19 февраля 1941 тг,, № 41 (4827).

Cuno т

#4

.

КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА.

ХУ! ВСЕСОЮЗНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ВКП(б)

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ

НАРОДНОГО

Г.

ИТОГИ 1940 ГОДА

Товарищи! 1940 год в жизни Советско-
го Союза был годом нового социалистиче-
ского под’ема и дальнейшего движения
вперед. Ни экономический кризис в капи-
талистических странах, ни империалисти-
ческая войнз не остановили и не могли
остановить развитие нашего народного хо-
зяйства.

Советская экономика не подвержена
влиянию лихорадки, которую переживает
рапиталистическое хозяйство каждый раз,
‘собенно под ударами кризисов и войн,
‘ем не менее, уроки совремеллюй империа-
листической войны имеют некоторое зца-
чение и для нас.

Современная империалистическая война,
кли рассматривать ее с технико-экономи-
ческой стороны, является войной моторов.
Моторы в воэдухе, моторы на земле. Соот-
ношение сил между двумя группами. вою-
ющих капиталистических стран в значи-
тольной степени меняется в зависимости
от производства моторов. Мотор требует
высокой техники, много нефти и цветных
металлов. Вся промышленность капитали-
смических стран, в том числе Соединен-
ных Штатов Америки, перестраивается в
эмм паправлении,

(Современная империалистическая война
является также в значительной степени
войной резервов. Длительность войны, ее
разрушительный характер, развал между-
народного буржуазного разделения трула—
ке это требует огромных сырьевых, топ-
ливных, металлических и производствен-
/ ‘ых резервов для воюющей империалисти-
“аккой страны,

Советский Союз’ не может не учитывать
этих технико-экономических, как и дру-
гих особенностей современной войны и при-
нимает меры к тому, чтобы вооружать
(вое народное хозяйство передовой техни-
кой и вообще держать страну в состояния
лжной готовности.

Приведу самые общие показатели роста
уювня производетва Союза Советеких Co-
циалистических Реснублик и Соединенных
ПИатов Америки за последние годы. Если
уровень 1929 года принять за 100, то

мнамика производства за последние три
а выглядит следующим образом:

Соединенные Штаты Америки

1929 год — 100%
1938 год— 80%
1939 год — 98%
1940 год — 111%

Союз Советских Социалистических
Республик

1929 год — 100°/o
1938 год — 4159/0
1939 год — 482%/o
1940 rox — 534°/o

Только в 1940 году на основе военной

wf

СССР в 1940 году составила около 7
лиарда пудов.

Выросло в 1940 году потоловье скота
в колхозах — крупного рогатого скота на
129/06, свиней на 150/о0, овен на 25/0: и
коз на 340/о. Общественное колхозное жи-
вотноводство уверенно повышает свою долю
во всем поголовье скота в стране,

Расширенное социалистическое воспро:
Изводство означает затем неуклонный рост’
социалистического накопления, что преж-
де всего видно` из уровня капитальных
вложений.

OO eM капитальных вложений в народ-
нов хозяйство СССР составил в 1940 го-.
ду почти 38 миллиардов рублей (в том
числе около 6 миллиардов рублей по не-
централизованным капитальным  вложе-
ниям).

3& три года третьей пятилетки об’ем
капитальных вложений в народное хозяй-
ство’ СССР составил 108 миллиардов руб-
лей (в том числе 17,5 миллиарда рублей
по нецентрализованным капитальным вло-
жениям).

За три года третьей пятилетки, вступи-
ло в строй в государственной ‘промышлен-
ности (не считая районной промышленно-
сти местного значения) до 2.900 фабрик,
заводов, шахт, электростанций и других
предприятий. Нааюмню, что за всю пер-
вую пятилетку в СССР было введено в
действие всего 1.500 промышленных пред-
приятий.

В результате ввода в действие новых
предприятий за три года третьей пятилет-
ки введены в действие 51 миллион тонн
мощности по добыче угля на новых шах-
тах, около 2.400 тысяч киловатт мощно-
стей на электростанциях, доменных печей
по выплавке чугуна мощностью в 2.900
тысяч тонн, около 1 миллиона хлопко-
пряхильных веретен и другие производ-
стренные мощности.

