В истгебителей, В большинстве случаев
a
> разведка велась

4 дорог с обязательных фотографированием.

Mae

> которых команда идет наравне с коман-

26 декабря 1945 г., № 103 (401). ;

ИЗ ОПЫТА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Отражение атак истребителей
одиночным разведчиком.

Во время Отечественной войны возлуш-
вым развелчнкам, особенно тем, которые
зели наблюдение за об’ектамн, располо-
женными на большом удалении oT линии
фронта, приходилось неизбежно встречать
протяволействие со стороны вражеских

У подножья
Альп

В живописном курортном уголке Ба-
ден-Венский у Гутенбрун, что означает
«хороший источник», расположился сана-
торий. В красивейшее здание © богато
оформленными залами ежедневно прибы-
вают офицеры-авиаторы, нуждающиеся В
отдыхе и лечении. `. i

~

Отонь дополнялея трамотным  маневрюм
летчика. Летчик  Пустынекий ни одной
минуты не летел по прямой. Он маневри-
penal в зависимости от того, с какой
стороны производились атаки. В резуль-
тате экипаж благополучно вернулся на
аэродром и привез ценные данные.

Чаще всего приходилось уходить от про-
тивника пикированием. С моим экипажем
- ‘был такой случай под Варшавой. Мы

ARIE почти ва ПОЛНЫЙ радиус, 063
детавшимн 3 — Ра ibe   юзвращались с задания, ло линии фоон-
всякого прикрытия. это требовало ОТ! та оставалось несколько километров. Je-
кажлою экипажа умения совершать про- тели на высоте шесть тысяч метров.
тивоистребительный маневр ио хорошо Вдруг я увидел, что со стороны Остроленко
Е пере тва Е я
злать тактику оборонительного воздуттно-  НАтеререз нам летят тва «ФВ-190». Я
: сразу скомандовал штурману Чуприну и
To 008. стрелку-радисту Мотлюк притотовиться к
Как известно, разведчик при встрече   отражению атаки. «Фокке-Вульфы»  сна-
в вражескими истребителями прежде все- чала стали заходить. сбоку, но штурман
дал прицельн ТЬ; ебители бро-
го должен стараться уклониться от в03- ИЕН истребители бро
сились в хвост, стрелок-радист вынудил

ymmmoro боя и оторваться от противаика.

используя солнце и облака; или же дру-

ды лечения: светом, электричеством, ду-
ши, укутывание, ванны, B TOM числе и

строму улучшению здоровья больных.
_В услугам отдыхающих — настольные
игры, библиотека, спортивные площадки,

отиночными экипажами,

зимний солнечный день открывается a

ских Альи.

=— Мы хорошо здесь отдохнули, исчез-
ли симптомы переутомления нервной си-
стемы. Теперь мы снова полны энергий,
чтобы продолжать боевую учебу, — так

тт. Новиков. Анисин. Скобелев, Свято-
шенко, Вертенников, Белокуров.

Интересно отметить, что параллельно С

их отвалить в сторону. Они пошли по ode
стороныЕ нашего самолета за килями и

тих спообом. Jump в крайнем случае;   оттуд& пытались атаковать. Выйти из  отдыхом здесь тренировалась футбольная
когла это неизбежно, он вступает в 69й. - боя можно было только пикированием,   команда, впоследствии победившая‘ на вен“

к чему я и прибег. Чтобы не быть пора-
ВСЕ щи: al, : 2 Ee

В период варшавской операции, котл® конным зенитной артиллерией противни-
линия фронта проходила по рекам Висла  ка, я пикировал с большим углом. Этот

ском стадионе команду англичан © ре-
зультатом 6:1. le
Злесь же отдыхали и тренировались в

9»  у $ aan. a
п Нарев, наш полк на самолетах «Пе-2»   угол и большая скорость помогли блато- санаторном бассейне пловцы, в их числе
зел разведку на центральном участке получно оторваться от противника. офицер авиации Капустин, ©  успехон

Немпь: изучили нашу тактику ухода
Е 1 ee ей противоно-
ставить новый прием. Он свохился K TO-
делен участок: по фрояту я Варшавы   уу что при somone е а у

