_ МОЛОДЫЕ ВОИНЫ! С

ИСТОРИЯ ОДНОГО КЛАЛА

От специального корреспондента
«Комсомольской правды»

С пачала войны полк прошел путь, пол-
ный тяжелых испытаний. Ранней осенью ои
уходил из-под стен Старой Руссы на вос-
ток, оставляя позади себя суровый север-
ный край, страну чудесных озер и сосен.

Это было тяжелое для полка время,
HO он вышел из жестоких оборонительных
боев не ослабевшим, а закалившиися. И
хотя германское командование трижды
сообщало о его полном разгроме, полк по-
чти полностью сохранил свою живую силу
и технику. В те дни артиллеристы не оста-
вилн немцам даже ящиков со снарядами,
которые увезти ве удавалось. Они. закопа-
ли их в землю. «Мы придем еще сюда, —
говорили бойцы. — Тогда нам эти ящики
пригодятся», :

С тех пор прошло более полугода. Полк
возмужал, окреп.

`В дни активной обороны комсомольцы
полка проявили особую стойкость и отва-
гу. Бойцы готовились к наступательным
боям. И вот получен, наконец, долгождан-
ный приказ: — Вперед на запад! Артилле-
ристы восприняли этот приказ с радостью
и воодушевлением. Они бесстрашно .дра-
лись и © боями продвигались все вперед
и’вперед, в оставленную ранней осенью
чудесную страну озер и сосен. Они прохо-
дили по близким, родным местам, где зна-
ком каждый дом, каждый камень. Они
снова пришли в район Старой Руссы —
этого древнего русского города. Здесь ком-
сомольцы-арталлеристы приняли самое не-
посредственное участие в окружении 16-й
германской армии.

Среди многих героических дел выде-
ляется подвиг комсомольца Александра
Попова. Он находился на наблюдательном
пункте, когда его окружили автоматчики.
Попов продолжал корректировать огонь.
К тому месту, где он находился, пошли
танки. Голос Попова, диктовавшего по те-
лефону данные, дрогнул лишь на мгнове-
ние. Комсомолец быстро взял себя в руки
и продолжал корректировать стрельбу.
«Противник вокруг меня,—воскликнул . он, —
огонь!». В течение 20 минут близ наблюда-
тельного пункта рвались снаряды, — друзья
старались стрелять так, чтобы не задеть
Попова. Снаряды ложнлись точно, и вско-

о

«Нет слов, умереть —это болышое дело, это подвиг. Но вопрос в том: как

POCE-KOMCOMONDUCS пе померкиет B BE
РАЖАЙТЕСЬ ЗА РОДИНУ ТАК ЖЕ СТОЙКО И САМООТВЕРЖЕННО, КАК СРАЖАЛИСЬ

ЛЕЙТЕНАНТ ОГАНОВ И ЕО БЛАГОРОДНЫЕ в

* id *

+

“J

умереть? Нельзя: умирать пассивно, без самой отчаянной борьбы. И если дей-
ствительно понадобится‘умирать, то надо это делать так, чтобы отдавать с боем
свою кровь каплю за каплей и чтобы до последней капли крови пулемет в руках
бойца разил прага. Это — призыв к действию длительному, настойчивому, неукро-
тимому. Вот эти качества и надо воспитывать в наших бойцах».

YI
a be - 5 $ Е)
ФРОНТ. 10 марта. (От специ-
альных  кепреспонлентов «Комсомольской
празды»). В степи под Ростовом, там, где
скрещиваются три дороги, стоит неболь-
Wok курган, поросший у подножья ту-
стым кустарником. На самой его вершине
прохожий заметит высокий каманный столб,
BROTH в землю. Это братевая моти-
ла. Здесь погребены шестналцать героев-
комсохольцев, славу о которых разнеслесь
пФ всей Советской стране. Сюла прихолят
жители окрестных сел —— старики, девуш-
ки, лети, чтобы поклониться праху богз-
тырей; }

Курган этот’ вилен издалека, и люли с
замирающим серлцем глядят на него и из
уст в уста передают быль © легендарном
подвиге шестнахцати героев.