‚3 МИЛ-

Однако, план капитальных работ и вво-

да в действие новых мощностей все же
недовыполнен.

Расширенное социалистическое воспро-
изводство в СССР означает далее неуклон-
ный рост материального уровня трудя-
щихся, рост их потребления.

Абсолютный прирост народного дохода.
за три года третьей пятилетки‘ составил
в неизменных ценах 29,5 миллиарда руб-
лей, увеличившиеь ¢ 96 ‘миллиардов в
1937 году до 125,5 миллиарда в 1940
И ое оон

Фонды заработной платы в пародном хо-
зяйстве СССР выросли по отраслям хозяи-
ства, предусмотренным в третьей пятилет-
ке, с 82,2 миллиарда рублей в 1937 году
до 123,7 миллиарда рублей в 1940 году,
то-есть в полтора раза. —

Денежные доходы колхозов возросли с

для ускорения темпов развития промыш-
ленности и всего народного хозяйства CCCP
по сравнению с первыми годами третьей
пятилетки. К этим предпосылкам прежде
всего относится:

топливной
прочную базу‘для`роста всего’ народного хо-
зяйства; п ее

ИТОГИ: 1940 TOMA WM ПЛАН РАЗВИТИЯ
XOSAMICTBA CCCP HA 1941 rod
ДОКЛАД тов ВОЗНЕСЕНСКОГО 2

но Ha 15°/o по сравнению с первыми го-
дами третьей пятилетки и решительное
укрепление трудовой дисциплины.

Самой жизненной и решающей предпо-
сылкой дальнейшего под’ема является вни-
мание партийных организаций в сторону
максимальной заботы о нуждах и интересах
промышленности и транспорта.

Таковы основные хозяйственные итоги
1940 года.

Il.
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПЛАН 1941 ГОДА

а) начавшийся под’ем в металлургии и
промышленности, создающий

0) увеличение рабочего времени пример-

116°/o

Уголь
Нефть 111%
Электроэнергия 114°/o
Uyryn 121°/o
Сталь. 122°/o
Качественный прокат 123°/o
Алюминий 166°/o
Медь 131°/o
* Никель 199°/o
Молибден ’ 4280/60
Царовозы 142°/o
Товарные вагоны 194/o
Станки 1289/9
Цемент 1350/0
Вывозка древесины 136°/o
Бумага cae 124°/o
Хлопчатобумажные ткани 111°/o
Обувь кожаная „111%
Сахар-песок 127°/o
Консервы 124°/o

План 1941 года в соответствии с Ука-
зом Президиума Верховного Совета. СССР от
10 июля 1940 года требует решительного
улучшения качества продукции. Во всех
отраслях промышленности стоят. новые
качественные задачи по выпуску более
производительных машин, различных вы-
сококачественных сортов металла, ноБой
передовой техники.

Черной металлургии предстоит увели-
чить против уровня 1940 тода выпуск
специальных легированных ‘сталей на
100°/о, производство специального, лиета—

125%/o, 3 eA

Цветная металлургия должна обеспечить
высокое качество цветных. и редких метал-
лов, не уступающее стандартам передовых
в техническом отношении: капиталистиче-
ских стран. Ни

Это необходимо напомнить тем более,
что Наркомат цветной металлургии еще
не извлек веех уроков из известного ре-
шения Центрального. Комитета ВКП(б) в
отношении качества продукции предприя-
тий этого’ наркомата.

Машиностроению предстоит ‘обеспечить
массовое производство новой техники, вы=
сокопроизводительных станков, прессов.
В частности, производство станков авто-
матов и полуавтоматов увеличивается на
76°7/o.

Промьипленность СССР имеет возмож-
ность неё только выполнить, но и перевы-
полнить план 1941 тода. Уровень пропз-
водства, достигнутый вы [У квартале
1940 года, создает прочную базу для вы-
полнения и перевыполнения программы

задание по выплавке чугуна и по выпу-
ску товарных вагонов.