Остроленко и в глубь до Влаплавика. себя в тылу одна пара истребителей ва-
нашу задачу входила pasBeika аэродромов,   ходила на атаку, а другая заранее пики-
‚ железнолорожных станций и шоссейных рованием старалась выйти вперед, чтобы
поджидать разведчика. Первый раз < та-
ким явлением припглось встретиться ка-
питану Цухурбаеву. Он пикированием ушел
от одной пары о преследовавших ето
истребителей, но штурман старший лейте-
нант Дроздов cas hg в хвосте снова
ее находится пара «ФВ», Это получилось по-
Зенитная артиллерия обычно Вела OTOH) oy верхняя пара кемпев по радио
JHU при пролете над линией Фроята, #0   навела нижнюю пару на путь полета раз-
мы маневрировали по высоте и скорости.   ведчика. Учтя немецкую уловку, мы не

Примерно за месяц ло прорыва немет- всегдз стали пикировать ло земли, а ста-
кой обороны, 2 потом в процессе январ- ние Ра co снижением на больной
ского а os 05065 ` следует остановиться на исполь-
ка начали усиле у зовании разведчиком облачности для Yx0-
высотё пролета наших разведчиков ce

8 тысяч метров) в течение всего светлого да от противника. Когда мы вотречалясь

Патрудировали они пара- с истребителями в  облачную погоду, 4
вон ieee? особенно если облачность была в несколь-
хи или четверками над линией фронта.

выступалтий на всесоюзных  соревновал
ниях пловцов в Москве осенью этого года.

Сейчас санаторий предоставия зал под
шахматный турнир и полностью обелужи-
заст его участников В лень нашего по-
сешения здесь проходил 6-й тур шахмат-
ного турнира летчиков генерала Врасовско-
го. В турнире участвуют восемь сильней-
тих шахматистов, одержавших победу на
предшествовавших турниру отборочных 60-
ревнованиях в частях,

Кстати сказать, шахматы пользуются
большой популярностью у летчиков соеди-
нения. 06 этом свидетельствует тот факт,
что в отборочных соревнованиях участво-
вала не олна сотня летчиков, техников,
младших авиаспециалистов, бойцов и офи-
пепов авиационного ты. =

Лидируют сейчас на турнире начальник
метеослужбы соединения гвардии инженер-
майор Н. Рацимор и авиамеханик штур-
новой части гвардии старший сержант

1-го Белорусского фронта. Моему экинажу
и экипажу лейтенанта Кузьменко был вы-

В пёрвое время, когда фронт только
чтабилизировался, мы беспрепятственно ле-
пали Ha высоте 6 — 7 тысяч метров,
редко встречая истребителей противникз.

: ко ярусов. то было легче уйти от истре-  А. Смирнов. Среди восьми участников
Для того, чтобы пройти беепренятетвен- Гнев № к ; р р ‘
yo линию фронта, мы набирали высоту ртелей. Мы сразу же входили в облака   турнира — повар,  вольнонаемная Нина
7 — $ тысяч метров, 2 пройдя немного и шли в них несколько МИНУТУ после че-. Бодня.

- Таким образом, санаторий, руководимый
твардии майором медицинской, службы
В. Жуковым, стал не только местом от
дыха и лечения воздушных воинов, но и
базой, где проводятся интересные куль-
‘турные мероприятия.

в глубь территории противника, снижались   го выходили © измененным курсом, что
для лучшего обозрения земли. Когда * сбивало с толку истребителей.
заранее было известно, что над 101060 Часто наших разведчикам приходилось

разведки патрулируют «Ме-109» или
«ФВ-190». мы пересекали линию фронта летать в совсем плохую погоду. Особенно
это было характерным в берлинской

южнее Варшавы или севернее Остроленко,

— словом, в стороне, и ‘только после этого операции. В таких’ случаях выделялись
заходили на свой участок разведки. В  самые лучшие. экипажи. В качестве
тылу у противника истребители ПОЧТИ   примера ‘удачно выполненной при таких
He встречались. Очевидно, это ПРоИСХоЛИ- оо тогических условиях разведки мож-

ло потому, что немны раюсчитывали Ha
свою надежную защиту у линии Фронта и но привести полет-майора Великого: Вме-
перехвал разведчиков возлагали на груп-  сте ©0 штурманом он выбрал надежные
пы «№109» и «ФВ-190», патрулиро-  ориентиры, наметил подходы к городам,

вавшие над линией фронта. железным дорогам. Блатодаря продуманно
Олнако в период, непосредственно пред-   построенному марнгруту экипаж добился
зпествовавиий прорыву, встречи © Немца- тото, что небыл засечен противником ин
ип участились. При наличии облачности  на одном направлении. Разведчики все
или солнца наши летчики старались иб- зремя меняли курсы, шли зигзагами.
пользовать их для отрыва от противника.  Какой вывод можно сделать, анализи-
Гели же случалось ввязываться В 00й,   руя встречи разведчиков с истребителями
то применялись отонь и жаневр. -В этом   противника? Прежде всего тот, чт эки-
случае стрелок-радист и штурман Вели   паж, ведущий разведку, должен быть хо-
огонь по вражеским истребителями, & лет-  рошо подготовлен в тактическом и летном
чик бросал самолет то в одну, то в У-  отношении, умело использовать такие
тую сторону. , # факторы, как метеорологические Условия,

Майо Н, БОБРОВ.
Австрия,

(От нашего chen. корр: no Teserpady).

