У’ еноаря 1941г.

124 (4790)

ее

В 1940 году Латвия вступила в семь
жизнь в страме, зазвучали веселые пе
участницы художественного коллектива

ю советских республик. Расцвела новая
сни освобожденного народа. На снимке:

народной песни и пляски в городе Риге.
Фото Д. ЧЕРНОВА. (ТАСО).

КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА

НАСЛЕДСТВО
НИЗАМИ
ГАНДЖЕВИ

БАКУ, 4 ‘января. (По телефону от на-.

шего корреспондента). В Баку, в центре
города, стоит дом, окруженный строитель-
ными лесами. Кончается рабочий день, но
ярким светом озаряются окна, и до позд-
ней ночи продолжается здесь работа,
В этом злании будет закончено. обо-
рудование музея великого азербайджан-
ского поэта Низами Ганджеви.

Огромно культурное наследство, связанное
с именем Низама, чей 800-летний юбилей
со дня’ рождения ° отмечает страна В
нынешнем году. В шести больших от-

делах музея сосредоточиваются материалы,

характеризующие эпоху Низами, его твор-
чество, разностороннее влияние его произ-
ведений. В музее будут широко показаны
жизнь и творчество Низами; каждой его
поэме отводится специальный зал. Разно-
образные документы расскажут о связях

Низами с мировой литературой.

Отклики na очерк «Кукушка» *}.

ОШИБКА

Выполняя свои депутатские. обязанно-
сти, я веду переписку’ с избирателями.
Пишет мне много людей ‘по самым различ-
‘ным ‘вопросам. Когда. я прочатал ‘очерк
 «Букушка», мне вепомнилась моя пере-
иска © гражданкой 0(., которая отказа-
‘лась воспитывать своего родного сына. 06
этой переписке я`и намерен рассказать
читателям «Комсомольской правды».

Дома, в семье Вадима, (С. больше за-
ботилась 0б удовлетворении ero капри-
зов, чем о настоящем воспитании. Никто
не прививал ему чувства ‘культурного об-
‚ Щежития, вежливости,. уважения к стар-
ии,

К «удивлению» старших Вадим посте-
пенно начал поддаваться влиянию улицы.
Он становится грубым, нередко хулига-
нит, Мать нервничает, недоумевает: «В
кого уродилея такой? Что за перемена?»

Но неохота смотреть правде в глаза!
Эта молодая женщина непрочь все свалить
18 среду, на дурные знакомства, на, сквер-
ых мальчишек, © которыми свел компа-
нию ©ын..

Впрочем, и.тут дальше «охов» и вздо-
хов дело не идет. :

Мальчик день ото дня становится гру-
бее, начинает курить, все чаще хулиган-
ские выходки, все хуже учится, наконец
бросает школу. Все это происходит на гла-
зах У матери. Она же молчит, будто не за-
мечаст, боитея «обидеть» Валима. Своеврег
менно не. удерживает она сына’ от плохого
Wara, не следит за его учебой, не орга-
низует ему культурного отдыха. Резуль-
тат плачевный. «Что посеешь, то и по-
жнешь» ‘= говори? народная” пословица.

*) См. «Комсомольскую правду» за 20 де-
кабря 1940 г. `

МАТЕРИ

Казалось бы, что, наученная горьким
жизненным опытом, гражданка (С. кро-
потливой работой, напряжением всех сил,
всей материнской любви будет добиваться,
чтобы быстрее исправить сына.

Будь она сознательной женщиной, в пер-
вую очерель постаралась бы вернуть Вз-
дима в школу, начала бы повседневно сле-
дить 3& его учебой, внимательно наблю-

дать ‘з& каждым его шагом, своевременно  :

предупреждать ошибки, всемерно поощрять
и поддерживать хорошие начинания маль-
Чика.

В сожалению, в действительности собы-
тия развернулись иначе. Гражданка С. от-
казывается от своих материнских обязам-
ностей и настойчиво хлопочет, чтобы
единственного ребенка приняли в детский
дом.

