чае:

На одном из последних собраний комму-
вистов штаба ВВС Донского военного
овруга стоял вопрос о теоретической уче-
бе офицеров пегаба. Доклад члена партий-
ного бюро майора Тарасова подвергся
оживленному обсуждению. Желающих вы-
сказаться было столько, что презилиуму
собрания пришлось жестко регламентиро-
зать ораторов“ За окнами уже стояла
Ночь, а прения все еще продолжались.
Коммунисты говорили о делах, давно на-
вревших, не тернящих отлагательства.

Теоретическая учеба офицеров штаба. —
одна из серьезнейших проблем. Офицер,
состоящий на штабной работе, должен 0б-
яадать высоким уровнем знаний. Шо своей
общей военной культуре и нолитическому
развитию он должен стоять выше любого
офицера, находящегося в подразделении.

Долг партийной организации штаба —
так обеспечить учебу, изыскать такие
эффективные формы, чтобы каждый офи-
цер мог глубоко и вдумчиво работать над
повышением своих знаний марксистеко-
Ленинской теории,

Как правило, литабные офицеры лоста-
точно подготовлены, чтобы глубоко изучать
«Ераткий купе истории BRIL(6)». Член
партбюро майор Тарасов справедливо
указал, что наиболее успешной формой
учебы для офицеров-коммуниетов сяв-
ляется самостоятельное изучение материа-
лов, время от времени сопровождающееся
товарищесвими теоретическими собеседо-
заниями.

В течение тода коммунисты штаба про-
вели собеседования по материалам отдель-
ных глав «Краткого курса». Опыт под-
твердил, что это ‘наиболее удачный метод
закрепления и расширения знаний, при-
обретаемых в процессе самостоятельной
работы нал материалом. Каждое последую-
Hee собеседование отличалось от преды-
дущего все возрастающей активностью
участников. Так, на одном из собеседова-
ний коммунисты Корниенко, Рябинин,
Стахеев выступили © деловыми, глубоко
продуманными содокладами.

Однако здесь допущена весьма’ сущест-
венная ошибка: мало внимания уделялось
изучению основ диалектического и истори-
ческого материализма. Несмотря на то,
что многие офицеры вполне подготовлены.
к тому, чтобы изучать [У главу, партбю-
ро почему-то взяло мод опеку только изу-
чение первых трех глав. Ни одното собе-
сеования по дналектическому материализ-
му проведено не было. Естественно, что

дня—вопросы

теоретической учебы

У некоторых партийных активистов  уко-
ренилось ошибочное мнение, что, минуя
эти темы, следует после первых трех
глав переходить к пятой и следующим.

Tanne же недочеты присущи парторга-
визацин пггаба Н-ской авиашколы. Парт-
врг школы капитан Иванов  откровенео
заявляет:

— Шо четвертой главе «Краткого кур-
за» мы за год не организовали для наших
коммунистов ши одной лекции. Коммуни-
сты майор Зак, капитан Амосов взялись
было за самостоятельное изучение основ-
ных черт диалектического метода, ‘но, как
ни странно, никто из нас не оказался в
силах помочь им. Эти офицеры не нашли
поддержки и в политотлеле школы, работ-
ники KOTOPOTO <остоят в парторганизации
штаба.

Можно ли мириться < таким положени-
ем? Разумеется, нет.

У многих офицеров штаба исключитель- Е

но большая тяга к более глубокому изу-
чению теоретических вопросов. Есть офи-
церы, которые уже в прошлом тоду
изучали первые главы  «Краткого кур-
ва». Теперь они были бы не прочь
познакомиться с классиками философии,
прослушать содержательную лекцию по
диалектическому и историческому материа-
лизму, принять участие в теоретическом
собеседовании.

Бонечно, к изучающим Г\ главу еледу-
ет подходить диференцированно, учитывая
индивидуальные особенности каждого. Пар-
тийная организация обязана самым внима-
тельным образом удовлетворять запросы
офицеров, которые в процессе партийной
учебы овладевают  маткеистеко-ленин-
ской теорией. К сожалению, это наблю-
дается далеко не во всех штабных парт-
организациях.