Герой Советского Союза
учит ‘молодых

Когла в эскадрилью пришли молодые
летчики, первым их встретил командир
эскадрильи Герой Советокото Союза капи-
тан Петр Грищенко. Он поговорил с ‘каж-
дым из них, коротко рассказал 0 боевом
пути и традициях эскадрильи.

Командир эскадрильи — бывалый в9-
пн. Великую Отечественную войну Петр
Грищенко закончил © личных боевым ече-
том в 27 сбитых самолетов противника.
Капитан на своем «ЯЕ’е» появлялся нал

=
ИЗУЧАЮТ САМОЛЕТОВОЖДЕНИЕ
ПО РАДИОКОМПАСУ

ИНТЕРЕСНОЕ занятие с летным со-
ставом провел старший лейтенант Серов.
Изучаемая тема «Самолетовождение по ра-
диокомпаку» вызвала у слушателей большой
интерес. Молодые истребители на этом
уроке получили новые знания по устрой-
ству самолетной радиостанции, ознакоми-
лись с правилами ee эксплоатации.
(«Доблесть»). :

м насколько оправдывает себя   ианег ъ обла ‘ :
Hs сна следующий ны о м передним краем войск ‘под Белгородом и
; тельностью, уметь вест р `блевом, над Вислой и Итрее. В мном-
Пустынокого на обратном маршруте был
атакован четырьмя  «Меесеримиттами». Боевой опыт лучших летчиков нашето   пенствовал свое мастерство, учился бить
: ь полка, таких, как майор Великий, капи-  врага с короткой дистанции. Поражать
рой — с друтой стороны, & два шли по- : :
слаль сзади. Однако огневая сработанность
J подтверждает, что экипаж, обладающий   вилом искусного истребителя.
Штурман и стрелок-радист так искусно отличной  летно-тактической подготовкой, — Свой бгромный боевой опыт командир
вели отонь, что почти все сферы оказа-
ime в хвосте, не могли выйти на огие- ee ei тей чались учебные полеты, капитан  Грищен-
ее” противника, авится © поставленной пе- ы г
вую дистанцию, потому что отоевались р опр ко © каждым молодым летчиком поднимал-
жал атаки двух других ‘истребителей. _ Лейтенант Н. ГУСЕВ.  тирования, указывал на отибки.
ее
УСПЕХ КОМАНДЫ ВВС ГЕРОЯМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
КРАСНОЙ АРМИИ ВРУЧЕНЫ НАГРАДЫ ЧИТАЕТ ЛЕКЦИЮ
ва Москвы по хоккею. В розыгрыше   лось вручение правительственных наград Ф. Кулагин прочитал лекцию о воздушном.
впервые принимает участие вновь соЗдан+  гвардейцам — летчикам, техникам и мото-  бое на вертикалях: Он назвал много при-
Воздушных Сил Красной Армии. Ч _ бои на вертикалях, добивались победы над
етыре награды — два ордена Красно 7
Команда выступает в ‘следующем  с0- го Знамени = медали «За взятие Берли:   “РЗГОМ. В частности тов.  Кулагин подробно
Воронин; защитники — старший сержант   ны командиру звена гвардии лейтенанту   ЧеСтвенной войны им самим и Героями
В. В. Леонов и курсант Н. А. ат Фролову. На боевом счету тов. Фролова Советского Союза Осиповым, Наумчиком,
Жибуртович, младший лейтенант A. H. Вслед за ним орден Красного Знамени ‘и тов»).
Афонькин, старший сержант Е. Н. Воро- медели «За взятие Берлина» и «За осво-
ев, гвардии ефрейтор Ю. В. Тарасов, Е. гвардии младшим лейтенантам  Репникову
жант Л. Н. Степанов, сержант А. И: и Акулович. Орден Красной Звезды и ме-
С. И. Рябов. механик гвардии старшина Лопатин.
Хоккеисты сборной ВВС уже провели   («Крылья победы»). :