_ Среднесуточная выплавка чугуна в ПУ
квартале 1940 года уже достигла почти
95°/o среднесуточной выплавки, преду-
смотренной планом 1941 года. Таким 09-
разом, против уровня У квартала 1940
года металлургам для выполнения голо-
вого плана надо поднять выплавку при-
мерно ‘на 6/0. Ясно, что этот план не

Ha 85°%7o и быстрорежущей стали — на.

1941 года. В качестве примера привелу.

шибидизации промышленности Соединенные   14,2 миллиарда рублей в 1937 году до
ПИаты Америки увеличили свое производ-  18,3 миллиарда рублей в 1939 году.
ство по сравнению с 1929 годом всего на   Предварительные данные за 1940 год по-
11%. B то же время Советский Союз за   казывают. дальнейший значительный рост
это время увеличил вое социалистическое   хенежных и натуральных доходов колхозов

производство в 5,3 раза.

Таковы закономерности капиталистиче-
ского и социалистического воспроизводства.
При этох в экономическом отношении, то-
ить в производстве на’душу населения,
хы, как известно, еще отстаем от Соеди-
ненных Штатов Америки, при чем по ста-
ли, углю, по электроэнерпии мы отстаем
в три-четыре раза. Ликвидировать это
этетавание, то-есть решить тлазную эко-
‚ ‘одмаческую задачу CCCP, nam еще пред-

стоит. }

Народное хозяйство CCCP развивается
планомерно по законам расширенного с0-
циалистического воспроизводства, что озна-
чат прежде всего  неуклонный рост
производства во всех отраслях нарэдного
хозяйства,

Продукция промьниленности СССР вы-
иль за три года третьей пятилетки с
95,5 миллиарда рублей в 1937 году до
137,5 миллиарда рублей в 1940 году или
8 440/0, в том числе продукция машино-
строения выросла на 769/о.

В отношении въыйтуска оборонной. продук-
ции правительство исходило из простой
истины: если хочешь, Чтобы  никахие
«случайности» не застали наш народ врас-
п19х — порох держи сухим. и не жалей
средств на производство самолетов, танков,
зюружения, военных кораблей и снаря-
JOB.

Производство средств производства

промышленности в 1940 году выросло на

<3,8/о против. 1939 года и на 520/о про-

тив 1937 года. Производство ередетв пот-

бдения выросло в 1940 году на 79/0 про-
  тив 1939 года и на 339/о против 1937 ro-

ia. Рост производства сопровождался в

ветском Союзе перестройкой промылиленно-

сти, особенно машиностроения, для. вы-
пуска самой передовой современной тех-

по сравнению с 1939 годом.

Розничный Товарооборот в тосударствен-
ной и кооперативной торговле вырос со
125.9 миллиарда рублей в 1937 году до
174,5 миллиарда рублей в 1940 году.

Таким образом, несмотря на военные
действия, имевшие место на границах Co-
ветекого Союза в 1939 тоду и начале 1940
года, народное хозяйство СССР в истекдием
году сделало значительный шаг вперед в
леле осуществления третьего пятилетнего
плана, уверенно набирая темпы роста из
месяца в месяц.

Из итогов 1940 года необходимо особен-
но отметить начало серьезного роста вы-
плавки металла и добычи топлива.

В конце 1940 года среднесуточное про-
изводетво чугуна выросло до 46—47 ты-
сяч тонн против 40 тысяч тонн в конце

37 года.
и стали увеличилась до 58—59
тысяч тонн против 50—51 тысячи тонн
в конце 1937 года.

Суточная добыча угля. по Наркомату
угольной промышленности поднялась К
концу 1940 года до 467 тысяч тонн про-
тив 370 тысяч тонн в конце Года».

Среднесуточная добыча нефти и газа в
конце 1940 года поднялась до 97—98 THI-
esa ToHH uporus 84—86 THICAT TOHH B KOH-
ne 1937 года.

