‚ щепризнанный в силу каких-то (впрочем,

т ae
а,
ee ee REE eee RE eed ee

reed ee aa a et ede tae a cea caida Ue Ne eee aa Se феи ut

ВЫСТАВКА ЛУЧШИХ ПРОИЗВЕДЕНИИ

И eee eee ee

СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ

Такое пазвание ко многому обязывает.
Пожалуй, из всех многочисленных художе-
слвенных выставок, сменяющих одна дру-
гую в нашей столице, выставка лучших
произведений советских художников-—©а-
мая ответственная. »

Отрогий критик без сомнения найдет
немало недостатков на этой выставке; но

никто не вправе сказать, что она лишена.

тлубочайшего интереса, что она пе вол-
нует зрителя. Напротив, мы’ считаем себя
кираве заявить, что эта выставка больше,
чем какая-либо прутая, представляет лицо
и внутреннюю суть советского искусства.
Несмотря. на отсутствие тематического
единства (в данном случае и ненужного)
и весьма заметные недочеты экспози-
ции, выставка производит впечатление
симфонической целостности. Вак бы ‘пи
был утомлен зритель, это великолеп-
ное ощущение он уносит © с0б0й и co-
храняет долго. Уже первое огрожаое деко-
‚ративное панно Б. В. Иоганоона, И. Д. По-
каржевскоо и Т. Л. Танилевекого
«Праздник в колхозе им. Ильича» создает
0с0б0е, праздничное настроение, и оно не
покидает нае почти во все время нахож-
дения на, выставке.

Впрочем, наименование «панно» не со-
всем точно лля этой превосходной работы.
По существу «Праздник ` в’ колхозе им;
Ильича»—тгремная станковая картина, и
декоративность не является ее исчерпы-
зающей характеристикой. Трое художников
писало эту картину, Ho неизбежных
«швов» не видно вовсе. Залитый волнцем
сельский пейзаж, трепетно переливающий-
ся воздух, множество улы- °
бающихся свежих, молодых
лиц, —в этой картине все
живет и движется. Да и 10, .
что принято у нас, на фран-
цузский лад, велачать «мерт-
вой натурой», — плоды, яства,
расставленные на празднич-
ном столе, посуда, — здесь
живой компонент  картаны,
вписанный не для антуража,
& ролившийся вместе с ней
как слитное целое, ках частица
жизни. Теплым и вместе све-
жим ветерком веет от этой,
картины. Краски ее сочны и
ярки, расположение фигур
естественно и непрянужденно.

Любая картина, или скульг-
тура, если толыко она на са-
MOM деле является художе-
ственным произведением, мо-
жет служить темой простран-
ных суждений, темой целой
статьи. Очень многое из того,
что показано на выставке,
мы знаем уже давно. Такие
вещи, как картина И. И.
Бродского «Ленан в Смоль-
ном», встречаешь, как давних
ярузей, которым всетда та-
дуешься. Подобно скульур-
ной «Лениниапне» Андреева, ле-
нинские портреты И. Брод-
ского прочно м навсегда’ во-^
шли в портретную таллерею
велакого вождя. И как ни хо-
рошо известны нам каждый
штрих, каждая  черточка в
портрете Ленина в Смольном,
всякий раз мы все вновь и
вновь и все  пристальнее
вглядываемея в этот портрет. аа
Велачайшей заслугой покойного худож-
ника было то, что он сумел навеки запе-
чатлеть м OCTaBATh B дар человечеству
образ Ленина в момент напряженной pa-
боты,

Советские художники со страстным эн-
тузиазмюм работают над воплощением обра-
зов вождей пролетарской революция. На вы-
ставке представлено большое число живо-
писных и скульнтурных портретов Ленина,
Сталина, Ворошилова, Орджоникидзе,
Кирова. Попрежнему всеобщий интерес вы-
зывает выдающаяся работа А. М. Гераси-
мова «Сталин и Ворошилов в Кремле».

_Жажлый раз, расбматривая произведение

А. М. Герасимова, мы поражаемся спокой-
ной мощью, какой-то особенной широтой
и размахом ето кисти и в то же время
детальной закончетностью’ работье.

Может быть, странно говорить о талант-
ливости такого признанного мастера, как
А. М. Герасимов. Но талантливость—вели-
чина непостоянная, и мы знаем множество
случаев, когда талант неоспоримый и 00-

достаточно известных) причин начиная
блеюнуть и, наконец, исчезал совершенно.