эпизот. Экипаж старшего лейтенанта
воздушный 60й. численных воздущных боях летчик ‹овер-
Олин из них заходил оправа, сверху, BTO-
тан Цухурбаев, майор Усачев и другие, противника © первой очереди стало пра-
экипажа разведчиков спасла положение.
в любых условиях, при самом СИЛЬНОМ эскадрильи передает новичкам. Когда на-
лнеь защищенными. Лва «Ме-109», шед-
отнем стрелка-радиста, штурман же отра- ред ним задачей. ся в воздух, проверял ето технику пило-
Первенство Моснвы по хоккею По страницам авиационных газет
В полном разгаре розыгрыш первенст-  В ЧАСТИ офицера Полухина  <остоя- ГЕРОЙ Советского Союза гвардии майор
ная сборная. хоккейная команда Военно- ристам, отличившимся в боях за Родину.   Уеров, показывающих, как летчики, ведя
ставе: вратарь — младший сержант Е. Ф.  на» и «За освобождение Праги» — вруче- разобрал бои, проведенные в период Оте-
полузащита — техник-лейтенант Ю- 14 сбитых самолетов противника. Горбуновым, Павловым. («Крылья Сове-
нин; нападение лейтенант В. И. Артемь- бождение Праги» вручаются erika
Монсеез и старший  техник-лейтенант   „ль «За освобождение Праги» получил
три календарных встречи, в результате

КЛУБ ОБОРУДОВАЛИ

СВОИМИ СИЛАМИ

В Н-СКОЙ АВИАЧАСТИ недавно со-
стоялось торжественное открытие клуба.

В клубе просторный зрительный зал <
красочно отделанными стенами и потол-
ком. Зал рассчитан на 300 мест. На: сте-
нах в больших рамах портреты Маркса,
Энгельса, Ленина, Сталина. На потолке
люстра в виде огромных лилий. Все это
сделано руками авиаторов под руководст-
вом старшего техника-лейтенанта Гриба,

Рядом со зрительным залом большое,
комфортабельно. оборудованное фойэ. В
клубе установлено два стационарных ки-
ноаппарата. Личный состав регулярно
смотрит новые “советские фильмы. На-днях
демонстрировалась картина «Непокорен-
ные». («Боевая тревога»).

дой ПДКА, ‘уступая только «Спартаку.

Первая встреча была © командой «Ло-
комотива». Игра проходила под знаком
явного преимущества авиаторов и Закон-
чилась в их пользу со счетом 8:3. Центр
нападения Степанов забил четыре мяча
в ворота «Локомотива».

Наша команда вышла победителем и в
игре с таким сильным противником, как
«Буревестник». Правый  инсайд команды
ВВС Тарасов во втором тайме провел в
ворота противника единственный MAY, KO
торый и решил исход встречи. ;

93 декабря состоялась самая OTBETCT
венная игра из этих трех встреч. Наши
хоккеисты играли с командой ИДКА.
Встреча закончилась вничью: =

Сегодня команда ВВС играет <0 «Спар”
Баком». Предстоят еше встречи с «Ди-
намо», «Крыльями Советов» и команда
ми других спортивных обществ.

>

ОТРЕМОНТИРОВАЛ 650 ВИНТОВ

ЗА ГОДЫ Отечественной войны  стар-
ший сержант Калантырокий  отремонтиро-
вал около 650 самолетных винтов.

Винты поступают в ‘мастерские с- боль-
шими дефектами. Под гидравлическим
прессом их выпрямляют. Для устранения
люфтов стаканов лопастей накладывают
уплотнительные кольца.

Ремонт винта требует сноровки и точно-
сти. Нужно полностью сохранить его пер-
воначальные аэродинамические качества.
Все эти работ! в последнее время стао-
щий сержант Калантырский производит вме-
cre : ефрейгором Имирь. («Сокол Роди-

СТАЛИНСКИЙ

Здесь применяются всевозможные мето-

сероводородные. Всё это способствует бы-

биллнард, танцовальный зал. Из парка в

тесный вид на снежные вершины австрий-

отзываются о санатории офицеры авиации

сокол 3

= Г a 2 a Е Set 3 SSSR SS SSE Е gE ЗАРЯ

С : : d :
Парторг Н-ской авиачасти гвардни капитан Ф: Сумин проводит консультацию для летчиков, изучающих «Краткий курс
истерии ВКП(б)». На снимке (слева направо): гвардии капитан Ф. Сумин, гвардии лейтенант К. Дашин, гвардии старший лей-
тенант А. Громов, гвардии старший лейтенант В. Громаковский. Снимок капитана Т. Мельника.