Местные организации, куда она неодно-
кратно обралцалась по этому вопросу, от-
казались удовлетворить ее просьбы. Тогда
она прислала жалобу мне как депутату
Верховного Совета СССР и просила воз-
будить ходатайство об определении Вадима
в детский дом.

Я тшательно разобрался в жалобе грал-
ханки С. и пришел вк следующему заклю-
чению: у ребенка есть мать — молодая и
грамотная. Она в состоянии сама воспиты-
вать своего ребенка. Отдавать ребенка в
детский дом необходимости нет, и я отка-
зался помочь ей в этом.

Вывох ясен — пора понять, что воспи-
тание ребенка есть общественный долг
граждан СССР, и тот, кто увиливает от
обязанностей воспитывать своих детей, со-
вершает проступок He только против
семьй и ребёнка, но и против общества.

Генерал-лейтенант П. БАТОВ,
депутат Верховного Совета СССР.

Тбилиси.

1.528 КИЛОМЕТРОВ ЗА 20 ДНЕЙ
Беседа с командором лыжного перехода Новосибирск—Свердловск
тов. БЕСЧАСТНОВЫМ

Каждый ясно представлял  трулности
узршрута. Й действительно, сразу же, как
только мы вышли за реку 0бь, поднялся
сильный встречный ветер, который сопро-
вожлал нас 17 лней из 20. Больших трул-
ностей стоило пересечь Барабинскую степь.

Ha переход ее наша команда НА 8

ходовых дней.

Когда мы вышли на территорию Омской
области; температура воздуха упала до ми-
нус 40 градусов. Ни один из участников
перехола не вышел из строя. Шли по за-
мерзшим болотам, озерам, топям, тайге, от-
крытым полем. На десятые сутки мы при-
были в Омск. Общественность города Hac
очень хорошо встретила.

19: лекабря. мы вышли из’ Омска. Встреч+
ный ветер лостиг 3—5. метров в секунлу.
Температура воздуха понизилась ло ми-
нус 45 градусов. Это затрудняло. наше про-
движение. Но и при этих условиях мы все
же делали 50 километров в день. Средняя
наша скорость — 80. километров в сутки.

Примерно 300 километров пути наша
’ Команда совершила в ночное время, при

луне. Похолы ‘ночью нисколько не отрази-
лись на темпе нашего пролвижения.

3a 20 холовых дней пройлено 1.528 ки-
лометров. Вся команла чувствует себя пре-
восхолно. Успех перехола решили трени-
ровка, выносливость, товарищеская спай-
ка. Характерно, что участник перехода, по-
литрук команды, тов. Лысков поправился
на 4 килограмма.

Большую. моральную подлержку в дороге
нам оказывали комсомольцы и молодежь
сел и керевень. Они выходили нам на-
встречу на лыжах. В Тюмени мы замети-
ли, что у трех пар наших лыж износились
желобки и боковые части. В своей ма-
стерской пионеры и школьники быстро
подстругали нам лыжи.

31 лекабря мы финишировали в Сверх-
‘ловске—на день раньше намеченного срока.

Наша команда лонесла рапорт о’ досроч-
ном выполнении 60-ю предприятиями Но-
восибирска годовой производственной, про»
граммы.

СВЕРДЛОВСК.
корреспондента).

(По TORERORY от нашего

`”гноза;  вулказаческих” извержений,

В связи с предстоящим юбилеем ведет-
ся большая работа по изданию произведений
Низами. Много его. произведений издается
на русском языке и на языках братских
республик. Отрывок из поэмы «Семь кра-

савиц» — «Сказка о русской царевне»

издается на русском языке для детей.
Офориляют эту сказку известные худож-
ники — палешане.
Несколько виднейших композиторов ра-
ботает над операми‘ по текстам и на темы
произведений Низами.
—o—

Boca) <ДЕНИЕ УЧЕНЫХ
НА КРАТЕР ВУЛКАНА

Исполнилось пять лет со дня основа-
ния на Камчатке единственной в Совет-
ском (Союзе вулканологической  станцан
Академии наук СССР. Станция располо-
жена у подножья“ высочайшего в мире
Влючевского вулкана.

