу в массах, нес
большевистекие илеи в гушу солдат. Он
активно сотрудничал в «Солдатекой прав-
де», выступал в полках, связывал солдат
с революционными рабочими. «Пусть жуж.
жат шмели, пусть пугают совы, — писал
он тогла в одной из своих статей в
«Соллатекой правде», — ©оюз рабочего и
соллата булет крепнуть на благо народа».

В тии подготовки. Октябрьского воору-
женного восстания он сколачивал на пет-
роградеких заводах отряды Браеной Tsap-
JMU, готовил воинские части столичного
гарнизона к поллержке вооруженного вы-
ступления рабочих. После победы Октяб-

_ря, в тяжелые месяпы 1918 года, Михаил
Иванович принимал активное участие в
формировании первых отрядов Красной
Армии.

Таковы истоки замечательной деятель-
ности Калинина по строительству — во0ору-
женных сил Советекого” Союза.

Наступили трудные годы гражданской
войны. Мололая республика Советов само-
отверженно сражалась за свое существова-
ние против соединенных сил иностранных
интервентов и белогвардейцев. Михаил
Иванович Калинин неутомимо трудится
нал сплачиванием тыла и обеспечением
Брасной Армии хлебом, оружием, снаря-
жением. =

Но особенно яркой страницей вписана
в историю гражданской войны его герои-
ческая работа по политическому просве-
шению Красной Армии. В самые  напря-
женные моменты борьбы на важнейших
фронтах красноармейны встречали  Ми-
хапла Ивановича в своей среде, слушали
его умные, правдивые, страстные речи и
беседы, влохновлявшие Ha  беззаветную
борьбу с врагом. В «Вратком курсе исто-
рии ВКП(б)» указывается, что одной из
причин нашей победы над интервентами и
белогварлейцами было 10, что политичес-
ким просвещением Красной Армии занима-
лись такие деятели, как Ленин. Сталин,
Молотов, Калинив и другие виднейшие
предетавители партий.

Когда нало было громить Вюолчака, —
мы видим Михаила Ивановича на Восточ-
ном фронте. Когда ваступал Деникин, —
пламенное слово Калинина звучало в ча-
слях Южном фронта. Наступали  бело-
поляки, — он был средн красных ROH-
ников, идущих в легендарный поход на
Запад. Поставлена была задача побить
Врангеля, — и ТУТ в дивизиях Фрунзе
появляется Михаил Иванович Калинин
Славный глашатай большевистекой прав-
ды, непоколебимой воли 65 борьбе, мчится

К 70-ЛЕТИЮ

М.

сном

И. КАЛИНИНА

=>

с фронта на фронт его знаменитый агит-
поезд «Октябрьская революция». Речи
Калинина, его прямые задущшевные беседы
рдохновляли бойцов на героические под-
BUTI.

В сложной оботановке того времент
М. И. Калинин, верный  большевистеким
традициям, всегда говорил в глаза правду.
Он клеймил дезертиров и их пособников,
требовал от каждого бойца готовности по-
ложить жизнь за Родину, не скрывал
трудности положения в стране и на фрон-
те. «Борьба идет ожесточенная, в этой
борьбе погибают сотни тысяч людей с 00е-
их сторон, и каждый честный человек в
этот момент должен ринуться в эту борь-
бу, взять пику или штык и направить
этот штык... за рабочих и крестьян, за
русскую советскую землю», — говорил он
военнопленным казакам, обманутым бело-
гварлейскими генералами.

Михаил Иванович всегла выбирал для
бесед необстрелянные, колеблющиеся. недо-
статочно сколоченные части и’ силой
своего авторитета, агитаторекого таланта
и большевистекой убежденности добивался
их сплочения. Вожди Красной Армии ви-
дели в его лице неопенимого помощника в
укреплении боеспособности таких полков.
Когда в 1920 голу Михаил Иванович при-
был на врангелевский фронт, М. В. Фрун-
зе немедленно прислал ему следующую те-
леграмму: «Зараветвуйте, т.  Валинин.
Самое лучшее Вам ехать срочно на левый
берег в район Павлоград. Там у нае име-
ются совершенно не ученые части. Буду
ждать скорого известия».