Боевая семья

Их было шестнадцать. Все, кав па под-
бор, здоровые, сильные, красивые, © го-
рячей кровью и благородными сердцами.
Они страстно любили жизнь, ценили ее.
Но их не пугала смерть. Все они были
‘наделены недюжинной лихостью, лерзостью
воинов и уливительной отватой. Их спая-
ла война, сдружили бои. И в части о ком-
сомольской артиллерийской батарее так,
бывало, и говорили: «Боевая семья».

Командовал этой батзозей двадпетилет-
ний лейтенант Сергей Андреевич Оган-в,
молодой рослый армянин с ‘смуглым ли-
цом и выразительными глазами. Его бое-
вая карьера началась незадолго до войны,

B 1941 roxy Оганов окончил Тбилисское
артиллерийское училище. Злесь же полу-
чил образование п его верный друг, уроке-
нец Смоленщины, лейтенант Василий Ива-
нович Пузырев — заместитель командира.
Молодых артиллеристов’ взрастал комсо-
мол. и каждый носил у сердца комеомоль-
ский билет.
Молодежь запомнит имена членов этой
героической семьи артиллеюистов. Вот они:
старший сержант Фелор Захарович Бале-
ста, младший политрук Сергей Васильевич
Вазилоз, комаплир орулия Стефан Степано-
вич Лазарев, правильный. Мовсес
несович Гулян, наводчик Фазлы Ахме-
лов, ездовой Шахвалиев, паводчик сержант
Григорий Норсунов, езтовой первого орудия
Василий Семенович Ткаченко, разведчик
батареи Аслан Велиез, наволчик сержант

ре три танка лежали подбитыми, а авто-
матчики разбежались.

В тяжелых боях ковались воля и упор*
ство полка. Ему было присвоено звание
Гвардейского. ;

Случилось так, что одна из GaTa-
рей полка попала В затруднительное поло-
жение. Бой затянулся. Все снаряды были
израсходованы. Между тем для успешного
завершения атаки наших . частей требова-
лось еще полчаса-час вести интенсивный
артиллерийский огонь. Подвоз боеприпасов
был затруднен. В эти тяжелые минуты
раздумья, когда каждый из артиллеристов
думал о том, как помочь делу, сержаит
Голубев радостно воскликнул:

‚ +. Нашел!..
Он отбежал от своего орудия назад, от-

‘считал от старой высокой сосны тридцать
один шаг.

— На помощь, товарищи! — закричал .
он. Подбежали друзья. Вместе они ко-
выряли лопатами сухую, промерзлую зем-
лю,—именно здесь осенью при отступлении
были зарыты снаряды. К счастью, ящики
были закопаны. неглубоко.

— Вот он, наш старый клад! — сказал
сержант Голубев.

В ящиках были снаряды, спрятанные
артиллёристами при их отступлении. `Они
сейчас пришлись как нельзя кстати. Лица
бойцов посветлели. Снова загремела кано-
нада. Прямымий попаданиями орудие Голу-
бева разнесло дом, где расположились фа-
шисты, уничтожило немецкие блиндажи.
Командир полка был очень доволен рабо-
той артиллеристов,

— Вы сегодня отлично стреляли, сер-
жант,—Ссказал он, пожимая руку Голубеву.

К. НЕПОМНЯЩИЙ.

РАЙОН СТАРОЙ ФУССЫ, 10 марта.
(По телеграфу).