Извержение вулканов на Камчатке —
довольно Частое явление. Недавно произо-
шло извержение вулкана Толбачика. Оно
длилось несколько месяцев. Незадолго до
этого действовали Авачинская сопка и
Билюкай. Билюкай в течение 390’ дней

делал ‘32 «выстрела» в минуту. У ca-

мого кратера температура лавы достига-
ла 900 градусов выше нуля. Отважные
исследователи забирались на полузастыв-
шую поверхность лавы, измеряли темпе-
ратуру паров и брали пробу газов. В те-

ченяе одного часа вулканолога, одетые в

специальные костюмы, прошла по лаве
16 метров.

Ученые собрали большой материал,
имеющий не только теоретическое, но и
практическое значение, особенно м про-

‘5
мической лаборатории станции произведе-

ны многочисленные анализы газов. В ла-

вах найдены редкие металлы, обнаружено

‚присутствие таких редких газов, Как ap-

гон и криптон.
Советские ученые совершили три вос-
хождения на кратер’ Ключевского вулка-
на. Среди этих смельчаков находилась
женщина -— Софья Ивановна Набоко.
недавно окончила вуз, сейчас готовит
диссертацию на степень кандидата наук,
получает стипендию имени Сталина.

«Звучащий купол»

Большой зал Дворца Советов будет‘ иметь

круглую форму и вместит 21 тысячу зри-

телей. Вак же произвести кинофикацию

gana?

Специалисты предложили интересный
проект. Из-пол купола в разных точках
по окружности спустятся три громалных
экрана, каждый из них
3-этажное здание. Фильм булет лемонт-
рироваться из трех аппаратных. Световая
мощность кинопроектора — 14.000 люмен.
Скетовая же мощность киноаппарата при
обычных кинотеатрах равняется 2.000—
5.000 люмен, причем усовершенствованное
оборудование даст возможность олновремен-
него изображения каждого кадра на трех
экранах. Репродукторы разместятся с та-

ким расчетом, чтобы создалось. впечатле-.

ние «звучащего купола».

Наабво вов ово ООО во ОсОО СООО ооо ово со во во ово в обо осососососововосооососоаоаоео або ООО ООС ВОЕ БОВ во ВОВ ОНО вовоовововваносав

СТАНОК КОМСОМОЛЬЦА” СОКОЛОВА.

Они стоят один против другого в про-
сторном цехе штампов и приспособлений
Кировского ‘завода: красивый обтекаемый
станок системы инженера Соколова и боль-
шой прямоугольный «американец» системы
Веллер. Их первая встреча здесь произо-
шла четыре месяца назад. С тех пор они
стали соседями.

Вопировально-фрезерные станки системы
Келлер. широко известные во всем ‚мире.
началу второй империалистической войны
патентои на их производство монопольно
владела американская фирма «Прат-Вит>
ней», Не раз конструкторы ряда. западно-
европейских стран пытались сокрушить
эту монополию, создать свои системы ко-
пировально-фрезерных станков, но их по-
пытки были безуспешными. Фирма «Прат-
Витней» оставалась вне конкуренции. Ва-
залось, ничто не могло угрожать барышам
в владельцев.

В то время как на Западе лучшие пред-
ставители технической мысли тщетно би-
лись над проблемой создания копироваль-
но-фрезерного станка, в Ленинграде прои-
зошло событие, оставшееся сперва незаме-
ченным.

В одной из аудиторий Индустриального
института 25-летний студент-комсомолец
Тарае Соколов защищал свой дипломный
проект. Темой для проекта он ‘избрал
«Электрооборулование копировально - фре-
зерного станка типа Веллер». Этот. вопрос
давно интересовал пытливого комсомольца.
Над ним он много и упорно работал. Про-
анализировав все особенности, конструк-
ции, тов. Соколов сделал вывод:

— Подобные станки могут быть скон-
струпрованы по-иному, значительно проще.