< 4
Утверждение жизни ==

Лейтенант помолчал, достал из портси-
гара папиросу и закурил.

— Это еще не все, — сказал он, как
бы отвечая на мой молчаливый вопрос. —
После ‘боя я пришел на старое место. Тру-
па летчика мы так и не нашли. Но перед
тем, как уйти оттуда, я подошел к березе,
около которой поднял конверт, и вырезал
на ней пятиконечную звезду. С тех пор я
не был на этой дороге. Но если мне сно-

ва удастся попасть в те места, я обяза-
тельно найду эту тонкую березу...
Струйка дыма медленно поднималась
вверх. Мы молчали. Я видел, как вздра-
гивали губы девушки, видел потемневшие
глаза летчика.
— Значит, вы так и не знаете, куда де-

Г. СЕМЕНИХИН

этим утихший, снова накинулся на нас. Он
поднимал нелые тучи белой пыли, швырял
в лицо комочки снега. Мы шли тихо,
осторожно, внимательно вглядываясь впе-
ред. Вдруг Скиба нырнул в кустарник-
«Шлем» — вырвалось у него негромкое
восклинание. Я взял из рук разведчика и
внимательно рассмотрел находку. Это был
самый обычный лётный шлем, судя по ме
ховой подкладке, почти новый. Спереди
он весь покрылся тонким слоем льда, снег
намерз на меховой обшивке. В’ одном ме-
сте шлем. был разорван. Я поглядел на
Скибу и увидел его грустящие серые
глаза. «Кокнули пария, — тихо сказал ук
раинец. — Вошла пулька, вышла, и нема
человика». Он растерянно комкал итлем в

‚Если вам в последнее время случалось
ездить в поездах дальнего следования, вы,
должно быть, обратили внимание на то,
что пассажиры этих поездов, особенно
офицеры с боевымн орденами, мало гово-
рят о войне. Да это и неудивительно.
Тот, кто под немецкими минометами
ползком пробирался от укрытия к укры-
тию, кто в тридцатиградусный Mopos го-
лыми руками резал колючую проволоку,
кто сквозь зенитный огонь водил свой
штурмовик на цель, — тот неохотно вспо-
минает о пережитом, для него уже не но-
вом. Зато он сразу преобразится, станет
словоохотливым и оживленным, как только
зайдет речь о ero будущей жизни, об
учебе, о любви. Уставший от огня и дыма,

от рева бомбардировщиков и грохота пу-   руках- вался этот летчик? — спросил капитан.
шек, от атак и штурмов, он с радостью В ту же минуту ко мне подошли два т

— Так и не знаю, — ответил Ф
заговорит о своей старенькой седой мате-  разведчика и сообщили, что в нескольких — Осколком зен nse о снаряда ыы es

ри, которая ждет его не дождется, о за-
водских ребятах, с которыми так давно не
виделся, или о далекой «самой лучшей»
девушке, любовь к которой он выстрадал
в тревожные фронтовые ночи. -

Вот почему я, признаться, был удивлен,
когда в нашем вагоне вдруг заговорили о
войне. (Скорый поезд шел из Сочи в
Москву. За окном бежала широкая южная
степь. Дул резкий восточный ветер. Де-
кабрь, холодный и ненастный, ударял В
окно мелкими липкими комьями снега.
Всхлинывали колеса, и паровоз на под’емах
то и дело вскрикивал в пустую холодную
ночь. Изредка, словно призрачные, возни-
кали полустанки и станции, мелькали в
темном квадрате окна запорошенные сне-
гом здания, вспыхивали” и снова гасли зе-
леные и красные огоньки, растворяясь в
ночной темноте.