‚.Уляжется буря войны, и наступит
час, когда наши воины омотут оглянуть-
ся назал, отдаться воспоминаниям. Ны-
нешнее суровог, тяжелое, но по-своему
прекраеное время предстанет перед ии-
ми, окутанное дымкой волнующей роман-
тики. Человеку всегша кажется романтич-
ным подвиг, ушедший в прошлое. Вюго
из нас не пленял и не пленяет до сих
пор образ гомсомольского вожака Павла
Корчагина, и каким привлекательным
всегда казалось Halley юношеству вре-
мя, в которо он жил и боролся!
°— Сегодняшний день пока еще нам кз-
жется будничным, рядовым, обычным, и
люди, живущие сегодня, — тоже обычные
ми, рядовыми. Вот и теперь мы подчас
He замечаем, что рядом с нами в любимом
вомбомоле живут, борются и побеждают
тысячи вожаков молодельи, несущих в ©е-
бе черты Павла Ворчагина, такие же, как
он, омелые, мужественные бойцы и 3a-
иечательные товарищи.

Вот факты. ,

В Неклиновский файон Ростовской o6-
ласти пришли немцы. Из райкома комсо-
мола ушли все во главе с секретарем
Остапенко. Но. нь двери остался белый
чугырехугольник бумаги: «Райком живет
и работает». Это пе было пусть обоща-
нием, красным словцом.

Секретарь райкома Остатенкю (его кон-
спиративная кличку былх стал). ушел
в камыши к палеизанам. Руку, Остапа
постоянно чувствовали и враги и друзья.
Взлетел неподалеку на воздух мост,— ero
работа, говорили комсомольцы.  Налили в
огороде труп убитого офицера, — Остап
здесь побывал. Нагрянули из немецкий
нггаб ночные тост и унесли с сои
документы, — энаковая 0ста000а, походка!

Ночами ‘появлялея тайком о бота на
квартирах’ неклиновоких  Комсомюльцев.
При свете коптильи он подолгу беседовал
зповокоровоононосогсасвовосовосососссоеесс

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»
2 стр. 11 марта 1942 г.

Денис Бахишев, развелчик бататеи Сурен
Арутюнов, наводчик Федор Абраменно, за-.
ряжающий Исмаил Мамедоз.

Клятва на кургане

Утром Мовсесу гуляну вручили, письмо.
Он быстро распечатал конверт и, взгдя-
нув на Почерк, узнал руку своей жены
Арек. Она писала ему из села Карачинар
Шаумявовекого района Азербайджанской
республики: «Родной мой, Если бы. ты

18 фезраля в «Комсомольской правде»
сообщалось о героическом подвиге шестна-
днати комсомольцев-арти стов. (Теперь
точно установлены имеча 15 из 16 героев.
Сегодня мы печатаем очерк наших военных
корреспондентов, подробно рассказывающий
о подвиге шестнадцати артиллеристов.

J
f

4 Е
и

БРАТЬЯ ПАВЛА КОРЧАГИНА

с комоомольцами; рассказывал им, вак пар-
тизаны сражаются с немцами. ,

Нередко Остап давал хозяйственные по-
ручения:.

— Весной сеять будем, семена утамте
от немцев, инвентарь запрячьт ,

комсомольцы, выполняя наказ ©в0е-

го вожака. крадучись, по ночам перено-
CHIH Из колхозных амбаров семон» в тай-
ники, прятали плуги и сеялки в ук-
ромные места.

«Кадры не давайте громить», — CHOBa
и снова предупреждал Остап. И когда
немцев выгнали из района, оказалось, что
сновные капры остались живы, ©0хра-
нились. Пришел Остап, открыли двери,
на которых еще висел пожелтевший ли-
сток.

Райком попрежнему живет и работает,
и 200 комсомольцев файона немелленно
приступили к фаботе. Я

В дни немецкой оккупации то в 04-
ном, то в другом селе Куйбышевского

района Ростовской области можно было.

остротить тонкую, стройтую миловидную
девушку. Звали. ее Аннушкой: В ста-
реньком пальто и накинутом по-деревен-
соки на голову белом полушалке она ни-
чем не вымелялась среди других. .