Каждый офицер, а тем более офицер
штаба, должен в порядке последовательно-
го перехода от простого к еложному ов-
ладевать основами диалектического и ис-
торическото материализма, и в этой учебе
большую роль призваны сытрать партор-
ганизации штабов. Их долг — так руко-
водить учебой коммунистов, чтобы те серь-
езно и вдумчиво овладевали основами
теории маркеизма-ленинизма, той науки,
5оторую обязан изучать каждый член
 партии, каждый советский офицер.

Капитан Г. СЕМЕНИХИН,
Донскый военный округ.
(От наш. спец. корр. по телеграфу).

Гарнизонные сборы парторгов эскадрилий и рот

При политотделе Н-ското авиаеоедине-
ния начали работать гарнизонные сборы
партийных организаторов эскадрилий и
подразделений батальонов аэродромного об-
служивания. В течение 15 дней участни-
ки сборов поступают цикл лекций, по-
священных вопросам организационной и
пропагандистской работы в Красной Ар-
мии. Будут также прочитаны лекции, те-
матика которых связана © текущими с9-
бытиями в стране и за рубежом. В ка-
честве лекторов привлечены руководящие
работники политорганов и пропагандисты
—л полковник Кувшинников, полполковник
Полко, майор Кошкин, агитатор соедине-
ния майор Киселев и другие.

Политотдел провел сервезную подготов-
Ry к сборам: подобраны квалифицирован-
ные лекторы, составлены план и расписа-
ние занятий, подготоваены необходимые
учебные наглядные пособия, оборудовано
слепиальное помещение для занятий.

Уже состоялись следующие лекции:
«Особенности партийного строительства в
Езасной Армии», «Партия большевиков—
руководящая организация ‘рабочего клае-

са», «Значение и задачи агитационно-про-
патанлиетекой работы в Арасной Армии»
и «Роль русского народа в разгроме гит-
деровской Германии».

Первые дни дают возможность еде-
леть некотогые предварительные выводы.
Следует отметить хорошую  подготовлен-

ность отдельных лекторов, у которых за-
нятия проходят живо, увлекательно. Ho
нельзя обойти молчанием и некоторые не-
достатки. Лекции по вопросам партийно-
политической работы не всетда увязыва-
ютея © конкретными, задачами и условия-
ми деятельности гартийной организации,
иногда преобладают: общие рассуждения.
Это тем более досадно, что среди участ-
ников сборов есть молодые активисты,
еще не имеющие достаточного опыта ру-
ководящей работы. Многие из них при-
шли нь смену  партортам, упедшим из
армии по демобилизации,

Трудно переоценить значение сборов для
воспитания партийных калров. Однако не-
которые политорганы и руководители пар-
тийных организаций, видимо, не поняли
этого и не обеспечили явку парторгов на
занятия. Так, вместо 60 человек в пер-
вый день явилось только 33.

боры парторгов — большое и ответ-
ственное дело. От устешного их проведе-
ния в значительной степени зависит со-
стояние партийной работы в подразделе-
ниях. 91% должны уяснить себе все руко-
водители парторганизаций Н-ского авиа-

соединения.

(боры должны быть проведены нз вы-

соком уровне, стать подлинной школой
большевистского воспитания
калров.

партийных
Капитан И. ЛОЖКИН.

CT

Техник звена гвардии техник-лейтенант
И. Груздев (справа), техник ‘самолета

гвардии младший  техник-лейтенант
С. Грибцов и механик’ самолета гвар-
дии старший сержант Н. Сергеев произ-
водят послеполетный осмотр мотора.
Снимок старшего техника-лейтенанта
Н. Соловьева,

Механики-ветераны
учат молодежь

В гвардейский истребительный полк
прибыли молодые авиационные механики.
Большинство из них были передовиками
учебы в школе, но практического опыта

работы не имеют.

Чтобы помочь молодым товарищам быет-
рее и лучше овладеть новой профессией,
комсомольская организация части решила
организовать передачу боевого опыта ве-

теранов полка молодым механикам.