А. М. Герасимов принадлежит к чиелу
тех счастливых и подлинных дарований,
развитие которых длится всю жизнь. Они
переживают иногда тяжелые падения и
срывы, но всегда и вновь поднимаются
на еще‘ большую высоту.

Картина А. М. Герасимова «Сталин и
Ворошилов в Кремле» прежде всего про-
изредение неисчерпаемо талантливого ар-
тиста. Здесь Bee написано © блеском, ©
тлубской п в TO же время сдержанной
страстью. Сдержанной потому, что дей-
ствительная страсть чуждается внешних,
театральных эффектов. ,

’В чудесной, благородной манере пере-
дан момэнт, когда беседа перемежаетея ко-
ротким молчанием. Вот бывает так в  со-
держательном и интересном разговоре двух
людей, уже давно знающих друг друга,
даже в молчании продолжающих беседу.
Шум исполинекого. города, немолчный ro-
мон толпы, заполнившей ‘улицы, ` резкие
звонки трамваев, прерывистое рявканье
автомобильных клаксонов доносятся сюда
из безбрежной шири, окружающей и эту
древнюю башню © карминно-краеной звез-
JOH Ha зеленсм шииле и эти зубчатые ©те-
ны. Сталин и Ворошилов словно прислу-
шиваются к беочиеленным голосам, доно-
сящимся сюда со всех стороя. Их утгады-
ваешь в чуть влажном воздухе, может
быть, только что промытом ‘весенним дож-
де.

На, выставке экспонирован также из-
вестный портрет балерины 0, Лепешин-
ской, также принадлежащий кисти А. М.
Герасимова. Он много раз репродуцировал-
ся в печати, и писали и говорили © нем
неотнократно. Это прелестная, необыкно-

}
венно изящная и грациозная картина, сде-

ланная совсем «по-французски». Если в0-/

обще. позволительно сравнивать произведе-
ние живописи с произведением скульшту-
ры, да к тому же еще связанное только
чисто внешними тематическими признака-
ми, то хочется после «0. Лепешинской»
Герасимова упомянуть здеь 0 большой
скульптуре Е. А. Янсон-Манизер, изобра-
жающей балерину Г. Уланову (бронза).

Она, не очель удачно поставлена на вы-
ставке, в тесной и слишком маленькой
комнате. Зритель невольно  становитея
слипаком близко, и скулытгура емотритея
блатодаря этому плохо и даже неправиль-
но. Межлу тем она достойна внимания.

В скульгтуре Янеон-Манизер схвачен
момент танца или пластических упражне-
ний. Свобщно изогнув тело, покоящевся
только на пальцах олной ноги, занеся дру-
тую ногу назад и вверх, раскинув руки и
потняв голову, танцовщица вся стремится
ввысь, подобно птице, готовящейся взле-
теть. Момент этот изумительно красив и
представляет собой одно из самых поэти-
чески выразительных достижений класеи-
ческой хореотрафии.

Надо признать, что Янеон-Манизер в 0б-
щем верно и удачно разрешила свою задачу.
Ее «Г. Уланова»—вся полет и движение.
И тем не мелее нам кажется, что не все
и не до конца сделано скульптором. Не
следует забывать, что самая выдающаяся
советская балерина Г. Уланова по ©пра-
вехливости должна быть признана вели-
кой мимической актрисой; Достаточно
вспомнить Уланову-Джульетту, чтобы 09

«ЛЕНИН

‘этом больше не спорить. Между тем в
скульштурном портрете Улановюй есть и
воздушная легкость, и. исключительная
мускулистая, энергическая сила (одно дру-
тому не только не противоречит, но и
прямо обусловливает), но совсем нет тон-
кой, мимической выразительности. Лицо
балерины на портрете как-то холодно и He-
выразительно.

На, выставке предоставлены художники
всех направлений и всех поколений. Стар-
шее ‘и среднее поколения мастеров пред-
ставлены, пожалуй, особенно богато. И,
действительно, им ‘есть что’ показать.

Целые телпь зрителей собираются у по-
лотен М. В. Нестерова. И ma ‹амом деле
выставленные им произведения великолеп-
пы все JO одного. Знаменитый портрет

‚Павлова имеет, на наш вэглял, серьезного
‘конкурента в портрете скульшора Мухи-
пой. Целый час мы простояли У этого
‘портрета и ушли в полном убеждении, что
‘советская портретная живопись обогати-

лась произведением величайшей ценности.