Трудно в краткой статье рассказать о
большой разносторонней деятельности Ми-
хаила Ивановича в период  гражданекой
войны. Бойцы, командиры и политработ-
ники Красной Армии видели в нем не
только учителя и главу государетва, но и
боевого товарища, верного соратника в
борьбе © врагом, настоящего воина COBET-
екой страны. Выражением этого чувства
был приказ Реввоенсовета в день Б0-ле-
тия М. И. Калинина о зачислении его по-
четным красноармейцем 1-й роты 1-ro
полка 1-й Казанской дивизии и пренод-
несении боевого огнестрельного оружия «за
выхающуюся боевую деятельность в период
гражданской войны». Как истинный сол-
тат, Михаил Иванович при вручении ему
оружия ответил, что, если понадобится в
будущем защищать Союз Советских Рес-
публик, он сумеет дать этому оружию
надлежащее применение. В 1928 году, в
день 10-летия Красной Армии, ПИК СССР
наградил тов. Калинина орденом Ерасного
Знамени, а 23 февраля 1930 года он
был наряду © товарищем Сталиным на-
пражден вторым орденом Красного Зна-
мени. Эти боевые награды являются крае-
поречивой оценкой роли М. И. Валинина
в строительстве и воспитании молодой
Красной Армии в первый период становле-
ния нашего советского государства.

И.

©

В годы мирного строительства,  прер-
ванного вероломным нападением немецко-
фапгистских захватчиков, Михаил Ивано-
вич Калинин с мудростью выхающегося
государственного деятеля неустанно и 10-
вседневно заботится о росте обороноетособ-
ности страны. Каждое его выступление—
буль то речь на <’езде Советов, на с’езде

партии или бесела с колхозниками, © ра-

бочими, учеными, неизменно проникнуто
идеей защиты Родины. Вакой бы ни была
тема, Михаил Иванович обязательно под-
ходил ко воем вопросам < точки зрения
интересов обороны, интересов Врасной Ат-
уии. «Как должны тотовитьея к обороне
рабочие и колхозники?» — обычно спра-
шивал он аудиторию и терпеливо раз’яс-
нял, в чем состоит долг советевих граж-
дан перед Красной Армией.

Беседуя с членами артели «Новый
путь» в Велоруссии о повышении У-
жайности; он учил, что, если правильно
воспитывать  колхозника, в нужный м0-
уент «он обстановку лучше сумеет ис-
пользовать в военных целях». Вручая 0р-
дена работникам железнодорожного тран-
спорта, достигшим погрузки 100 тысяч
вагонов в сутки, призывал не зазнавать-
ся, учесть, что во время войны эти
100 тысяч «будут распределяться не по
всей сети равномерно, а, например, по
важнейшим < военной точки зрения до-
рогам», поэтому требуется совершенство-
вать методы работы, чтобы справиться с
военными перевозками. Й так во всем,
вплоть до мелочей. Он учил народ любить
й укреплять Красную Армию, передавал
людям свою безграничную веру в силу
Врасной Армии. На собрании избирателей
в Ленинграде в 1937 году Михаил Ивано-
вич говорил: «Красная Армия — это на-
ша армия, родная армия, и мы любим ее.
Я лично думаю. что она как военная си-
ха — лучшая армия в мире».

Охновременно Михаил Иванович и в
ихпрное время уделял большое внимание
воспитанию кадров Врасной Армии, 060-
фенно политработников. Его  тоглашние
выступления перед елушателями Военно-
политической академии и сейчас остаются
убразпом блестящего большевистского ана-
лиза роли политической работы в армии.
примером сталинской постановки задач
командирам — воспитателям бойцов.

Это была долголетняя терпеливая рабо-
та по моральной подготовке народа и его
армии к грядущему военному испытанию.
Михаил Иванович. лучший пропагандист
большевистской партии, вел эту работу
настойчиво, постоянно, с присущим ему
талантом.

Ш.