Проелужившие вею войну.в авиации и
прошедшие славный боевой путь от Вол-
ги до Тиссы, комсомольцы механики Ти-
ингин, Мопенин, Галанин, Мартынов и дру-
гие провели ряд интересных бесед с вновь
прибывшими, делясь с ними своим опы-
том. Так, например, гвардии сержант Мо-
шнин рассказал, как он в зимних усло-
виях готовил самолет к бою. Комсомолец
Трушенков поделился опытом ухода за во-
оружением при пониженной температуре.

Эти беседы приносят большую пользу
молодым механикам, помотают им быстрее

войти в строй.
Одесский военный округ.

Конференция летчиков

и техников

В Н-ской транспортной авиачаети ©0-
стоялась конференция летного и техни-
ческого состава. На конференции обсуж-
эксплоата-
ции самолета в зимних условиях.

Основной доклад сделал старший инже-
нер части инженер-капитан Мищенко. Он
подробно рассказал 0б эксплоатации ма-

дался вопрос of особенностях

териальной части в зимний период.

Летчик старший лейтенант Лазарев по-
делился опытом нолетов в сложных ме-
теоусловиях и борьбы с обледенением са-

молета в полете.

Инженер эскадрильи капитан авиапион-
но-технической службы Романенко осве-
тил положительный опыт пользования за-
слонкой подогрева карбюратора в воздухе

и на земле.

Командиры эскадрилий майоры Акимов
и Хренов говорили © том, как надо пра-
Вильно применять средства борьбы с 06-

леденением самолета в воздухе.

В заключение выступил подполковник
Асафъев. Он призвал участников конфе-
ренции шире внедрять опыт работы луч-
ших экипажей, строго соблюдать инст-
рукции и наставления TO эксплоатации

материальной части. -
: Tsapgun sanuran M. 3/I05HH.
 Московский военный округ. 7
(От наш. спец. корр.).

Сотни отличных опеппалистов воепи-
тала 2-я Московская школа механиков
спецслужб, где начальником инженер-
полковник Бирюков.

Во время Великой Отечественной вой-
ны питомцев этой школы можно было
BCTPCTHTh во многих авиасоелинениях.
Всюду они славились как отличные зна-
токи своего дела.

В 1941 тоду в числе других завон-
чили школу на «отлично» куреанты ро-
ты, которой воманловал старший лейте-
нант Федотов. Молодым механикам хоте-
л0еь продолжать учебу, но враг наетупал
на родную землю, и каждый из них на-
ел свое место в великой армии защит-
ников отечеютва,.

Славный боевой путь прошли они от
Днепра до Одера. Умело и быстро готови-
ли механики в боевым  вылетам евби
краенокрылые «ястребки». Знания, прио-
бретенные в школе, они подкрепляли 60-
CBBIM OUBITOM.

Родина по заслутам оценила ратный
труд пвардейцев =— бывших курсантов.
Гвардии старшина Снетков, гвардия ©ер-
жант Стабаев, гвардии старший сержант
Подчепин награждены несколькими орде-
нами и медалями.

Вомандир роты во время войны оста
валея в школе и воспитывал новые кад-
ры механиков. С боерыми друзьями он
поддерживал крепкую связь. Часто< фрон-
тов приходили письма ют бывших кур-
сантов его роты. Так, твафтдий старший
сержант Подчепин шисал:

«На фронте мы бережно храним слав-
ные традиции школы -—— в0 всем и веег-
да быть впереди. Воюем хорошо -— так
же, как и учились».

После войны курсанты вернулись в
родную школу, славные традиции кото-
рой они приумножили в боях с немецким“
ми захватчиками.

Стихи, песни, очерки, рассказы © ге-
роических подвигах гвардейцев, натмеча-
танные в журналах, краткая история pom

Снова в родной школе.

нах школы и служит делу воспи-
тания молодых курсантов.

Теперь гвардейцы готовятся стать
техниками. Боевой опыт, накоплен-
ный в годы войны, помогает им в
учебе. Ротой попрежнему командует
тов. Федотов.

В роте усиленно работает ращию-
нализаторская мысль. Курсанты го-
тозят интересные наглядные по-
Coons.