Портрет, написанный Нестеровым, дает
Мухиной как художнику характеристику
более основалельную и точную, нежели
дюжина самых умных критических статей.
Нестеров изобразил не только Мухину
как физическое лицо, но дал портрет ее
творческого глубоко внутри скрытого «я».
Конечно, вот таким и должен быть автор
известной скульптурной группы, теперь
стоящей перед входом па Веесоюзную
сельскохозяйственную выставку.

На выставке есть большая скульптура
В. Мухиной «Горький» (для памятника в
гор. Горьком). Это лучший и самый вы-
разительный скульптурный портрет Горь-
кого из всех виденных нами. И для этой
тромадной фигуры характерны Bee то же
стремительно волевое, горьковское движе-
ние, огненная импульсивность, одухотво-
ряющая этот монументальный портрет.

Но вернемся к портрету Нестерова. И
самой художнице Нестеров придал черты,
типические для ее творчества. В. Мухина
предстает прех нами. как живое олицетво-
рение «волевого движения», ках человек
могучего интеллекта, всепобеждающего во-
левого начала. Верно ли это? «Материалы
жизни художника одни—тго произведе-
ния»,—говорил некогда Одоевский. 0бра-
титесь к произведениям Веры Мухиной, и
вы увитите, какой замечательный портрет
создал Нестеров.

Есть несомненное и’ не только сти-
левое, ‘а, мы сказали бы, идейное
единство в портретном творчестве Не-
стерова. Портреты хирурга Юдина, акале-
Muka . Северцева, академика Павлова,
скульптора Мухиной проникнуты этим
етинством. Вакая-то электрическая энер-
THA, страптная взрывчатая Cuda, неелы-
ханное напряжение чудятся нам в откл-
нувшемся на спинку стула старце в ме-

и СТАЛИН НА П СЕЗДЕ СОВЕТОВ».
Репродукция с картины художника A. H.

таллических очках, прикрывающих сзер-
AMMA вэгляд тлаз, © едой, упрямо вы-
хавшейся вперед, бородкой, в его вытяну-
THX CO сжатыми кулаками руках. И неж-
нобелые цветы на столе академика Паз-
лова еще резче оттеняют эту суровую на-
туру.
Но и в остром, худощавом лице проф.
Юдина, в нервных и тонких руках искус-
ного хирурга струится все та же энергия,
и она же молниями освещает блистатель-
ный портрет художников братьев Кори-
НЫХ.
Да, немало а выставке старых, HO
кратких, как кряжи, художников!
Ведь не молод уже годами Игорь Гра-
барь. Но разве не очаровательна его зим-
няя «Березовая аллея», не замечателен
портрет А. В. Гольденвейзера,?
Разве не чудесен «Весенний день» В. Н.
Бакшеева?
Но всего не скажешь, и 060 всем все
равно не рассказать. Многое можно было
бы сказать, например, о работах Б. В. Ио-
гансона — старых, как, например, «Допрос
коумуниетов» или «На старом‘ уральском
заводе». Они широко известны тако же,
впрочем,- как и ето новая работа «Вожди
Октября», одна из лучших картин, изо-
бражающих Ленина и Сталина в дни Ок-
тября, окруженных бойцами и соратни-
ками. oe
Прекрасные экопонированные. на выстав-
ке работы М. Сарьяна.
М. Сарьян принадлежит к числу. арти-
сетов; дарование которых в силу своей аб-

se

CAMOXBAJIOBA,

солютной оригинальности He сразу при-
влекает к себе, Тот, кто первый раз прой-
дет мимо его поломен, вовсе не заметив
их, в другой раз остановится в немом
удивлении, но восхищаться ими он станет
лишь после того, как научится понимать
речь художника. Средне-равнодутного от-
ношения к Сарьяну не бывает-—ето или
не принималот. вовсе или крепко любят.
Мы принадлежим ко второму роду людей
и не устаем восхищаться волшебным ма-
стеротвом этого художника. Цвета и крас-
ки ето родины, мелодии армянских песен,
прихотливые и ритмически острые, запе-
чатлелись в палитре Сарьяна.