Член райкома» комсомола Аннушка 3а-
харченхю  осталакь в  откупированном
районе для нелегальной работы. Молодая
комеомолк» показала себя опытным орга-

низатором. Обивая co следа немцев, Ona
пероходил» из колхоза в колхоз, из ха-
ты в хату, беседовала с молодежью, чи-
оброшенные
рассказывала

тала колхозникам листовки,
советокиои о самолетами;
правлу © положении на фронте,

С Аннушкой шаи ее друзья Червенко,
Роуаненко, Прялкин, готовыю на все по
первому знаку своего вожака. И словом
и делом они боролись © немцами: вчера
опи — атитаторы, сегодня — партизаны,

В селе Куйбышево ‘комсохольцы про-
НИБЛИ В Д0У, ТФ кваутировали немецкие
солдаты, настроили штабной `радкоприем-
ник па Москву в то время. когла выступал
товарищ Сталин, и открыли оБЕзх дома

* * vr

вилел, как вырос. наш сын и Kak On п-
хож ‘на тебя,— твои глаза, губы, нос, вы
литый папка...»

Гулян прочитал письмо, улыбнулся п,
глядя на обведенную на бумаге ручонку
сына, сказал другу:

Вот Арек просит, чтобы я сыну рас-
сказал, как мы лупим немцев. Оп с ребя-
тишками в войну играет.

Гулян достал из кармана тимнастерви
каландаи и лоскут бумати и стал тероп-
ливо писать. Но кончить ему не приш-
ль.

Из-за дальнего лега вышла большая
группа немецких танков и © грохотом уст-
ремилась на батарею. Строгий, подтяну-
тый Оганов быстро взвесил Bee H yme OT-
давал приказания. :

Комсомольская. батарея поистине была
грозой для оккупантов. Командование ча-
CTH всегда доверяло комсомольцам оборо-
нять самых решающие рубежи. Вот и на
этот раз они должны были прегратить путь
таткам врага на важном ‘участке.

Вражеские машины мчались н% полной
оворости. Вогла они были уже неполале-

ку, загремел звучный 10106 молодого
команхлира: - :
— Огонь

Загрохотали пушки. Два танка Baipor-
нули и застыля на месте. Остальные ма-
шины-Фтали пятиться назал. Вдогонку им.
летели снарялы. И еше четыре танка по-
теряли немпы.

Эта схватка была серезным ислытапи-
eu воли и мужества. Бой был жаркий.
Кругом рвались снаряхы врата. Роем то-
CHANCEL нал головами хробрецоз осколки.
Упал на землю смертельно раненый Мов-
666 Гулян. Нь выручку другу поспешил
Исмаил Мамелов. Он взял на руки pane-
ного товарища. Гулян пришел в себя, от-.
крыл глаза и тихо сказал:

— Сыну, дружище, письме напиши —
рее напиши...

От умер на руках Мамедовь.

Потеряв после первой атаки шесть тан-.
ков, неприятель отошел.
_ — (Скоро вернутся, — сказал Оганов.—
Булех наготове.— Он рассматривал в би-
нокль долину. Из соседней фоши зыпол-
зали новые бронированные чудовища.

№Меткие золпы
артиллеристов

Метко и беспощадно громит врага

батаре которой командует стариииг
лейтенайт Владимир Киян. Однажды,
находясь на наблюдательном пункте
батареи, тов. Киян заметил большую
группу немцев.

— Огонь!—раздолась громкая коман-
да.

С первых‘ же залпов  комсомольцы-
артиллеристы накрыли цель. Около
тридцать оккупантов было убито на
‚месте. Сержант Алексей Капышников
пятью снарядами уничтожил два стан-
ковых пулемета с прислугой и до 20
немцев.

За меткую стрельбу расчеты млад-
шего сержанта Ковалева и старшего
сержанта Кузнецова получили благо-
дарность от командира дивизиона,

Заместители политруков:
Б. АЛИПОВ и С. щен

Действующая армия.