В купе, кроме меня, находились еше
трое: молодой’ лейтенант с погонами пехо-
тинца. и медалью партизана Отечественной
войны, высокий широкоплечий летчик с
черными, чуть косящими глазами и строй-
ная белокурая девушка, при одном взгляде
на которую запоминались большие светло-
серые глаза, очерченные длинными ресница-
ми. В пути знакомишься быстро, и не
успел наш поезд проехать километров
‘сто, как я уже знал, что Фирсова’ зовут
 Володей и он партизанил в псковских ле-
сах, что летчик Павел Михеев все четыре
года служил в штурмовой авиации, а Зи-
на (так звали светлоглазую девушку) —
его будущая жена. Е

Чтобы скоротать время, мы решили —
пусть каждый расскажет самую интерес-
ную, на его взгляд, историю. Начали ©
меня, затем слово предоставили девушке,
а после нее очередь дошла до лейтенан“
та. Фирсов ладонью пригладил свои раз-
метавшиеся курчавые волосы, расстегнул
верхний крючок гимнастерки и заговорил
тихо и неторопливо:

_ — Эта история не будет длинной; но то,
‘что я вам расскажу, знакомо мне до мель-
чайших подробностей. Никогда не потуск-
неет, не выветрится она из моей памяти и
будет жить в ней так же ярко, как она
живет до сих пор. Случилось это в те
дни, когда я со своим маленьким отрядом
партизанил. в тылу у противника. Не уди-
вляйтесь, что речь опять зашла о войне.
Мне определенно кажется, что эта исто’
pus больше повествует вообще © твер:
дости человеческого характера, чем о му-
жестве на войне. ео.
Так вот. Мы шли сквозь леса, раечи-

метрах от нас они натолкнулись на обго-
ревшие остатки разбитого самолета, Один
из них протянул мне кусок общивки © на-
рисованной на ней красной звездой. В
олно мгновение я представия себе картину
случившегося. Очевидно самолет был
сбит немецкими зенитчиками и упал, не
долетев до линии фронта. А пилот... Ски-
ба, протягивая мне кожаный шлем, сказал:

«Вот это все, что от нашего летника и
осталось».

..Я ничего не ответил. Я стоял молча,
вслушиваясь в завывания ветра. Потом
почти машинально сделал несколько шагов
вперед. До сих пор не могу об’яснить, что
заставило меня это сделать, но у меня
была какая-то твердая внутренняя уверен-
ность, что это так нужно. Я пошел  вие-
ред и вдруг увидел на снегу листок бу-
маги. Он лежал у исцарапанного пулями
ствола карельской березы. Я поднял напи-
санный химическим карандашом листок.
Летчик, должно быть, писал его здесь
после: катастрофы, прислонивитись сТИНОЙ
к дереву. Судя по горбатым буквам, он.
писал его торопливо. Я прочел письмо, и
от первых же строчек повеяло чем-то род-
ным, близким. Простые слова сразу вошли
в меня. Я и сейчас ношу с собой в кар-
мане гимнастерки письмо этого неизвест-
лого, но близкого мне человека. В тот
день я перечитал письмо два раза и за-
помнил его наизусть. Хотите — прочту?

Лейтенант Фирсов бросил на нас быст-
рый взгляд, словно желая убедиться, вни.
мательно ли мы его слушаем, и продол-
жал:

Вот что писал летчик: «Родная моя!
Сегодня был очень трудный полет: я взор:
вал немецкий штаб. Но на обратном пути
меня обстреляли зенитки. Прямое понада-
ние в мотор, и вот я сижу у немцев в
тылу у обломков сгоревшего самолета,
обессиленный, злой. Если <о мной что
случится, все равно, кто-нибудь из наших
людей — из мирных жителей — перешлет
тебе этот конверт. Но ты не пугайся. Я
не собираюсь умирать: Я хочу жить и
увидеть тебя снова: Вокруг — дикий, мол-
чаливый лес. Может быть, за первой же
`кочкой подстерегает меня немецкий снай-
пер. Но я хочу жить и буду жить. Я
буду жить потому, что еще не все счеты
свел с немцами, потому что у меня горя-
чее сердце, с которым я пройду сквозь
дым и огонь сражений и в котором ни-
хогда не угаснет любовь к тебе. Я вер:
нусь, верь!» Под. письмом было „написано:
«Твой Павел», и больше ни слова. Ни фа:
милии, ни адреса. Наверно, раненый лет-

летчик был ранен в толову, глухо ска-
зал капитан, — силы покидали его. Когда
он достиг опушки леса и встретил бедно
одетого деревенского мальчика, вероятно,
таким ‘страшным было окровавленное лицо
летчика, что мальчик  отшатнулся.
раненый протянул к нему руку и со зло-
стью; почти в бреду, закричал:

— Слушай, ты русский? Если русский,
ты должен меня спасти. Спрячь меня, про-
веди к нашим. Понимаешь, я еще должен
рассчитаться с немцами. Я не все‘ с ними
свел счеты.