Нам особенную фадость доставляют пей-
зажи Сарьяна. Его «Прием виноврада» 1
особенно «Южная зима» чудесны.

Среди портретов работы Сарьяна BEne-
ляется отличный портрет Р. Н. Симонова.

Прекрасные вещи выставил П. Л. Вон-
чаловский. Его натюрморт с битой. дичи-
ной, бараньей тушей, яркокраеными пло-
дами, рассыпанными на столе, великоле-
пен. Он напоминает голландца `Снайдерса
даже по композиции. Охотничья сумка и
рог, висящие на окне, сквозь которое све-
тигся тусклый зимний день, сочные, ‘яр-
кие тона разрубленного мяса, висиций на
стене глухарь с пупцовым требнемж на го-
лове, — все здесь дышит жадным жизнелю-
Omen. TH маленький очаровательный на-
TIOPMOPT © тускло поблескивающим мель-
хиоровым кофейником, желто-золотым ля-
моном’ и зеленой рюмкой, — даже в нем
чувствуются ве те же неуемная жажда
и любовь к жизни.

0 сиренях Кончаловского товорить не-
чего. Вряд ли найдется ему соперник в
изображении живых цветов.

Но как ни странно, «разгадка» творче-
ской направленности Кончаловского кроет-
ся едва ли не в его «Автопортрете с же-
ной». Это сравнительно старая работа ху-
дожника, датированная еще 1923 тодом.
‘Она явно павеяна, знаменитым «Автопорт-
ретом © Саскией» Рембранита. Так же, как
в «Автопортрете © Саскией», художник
пирует вдвоем ‘с женой, подняв бокалы,
полные Buna. Конечно, Кончаловский во
всем своем творчестве идет от старых гол-
ландцев с их радостно-полным, эпикурей-
CRAM восприятием жизни.

Но нам время кончать статью. Лить
мельком упомянем мы © картинах Ефано-
ва, Пластова, очень интересных работах
белорусских живописцев и скульпторов, в
частности Докальского, Бразера) Шварца
(портрет сына), о работах Невежина и
других художников, о которых мы писали
раньше.

Во всяком случае выставка лучших
произведений  советоких художников —
крупнейшее событие в жизни палистго по-
KyCCTBa. pty 3

В. ГОРОДИНСКИИ.

КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА

Е ети те ИВ СЕТЕ ЕЕ ИИ Е Е АВР В ЕАН Е kin limi sonia elaine terete ane Я

ОТКЛИКИ ИНОСТРАННОЙ ПЕЧАТИ МА ЗАКЛЮЧЕНИЕ   ВОИНА. В ЗАПАДНО

СОГЛАШЕНИЙ МЕЖДУ С66Р И ГЕРМАНИЕЙ

ГЕРМАНИЯ

БЕРЛИН, 11 января. (ТАСС), Вся гер-
манская печать уделяет исключительно
большое внимание заключению между OCCP
и Германией договора © советско-герман-
ской границе от реки Игорка до Балтий-
ского моря, соглашений об урегулировании
взаимных имущественных претензии по
Литве, Латвии и Эстонии и © переселе-
нии, & также хозяйственного соглашения,
Газеты публикуют текст этих соглашений
под крупными заголовками ла самом вид-
ном месте. Большинство. газет посвящает
соглалцениям передовые статьи, в которых
отмечается огромное значение этих доку-
ментов.
`В ланном случае, пишет  «Фелькишер
беобахтер», речь идет о широком урегули-
ровании в рамках советско-германеких дого-
ворных  отношений тех вопросов, которыю
возникли за последний год, как следствие
развития политических событий. Газета от-
мечает, что заключенные соглашения явля-
ются результатом ясного понимания и уче-
та взаимных интересов обоих государств,
_ Тазета «Берлинер берзенцейтунг» в пе-
редовой статье дает подробный обзор разви-
тия советско-германских отношений за, по-
следнее время. ‘
Касаясь последних соглашений, газета
пишет: во время германо-советских пере-
товоров в Москве на основе взаимного по-
нимания и сотласования обоюдных интере-
сов удалось не только укрепить фундамент
хозяйственного сотрудничества между 000-
ими государствами, но и урегулировать ряд
других важных вопросов. Газета отмечает
060б0 важное значение договора, о советеко-
терманской границе, соглашения 06 ype-
гулировании взаимных имущественных пре-
тензий по Литве, Латвии и Эстонии и о
переселении.
Подписание этих договоров, заключает
тазета, является доказательством того, что
германо-русское сотрудничество развивает-
ся дальше по прямой и восходящей линии.
Официозный бюллетень «Динст аус дей-
чланд» отмечает, что подписание нового
хозяйственного соглаления между Совет-
ским Союзом и Германией означает раеши-
рение товарооборота между этими странами.
Если в результате переговоров, продолжает
бюллетень, термано-советскому товарооборо-
ту удалось придать. более широкий харак-
тер, то это свидетельствует о том, что гер-
мано-советские отношения имеют крепкую
основу.
Газета «Дейче альгемейне цейтунг» под-
черкивают, что дальнейшее развитие гер-
мано-советекого товарооборота пойдет «Ha
блато обоих партнеров, которые равным 00-
разом извлекут из этого соглашения поль-
зу».