na улицу. Co воего села к дому со
бралея нарох и, плачь слезами радости,
с обнаженными головами слушал вождя.
В дни пребывания немцев в этом селе
их Ha каждом шагу подстеретали «ие-
приятности». Однажды глухим вечером, кч®-
то насмерть оглушил ломом  обер-лейто-
нанта. Друтому офицеру, как куропатке,
перефезали горло ножом. В придорожной
канаве нашли труп задущенного солдата.
Вестовому штаба дубиной перешифбли по-
звоночник. Бесследно исчезли трое дру-
гих солдат. Шесть автомашин co снаря-
дами, приготовленные к OTUpaBKO Ha
фронт, взлетели к небу. .
Разве мог узнать враг 30 всех этих
ночных происшествиях руку тех молодых
простолушных пафней, что целыми дня-
ми вертелись в селе нь виду у немецких
солдат и офицеров? Й кто мот предполо-
жить, что задания давала этим парням
девушка в белом полушалке © добрым,
открытым лицом и ясными глазами?
Вскоре после изгнания немцев из Ро-
това в городе собралея пленум обкома
комсомола. Сколько было волнующих
встреч. поцелуев, от которых пощипыва-
ло сертце! После долгой тазлуки c’exa-
Auch друзья. Войнь изменила даже их
внешний облик. Ребят» почти ве была
в шинелях, в чекменях армейского 06рз3-
ца, девушки — в полушубках, туго пере-
хваченных военными ремнями.
В дни героической обороны Ростова ca-
моотверженно работали все. Пример пока-
зывал Саранцев — секретарь обкома ком-

ду находил комсомольцев,

инструктировал.

смола. Ночами его душили жестокие при-
ступы астмы, а утром он приходил B Ko-
митет обороны и упорно работал до самой
глубокой ночи. Ездил за горол, где ростов-
чане возволили пояс укреплений. Нажи-
мал, чтобы быстрее подвозили рольеы, пе-
сок, цемент. Беспоконлея о снабжении на-
селения осажденного гороха хлебом. И вею-
ставил их. на
«горячие» участки, быстро, по-военному,

Богда немцы ворвались в Ростов и ужо
провивли в самый центр города, Саранцев

Tunaenohun anne: »Tnanean  waentts rants

М. И. КАЛИНИН.

БЕССМЕРТИЕ

В эти патряженные минуты вдруг раз-
халея голос Фолора Балесты:

— Вохсомольцы, ко мне,

Секретаря ‚ комсомольского президиума
батареи любили вое бойцы за смелость,
прямоту и решимость. Казалось, скажи on
«надо умереть», и никто бы не возразил.

— Дорогие товарищи, — громко сказал
Белеста — комсомольское собрание считало
открытым.

Он обвел всех ваглядом. И его все по-
нимали.

— Может быть, мы все погибнем ©ей-
час, но отсюда мы не уйдем. Ведь мы ком-
сомольцы. Враг тиюйлет только через на-
ши трупы. Tak дадим друг другу клят-
BY...
Й люди мужественно, крепко, пожали
друг лругу руки. Так поклялись комсо-
мольцы умереть, но не пропустать врага.

Родина их не забудет

Горетка людей выдержала вторую ата-
ку немецких танков. На этот раз враг
бросил на батарею 30 машин. Смольчаки
открыли по ним ураганный огонь. Танки
шли напролом. сильно обстреливая бата-
рею, Из строя выбыли Фазлы Ахмедов,
Ткаченко, Абраменко. Ряль героев редели.
Теперь Махелов стрелял уже из лвух пу-
шек. Он вихрем носился от орулия в ору-
дию, наводил, заряжал и без промаха ра-
зил немопкие танки. Две машины затькла”
ди от его выстрелов. Мамелора ранило в
плечо, по сн оставался на боевом посту №
послелнего вздоха. ;

Спустя несколько минут началась третья
атака. Тогла гореточка героев выхвинула
свои орулия па открытую позицию, чтобы
было узюбнее разить Bpara.

— Cxopo потойдет ® ном полкрепле-
ние. — говорил Оганов боевым друзьям, —
булем лержаться...