Несмотря из этот рост, нельзя признать
достаточным начавшийся под’ем в метал-
лургии и топливной промышленности. Уве-
личение производства металла отстает OT
заданий третьего пятилетнего плана и еще
не обеспечивает растущих потребностей на-

Со-   родного хозяйства СССР. Не устранено еще

отставание нефтяной промышленности OT
заданий третьей пятилетки,
Из итогов 1940 года необходимо также
етить поднятие трудовой дисциплины и

отм
зики, необходимой народному хозяйству и личение рабочего времени, затрачивае-

Ala обороны страны. .

Тем не менее, задание третьей пятилет-
ки по темпам рост» прюмышленной про-
LYK немного недовыполнено. Вместо
14/0 по пятилетнему плану, фактические
среднегодовые темпы роста продукции, за
Истекшие три тода составили около 13 /о.
90 недовыполнение задания по темпам
рта производства, связано прежде Beer
6 отставанием черной металлургии в начал

о   мышленности, как в рудной

ве
о рабочими и служащими на производ-
ство. Удучшение работы промьниленности
и транепорта во второй половине 1940 го-
да в значительной мере обязано укрепле-
нию трудовой дисциплины и увеличению
рабочего времени. Прежде всего это сказа-
лось в таких отраслях добывающей _ про-
и угольной,
что в свою очередь обеспечило производ-
вепный. тыл для под’ема металлургии и

у ст
1 третьей пятилетки от установленного   х трасдой народного хозяйства.

плана. :
Яелезнодорожные перевозки 34 1940 rox
выросли ¢ 392 миллиардов тонно-километ-
ров в 1939 году до 409 миллиардов тонно-
килохетров в 1940 году. Речные перевоз-
ки увеличились до 36 миллиардов TOHHO-
Билометров против 34,6 миллиарда тонно-
километров в 1939 году. Однако в Ра
железнодорожного транспорта имёют место
ерызные дефекты: продолжаются нера-
циональные перевозки, загружающие тран-
CHOpT, He ликвидированы узкие места В
пропускной способности ряда узлов и На
правлений,
_ Вырюла валовая продукция зерна,
Харной свеклы, подсолнечника, карт
К овощей. Продукция зерновых культур по

са-

т Однако, далеко не все предприятия и
наркоматы использовали возможности ро-
ста производства, которые созданы Указом
Президиума Верховного Совета Союза ССР
от 26 июня 1940 года. В числу этих нар-
коматов прежде всего относятся Наркомат

боте   лесной промышленности и Наркомат про-

чышленности строительных материалов.
Предприятия этих промышленных паркома-
тов Хотя несколько и улучшили свою ра-
боту во второй половине года, ве же за
1940 год значительно недовыполнили план.
Наркомы лесной  промышлентости и
‘строительных материалов должны из этого

ля   факта сделать серьезные выводы.

В 1940 году подготовлены предпосылки

Задачи  народнохозяйственного плана
1941 года вытекают из решений ХУШ
с’езда ВКП(б) о третьем пятилетнем пла-
не развития народного хозяйства. Государ-
ственный план 1941 года, принятый Цен-
тральным Комитетом ВКП(б) и Советом
Народных Комиссаров Союза ССР, исходит
из следующих основных задач:

Во-первых, закрепить самостоятельность
и независимость нашего народного хозяй-
ства от капиталистического окружения,
не быть зависимыми от капиталиетического
хозяйства, особенно в металлургии и Ma-
шиностроении.

Обеспечепие независимости народного
хозяйства СССР от капиталистического
окружения является формой нашей борь-
бы с капитализмом. Империалистическая
война, закрывшая рынок в большинстве
капиталистических стран, подчеркнула эту
задачу. В плане 1941 года она решается
путем форсированного роста производства
специальных видов машин, редких метал-
лов, а также’ программой строительства
новых предприятий, особенно в области
машиностроения и металлургии.

Во-вторых, план 1941 года исходит из
задач всемерного развития социалистиче-
ского производства во всех отраслях на-
родного хозяйства, что означает новый
шаг вперед в деле завершения строитель-
ства бесклассового социалистического 05-
щества в СССР.