ИТАЛИЯ

РИМ, 11 января. (ТАСС). Итальянская
печать улеляет большое внимание заклю-
ченным 10 января в Москве соглалнениям
между СССР ‘и Германией. Касаясь суще-.
стза опубликованных документов, газета
«Пополо ди Рома» отмечает, что новые со-
тлалиения являются доказательством проч-
ности добрососедских отношений между
CCCP um Германией.

ШВЕЦИЯ

СТОКГОЛЬМ, 11 января. (ТАСС). Все
стокгольмекие газеты на видном месте пу-
бликуют сообщения 0 заключении
догорора между CCCP и Германией о с0-
ветеко-германской транице от реки Игорка

ЛОНДОН, 11 января. (ТАСС). Как уже
сообщалось, бывший предселатель индий-
ского национального конгресса Джава-
харлал Неру был арестован англо-индий-
скими властями за активную пропаганду
и приговорен к 4 годам тюремного заклю-
чения. 3 ноября на суде в Горахпуре Неру
произнес речь, в которой он сказал, что
«пока «умиротворение» применялось к
Манчжурии, Абисеинии; Чехословакии, Ис-
пании и Албапии, ему че придавалось
большого значения. Rona же опасность
приблизилась к Англии и стала угрожать
Британской империи, произошло столкнове-
ние, началась война. Каждое воюющее го-
сударетво должно было сделать выбор, пой-
ти ли ему по старому империалистичееко-
му пути или положить конец империализ-
му в собственных владениях. Вее госудат-
ства избрали первый путь, хотя на словах
попрекнему делаются заявления о свободе,
самзопределении и демократии». «Но даже
на словах они требуют демократии только
для Европы. Даже опасноёть и носчастье
не ослабили их стремление удержать свои
имперские владения и навязать свою волю
подчиненным народам». Деятельноеть зако-
нохалельных палат, избранных индийским
народом, была приостановлена, и в Индии
введены такие диктаторские порядки, ка-
ких пет питде в мире, «Недавние меры
совершение подавили Hw Ges Toro ограни-
ченную  сзобоху печати. Мы легко можем
вообразить, что будет позднее, если Ант-

ee

РЕЧЬ НЕРУ НА СУДЕ

до Балтийского моря, соглашений 0б уре-
имущественных
претензий по Литве, Латвии и Эстонии и
9  переселении, а также хозяйственного ©0-
тлалпения между СССР и Германией, В
крупных затоловках газеты подчеркивают
исключительный об’ем хозяйственных от-
ношений, намеченных соглашением между

гулировании взаимных

СОСР и Германией.
США

НЬЮ-ЙОРК, 11 января. (ТАСС). Нью-
поркокие газеты публикуют на видном ме-
сте сообщения о заключении повых согла-

шоний межлу СОСР и Германией.

Агентства и газеты. пока воздерживают-
ся. от собственных комментариев и публи-
своих
берлинских корреспондентов, отмечающих,
что в Берлине придают первостепенное зна-
заключенным советско-германским

куют подробные корреспонденции

чение
соглашениям.

АНГЛИЯ

ЛОНДОН, 11 января. (ТАСС). Агентство
Рейтер передает, что, поскольку в Лондоне
не получен полный текет советско-герман-
ского хозяйственного соглашепия, «лондон-
ские компетентны круги сдержанно ком-

ментируют соглалиение».
Английское министерство

чати, особенно подчеркивает заявление га-

зеты «Известий» 0 том, что CCCP намерен

в 1941 тоду заключить хозяйственные до-
товоры и соглашения © другими как воюю-
щими, так и невоюющими государствами.