Квалификационная комиссия дала от-
личную оценку дипломному проекту. Мо-

Sy

лодой инженер ‘был оставлен в институте
в качестве аспиранта кафедры  электро-
оборудования. Теперь он смог приступить
к выполнению своего замысла — созданию
советского копировально-фрезерного станка,
который был бы значительно производи-
тельней и проще знаменитого «амери-
канца».

Эта работа потребовала от молодого ин-
женера много энергии и упорства. Один за
другим возникали различные варианты
схем управления станком. Узлы электро-
оборудования присоединялись. к обычным
станкам и испытывались в лаборатории
института. Испытания часто оканчивались
неудачей: то управление оказывалось не-
надежным, То точность недостаточной.
После многих. иесяцев напряженной работы
над тем или иным вариантом приходилось
зачеркивать все сделанное и искать дру-
гие пути. Иностранная литература, за ко-
торой тов. Соколов внимательно следил,
ничего не могла подсказать конструктору:
она ограничивалась несколькими реклам-
ными проспектами с внешним описанием
станков.

И все-таки МОЛОДОСТЬ и АСТОбНИВОРТЬ
победили. Первый советский копировально-
фрезерный станок создан и выпущен 3а-
водом имени Сверллова. Он значительно
ссвершенней и проще своего_ американского
собрата. Для управления электроприводами
впервые применены ^ тиратроны (лампы,
наполненные парами ртути или инертным
газом), которые в комбинации с обычным
электродвигателем дали возможность ис-
ключить из конструкции электромагнитные
муфты. Тиратроны придают станку огром-
ную чувствительность, позволяют выпол-
нять исключительно точную работу. Вак
только «палец» копировальной головки

«почувствует» шероховатость. в 0.02 мил-
лиметра, тиратроны подают полученный
сигнал- движущимся частям станка. Пере-
горевший‘ тиратрон легко заменить другим.
Станок Соколора не только повышает
производительность. но и облегчает труд
рабочего. .В его конструкцию широко внед-
рена автоматика. Все управление станком
производится при помощи 10 кнопок.
Устранена коробка скоростей на приводах
подач. Механическое регулирование скоро-
сти заменено автоматическим. Обтекаемая
форма станка облегчает уход за ним.

Тщеславному «американцу», поселивше-
муся в цехе штампов и приспособлений
Кировского завода, пришлось потесниться.
Кончились дни его безраздельного господ-
ства. Вот уже несколько месяцев’ напротив
него стоит советский копировально-фрезер-
ный станок. Он весит только 5 тонн против
10 тонн «американца». Мощность его мото-
ров составляет около 3 киловатт вместо
5 киловатт американского станка. Но, не-
смотря на такое «неравенство сил», совет-
ский станок с честью выдержал соревнова-
ние с соседом. За 36 часов непрерывной
обработки одной и той’ же. детали он отстал
от большого американского станка всего
лишь на 2 часа. Это—прекрасный резуль-
тат. А ведь следующий копировально-фре-
зерный станок Соколова, чертежи которого
сейчае поступают в производство, в два
раза производительней первого образца, хо-
тя по своим размерам не превышает «аме\
риканца».

Во втором квартале 1941 года’ завод
имени Свердлова начнет серийное произ-

BOJCTBO станков системы комсомольца
Соколова. т
Л. ШАПИРО.
Ленинград, /
ее. - ay ge See SR ae oh а
eee И 2 I LEA A te ON, A AAA A LIAL

Ona

величиной с

=

Поселок Олений Рог заброшен в глухой

угол тайги. Он состоит всего лишь из не.