В плане 1941 года эта задача решает-
ся быстрыми темпами под’ема социалиети-
ческой промышленности, особенно ее’ ве-
дущих отраслей, а также транспорта и
сельского хозяйства.

В-третьих, план 1941 года исходит из
задачи не допустить диспропорций в на-
родном хозяйстве, а возможность прорыва
перекрыть увеличением ‘и созданием но-
вых‘ государственных резервов.

Известно, ‘что пропорции в народном
хозяйстве СССР меняются в зависимости
от задач, которые партия и правительство
ставят перед народным хозяйством. При-
менительно к плану 1941 тода задача не
допустить в народном хозяйстве диспро-

только выполним, но может быть и перс-
выполнен.

Или возьмите производство товарных
вагонов. Среднесуточный фактический вы-
пуск ватонов в [У квартале 1940 гола
уже составил 90/5 от предусмотренного
планом ‘среднесуточного выпуска вагонов
в 1941 году. Следовательно, вагонострои-
телям, для выполнения плана 1941 года,
необходимо по сравнению с IV кварталом
1940 тода `полнять выпуск вагонов при-
мерно на 12/0. Ясно, что и здесь план
HO ТОЛЬКО выполним, по может быть И
перевыполнен.

Необходимо лишь мобилизовать в про-
мышленности неиспользованные возможно-
ети и резервьх.

Во-первых, к таким возможностям и ре-
зервам относится ‹ полное использование
наличного оборудования.

` Итоги переписи станков ‘и прессов, о

нефти и максимальное развитие всех ви-
дов машиностроения.

Принятый Центральным Комитетом
BEII(6) и Советом Народных Комиссаров
СОСР государственный план развития на-
‘родного хозяйства Союза ССР жа 1941 год
предусматривает следующие основные хо-
зяйственные задачи:

— довести выпуск валовой продукции
промышленности СССР до 162 миллиардов
рублей с ростом против уровня 1940 года
на 17 — 18%;

—- увеличить производство чугуна Jo
18 миллионов тонн, выплавку стали — до
22.4 миллиона тонн и производство прока-
та, — до 15,8 миллиона тонн;

— обеспечить добычу ‘угля в размере
191 миллиона тонн, нефти с. газом — 38
миллионов тонн и торфа — 39 миллионов
тонн;

— обеспечить рост продукции машино-
строения против 1940 года на 26/0;

—- обеспечить прирост мощностей элек-
тростанций на 1 миллион 750 тысяч‘ ки-
ловатт;

— увеличить мощность хлопчатобумаж-
ной промьлиленности наз 850 тысяч ‚ пря-
дильных веретен;

— увеличить валовую продукцию зер-
новых культур на 80/0;  . .

— обеспечить среднесуточную погрузку
на железных дорогах в размере 103 тысяч
вагонов;

— увеличить розничный товарооборот
государственной и кооперативной торговли
до 197 миллиарлов рублей;

—- увеличить производительность труда
в промышленности ‘и строительстве на
12°/o; \

— снизить себестоимость промьилен-
ной продукции на 3,79/о ‘и обеспечить. з&
этот счет дополнительные накопления `В
промышленности в размере 7,3 миллиарда
рублей;

— выполнить программу капитальных.
вложений в размере 57 миллиардов рублей
(в том числе 9 миллиардов рублей по
нецентрализованных капиталовложениям);

— обеспечить дальнейшее увеличение
материальных и финансовых государствен-

ленков, свидетельствуют 00 огромном ро-
сте парка металлорожущих станков и куз-
‘нечно-прессового^ оборудования в промыш-
ленности СССР н больших возможностях
нашего машиностроения.

Перепись металлообрабатызающего 060-
рудования проводялакь в 1932 году и те-
перь в 1940 году. За это время общее
количество металлорежущих станков, имею-
щихся в промышленности СССР, увеличи-
ль в 3,5 раза и кузэнечно-прессового
оборудования в. 3 раза. 9 рост юзна-
Чает величайший итог второй и третьей
пятилеток социалистического строительства
в развитии промышленности и особенно
малпиностроения.