Как и прежде, курсанты отлично
учатся, занимаются спортом, умело
организуют свой досуг. Среди них
есть акробаты, певцы,  тандоры.

ТЫ — все это бережно хранится в CT

Гвардии сержант, Меламед руководит

джазом, твардии старший сержави
Подченин возглавляет грушиу пар-
терных гимнастов. Спортомены cep-
жанты Блюменталь, Орехов трени-
руют курсантов по легкой атлетике.
Одним из любимых видов спорта в
школе стала охота.
с. ЖИВОТОВСНАЯ.

На снимках: вверху (слева направо)—

курсанты на классных занятиях;

практические занятия на аэродроме.

Внизу—строевая подготовка; в часы
досуга.

Снимки Н. Козловского.

ИИ

АЛИНСКИЙ С

евою кровь за свободу Франции!». А ря-

Анна КАРАВАЕВА Квартира В Пале-Рояле

Нас, делегацию советских женщин, как,
впрочем, и все другие делегации,  прие-
хавшие на Конгресе, поместили не в гос-
ТиниЦе, а на частной квартире: нарижекие
отели заняты военными. Но, сказать
правду, 0б отельной жизни я ничуть не
жалею: наше пребывание у мадам Фран-
суазы представляет для меня камый жи-
вой. интерес. .

Пот’езд старинном французского  хома
выходит на тихую, довольно узкую улицу,
каких много в Париже. Солидная дубовая
честница, устланная прочной ковровой Jo-
рожкой, ведет на третий этаж.

Только успеешь позвонить, 3a дверью
Раздается заливчатый собачий лай. Боль-
шой черный пудель Май встречает нае на
пороге и начинает бурно ласкаться — со-

бачье сердце < первых же минут было
покорено... московскими конфетами.
— Вы заставили его вспомнить, что

есть на свете сладкое! — смеялась x0-
зяйка квартиры мадам Франсуаза, женщи-
ва лет под сорок. Сухощавая брюнетка ¢
BHIOMEMUCH H потому чаще веего небреж-
30 причесанными волосами, она и олевает-
ся небрежно: какая-нибудь  пестренькая
блузка < закатанными выше локтей рука-

босоножки из узеньких полосок черной
кожи. Мадам Франсуаза часто улыбается,
10 изумленно, то наивно широко раскры-
вая темнокарие глаза. Говорит она негром-
ко и, как бы против обыкновения фран-
цуженок, неторопливо, а порой даже про-
тяжно, словно разлумывая велух.  Неза-
метно в ней ни этой гибкой, чисто париж-
ской живости, ни стандартной элегантно-
ети, ни модной прически с высоким валом
взбитых над лбом волос, и лицо она не
разрисовывает и губы не красит. Когда,
разговоривигиеь с ней, я пошутила, что в
ней нет ничего типично парижекого, ма-
дам Франсуаза сказала немного прилод-
HATO:

— Я католичка. Z

Но дело, как я вскоре могла убедить-
ся, не только в этой религиозной основе,
& скорее в тех встрясках и изменениях,
которые внесла здесь в жизнь каждого
человека борьба за освобождение Франции.
` На другой же день мне кое-что pac-
сказали о мадам Франсуазе. Ло войны она
была женой крупного текстильного фаб-
риканта и, надо полагать, жила, как
многие . женщины буржуазного ‘круга. Но
вот пришла «емептная война», немецкая
оккупация, позор бесправия французов в
собственной столице. В душе мадам Фран-
суазы поднялись возмущение и гордость
Француженки. «Вы понимаете, она уже
не, могла спокойно спать!.. 0, конечно,
не только потому, что немцы могли в лю-

бой час ворваться к ней в квартиру, но

это ее французская честь не давала ей
покоя!» Далее у рассказчин возникло не-
большое разногласие: одна утверждала,
что мадам Франсуаза разошлась с мужем-
фабрикантом еще до войны, а другая рас-

произошел именно во время оккупации.
«Они больше не сходились во взглядах на
Жизнь, вот и все!»