БОЛГАРИЯ

СОФИЯ, 11 января. (ТАСС). Сегодня
все газеты опубликовали подробные с0о0б-
щения о новых соглашениях между СССР
и Германией. — р *

Газета «Мир» в большой статье, посвя-
щенной советеко-германеким соглашениям,
отмечает их большое значение. Эти со-
глаацения, пишет газета, являются демюн-
страцией советоко-терманской дружбы.

Газета «Зора» подчеркивает, что 3a-
ключенные соглашения еще раз показы-
вают прочность добрососедских отношений
между Германией и СССР.

ЮГОСЛАВИЯ

БЕЛГРАД, 11 января. (ТАСО). Все бел-
градекие газеты ‘напечатали сообщение 9
повых советско-германеких соглашениях.
Газеты: одновременно публикуют подробные
корреспонденции берлинских корреспонден-
тов, посвященные соглашениям.

Газета «Време» подчеркатвает, что эко-
номическое соглашение между Германией
и Советами оценивается в Берлине, как
событие первостененной важности.

НОРВЕГИЯ

ИЯ ЛАМ F

ОСЛО, 11 января (ТАСС). В центре
внимания. всей печати находятся сообще-
НИЯ о соглашениях между СССР и Герма-
нией. Газета «Натионен» пишет, что но-
вое германо-советекое хозяйственное с0-
глалпению является одним из самых круп-
ных по своему 0б’ему торговых сотлаше-
ний, заключенных между обеими CTpana-
ми. Газета отмечает‘ возросшие экспортные
возможности СОСР. благодаря высокому
урожаю 1940. года.

Газета  «Афтенпостен» приветствует
усиление товарооборота между CCCP п
Германией. и

лия возвыеится как полноправное фапгист-
ское’ государство».

Выразив уверенность, что большинство
ачглийекого народа He заинтересовано в
сохранении империи, Неру заявил, что, ,
поскольку война пе имеет революционной
цели— заменить существующий порядок
порядком, основанным Ta хвободе и ‹о-
трудничестве,—война эта приведет лишь
к позым войнам. «Вот почему мы должны
держаться вне этой войны и советовать
своему пароду поступать так же и не по-
могать Амтлии ни деньгами, ни людьми»,

В заключение Неру ‹казал: «Вы пы-
таетесь осудить не меня, & сотни мил-
лионов индийского народа. На скамье под-
судимых перед судом мирового обществен-
ного мнения стоит Британская империя,
Сегодня в мире действуют более мощные
сильь чем суды,-—элементарные потреб-
ности в свободе, пище и безопаюности, ко-
торые. приводят в движение широкие мас-
сы ‘народа и меняют хот истории. Не в том
дето, что случится со мной. Семь раз я
был осужден английскими властями Ин-
ии, и много лет моей жизни прошло за
тюремной стеной. Осуждение в восьмой
или в девятый pas и еще песколько лет
тюремного заключения ничего тут не ме-
няют. По зато большое значение имеет
судьба Индии и миллионов ее сылов и до-
черей. если английское правительство
воображает, что оно может продолжать экс-
плоатировать индийский народ против ©го
воли, то оно глубоко ошибается».

На средиземноморско-африканском ‹фронте

АФИНЫ, 11 января. (ТАСС). Греческое
телеграфное атентетво передает следующее
коммюнике верховного командовалеия гре-
ческой армии, опубликованное — вечером
10 января: «В результале удачно прове-
дхенных операций наши войска заняли
Влисуру. Нами захвачено около 600 плен-
ных, в том числе 20 офицеров. Захвачены
также четыре пушки, один танк,  не-
сколько мортир и большое число автома-
тических винтовок и различных военных
материалов. В наши руки попало одно в9-
енное. знамя».

ЛОНДОН, 11 января. (ТАСС). Атентство
Рейтер передает коммюнике командования
английскими военно-воздушными силами
на Ближнем Востоке. В коммюнике гово-
ритея, что в ночь па`10’января англий-
ские самолеты подвергли сильной бом-
ee ‘порт Мессину (остров Сици-
IMA).