С первого дня Великой Отечественной
войны Михаил Иванович Калинин встал
, боевой строй как пламенный поборник
справедливых целей нашей барьбы за

честь и свободу Родины. Каждое его вы-

ступление было могучим призывом & OT-

‘ввои знания аа поле боя, может расечи

ражению немецкого нашествия, воодушев-.
ляло советских . воинов на беспощадный
бой с врагом. Он, как викто другой, умел
пести в массы идеи и указания великого
Сталина, ярко и доходчиво  раз’яснять
марксистеко-левинекое учение о войне,
пропагандировать условия нашей победы
над немецко-фатистскими захватчиками,
Поражает его кинучая энергия, его не-
утомимая деятельность пропагандиста В
атитатора, которую он выполнял в эти
тоды нарялу < большой и напряженной
тосударственной работой. Мы помним его
замечательные статьи в газетах и журна-
лах. выступления по ‘радио, беседы с H0-
литработниками Красной Армии, с пар-
тийвыми руководителями заводов и учреж-
лений. Народ и армия сквозь грохот боя
на фроате; сквозь шум мал в’ ТЫмУ
повседневно слышали: голос
на-—верного соратника великого. Сталина.
_В Сталине — ‘победа! — учит- он Co-
ветских людей в самый тяжелый началь-
ный период войны, и эта мысль проходит

красной нитью сквозь все его выступле“.

ния за четыре года. борьбы.
«Слова товарища Сталина суровы, —

пишет М. И. Калинин 06 историческом
выступлении вождя народа’ 3 июля
1941 года. — Они полностью обнажают
опасность,  грозяшую нашей стране, ее

народам. Но вместе с тем они полны уве-
ренности в победе, они говорят: есть воз-
можность отетоять свободу, но для этого
необходимо сделать те усилия, о которых
говорится в сталинской программе дейет-
pHi». :

Михаил Ивановия в своих беседах ©

армейскими агитаторами не устает под-
черкивать, что основа OCHOB всей полити-

ческой работы на фронте — это прика-

зы Верховного Главнокомандующего  това-
puma Сталина, в НИХ, и только в них
ключ к выковыванию стойкости, воинско-
го мастерства, высокого военного искус-
ства, только в них ключ победы.”

Боеспособность сложнейшего ‘армейского
организма начинается < самого  малень-
кого  винтика — с бойца, 06 этом во-
стоянно напоминает офицерам команди-
рам и политработникам
«Нало.—говорит он.-—чтобы каждый боеп
‘понимал, что судьба родины, ивход борь-
бы решалотся его оружием, его стойкостью.
его боевой активностью». Й первыми В
‘бою и учебе должны показывать пример
коммунисты и комсомольцы, они должны
вести за с0б0й массу на беззаветную
борьбу < немецкими захватчиками.

Михаил Иванович в замечательных ело-
вах рисует образ воина-болышевика:
«Партия, родина, народ выше и дорож>
всего. Влятва, произнесенная товарищем
Сталиным в 1929 году, «я готов и впредь

отдать делу рабочего класса... все свой

силы, вое свои способности и, если пона-
добился, вею свою кровь, каплю за кап-
лей» — эта клятва должна служить
примером для каждого коммуниста, для
каждого воина. Й в лице коммуниетов-
воинов народ, армия;

тучшие черты нашей партии, бесстрашие

й стойкость в борьбе, т. е. попимание,

что идейность. — выше всего, что раз

я коммунист, то для меня иден больше-
народа — выше моей

‘визма, ‘интересы
ЖИЗНИ».

‘мером, постоянно указывал М. И.
Калинин офицерам Красной Армии. Толь-
ко TOT, Бо сам храбр, умен. изучае?
военное дело и умеет с пользой применить

‘тывать на то, что бойцы будут приелу-

‘шиваться к его беседам. Он говорил, что.

‘«залача агитаторов На фронте состоит,

‘следовательно. в`том, чтобы воспитывать
1 учить людей личным примером доблеста

п отваги, страстным большевистеким ело-
вом, смелой и прямой постановкой вопро-
ов, а главным образом, примерной боевой
работой»,

Во всех своих выступлениях для Врас-
ной Армии товариш Калинин основной
упор делает на диспиплине и организо-
ванности, являющихся решающими звень-
ями в укреплении армии не только в пе-
риод борьбы © врагом, но и в условиях
мирной учебы. Старейший большевик, че-
повек партийного и гобударственного дол-
га, пронесший в чистоте звавие бесстраш-
ного солдата партии Денина— Сталина
сквозь долгие’ годы жестокой борьбы, Ми-
хаил Иванович требует от каждого совет-
ского офицера и, в первую очередь, ‘от
коммунистов величайшей диециплиниро-