Не мне судить об этом, так как другое
меня интересует: мадам Франсуаза не про-
сто защищала свои новые взгляды, она
действовала. Ей даже не приходилось рас-
сказывать 0б этом: в ее квартире нахо-
дились очень убедительные документы, ко-
торые говорили сильнее слов.

Едва мы, усталые после перелета Мо-
сква—Париж, приехали с аэродрома Бур-
же прямо к мадам Франсуазе, хозяйка рас-
пахнула передо мной первую же от вхола
дверь, говоря:

мещу вас в библиотеке?

Стоило’ мне только окинуть взглядом
эту небольшую с книжными полкамя ROM-
нату, как я тут же горячо поблатодарила
хозяйку — комната чудесная!

— Я так и расечитывала, что писате-
лю приятнее быть поближе к книтам, —
сказала хозяйка, улыбаясь своей мягкой,
наивной улыбкой.

В библиотеке мадам Франсуазы главный
интерес представляли, однако, вовсе не
книги. Правда, в тот же вечер я проемот-
рела многие из этих книг — библиотека
занимает своими полками две стены и co-
стоит приблизительно из 500-—600 томов.
Большинство книг религиозного содержа-
ния, великолепно изданные: жития свя-
тых и подвижников католической церкви,
иллюстрированные путеводители по мона-
стырям и прочим святым местам, сборни-
ки проповетей, номера журнальчика под
названием «Спакен ли ты?». Маленькое
распятие изящной ручной работы стояло
на полке рядом © комплектами  хуше-
спасительного журнала. :

Не знаю, сопоставляла ли мадам Фран-
сУуаза католическую мудрость, ваключен-
ную в ее библиотеке, с изменениями в
собственной жизни; не знаю также, какое
значение имеют для нее мистические при-
зывы журнала «Спасен ли ты?». Но видно
ясно, что она выбрала для себя: учаетво-
вать в борьбе, которая спасет Францию.
На третьей“ стене висит большой красоч-
ный плакат, изображающий франтиреров
в бою: «Храбрые франтиреры проливают

дом © плакатом больтюе фото: военный
средних лет © красивым мужественным
лином, 8 внизу портрета несколько про-
чувствованно-дружеских строк и подпись:
«полковник Т.» Рядом © портретом пол-
ковника фазвешана целая серия листовок,
относящихея к первым дням освобожде-
ния Парижа, некоторые из них являются
приказами полковника Т. Четвертая стена
комнаты тоже занята парижекими лиетов-
ками подпольных времен. В углу, за кре-
‹лом я обнаружила довольно большой, уже
развязанный тюк листовок, прокламаций
и HOT.

Я взяла на память нотную листовку,
на которой на белом фоне отпечатан крас-
ный силуэт французкого солдата в поход-
ной форме, с винтовкой наперевес, трубя-
щего в торн, а вверху темносиними бук-
вами напечатано: «Он родился на берегах
Рейна!». Этими же словами начинается
«Старинная песня 52 полка» и «Новая
песня 52 полка», в которых воспеваются
солдатская храбрость и доблесть в прош-
лом и новая слава битвы < «терманскими
орлами».

Поздно вечером мадам Франсуаза Посту-
чала в дверь библиотеки. 2
мой, я совершенно забыла,

—
wee

вами, а на ногах (без чулок) старенькие

сказчица настаивала на том, что развод.

— Вы не будете возражать, если я по-

‚Целуются, воркуют, смеются, опять целу-

> вает банку < каким-то суррогатом теме
Oypero цвета. .
ИЗ ПУТЕВОГО ДНЕВНИКА — Гадость, правда? Вы представляе
> с6бе, что значит для француза  остать