ЛОНДОН, 11 января. (ТАСС). Атентетво
Рейтер передает из Каира, следующее ком-
мюнике командования английских еухопут-
ных сил на Ближнем . Востоке:

«По последним подсчетам в районе Bap-
дии ‘итальянцы потеряли убитыми, ране-
ными и пленными 2.041 офицера и 42.827
солдат. Кроме того, англичапами захваче-
но. 368 полевых орудий разных калибров,
26 зенитных орудий крупного калибра,
68 малокалиберных зенитных орудий, 13
средних и 117 легких танков и 708 гру-
зовиков.` Однако большая часть из этих
трофеев была приведена в нетодность во
время бомбардировкм Бардии».

НЬЮ-ЙОРК, 11 января. (ТАСС). По со-
общению. каирского корреспондента атент-
ства Рейтер, ангаяйская тяжелая артил-
лерия начала обстрелявать внешние 000-
ронительные укрепления Тобрука. Коррес-
пондепт полагает, что англичане готовят-
ся. к штурму Тобрука.

у a
i аб al El

информации,
передавая по радио 0бзор московской пе-

12 ялнгаря 1941 г., № 10 (479%
ЕЕ АСИ ИИ ОСЛЕ

ЕВРОПЕ

СВОДКА ГЕРМАНСКОГО
КОМАНДОВАНИЯ

БЕРЛИН, 11 января. (ТАСС). Териь
ское. информационное бюро передает и
дующую сводку верховного командовати
терманских вооруженных сил:

«Одна терманская подводная LOK, 4
отдельных успехах которой уже соб
лось, рапортует о том, что во ppeng
последнего рейса опа потопила суда ту,
тивника общим тоннажем в 52.800 т

Германская авиация проводила pay
дывательные полеты и минирование 3,
лийских портов. Попытка неприятельж
истребителей и бомбардировщиков ту
никнуть на оккупированную территор
Фрапции была предотвращена нашей»
питной артиллерией и истребителя
прежде чем противник добилел’ какото-т,
бо. успеха,

10 января соединения терманской ав.
ции впервые участвовали в сражен}
районе Средиземного моря. Отмечены пу,
мые попадания в два военных Kopafy,
противника, в том числе в один авлань
Cell.

В ночь на 11 января крупные с
германской авиации успешно бомбардир,
вали об’екты в Южной Англии. (броши,
пыми бомбами вызваны сильные пожар
в Портомуте. 6 германских самолетов mp.
пали без вести».

АНГЛИЙСКИЕ. СООБЩЕНИЯ

ЛОНДОН, 11 января. (TACC). Arenmm
‚ Рейтер передает . официальное комуюлг»
английского министерства, авиацих, В wy.
мюнике товорится: В

‚ «Неприятельские самолеты в почь 7
11 января произвели налет на бин п
городов южной части  Аптлин (name
было официзльно об’явлено, что этим ть
родом является Портемут). В резуль
бомбардировки в тороде вопыхнули пох
ры, но вскоре они были локализованы»,

ЛОНДОН, 11 января. (ТАСС), Атодттеть
Рейтер передает следующее Koon
английского министерства звиации: ¢f
ночь на 11 января английские самолет
произвели налет на порт Брест п бомб
дировали склады при доках. Две бомб
упали на большое судно, стоявиее в 1:
вани. В. районе‘ доков зозпикло нескольу
больших. пожаров. Были также бомб
рованы скопления судов в порту [477
Bee наши самолеты возвратились па и
базы».

ЛОНДОН, 11 января. (ТАСС). Рук.
тель департамента внешней тол
Джонстон заявил, что в результате ней»
них налетов гермамекой авиации на ]м.
дон и Манчеетер было уничтожено (и
шое количество текстильных ‘изделий of
щей стоимостью в несколько Mim
фунтов стерлингов.