BaHHOCTH, а от офицеров, от политических-

руководителей — насаждения твердой ру-
кой советской воинекой диспинлины. <Си-
ла армии — в строжайшей, крепкой дис-
пиплине. Приказ, распоряжение командира
— это в любых условиях закон для б0й-
ца, закон, от которого нигаких OTCTYD-
лений ‘быть не должно. Всякий, кто допу-
скает те или иные отклонения от правил
нашего воинского распорядка, нарушает
дисциплину, должен подвергаться суровей-
шему наказанию».

Большое место в речах, статьях и 0е-
селах М. И. Калинина, обращенных к ap-
мии, занимают вопросы изучения военно-
го дела. Он призывал бойнов и офицеров
отдавать все силы выполнению требова-
ний товарища Сталина о необходимости
постоянао: совершенствовать боевую ий по:
литическую подготовку войск, подчеркивая,
что без овладения военным искусством
нельзя победить врага, нельзя двигаться
вперед. Только беспрерывный труд, по
стоянное накопление знаний дадут возмож-
ность офицеру быть подлинным хозяином
Ha Поле боя.

М. И. Калинив писал

в 1942 гу

М. И. Калини-

тов. Калинин.

красноармейекие.
массы должны видеть, прежде всего, эти.

Воспитывать бойцов надо личным при-

СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ

мии

дело, в острые моменты боя находятся He-
обходимые средетва против врага. Глубо-
кое знание военного дела открывает пер
спективу ‘возможности ‘военного творчест“
ва на полях сражения. Тот, вто думает
выехать на природном уме,  смекалке,
стремясв этим заменить знание, изучение
военного дела, тот в военное время Ha
ноле боя окажется банкротом, & его часть
веледствие неопытности руководства бу-
дет неустойчивой. Здесь он впервые по-
знает, что к военному делу неспособен».

Как свежо звучат сегодня эти глуоо-
кие мысли, высказанные три года вазал,
в переломный момент Великой  Отечест-

венной войны!

Одновременно Михаил Иванович посто-
‘янно указывает, ‘что советекий офицер
‘должен овладеть наукой наук — марксиз-
уом-ленинизмом, изучать произведения
товарища Сталина, историю и теорию
большевистской партии, быть всегда про-
никнутым нашим советским духом, пом-

ли ему-почетнейшее дело в жизни в0<-
потывать и вести в бой советских людей.
«Мы прежде всего хотим, — говорит тов.
Калинин, — чтобы ваши офицеры были
кизнедеятельными советскими граждана-
МИ». - cre oe а: з

Ни одна сторона жизни и о Jea-
тельности Красной Армии ве ускользну-
да ‘от острого взора Михаила Ивановича.
Он встречалея © Фронтовыми агитаторами.
работающими среди бойцов перусской на-
пиональности, и учил их, 910 значит в
боевой обстановке крепить  сталивекую
дружбу наролов” — одну из основ нашей
побелы. Оз принимал комеомольских ра-
‘ботников Красной Аруин и дал им пен-
нейшие указания 0 воспитании воинов:
комеомольнев. Его беседа с заместителями
начальников Суворовских училиш по по-
`литической части дала много замеча-
тельных мыслей о формировании «нового
советского военного человека».

Огромное внимание уделял Михаил Ива-
Нович воспитанию армейских агитаторов и
пропагандистов, передавая им свой бога-
тейший опыт в. этой области. Полобно, то-

“  му, как сам ов в ‘своих выступлениях

Никогда не сглаживал острых углов, го-
ворил народу и армии только правду, как
бы горька она. ни была, тов. Валинин
требовал от наших агитаторов большеви-
сотекой честности и прямоты. «Агитатору
нужно быть правдивым, — говорит он.—
He рисуйте бойцам розовых картинок, по-
казывайте действительность такой, какой
она есть, не бойтесь показывать трудно-
сти, вель вы имеете дело ©0 взрослыми,
понимающими людьми». .