Олнако те же итоги перетиси показы-
Рают, что металлорежущие станки и куз-
печно-прессовое оборудование у нас исполь-
зуются крайне неудовлетворительно. Пере-
пись выярила на предприятиях и строй-
ках по ‘установленных на 1 ноября 1940
года около 46 тысяч станкоз и 8 тысяч
единиц кузнечно-прессового оборудования.

Кроме того, 70 тысяч станков и 15 ты-
сяч единиц кузнечно-прессового оборудова-
ния в день переписи 1 ноября 1940 года
не работали. Станки и пресса простаивали

которой уже частично говорил тов. Ма-

ных резервов.

Таковы основные показатели государ-
ственного плана 1941 года.

По: отдельным отраслям народного хо-
зяйства план‘ предусматривает следующие
задачи: Rei

порции означает дать более высокие
темпы роста металлургии и  машинострое-
нию, & следователько, воей группе, произ-
водящей средства производства. Особенно
необходим дальнейший рост производства
чугуна, стали, цветных металлов, угля, .

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Рост производства средств производства] сти СССР виден из следующих данных (3
и предметов потребления: в. промышленно- } миллиардах рублей):

м
*

1040 г. 1941 г.
(план)
eee , а е 83,9 хо 103,6 пли na 23,5/o
‚ Производство предметов потребления
увеличивается с 53,6 >» 58,4. » » 9%

социалистического общества, двигающего:
впёред свои производительные силы.
Рост отдельных видов’ продукции в

1941 году по отношению к уровню 1940
года составит:

Таким образом, рост производства пред-
метов потребления сопровождается еще бо-
лее быстрым ростом производства средств
производства.

В этом опережающем росте средств про-
изводства виден прогрессивный характер

как из-за ремонта, так и по разным вну-
тризаводеким причинам:  несвоевремениая
доставка инструмента, материалов, фабри-
катов, недостаток рабочих.

Если из общего числа не установленных
и не работавших металлорежущих станков
исключить находившиеся в монтаже и в
ремонте, & также станки, которые пред-
приятиями считаются негохными, то изв
этом случае оставалось свыше 30 тысяч
не установленных, а из числа установлен-
ных 38 тысяч не работавших станков, что
в общей сложности составляет 68. тысяч.
Насколько значителен этот резерв совет-
ского машиностроения, видно ‘из того, что
США выпускали в лучший для них 1929
тод около 65 тысяч станков.

Во-вторых, к возможностям и резервам
роста промышленности необходимо отнести
повышение техники производства, примене-
ние более совершенных машин и внедре-
ние передовой технологии. Разрешите при-
вести несколько примеров на эту тему.

Первый пример — автоматизация техно-
логического процесса в литейном деле,

Сущность процесса заключается в следую-
щем. Обычно изделие формуется в земля-
ных форхах, в опоках. При автоматизации
литейного дела, как это, например, имеет
место на Влимовском машиностроительном
заводе, формовка изделия в земляные фор-
мы не производится. Вместо этого осуще-
ставляетея заливка металла в постоянные
металлические формы, установленные на
специальной литейной машине карусельно-
го типа, состоящей из 12 секций. Эта ма-
шина позволяет производить отливку изде-
лия непрерывно и давать в день при двух-
сменной работе 10 тысяч отливок или
3 миллиона в год.

Непрерывная отливка в постоянные
формы на малтине карусельного типа, в
сочетании с механизацией других опера-
ций и применением высокопроизволитель-
ных автоматов для механической обработ-
ви изделия после отливки, позволит сокра-
тить производственные площади, занятые
литьем, в 6 раз, сократить количество ра-
бочих среднего разряда более чем в 2,5
раза, снизить брак литья вдвое, сократить
количество металлорежущего и вспомога-
тельного оборудования в четыре’. раза, сни-
зить себестоимость изделия вдвое и при
этом получить чугунное литье по качест-
BY, почти но уступающее бессемеровской
стали.

Этот метод получения литья в постоян-
ных формах необходимо широко раслро-
странить в мапгиностроении. Автоматиза-
ция производства созлает возможность рез-
кого увеличения литья на существующих
производетвенных ‘площадях и снижения
себестоимости изделий.