Мальчик успокоился, понял, что страш-
ный, окровавленный человек — это рус-
ский летчик. А потом — две ночи в
холодном амбаре, трудный путь через
линию фронта и снова вылеты, вылеты...

После того случая этот летчик еше 88
раз летал на штурмовку и кончил тем,
что штурмовал район рейхстага в Берлине.

— Значит, это были вы? — взволнован-
но прервал его Фирсов. :

Капитан Михеев смотрел на листок
бумаги широко открытыми глазами, и его
смуглов, огрубевшее от ветрасличо с глу-
бокой, тянувшейся по правой шеке К
подбородку складкой слозно застыло.
Мне показалось, может быть, только из-
казалось, что в это мгновение летчик
сразу стал старше лет на десять—ият-
валпать. Видно, перед остановившимиея
глазами Михеева пронеслось в одну мину-
ту все прошедшее, и яркость этого вос-
поминания до того заслонила собой ок-
ружающее; YO ‘оцепеневший капитан
забыл о своих спутниках.

После долгой паузы, словно очнувиись,
он ‘медленно и просто проговорил: —

— Да, я. Видите, я. И вы напрасно
хотели искать там березу, мою могилу.
Я выжил, потому что в те страшные дна
действительно рвался к жизни наперекор
всему.

Капитан глубоко вздохнул, словно гора
свалилась с его плеч. Глубокие, внезап-
во появившиеся моршины так же быстро
разгладилась на лице. И только Зина.
которая в продолжение всего рассказа
сидела молча, с почти застывшими, не-
мигающими глазами, теперь с исиуганным
видом жалась к летчику, обеими руками
держала его локоть.

— Как хорошо, что это уже было! —
вырзалось у нее глухое‘ восклицание, но
руки еще крепче продолжали сжимать ло-
коть Михеева: казалось, девушка боялась,
что И сейчас его жизни угрожает очас-
НОСТЬ,

щая сугробы смерзшегося снега. Кругом  . :
- чик не успел дописать. — Да уже было, — тихо проговорил
стояли худые, как бы замороженные де- : 2 ;
ревья. ia бе кая ны a Мы слушали лейтенанта внимательно,   за ней летчик.
: ‘особенно капитан, который, казалось, боял- Словно впервые лейтенант Фирсов

виду молчаливый, он таил в себе тысячи
шорохов: Выследившие нас немцы рыска-
ли со всех сторон. К морозному небу ча-
сто взлетали осветительные ракеты, озаряя г
лес молниеносными вопьинками. Hamu был сложенный вчетверо листок бумаги.

получен приказ во что бы то ни стало    Листок этот уже успел пожелтеть от
пробиться из вражьего тыла через линию. времени, но в правом углу, слегка повыше
фронта, и мы шли к переднему краю, до горбатых, небрежно написанных строчек,
которого оставалось каких-нибудь десять—   Можно. было увидеть небольшие светлоко-
пятнадцать километров. Около одной де-   ричневые пятна. Капитан взял листок, под-
ревушки пришлось задержаться. Командир   чес к глазам и долго смотрел на него.

ся даже лишний раз. моргнуть.
‚-— Вот, ‹ посмотрите, — сказал Фир-
сов; доставая из кармана гимнастерки

посмотрел на своего соседа по куне, ста-
раясь найти в его ‘облике какие-то HO?
вые необыкновенные черты. Но лицо
летчака, оттененное цыганскими бровями,
было таким спокойным u самым обыч-
ным. Широкой ладонью капитан осторож-
но погладил руку своей спутницы и, об-
ращаясь к нам, сказал:

— А вот она и есть та девушка, ко-
торой предназначалось письмо.

отряда майор Седов, который партизанил Лейтенант продолжал свой рассказ: — Ну что же, будем знакомы, — об-
еще в гражданскую войну и которого нем:   — Так вот, я прочитал это письмо свВо-   ратился к Зине пехотинец, протягивая ру-
цы прозвали «Старой лисой» за его хит:   ЧМ бойнам вслух и сразу почувствовал, что   ку. — А с вами) товариш капитан, да-