—о_—-

ЗАКОНОПРОЕКТ
0 ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ВЗАЙМЫ
Й СДАЧЕ В АРЕНДУ
АМЕРИКАНСКОГО ОРУЖИЯ

ВАШИНГТОН, 11 января. (ТАС0) }
конгресс внесен законопроект о Clays
аренду и взаймы американского оружия. }
законопроекте говорится: «Независимо и
статей любого другого закона презиет
может время от врёмени, когда он сои
это’ необходимым в интересах национал»
ной обороны, разрешать военному мини
ру, морскому министру или главе лбом
другого правительственного учреждения ил
департамента:

‘1. Производить в арсеналах, па фабри:
ках и верфях, находящихся в их ведении,
или же поставлять каким-либо другим пу
тем всякие предметы’ обороны правительст
ву любой страны, оборона которой, по мне
нию президента, имеет жизненио важно
значение для ‘обороны США: 2. Продавать,
передавать, обменивать, сдавать в аренду,
предоставлять взаймы или же передавать
иным путем любому такому правительству.
любые предметы обороны: 3. Проводить
испытания, инспектировать, проверять, Per.
монтировать, оборудовать или иным пут
‘приводить   в хорошее” состояние любые
предметы обороны, предназначенные 144
любого такого правительства: 4. Переда-
вать любому такому правительству всякую
информацию, имеющую отношение K AN
бым предметам обороны. поставляемых 1-
кому’ правительству; 5. Разрешать люб
экспорт любых предметов обороны для AN
бого такого правительства».

Законопроект разрешает предоставлени
такой помощи иностранным государствах
на любых условиях, какие президент Cot
тет подходящими.

Не упоминая о законе Джонсона и зак
He 0 нейтралитете, законопроект фактиче
ски аннулирует закон Джонсона, a таке
многие статьи закона о нейтралитете.

иен ниточки позже ож ттт отв
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

(вечер.),
им, ПТ Интериациокала,

СВЕРДЛОВ» — Центральный
Буревестник, Диск,
Экран жизни.

«НА `ПУТЯХ» — Первый, Ударник, Колизей
Художественный, ЦИКио им, Горького,
Родина (один зал), Форум, ЦДК железно
дорожников.

«МАКАР НЕЧАЙ»-—Центральный (днем), По»
им. Моссовета (вечер.), Баррикады, Октябрь»
Орион, Коломенский ЗИС, Арктика (вечер),
Ленингр. ПКиО,

«ТИМУР И ЕГО КОМАНДА»—Первый детский
Москва, Таганский (днем), Арктика (лнем),
Родина, Авангард, Юный зритель, Метр
поль (дд зала), Перекоп, Динамо, Ми»
Диск (днем), им. Моссовета (днём),

«СИЛА ЖИЗНИ»—Метрополь (один зал), Hays

и знание,
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ИОТОРИЯ» — Bocroxxit
‚мена,
«БОЛЬШОЙ ВАЛЬС» — Молот,
«НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ» — Арс,
«ТРИ ТОВАРИПТА» — Кадр,
«ОГНИ БОЛЬШОГО ГОРОДА» — Луч,
«СОКРОВИЩА ПОГИБШЕГО — КОРАБЛЯ»-
мартак.
«СТО МУЖЧИН И ОДНА ДЕВУШКА» —Авро
«МОЯ ЛЮБОВЬ» — Заря, Экспресс,
«ПОВЫЕ ВРЕМЕНА» — Повторного фильма,
«ВРАГИ» — Центр. детский,
«ДЕВУШКА О ХАРАКТЕРОМ» -- Спорт,
«СК № 1», «БОДЬШОЕ ДЕЛО» (киноочер®
«МЕДВЕЖО! ТОЖ» (мупьтфильм)—Новости Дия,
«СК № 1», «ОЗЕРО ТЕЛЕЦКОЕ», «МОЙ Дб
ДЫР» _ (мультфильм) — Хроника, ,

«ТИХИЙ ДОН» — Таганский (вечер.),

АДРЕО РЕДАКЦИИ: Москва, 40. Ленинградское поссе, улица «Правды», д. 24, 6-й этак. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ; справочный -—Д 3-31-72;
ции — Д 3-30-69; школ. и ппонеров.— Д:3.30-46; рабочей, железнодорожной и” служащей молодежи — Д 337-15. УЧЕТ КРИ Ва ое оО

внутренней информация — Д 1 -63-94,. .Д 3-38-19:
и искусства — Д 3-31 -93; обзоров печати и фельетонов — Д 3-38-38;

крестьянской молодежи — Д 3-37.01: ays: : комсомольской жизни — Д.3-30-44: *
пллюстрационный — Д 3-20-29; писем — Д 8:31:63; отдед об’явасний S801 2 Д3-87-28; инострапной nmbopmanan 3.36.26; литературы

615732,

Типография газеты «Правда» имени Сталина.

Изд. № 43,