скольких бревенчатых домиков, выстроен-
ных на берегу маленькой речки Яйвы. В
зимнюю метельную пору поселок, заволаки-
вает снегом, ветер гонит по льду реки кол-
кую поземку, белые вихри снежной пыли
кружат над крышами и заметают дома,
тропинки, деревья. Зимой не всегда оты-
щешь пути в Олений Рог. Даже ночью мер-
цающие в заиндевелых окошках огоньки—
эти таежные «маяки», по которым ‘ориен-
тируются сбившиеся с дороги, — тонут в
глубоких снегах. И только по запаху
дыма от жарко пылающих печей можно
узнать о том, что где-то здесь горят оча-
ги, живут люди, струится тепло.

Три года назад в поселок прибыла
худенькая девушка, почти подросток, Ма-
ша Полякова. Последним предзимним рей-
сом ее привез сюда местный грузовой па-
роход «Вестник», курсирующий между
охотничьими селениями и Большой при-

г станью. Он доставил жителям Оленьего

Рога ружья, порох, спирт. муку, табак,
спички, в тот же чае набил свои трюмы
драгоценнейшими шкурками песцов, собо-

‘лей, чернобурых лисиц и заторопилея в

обратный путь: стоял, ‘правда, еще. лет-
ний месяц, август, но вода Яйвы уже отя-
желела, у берегов поблескивал первый ле-
док, и капитан — толстый пожилой чело-
век, с большими мешками под глазами, —
боялся застрять гдё-нибудь в пути. !

— Пошел, братцы, пошел! — кричал

гон, стоя на мостике и размахивая корот-

кими руками. — Что вы там, братцы, ле-

‘шего крутите? Пошел!

Клубя дымом, «Вестник» медленно от-
чаливал на середину реки. Потом неуклю-
‘Же разворачивался и, наконец, двинулся
полным ходом, пугая своим сиплым ревом
диких таежных ПТИЦ.

Маша осталась одна среди незнакомых  .

людей на пристани, около выгруженных
ящиков с семенами и химическими удо-
брениями, которые она везла сюда со
многими предосторожностями из далекого
Ленинграда.

«Вот и конец пути...» — с тоской по-
думала она, оглядывая домишки, унылые
низкорослые деревья и молчаливых лю-
дей, лымивших трубками. Ей стало страш-

но. Зачем она сюда приехала? Что будет.

делать в этой глуши со своими семенами?
Здесь не только ничего не вырастишь,—
сама отцветешь. увянешь. Ей хотелось
плакать и бежать назад, за ушедшим паро-
ходом, Чтобы окончательно не разреветь-
ся, она. стиснула кулаки, спрятанные в
карманах пальто, и крепко зажмурила гла-
за. Именно в этот. момент она услышала
грубоватый голос: ..

— Откуда, барышня, следуете?

ПЦерех ней стоял, высокий. человек с по-
черневшим от ветра лицом. в. громадных
сапогах и пиджаке, накинутом поверх
Красноармейской гимнастерки. Он © любо-
пытством разглядывал ее городскую одёе-
жду — туфельки, пестрый шарфик, вылез-
ший ‘за ‘воротник пальто, шляпу с неза-
тейливым и, очевидно, в пути сломанным
розовым перышком.
всей
он, — учительша?

Маша отрипательно покачала головой—
она дрожала от холода и усталости. Нет,
она не учительница. Она, конечно, может
ий в школе помочь, но вообще...
атроном-огородник... к вам, на-
долго... Огороды хочу у вас развеста.

Человек высоко вскинул брови и, как
бы не веря своим ушам, переспросил:
Огороды?

Это было так неожиданно, так ошелом-
ляюще, что он не нашелся. Он помолчал
и потом влдруг. громко, раскатисто засмеял-

к 0

ся. Вместе с ним засмеялись и все осталь-

ные — мужчины; женщины,
толпившиеся у пристани.

— Ишь ты, огороды..: Мать честная,
ого-ро-ды!..— не унимался высокий чело-
век. Ему, видимо, нравилось это необыч-
ное в’ тайге слово Он повторял его на
все лады и лаже чуть нарзепев.— 0-го-
ро-ды... ITO мы отлично понимаем, барыш-
ня! Это вроде как на Украине, под Жме-
ринкой, в колхозе «Червонный шлях»!