каждый из них стал как-то ‘суровее. На-
ступила долгая пауза, во время которой
бойцы (я это чувствовал) думали о по-
гибшем. Я хотел было предложить им
найти убитого разведчика и похоронить
его по-братски, но в это время кто-то от-
цаянно крикнул: «Противник!», и в BOSAY-
хе засвистели пули. Нас окружали. Когда
я обернулся, то увидел, что справа и сле-
ва на нас с коиком бежали немцы. Сна-
чала наши ребята немного оторопели 01
неожиданности, даже неробкий Скиба как-
то с’ежился и проговорил: «Видать, конец,
ну что же, умрем, как. нужно». Во мне
поднялась ‘досада. Я крикнул: «Мы
не имеем права умирать! Вы  слы-
шите! Мы верим в жизнь и Должны
бороться за нее до последних сил, как
этот летчик. Вперед, товарищи!» Какое
утверждение жизни было в простых сло-
вах письма неизвестного летчика! Оно пе:
реселилось в нас, и, не раздумывая боль-
ше, мы ответили на огонь. Нас было в
четыре раза меньше, но мы дрались © мол:
чаливым отчаянием. Метель прекратилась,
а мороз усилился. Было тк холодно, что
пальты примерзали к студеной стали ору-
жия. Кончились патроны. Тогда мы по-
шли в атаку. Скиба первым запел ста-
рого матросского «Варяга», и все его под-

рость и уменье совершать внезапные на
леты, приказал мне ‘с группой партизан
выдвинуться вперед для разведки. И вот
мы шли на восток, пробираясь через мел-
кий кустарник.

„.Северный лес, карельские березы” и
глухая, запорошенная снегом дорога — я
никогда вас не забуду, как не забуду
свиста северного ветра. В первой деревне
мы ничего не нашли, кроме обгоревших
бревенчатых изб с зияющимл впадинами
окон, чем-то напоминавшими огнестрель-
ные раны.

Мы пошли дальше, тщательно соблюдая
предосторожность. За деревней дороги не
было — снова глухой, молчаливый лес.
Яркая луна пробивалась сквозь тучи, и в
лесу стало светло, как днем. Шли
долго, присматриваясь к  Многочислен-
ным следам лыж. Около небольшой ло-
шины, которую ‘нам предстояло перейти,
пулеметчик Скиба — наш ротный запевала,
веселый украинец с белобрысыми бровя-
ми — придержал меня за руку. «Товарищ
командир, дивитесь», — сказал‘он, показы-
зая ‘вниз. На снегу я увидел небольшие
красные пятна. «Здесь полз раненый, —
снова заговорил Скиба, — чего доброго,
Halli хлопец».

Кровь, по всей видимости, была свежая.

вайте уговоримся, что свое письмо... ну
то: самое, вы подарите мне в знак друж-
бы. Достаточно будет взглянуть на лис-
ток, чтобы в моей памяти снова воскрес-
ли леса, болота, незнакомая береза... сло-
вом, все события того дня, и я снова
вспомню ‘0’ вас, о человеке, который полз
по снегу, рукою зажимая рану, и так
горячо верил в жизнь. . Понимаете, что
таким твердым, уверенным в своих силах
нужно быть не только на войне, но вез-
де и всегда. Тогда никакие трудности
не будут страшны, тогда все одолеешь.

Капатан Михеев пристально посмотрел
на Фирсова и протянул ему потрепачный
листок.

— Пожалуй, вы правы, — сказал он—
об этом нельзя забывать.

Лейтёнакт крепко пожал ему руку. В
вагоне наступила небжиданная пауза.
Казалось, каждый погрузился в свои ду“
мы, Девушка смотрела в окно, летчик
‹осредоточенно сбивал пепел се папнро-
сы. Молчал я, молчал и Фирсов. И посто-
ронний человек, вошедший в купе, HH-
когла не мог бы подумать, что вот толь*
ко сейчас, минуту назад, перед мыслен-
ным взором этих людей пронеслась вол-
вующая страница пережитого.

Мы пошли в чашу по следу. Мятна повто-   держали. Весельчак и запевала, он был Прошло несколько минут, и, словно
пялись почти на каждом шагу, мерзлая   страшен в эту минуту. Высокий, с обвет- [выведенные из раздумья, пассажиры 32“
корка сугроба была примята. Очевидно, ренным лицом и широко раскрытыми гла-   говорили о самых обычных вещах: об

зами, он шел вперед с какой-то мрачной
решимостью. Когла мы ринулись бегом
противник начал. отступать. Оказалось, что
нам на выручку подоспел батальон.

стпусках я послевоенных встречах, 0
ранней зиме и о москозских театрах. Это
был хороший, самый обычный разговор, в
такт которому весело стучали колеса.

раненый проползал здесь. Я помню, как
мы с четырьмя бойцами рэспутывали обле-
леневшие ветви, продвигаясь вперед, пом:
ню, что ветер, за несколько минут перед