Он стоял у орулия и бепрерывно по-
еылал спарялы по врагу. Глядя на чего,
стойко держались и остальные. У ног Ога
нова разорвалея вражеский снаряд. Место
командира занял Пузырев. Батарея не
ухолкала. Загорелись еще четыре немец-
ких тачка. А когда смертью храбрых пал

Пузырев, командование. принял кохсомоль-

ский вожак Балеста. бя был тоже ранен,
крмть заливала ему лицо.
— Снаряды... снатяхы скорей подно-
сп! — кричал он езлювому Шахвалиеву.
Но вот убиты Шахралиев и еще не-

сколько бойцов. У пушек остался один Ба-

леста. Прямо на чего двигался ‘танк. Ба-
леста подпустил маттигу метров на пять-

десят и дал рыстрел. Танк был подбит.

ВБалеста бился ло последней капли кро-
ви, как подобает комсомольцу-воину.

Полошла пехота. Она заняла рубеж и
отоглала фашистские танки,

Шестнадцать молодых артиллеристов тю-
гибли, но не пропустили врата. Onn ofec-
смертили свои имена, и пад их могилой
варот говорит сегодня:

—- Спите, храбрыю герои. Родина и
комсомол но забудут вас. Ваши славные
имена булут золотом сиять в веках.

М. котов, в. ЛЯСКОВСКИЙ.

Ч «А 1274
Ws
eS IRE о:

‹ членами Комитета обороны последним
уходил за Дон, Под вражеским пулеметным
огнем он переходил по’ тонкому молодему
льлу, выбрасывая впереди себя доски.

Ох уходил последним, HO первым воту-
пил в город, когда над Ростовом снова
взошло померкнувшее было солнце. И сра-
зу У обкома нашлись тысячи дел. Ha
электростанции комсомольцы звосстанавли-
вали агрегаты, разрушенную проводку, да-
вали городу ток. В жилища рабочих, на
заводы, в детские очаги пошла вода, добы-
тая молодыми вохопроводчиками. Девушки
хлебозавода выпекли изголодавиимея ро-
стовчанам первый хлеб.

Секретарей обкома Николая Захарова,
Виктор» Шнейера, Юрия Сорина напра-
вили партийными  комиссарами н» строи-
тельство — оборонительных укреплений.
Участок. rio работал комиссаром Виктор
Шнейер, вплотную  прилегал к фронту.
Нах строителями бреющим полетом проно-
сились немецкие самолеты, обстреливали,
ебрасывали бомбы.

От партийного комиссара требовались
качества бесстралиного и волевого органи-
затора. И эти кочества у Виктора Шнейе-
ра нашлись. Он собирал теряющихся лю-
дей, ободрял их, беспощадно боролся с
трусами. Вто бы мог подумать, что у э19-
го юноши окажется столько твердости!

Но кто скажет, что  меныпе мужества
требовалось от секретаря Орловского рай-
кома комеомоль Николая Гулака, который
в дни, когда враг стоял у ворот райспа
и сердце рвалось’ в бой, запасал корм для
скота, собирал ‘семена, руководил пюдм-
товкой к севу?

Ветер нес с правобережья Дона орудий-
ные раскаты, ъ Николаф Гулак ехал в
cero Майорку пробирать комсомольцев 34
TO, что быки у них зимуют на открытом
базу. Враг вошел в Ростов. & Гулак ска-
кал на лошали в степь спасать захвачен-
ные пургой отары колхозных овец...

Таковы наши нынешние комсомольские

чагина.
Ан. КАЛИНИН, Б, ВАКУЛИН.
Ростов-на-Дошу.

ОРАТНИКИ!

©

Подразделение гвардейской части, которой командует генерал Крюченкин, реши.
тельно атаковало боевое охранение противника Под одним селом и захватило

в плен группу. немцев. На снимке: немецкие солдаты сдаются в плен нашим

бойцам.
Фото специального корреспондента «Комсомольской правды» Г. КАПУСТЯНСКОГ.

”ШТУРМОВИКИ СБИЛИ «ОНКЕРС-52»

КАЛИНИНСКИЙ ФРОНТ, 10 марта (По
телеграфу от специального корреспондента
«Комсомольской правды»). Звено штурмо-

своим самолетам сигнал: «Внимание» т
немедленно сделал дв» выстрела из п\п.
ки. Прицел был исключительно точны.