_М. И. Калинин po see своей деятель-
ности проявляег огромную заботу о. пов-
селневных нуждах советских воинов. Он
неизменно напоминает командирам — ма-
тым и большим — 00 их святом долге:
по-сталински заботиться о быте бойцов и
офицеров, об их питании. Он неоднократ-
но указывал, какое великое значение
геет внимание к раненым, своевременная
поддержка теплым словом и делом, ока-
занная советеким патриотам,  проливиим
кровь за Родину. Михаил Иванович тре-
бует от партийных и советских органов,
от колхозов повседневной помощи семьям
воинов Красной Армии, инвалидам Отече-
‘атвенной войны. Сразу же поеле опубли-

`кования закона © демобилизаппи М. И.
Валинин выюктупает в печати со статьей
«Крупный шаг_в переходе на мирное по-
‚тожение», в которой говорит, что’ «на все
наши органы власти и учреждения, на
вёе предприятия и организации возлагают-
ся этим Законом большие и ответствен-
ные обязанности — от них потребуется
напряженная работа». :
’ Шри всей своей занятости - большими
осударственными делами Михаил Ивано-
вич считал свою работу для Красной Ар-
мии святым. делом и охотно откликался
‘Ha первый призыв выступить перед вб:
енпой аудиторией, написать статью для
журнала «Красноармеец», для красноар-
мейских газет. :

== Asam агитатор, я атитатор Врах-
ной Армии, — не раз говорил он.

Он радовалея, ч1т0 у ero поезда «Ок-
тябрьская революция» в дни Отечествен-
ной войны нашелся преемник — агит-
поезд Главного Политического Управления
Красной Армии, на котором лучшие про-
пагандисты _ Красной Армии  0б’езжали
фроаты. : i
< В: каждой мелочи проявлялась его or-
ромная любовь к Врасной Армии, вера в
ев замечательных” людей, забота о защит-
нике социалистической Родины. Воины
Врасной Армии, как и все советские лю-
ди. отвечают Михаилу Ивановичу ropa-
чей любовью и уважением.
7Товариш Калинин’ был и обтаетея для
Прасной Армии верным другом, родным и
близким человеком.

**

В дни великих битв и сражений с вра-
гами нашей Родины и в дни грандиозной
социалистической стройки Михаил Ивано-
вич Калинин олицетворяет для нас, совет-
ских воинов, мудрость большевистской
партии, сталинекую преданность делу на-
рода. Мы никогда не забудем, что на про-
тяжении четырех лет борьбы с немецко-
фапистскими захватчиками лучший три-
`бун большевиетекой партии учил воинов
Врасной Аруии ненависти к врагу, вооду-
шевлял их на подвиги во имя победы, за-
калял моральную силу советских войск,
помогал им овладевать сталинской нау-
кой побеждать. Этот великий подвиг за-
уечательного. большевика и. государетвен-
ного деятеля войдет‘ славной страницей в
историю Красной Армии. Воины героиче-
ской Красной Армии от всего ‘сердца шлют
дорогому Михаилу Ивановичу Калинину в
лень его семидесятилетия пламенный doe-
вой красноармейский привет и пожелания
долгих лет плодотворной деятельности на
благо варода, на благо великой советекой

«Именно у людей, хорошо знающих свое! державы.

HUTS, ‘Что. партия: и-правительство. доверй-.

546 г. / He 93 (390).

21 ноября 19

ASS о
ХАРЬКОВСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ. Боевая учеба а.
На снимке: командир эскадрильи старший ‘лейтенант А. Маринушкин
водит занятия в классе стрелковой подготовки.

Снимок нашего спец. фотокорр. капитана Т. Мельника.

ИЗ ОПЫТА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Разведка поля боя
на истребителе

во время разведки представляет собой ак-
тивную форму поиска. Зачастую против-
ник, умело маскируясь в лесах, рощах и
населенных пунктах, оставался  неза-
меченным, и требовалось не только тща-
тельное, но и постоянное наблюдение 38

Отечественная война показала, Ha-
сколько выгодно  использоваль  истреди-
тельную авиацию для наблюдения за по-
лем боя. Вынолняя -эту задачу, летчики-
истребители выработали своеобразные так-

тические приемы, на которых следует A :
остановиться. отдельными 05’ектами, чтобы установить

Тактика ведения разведки истребителя- там наличие его войск или техники.
ми зависела не только от метеоусловий и Однако осуществить непрерывность

наблюдения не всегда представлялось в03-
можным, В таких случаях прибегали к
разведке огнем, которая обычно давала
прекрасные результаты. Например, не“
однократное наблюдение за одним из на-
селенных пунктов не давало никаких осно-
ваний предполагать здесь наличие против.
ника. Когда же этот населенный пункт

от противодействия ИА и зенитной артил-
лерии противника, но и от характера вы-
полняемой задачи. Разведка поля боя fi
ближайшего тыла противника значитель-
но отличается по тактике выполнения от
разведки в глубине обороны.