без кофе!.. Прежде весь Париж благоух
кофейным зерном, — немцы все выв
ли, все обчистили!.. Что, у вас в Мосх
пьют Kode? Настоящий? 0, боже мой
если бы вы знали, что болтали немны
Советском Сотозе!.. Простите, простите,
ли я вас затрудняю, но ответьте ине:
выдают у вас в Москве по карточка
Мои ответы повергают мадам (Сесиль
сильнейшее изумление.
— Ау нае в Париже рабочие и дет
(только они и больше никто, — это ©  !
тается 060б0й милостью!) получают по,
90 граммов мяса в неделю... вернее, 91
полагается, a получат ли они свой
праммов — еще неизвестно!
Мадам Сесиль оказалась неугомонно
и забросала меня вопросами («Уж такой   ane
меня практический ум, мадам!») о наше.
московском снабжении. i
Боже мой, неужели на все прекра
ные продукты, которые имеюлея в ваши ie
«матазинах роскоши» (magasins de luxe,—
так она окрестила наши коммерчески,
«Тастрономы»), цены уже снижаются?
еще будут снижаться? Невероятно!.. Как
так просто это делается: вчера был по
каз, а сегодня уже все подешевело?..
звучит, как сказка .. Ах,
стье, что у вас нет торговых фирм и во
обще маршанов (купцов)! Маршаны —
это ужасные люди, мадам!.. Я маленький
простой человек, но я понимаю справедли-
вость! — И мадам Сесиль с достоинет-
вом разгладила полосатый фартук на cBo-
ей плотной, приземистой фигуре. и
— 0-0, вот потому-то мы, французы,
не можем быстро подняться на ноги: хо-.
зяйство одно, земля одна, а жадных рук,.
которые тянут каждый в свою сторону,
много... 0, даже слишком много!..

Что в эй комнате ведь нет письменно-
19 стола... на этом хилом столике вам же
совсем невозможно писать!.. Может быть,
принести вам стол из комнаты  мальчи-
ков?—делая большие, испуганные глаза,
прантивала она.

Я успокоила ве, что в глубоком кресле
У окна, положив на колени книгу, очень
удобно писать, да и ведь так мало я бы-
ваю в этой комнате.

Потом она осведомилась, ‘нравится ли
мне постель... Я с похвалой отозвалась 0
широком и мягком, покрытом красным сте-
таным атласом диване, который к ночи
превратилея в улобнейшую постель.

Женщина вдруг лукаво улыбнулась,

`— А внаете, кмо спал — и не олнаж-
ды! — на этом диване, когда в Париже
были ‘немцы?.. Здесь спал полковник Т...
и, право, совсем недурно спал!

— Полковник Т... вот этот самый, что
на портрете?

— Ну, да-да! — весело закивала мадам
Франсуаза... — Злесь и другие бывали,
чтобы встретиться с ним... и тоже часто
ночевали в этой квартире.

— 95 были франтиреры?

— И франтиреры, и всякие патриоты,
которые участвовали в сопротивлении.

— Значит, у вас здесь и оперативные
совещания бывали, мадам Франсуаза?

— 0, конечно!.. Здесь же, как видите,
был также и склад подпольной литерату-
ры! — и мадам Франсуаза, смеясь, трях-
нула своими растрепанными кудряшками.

— Н0 вое-таки эти опасные дела бы-
IM для Bat совершенно непривычными...
и вы, наверно, боялись, мадам Франсуаза?

— Даже если бы я и очень боялась,
366 равно это нужно было делать, нужно...
Иначе было нельзя поступить. Мне было
жаль Францию, Париж... а мои дети? Не-
ужели так и расти им немецкими раба-
ми?.. Эта мыель меня просто сводила <
умз!.. Я почувствовала, наконец, что не
смогу жить, дышать, пока неё найду лю-
дей, с которыми вместе я буду бороться,
чтобы уничтожить вое это!. Ну, ия их
натила... и мне сразу стало легче.

Она изумленно подняла брови и веплес-
нула смугловатыми легкими руками,

— Вообразите, я иногда сама себя не
узнавала — так мне бывало невыносимо,
пока я не начала работать для  Фран-
ции!.. Прежде я никогла не задумывалась
06 этом, а тут я увидела, как еильно я
люблю Францию!..

Может быть, эта женщина в полной ме-
ре даже не представляет себе, какую
‘проверку она выдержала. Самое большое,
требовательное и неподкупное чувство че-
ловека — любовь к родной стране, напол-
HUB своей силой ве бытие, так изменило
&го, что действительно порой, наверное,
трудно было в хозяйке _ конспиративной
квартиры узнать бывшую парижскую да-
му.