виков под командованием старшего ‘лей-
теназта Шкулёпова получило задание ата-
ковать скопление вражеской пехоты. Са-
молеты поднялись в воздух и взяли бое-
вой курс. Шли на бреющем полете. Вдруг
велущий заметил, что впереди, метрах в
1.200—1.500, идут трехмоторный самолет

u два истребителя. Вначале Шкулепову.

показалось, что это наша транспортная
машина. В то же время какой-то ин-
CTHHKT заставил командира звена усом-
НИТЬСЯ B CBOOM предположении. Штурмо-
вики прибавили скорость. Так как истре-
бители шли выше, 75 они н® ‘смогли 38-
метить, как под ними оказалось звено са-
молетов-штурмовиков. Подойдя ближе в
хвост трохмоторного: самолета, Шкулепов
отчетливо увидел свастику. Ведущий дал

Задов у

Фашистский стервятник залымилея. Ш.
лепов дал ещо две очереди из пулехета т
пушек. Его ведомые младшие лейтенаити
Зудилов и Кидовец также открыли orom,
06’ятый ‘пламенем, вражеский cay
рухнул Ha землю.
Все это было сделано так Bresanno 1
неожиданно, ‘что ‘Фашистекие истребители:
пришли в полную растерянность U YIN
IN, не ‘сделав ни одного выстрела. Пит-
мовики спокойно продолжали путь и 9
рез минуту быля уже над целью. Вы»
нив задание, летчики невредимыми к
нулись на свой аэродром,
Командующий военно-воздушными {1
лами фронта об’явил благодарность дети» \
кам-штурмовикам Шкулепову, Зудилов к)

Сержант Б. ШУКАНОЗ,

вожаки —= лостйные братья Павла Кор-   виться!

АКА
Письмо из Действующей армии

Танки накапливались в лощине для &та-
ки. Метров двести позади приготовилась
невидимая для врагу пехота.

Далеко на горизонте возвышался холм,
где укрепился враг. Выбота: эт» господет-
вовала над двумя селами. Вчера три фаза
наша часть атакорала высоту. Сегодня
решено атаковать в четвертый раз. Коман-
дир части Калинин и комиссар обходят
машины, проверяя их готовность. 9 часов
55 минут. ni

— Приготовиться & атаке! По we-
стам! — команлует капитан Зарицкий.

Экипаж занимает места. Нас в Tanke
пять человек: команлир машины капитан
Александр Зарицкий,  механик-волитель
сержант Алексей Чухарев, командир ору-
дия сержант Иван Горлиенко, заряжающий
сержант Сергей Федоров и я— стрелок-
радист. Сидим в шлемах, увитых радио-
шнурами. Слева от меня рушюр ‘и влелан-
ная в броню ралиостанция,

Мотор ревет оглупгительно. Теперь уже
не слышно ничем — ни взрывов. ни виз-
г и грохота рвущихся мин, пи травка
apTomaTos. Все покрывает рез мотора. >

— Прямо вперед! — командует капитал
Зарицкий.

— Исть прямо вперед!

Атака началась. Мы знаем, что олногр6-
MOHEO ©. нашей машиной двинулись 49-
тальные танки, что сзади поднялась и зле-
дует за нами пехота, что артиллерия 4т-
крыла огонь по высоте и что врат в OT-
вет осытает Mac снафядами, минами.

Через маленький глазок я еле различал
синвющую далеко впереди высоту. Тяже-
лый танв илет ровно.не спеша, чтобы не
отставала пехота. В поле глубокий снег.
Пехоте тяжело. и ;

Коханлир включает рупор.

— Враг накрыл нас, взять левей. Без
команды не стрелять!

Теперь высота видна ясно, можно даже
р черные полоски немецких 9ко-

ов.

Около машины взрываются три снаря-
да.

— Взять  правей! — сльзпитея голос
Зарицкого.