Второй пример — замена ковки деталей
штамповкой. Сущность этой замены заклю-
чается в следующем. При ковке деталь
обжимается между двумя плоскими бойка-
‚ми молота или пресса и постепенными ула-
рами при ненпосредетвенном участии кузне-
ца принимает грубую форму с последую-
щей довольно значительной механической
обработкой ка станке. При штамповке на-
гретый металл ударами мощного молота
(пресса) загоняется в фасонную полость
штампа (форму) с последующей незначи-
тельной обработкой на станке для обрезки
слишка. В результате, уменьшаются при-
пуска на механическую обработку, в ряде
случаев получается совершенно чистая по-
верхность, сокращается время на обработ-
RY и расход металла на изделие. Приведу
пример с производетвом детали № 24 на

Молотовеком машиностроительном заводе:
при при
ковке штамповке

Время изготовления
детали

Отходы и стружка
в /о к чистому ве-
су детали 120—130 40—50

` Необходимое отметить, что штамповка
потребует, конечно, более мощного и точ-
ного оборудования и изготовления штам-
пов. Штамповка может быть применена на
всех машиностроительных заводах с серий-
ным и массовым производством.

Третий пример — автоматическая  свар-
ка голым электродом по методу Института
электросварки Украинской Академии наук.
Сущность метода заключается в следую-
mes. Процесс сварки толым электродом
производится под толстым ‘елоем флюса.
Под защитой этого слоя происходит кон-
центрированный нагрев’ металла и более
быстрое ‘его плавление. Будучи защищен
слоем флюса, расплавленный металл, a
следовательно и сварной шов, не содер-
жит вредных примесей и приобретает по-
вышенные механические свойства. 3a
счет более быстрого процесса нагревания
металла, автоматической подачи флюса
и. электрода, автоматического перемещения
сваривающего механизма создается огром-
ная эффективность. — Производительность
труда возрастает в 5—10 раз, сокраща-
ются затраты труда и материалов.

Широкое применение метода автомати-
ческой сварки возможно и необходимо на
многих ‘заводах машиностроения, в судо-
строении и строительстве.

Четвертый пример — станки с прибора-
ми автоматического контроля. Сушность

100 минут 7 минут

‚ этого контроля заключается в следующем.

Контрольные операции над изготовляемой
деталью, применяемые в обычной практи-
ке, не обеспечивают необходимой точности,
уменьшают производительность станка, так
как контрольные операции связаны со
снятием детали со станка, остановкой его
и, следовательно, с потерей времени. При
автоматическом контроле к станку-автома-
ту прикрепляется прибор, позволяющий
независимо от рабочего, без снятия детали
и’ остановки станка автоматически прове-
рять качество и готовность детали. Метод
автоматического контроля обеспечивает точ-
ность в производстве и резко’ уменьшает
брак, сокращает простои ‘станка на
20—30°/0 и создает возможность обелу-
живания одним рабочим 3—4 станков вме-
сто одного. Хотя область применения авто-
матического контроля очень широка, — дело
это на наших заводах развито крайне
слабо.

Таким ‘образом, применение перодовой
техники и технологии создает болыпие
дополнительные возможности роста - произ-
BOICTBA. .

В-третьих, к возможностям и резервам
дальнейшего роста производства относится
снижение себестоимости и многочисленных
непроизводительных издержен.

Прибыльность социалистической промы-
шленности рагтет из года в год. Чистая
прибымь предприятий промышленных нар-
коматов СССР составила в 1938 тоду —
5,2 миллиарда рублей, в 1939 тоду—
8,5 миллиарда рублей, а в 1940 тоду
прибыль составила уже около 14 милли-
ардов рублей. Известно, что `капиталисти-
ческий закон прибыли не господствует
в советской промышленности. Политика
партии в отношении развития Tex
или иных отраслей промышленности
определяется не размерами ux прибыли,

& интересами победы социализма и с5-
хранения независимости CCCP or ка-
питалистического мира. Иначе у нас

(Продолжение_на.4-й‹стр.).

= Se eee