— И все сходилю счастливо с рук, ма-
дам Франсуаза? Ни е кем не случилось
несчастья, и ваша квартира не находи-
лась у немцев на подозрении?

— Вее проходило очень хорошо... ‘и
меня никто ни в чем не подозревал... но
У моей квартиры важная подробность: по-
чти все ее окна выходят в Пале-Рояль. А
Пале-Рояль, как известно, вне подозре-
НИЙ!..

Мы долго стояли у раскрытого окна и
любовались ночной картиной Пале-Рояля.
Дома ет давности © роскошны-
ми узорами оконных решеток, ¢ балконами
и богатой лепниной заселялись в стари-
ну королевокими приближенными. Позже
в Пале-Рояле появились магазины роско-
ши, кафе, иторные дома. Анатоль Франс
в романе «Боги жаждут» упоминает о
«крупье из Пале-Рояля». Во всех случаях
за Пале-Роялем оставалась слава «места
не для бедняков» или бунтарей.

— Здесь ке должно было случаться
каких-либо неприличных событий!
смеялась моя собеседница. — Вот почему
в этой комнате и могли ночевать франти-
реры!

Утром пейзаж Пале-Рояля еще краси-
вее. С третьего этажа квартиры _ мадам
Франсуазы можно обозревать стройные зл-
леи, испетренные веселой игрой солнца
и теней. Пышные кроны старых кленов,
посвежевшие после ночного дождя, свер-
кают чистой, словно лакированной лист-
вой. Под деревом девочка играет в мяч,
мелькают ее бледные тоневъкие ножки,
картавый голосок звучит одиноко. Ona 0
чем-то спрашивает хулого старика е 6o0-
рюдкой а ля. Генрих [\, важно и ненод-
вижно восседающего на железном диване.
Ho седой месье, очевидно, дедушка, только
рассеянно отмахивается: он читает газе-
ту — скромный, немного больше носового
платка листов убористого петита. Ничего
не добившиеь, девочка  засмотрелаеь на
парочку на соседнем диване. Влюбленные

Мы решили подарить на память мадам.
Франсуазе альбом очень недурных красоч-
ных репродукций «Илья Ефимович Ре-
ПИН».

0 Репине она «ничем не слыхала», и
я принялась рассказывать ей о великом ›
русском художнике. Во время моих раз’-
яенений о картине «Не ждали» моя cay-
шательница откровенно зевнула.

— Ах, простите... этот ваш художник...
Репин... Да?.. Он елишком... (она поис-
кала слово) слишком реалист... i

Туг я втихомолку выбранила себя 3a
рассеянность. Нетрудно’ было бы заранее
догадаться, что нашей хозяйке Репин п-
кажется «слишком реалистичным»: в ©то-
ловой на самом видном месте, над роялем,
висит большой натюрморт Пикассо. Это —
нарочито унылое полотно: на  кухон-
HOM столе увядшие охвостья зелени, нож,
два длинных французеких хлеба,  темно-
желтые и грубые, как палицы, — так и
представляешь себе, Jo. mero же они чер-
отвы! — & над всем этим словно клу-
бятся какие-то буро-зеленые дымы, безна-
дежные, как и весь этот натюрморт.

— Ау нас в Москве, в Музее запад-
ного искусства есть куда более вырази-
тельные веши ‚ — говорю я, сом-
неваясь при этом, «дошел» ли до моей
собеседницы смысл этого разтоворного пе- iy
рехода. Нет, ло нее это «не хошло» — она
только наивно изумляется:

Как, в Москве есть специальный
музей, где есть картины европейских ху-
дожников... и там картины Пикассо?

Пришлось кратко рассказать ей 9 ко-
Лоссальной  сокровищнице искусства —
Эрмитаже, что тоже очень изумило ге.

— Неужели у вас в Советском Союзе
есть такие музеи?

В эту минуту в комнату вошел один из
друзей нашей мадам Франсуазы, видный
деятель Национального сопротивления. Мне
довелось в дни Вюнгресса слышать его яр-
кую речь борца за Францию и друга Co-
ветекого Союза.