Обычно подход к району разведки. про-
изводилея на большой высоте <о стороны

был подвергнут пулеметно-пушечному 09-
стрелу, разведчики встретили противодей-
ствие двух батарей МЗА., Появилось подозре-
ние, что здесь важные об’екты. В резуль-
тате тщательного наблюдения было
вскрыто до 10 танков, замаскированных

наших войск. Не доходя до цели, развед-
чики резко енижались, осуществляя одно-
временно противозенитный маневр по го-
ризонту, и, развивая скорость до 550—
560 EM., пересекали линию фронта. ‚Углу-

бившись на территорию противника на 50—60 -
6 км, разведчики разворачивались вдоль  8° ABOPAX, автомашин и до 0a
ливни бюнто @ enn наблюдение. 6 ма-   ТАЯБОНА ` ПеКОтЫ. «Прочесывание» огнем
лой высоты. Просмотрев часть района, р ОПУЮВ ПОЮВ ДАВАЛО ВОЗМОЖНОСТЬ
точно устанавливать, находится ли там

выходили Ha свою территорию и вновь
набирали высоту © целью повторения
этого приема. Чалще всего производились
2—3 таких захода, в завиеимоти OT
величины разведываемого района и види-
мости 0б’ектов. При большем количестве
заходов летчики могли повторно наблю-
дать векрытые ими 00’екты, уточнять их
конфигурацию и расположение на местно-
сти.

Преимущество этого способа состоит в
том, что он позволял истребителям-развед-

‘противник. Обычно ‘при. этом он открывал
ответный огонь и .демаскировал себя.

Одной из наиболее сложных задач в03-
душной разведки является наблюдение за
полем боя в период прорыва обороны
противника и в наступательной операции.
Если, допустим,  разведчик-истребитель,
получая задачу на разведку какого-либо
участка или района в подготовительный
период операции, имел перед ©обой опре:
деленное начертание линии фронта, ето

чикам появляться над расположением   переднего края и оборонительных — ру®е-
противника внезапно. Большая скорость, жей, то в момент прорыва обороны Fee
при снижении и осуществление маневра   2е3ко менялось, Это обязывало вести

развелку непрерывно и обязательно © ма-
лых высот, тем более, что наблюдение за
полем боя, как правило, затруднял дым
от пожаров и разрывов счарядов.

Оценивая задачи, которые прихолилось
решать разведчикам при наблюдении 38
полем боя, можно сделать вывод, что в
период наступательных боев самым вах-
ным для них было своевременно обнару-
жить отход противника и поставить 0
этом в известность командование, Летчик,
сумевший установить начало отхода, дол-
жен принять все меры к тому, чтоды как
можно быстрее доставить эти ланные. Bo
время январеких боев 1945 г. лейтенант
Кичков, производя парой разведку войск
противника на малой высоте в районе
Жирардув, Гродзиск, установил, что пашя
передовые отряды заняли пункт  Жирар-
дув и выдвигаются по 110ссе на Сохачев,
и, просматривая одну из дорог, обнаружил
беспорялочный отход противника больши-

по горизонту в этот момент способствова-
ли уменьшению потерь от огня ЗА. Этот
©10с0б разведки широко применялся на
истребителях «Аэрокобра».