ребятишки,

`Вапуста, картофель, цыбуля и все такое

прочее!

_.— Вот,

Маша.
— Kak же, знаем, бывали в тех ме-

вот,— поспешно согласилась

‚  стах... Будем знакомы, барышня. Я здеш-

НИЙ председатель, по фамилии Ладыгин. —

Он. протянул ей широкую ладонь.— Не из-

вольте тревожиться, подмогнем вам. Тайгу

‚раскорчуем, землицу поосвободим, все на-

личные возможности представим... Эх, тай-

га-матушка! Цыбулю повидаешь .:

Дальше все пошло ¢ необыкновенной
быстротой. Люди подхватили чемоданы,
ящики. Председатель послал‘ пгустрого па-
ренька предупредить кого-то, что в Олений
Рог приехала «огородница» и что ей надо
приготовить ‘комнату. Машу. повели в по-
селковую ‘столовую и’ угостили жареной
нельмой. Потом показали поселок и в
течение всего дня бесконечно знакомили
с охотниками, с их женами, ребятиш-
Kamu...

Эти три года nposemamy, как три меся-
ца. Но-в памяти Маши все еще живет пер-
вый день ее ‘приезда в Олений Рог. Она
никак’ не может понять, почему испуга-

лась в ту минуту, когда «Вестник» отча-
лил от пристани.

Почему ‹ ей захотелось
тогда плакать? Молодость, неопытность?
Первое столкновение живой действительно-

сти с детскими мечтами, которые казались
ей романтическими?.

За эти годы,. прожитые в И, B
борьбе с пепокорной таежной землей, с
жестким. климатом о севера, в общении с

мужественными и храбрыми людьми, она
поняла, узнала многое, чтосей и не сни-
лось там, в большом городе. Она убедилась,

рии ИЦ И aul nn

Фар ея = т CL ay if ig gus

видимости, — продолжал

де

i
(lh Ae

~~

=~

ii А

Рассказ
А

что всюду — будь то на самой’ северной
точке огромной страны, где никогда не бы-
вает лета, или на самой южной точке, где
никогда не бывает зимы,— всюду, где
только живут и работают советские лю-
ди, человек не ощущает одиночества, ко-
торого Маша гак сильно когда-то испуга-
лась.

Теперь Маша собирается обратно, домой—
«в Европу», как здесь говорят. Уже уло-
жены чемоданы, в ящики упакованы. 0б-
разцы выращенных ею овощей. Цыбуля,
правда, вышла тщедушной, не такой, ка-
кой видел ее под Жмеринкой Ладыгин, но
картошка, огурцы, брюква, капуста, — все
это аквБлиматизировалось, привыкло к
здешней земле и снискало Маше такую
любовь, что охотники в знак благодарно
сти нанесли ей массу подарков.

Все было хорошо — и радостное чувет-

во исполненного долга, и трогательное
прощание с населением Оленьего Рога,
и предстоящие встречи с родными, друзья-
ми, с любимым Ленинградом, Сколько вре-

мени Маша не волела, асфальтированной  `

улицы, автомобиля, простой вывески! А
театры! А троллейбус! А лавка в трамвае!
Все это казалось ей таким чудесным, что
она рассмеялась.

Единственное,
дость,—

что омрачало ее ра-
это погода. Уз который день кру-

а и бр

Zs Au ‘ т hn A iM ен

жит буран ‘и пронзительный ветер с трё-
ском ломает омертвевшие сучья деревьев. По
ночам ветер ревет, швыряет в стёкла окон

сухие горсти снега. В такую погоду ника-

кой самолет за ней, конечно, не прилетит.

И сколько еще п это ожидание —

чеизвестно.

Каждое утро Маша вскакивает с постели
и бежит к окну. Но перемены нет. Вот и

сегодня, как вчера, дрожат стекла и в пе-
чи тревожно гудит огонь — за стеною кло-
вочет ветер, беснуется пурга, заметая гу-
стым белым маревом и небо и землю.