Месье П. заинтересовалея, © чем мы
говорили. 0 Репине?.. Да, о Репине он
«кое-что» читал и признался, что «еред-
ний француз вообще о русском искусстве
ничего не знает».

Тогда я в свою очередь «изумилаеь»
странному несоответетвию: мы, русские,
всегда интересовались и любили француз-
скую живопись, литературу, а вот фран-
цузы не знают великого русского худож-
НИКа, Который является одним из вели-
ких реалистов в мировой живописи.

— Возможно, это незнание еще идет от
старых традиций, от времен царской Рос-
сии, которая всем представлялась отсталой
страной, — задумчиво сказал месье П.

— Согласна, вам лучше знать, но мне
кажется, что знанию еще мептает рутина,
бессознательная сила привычки. .

— 0, что касается привычек, 0 мы
иногда не любим бороться даже с дурны-
ми привычками! — ¢ тонкой улыбкой
сказал он. — Но вам, я вижу, не нра-
вится этот натюрморт Пикассо?

После откровенного ответа, -месъе П.,

ватлянув Ha буро-зеленое творение в
богатой золотой раме, примирительно про-
WHeC: ;
— НУ, у Пиваюсо вю жизнь иски,
Поиски... & ПОИСКИ, BHI знаете, это глав-
ная цель и смысл жизни всякого искус-
ства.

Поиски — прекрасно. А утверждение
жизни, передовых дел и мыслей челове-
Ka, а помощь искусства духовной жизни
общества, воспитанию и т. д.?..

— Вы ставите слишком большие воп-
росы, — мягко возразил месье П. — Вы
слишком много требуете от искусства.

Мы уже ветупаем в спор, который 3a-
девает (в моей стороны) и натюрморт в
золотой раме. Признаюсь, я ожидала, что
мадам Франсуаза ветупится за произвеле-
ние художника, которое украшает ее квар-
тиру. Но хозяйка квартиры в разговоре не
Участвует, замечания о Пикассо выслуши-
вает в абеолютном спокойствии — да, но-
хоже, и тема искусства ee вообще не
интересует. А пресловутое полотно, как
видно, просто вещь, которую приобретают,
как очередную дань моде. :

— Вы знаете, чт Пикассо сейчае в
Париже? Вы хотели бы познакомитьея с
ним?

— Очень хотела бы, очень... побывать
B eM мастерской! — говоря эт, я не
предполагала, что через несколько лней я
познакомлюсь © Пикассо и увижу его ма-
стерекую.

ются. Девочка, прижав пыльный Мяч Е
худенькому тельцу, следит за кэждым
движением. влюбленных.

Мадам Сесиль, домработница мадам
Франсуазы, пожилая женщина © подви-
тыми и По-модному низко подетриженны-
ми волосами свинцового цвета, энергиче-
ки кивиула в сторону влюбленной ma-
рочки:

— Скажите, у вас в Москве целуются
Y всех на глазах, вот так... как эти?..
Нет?. Я так и знала: русские гораздо
сдержаннее и серьезнее, чем мы, францу-
зы. Я из Бельгии, и в наших местах это
не принято... И, смотрите, кажие эгоисты
— He замечают ребенка!.. А девчурка на-
блюдает и  поучаетея.. дитя Парижа!
А все оттого, что родители, наверно, не в
состоянии держать хорошую няню — все
теперь так ужасно обеднели!

Резко перейдя на другую тему, мадам
Сесиль вдруг предложила:

— Прюшу вае, посмотрите; пожалуйста,
кав все удобно и хоропю устроено в этой
кухне! Да, да, я < определенной целью
позвала, вас сюда... Омотрите, какой прек-
расный шкаф для сухих продуктов...
но — увы! В этом шкафу почти всегда
теперь пусто!.. А вот шкаф-ледник. Вели-
колепный, правда? Но что есть и злесь?..
Ничего... так, пустяки какие-то... Смот-
рите, какой мы теперь пьем «кофе»!

Она презрительно морщит ное и откры-

(Окончание следует)

рее es
St EO = =