Иногда летчики-разведчики применяли
другой способ выполнения поставленных
задач. Они подходили к району цели со
сторонёг противника на средней высоте (ес-
ли позволяли метеоусловия) и вдоль линий
Фронта в глубине 2—12 километров от
переднего края, Разведка осуществлялась
‘парами. Наблюдение за землей вел в 0с-
HOBHOM команлир пары. Ведомый наблю-
дал за воздухом. В зоне ЗА осуществлял-
ся противозенитный маневр — «ножни-
цы». С помощью этого маневра летчики
постоянно меняли сектора наблюдения и
создавали условия для так называемого
перекрытия наблюдения, которое заключа-
ось.в: ТОМ, ‘Что другие экипажи повторно
проематривали то, что видели первые.
Способ «ножниц», кроме TOTO, позволял

не только хорошо просматривать об’екты на   Ми в несколько рядов колоннами, Кичков
земле. но и значительно повышал осмот-   немедленно сообщил 06 этом по радио
рительность экипажей в воздухе. своему командованию И В ответ по

При большом противодействии ЗА и
МЗА применялся маневр плавного сниже-
ния, изменения курса, скольжения ит. д.

лучил приказание: произвести

садку на ‘аэродроме штурмовиков и
тать им залание —

пере“
нанести улар по’ от

В период плохой погоды  истребите- ходящим войскам. В результате своевре-
лям-разведчикам. приходилось выполнять   ‘онного обнаружения отхода и быстр
задачи на малых высотах, вплоть до передачи  разведданных наземному и
бреющего полета. Разведка на малых    З АЦИОННОМу командованию был органи
выюотах имеет свои особенности и, как  ЗОВАН Совместный удар ‘азиапии и под
показал опыт, является наиболее эффок- вижных частей” по отхолящим войскам
тивной. = противника, после которого большая Bpa

В некоторых флучаях одиночные ки. ЖеСКоя группировка была отрезана.
пажи вели разводку при высоте облачно- Наземное командование значительное
сти до 50 м. При полете на малой вы- ВНИмание уделяло разведке мощности и
Sons разведчики достигали полной вне-  Направления потока перевозок противника

сти появления в районе целей,   10 Шоосейным и железным дорогам, с0-

вследствие чего противник не успевал воз-

оредоточения войск по лорог:
1 1 ra J ИЯ
действовать на них огнем с земли. Этому maaan

фронта, непрерывному

наблюдению 3a
Ни большая скорость самолета   Флангами наших войск. Лля выполнечия
Gene для маскировки складок   ЭТИХ задач требовался систематический п
\ от лесных массивов и т. д. непрерывный контроль за дорогами. В

Другой положительной стороной развед- этих случаях разведчику  необхолим
«и на малых выеоТах является  возмож- иметь определенные навыки в зелени

разведки. Боевой опыт показал. что 1910-
т лучие просматривать © высот не выше
.000 м., пересекая их пед разными уг
лами ог 40 до 45 градусов так. чтобы
они постоянно были в поле зрения летчи*
ков. Особенно полезен этот способ п
просмотре дорог, вдоль которых

ность точно определить не только харак-
тер вскрытых об’ектов, но и принадлеж-
ность их. При быстро меняющейся обота-
новке современного G08 установление
принадлежности векрытых об’ектов имеет
исключительно ‚важное значение.

Положительные стороны разведки с ма-

: ‘ у имеютея
ae высот очевидны. Однако в этом слу- хревонасаждения,
от летного со а
шенное внимание о ие ee sec nese tai
: aia ‚ отличная тех-   ` итихея разведкой nh

ника пилотирования : AKON поля боя, пока
и умение вести де-  37, ЧТо в период

тальную ориентировку me a д ввода в прорыв nose
у на этих вижных войск, Ре oS

Быстрое угл высотах, Pa и действий их rarriripe

овое перемещение > ской и one : - X B тактияч
dyer исключи TOTEM тре- ративной глубине обо про-
тельного напряжени ТИВНИКа По роны MT
К р ния летчи- ‘ва постановка ал :
Ra в момент наблюле BANAT  развелчиках
: ‘Nena. Кроме ror в интересах взаи

малой высоте затру Е 0, Ba] nos х взаимодействующих армий 10
не: J ИЗ ‚а, . Xx am

но -Пудометного И о пушеч- и апазтываний должна произво“

ЛЯМ. руженным це- BIY ann наземного командования т

: ационного с
Применение пушечно-пулеметного огна ны

Подполновник Г. ЗУБКОВ.

awt86s

RA S6e 4H Be Ge CO HO

x

че

ыы

^

a= «. eS] = oS АС И — Ш ltt ee