Маша подкилывает в печь несколько по-

леньев, надевает полушубок, шапку-ушан-
ку и выходит за ворота. Ледяной ветер
бъет ей в лицо. Она вематривается в серое
пространство, пытаясь различить очерта-

‚ния знакомых домиков, но ничего не вид-
но —— снег слепит глаза, ветер вышибает

слезу. Нагнув голову, она идет обратно.
Вдруг кто-то хватает ев за рукав.
/ — Маша! ;

Из снежного вихря вырастает могучая
фигура Ладыгина. Он скидывает лыжи,
вонзает палки в снег и торопливо что-то
говорит. На ветру Маша’ не’ может разо-
брать ни одного. слова. Она. только заме-
чает. что Ладыгин возбужден.
‚ — Я. привез тебе радость,
кричит он, едва войдя в комнату.— Завтра
будет хорошая погода! Старики по приме-
там определили. А они, право слово, ни-
когда не ошибаются...

Сколько раз уже Маша слышала о пред-
сказаниях стариков по приметам! Никакого
значения она им пе придавала. Но то ли
потому, что слишком долго ждет хорошей
погоды, — на этот раз она им поверила.

Всю ночь Маша просидела у окна, при-
слушиваясь к тому, что делается там, за
стенами домика. И действительно, далеко
за полночь она заметила, что ветер утих.
Это страптно ее удивило. Неужели действи-
тельно есть такие приметы, по которым
неграмотные старики не хуже метеороло-
гов предсказывают погоду?

Утром ев разбудили ребятишки.
ввалились веселой ватагой.

‚ — Маша! Солнце пришло! Идем. снег
чистить!

Через несколько минут целый отряд ре-
бятишек во главе с Машей и Ладыгиным
лопатами разгребал на небольшой поляне
снег, готовя место’ для посадки самолета.
Маша.   научившаяся здесь. по-настоящему
работать, окрепшая, возмужавшая, труди-

у

‚лась изо всех сил. Когда полянка была рас-
чищена, она подошла к Ладыгину и тихо

спросила:
— А вдруг не прилетит? у
Ладыгин, Уловивший тревожные нотки

В ее голосе, ответил’ уверенным ‘тоном:

«Прилетит!», хотя уверен в этом не был.

Чтобы скрасить томительное ожидание,

Ладыгин предложил сыграть в снежки.
— Ну-ка, ребятки, откроем огонь!

р М ih 2p bp
Uc, ye у tid Е [С Е

Маша! —

$

<

В самый разгар игры в небе показался
самолет. Все подняли вверх головы и за-
мерли. Самолет шёл на большой скорости,
`оставляя’ после себя в морозном простран-
стве белый пушистый след. Когда машина
приземлилась, все увидели, что это был
старый двухместный самолет. Из кабины
вышел летчик в пятнистых унтах и в ме-
ховой маске, покрытой: инеем. Размяв ноги,
он снял маску. приветливо поздоровалея и
предложил поспешить:

— Время позднее, а день короткий.

Маша с ребятами побежала домой за
вещами. Два чемодана и три ящика сло-
жили на салазки и повезли ‘всей . гурь-
бой. Летчику не очень понравилось, что
ly Маши много мест. Он добродушно пожу-
рил ее, вздохнул, развел руками, Но де-
лать было нечего. H пока Маша, теперь
уже по-настоящему, прощалась с населе-

нием Оленьего Рога, которое чуть ли не
в полном составе сбежалось сюда, летчик
размещал ее багаж.

Однако в самый последний момент слу-
чилось то, чего никто предвидеть He мог.
Откуда-то появились лошадь, сани. Из са-
ней вышла старуха и со слезами повали-
лась в снег:

Помогите старика ВЫЗВОЛИТЬ из
смерти. Помогител.

В санях, запорошенный снегом ‘и за-
вернутый в оленьи меха, сидел дёд. Глаза
его были мутны. Судя по всему, он нико-
го и ничего не видел. На бороде у него
торчал кусок приросшего льда. ‹`

i Летчик вопросительно
посмотрел ‘на Ладыгина,
Талыгин — на: Машу.