— Водитель, стой! Внимолеио! Pam
влево, верхний пулемет вправо, ору
шрапнелью прямо. по немцам огонь! Та.

о фашистам огонь! Хорошо! Отоны

По -голобсу капитана и mo pect!
улыбке рлдом сидящего со мной воле
Я чувствую, что атака удастся. Влалл в
высоте мечутся гитлеровцы. Я даю пи
очередь, потом «ще одну.

- — Хорошо! — весело кричит в
тель.— Валяй дальше, Смотри, офицер у
шет рукой. Бутылоючники. Вей!

Пулемет работает безотказно. (фи
взмахивает руками и падает. «Бутылоте
ки» залегли и не двигаются, Гордиеи
бъет шрапнелью, Высота приблилае
Танки уже прошли опасну1о зону. Даль
бойная артиллерия противника не маи
бить по наступающим, рискуя попасть}
своих, а противотанковые пушти наше
танку-великану не страшны.

— Товарищ капитан, — доклальми
Горлиенко.— Вижу пехоту.

— Хорошо. Водитель, взять вии.
Осторожнее! Подходы замикированы.. 7

Но Чухаров и 603 того припий в 0
тровой щели. Что-то, недоступное мжи
HOOMEITHOMY глазу, ему видно отчеты.
Танк забирает то влево, то вправо, оби”
хитро расстовленнью минные ловушви,

— Товарищ капитан. — опять хот
Гордизнко.— По нас быют из-3% залез
дороги тяжелью.

— Вижу, водитель, стой! Позерит
орудие влево. Та, хорошо. Назолите 13 bt
Ini домик. Нет, не шрапнелью — сн00*
хом. Огонь почти хорош, возьмите паж
Огонь! Хоропю, еще фаз. Провосхолио! 1е
перь они уже не будут приставать к мЕ
Водитель, на батарею противотанкотых
полный вперед!

Чухарев «газует». Танк легко прож
вает тод’ем и врывается па, высоту. lls!
цы и румыны бегут. Танк с ходу зари
по пушке, давит 66, поворачивается, №
вит. другую, третью, давит пулемене
гнезда. Мы непрерывто ютрелязи. Танво“
татавливаетея на высоте. Сзади поля
вается похота. Теперь узо ‘умолкли вах“

— Развернуть орудие на свие
ходу! — чинометы. Пехота идет во весь ИХ
Paes eee капитан водителю. спеша закрепиться в» высото We
— TO а

ee взята! Враг, наконец, вый, №.
путь на два селения открыт. Задача 1
полнена.

Танк возвращается на исходную пу
цию. У пас потерь нет.
легко ранен в толову,

Маптина, нисколько но постралала. 001”
да, один снаряд едва но заклинил Salih)
с. все обошлось благополучто. Кое-тдо
  брюше небольшие вмятины. Это tot п

Жжельх снарядов.

Зарицкий залезает в яму пох TAMER Bue
сте ¢ Гордиенко. Чухаров возится © №
ром, Федоров стоит на посту,

Над ети спускается темная пы“
ночь. Невдалеко громит пртиллерайсы!

Tara. Где-то троша
щат автоматы. Насти
тнт к пуломету. Ясло вижу вражеские   Пение mame чости продолжаютея.

Пулемстчик В. ЛОСЕВ,

Танк сразу послушно танавливается.

— Гордиенко, вихите слева, орудие?

— Вижу, товарищ капитан. )

— Наводите sepee. Emo л6вев. Так
Огонь!

Танк вздрагивает от сильного удара. Ми-
№. Стрелок поспешил. м“

— Заряжайте. Левее. Так. Огонь!

Снова удар. Секунда, две, пять.

— Bor это по-моему! — сльыюштитея то-
106 капитана.

— Товарищ капитан, смотрите, колес»
Б небу взвились.

— Вижу. Вперед! Пулемотчик, пригето-

Маиина снов» хвижется вперед. Я при-

Только Горло \

2S ey 5 то оч gue St POs ee ee ee ae El

a he an

q

es & re ре 2 БК м

ee