Маша молчала. Лицо
ее было бледно, расте-
‘рянно, ‘губы. дрожали,
„Она робко. подняла руку,
HO тут. же. беспомощно
опустила ее. Ив этом
смятенном жесте Лады-
гин увидел какую-то
тротательную мольбу.
Чтобы скрыть свое вол-
нение, он закурил труб-
«2 ку. На полянке стало
  так тихо, что слышно

было, как шуршат сле-
тающие с деревьев
снежные хлопья. Маша
надвинула глубже на
106 шапку-ушанку, по-
дошла к старухе и 0б-
няла ее. Потом она по-
дошла к ЧЛадыгину и,
глядя ему прямо в гла-
за, тихо сказала: `

— Нет, я не полечу...
Пусть его, старика, от-
_ везут к врачам.

_— И медленно побрела к
своему домику.

Вечером к ‘ней яви-
  лись гости. Они’ вне-
сли в комнату высокую елку, ребятишки
натащили самодельных игрушек, ‘охотни-
ки начали петь старинные таежные” пес-
ни, играть на гармошке, плясать, стараясь
развеселить Машу.

Их заботы взволновали Машу до слез.

— Маша, Маша! Тебе ли горевать? —
восклицал Лалыгин.— Авось, еще ‘приле-
тит. А сегодня тряхнем весельем! Эх, Ma-
ша, Маша, дочка ты наша!..

Поздно ночью гости разошлись.  А
постояла около елки, оглядела стены бвоей
комнатки, схватила шапку и быстро оде-
лась. В эту ночь она не могла оставаться
дома. Ей нужно было двигаться. Выйдя на
улицу, она встала на лыжи и помчалась.

низком северном небе сверкали холод-
ные звезды, деревья проносились мимо нее
белые, . нарядные,   величественные. Маша
побежала к реке, остановилась у пристани,
затем помчалась к своим теплицам. Здесь
она посидела немного и двинулась в тайгу.
Она долго шла не останавливаясь. Лыжн
со свистом пробивали ровные, широкие
тропы на глубоком снегу, тронутом вол-
чьим следом.. Мысли о Ленинграде отету-
пили куда-то назад и потускнели. Она
вспомнила. своих гостей, и на душе у нее
стало. тепло.

Наступал рассвет — не . по-северному
яркий, солнечный, прозрачный. Снег сна-
чала ‘поголубел, потом засеребрился.  Где-
то глухо закричала какая-то птица, и крик
ве широко разнесся по чаще. Тайга про-
сыпалась. Маша повернула обратно.

У выхода на: проезжую дорогу ona
встретила маленькую лошаденку и пустые
сани, Лошаденку вел какой-то низенький
человечек в шапке, надвинутой на глаза, и
в огромном кожухе, подпоясанном широким
ремнем. Маша остановилась. Человечек, то-
же остановился и, сняв шапку, поклонил-
сч ей. Маша узнала в нем сына Ладыгина,
десятилетнего Петьку.

— Петька! Ты? — крикнула Маша,

‚ — Я, — серьезно ответил. Петька. —
С добрым утром.

— НА ВИ Вуда же ты
едешь?

— По дрова, — важно ответил он. —
Сам топор наточил.

— Ах ТЫ, мой труженик! Мужичок с
ноготок!

Маша подняла Петьку и крепко его. по-
целовала. Сердце ее переполнили такие
радостные чувства, каких она никогда еще
неё знала.

— Трогай! — весело КриЧала она. —
Что же ты стоишь?

“Смущенный поцелуем, Петька нарочито
сильно хлестнул лошаль и, стараясь быть
трубым, громко крикнул:

Ho-o, wioal’ ©
Маша. побежала не отладываясь. Она
не заметила, вак Y нее выкатилась слеза
и, докатившись до. подбородка, застыла,
аа в маленькую прозрачную

ледышку.
Мих. СОМОВ.

i “
ce

‘Puc, H. HOA,

——

`